Рефлексивный анализ решения учебных задач как средство развития умственной самостоятельности учащихся
Диссертация
В основе названных выше общих умений, навыков и способов деятельности лежит развитая умственная самостоятельность учащегося. Она формируется и развивается в различных видах деятельности человека, в процессе его возрастного и интеллектуального развитая. Проблема, однако, заключается в том, чтобы на общей интеллектуальной основе сформировать у учащегося самостоятельность в решении собственно… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Развитее умственной самостоятельности учащихся как проблема исследования
- 1. 1. Феномен умственной самостоятельности
- 1. 2. Роль рефлексии в образовательной деятельности
- 1. 3. Рефлексивный анализ решения учебных задач как рефлексивная образовательная технология
- Глава 2. Использование рефлексивного анализа решения учебных задач в практической педагогической деятельности
- 2. 1. Исследование рефлексивности учителей как профессионально значимого качества личности
- 2. 2. Освоение учителем рефлексивного анализа решения учебных задач в процессе повышения его квалификации
- 2. 3. Изменение умственной самостоятельности учащихся как результат применения в образовательной деятельности рефлексивного анализа решения учебных задач
Список литературы
- Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. — СПб.: СпецЛит, 2000. — 223 с.
- Алексашина И.Ю. Решение педагогических задач как средство формирования умственной самостоятельности студентов педвузов: Диссертация на соискание учёной степени кандидата пед. наук. JL: НИИООВ, 1983.-215 с.
- Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. — СПб.: СПбГУПМ, 1997. 153 с.
- Алексеев C.B., Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Самостоятельная работа слушателей в системе постдипломного образования: Методическое пособие. СПб.: СПбГУПМ, 2003. — 54с.
- Актуальные проблемы современного образования: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. В. Г. Воронцовой, С. В. Алексеева. СПб.: СПбГУПМ, 2002. — 238 с.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функциональная оценки школьников. М.: Педагогика, 1984. — 297 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагоика, 1980, т. 1.-26 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во ун-та, 1988. -238 с.
- Ю.Андриенко Е. В. Феномен профессиональной зрелости учителя // Педагогика, 2002. № 6. — С. 66−70.
- П.Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / ИНОАН СССР. Всесоюзный методологический центр. М.: Экономика, 1991. — 416 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. — М.: Педагогика, 1977. 256 с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач. М., 1990. — 184 с.
- Бездухов В.П. Рефлексивность сознания и мышления учителя // Педагогические чтения, посвященные памяти Ю. Н. Кулюткина: Материалы. СПб.: СПбАППО, 2003 г. — С. 67−80.
- Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: 1989.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М., 1991. — 413 с.
- Боголюбов В.И. Эволюция педагогических технологий // Школьные технологии, 2004. № 4. — С. 12−21.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
- Божович ЛИ. Избранные психологические труды // Проблема формирования личности. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995. -С.90−91.
- Бочкина Н.В. Самостоятельность личности школьника. Л.: РГПУ, 1991.-86 с.
- Браже Т.Г. Учитель как носитель гуманитарной культуры: традиции российского учительства и современность // Гуманитарная культура учителя: Сборник статей. / Сост. Н.И. Элиасберг- Под ред. В. Г. Воронцовой. СПб.: СПбГУПМ, 2002. — С. 32−42.
- Брушлинский A.B. Субъект, мышление, учение, воображение. М. Воронеж, 1996.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. / Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987.-336 с.
- Вершловский С.Г. Проблемы гуманизации школьного образования // Гуманизация образования: Теория. Практика. / Под ред. В. Г. Воронцовой. СПб., 1994.
- Вершловский С.Г. Учитель творец гуманной школы // Гуманитарная культура учителя: Сборник статей. / Сост. Н.И. Элиасберг- Под ред. В. Г. Воронцовой. — СПб.: СПбГУПМ, 2002. — С. 43−54.
- Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: Монография. Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997. -421с.
- Выгодский Л.С. Развитее высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 500 с.
- Вязникова Л.Ф. Рефлексия и переживания как единый психологический механизм изменения профессионального сознания руководителей системы образования в процессе их профессиональной переподготовки // Мир психологии, 2002. № 4. — С. 209−215.
- Гальперин П.Я., Данилова В. М. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии, 1980. № 1. — С. 31−38.
- Гальперин П.А. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М.: Изд-во МГУ, 1985. 45 с.
- Гаргай В.Б. Повышение квалификации учителей на Западе: Рефлексивная модель образования // Педагогика, 2004. № 4. — С. 7279.
- Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1975. — 452 с.
- Гельфман Э.Г., Ковалёва Т. М. О привитии учащимся навыков самоконтроля // Воспитание учащихся при обучении математике: Книга для учителя: Из опыта работы / Сост. Л. Ф. Пичурин. М.: Просвещение, 1987. — С. 52−60.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.: Школа-Пресс, 1995. 447 с.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. С.-Пб.: Изд-во СПбГУ, 1992.-149 е.
- Громыко Ю.В. Выготскианство за рамками концепции Л.С.Выготского. К идее мыследеятельной антропологии. М.: Моск. акад. разв. Образов., Столичный методолог, ун-т, Пайдея, 1996. — 237 с. -(Прилож. к журн. «Россия-2001»)
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. // Директор школы, выпуск 4, М.: Сентябрь 1996. 112 с.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. И. Образование личности: Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994. — 136 с.
- Гуссерль Э. Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии // Язык и интеллект. — М., 1996.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. 3-е изд., перераб. и доп. / М.: Академический проект, 2000. — 184 с.
- Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания / Пер. с болгарского. М., 1982. — 312 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960.-209 с.
- Демидова Н.З. Развитие критичности мышления учащихся как предмет педагогической рефлексии // Школа молодых учёных: Научнопрактическая конференция аспирантов, соискателей и молодых ученых. Вып. 1. СПб.: СПбГУПМ, 2000. — С. 185−187.
- Демидова Н.З. Развитие рефлексии учащихся как педагогическая задача // Педагогические чтения, посвященные памяти Ю. Н. Кулюткина: Материалы. СПб: СПбАППО, 2003 г. — С. 206−210.
- Джемс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. М.: Педагогика, 1991.-368 с.
- Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994. — 248 с.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления, Пер. с англ. Н. М. Никольской.- М.: Совершенство, 1997.-208 с
- Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельного подхода: Кн. для учителя. — М.: просвещение, 2003. — 223 с.
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
- Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981.-96 с.
- Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968.-288 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М.: Педагогика, 1981. -200 с.
- Каплунович ИЛ. Уровни педагогического мастерства учителя математики // Психологическая наука и образование, 2001. № 1. — С. 101−106.
- Карпов A.B. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал, 2003. Том 24, № 5. — С. 4556.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игр. дискуссии (Анализ зарубежного опыта). — Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.
- Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии, 2004. № 2. — С. 3−10.
- Кларин М.В. Технология обучения. Идеал и реальность. Рига, 1999.
- Ковалёв А.Г. Личность воспитывает себя. м.: Политиздат, 1983. — 256 с. (Личность. Мораль. Воспитание.)
- Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога: Научно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования. СПб.: «Издательство „Дрофа“ Санкт-Петербург», 2003.-285 с.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002.- 368 с.
- Коменский Я.А. Великая дидактика. — М.: Издательство книжного магазина К. И. Тихомирова, 1986. 291 с.
- Кон И. С. Проблема «Я» в психологии // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. — С. 45−96.
- Кон И. С. Психология самоосознания // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. — С. 97−117.
- Коржуев А.В., Попков В. А., Рязанова Е. Л. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования // Педагогика, 2002. № 1.-С. 18−22.
- Краевский В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее. // Педагогика, 2002. № 1. — С. 3−10.
- Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко- Под общ. ред. М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.-304 с.
- Кулюткин Ю. Н Диалог как предмет педагогической рефлексии. — СПб.: СпецЛит, 2001. 75 с.
- Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. СПб.: СПбГУПМ, 2002. — 84 с.
- Кулюткин Ю.Н. Мышление и личность. СПб.: «Крисмас+», 1995. -22 с.
- Кулюткин Ю. Н Педагогическая задача // Творческая направленность деятельности педагога. Л.: НИИ ОВ, 1978 — С. 7−10.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. -128 с.
- Кулюткин Ю. Н Психологические особенности деятельности учителя // Мышление учителя. М., 1990. — С. 7−26.
- Кулюткин Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования: Проблемные очерки. СПб.: СпецЛит, 2002. — 96 с.
- Кулюткин Ю. Н, Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПбГУПМ, 2002. — 48 с.
- Кулютьсин Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971.-112 с.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 127 с.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
- Ладенко И.С., Семёнов И. Н., Степанов С. Ю. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии. Новосибирск: ИИФИФ, 1989.-62 с.
- Ладенко И.С., Семёнов И. Н., Степанов С. Ю. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии. Новосибирск: ИИФИФ, 1990.-65 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
- Линдсей Г., Халл К. С., Томпсон Р. Ф. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-С. 149−152.
- Липман М. Рефлексивная. модель практики образования. // Философия для детей. М.: ИФРАН, 1996. — С. 90−112.
- Макарова Л.Н., Шаршов И. А., Копытова Н. Е., Пронина Л. А. Моделирование системы повышения квалификации преподавателей педвузов и колледжей // Педагогика, 2004. № 3. — С. 60−68.
- Макарычева О.О. Эвристические задачи как педагогическое средство развития умственной самостоятельности учащихся. Диссертация на соискание ученой степени кандидата пед. наук. СПб.: СПбГУПМ, 1996.-144 с.$
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-С. 108−117.
- Матюшкин А.М. Основные направления исследования мышления и творчества // Психологический журнал, 1984. № 5. — С. 9−17.
- Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1981.-192 с.
- Менчинская H.A. Психологические проблемы активности личности в обучении. М.: Изд-во АПН СССР, 1972. — 11 с.
- Менчинская RA. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. — 220 с.
- ИЗ. Методы системного педагогического исследования. / Под ред. Н. В. Кузьминой. JL: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Мицкевич Н.И. Теоретические основы формирования содержания повышения квалификации // Педагогические чтения, посвященные памяти Ю. Н. Кулюткина: Материалы. СПб.: СПбАППО, 2003 г. — С. 51−52
- Моделирование педагогических ситуаций. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995.
- Муштавинская И.В. Образовательные технологии как предмет педагогической рефлексии: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. СПб: СПбГУПМ, 2001.-17 с.
- Муштавинская И.В. Рефлексивный анализ педагогической деятельности // Педагогические чтения, посвященные памяти Ю. Н. Кулюткина: Материалы. СПб.: СПбАППО, 2003 г. — С. 167−179.
- Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под редакцией Ю. Н. Кулюткина и Г. Н. Сухобской. М., 1990 — 104 с.
- Обучение и развитие (Экспериментально-педагогическое исследование). Под ред. Чл. АПН СССР Л. В. Занкова. — М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1983. -816 с.
- Оконь В. Основы проблемного обучения / Пер. с польск. — М., 1968.-208 с.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.
- Орлов В.И. Методические основы обучения: Учеб. пособие / В. И. Орлов М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.-72 с.
- Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения — М.: «Смысл», 1993. — 32 с.
- Педагогические чтения, посвященные памяти Ю. Н. Кулюткина: Материалы. СПб.: СПбАППО, 2003. — 235 с.
- Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1988. — 640 с.
- Перминова JI.M. Фёдоров Б. И. Наука обучать. СПб.: СМИО Пресс, 2000.-288 с.
- Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991. — 248 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — M.- JL, 1932.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Платон. Сочинения в 3-х томах. Т. 1. М., 1971.
- Пойа Д. Как решать задачу: Пособие для учителей. / Пер. с англ. Под редакцией Ю. М. Гайдука Москва: Учпедгиз, 1959. — 207 с.
- Полани М. Личностное знание: На пути к посткритичной философии. / Пер. с англ. / Общ. ред. В. А. Лекторского, В.И.Аршинова- Предисл. В. А. Лекторского М.: «Прогресс», 1985. — 344 с.
- Пономарёв Я. А. К теории психологического механизма творчества // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. -М.: «Наука», 1990. С. 13−37.
- Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976. 280 с.
- Пономарёв Я.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества. М.: «Наука», 1983. — С. 3−36.
- Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. — 606 с.
- Психологические механизмы целеобразования. / Под ред. О. К. Тихомирова. М., 1977.
- Рейтман У.Р. Познание и мышление. М.: Мир, 1968. — 400 с.
- Репьев В.В. Общая методика преподавания математики: Пособие для педагогических институтов. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство МП РСФСР, 1958. 223 с.
- Рефлексия в науке и обучении / Отв. ред. И. С. Ладенко. — Новосибирск: ИИФИФ, 1984. 270 с.
- Рогачёва С.Н. Влияние самопонимания на динамику развития самостоятельности младшего школьника в процессе социализации // Мир психологии, 2002. № 2. — С. 127−135.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. — М., 1994.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. — М.: Изд-во АН СССР, 1958 147 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 423 с.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
- Рылова В.В. Самоконтроль как средство формирования адекватной самооценки учебной деятельности старшеклассников: Автореферат канд. диссертации. Киров, 2001. — 18 с.
- Сазанова Т.А. О формировании навыков самостоятельности в процессе обучения геометрии // Воспитание учащихся при обучении математике: Книга для учителя: Из опыта работы / Сост. Л. Ф. Пичурин. -М.: Просвещение, 1987. С. 45−52.
- Саранцев Г. И., Миганова Е. Ю. Функции задач в процессе обучения // Педагогика, 2001. № 9. — С. 19−24.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. — М.: Народное образование, 1998. 256 с. (Б-ка журн. «Народное образование», «Школьные технологии»)
- Селевко Г. К. Технологический подход в образовании. // Школьные технологии, 2004. № 4. — С. 22−34.
- Селезнёва Г. Т. Условия формирования умственной самостоятельности будущего учителя физики: Автореферат кандидат, диссертации. Л., 1977. — 24 с.
- Семёнов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: АПН СССР, 1990. — 215 с.
- Семёнов И.Н., Степанов С. Ю. Проблемы организации творческого мышления и рефлексии: подходы и исследования // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: «Наука», 1990. — С. 37−52.
- Семёнов И.Н. Развитие теоретико-экспериментальных исследований рефлексивной организации мышления // Рефлексия в науке и в образовании. Новосибирск, 1989. — С. 64−78.
- Семёнов И.Н. Системный подход к изучению организации мышления // Исследование проблем психологии и творчества. М.: Наука, 1983.-С. 27−61.
- Сергейчик Е.М. Исторические этапы становления философии образования // Актуальные проблемы современного образования: Учебно-методическое пособие для учителей. / под ред. В. Г. Воронцовой, C.B. Алексеева. СПб.: СПбГУПМ, 2002. — С. 20−42.
- Сергейчик Е.М. Основные идеи философской антропологии // Гуманитарная культура учителя: Сборник статей / Сост. Н.И. Элиасберг- Под ред. В. Г. Воронцовой. СПб.: СПбГУПМ, 2002. — С. 20−41.
- Симановский А.Э. Структура профессионально важных качеств учителя, необходимых для организации творческого обучения // Мир психологии, 2002. № 4. — С. 215−222.
- Сластенин В.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. М.: «Академия», 2001. — 480 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. -384 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие для вузов. — М.: Школьная Пресса, 2000.-416 с.
- Словарь иностранных слов./ 7-е изд., перераб. М.: Русский язык, 1979. — 624 с.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.-423 с.
- Сохор А.М. Информационные аспекты решения задач // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1980. — № 1. -с. 7−9.
- Сохор А.М. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974. — 192 с.
- Спирин Л.Ф., Степинский М. А., Фрумкин М. Л. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач -Ярославль: Ярославский пед. институт, 1974. 130 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -303 с.
- Степанов С.Ю., Семёнов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии, 1985. № 3. — С. 31−40.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
- Стоуне Э. Психопедагогика: Психологическая практика и теория обучения. / Пер. с англ. / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984.-472 е., ил.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. — Кишинев: «Лумина», 1979. — 622 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 343 с.
- Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. — СПб.: Издательство «Михаил Сизов», 1999. 326 с.
- Татенко В.А. Психология в субъектом измерении. — Киев, 1996.
- Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961.
- Тихомиров O.K. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с.
- Тряпицына А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. JL: ЛГГШ, 1989. — 91 с.
- Ушинский К.Д. предисловие к 1 тому «Педагогической антропологии» // Ушинский К. Д. Избранные сочинения. — М.: Просвещение, 1974. т. 1. — с. 229−264.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. M.-JL, 1950. — Т. 2.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений, M.-JL, 1950. — Т. 10.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования, 2004. № 12, 14. — С. 18−126, 3128.
- Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. — М., 1986.-544 с.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Междунар. педагогич. академии, 1995. — 368 с.
- Фёдоров Б.И. и др. Элементы логической культуры: Учебное пособие для старших классов общеобразовательной школы. — СПб.: «Иван Фёдоров». 152 с.
- Философия для детей. М.: ИФРАН, 1996. — 241 с.
- Философская энциклопедия. М., 1967. — т. 4.
- Фридман JI.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. — М.: Педагогика, 1977. — 207 с. I
- Фридман JI.M., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. -М.: Просвещение, 1985 — 224 с.
- Фридман JI.M., Турецкий E.H., Стеценко В .Я. Как научиться решать задачи: Беседы о решении мат. задач. Пособие для учащихся. / Под ред. JI.E. Фридмана. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
- Фридман JI.M. Учитесь учиться математике: Кн. для учащихся. -М.: Просвещение, 1985. 113 с.
- Фройденталь Г. Математика как педагогическая задача. Ч. 1. Пособие для учителей. /Под ред. Н.Я. Виленкина- Сокр. пер. с нем.
- A.Я.Халамайзера. М.: Просвещение, 1982. — 208 с.
- Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000.
- Холодная М.А. Психология интеллекта, парадоксы исследования. -Москва-Томск, 1997.
- Чикнаверова К.Г. Дидактические условия развития самостоятельности у студентов-педагогов: Автореферат на соискание учёной степени кандидата пед. наук. Ижевск: Удмуртский ГУ, 2004. — 21с.
- Швырёв B.C. Научное познание как деятельность. — М.: Политиздат, 1984. 232 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. — 535 с.
- Щедровицкий Г. П., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 142 с.
- Элиасберг Н.И. Гуманизм и гуманизация образования в современной России // Актуальные проблемы современного образования: Учебно-методическое пособие для учителей. / под ред.
- B.Г. Воронцовой, С. В. Алексеева. СПб.: СПбГУПМ, 2002. — С. 56−76.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. — 64 с.
- Эсаулов А.Ф. Диалектика технической мысли (закономерности технического творчества). Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1989. -164 с.
- Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972.-216 с.
- Юлина Н.С. Педагогическая стратегия философии для детей // Философия для детей. М., ИФРАН, 1996. — с. 5−89.
- Bloom B.S. Taxonomy of Educational Goals. HY Longman, 1956.
- Chapling M.V. Keller M.R. Decentring and social interaction // The j. of general psychology. 1984. V. 4. P. 269- 275.
- Flavell J.H. Metacognitive aspects of problem solving // The nature of intelligence. N.Y., 1976. P. 131−135.