Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Инновационные подходы к обучению истории умственно-отсталых школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: впервые сделана попытка установления связей содержания образования детей с умственной отсталостью с социально — культурным достоянием общества, где особую роль выполняет исторняна основании итогов экспериментального обучения доказано, что содержание истории как учебной дисциплины должно строиться не в виде… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. История как предмет обучения в школе
    • 1. 1. Методологические и теоретические основы обучения истории в школе
    • 1. 2. История как учебный предмет в специальной школе для детей с недостатками в интеллектуальном развитии
    • 1. 3. Методические проблемы обучения истории детей с умственной отсталостью
    • 1. 4. Методический аппарат исследования
  • Глава II. Особенности актуализации знаний по истории умственно отсталыми школьниками
    • II. 1. Изучение готовности учащихся V -VI кл. к усвоению знаний с историческим содержанием
  • П. 2. Характеристика актуализации знаний умственно отсталыми школьниками по программе истории 1986 -1993 г. г
  • П.З. История как источник и средство социокультурного развития личности ребенка
  • Глава III. Инновационные подходы к обучению истории учащихся с нарушениями интеллекта
  • Ш. 1. Обоснование содержания экспериментальной программы по истории (УП — IX кл.) школы УШ вида
  • Ш. 2. Необходимость введения пропедевтического курса истории для учащихся VI класса
  • Ш. З. Организация обучающего эксперимента по пропедевтическому курсу истории в VI классе специальной коррекционной школы
    • VI. E вида
  • Ш. 4. Результаты экспериментального обучения умственно отсталых школьников по программе «Мир историю) (VI кл)

Инновационные подходы к обучению истории умственно-отсталых школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта является одним из ведущих направлений в коррекционной педагогике. Важнейшие задачи олигофренопедагогикимаксимальное обеспечение реабилитационного потенциала лиц с особыми нуждами, снижение влияния депривирующих факторов средствами коррекционного обучения и воспитания, что приобретает особый смысл в условиях смены приоритетов государственного образования в России.

Решение этих задач возможно за счет поэтапного реформирования школы, «введения инноваций на уровне вариативности форм, организации, методов и средств обучения» (Н.Н. Малофеев, 1999).

Изменения, происходящие в последние годы в общей и специальной педагогике, на первый план все более выдвигают идеи развивающего образования, которые методологически восходят к концептуальной теории обучения и развития Л. С. Выготского. Названная концепция продуктивна и сегодня для анализа и переосмысления сложившегося опыта, особенно в части обучения и воспитания различных категорий лиц с особыми нуждами, среди которых наиболее многочисленной остаётся категория детей с умственной недостаточностью.

В обновленной образовательной парадигме предлагаются не только новые подходы, но и иной педагогический менталитет относительно понимания существующих проблем в обучении умственно отсталых детей, здесь наиболее значимой является мысль об отходе от дидакто — центристской системы в пользу развивающей среды с гуманистической и социокультурной направленностью для формирования личности ребенка в качестве субъекта учебной деятельности.

Прогрессивные явления в специальной дидактике характеризуются возможностью, с одной стороны — гибко и разнообразно конструировать педагогический процесс, а с другой — осуществлять новые подходы к содержанию обучения. Наряду с изменениями структуры учебных планов, разрабатываются новые программы, дидактические средства и педагогические технологии (А.К.Аксенова, И. М. Бгажнокова, С. Ю. Илыша, М. Н. Перова, Э. В. Якубовская, и др.), переоценивается значимость предметов гуманитарного цикла с точки зрения их приоритетности в решении задач, предъявляемых специальной школе современным обществом.

Особое место среди дисциплин гуманитарной и общественной направленности в коррекционной школе для умственно отсталых детей занимает история, но она, в отличие от других предметов учебного плана, не претерпела никаких изменений с 80 — х годов. Очевидно, что обучение умственно отсталых школьников на основе эпизодических рассказов по истории СССР — недопустимый анахронизм, но вопросы о том, какой истории и как обучать детей с психическим недоразвитием, остаются наиболее сложными и дискуссионными как в научном, так и практическом плане.

Проведенные ранее отдельные научные разработки, в основном, были направлены на изучение особенностей усвоения исторических знаний умственно отсталыми школьниками (Ж.И. Шиф, А. И. Капустин, В. Н. Синев, Б. П. Пузанов, В. А. Лапшин и др.), они свидетельствуют о том, что обучение может стать эффективнее при условии качественной организации всего учебно — воспитательного процесса. Однако комплексных исследований, касающихся содержания и методов обучения истории школьников с недостатками в интеллектуальном развитии, а также роли и места данного учебного предмета в коррекционно — образовательном процессе школы VIII вида, до настоящего времени нет.

Мы полагаем, что сегодня в специальной педагогике сложились необходимые предпосылки для научных исследований дидактических проблем, в частности вопросов, связанных с обучением истории, что и определило тему настоящего исследования: «Инновационные подходы к обучению истории умственно отсталых школьников».

Цель исследования — оптимизация коррекциониого процесса на основе реализации принципов социокультурного развития умственно отсталых школьников средствами истории как учебного предмета.

Объект исследования — история как учебная дисциплина в специальной школе для детей с интеллектуальным недоразвитием.

Предмет исследования — инновационные подходы к содержанию и методам обучения истории умственно отсталых школьников как предмету, способствующему социокультурному становлению развивающейся личности.

Анализ психолого — педагогической литературы, материалы наблюдений, теоретическое обоснование педагогического опыта позволили выдвинуть гипотезу диссертационного исследования: история как учебный предмет значительно способствует коррекции познавательной деятельности умственно отсталого ребенка, что характерно и для других образовательных предметов, но в отличие от них, история т один из основных источников развития у него мировоззренческих представленийименно история формирует у ребенка понимание единства и многообразия мира, ценностных смыслов в общественной и культурной жизни. В этой связи мы считаем, что содержание истории при обучении умственно отсталых школьников должно основываться не на институциональных (идеологизированных), а цивилизационных источниках материальной и духовной культуры человека, которые в большей мере соответствуют принципам гуманистического подхода в образовании, способствуют воспитанию нравственных основ развивающейся личности, что в конечном итоге определяет успешность социальной адаптации умственно отсталых лиц.

Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач: щ 1. Осуществить анализ научной литературы, посвященной обучению истории в школе. 2. Проанализировать теоретический и практический опыт обучения истории в современной массовой и специальной школе.

3. Экспериментально изучить актуальный уровень знаний и представлений учащихся до начала их обучения элементарному курсу истории.

4. Изучить дидактические проблемы и специфические трудности, возникающие при обучении истории учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

5. Разработать и апробировать в учебном процессе пропедевтическую программу «Мир истории» в целях формирования предпонятийной и понятийной основы истории, развития мировоззренческого и культурного опыта детей с умственной отсталостью.

Пути реализации инновационных подходов, представленных в исследовании:

1. Разработка содержания новых учебных программ по истории для т умственно отсталых школьников: программа пропедевтического курса «Мир истории» («Введение в историю»), учебные программы для VII — IX классов.

2. Создание новых дидактических средств для школы VIII вида: книга для чтения «Мир истории», рабочие тетради к программе для VI класса.

3. Систематизация методических подходов, способствующих формированию навыков учебной деятельности умственно отсталых учащихся.

4. Реализация в учебном процессе дифференцированного подхода к учащимся с учетом их возможностей в обучении.

Методологические и теоретические основы исследования: Первым методологическим обоснованием исследования были установленные в философии закономерности, отражающие взаимоотношения 9 человека с окружающей природой и социальной средой. Одной из важнейших характеристик человека философия считает его потребность взаимодействовать с различными сторонами реальности, «открытость» (Э.Канг) окружающему миру, а приобретение умений присваивать формы и способы существования в природной и социальной среде рассматривает основой благополучной социализации индивида. Социальная обусловленность как закономерность взаимодействия человека с окружающим миром проявляется в том, что это взаимодействие существует, действует, изменяется под влиянием целого ряда противоречий, из которых выделяем следующие: между возрастанием значимости общечеловеческих ценностей, роли общей культуры (мировоззренческой, правовой, политической, нравственной, эстетической) каждого человека в общественном развитии и реальными ценностными ориентирами индивидамежду требованиями общества к всестороннему развитию личности на основе учета его потребностей, интересов, возможностей и реальностью единообразия системы воспитания и обучения, нивелирующими личность. Второе обоснование нашего диссертационного исследование базируется на методологической концепции культурно — исторического развития человека JI.C. Выготского, основные идеи которой заключаются в следующем: основой психического развития человека выступает качественное изменение его социальной ситуации (или его деятельности) — отклонения и задержки в развитии интеллекта у аномального ребенка всегда связаны с культурным недоразвитием каждой из сторон личности и личности в целомведущим фактором психического развития ребенка является его обучение и воспитание, где «обучение ведет за собой развитие».

Третьим методологическим обоснованием, положенным в основу настоящего исследования стали: психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева, открывшая широкие горизонты для разработки новых подходов к обучению и воспитанию детей, предложившая «деятельностный подход» в педагогике- ¦ а также теория учебной деятельности, разработанная Д. Б. Элькошшым и В. В. Давыдовым, которая являлась основополагающей как при теоретическом осмыслении сложившегося педагогического опыта, проведении опытно — экспериментального обучения, так и при конструировании нового учебно — методического комплекса по истории для 6 класса школы УШ вида.

К четвертому методологическому обоснованию мы относим принципы гуманистической философии, психологии и педагогики в исторической ретроспективе от Ж. Ж. Руссо (1712 -1772), К. Д. Упшнского (1824 — 1870), Л. Н. Толстого (1828 — 1910), А. Маслоу (1908 — 1970), К. Роджерса (1902 — 1987) до Р. М. Вейсса (1995), Н. Ф. Виноградовой (1994), О. С. Газмана (1995), Н. Б. Крыловой (1994), А. А. Леонтьева (1998), М. М. Поташника (1995), Е. А. Ямбурга (1997), Н. Н. Малофеева (1995) и др.

Методы исследования: изучение психолого — педагогической щ литературы по проблеме исследованияанализ и обобщение опыта работы учителей специальных коррекционных образовательных учрежденийизучение личных дел учащихся специальных школнаправленное педагогическое наблюдение за учебной деятельностью учащихсямоделирование, теоретический анализ и прогнозирование дидактических явленийсравнительный эксперимент с использованием социологических методов: беседа, анкетирование, тестированиеопытно — экспериментальное обучение, его анализ с использованием диагностических и социометрических методик.

Этапы исследования: I этап (1995 — 96 г. г.) — изучение, анализ, теоретическое обобщение традиционных и инновационных процессов, происходящих в системе общего и специального образования. Изучение и обобщение психологопедагогической литературы по проблеме. Моделирование структуры и ^ содержания авторской программы по истории для 7- 9 кл. школы УШ вида.

П этап (1996 — 97 г. г.) — психолого — педагогическое изучение актуализации знаний и представлений умственно отсталых учащихся. Внедрение авторской экспериментальной программы по истории. Анализ результатов опытного обучения. Моделирование программы пропедевтического курса истории для VI класса, дидактических принципов и методических рекомендаций к данной программе.

Ш этап (1997 — 1998 г. г.) — теоретическое обоснование и организация дидактической среды для внедрения пропедевтического курса «Мир истории» в 6 классе специального коррекционного общеобразовательного учреждения для детей с умственной отсталостью. Апробация новых педагогических средств: тетрадей на печатной основе, текстов из учебного пособия (Смирнова JI.B., Бгажнокова И. М. «Мир истории»). Анализ итогов экспериментального обучения.

IV этап (1998 — 99 г. г.) — сравнительный анализ результатов опытноэкспериментальной работы, корректировка содержания учебных программ и опытных дидактических средств с целью их внедрения в практику специальной школы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: впервые сделана попытка установления связей содержания образования детей с умственной отсталостью с социально — культурным достоянием общества, где особую роль выполняет исторняна основании итогов экспериментального обучения доказано, что содержание истории как учебной дисциплины должно строиться не в виде хронологической последовательности исторических фактов и явлений, & на основе изучения цивилизационной картины мира, в которой история представляет человеческому обществу итоги открытий, находок, достижений, ошибокотражение в курсе истории цивилизационного подхода дает возможность ввести в категориальный аппарат специальной психологии и педагогики понятие о развитии культурно — исторического сознания детей с умственной отсталостью средствами образованиявпервые на примере обучения истории в олигофренопедагогике представлена возможность и доказана эффективность применения теории учебной деятельности Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдована основании теоретического осмысления научной литературы и опыта экспериментального обучения выделены принципы инновационных подходов к отбору содержания и методов обучения истории умственно отсталых школьников.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и демонстрации опыта альтернативного подхода к обучению истории учащихся 6−9 классов школы VIII вида, позволяющего активизировать и структурировать учебную деятельность умственно отсталых школьников, расширять запас их представлений о причинно — следственных явлениях в развитии общества, его культурно — исторических достижений, формировать мировоззрение развивающейся личности.

Предложенная автором программа, учебная книга «Мир истории» и тетради на печатной основе для учащихся являются первой попыткой создания дидактических средств по истории для школы VIII вида.

Результаты опытного обучения и представленные в диссертации выводы являются основой для создания комплексного методического пособия по обучению истории умственно отсталых школьников и дальнейших исследований данной проблемы.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке специального учебного курса: «Методика обучения истории умственно отсталых школьников» для студентов факультетов коррекционной педагогики пединститутов, а также в системе повышения квалификации педагогов — дефектологов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы на базе специальных школ города Армавира и трех районов Краснодарского края. Для анализа итогов опытного обучения привлекались отчеты по внедрению разработанной нами программы для VI кл. в школах г. Магадана, г. Боровичей Новгородской области и г. Новгорода. Ход эксперимента и его данные неоднократно обсуждались на заседаниях лаборатории ИКП РАО, на заседаниях кафедры специальной психологии и олигофренопедагогики МИПКРО, а также на заседаниях кафедры коррекционной педагогики, методических семинарах и научных конференциях АМИУУ. Теоретические и методические проблемы, представленные в диссертационном исследовании нашли отражения в трех публикациях. Экспериментальным обучением было охвачено 198 учащихся с нарушением интеллекта из специальных школ г. Армавира и ряда районов Краснодарского края.

Достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов и выводов определяется исходными методологическими позициями, опорой на результаты психолого — педагогических исследований особенностей усвоения и актуализации знаний с историческим содержанием умственно отсталыми школьниками, соответствием организации и методики исследования поставленным задачам, фактическим материалом, его качественной и количественной обработкой.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Умственно отсталые школьники испытывают значительные затруднения в реализации знаний по истории из-за несформированности у них учебной деятельности (как личностного новообразования) и ограниченности их представлений о социальном, культурном, историческом опыте общества.

2. Обучение систематизированному курсу истории в специальной школе должно предваряться пропедевтическим этапом, закладывающим основы предпонятий и понятий истории как особой отрасли знаний, способствующей формированию учебной деятельности в единстве всех ее структурных компонентов.

3. Содержание истории в специальной коррекционной школе для детей с недостатками в интеллектуальном развитии должно строиться на цивилизационных источниках материальной и духовной культуры человечества, что более полно обеспечит осуществление межпредметных связей, формирование у учащихся представлений о единстве и многообразии мира, становление мировоззрения и ценностных ориентиров развивающейся личности.

5. При выборе педагогических технологий и методов обучения общественно — историческим знаниям школьников с психическим недоразвитием следует руководствоваться принципами гуманной и личностнбориентированной педагогики, позволяющими решать наилучшим образом комплекс воспитательных, образовательных и коррекционных задач, сделать ребенка субъектом обучения.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 171 наименования. В работе содержится 15 рисунков, 19 таблиц.

Выводы.

Результаты формирующего эксперимента, изложенные в Ш главе, позволяют сделать следующие выводы:

— оправдан культурологический подход в построении программы по истории для VII — IX кл. школы VIII вида;

— допустимо включение в содержание программы сведений из зарубежной истории, т.к. позволяет сформировать у умственно отсталых школьников более целостное представление о картине мира, его единстве и многообразии;

— в силу неготовности восприятия учащихся к изучению системного курса истории, выражающейся, во — первых, в бедности общих представлений об окружающем мире и специфических знаний в контексте истории, вовторых, в недостаточной сформированности навыков учебной работы, входящих в понятие учебной деятельности, вполне оправдано введение пропедевтического курса «Мир истории» для VI класса;

— выбор содержательных линий программы «Мир истории» целесообразен, т.к. способствует развитию у умственно отсталых школьников более или менее системных представлений о фундаментальных исторических понятиях, корригирует их высшие психические функции, необходимые для изучения дальнейшего курса истории;

— умственно отсталые учащиеся должны овладеть не предметными знаниями вообще, а в контексте их содержания — общими способами действий, общими понятиями, пониманием связей внутри изученных ими событийпредставляется обоснованным использование в обучении методических приемов, построенных на принципах: деятелъностного подхода, процессуапъности, проблемности, интегрированности, личностноориентированного подходапсихологическая и дидактическая диагностика учащихся, проведенная в три этапа: стартовая, текущая, итоговая позволяет сделать обучение истории школьников с интеллектуальной недостаточностью оптимальным, учитывающим их индивидуальные особенности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследование было направлено на изучение инновационных подходов к обучению истории умственно отсталых школьников, в частности, учащихся VI кл. пропедевтическому курсу «Мир истории».

Анализ методологической и методической литературы позволил нам подтвердить нашу гипотезу, заключающуюся в том о том,.

— что история должна рассматриваться в специальной дидактике не только как учебный предмет, способствующий коррекции и развитию познавательной деятельности умственно отсталого ребенка, но как наиболее значимое средство для формирования и социальной адаптации его личности;

— социокультурный контекст истории содействует развитию мировоззренческих представлений учащихся с интеллектуальным недоразвитием, формирует у них систему нравственных ценностей и собственный социальный опыт.

Решая поставленные задачи в ходе теоретического осмысления сложившейся практики преподавания истории в массовой и специальной школе, нам удалось установить, что содержание и методика обучения истории не отвечают современным требованиям, подвержены политической конъюнктуре, имеют идеологическую и пропагандистскую направленность. Программа школы для детей с интеллектуальным недоразвитием не отвечает концептуальным основам перестройки специального образования в России, так как не обеспечивают культурное развитие указанной категории детей, не способствует в достаточной мере их социализации и реабилитации. Из контекста действующей учебной программы по истории выпадает культурологический аспект, обеспечивающий три уровня включения ребенка в культуру: макроуровень, мезоуровень и микроуровень.

В ходе критического осмысления сложившейся школьной практики мы также пришли к выводу, что организация педагогического взаимодействия двух субъектов учебного процесса — учителя и ученика не выступает в качестве источника взаимодействия, косвенно формирующего социальнокультурный опыт личности.

Результаты проведенного эксперимента доказали, что умственно отсталые школьники испытывают значительные затруднения в реализации знаний по истории по нескольким причинам:

— в силу особенностей психического развития умственно отсталых детей (обобщены в табл. 1);

— из-за неготовности восприятия умственно отсталых школьников к изучению курса истории вследствие ограниченности общего кругозора и знаний с историческим содержанием (подтверждается данными пилотажного эксперимента);

— из — за несформированности навыков учебной деятельности (подтверждается данными констатирующей части формирующего эксперимента);

— из — за несовершенства содержания учебной программы по истории (подтверждается анализом учебного материала и данными второй части пилотажного эксперимента);

— из-за ограниченности методического аппарата, используемого в обычной практике обучения истории школьников с интеллектуальной недостаточностью, и способов организации учебной деятельности на уроках (анализ посещенных уроков, специальной методической и дидактической литературы).

Анализ специальной методической литературы убедил нас в том, что обучения истории в школе УШ вида не имеет в обобщенном виде научнообоснованных подходов к изменению его содержания и методов преподавания применительно к сложившимся историческим реалиям и специфическим особенностям интеллектуальной деятельности умственно отсталых школьников. Попытка такого обоснования изложена во П главе диссертационного исследования. Ведущая роль принадлежит здесь теории культурно — исторического развития высших психических функций и теория компенсаторного развития Л. С. Выготского. Итоги формирующего эксперимента дают основания полагать, что обучение истории на принципах социокультурного развития позволяют значительно оптимизировать коррекционные процессы, что нами выдвигалось в качестве цели диссертационного исследования. В этом нас убеждает не только количественный, но и качественный анализ полученных результатов. В качестве критерия социокультурного развития умственно отсталого школьника можно считать сформированное у него в большей или в меньшей степени культурно — историческое сознание (введенное нами понятие) как осознание значимости лично для него, для его будущей жизни исторических знаний.

В основе перестройки методических приемов в преподавании истории в школе для детей с интеллектуальной недостаточностью существенную роль должны занимать принципы гуманной педагогики, представленные в ряде работ зарубежных и отечественных ученых, а также теория деятельностного подхода к обучению (А.Н. Леонтьев). Нам удалось выделить новые дидактические принципы, позволяющие изменить подходы к содержанию обучения и педагогическим технологиям, обеспечивающим гуманизацию и социализацию процесса обучения умственно отсталых школьников гуманитарным предметам, в частности — истории. Это следующие принципы:

— для отбора содержания — культурологический, аксиологический, экзистенциальности, историзма, объективностидля организации процесса обучения: процессуальности, проблемности, интегрированности, деятельностного и личностно — ориентированного подхода.

Изучая специальную литературу мы обнаружили, что такая фундаментальная психологическая теория, как теория учебной деятельности Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова не нашла в ней, к сожалению, достойного места, и это несмотря на утверждение Л. С. Выготского о том, что «аномальные» дети развиваются по тем же законам, что и их нормально развитые сверстники, но по «обходным путям», с другими временными затратами, иным качеством. В результате осмысления общепедагогической и специальной литературы мы пришли к выводу, что теория учебной деятельности не только применима к детям с недостатками интеллектуального развития, но и именно учебная деятельность умственно отсталых школьников как личностное новообразование является и целью и показателем результативности обучения. Так, качественный рост среднего показателя учебной деятельности в экспериментальных группах на 21% выше, чем в контрольных группах. Кроме того, научно обоснованная структура учебной деятельности предоставляет педагогам реальные механизмы коррекции психических недостатков учащихся и выбора оптимальных методических приемов, а также дает четкие ориентиры педагогического целеполагания. Результаты формирующего эксперимента позволили так же убедиться в том, что умственно отсталые учащиеся должны овладеть не предметными знаниями вообще, а в контексте их содержания — общими способами действий, общими понятиями, пониманием связей внутри изученных ими событий. А показателем достижения определенного уровня изменений, произошедших в личности, является уровень сформированности у него учебной деятельностих в совокупности всех ее структурных элементов.

В результате формирующего эксперимента было доказаны основные положения, выносимые на защиту. В частности, что содержание учебных программ по истории в специальной школе должно предваряться пропедевтическим этапом, имеющим коррекционную и социальную направленность, создающую психологическую и дидактическую базу для дальнейшего изучения истории. Во второй части пилотажного эксперимента мы убедились в том, что кругозор умственно отсталых учащихся VI класса не готов воспринимать действующую программу по истории с большим количеством терминов, понятий, не знакомых детям. С целью реализации задач диссертационного исследования нами были разработаны новые учебные программы: для VII — VIH кл., а также пропедевтического курса истории для VI кл. «Мир истории», созданы макеты книги для чтения и тетрадей на печатной основе в 2 — х частях «Мир истории», которые строились на принципиально новых концептуальных основах.

Благодаря формирующему эксперименту, заключающемуся в апробации пропедевтического курса «Мир истории» в специальных школах для детей с недостатками интеллектуального развития Армавирского региона Краснодарского края мы убедились, что такие базовые для истории как области человеческого познания понятия, как «культура», «государство», «общество» и др. у умственно отсталых учащихся без целенаправленного обучения вообще не формируется. Так, (по результатам формирующего эксперимента) у учащихся контрольных групп эти понятия осталисьсформированными, тогда как у учащихся из экспериментальных группах они более или менее созданы.

Таким образом, пропедевтический курс «Мир истории» позволил не только расширить кругозор учащихся, подготовить их восприятие к изучению системного курса истории, но и развить навыки, входящие в понятие учебной деятельности, которая является индикатором социокультурного развития личности школьников. Можно так же говорить о начальной сформированности культурно — исторического сознания умственно отсталых школьников, изучавших пропедевтический курс «Мир истории». Это подтверждает сравнительный анализ данных психологического и дидактического тестирования учащихся, проведенного в три этапа (стартовый, текущий, итоговый) в ходе эксперимента. При этом мы убедились в целесообразности применения метода поэтапной диагностики и необходимости его использования в школе VIII вида, т.к. позволяет сделать обучение истории школьников с интеллектуальной недостаточностью оптимальным, учитывающим их индивидуальные особенности, а результаты обучения — показательными.

Экспериментальное обучение по программе «Мир истории» подтвердило целесообразность выбора содержательных линий программы, т.к. они способствуют развитию у умственно отсталых школьников более или менее системных представлений об окружающем мире, фундаментальных исторических понятиях, развивают интерес к дальнейшему изучению истории. В этом мы убедились во время проведения итогового тестирования по основным содержательным линиям программы «Мир истории». Пропедевтический курс обеспечивает смысловые связи не только внутри всех обществоведческих дисциплин в учебном плане школы VIII вида, но многогранные межпредметные связи. Новационная модель обучения общественным дисциплинам умственно отсталых учащихся, представленная нами в диссертации (рис.6) заключает в себе комплексный подход к структуре и содержанию образования названной категории детей, отвечающий приоритетам современного школьного образования вообще, стратегии и тактике переходного периода в развитии отечественной системы специального образования, разработанным вИКПРАО.

В результате опытного обучения учащихся по новой программе для VIIIX, которое не являлось ядром настоящего диссертационного исследования, но определило необходимость введения пропедевтического курса истории. убедило нас в правильности такого подхода в выборе содержания образовательных программ по истории, который заключается во включении в него сведений не только из отечественной, но и из зарубежной истории, что позволяет обеспечить целостное представление у учащихся картины мира, в его единстве и разнообразии.

Результаты нашего диссертационного исследования позволяют сделать главный вывод о том, что история как учебный предмет в специальном образовательном учреждении для детей с недостатками интеллектуального развития должна рассматриваться главным образом как средство коррекции и социокультурного развития личности школьников3 ее роль и место в этой связи должны стать более значительными в системе современного специального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Зверев И. Изучение аномального ребенка и совершенствование учебно воспитательного процесса во вспомогательной школе — Минск, 1975.
  2. Арнаутова.А. Формирование представлений у умственно отсталых учащихся 6−8 классов вспомогательной школы./ Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. Л., 1970.
  3. М.А., Константинова Л. П. Самостоятельная работа учащихся вспомогательной школы на уроках истории.// Дефектология. -№ 2,1971.-34−37 с.
  4. .В. Состояние общественно политических знаний учащихся выпускных классов вспомогательной школы. / в кн. Тезисы докладов Всероссийских пед. чтений. М., 1976. — 3 — 5 с.
  5. Р.Г. Формирование социально значимых качеств личности у умственно отсталых учащихся / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. -М.: МГЛУ им. В. И. Ленина, 1992.
  6. К.В. Возможности использования дедуктивного метода на уроках истории. / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. М., 1992.
  7. В.Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории: Кн. для учащихся ст. классов, — М.: Просвещение, 1995.- 432 с.
  8. И. Л. Внимание школьников олигофренов. М., 1982.
  9. И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., -Просвещение, 1987. 95 с.
  10. И.М. Особенности актуализации знаний у учащихся старших классов вспомогательной школы (на географическом материале) /Диссертация на соиск. уч. ст. к. псих, наук, — М., 1974.
  11. И.М. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей с нарушениями интеллекта. // Дефектология, 1995.- № 1.
  12. В.К. Самостоятельная работа учащихся: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1984. = 64 с.
  13. Введение в научное исследование по педагогике. Учеб. Пособие для студентов пед. ин тов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.- Под ред. В. И. Журавлева. — М.: Просвещение, 1988. -239 с.
  14. А.Д., Клих С. А. Особенности образного мышления умственно отсталых детей. // Дефектология, 1988.- № 3.
  15. Н.Ф. Воспитание нравственного отношения к природе у младших школьников. Автореферат на соискание уч. ст. док. п. наук в форме научного доклада. -М, 1995.
  16. Т.А. Основные направления и задачи дальнейшего развития научных исследований в дефектологии.//Дефектология, 1975. № 5.
  17. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов. пед. ин -тов / Под ред. В. В. Воронковой М.: Школа — Пресс, 1994. — 416 с.
  18. Л.С. Собрание сочинений: в 6 -ти т. Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой.- М.: Педагогика, 1983.- 368 с. -(Акад. Пед. наук СССР).
  19. Всемирная история: учебник для вузов/ Под. ред.- Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999.- 496 с.
  20. Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  21. Л.С. Развитие высших психических функций.- М.: Педагогика, 1960.
  22. П.Я. Формирование умственных действий и понятий.- М.: Изд во МГУ, 1965. — 10 — 65 с.
  23. П.Я. Развитие исследований по формированию умственныхм I Ш 1 А^Сдсисхьин. М., 1 VtO.
  24. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.- метод. Материалы к курсу «Общая психология»: Учебное пособие для студентов пед. ин тов.- М.: Просвещение, 1986. — 272 с.
  25. Е.М. Общественно исторический словарь учащихся 3−4 классов вспомогательной школы. / В кн. Коррекционная работа во вспомогательной школе. -М., 1978.
  26. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв. Ред. И сост. П. В. Алексеев. М.: Школа — Пресс, 1995.- 448 с.
  27. Г. И. Преподавание истории в 5 классе. М.: Просвещение, 1985.
  28. Е.Т. Сочетание словесных и наглядных методов обучения на уроках истории в 6 кл. вспомогательной школы. / В кн. Герценовские чтения. Л., 1972.
  29. Е.Т. Эффективность применения некоторых средств наглядности на уроках истории в 6 классе вспомогательной школы. / В кн. Герценовские чтения. Л., 1974.
  30. В.В. Цивилизационный принцип в преподавании истории в школе. Владимирский обл. ин — т усов. уч. — Владимир, 1994.
  31. Е. Ф. Вопросы преемственности при формировании понятий на уроках истории в 4−8 классах.- М.: Просвещение, 1985.
  32. Т.С., Геллерштейн Л. С. Рассказы по истории СССР для 5 класса: Учеб. Для 5 кл. сред. шк. 16-е изд., — М.: Просвещение, 1990.225 с.
  33. С.А. Формирование у умственно отсталых школьников умения понимать значение незнакомых слов на основе контекста. М, 1978.
  34. JI.H. От Руси до России: очерки этнической истории.- СПб Юна, 1992.- 272 с.
  35. В.В. Теория развивающего обучения.-М.: ИНТОР, 1996 -544 с.
  36. В.В. Виды обобщений в обучении. М., 1972 — 35- - 400 с.
  37. Н.Г. Современные требования к уроку истории. М.: просвещение, 1978.
  38. Н.П. Характеристика обществоведческих понятий учащихся 4-х классов вспомогательной школы. / В кн. 5 я науч. сессия по дефектологии. М., 1967.
  39. Н.П. Понимание сути некоторых общественно -исторических понятий учащимися вспомогательной школы. / В кн. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников.-Ученые записки Лен. гос. ун та. — Л., 1971.
  40. Н.П. Система педагогического руководства формированием общественно исторических представлений и понятий у учащихся вспомогательных школ. / В кн.: Герценовские чтения.Дефектология. — Л., 1972. — 19 — 20 с.
  41. Г. М. Целый мир уложить на странице. Учебник истории от замысла до задания и дальше. / Кн. для учителя (из опыта работы).- М.: Просвещение. 1992.
  42. Г. М. Учебно воспитательная работа во вспомогательной школе: Пособие для учителей / Под ред.Т. А. Власовой и В. Г. Петровой. -М.: Просвещение, 1981.-176с.
  43. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996.
  44. И.Г. Организация учебной деятельности учащихся вспомогательной школы на основе повышения их познавательной активности. / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н.- Киев, 1967.
  45. А.В., Редько А. З. Развитие логического мышления школьников в процессе обучения истории. М.: Изд. АПН РСФСР, 1958.
  46. История педагогики. Пособие для пед. ин-тов / Под ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М. Ф. Шабаевой. М.: Изд — во АПН РСФСР, 1955.-587 с.
  47. Х.С. История олигофренопедагогики. Учеб. пособие для студентов дефектол.фак. пед. ин тов. М.: Просвещение, 1974, — 392 с.
  48. Х.С. Разнообразие при повторении учебного материала во вспомогательной школе. -М., 1949.
  49. Замской В. Я. Правовое обучение и воспитание в системе социально -реабилитационной работы вспомогательной школы. //Дефектология.- 3.
  50. Занков JLB. Очерки по психологии умственно отсталого ребенка. М.: Госучпедгиз., 1935.
  51. JI.B. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы. -М.: Известия АПН РСФСР, 1954.
  52. Л.В. Психологические вопросы сочетания слова и наглядности в учебном процессе вспомогательной школы. М.: Изд — во АПН РСФСР, 1956.
  53. Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (IV VIII кл.). / Пособ. для учителя.- М., 1978.
  54. .В. Патология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1962.
  55. .В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
  56. .В. Очерки по психологии аномального развития личности. -М: Изд -во МГУ, 1980.
  57. .В. Теория личности в зарубежной психологии. М.: Изд во МГУ, 1982.
  58. О.Г. Использование сюжетной картины в процессе формирования исторических понятий в старших классах вспомогательной школы.// Дефектология, № 1. 1992.
  59. М.Н. История России с древнейших времен до конца XX века: Для школьников ст.кл. и поступающих в вузы: Учеб. пособие М.: Дрофа, 1999.- 896.
  60. Именитые граждане Армавира. Историко биографичекий словарь. /Под ред. профессора Стецуры Ю. А., Армавир, АГПИ, 2000 -227 с.
  61. И. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. — 240 с. (Зарубежная школа и педагогика).
  62. Исследования по культурному развитию ребенка / Сб.: А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. М., 1929 — 1976.
  63. Использование художественного творчества на уроках истории во вспомогательной школе. Методические рекомендации. Киев: Мин. Проев. УССР, 1979.
  64. И. Сочинения.- М., 1964.
  65. С. Я делаю уроки: Методика преподавания истории / Мет. Пособие.-Минск: Скарына, 1991.
  66. А.И. Особенности понимания причинности исторических событий и явлений учащимися 5−8 классов вспомогательной школы. / В кн. Вопросы обучения и воспитания аномальных детей. М., 1974.
  67. А.И. О формировании операции сравнения у учащихся вспомогательной школы в процессе усвоения исторических понятий. // Дефектология № 2, 1974. — 49 — 54 с.
  68. А.И. Формирование исторических понятий у умственно отсталых школьников на уроках объяснительного чтения. / В кн. Вопросы олигофренопедагогики. Сб.тр. М., 1977.
  69. А.Г. Педагогические основы обновления содержания образования в современных социально = экономических условиях. /Диссертация на соиск. уч. ст. к.п.н. в форме научного доклада. М., 1995.
  70. Ч.Б. Особенности становления образа «Я» у умственно отсталых подростков. /Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.пс. н. М., 1995.
  71. Н.Л. Самооценка и уровень притязаний учащихся старших классов вспомогательной школы в учебной деятельности и межличностных отношениях. М., 1972.
  72. Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. Киев, 1978.
  73. Коррекционно развивающая работа в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта / Межвузовский сб. Под ред. Б. В. Пузанова — М.: Прометей, 1993.
  74. Ф.П. История древнего мира. Учеб. для 6 кл. ср. шк. -5-е изд. -М.: Просвещение, 1992. 254 с.
  75. С.В. Кантовское обоснование педагогики.//Советская педагогика, 1989.-№ 11.
  76. А.Е. История культуры: практика преподавания в государственных и негосударственных учебных заведениях. / Сб. ст. -М., 1994 18 с.
  77. Г. А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5 -9 кл. М.: Просвещение, 1990- 1991.
  78. Н.Б. Ребенок в пространстве культуры. Институт педагогических инноваций РАО М., 1994. — 97 с.
  79. Н.Б. Эстетический потенциал культуры. -М.: Прометей, 1996.
  80. С.В. Педагогика личности. Лекционно практический курс. Учебник для педагогических институтов и слушателей ИПК и ФПК. -Ростов на — Дону, 1995.4.1: Стратегия и тактика личностного воспитания. -165 с.
  81. К.Флейк Хобсон, Б. Робинсон, П.Скин. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. — М., 1992, с. 414.
  82. В.А. Общественные понятия у учащихся старших классов вспомогательной школы. / В кн.: Вопросы олигофренопедагогики.- М., 1972. — 60 — 67 с.
  83. В.А. Использование дидактических игр на уроках истории. / В кн.: Вопросы олигофренопедагогики. Сб. трудов. М., 1977. — 87 — 94 с.
  84. В. А. Пузанов А.П. Особенности усвоения исторического и обществоведческого материала учащимися 6−8 классов вспомогательной школы. // Дефектология.- № 1, 1986. 52 — 57 с.
  85. К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. Клинико психологическая характеристика «трудных» подростков / Науч. — исслед. ин — т дефектологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1988. — 168 с.
  86. А.Н. Воспитание и деятельность. М., 1976.
  87. А.Н. Человек и культура. М., 1961.
  88. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977.
  89. А.А. Психология общения, М., 1974.
  90. .Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995.- 282с.
  91. Т.Г. Проблемы дефектологии в научном творчестве Л.С.Выготского. / Дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. М., 1985.
  92. И.И. Особенности усвоения и использования знаний по истории умственно отсталыми восьмиклассниками. / В кн.: Пути активизации познавательной деятельности аномальных детей.- Минск, 1981.- 107−112 с.
  93. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. /Науч. исслед. ин -т дефектологии Акад.пед.каук СССР. — М.: Педагогика, 1989, — 104 с.
  94. А.Р. Умственно отсталый ребенок.-М., 1960.
  95. Н.Н. Институт коррекционной педагогики. Цели и приоритеты.//Дефектология, 1993. № 3.
  96. Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами. //Дефектология, 1997.-№ 6.
  97. Е. Нарушение обобщающих функций речи в образовании временных связей у умственно отсталых детей, М., 1955.
  98. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. В 2-х ч. Отв. ред. Ф. П. Коровкин. -М: Просвещение, 1978.288 с. (Науч. исслед. ин -т содержания и методов обучения Акад. Наук СССР).
  99. Методика обучения истории / Теоретический курс автор из. излож. Короткова М. В. и др. М.: Моск. гумантар. Ун — т., 1993. — 191 с.
  100. Методические рекомендации по реализации единства образования и воспитания на уроках истории. Ленинградский пед. ин — т. им. Герцена, 1988.
  101. Мозговой B, M, f Пузанов А, П, Опыт правового воспитания и обучения учащихся. / В кн.: Воспитательная работа в специальных школах. М., 1977. — 30 — 38 с.
  102. Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. / Акад. пед. наук СССР. М.: Просвещение. 1969. -280 с.
  103. К.Г. Краеведческая работа во вспомогательной школе и ее коррекционно воспитательная роль- - М., 1978.
  104. .И. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. /Авторе, дне. на соиек. уч. ст. док. п.к.- М., 1986.
  105. Обучение и развитие. (Экспериментальное педагогическое исследование)./ Под ред. Действительного члена АПН СССР Л.В. Занкова- М: Педагогка, 1975. — 440 с.
  106. Опыт преподавания истории во вспомогательной школе: эпизодические рассказы по истории СССР / Под ред. М. И. Кузьмицкой. -М.: Просвещение, 1964.
  107. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф.- М., 1965.
  108. М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей -олигофренов. М., 1963.
  109. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей./ Под.ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
  110. Педагогическая антропология: Учебное пособие/Авт.-сост. Б. М. Бим Бад.- М.: Изд — во УРАО, 1998.- 576 с.
  111. В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы,-М., 1977.
  112. В.Г. Развитие речи и познавательная деятельность умственно отсталых школьников. / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. док. п. н.-М., 1975.
  113. В.Г., Белякова И. В. К вопросу о разнообрази форм обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием. // Дефектология, 1995. -№ 2.
  114. П.С. Пропедевтика правового воспитания в младших классах вспомогательной школы. / В кн.: Первые шаги в пед. науку. М., 1973. — 129 — 135 с.
  115. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов — на — Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  116. Периодашщя Всемирной истории Учебное пособие / Под ред. Шофман А. С. Издательство Казанского университета, 1984. — 224 с.
  117. .И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. -М.э 1962.
  118. Плох Лешек. Педагогические пути социальной адаптации учащихся вспомогательной школы / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. -М., 1984.
  119. Подл асы й И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. Пед. вузов: А 2 кн. М.: Гуманит.год.центр ВЛАДОС, 1999. — Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 51 & с.
  120. Познавательные* мировоззренческие и воспитательные функции всеобщей истории / Межвуз. сб. науч. тр. М.: МОПИ, 1989.
  121. Примерное планирование курса «Эпизодические рассказы по истории СССР в IV классе. Методические рекомендации. М.: МГИУУ, 1983 -147 с.
  122. Программы вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1981.
  123. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей.М.: Просвещение, 1993.
  124. Программы для общеобразовательных учебных заведений. История 6−11 классы.- М.: Просвещение., 1992.
  125. Проект Закона Российской Федерации „О специальном образовании“. //Дефектология, 1995. -№ 1.
  126. Т.А. Особенности мыслительной деятельности умственно отсталых школьников при решении словесно образных задач. / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. — М., 1980.
  127. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе./ Сб. Научных тр.- Вып. 2. Под ред. Ж. И. Шиф и Т. Н. Головиной. ^ М.: 1977. (Акад. Пед. Наук СССР. Науч.^ иссслед. Институт дефектологии}.- 110 с.
  128. Познавательная активность в системе процессов памяти / Подред. Н.И. Чуприковой- науч. исслед. ин — т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  129. .П. Изучение исторического и обществоведческого материала в старших классах вспомогательной школы. М.: Учебно -методический кабинет дефектологии. Министерство просвещения РСФСР, 1986.
  130. В.П. Правовое обучение и воспитание учащихся старших классов вспомогательной шкалы. / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. ^ М., 1980.
  131. .П. Применение графопроектора на уроке истории во вспомогательной школе.// Дефектология, 1983.- № 2.
  132. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов./ А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И.П. Ушакова- Сост. А. Д. Виноградова.- М.: Просвещение, 1985.-144 с.
  133. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. / Сб. науч. тр., вып. 2, под ред. Ж. И. Шиф, Т.Н.
  134. Головиной М.: Акад. пед. наук СССР, Научно — исслед. ин — т дефектологии, 1977.
  135. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж. И. Шиф, В. Г. Петровой, Т. Н. Головиной. М.: Педагогика, 1980 — 140 с.
  136. Сборник материалов научно практической конференции, посвященной 100 — летию Л. С. Выготского. / Под ред. Л. В. Смирновой. Армавир: АМИУУ — 64 с.
  137. Сеяевко Г. К* Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  138. П.М. Урок обобщающего повторения в курсе истории во вспомогательной школе. // Дефектология, 1988=- № 3.
  139. В.Н. Коррекция интеллектуальных нарушений у учащихся в обучении./ Автореф. дис. на соиск. уч. ст. док. п.н. М., 1988.
  140. В.И. Капустин. А. И. Изучение причинно следственных связей между историческими событиями старших классов1. ТЖ t f Л АШ Г Г Пвспомогательной шкалы, п дефектология. j^ht, i^vtr. — jz. * j г с.
  141. А.Н. Коррекционно воспитательная работа учителя вспомогательной школы / Под ред. Х С Замского — М.: — Просвещение^ 1982.
  142. Смирнова (Никитина) Л.В., Бгажнокова И. М. К проблеме обучения истории детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. -1997. № 5. 33 -36 с.
  143. Л.В. К проблеме обучения детей с нарушениями интеллекта. Сб. материалов научно практической конференции, посвященной 100 — летию Л. С. Выготского / Под. ред. Смирновой Л. В. -Армавир, Ш. ^64с.
  144. Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы. Киев: „Радянська школа“, 1980.
  145. В.А. Запоминание словесного материала при разных способах его восприятия умственно отсталыми школьниками. / Автореф. дис. на соиск. уч.ст. к. пс. н. М., 1981.
  146. В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская/ М.: Педагогика, 1990. -288с.
  147. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. Для учителя, М — Просвещение^ 1988, — 175 с.
  148. Г. Коррекция процесса обобщения у умственно отсталых учащихся в обучении. /Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н.-М., 1986.
  149. В.А. Особенности усвоения и выполнения письменных инструкций учащимися старших классов вспомогательной школы. М.: АПН, 1982.
  150. В.Е. Формирование эвристической направленности познавательной деятельности умственно отсталых школьников на основе оптимизации установки. / Автореф. док. на соиск. уч. ст. к.пе.н. Кие», 1976.
  151. Ферро Марк. Как рассказывают историю детям в разных странах мира: Пер. с фр.- М.: Высшая школа, 1992.- 351с.
  152. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-368 с.
  153. JI.M. Кулагин И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991.
  154. Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М.: АО «Столетие», 1995.
  155. Шиф Ж.И. О некоторых особенностях преподавания истории во вспомогательной школе. / В кн.: Вопросы воспитания и обучения глухонемых и умственно отсталых детей. М., 1941. -152 — 161 с.
  156. Школа диалога культур. Основы программы. Под общ. ред. В. С. Библера. Кемерово: «Алеф», 1992.
  157. JI.P. Связь уроков истории и географии с другими учебными предметами. (в кн. Опыт учебна ^ воспитательной работы во вспомогательной школе./ под ред. Н. Ф. Кузьминой С ыромятниковой М.: АПН РСФСР, 1963,
  158. Экспериментальные образовательные программы для учащихся 0 (подготовительного) и I IV классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида. (Для детей с нарушениями интеллекта). / под ред. И. М. Бгажноковой — М.: Дидакт, 1997.
  159. Эмоционально волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей: Сб. науч. тр.- М.- изд. Н/О «Компенс -центр», 1992.- ТГ-" А Т>. ч ж /Г. Г"1 ЛОЛtoo. лмоург c-./v восшгганис жггорйеи. т. ананис, 1707.
  160. Ярошевский М.Г. JI.C. Выготский: в потеках новой психологии. СПб.: Международный фонд историй науки, 1993.- 301 с.
  161. К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. М.: Республика, 1994. — 572 с. — (Мыслители XX в.).
  162. ULRICH SCHRODER. GRUNDRIS DER LERNBEHINDERTENPEDAGOGIK.1. BERLIN, 1990.
  163. ULRICH BLEIDIK. GRUNDZUGE EINER THEORIE DER ERZIEHUNG
  164. BEHINDERTEN KINDER UND JUGENDLICHER. MARHOLD, 1974.
Заполнить форму текущей работой