Теория и практика развития самодеятельности школьников в учебно-воспитательном процессе
Диссертация
Исследование показало, что на начальном этапе работы по развитию самодеятельности школьников необходимо применять внешние стимулы, играющие роль побудителей и регуляторов деятельности и активности учащихся (прямое требование, контроль, интерес, пример, близкие и средние перспективы). На втором этапе работы возрастает роль внутренних стимулов, часть функций стимулирования передаются коллективу… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-историческое обоснование концепции развития самодеятельности личности в отечественной педагогике
- 1. Идея развития самодеятельности детей в трудах выдающихся отечественных педагогов XIX — начала XX вв
- 2. Концепция развития самодеятельности учащихся в трудах педагогов и школьной практике 20-х -начала 30-х гг
- 3. Решение проблемы стимулирования самодеятельности воспитанников в учреждениях, руководимых А.С. Макаренко
- 4. Развитие идеи самодеятельности в трудах отечественных педагогов второй половины XX века
- 5. Современная концепция развития самодеятельности / #5- г школьников
- Глава II. Теоретический анализ опыта развития самодеятельности школьников
- I. в учебно-воспитательном процессе
- 1. Развитие самодеятельности в учении — путь к
- I. самообразованию
- 2. Развитие самодеятельности в общественно полезном труде
- 3. Самодеятельность школьников в клубной работе
- 4. Ученическое самоуправление как средство развития j самодеятельных начал коллективной жизни
- 5. Роль игры в развитии самодеятельности
- Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию самодеятельности школьников
- 1. Общая организация и научно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы
- 2. Педагогическое стимулирование развития самодеятельности школьников
- 3. Основные направления и содержание опытно-экспериментальной работы
- 4. Подготовка педагогических кадров к работе по развитию самодеятельности школьников
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
- Адигезалова С.Г. Педагогическое стимулирование потребности в общественной деятельности у старших подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1975.-28 с.
- Азаров Ю.П. Мастерство воспитателя. М.: Просвещение, 1971. -127 с.
- Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. -М.: Политиздат, 1989. 335 с.
- Азаров Ю.П. Теоретические проблемы мастерства воспитателя современной общеобразовательной школы: Дис. .док. пед. наук. М., 1973.
- Акимова М.К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992. — 80 с.
- Амирова С.С., Мосолов В. М., Сечина Г. П. Самоорганизация личности в процессе обучения // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 49−52.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 338 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань: КГУ, 1988. — 238 с.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. -144 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.-158 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
- Астахов А.И. Воспитание творчеством: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986.-159 с.
- Ахматов А.Ф. Педагогика гуманизма.-М.: Прометей, 1992. 52 с.
- Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб.: РХГИ, 1997. — 469 с.
- Батищев Г. С. Диалектика общения. Гносиологические и мировоззренческие проблемы: /Сб. ст. АПН СССР, ин-т философии: отв. ред. Г. С. Батищев, Б.И.Пружинин/. М.: ИФАН, 1987. — 125 с.
- Батракова И.С. Теоретические основы организации педагогического процесса в современной школе: Автореф. дис. докт. пед. наук. СПб., 1995. — 37 с.
- Белая JI.JI. Клуб в жизни ребенка. М.: Знание, 1984. — 96 с.
- Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.- 176 с.
- Бельчиков Я.М., Бирштейн М. М. Деловые игры. Рига: Авотс, 1989. — 304 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
- Битинас Б.П. Структура процесса воспитания / Методологический аспект. -Каунас: Швиеса, 1984. 190 с.
- Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы // Избр. педагог, и психологич. сочинения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1979. Т. 1. — С. 39−85.
- Блонский П.П. О наиболее типичных педагогических ошибках при организации трудовой школы // Избр. педагог, и психологич. сочинения. В 2-х т. М.: Педагогтаа, 1979.-Т.1.-С. 165−180.
- Блонский П.П. Трудовая школа // Избр. педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — С. 209−225.
- Богданов О.И. Формирование целеустремленности у подростков в учебно-воспитательном процессе: Дис. .канд. пед. наук. М., 1990. — 187 с.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981, — 96 с.
- Бодалев А.А. О субъективных факторах творческой деятельности человека // Педагогика. 1995. — № 3. — С. 19−23.
- Божович Е.Д. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы // Педагогика. -1997.- № 2. С. 14−20.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Бойко А.Н. Теория и методика формирования воспитывающих отношений в общеобразовательной школе. К.: Выща школа, 1991. — 266 с.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания //Педагогика. -1995. № 4.-С. 29−36.3538.39,40.41,42,43,44,45,46.47,48.49,50,
- Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Дисдок. пед. наук. М., 1991. — 401 с.
- Бочкарев В.И. Социально-педагогические основы школьного самоуправления. Монография. М.: МАСШС, 1997. — 256 с.
- Бочкарев В.И. Социально-педагогические основы школьного самоуправления: Автореф. дис. .докт.пед. наук.-М., 1998.-38 с.
- Бочкина Н.В. Педагогические основы формирования самостоятельности школьника: Дис. док. пед. наук.-Спб., 1991.
- Боярова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся // Специалист- 1996.-№ 4.-С. 9−10.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение // Проблемы психологии личности. -М.: Мысль, 1978.-216 с.
- Буева Л.П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие: / Философские заметки. -М.: Знание, 1988. 63 с.
- Быстрицкий А.Г. Педагогика в самодеятельных общественных организациях //Сов. педагогика. 1990. — № 10.-С. 93−97.
- Быстрицкий А.Г. Развитие самодеятельности учащихся-комсомольцев единой трудовой школы (1918−1931 гг.): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1990. -19 с.
- Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. -139 с.
- Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. М., 1923. Вентцель К. Нравственное воспитание и свобода // Свободное воспитание. -1908. — № 4.
- Вентцель К.Н. Революция и требование нравственности // Рукописный сборник статей. Воронеж, б/г. — Ед. хр. 32. — Л. 5 — 27.
- Верницкая Н.Н. Формирование индивидуальности школьника в целостном учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис.. докт. пед. наук.-М., 1991. -32 с.
- Вестник воспитания. 1905. — № 5. — Приложения. — С. 133.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во1. МГУ, 1990.-288 с.
- Волков И.П. Много ли в школе талантов? М.: Знание, 1989. — 80 с.
- Волков И.П. Цель одна дорог много. Проектирование процессов обучения: Кн. для учителя. Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
- Воспитание с любовью и логикой: Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995. — 479 с.
- Воспитание учащихся по месту жительства: Кн. для учителя / В. Г. Бочарова, М. М. Плоткин, Л. С. Алексеева и др.- Под ред. В. Г. Бочаровой, М. М. Плоткина. -М.: Просвещение, 1987.-192 с.
- Воспитательная система школы: аспект моделирования: Учебн.-метод. пособие / Авт.-сост. Е. Н, .Степанов, ЛВ. Байбородова, С. Л. Паладьев.-Псков: ПОИПЕСЮ, 1994.-95 с.
- Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории/ Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Сентябрь, 1997. — 112 с.
- Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. — 78 с.
- Вульфов В.З., Иванов В. Д. Время взрослых поступков : Диалоги о школьной юности и ее проблемах.-М.: Новая школа, 1993.-160с.
- Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 284 с.
- Вульфов Б.З., Семенов.В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. М.: Знание, 1981.-96 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С. 62−76.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. — 414 с.
- Вяткин Л.Г., Железовский Г. И. Опыт развития познавательной самостоятельности студентов // Педагогика-1993 .-№ 1.- С. 61−66.
- Газман О.С. О понятии детской игры // Игра в педагогическом процессе. -Новосибирск, 1989. С. 3−10.
- Газман О.С., Вейсс P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. — 103 с.
- Гильбух Ю.З. Понятие зоны ближайшего развития и его роли в решении актуальных задач педагогической психологии // Вопросы психологии. 1987. — № З.-С. 37−39.
- Глассер У. Школы без неудачников: Пер с англ. / Общ. ред. и предисл. ВЛ.Пилиповского. М.: Прогресс, 1991. -184 с.
- Голованова Н.Ф. Педагогические основы социализации младшего школьника: Автореф. дис. докт. пед. наук.-СПб., 1996.-41 с.
- Голованова Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое // Педагогика. 1998. -No 5.-С. 42 — 45.
- Голубев Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989.-160 с.
- Гончаров Н.К. Основные направления развитая педагогических наук на современном этапе. -М.: Знание, 1966. 62 с.
- Гордин A.JI. Развитие ученического самоуправления в группах продленного дня для младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. -16 с.
- Гордин А.Ю. Нравственное воспитание школьников в труде. М.: Просвещение, 1967. — 119 с.
- Гордин Л.Ю. Воспитание и социализация // Сов. педагогика. 1991. — № 2. — С. 38−43.
- Гордин Л.Ю. Коллективное самообслуживание школьников. М.: Просвещение, 1965. — 248 с.
- Гордин Л.Ю. Методологические проблемы педагогического стимулирования // Сов. педагогика. 1979. — № 12. -С. 72−79.
- Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. М.: Просвещение, 1984. -175 с.
- Гордин Л.Ю. Педагогическое стимулирование как проблема теории и практики коммунистического воспитания: Дис. докт. пед. наук. М., 1977.
- Гордин Л.Ю. Школа инициативы и самостоятельности : Из опыта работы школ г. Таганрога. -М.: Педагогика, 1984.-112 с.
- Горская Г. И. Новое на уроках русского языка: Из опыта работы учителя г. Липецка. М.: Учпедгиз, 1963 .-215с.
- Григорьев В.М. Традиционная педагогика игры: Опыт и проблемы // Педагогика.- 1996. -№ 1.-С. 20−23.
- Громкова М.Т. Образование стимул самообразования личности // Педагогика.-1993.-№ 3.-С. 21−25.
- Гузик Н.П. Обучение органической химии: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
- Гуревич С.А. Организация чтения учащихся старших классов: Кн. для учителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1984.-207 с.
- Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
- Гуткина Л.Д., Завельский Ю. В., Пикалова Г. В. Организация воспитательной работы в школе. М., 1996. — 79 с.
- Данилов М.А. Дидактический анализ липецкого опыта построения уроков // Липецкий опыт рациональной организации урока. Сб. статей./ Под ред. проф. М. А. Данилова и др. М.: Учпедгиз, 1963. — С. 9 — 26.
- Дашкевич О.В., Славгородская Е. Л. Общественно-организационная деятельность подростков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 25 — 29.
- Дежникова Н.С., Первин И. Б. Товарищеская взаимопомощь школьников. М.: Педагогика, 1981. -112 с.
- Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — 366 с.
- Дианкина М.С. Педагогические проблемы развития самодеятельности октябрят в процессе выполнения общественных поручений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1977. 16 с.
- Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1976. — 96 с.
- Дружников Ю. Явная и тайная жизнь Константина Вентцеля // Вопросы философии. 1996. — № 4. — С.106−126.
- Евладова Е.Б., Николаева Л. А. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 39 — 44.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. -М.: Просвещение, 1989. 189 с.
- Ерзунов В.И., Новосельцева В. А., Федоров В. В. Клуб для подростков: Из опыта работы подростковых клубов г. Пензы. М.: Просвещение, 1986. — 79 с.
- Ерошенко И.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М.: Просвещение, 1982. -160 с.
- Ершов А.А. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч, 1991.-157 с.
- Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993.-205 с.
- Жеребятьва Л.Ф. Подготовка будущих учителей к организации и проведению самостоятельной учебной работы учащихся: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Алма-Ата, 1990.-25 с.
- Жуков В.В., Холодюк А. Г. Что может самоуправление?: Пособие для учителя. Кишинев: Лумина, 1988. — 144 с.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. —М.: Педагогика, 1990. -164 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. -160 с.
- Зеленьковский В.В. Русская педагогика в XX веке // Педагогика. 1997. — № 2. -С. 73−89.
- Зеленые острова Восточного округа / Под ред. Остапца А. А. М., 1997. — 154 с.
- Зелигман М. Как научиться оптимизму. Советы на каждый день: Пер. с англ. -М.: Вече, 1997.-432 с.
- Злобин Н.С. Деятельность труд — культура // Деятельность: теории, методология, проблемы. — М.: Политиздат, 1990. — С. 111 — 128 с.
- Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте.- М.: Изд-во МГУ, 1982. 200 с.
- Иванов И.П. Воспитывать коллективистов: Из опыта работы школ Ленинграда и Ленинградской области. М.: Педагогика, 1982. — 80 с.
- Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания: Кн. для учителя. Mj Просвещение, 1990. — 144 с.
- Иванов И.П. Творческое содружество поколений как условие воспитания юных общественников: Автореф. дисдокт. пед. наук. Л., 1972. — 62 с.
- Игра в педагогическом процессе: Межвузовский сборник научных трудов. -Новосибирск: Изд-во НИШ, 1989. 123 с.
- Изучение личности подростка-члена самодеятельного объединения-М.:РАО, НИИ теории и методов воспитания, 1992.-50с.
- Ильин B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное изд-во, 1971. — 223 с.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный подход). М.: Педагогика, 1984. -144 с.
- Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1978. — 328 с.
- Казаренков В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников // Педагогика. 1993. — № 3. — С. 25−29.
- Казаренков В.И. Зависит от взрослых: Пед. беседы. Ростов-на-Дону- Ростовское книжное изд-во, 1987. — 92 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. -144 с.
- Караковский В.А. Воспитай гражданина: (Записки директора школы). М.: Моск. рабочий, 1987. — 144 с.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / Из серии «Авторские школы Москвы. М.: Новая школа, 1992. -126 с,
- Катаева Н.А. Социальная работа в микрорайоне с подростками, склонными к правонарушениям. Киров: Вятское слово, 1997. — 166 с.
- Кветной М.С. Человеческая деятельность: Сущность, структура, типы. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1974. — 222 с.
- Квятковский Е.В. Самопроявление личности как педагогическая проблема // Педагогика -1993. № 2. — С. 32−38.
- Кирсанов А.А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении: Учеб. пособие. -Казань: Гос. пед. ин-т, 1978. 113 с.
- Кичатинов Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников. Иркутск, 1989.-191 с.
- Князева М.Л. Ключ к самосозиданию. М.: Молодая гвардия, 1990. — 255 с.
- Ковалев А.Г. Самовоспитание школьников. М.: Просвещение, 1967. — 159 с.
- Коваль М.Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений: Автореф. дисдокт. пед. наук. М., 1991. — 33 с.
- Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Возврат к этике характера / Пер. с англ. М.: Вече, Персей, ACT, 1997. — 480 с.
- Ковтун Л.Г. К вопросу о роли самостоятельности в структуре личности // Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процес-са.-Волгоград, 1981.-С. 66 75.
- Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Кн. для учителя: / Сост. и авт. вступ. статьи В. М. Коротов. -М.: Просвещение, 1987. 158 с.
- Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994. -340 с.
- Колмакова М. Ученый-педагог ленинской школы // Воспитание школьников. -1988.-№ 5.-С. 15−16.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самопознание. М.: Политиздат, 1984. -335 с.
- Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1988. — 64 с.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Конникова Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе. Обобщение опыта работы школы № 210 Ленинграда. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 400 с.
- Конникова Т.Е. Творческая игра в воспитательной работе школы // Ученые записки ЛГТТИ. Л., 1966.
- Корнейчик Т.Д., Равкин В. И. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921−1931.-М: АПН РСФСР, 1961.-508 с.
- Корнилова А.Г. Педагогические основы социального воспитания. Якутск: ЯГУ, 1992.-69 с.
- Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917−1920. -М.-.АПН РСФСР, 1958. 351 с.
- Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М.: «КСП», Ин-т психологии РАН, 1997. — 224 с.
- Коротов В.М. Введение в общую теорию развития личности. Лекции. М., 1991.-134 с.
- Коротов В.М. Воспитание как предмет педагогической науки // Развитие личности. -1997. № 1. — С. 22−38.
- Коротов В.М. Главное на уроке. Иваново, 1995. — 104 с.
- Коротов В.М. Педагогическая технология гуманистического воспитания. Соликамск, СГПИ, 1996. — 78 с.
- Коротов В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений : Кн. для учителя. Самара, 1994. — 136 с.
- Коротов В.М. Самодеятельность учащихся на уроке // Сов. педагогика. 1990. — № 6. — С. 11−15.
- Коротов В.М. Самоуправление школьников. 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1981. — 208 с.
- Коротов В.М. Технология преподавания. Самара: Изд-во ТОО «КОМПРЭЛ», 1988.-89 с.
- Коротов В.М., Турчина Н. В., Мухин М. И., Комарова Е. Н., Садакова Л. Г. Развитие самодеятельности личности. Киров, 1998.-42 с.
- Костяшкин Э.Г. Тенденции развития взаимосвязи школы и среды //Сов. педагогика. 1982. — № 3. — С. 48 — 52.
- Костяшкин Э.Г. Теория и практика внеурочной работы общеобразовательной школы: Дис. .докт. пед. наук. М., 1972.
- Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. 3-е изд., доп. и перераб. -Мн.: Выш. шк., 1991. — 287 с.
- Кравчук П.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 1992. — 32 с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с.
- Красовский Ю.Д. Мир деловой игры. -М.: Экономика, 1989. 175 с.
- Кривцова С.В., Мухаматулина Е. А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками.-М.: Генезис, 1997.-192 с.
- Кричевский Р.Д., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 207 с.
- Крупская Н.К. Детское самоуправление в школе //Пед. соч.: В 6 т. /Под ред. А. М. Арсеньева, Н.К., Н. К. Гончарова, П. В. Руднева. М.: Педагогика, 1980. -Т. 4.-С. 344−353.
- Крупская Н.К. Заметки о коммунистическом воспитании // Пед. соч.: В 6 т. -Т.6.-С. 375−380.
- Крупская Н.К. На борьбу за образцовую школу // Пед. соч.: В 6 т. Т. 5. — С. 248−263.
- Крупская Н.К. О работе ВЛКСМ среди детей // Пед. соч.: В 6 т. Т.З. — С. 286 -304.
- Крупская Н.К. О работе деткружков // Пед. соч.: В 6 т. Т.З. — С. 68 — 70.
- Крупская Н.К. О школьном самоуправлении // Пед. соч.: В 6 т. Т.1. — С. 65 -72.
- Крупская Н.К. О школьном самоуправлении // Пед. соч.: В 6 т. Т. 5. — С. 36 -46.
- Крупская Н.К. Роль игры в детском саду // Пед. соч.: В 6 т. -Т.6. С. 163- 164.
- Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие. М: Высшая школа, 1990. — 142 с.
- Кудинов В. А. Большие заботы маленьких граждан / Предисл. А .Я. Лейкина. — М.: Мол. гвардия, 1990. 238 с.
- Куликова Л.Н. Педагогические основы самовоспитания ученического коллектива старшеклассников: Дис. .докт. пед. наук. — М., 1990.
- Кумекер Л., Шейн Д. С. Свобода учиться, свобода учить: Пособие для учителя. М.: Народное образование, 1994. — 160 с.
- Куракин А.Т., Лийметс Х. И., Новикова Л. И. Коллектив и личность школьника: Основы теории воспитательного коллектива. Вып. 1, ч. 2. Таллин, 1981.-124 с.
- Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников: Пособие для классных руководителей. М.: Просвещение, 1983- 223 с.
- Кухтевич Т.Н. Социология воспитания: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1989.-144 с.
- Латынина Д.И. Воспитание самодеятельности пионеров младшего возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1963. — 16 с.
- Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. М.: Ml И У им. В. Ленина, 1993.-152 с.
- Леванова Е.А. Формирование практической готовности учителя к взаимодействию с учащимися во внеурочной деятельности: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1995.-31 с.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. -334 с.
- Левицкая А.Г. Урбанизация и воспитание: социологический анализ. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1989. 161 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977.-304 с.
- Леонтьев АЛ. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. М.: Изд-во МГУ, 1971.-40 с.
- Леухин Б.Д. Способы методической инструментовки стимулов воспитания самостоятельности старшеклассников // Педагогическое стимулирование нравственного развития познавательной активности школьников. Киров — Йошкар-Ола, 1975.-С. 43 — 48.
- Лещинский В.И., Кульневич С. В. Учимся управлять собой и детьми: Пед. практикум. М.: Просвещение: Владос, 1995. — 240 с.
- Липецкий опыт рациональной организации урока. Сборник статей/ Под ред. проф. М. А. Данилова и др. М.: Учпедгиз, 1963. — 223 с.
- Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара: Изд-во СИУ, 1997. — 85 с.
- Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики. Самара: Изд-во СИУ, 1998.-200 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. — 528 с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
- Личность в воспитательной системе школы: Научно-методический сборник./ Под ред. А. В. Гаврилина и Л. И. Новиковой. Владимир, 1993 .-153с.
- Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. Учебное пособие для школьных психологов и педагогов. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Ин-т практической психологии, 1997. — 256 с.
- Ломов А.Н. Педагогические проблемы развитая самодеятельности учащихся в общественно полезной работе (на опыте 5−8 классов): Автореф. дис.. .канд. пед. наук. -М., 1971- 16 с.
- Лошкарева Н.А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса: Дис.. докт. пед. наук. -М., 1990.
- Лук А. Н. Мышление и творчество. -М.: Политиздат, 1976.-144 с.
- Лукас Э.А. Работа классного руководителя по развитию самодеятельности пионеров: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1955. 16 с.
- Луначарский А.В. Воспитание нового человека // А. В. Луначарский. О воспитании и образовании. Под ред. А. М. Арсеньева и др. М.: Педагогика, 1976. -С. 269−299.
- Луначарский А.В. Детское движение и коммунистическое воспитание // А. В. Луначарский. О воспитании и образовании. Под ред. A.M. Арсеньева и др-М. :Педагогика, 1976.-С.265−268.
- Луначарский А.В. Речь на 1 Всероссийском съезде по просвещению // А. В. Луначарский. О воспитании и образовании. Под ред. A.M. Арсеньева и др. -М.: Педагогика, 1976.-С. 19−35.
- А.В. Луначарский о народном образовании. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -559 с.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 208 с.
- Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988.-128 с.
- Макаренко А.С. Больше активности в игре // Пед соч.: В 8 т. М.: Педагогика, 1983.-Т.4.-С. 40.
- Макаренко А.С. Вроде методического плана клубной работы // Пед. соч.: В 8 т. — Т. 1. С. 64 — 67.
- Макаренко А. С. Колония им. М.Горького // Пед. соч.: В 8 т. Т. 1 — С. 16−17. 2.13. Макаренко А. С. Конституция страны ФЭД // Пед. соч.: В 8 т. — Т. 1. — С. 149 154.
- Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Пед. соч: В 8 т. Т.4. — С. 59 — 115.
- Макаренко А.С. Марш тридцатого года: Кн. для учителя / Сост. и авт. комменгг. В. Г. Бейлинсон. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1988. — 287 с.
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч.: B8t.-T.1--C. 267−329.
- Макаренко А.С. Педагогическая поэма //Соч.: В 7 т. 2-е изд. М.: АПН РСФСР, 1957. — Т. 1.
- Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Пед. соч. В 8-мит.-Т.4.-С. 123−203.
- А.С. Макаренко. К 75-летию со дня рождения. Сборник. М.: Учпедгиз, 1963. -215с.
- Маленкова Л.И. Человековедение (программа и методические материалы). -М.: ТОО «Интел Тех», о-во «Знание» России, 1993. 208 с.
- Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988.-144 с.
- Матюшкин А.М. и др. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991. -160 с.
- Мид М. Культура и мир детства. Избр. произведения. Пер. с англ. с коммент. Ю. А. Асеева. Сост. и послесловие И. С. Кона. М.: Гл. редакция восточ. лит-ры изд-ва «Наука», 1988.-429 с.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Научно-исслед. ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР: -М.: Педагогика, 1991. 152 с.
- Михайлова М.В. Дом свободного ребенка // Сов. педагогика. 1983. — № 4. — С. 102 -106.
- Мищенко А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: Автореф. дис. .докт. пед. наук. -М., 1992.-32 с.
- Молодежь России на рубеже веков //Материалы докладов и сообщений Международной научно-практической конференции. Березники, 1999. — 334 с.
- Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика / Опыт экспериментального исследования/. -М.: Педагогика, 1981. 144 с.
- Моносзон Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1978. — 199 с.
- Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики, 1917−1987: Кн. для учителя-М.: Просвещение, 1987−223 с.
- Мошер Р., Кенни Р., Гаррод Э. Воспитание гражданина: демократические школы / Пер. с англ. / под общ. ред. Т. Э. Балуян, ЕЛ. Мигунова, Е. И. Яковлева. М.: Народное образование, 1996. — 232 с.
- Мудрик А.В. Некоторые аспекты социализации старшеклассников и учащихся ПТУ: Методич. пособие /Под ред. А. В. Мудрика, Е. И. Пановой. М.: ЦС ПО РСФСР, 1989 (1991).—55 с.
- Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991. — 80 с.
- Мухин М. В.А. Сухомлинский о развитии самосознания школьников // Развитие личности. -1997. № 1, — С. 49−63.
- Мухин М.И. В.А.Сухомлинский: Человеческая личность неповторима. -Курск: 1991.-128 с.
- Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. М., 1994. — 184 с.
- Мухина В. Дивный мир: не антиутопия, реальность // Развитие личности. -1997 -№ 1.-С. 12−22.
- Немов Р.С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Кн. для учителей о психологии ученического коллектива. М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
- Никандров Н.Д. Проблемы взаимосвязи образования, экономики, социальной политики и культуры в современной России// Социально-политический журнал.-1997.- № 2. С. 149 — 160.
- Никандров Н.Д., Гершунский Б. С. Актуальные проблемы методологии педагогики.-М, 1994.-196 с.
- Никитин А. Проблемы политико-правовой социализации личности // Развитие личности. 1997. -№>1.~ С. 100−111.
- Никифоров A.JI. Деятельность, поведение, творчество// Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — С. 52 — 68.
- Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления: Пер. с англ. Минск: ООО «Попурри», 1996.-240 с.
- Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива / Вопросы теории. М.: Педагогика, 1978. -144 с.
- Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М.: Знание, 1988. -80 с.
- Новикова Л.И. Школа и среда. М.: Знание, 1985. — 80 с.
- Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.-280 с.
- Новосельцева Н.А., Федоров В. В. Наши подростки: О создании детских и подростковых клубов по интересам. М.: Политиздат, 1989. — 128 с.
- Нойнер Г. Развитие самодеятельности в пионерской организации : Автореф. дис. .канд. пед.наук.-Л., 1956.-16с.
- Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской и В.М. Слуцкого- Предисл. В. М. Слуцкого. -М: Прогресс, 1991.-376 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд., испр. -М.: Рус. яз., 1984. — 797 с.
- Опалихин В.М. Развитие ученического самоуправления в школе (Актуальные проблемы).-М.: Знание РСФСР, 1987.-40 с.
- Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся //Педагогика. 1998. -№ 3. — С.44−48.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
- Осницкий А.К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики. Москва — Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 1996. — 126 с.
- Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М.: Знание, 1986. — 80 с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941 -1961) / Под ред. Ф. Г. Паначина, М. Н Колмаковой, З. И. Равкина. М.: Педагогика, 1988.-272 с.
- Пашков А.Г. Труд в школе: кризис или обновление?. М.: Знание, 1992. — 80 с.
- Педагогические взгляды и деятельность Н. К. Крупской /Под ред. Н. К. Гончарова. М.: Просвещение, 1969. — 399 с.
- Педагогические взгляды С. Т. Шацкого. М.: Просвещение, 1960. — 275 с.
- Педагогическое стимулирование в процессе комплексного подхода к воспитанию: Сборник научных статей /Под ред. З. И. Равкина. Киров: КГПИ, 1981. — 166 с.
- Педагогическое стимулирование нравственного развития и познавательной активности школьников /Под ред. З. И. Равкина. Киров — Йошкар-Ола: КГПИ, 1975, — 131 с.
- Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография / Науч. редакторы: Т. И. Щамова, П. И. Третьяков. Москва — Тюмень, 1994. — 277 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. -255 с.
- Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии-1984. № 4. — С. 15 — 29.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности / Российский открытый университет. М.: ТОО «Горбунок», 1992. — 224 с.
- Пивченко В.П. Развитие речевой деятельности средствами игры // Игра в педагогическом процессе: Межвузовский сборник науч. трудов. Новосибирск: НГПИ, 1984.-С. 88−98.
- Пидкасистый П.И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. М.: Знание, 1985. — 80 с.
- Пикова Л.А. Соревнование как средство стимулирования деятельности коллектива и личности // Педагогическое стимулирование в процессе комплексного подхода к воспитанию /Под ред. З. И. Равкина. -Киров, 1981 .-С. 75 84.
- Пинкевич А.П. Педагогика. В 2-х т. Т.2. Школьный возраст. Трудовая школа /5-е изд./ -М.: Работник просвещения, 1929.-263 с.
- Пирогов В.И. Общественно-политическая деятельность как фактор формирования личности старшеклассника советской школы: Автореф. дис. докт.пед.наук.-М., 1984.-32с.
- Пирогов В.И. Формирование активной жизненной позиции школьников: (Воспитание старшеклассников в обществ.-полит. деятельности). Книга для учителей. М.: Просвещение, 1981. — 144 с.
- Пистрак М.М. Материалы по самоуправлению учащихся (два года жизни 11 ступени школьной коммуны Наркомпроса). М., 1922.
- Пистрак М.М. Насущные проблемы современной советской школы. М.: Государственное изд-во, 1924. — 136 с.
- Пистрак М.М. Педагогика. Учебник для высших учебных заведений. -М.: Учпедгиз, 1934.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. -М.: Наука, 1972.-312 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности / Отв. Ред. А. Д. Глоточкин. -М.: Наука, 1986.-254 с.
- Плетников Ю.К. Место категории деятельности в теоретической системе исторического материализма // Деятельность: теории, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1990.-366 с.
- Плоткин М.М., Цыпурский В. Г. Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате: пособие для директоров школ-интернатов. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
- Полукаров В.В. Подростковый клуб: самодеятельность, творчество, самоопределение. М.: Знание, 1988. — 80 с.
- Полукаров В.В. Теория и практика организации клубной деятельности учащихся: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 1994. — 31 с.
- Помелов В.Б. Воспитание деловых качеств, у школьников. М.:0-во «Знание» РСФСР, 1988.-48 с.
- Пономарева З.Ф. Воспитание у старших подростков самостоятельности в общественной деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Л., 1964. — 16 с.
- Попов Л.М. Психология самодеятельности: Дис. .докт. психол. наук. — М., 1992. -345 с.
- Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие: Опыт програм.-целевого упр. М.: Новая школа, 1996. — 317 с.
- Поташник М.М. Как оптимизировать процесс воспитания. М.: Знание, 1984. -80 с.
- Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987. -78 с.
- Приходысо Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 126 с.
- Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли / Общ. ред. и предисл. А. Ю. Гордина и Л. И. Новиковой. -М.: Педагогика, 1973. -319 с.
- Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований истории советской школы / Под ред. З. И. Равкина. Йошкар-Ола, 1972.
- Проблемы стимулирования активности учащихся в процессе нравственного воспитания и обучения /Под ред. З. И. Равкина Йошкар-Ола, 1983.
- Противоречия школьного воспитания: семь проблем, семь решений /Под общей ред. Н. Е. Щурковой. М., 1998. — 95с.
- Прутченков А.С. Учим и учимся, играя (Игровая технология экономического воспитания школьников). М.: МПА, 1997. — 320 с.
- Пряникова В.Г. Интернациональное воспитание в коллективе школьников: Кн. для учителя /Под ред. З. И. Равкина. М.: Просвещение, 1987. — 128 с.
- Пряникова В.Г. Становление и развитие концепции педагогического стимулирования в теории советской педагогики (1917−1980): Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1993. — 32 с.
- Равкин З.И. Актуальные вопросы теории педагогического стимулирования //Сов. педагогика. 1974. — № 10. -С. 69 — 79.
- Развитие идей А. С. Макаренко в теории и методике воспитания /Под ред. В. М. Коротова. М.: Педагогика, 1989 — 320 с.
- Развивающее обучение: сборник научно-методических статей / Под ред. В. З. Юсупова. Киров: Изд-во ВГПУ, 1997.-80 с.
- Развитие самодеятельности учащихся в пионерской организации /Под ред. В. Г. Яковлева. -М.: АПН РСФСР, 1958.-344 с.
- Развитие самостоятельности и творческой активности школьников /Под ред. О. С. Кель и Г. Р. Черепашенца. М.: Просвещение, 1964. — 160 с.
- Рогова P.M. Формирование коммунистического мировоззрения школьников: Опыт и проблемы. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
- Рожков М.И., Волохов А. В. Детские организации: возможности выбора / Методическое пособие для организаторов детского движения. М.: РАО Центр социальной педагогики, 1996. — 111 с.
- Романов А.П. Детские и подростковые клубы в системе общественного воспитания в СССР (Историко-педагогический аспект): Автореф дис.. докт. пед. наук. М., 1990.-57 с.
- Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. — 636 с.
- Рубинштейн Л.С. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии.-1986.-№ 4.-С. 101−107.
- Рубинштейн Л.С. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АПН СССР, 1959.-354 с.
- Рувинский ЛИ., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1982. — 143 с.
- Садакова Л.Г. Проблемы социализации подростков: Пособие для учителей. -Киров, 1995.-121 с.
- Садакова Л.Г. Развитие самодеятельности личности молодого человека как условие успешной социализации //Молодежь России на рубеже веков. Материалы докладов и пособий международной научно-практической конференции. — Березники, 1999. — С. 224 — 227.
- Садакова Л.Г. Развитие самодеятельности личности школьника // Мое отечество. 1998. — № 5−6. — С. 47 — 54.
- Садакова Л.Г. Развитие самодеятельности старших подростков в школьных клубных объединениях по интересам: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991.-17 с.
- Садакова Л.Г. Развитие самодеятельности школьников в учебно-воспитательном процессе. М.: Копи-Центр, 1999. — 110 с.
- Садакова Л.Г. Развитие ученического самоуправления в школьных клубах по интересам: Методич. рекомендации. Киров, 1988. — 14 с.
- Садакова Л.Г. Руководство развитием самодеятельности школьников в клубных объединениях: Методические рекомендации для учителей. Киров, 1993. — 54 с.
- Садакова Л.Г. Становление концепции развития самодеятельности личности в отечественной педагогике. М.: Копи-Центр, 1999. 78 с.
- Садакова Л.Г. Учить самодеятельности: Пособие для учителя. Киров, 1997. -76 с.
- Самоуправление: От теории к практике /Под ред. Ю. А. Тихомирова, Г. Х. Шахназарова. М.: Юрид. лит., 1988. — 208 с.
- Сафонова Н.И. Усвоение социального опыта подростками в процессе их общественно-политической деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1973.-22 с.
- Сахаров В.Ф. Педагогические основы системы профессиональной ориентации учащихся средней школы: Дисдокт. пед. наук. М., 1984. — 380 с.
- Сахаров В.Ф. Школа в пути: Из опыта работы школы № 28 г. Кирова. Киров, 1992.-101 с.
- Свадковский И.Ф. О воспитании трудолюбия у детей. М.: Учпедгиз, 1959. -112с.
- Селезнев Н.В. Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1997. — 32 с.
- Селиванова Н.Л. Школьный класс. М.: Знание, 1988 — 80 с.
- Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: опыт исследования. М.: Педагогика, 1986. — 112 с.
- Семенов В.Д. Опыт организации взаимодействия школьного коллектива с социальной средой //Сов. педагогика. 1982. — № 3. — С. 53 — 55.
- Сериков Г. Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности. -Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. 137 с.
- Ситаров В.А. педагогические условия формирования социальной активности младшего школьника: Автореф. дис. докт. пед. наук.-М., 1991.-32 с.
- Скоморохов Н.Я. Самодеятельность как средство активизации трудовой и общественной деятельности //Сов. педагогика. -1965. № 2. — С. 40 — 48.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976. -160 с.
- Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. М., 1994.-190 с.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. -М: Магистр, 1997.-221 с.
- Смирнов М.И. Психология и социализация личности //Сов. педагогика. 1990. -№ 12.-С. 142−144.
- Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А. М. Прохоров.-З-е изд.-М.: Сов. энциклопедия, 1985.-1600 с.
- Соколова Н.Д. Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогике: монография / Уральский пед. ин-т. Екатеринбург, 1992. — 110 с.
- Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986.-136 с.
- Сологуб Г. П. Пробуждение личности: Записки директора Очерской спецшколы Пермской обл. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогика, 1987. — 208 с.
- Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения /Сост. А. Т. Губко. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
- Сорока-Росинский В. Н. Школа Достоевского. М.: Знание, 1978. — 48 с.
- Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции: Сб. науч. тр. / РАО, Ин-т теорет. педагогики и межд. исслед. вобразовании- /Под ред. М. Г. Плоховой и Ф. А. Фрадкина. М.: ИПГП и МИО РАО.-1993.-147 с.
- Срода Р.В. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении. -М.: Изд-во АПН, 1956. 55 с.
- Стрельницкая Л.П. Формирование у студентов педвуза основ мастерства педагогического стимулирования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1993. — 17 с.
- Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе: учеб. пособие для культ.-просвет. фак. ин-тов культуры и пед. вузов. М.: Просвещение, 1979. -224 с.
- Суртаев В Л. Основные направления самореализации молодежи в условиях до-суговой деятельности: Учеб. пособие. СПб: СПбГИК, 1992. — 80 с.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981.-192 с.
- Сухомлинский В.А. Овладение массовой рабочей специальностью в школе -средство улучшения трудового воспитания //Сов. педагогика 1958. — № 7. -С. 11−24.
- Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа //Избр. произв.: В 5 т. -Т.4. -С. 7−412.
- Сухомлинский В.А. Постановка эксперимента педагогическим коллективом, средней школы //Сов. педагогика 1958. — № 5. — С. 14−27.
- Сухомлинский В.А. Сто советов молодому учителю //Избр. произв.: В 5 т. -Киев: Рад. шк., 1979. Т.2. — С. 447 — 698.
- Терехин М.Н. Связь теории и практики в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 128 с.
- Терехова Е.А. Воспитание познавательной активности старшеклассников в клубных объединениях внешкольных учреждений: Автореф. дис.канд. пед. наук.-М., 1989.— 19 с.
- Терещук Г. В. Дифференцированные задания как средство индивидуального подхода к учащимся // Школа и производство. 1991. — № 11. — С. 8 — 11.
- Терский В.Н. Игра. Творчество. Жизнь. М.: Просвещение, 1966. — 304 с.
- Терский В.Н. Клубные занятия и игры в практике А.С. Макаренко. М.: АПН РСФСР, 1959.-159 с.
- Толстой Л.Н. Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят // Пол. соб. соч. Репринтное воспроизведение изд. 192 858 гт. — М.: Изд. центр «Терра», 1992. — Т.8. — С. 301 — 324.
- Толстой Л.Н. Круг чтения. СПб., 1910.
- Толстой Л.Н. О народном образовании.//ПСС. М.: Терра, 1992. — Т.8. — С. 4 -25.
- Толстой Л.Н. Ясно-полянская школа за ноябрь и декабрь месяцы // ПСС. -М.: Терра, 1992. Т.8. — С. 29 — 125.
- Толстых А.В. Подросток в неформальной группе. М.: Знание, 1991. — 80 с.
- Триодин В.Е. Клуб и свободное время. -М.: Профиздат, 1982. -135 с.
- Триодин В.Е. Организация и методика работы клубных объединений: Учебное пособие. Л., 1982. — 116 с.
- Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. М.: Советская Россия, 1984. — 150 с.
- Триодин В.Е. Теоретические основы воспитательной деятельности советского клуба: Автореф. дис. докт. пед. наук. Л., 1984. — 32 с.
- Тургунбаев Р.М. Развитие самодеятельности старших подростков в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988, — 16 с.
- Туристско-краеведческая деятельность детско-юношеского клуба «Родина» средней школы № 377 и ДЭЗа № 27 Первомайского района г. Москвы / Под ред. Остапца А. А. М., 1988. -102 с.
- Турчина Н.В. Новые методы учебно-воспитательного процесса как средство развития самодеятельности личности в отечественной школе 20-х гг.: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1995.-16 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. -М.: Наука, 1966.-451 с.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
- Уманский Л.И., Мангутов И. С. Организатор и организаторская деятельность. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.-312 с.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.-192 с.
- Ученическое самоуправление в школе: сегодня и завтра: Кн. для учителя / В. Е. Гурин, В. Б. Помелов, Т. Н. Сальникова и др.- Сост. В.В. Жуков- Под ред. Л. Ю. Гордина. К.: Рад. шк., 1989.-334 с.
- Ушинский К.Д. Воскресные школы //Избр. пед. соч. В 2-х т. М: Педагогика, 1974.-Т.2.-С. 19−35.
- Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Избр. пед. соч. В 2-х т. Т. 1. — С. 124−144.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1969.-208 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: МПА, 1994. -192 с.
- Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика, 1990.-160 с.
- Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985. — 224 с.
- Филонов Г. Н. Воспитательный процесс как открытая система //Педагогика. -1998.-№ 8.-С. 35−40.
- Филонов Г. Н. Трудные будни воспитания // Сов. педагогика. 1991. — № 1. — С. 3−8.
- Формирование творческой самостоятельности учащихся: Сборник научно-методических работ / Под ред. В. З. Юсупова. Киров: Изд-во ВГПУ, 1997. -56 с.
- Фрадкин Ф.А. Школа в системе социализирующих факторов // Педагогика. -1995.-№ 2.-С. 79−83.
- Френе С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с франц. /Сост., общ. ред. и вступ. ст. Б. Л. Вульфсона. М.: Прогресс, 1990. — 304 с.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
- Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1988.-207 с.
- Фролова Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: Учебное пособие для студентов ин-тов культуры. М.: Просвещение, 1986. -160 с.
- Фрумин И.Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии.-1992. № 1. — С. 24 — 32.
- Хазова JI.B. Преподаватель: ценностные ориентации и мотивы деятельности. Подготовка и повышение квалификации преподавателей //Социально-политический журнал. -1997. № 1. — С. 96 -109.
- Харламов И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание //Сов. педагогика. -1990. -№ 12. С. 28−35.
- Хозе С.Е. Взрослеть в делах (Проблемы школьного самоуправления). М.: Знание, 1980.-96 с.
- Цирульников А.М. Педагогика, рожденная жизнью: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988.-208 с.
- Чанишвили Г. В. Развитие самодеятельности детей в условиях пионерской работы в школе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Тбилиси, 1955. — 16 с.
- Чемоданов В.Б. Формирование инициативы и самодеятельности подростков в условиях оздоровительного комплекса: Автореф. дис.канд. пед. наук-Минск., 1992.-17 с.
- Чернер C.JI. Опыт формирования деловых качеств личности // Педагогика. -1998.-№ 5.-С. 28−34.
- Черник С.А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны: (Ист.-пед. исслед.). М.: Педагогика, 1984. — 239 с.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. -М.: Народное образование, 1996. 160 с.
- Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки: Из опыта работы школ г. Донецка / Предисл. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1979.-136 с.
- Шацкий С.Т. Бодрая жизнь // Пед. соч: В 4 т. М.: АПН РСФСР, 1962−1965. -Т.1.-С. 295−450.
- Шацкий С.Т. Годы исканий // Пед. соч.: В 4 т. Т. 1. — С. 68 — 151.
- Шацкий С.Т. Дети работники будущего // Пед. соч. В 4 т. — Т. 1. — С. 197 — 264.
- Шацкий С.Т. Детский труд и новые пути // Пед. соч.: В 4 т. Т.1. — С. 265 — 271.
- Шацкий С.Т. Мой педагогический путь // Пед. соч.: В 4 т. Т. 1С. 46 — 67.
- Шацкий С.Т. На пути к трудовой школе // Пед. соч.: В 4 т. М.: АПН РСФСР, 1962.- Т. 2.- С. 13−43.
- Шацкий С.Т. Наше педагогическое течение // Пед. соч.: В 4 т. Т.2. — С. 134 — 141.
- Шацкий С.Т. Новая общественно-педагогическая работа для «детей работников будущего» // Пед. соч.: В 4 т. — Т. 1. — С. 272 — 286.
- Шацкий С.Т. О том, как мы учили и как следует учить // Избр. пед. соч.: В 2 т. -М.: Педагогика, 1980.-Т.2.-С. 169- 178.
- Шацкий С.Т. Что такое клуб? // Пед. соч.: В 4 т. Т.2. — С. 44 — 54.
- Шварцман К.А. Философия воспитания: Критический анализ немарксистских концепций. М.: Политиздат, 1989. — 208 с.
- Шварцман К.А., Крутова О. Н., Коновалова J1.B. Воспитание: новые подходы к вечной теме. М.: Луч, 1993. — 302 с.
- Шепель В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. М.: Моск. рабочий, 1987.-239 с.
- Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982. -104 с.
- Ширвиндт Б.Е. Проблема сочетания самодеятельности пионеров с руководством взрослых // Сов. педагогика. 1973. — № 5. — С. 22 — 27.
- Школьник Г. И. От единого мировоззрения к личностным ценностям // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 34 — 36.
- Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. -М.: Знание, 1988. 80 с.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина // Педагогика. -1993. № 2. — С. 66 — 70.
- Щуркова Н.Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса.-М., 1993.-112 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. -М.: Учпедгиз, I960 -328 с.
- Эльконин Д.Б. Проблемы психологии детской игры.// Дошкольное воспитание. 1964. — № 4. — С. 3 — 8.
- Эльконин Д.Б. Творческя ролевая игра детей дошкольного возраста. М.: АПН РСФСР, 1957.-24 с.
- Юсупов В.З. Воспитательная деятельность педагогического коллектива по развитию самостоятельности и инициативы старшеклассников: Автореф. дис. .• канд. пед. наук. М.: 1988. — 17 с.
- Юсупов В.З. Опыт воспитания самостоятельности и творчества учащихся: Учебное пособие по спецкурсу. Киров: КГПИ, 1993. — 88 с.
- Юдин Э.Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения // Вопросы философии. 1976. — № 5. — С. 65 — 78.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. -392 е.
- Ядов В.А. Становление личности: общественное и индивидуальное // Социол. исслед. -1985. -№ 3. С. 66 — 74.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М, 1996.-96 с.
- Якобсон П.М. Психология чувств. 2-е доп. изд. — М.: АПН РСФСР, 1958. -384 с.
- Якобсон И.С. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966. -291с.
- Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младших школьников. М.: Просвещение, 1974. -128 с.
- Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 155 с.
- Dolence M.G. Working toward Strategic Change. San Francisco, 1994.
- Ericson E.H. Childhood and Society. -N.Y., 1950.
- Hargreaves D.H. Social Relations in a Secondary School. London, 1973.
- John Dewey’s Impression of Soviet Russia and Revolutionary World of Mexico -China-Turkey. Columbia University. N.Y., 1964.
- Jones Anne. Counselling Adolescents: School and After. London, 1984.
- Pye James. Invisible Children. Oxford, N.Y., 1989.
- L. Sadakova, N. Kataeva. Developing Self-activity of a Person as an Urgent Problem of Socialization // The Role of Social Science in the Development of Education,
- Business and Government Entering the 21st Century. International Conference Selected Papers. Volume 1.-Kaunas: Technologija, 1999.-P. 177−184.
- Wayne J.H. and contributors. The Social Services and Introduction /F .Peacock Publishes, Illinois, 1995.
- Walshok M.L. Knowledge without Boundaries. San Francisco: Jossey — Bass, 1995.
- Wentworth W.A. Context and Understanding: An Inquiry into Socialization theory. -N.Y., 1980.
- Yankelevich D. Searching for Self-fulfilment in a World Turned Upside Down. -N.Y.: Random House, 1981.