Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подготовка педагогов в системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что: обосновано использование личностно-деятельностного индивидуально-творческого и полисубъектного подходов в процессе подготовки педагогов в системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыкираскрыта структура и содержание готовности педагогов к развитию творческих умений… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы подготовки педагогов в системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки
    • 1. 1. Подготовка педагогов в системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков у дошкольников как предмет научного анализа
    • 1. 2. Содержание и структура готовности педагогов к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами 32 музыки
    • 1. 3. Моделирование процесса формирования готовности педагогов в системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки
  • Выводы по первой, главе
  • Глава II. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию готовности педагогов к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки. у^
    • 2. 1. Состояние готовности педагогов к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки 76 (констатирующий эксперимент)
    • 2. 2. Реализация программы формирования^ готовности педагогов в системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности педагогов к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки
  • Выводы по второй главе

Подготовка педагогов в системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка* проблемы исследования. В настоящее время значительно возрослитребования1 к педагогамдошкольного образовательного учреждения. Дошкольная воспитательно-образовательная система является первой фундаментальной ступенью в формировании творческого потенциала личности. Особое значение приобретает готовность педагога развивать творческие умения и навыки у дошкольников средствами музыки, так как данный возраст является сенситивным для восприятия музыки. Аккумулированный педагогический опыт показывает, что педагоги, имеющие диплом воспитателя, не готовы использовать потенциал музыкальных мероприятий для творческого развития дошкольников, поэтому необходимой становится проблема повышения их квалификации в системе последипломного образования. Главной целью последипломной подготовки педагогов к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки является не только формирование определенных знаний в области музыки и умений проводить музыкальные мероприятия, но и развитие у них интегральных личностных характеристик, которые выступают показателями личностного, творческого и профессионального развития, что и определяет актуальность настоящего диссертационного исследования.

Состояние разработанности проблемы. Различные аспекты проблемы последипломного образования1 педагогов освещены в трудах отечественных учёных С. Г. Вершловского, М. И. Волошиной, Е. В. Занкиной, Л. И. Козловой, Ю. А. Лобейко, Э. Р. Минибаевой, A.M. Новикова, Э. М. Никитина, И. Г. Рябовой, Л. Ф. Савиновой и др.

В работах Л.Г. АрчажниковойЕ.А. Дубровской, В. Б. Ищук, О. П. Радыновой, П. Л. Радомской, В. И. Муцмахер, Г. М. Цыпина, М. А. Шрейдер и др. рассматриваются отдельные аспекты музыкально-эстетической подготовки педагогов образовательных учреждений.

В исследованиях JLA. Баландиной, Е. Ю. Барабаш, JIlB. Бех, A. JL Густомясовой, JI.M. Деникиной, М. Г. Копытиной, С. С. Лебедева, P.M. Чумичевой и др. анализируются особенности творческого развития дошкольников. Тем не менее, проблемаподготовки педагогов в системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков средствами музыки в настоящее время в педагогической науке и образовательной практике изучены недостаточно.

Анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, эмпирического педагогического опыта показал, что область формирования готовности педагогов дошкольного образования к развитию творческих умений и навыков средствами музыки остается малоизученной, что позволяет выделить противоречия между:? возросшими требованиями к педагогу дошкольного образования, владеющего формами и методами развития творческих умений и навыков средствами музыки, и реальной практикой подготовки педагогов в системе последипломного образованиятеоретическим осмыслением проблемы формирования готовности педагогов к развитию творческих умений и навыков и недостаточной разработанностью обозначенной проблемы в педагогической науке и образовательной практикепотребностью системы последипломного образования в учебно-методическом обеспечении формирования готовности педагогов к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки и недостаточной разработанностью данного обеспечения в реальной практике.

Таким образом, выделенные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: какие условия необходимо создать в системе последипломного образования для формирования готовности педагогов к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки?

Цель исследования — теоретически обосновать и практически апробировать педагогические условия формирования готовности педагогов в системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки:

Объект исследования — подготовка педагогов в. системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки.

Предмет исследования — педагогические условия формирования готовности педагогов в системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что процесс формирования готовности педагогов в системе. последипломного образования к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки будет проходить успешно если: подготовка педагогов к развитию творческих умений и навыков у дошкольников в системе последипломного образования будет основана на личностно-деятельностном, индивидуально-творческом: полисубъектном подходахформирование готовности педагогов к развитию творческих умений и навыков средствами музыки будет рассматриваться качественным критерием подготовки в системе последипломного образования, позволяющим эффективно развивать творческие умения и навыки дошкольников в реальной педагогической практикебудет внедрена модель формирования готовности педагогов в системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки, основанная на модульном обучении, включающая в себя целевой, содержательный, технологический и результативный компонентыбудут реализованы педагогические условия успешного формирования готовности педагогов к развитию творческих умений и навыков средствами музыки в системе последипломного образования.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1.Изучить особенности подготовки педагогов в системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков средствами музыки.

2. Выявить и теоретически обосновать содержание и структурные компоненты готовности педагогов к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки и определить критерии и уровни их сформированности.

3. Разработать модель формирования готовности педагогов к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки в системе последипломного образования и методическое обеспечение процесса подготовки педагогов.

4. Разработать и реализовать педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование готовности педагога к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки в системе последипломного образования.

Методологическую основу исследования составили: на философском уровне: теория деятельности (Б.Г. Ананьев, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, В. И. Мясищев, C.JI. Рубинштейн) — на общенаучном уровне: концепции и положения о психолого-педагогической профессиональной подготовке педагога в системе последипломного образования (O.A. Абдуллина, Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова, JI.M. Митина, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин, О.Г. Тринитатская) — исследование проблем образования взрослых (Б.Г. Ананьев, С. Б. Братусь, С. Г. Вершловский, С. И. Змеев, И. В. Крупина, JI.H. Лесохина, Э. М. Никитин, В. Г. Онушкин, И. Э. Савенкова,.

Е.П. Тонконогая и др.) — учение о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (A.A. Леонтьев, М. И. Лисина, В. А. Петровский, С.Л. Рубинштейн) — исследования проблем дошкольного образования. (Л.С. Выготский, Н: А. Ветлугина, Л. А. Венгер, A.B. Запорожец, Б. Д. Эльконин и др.) — системно-структурный подход к анализу профессионально-педагогической деятельности и процессу подготовки педагогов (В.И. Андреев, В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, Н. Ф. Талызина, З. О. Шварцман и др.). на конкретно-научном уровне: общеметодологические положения о применении моделирования в построении образовательного процесса (С.И. Архангельский, Ю. А. Конаржевский, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В.А. Штоф).

Теоретическую основу исследования составили: фундаментальные исследования в области развития личности педагога в системе непрерывного педагогического образования (O.A. Абдуллина, М. Н. Берулава, Ю. П. Ветров, В. К. Елисеев, И. Ф. Игропуло, Н. П. Клушина, И. Б. Котова. Н. В. Кузьмина, Ю. А. Лобейко, Л. М. Митина, В. А. Сластёнин и др-) — теоретические подходы, освещающие вопросы творческого саморазвития личности обучаемых (Ш.А. Амонашвили, В. И. Андреев, В. И. Загвязинский, В.А.Кан-Калик, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Харченко, В. К. Шаповалов, E.H. Шиянов и др.) — исследования, посвященные изучению вопроса развития творческих умений и навыков средствами музыки (K.M. Булыго, Н. А Ветлугина, Е. А. Дубровская, Н. М. Зеленская, В. В. Ищук, Е. В. Курышева, В. И. Муцмахер, И. Н. Немыкина, О. П. Радынова, К. А. Цатурян, А. П. Юдин и др.) — фундаментальные исследования в области применения искусства в системе развития и воспитания дошкольников (Д.Б. Кабалевский, П. Ф. Каптерев, Е. В. Квятковский, Н. М. Ковин, Б. Т. Лихачев, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, A.A. Шеншин и др.).

Для решения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы использовалась совокупность общенаучных и педагогических методов исследования, взаимодополняющих друг друга. При этом на каждом этапе исследования определялся адекватный изучаемому вопросу метод. Так, на первом этапе исследования применялись методы-теоретического анализа психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования, сравнительно-сопоставительный метод, метод обобщения накопленного опыта в области изучаемой проблемы. На эмпирическом этапе исследования использовались опросно-диагностические методы (анкетирование, беседа, тестирование), обсервационные методы (прямые и косвенные наблюдения, самоанализ, самооценка), прогностические методы (моделирование, прогнозирование, метод экспертных оценок), метод педагогического эксперимента.

Полученные экспериментальные данные в ходе исследования подвергались количественному и качественному анализу, а также статистической обработке.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились: Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования, дошкольные образовательные учреждения г. Ставрополяи Ставропольского края. В исследовании принимали участие слушатели курсов повышения квалификации (около 200 человек).

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2006;2007 гг.) изучалась й анализировалась психолого-педагогическая литература по проблеме, передовой педагогический опыт работы по развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки. Полученный материал позволил уточнить и обогатить понятийный аппарат, сформулировать рабочую гипотезу, наметить программу эксперимента, определить цель, задачи, объект и предмет исследования.

На втором этапе (2007;2010 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа на базе Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования, в ходе которой апробировалась авторская модель подготовки педагогов в системе последипломного образования, определялось организационно-методическое обеспечение и эффективность профессионально-педагогической подготовки педагогов к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки.

На третьем этапе (2010;2011 гг.) систематизировались, обобщались, анализировались и оформлялись данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, публиковались и оформлялись результаты исследования.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что: обосновано использование личностно-деятельностного индивидуально-творческого и полисубъектного подходов в процессе подготовки педагогов в системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыкираскрыта структура и содержание готовности педагогов к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки, представленной как интегративное личностное образование, включающее единый комплекс теоретической, методической, практической и психологической готовности педагоговразработан критериально-диагностический комплекс для оценки эффективности процесса формирования готовности педагогов в системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыкиразработана модель формирования готовности педагогов в системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки, построенная на модульном обучении, включающая в себя целевой, содержательный, технологический и результативный компонентыопределены и обоснованы наиболее значимые педагогические условия формирования готовности педагогов в системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки (обогащение содержания последипломной подготовки специальными модульными курсами и практикумами по использованию музыки для развития творческих умений и навыков у дошкольниковвключение педагогов в практическую деятельность на основе интерактивных форм и методовформирование ценностного отношения к педагогической деятельности по развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыкиреализация отношений сотрудничества преподавателя и слушателей в процессе обучения (свобода выбора форм и методов проведения музыкальных мероприятий, поощрение инициативы и творчества и т. д.), обеспечивающие эмоционально-позитивное отношение к творческому развитию дошкольника.

Существенность отличий в новизне научных положений от результатов, полученных другими авторами заключается в следующем: обоснована необходимость подготовки педагогов в системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыкиготовность педагогов к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки представлена как интегративное личностное образование, синтез когнитивного, операционально-деятельностного, коммуникативно-организационного, мотивационно-ценностного, познавательно-оценочного компонентов, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельностьпредложена модель формирования готовности педагогов в системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки, апробация которой показала ее эффективностьразработана инновационная модульная программа поэтапной подготовки педагогов! к развитию1 творческих уменийи навыков у дошкольников средствами музыки в рамках проблемных курсов повышения квалификации работников дошкольного образованияновые организационные формы и методы проведения занятий, построенные по модульному принципу.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется его вкладом в разработку общей теории профессиональной подготовки педагога дошкольного учреждения в системе последипломного образования.

Уточнено и конкретизировано содержание, смысловое значение понятий «готовность педагога к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки», «показатели, критерии готовности педагогов, к развитию творческих умений и навыков средствами музыки», «модульное обучение в системе последипломного образования», что расширяет категориальный аппарат теории и методики профессионального образования. Предложена методика мониторинга процесса формирования готовности педагогов к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки, которая может являться основой для разработки инструментария оценивания качества подготовки кадров в системе последипломного образования. Теоретически обоснован и систематизирован процесс формирования готовности педагогов в системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки в контексте модульного обучения, что позволяет переосмыслить традиционные подходы к подготовке педагогов в системе последипломного образования.

Полученные результаты исследования могут служить теоретической базой для исследования качества подготовки педагогов в системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки.

Практическая значимость результатов исследования состоит в> том, что содержащиеся в* исследовании теоретико-педагогические выводы доведены до уровня, позволяющего их практическое использование в виде разработанных научно обоснованных рекомендаций по формированию готовности педагогов в системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки.

Разработанный и апробированный модульный курс по формированию готовности педагогов в системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки может быть использован в образовательном процессе Институтов повышения квалификации работников образования.

Практическое значение имеют разработанные автором показатели и уровни сформированности готовности педагогов к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки, которые могут служить основой для разработки контрольно-измерительных материалов для оценки качества подготовки педагогов.

Полученные результаты исследования могут быть использованы для разработки научно-методического обеспечения профессионально-ориентированной подготовки педагогов в системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена фундаментальностью исходных методологических позиций исследованияиспользованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследованияличным участием автора в пролонгированной во времени опытно-экспериментальной работе, ее продолжительностьюсочетанием количественного и качественного анализастатистической обработкой полученных эмпирических данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эффективности процесса подготовки педагогов в системе последипломного образования-к развитию творческих умений и навыков, у дошкольников средствами музыки способствует использование в образовательном процессе в качестве методологических подходов: личностно-деятельностного, индивидуально-творческого, полисубъектного, позволяющих разрабатывать содержание подготовки в соответствии с основными направлениями музыкальной педагогической деятельности и реализовывать технологии, обеспечивающие реализацию творческого саморазвития педагогов.

2. Готовность педагога к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки представляет собой интегративное личностное образование, включающее: мотивационную направленность педагога на профессиональную деятельность по развитию творческих умений и навыков средствами музыкипрофессиональные знания в области музыки и методики проведения музыкальных занятийпрактические умения использования музыкальных мероприятий для творческого развития дошкольниковналичие профессионально-значимых качеств, необходимых для развития творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки. Взаимосвязь когнитивного, операционально-деятельностного, коммуникативно-организационного, — мотивационно-ценностного, познавательно-оценочного компонентов готовностипозволяет педагогу эффективно осуществлять профессиональную деятельность по развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки и является основой дальнейшего личностного и профессионального саморазвития.

3. Модель формирования готовности педагога к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки представляет собой систему целевого, содержательного, технологического и результативных компонентов. Содержательный и технологический компонент модели построены на модульном обучении и включают семь модулей: мотивационно-ценностный, предметно-академический, предметно-профессиональный, исследовательский, конструктивный, коммуникативно-организационный и оценочный.

4. Эффективность формирования готовности педагогов в системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки обеспечивается соответствующими педагогическими условиями: 1) нацеленность образовательного процесса на творческое развитие педагога- 2) использование специальных модульных курсов по основам музыки и методики проведения музыкальных мероприятий в дошкольном учреждении- 3) включение педагогов в практическую деятельность по развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки- 4) использование активных и интерактивных форм и методов обучения, позволяющих поставить слушателей в активную творческую позицию.

Личный вклад автора в теоретической и практической части исследования заключается в том, что им определена теоретико-методологическая база исследованияразработана методика проведения опытно-экспериментальной работыпредложено определение понятия «готовность педагогов к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки" — разработан критериально-оценочный аппарат, позволяющий определить эффективность процесса формирования готовности педагогов к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыкиразработана модель формирования готовности педагога в системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыкиопределены педагогические условия формирования готовности педагоговразработано организационно-методическое обеспечение процесса формирования готовности педагогов в системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки.

Публикации по теме исследования;

По теме исследования опубликовано 18 работ, в том числе 3 статьи в ведущих журналах, рекомендуемых ВАК, 11 статей, 4 методических пособия. Общий объем публикаций — 6,05 п.л.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия автора в международных, всероссийских, региональных конференциях: Материалы международной научной студенческой конференции (Ставрополь, СевКавГТУ, 2007) — Материалы VI межрегиональной научно-практической конференции (Ставрополь: СКСИ, 2007) — Материалы V конференции молодых учёных: Наука, Образование, Молодёжь (Майкоп, 2009) — Материалы XIII научно-технической конференции «Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону» (Ставрополь: СевКавГТУ, 2009) — Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы Международной научно-практической конференции (Ульяновск: УлГу, 2009) — Проблемы высшего образования: материалы международной науч.-методической конференции (Хабаровск: Тихоокеанского гос. ун-т, 2010) — «Проблемы социально-гуманитарного знания» (Волгоград, 2010) — Материалы I Международной научно-практической конференции «Современная наука: теория и практика» (Ставрополь: СевКавГТУ, 2010) — публикациях в коллективных монографиях (2009), научно-исследовательских журналах (2008) и разработке программ и учебно-методических пособий:

Результаты исследования внедрены в образовательный процесс Ставропольского краевого института повышения работников образования и использовались в процессе повышения квалификации методистов и специалистов районных отделов образования по дошкольному воспитанию, заведующих и заместителей заведующих дошкольных образовательных учреждений, педагогов и музыкальных работников.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, приложений. Диссертация изложена на 215 страницах, иллюстрирована 11 рисунками и содержит 16 таблиц, 19 приложений. Список использованной литературы включает 221 источник.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Осуществленный теоретический анализ проблемы исследования позволил приступить к его реализации на опытно-экспериментальном этапе.

На опытно-подготовительном этапе были определены и обоснованы критерии, показатели и уровни готовности педагога-воспитателя к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки в системе последипломного образования, в контексте которых был разработан комплекс методов и методик по изучению динамики готовности в ходе осуществления формирующего эксперимента. Осуществленный констатирующий эксперимент показал общую недостаточность сформированности готовности педагогов к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки, как в контрольных, так и в экспериментальных группах. Это подтвердило актуальность осуществления соответствующего формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент проводился в течение трех лет, его программа состояла из нескольких направлений:

• внедрение в учебный план подготовки педагогов-воспитателей в системе последипломного образования модульного курса «Развитие творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки».

• использование активных форм и методов обучения, модульно-рейтинговой системы в процессе изучения отдельных модулей, позволяющих развивать субъектную позицию обучающихся и реализовывать учебные и научные достижение в профессиональной среде.

В целом, результаты формирующего эксперимента показали устойчивую положительную динамику готовности педагогов к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки. В контрольных группах такая динамика имела незначительный характер. Это подтвердило первоначально сформулированную гипотезу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ проблемы показал, что в' настоящее время* изменяются требования к педагогам дошкольных образовательных учреждений, которые должны быть готовы к развитию творческих умений и навыков средствами музыки. Однако практические исследования подтверждают, что не все педагоги-воспитатели имеют достаточный уровень подготовки к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки, что актуализирует их последипломную подготовку. Данное обстоятельство потребовал рассмотрения вопросов, связанных с выявлением и четким определением современных тенденций развития непрерывного педагогического образования. Данные тенденции были связаны с процессами гуманизации и ориентации последипломного образования на личностно-деятельностный, индивидуально-творческий и полисубъектный подходы. В этой связи профессиональная подготовка педагогов в системе последипломного образования должна включать: специальные курсы по развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки, построенные по модульному принципуиспользование комплексного программно-методического обеспечения процесса подготовки педагогов и создание субъектной позиции педагогов в образовательном процессе институтов повышения квалификации работников образования.

Логика дальнейшего изучения проблемы потребовала обращения к понятию «готовность педагога к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки». Было установлено, что готовность педагога к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки представляет собой интегративное личностное образование, включающее: мотивационную направленность педагога на профессиональную деятельность по развитию творческих умений и навыков средствами музыкипрофессиональные знания в области музыки и методики проведения музыкальных занятийпрактические умения использования музыкальных занятий для творческого развития дошкольниковналичие профессионально-значимых качеств, необходимых для. развития творческих умений инавыков у дошкольников средствами музыки. Взаимосвязь когнитивного, операционально-деятельностного, коммуникативно-организационного, мотивационно-ценностного, познавательно-оценочного компонентов готовности позволяет педагогу эффективно осуществлять профессиональную деятельность по развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки и является основой дальнейшего личностного и профессионального саморазвития.

Осуществленный теоретический анализ проблемы исследования позволил приступить к его реализации на опытно-экспериментальном этапе.

На опытно-подготовительномэтапе были определены и обоснованы критерии, показатели и уровни готовности педагога к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки, в контексте которых был разработан комплекс методов и методик по изучению динамики' готовности в. ходе осуществления формирующего эксперимента. Осуществленный констатирующий эксперимент показал общую недостаточность сформированности готовности педагога к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки, как в контрольных, так и в экспериментальных группах. Это подтвердило актуальность осуществления соответствующего формирующего эксперимента.

Разработанная программа опытно-экспериментальной работы по формированию готовности включала: использование в содержании последипломной подготовки модульного курса «Развитие творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки», учебной практики и форм внеучебной деятельности, использование активных форм и методов обучения, модульно-рейтинговой системы в процессе обучения, позволяющих развивать субъектную позицию обучающихся и реализовывать учебные достижения профессиональной среды.

В целом, результаты формирующего эксперимента показали устойчивую положительную динамику готовности педагогов к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки. В контрольных группах такая динамика имела незначительный характер. Это подтвердило первоначально сформулированную гипотезу.

Данное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы подготовки педагогов в системе последипломного образования. Дальнейшее изучение проблемы может быть связано с технологиями развития профессионально-важных качеств педагога-воспитателя средствами музыки в процессе последипломного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования Текст. /Э.Б. Абдуллин. -М.5 1990.- 112с.
  2. , O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования: для пед. спец. вузов Текст. / O.A. Абдуллина. -М.: Просвещение, 1989. 141 с.
  3. , Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов Текст. / Г. С. Абрамова. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 624 с.
  4. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Текст. / Ш. А. Амонашвили. — Минск: Университетское, 1990. — 560 с.
  5. , Б. Г. Опыт экспериментального изучения влияния музыки на поведение ребёнка и взрослого Текст. / Б. Г. Ананьев. Владикавказ, 1968.-С.24.
  6. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2002. 288 с.
  7. , В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития Текст. / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2006. — 606 с.
  8. , И.В. Эстетическое развитие личности и его роль в современном музыкально-педагогическом образовании (методологические основы): Монография Текст./ И. В. Арановская. -Волгоград: Перемена, 2002. 257с.
  9. , С.И. Роль и функции дидактической подготовки студентов Текст. / С. И. Архангельский // Формирование социально активной личности учителя: межвуз. сб. науч. трудов- под ред. В .А. Сластенина-М.: МГПИ, 1984. С. 60−79.
  10. Ю.Арчажникова, Л. Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки Текст. / Л. Г. Арчажникова. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1986. — 42с.
  11. П.Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс Текст. / Б.В. Асафьев- кн.2.- Л.: Музыка, 1971. С.201- 376 с.
  12. , В. Г. Мотивация поведения и формирование личности Текст. / В. Г. Асеев.-М., 1976.
  13. , А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: учеб. для вузов по спец. «Психология» Текст. / А. Г. Асмолов. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
  14. , Ю.К., Оптимизация педагогического процесса: (В вопросах и ответах) Текст. / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник // 2-е изд., перераб. и доп.-К.: Рад. школа, 1883. -287с.- с. 55−56.
  15. , Г. С. Диалектика творчества Текст. / Г. С. Батищев М.: ИНИ ОН, 1984.-218 с.
  16. , О.В. Формирование готовности студентов дошкольного-факультета к осуществлению развивающей функции в педагогической деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / О. В. Бездетко. -Магнитогорск, 2002. -24 с.
  17. , М.Н. Теория и практика гуманизации образования: Монография Текст. / М. Н. Берулава. М.: Гелиос АРВ, 2000. — 336 с.
  18. , Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности Текст. / Н. А. Берштейн. -М.: Медицина, 1966. 350 с.
  19. , В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов Текст. / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. -М.: Высшая школа, 1989. 144 с.
  20. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 191 с.
  21. , В. М. Творчество с точки зрения рефлексологии Текст. / В. М. Бехтерев // Грузенберг С. О. Гений и творчество. Л.: П. П. Сойкин, 1924. С. 228−233.
  22. Бим-Бад, Б. М. О перспективах возрождения педагогической антропологии Текст. / Б.М. Бим-Бад. -М.: Советская педагогика, 1988.-№ 11. — С.38−43.
  23. Бим-Бад, Б. М. Открытые проблемы открытого обучения Текст. / Б.М. Бим-Бад, С. Змеев // Вестник высшей школы. М., 1991. № 10.
  24. , М. П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности Текст. / М. П. Блинова. М.: «Музыка», Лен.отд., 1974. 144с.
  25. , Д. Б. Исследования творчества и одарённости в традициях процессуально-деятельностной парадигмы Текст. / Д. Б. Богоявленская // Основные современные концепции творчества и одарённости. -М.: Мол. гвардия, 1997. С. 328−348.
  26. , A.A. Психология общения: избр. психолог, труды Текст. /
  27. A.A. Бодалев. М.- Воронеж: Инст-т практ. психологии- МОДЭК, 1996. -256 с.
  28. , Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности Текст. / Л.И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.-209 с.
  29. , Е.И. Механизмы умственной деятельности Текст. / Е. И. Бойко. -М: МПСИ, МОДЭК, 2001.
  30. , В.П. Выбор профессии: из опыта работы центра проф. ориентации молодежи Ленинградского района Москвы Текст. /
  31. B.П. Бондарев. М.: Педагогика, 1989. — 128с.
  32. , Е. В. Теория и практика личностногориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов-н/Д: Изд-во Ростов. Пед. ун-та, 2000. — 352.
  33. , Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография Текст. / Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2001. — 181с
  34. , Б.С. Психология нравственного сознания в контексте культуры Текст. / Б. С. Братусь. М.: Менеджер, 1994.- 60с.
  35. ,. В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога Текст. / В. Н. Введенский // Педагогика.-2003.-№ 10.-С. 51−55.
  36. , С.Г. Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз Текст. / С. Г. Вершловский и др.- под ред. С. Г. Вершловского. -СПб, 1998.-161с.
  37. , H.A. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр Текст. / H.A. Ветлугина. — М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1958. 247с.
  38. , H.A. Формирование способов музыкальной деятельности старших дошкольников Текст. / H.A. Ветлугина // Самостоятельная деятельность дошкольников. М.: Педагогика, 1980. — С. 147−168.
  39. , H.A. Музыкальное развитие ребёнка Текст. / H.A. Ветлугина. М, .1967. — 415с.
  40. , JI. Непрерывное образование: проблемы и-перспективы Текст. / Л. Владиславлев-М, 1978.- 175 е.
  41. , М.И. Профессионально-педагогические умения в системе подготовки воспитателя Текст. / М. И. Волошина // Советская педагогика. 1985. — № 5. — С. 86−88.
  42. , В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования Текст. / В. Г. Воронцова. — Псков, 1996.- 421с.
  43. Воспитание музыкального слуха Текст. / Ред.-сост. А. П. Агажанов. -М., 1977.-68с.- С. 6.
  44. , Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психолог. очерк Текст. / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1991, 3-е изд. — 90с.
  45. , JI.С. Проблемы общей психологии Текст. / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6-ти т. Т.2.- под ред. В. В. Давыдова М.: Педагогика, 1982. -504 с.
  46. , Т.В. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов Текст. / Т. В. Габай. М.: Academia, 2005. — 240 с.
  47. , П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии Текст. / П. Я. Гальперин. М.: Наука, 1986. — 276с.
  48. , B.C. Философия образования для XXI века Текст. /
  49. B.C. Гершунский. -М.: Совершенство, 1998. 605.
  50. , С. С. Творчество как философская проблема Текст. /
  51. C. С. Гольдентрихт // Творчество социального познания. М.: Изд. МГУ, 1982-С.54
  52. , Ф.Н. О некоторых психологических качествах учителя Текст. / Ф. Н. Гоноболин // Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С. 100 -111.
  53. , Т.О. Психология мотивации достижения: теории, факты, методики Текст. / Т. О. Гордеева. М.: Академия, Смысл, 2006. — 334 с.
  54. , A.JI. Музыкальная психология Текст. / A.JI. Готсдинер. -М.: МИЛ «NB Магистр», 1993.- 192 с.
  55. , Н.Л. Вопросы развития восприятия музыки (слушание музыки) Текст. / Н. Л. Гродзенская // Известия АПН РСФСР, вып.110. -М., 1960.
  56. , А.Л. Подготовка педагогов в системе последипломного образования к воспитанию социальной компетентности детей дошкольного возраста / дис. на соиск. к.п.н., Ставрополь, 2008.-147с.
  57. , О.Б. Возрастная психология: учеб. Пособие для студ. Высш. Уч. Заведений Текст. / О.Б. Дарвиш- под ред. В. Е. Клочко. М.: Изд-во-ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 264с.
  58. , И. О содержании и психологической структуре эстетических чувств Текст. / И. Джидарьян // Эстетика и жизнь. Вып. 2. -М.: Искусство, 1973, — С.108−136.
  59. , И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников Текст. / И. Л. Дзержинская. М., 1985.
  60. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении Текст. / Методическое пособие. Ростов н/Дону: Феникс, 2003.-288 с.
  61. , В. Н. Психология общих способностей Текст. / В. Н. Дружинин. СПб.: ПитерКом, 1999.- 368 с.
  62. , И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов Текст. / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2005. — 383 с.
  63. , C.B. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовке в вузе: дис.. канд. пед. наук Текст. / C.B. Знаменская. — Ставрополь, 2004. 212 с.
  64. , В.П. Человеческая деятельность познание — искусство Текст. / В. П. Иванов. — Киев: Наук. Думка, 1977.-252 с.
  65. , А.И. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ: методическое пособие Текст. / А. И. Иванова. М.: ТЦ Сфера, 2007. -144 е.- (Приложение к журналу «Управление в ДОУ»).
  66. , E.H. Умения и навыки: нерешённые вопросы Текст. / Е. П. Ильин // Вопросы психологии. М., 1986, № 2.
  67. И. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения Текст. / И. Ильницкая // Дошкольное воспитание, М., 2007. -№ 3.- С.47−53.
  68. , Д.Б. Воспитание ума и сердца: 2-е изд. Текст. / Д. Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1984, — 204с. i
  69. , Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? Текст. / Д. Б. Кабалевский. -М., 1982.- 98с.
  70. , М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) Текст. /М.С. Каган. -М.: Политиздат, 1974.-328 с.
  71. , М.С. Музыка в мире искусств Текст. / М. С. Каган. С-Петербург, 1996.-232с., с. 106
  72. Канн-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя Текст. / В.А. Канн-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  73. , М.С. Объективная необходимость. История проблемы и перспективы реформирования высшего профессионального образования России Текст. / М. С. Кветный. -М., 1995.
  74. , В. Прикладная психология Текст. / В. Квинн. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 560с.
  75. , Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одарённости Текст. / Д. К. Кирнарская // Вопросы психологии. -М., 1989. № 2. С. 47−57.
  76. , Эд. Психология ребёнка и экспериментальная педагогика Текст. / Эд. Клаперед. СПб., 1911. — с.75
  77. , Н.П. Развитие субъектности студентов в образовательном процессе вуза Текст. / Н: П. Клушина // Психология и педагогика развития личности: Монография: под ред. Е. Н. Шиянова. Москва: Илекса, 2002. — 568с.
  78. , Н.В. Формирование профессиональной готовности учителя начальных классов к обучению младших школьников риторике: дис.. канд. пед. наук Текст. / Н. В. Клюева. Курск, 2002. — 148 с.
  79. Концепция дошкольного воспитания Текст. // Дошкольное воспитание. -1989.-№ 5.-С. 10−23.
  80. , Г. Непрерывное образование: Основные принципы Текст. / Г. Коптаж // Вестник высшей школы, № 6, 1991. — С. 52−63.с.53.
  81. , Э.П. Сущность креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников Текст. / Э. П. Костина // Вестн. МГУКИ. 2007. — № 2. — С.51−58
  82. , А.Г. Культура музыкального восприятия Текст. / А. Г. Костюк // Художественное восприятие. JL: Наука, 1971. — С. 334−347.
  83. , E.H. Инновации в музыкальном воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями (2004/2005 учебный год). http://festival. 1 september.ru.
  84. , В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студентов высших учебных заведений Текст. / В. В. Краевский. М.: Академия, 2003. -256с.
  85. , В. А. Феномен детской креативности Текст. / В. А. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. М., 2007. — № 2. С. 18.
  86. , Н.В. Профессионализм личности педагога и мастера производственного обучения Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.- 119 с.
  87. , В. А., Формирование у учащихся умений" учиться Текст. / В. А. Кулько, Т. Д. Цехмистрова. М.: Просвещение, 1983 — 80 с. С. 8−12
  88. , C.B. Личностная ориентация методологической культуры учителя Текст. / C.B. Кульневич // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 108 -115.
  89. , Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя Текст. / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. -1986.-№ 2.-С. 21 -30.
  90. , К.Г. Профессиональная подготовка и переподготовка безработных: монография Текст. / К. Г. Кязимов. М.: Издательский центр АПО, 1999. — 243с.
  91. , М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений Текст. / М. М. Левина. М, 2001.- 72с.
  92. , Н. Д. Детская и педагогическая психология. Гл. 5. Н. Д. Левитов. М., 1960.-173с.
  93. , В. А. О гуманизации и гуманитаризации образования Текст. / В. А. Лекторский // На пороге XXI века: Образование и культура. М, 1996.
  94. , A.A. Основы психолингвистики: учеб. для вузов Текст. / A.A. Леонтьев. М.: Смысл: Академия, 2005. — 288 с. •
  95. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. Текст. / А. Н. Леонтьев. М., Политиздат, 1977. — 304с.
  96. , А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев: — М.: Изд-во МГУ, 1972. 575с.
  97. , Д.Н. Образование взрослых в общецивилизованном контексте Текст. / Д. Н. Лесохина. СПб, 1995. — 324.
  98. , Б.Т. Педагогика: учебное пособие для студ. Пед. учеб. Заведений и слушателей ИПК и ФПК Текст. / Б. Т. Лихачёв 4-е изд., перер. и доп. -М.: Юрайт-М, 2001. — 607 с.
  99. Юб.Лобейко, Ю. А. Научные основы творческого развитии педагога в системе послевузовского образования Текст. / Ю. А. Лобейко. — М.: АПК и ПРО, 2000.-271 с.
  100. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1999. — 349 с.
  101. Т.Н. Андрогогика в контексте гуманистической образовательной парадигмы Текст. / Т.Н. Ломтева- науч. Ред. E.H. Шиянов. Ставрополь: СГУ, 2001. — 340 с. т*"
  102. , В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия Текст. / В. Я. Ляудис // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся: сб. науч. трудов- под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1980. — С. 37 -52.
  103. Ш. Маркова, А. К. Проблема формирования мотивации учебной деятельности Текст. / А. К. Маркова // Советская педагогика. — 1979. № 11.-С. 63−71.
  104. , А.К. Психология труда учителя: книга для учителя Текст. / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1993. 193 с.
  105. ПЗ.Маслова, Л.В. Организационно-педагогические условия становления профессионального опыта молодого учителя: автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / Л. В. Маслова. Великий Новгород, 2002. — 18 с.
  106. , В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» Текст. / В. В. Медушевский // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. -С. 141−155'.
  107. И5.Медушевский, В. В. Проблемы становления музыкального восприятия Текст. /В.В. Медушевский // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы. М.: НИИ ХВ, АПН СССР, 1992. — С. 8386.
  108. , В.В. Таинственные энергии музыки .В. В. Медушевский Текст. / В. В. Медушевский // Музыкальная академия. М., 1992. № 3.-С. 54−57.
  109. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности Текст. / B.C. Мерлин. М., 1986. — 254 с.
  110. , H.A. Музыка детям Текст. / H.A. Метлов- сост. С. И. Чешева, А. П. Николаичева. — М.: Просвещение, 1985. — 144с.
  111. Методика музыкального воспитания Текст. / под ред. H.A. Ветлугиной. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1982.- 255 с.
  112. Методика преподавания педагогики: учебное пособие Текст. / Д. А. Хохлова, Т. Н. Таранова, И.Ю. Соколова- под ред. Д. А. Хохловой -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. 515с.
  113. Митина, JIM. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие Текст. / JI.M. Митина. М.: Академия, 2004. -320 с.
  114. , А.И. О расширении понятия «Содержание педагогического образования» Текст. / А. И. Мищенко // Советская педагогика. 1989. -№ 10.-С. 84−89.
  115. , Е.В. Психологические условия развития музыкальных способностей (детей 5−8 лет): диссертация. к.п.н.: 10.00.07 Текст. / Е. В. Могилёва. — Новосибирск, 2005.- 21с.
  116. , A.B. Общение в процессе воспитания: учебное пособие Текст. / A.B. Мудрик. М.: Педагогическое общество, 2001. — 320 с.
  117. , B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 6-е изд. Текст. / B.C. Мухина. М.: Академия, 2000. — 456с.
  118. , В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки Текст. / В. И. Муцмахер. М., 1988.-112 с.
  119. , В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды Текст. / В.Н. Мясищев- под ред. A.A. Бодалева. М.- Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии" — НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
  120. , E.B. Звуковой мир музыки Текст. / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1988. — 254с.
  121. , Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания Текст. / Е. В. Назайкинский // Восприятие музыки. М., 1980.-с. 91−111.
  122. Настольная книга методиста детского сада Текст. / автор составитель Н. Ю. Честнова.- Изд. 4-е Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 672 с.
  123. , P.C. Общие основы психологии Текст. / P.C. Немов // Психология: учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 1: М.: ВЛАДОС, 1997. — 688 с.
  124. , P.C. Психология: учеб. для студ.высш.пед.учеб.заведений: в 3 кн. Текст. / P.C. Немов. 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2004. — Кн.З. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 631 с.
  125. , Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий Текст. / Н. Д. Никандров. М.: Педагогическое общество: России, 2000. — 304 с.
  126. , Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры Текст. / Б. П. Никитин. 3-е изд., доп.-М.: Просвещение, 1990.-160 с.
  127. , Э.М. Повышение квалификации работников образования: состояние проблемы, перспективы Текст. / Э. М. Никитин, М. П. Пальянов, В .Я. Синенко. Томск, 1999. -236с.
  128. , A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений Текст. / A.M. Новиков. М.: Высш. шк., 1986. — 288 с.
  129. , Л.И. Путь к творчеству Текст. / Л. И. Новикова, А. Т. Куракин. М.: Просвещение, 1966. — 188 с.
  130. , А. Процессы творческого мышления Текст. / А. Ньэлл, Дж. С. Шоу, Г. А. Саймон // Психология мышления: сборник переводов с немецкого и английского под ред. А. М. Матюшкина. — М., 1965.
  131. , Jl. Ф. Детская (возрастная) психология Текст. / Л. Ф. Обухова. М., Роспедагентство. 1996, — 374 с.
  132. , А. А. Теория культуры: учеб. пособие для вузов Текст. / A.A. Оганов, И. Г. Хангельдиева. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
  133. Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей: учеб. пособие Текст. / под. ред. А. М. Матюшкина М., 2004.-421с.
  134. Основы общей психологии Текст.- СПб.: Издательство «Питер», 1999. 720 е.: ил. (Серия «Мастера психологии»), с. 619.
  135. , Г. С. Современные способы активизации обучения Текст. / Г. С. Панина, A.B. Вавилова. М.: Академия, 2008. 176 с.
  136. , Б.Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории Текст. / Б. Д. Парыгин. СПб: ИГУП, 1999. — 592 с.
  137. Педагогическая антропология: учеб. пособие Текст. / под ред. Л. Л. Редько, E.H. Шиянова. Ставрополь: Сервисшкола, 2005. — 696с.
  138. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / под ред. М. М. Безруких, В. А. Болотов. М., 2002. — 328с.
  139. , Л.Г. Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки студентов вуза: дис.. канд. пед. наук Текст. / Л. Г. Пересыпкина. Екатеринбург, 2005. — 178 с.
  140. , A.B. Развитие личности и проблема ведущей деятельности Текст. / A.B. Петровский // Вопросы психологии. М., 1987. — № 1. -с. 15−26.
  141. , В.И. Музыкальная психология: учеб. пособие для студентов и преподавателей Текст. / В. И. Петрушин. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.- 384 с.
  142. , H.H. Особенности психического развития детей дошкольного возраста Текст. / H.H. Поддьяков. М., 1996.-329с.
  143. , И.П. Общие основы. Процесс обучения Текст. / И. П. Подласый // Педагогика: в 2 кн. Кн.1. М.: ВЛАДОС, 2000. — 576с
  144. , A.M. Дидактические условия становления и развития компьютерной готовности у студентов: автореф. дис. канд. пед. наук Текст. / A.M. Подрейко.- Калининград, 1996.- 16 с.
  145. , A.A. Подготовка студентов педагогического вуза, к использованию вербальных и невербальных средств общения в профессиональной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук Текст.' / A.A. Позднякова. М, 1994. — 25 с.
  146. , Я. А. Психология творчества Текст. / Я. А. Понамарёв: -М.: Наука, 1976.-342с.
  147. , О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для студентов пед. уч-щ Текст. / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. -М.: Просвещение: Владос, 1994. 223с.
  148. , A.A. Психология изучения личности: учеб. пособие Текст. / A.A. Реан. СПб: Изд-во В. А. Михайлова, 1999. — 288 с.
  149. Ребёнок в мире культуры Текст. / под ред. P.M. Чумичевой. -Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998.-558с.
  150. Рекомендации по организации и ведению повышения квалификации работников образования на основе кредитно-модульной (накопительной) системы Текст. Ставрополь: СКИПКРО, 2009.- 42с
  151. , К. Творчество как усиление себя Текст. / К. Роджерс // Социальная работа. М., 1992. — Вып. 5. — с. 29−73.
  152. Российская Федерация. Законы. «Об образовании» от 10.71 992 № 3266−1 (ред. от 30.06.2007) Текст. // Ведомости СНД и ВСРФ. 1992. -№ 30.-Ст. 1797.
  153. , С.JI. Основы общей психологии Текст. / C.JI. Рубинштейн. СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 720 с.
  154. , Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: дис.. д-ра психол. наук Текст. / Р. Д. Санжаева. Новосибирск, 1997. — 347 с.
  155. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В. В. Сериков. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
  156. , И.М. Рефлексы головного мозга Текст. / И. М. Сеченов // Произвольные движения. т.2. — М.: Учпедгиз, 1953, с. 77.
  157. , А. Э. Развитие творческого мышления детей Текст. / А. Э. Симановский // Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: «Академия развития», 1996. 192 с.
  158. , В.П. Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности Текст. / В. П. Симонов // Школьный психолог. 2005. — № 12. — С. 34 — 36.
  159. Система музыкального воспитания К. Орфа Текст. / под ред. Л. А. Баренбойма. М.-Л, 1970, с. 21.
  160. , А.П. Развитие профессиональной культуры учителя в межкурсовой период последипломного образования Текст. / А. П. Ситник. М., 1996. — 51 с.
  161. , В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя Текст. / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Советская педагогика. 1991. — № 10. — С. 79 — 84.
  162. , В.А. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений Текст. / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. М.: Академия, 2001. — 480 с.
  163. Словарь практического психолога Текст. / сост. С. Ю. Головин. -Минск, 1997.
  164. , А. Н. Воспитательная роль музыки Текст. / А. Н. Сохор. М.: Изд.: «Музыка», 1975. — 64с.
  165. , Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя Текст. / Л. Ф. Спирин. Ярославль: Яросл. пед. инт им. H.A. Некрасова, 1976. — 82 с.
  166. , А.Г. О творческой силе человеческого разума. Послесловие Текст. / Гиргинова Г. «Наука и творчество». М.: Прогресс — 1979. — с. 332−352
  167. , Л.Д. Основы психологии Текст. / Л.Д.Столяренко- 15-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 672с.
  168. , Г. С. Андрогогический подход в организации'' постдипломного образования педагогов Текст. / Г. С. Сухобская, A.B. Николаева. Якутск: ЯГУ, 2003.-73 с.
  169. , В.А. О воспитании Текст. / В. А. Сухомлинский. М., 1985.-83с.
  170. , Н.Ф. О психолого-педагогической подготовке преподавателей университетов Текст. / Н. Ф. Талызина // Вестник высшей школы. — 1985. № 5. — С. 32 — 35.
  171. , Г. С. О психологии искусства Текст. / Г. С. Тарасов // Вопр. Психологии. 1992. № 1−2. — С. 105−111.
  172. , Г. С. Проблема духовной потребности: На материале музыкального восприятия Текст. / Г. С. Тарасов. М.: Наука, 1979.-191с.
  173. , К.В. Онтогенез музыкальных способностей Текст. / К. В. Тарасова. М., 1988. N
  174. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий Текст. / Б. М. Теплов. M., 1961.-С.219.
  175. , Б.М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б.М.Теплов- избр. труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. -Т.1. — 329 с.
  176. Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ: метод пособие Текст. / Авторы-сост. Н. В. Микляева, JT.P. Болотина, Ф. С. Гайнуллова и др. М.: Айрис-пресс, 2007. — 224 с.
  177. , Ю.Ф. Модульная система и ее возможности в непрерывной и дистанционной формах образования Текст. / Ю. Ф. Тимофеева // Сб. науч.тр.МГПУ. М., 1999. — С. 361 — 364.
  178. , Е.П. Образование взрослых: поиск новой стратегии Текст. / Е. П. Тонконогая // Новые знания. 1997. — № 4. — С.5−10.
  179. , Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3−7 лет (теория и диагностика) Текст. / Е. М. Торошилова, Т. В. Морозова. -Екатеринбург: Деловая книга, 2001- 2-е издание перераб. и доп. 141с.
  180. , Ю., Теоретические основы гармонии Текст. / Ю. Тюлин, Н. Привано. -М.: «Музыка», 1965- изд. 2-е, с. 35.
  181. , Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками Текст. / Т. Э. Тютюнникова // Музыкальный руководитель. М.: 2004, вып.2.
  182. , К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии Текст. / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений: в 11 т. Т. 8.- под ред. A.M. Еголина [и др.]. M.-JL: Изд-во акад. пед. наук РСФСР, 1950.-778 с.
  183. Философский энциклопедический словарь Текст. / под ред. Л. Ф. Ильичева [и др.]. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  184. , JI.H. Педагогическое образование и новое педагогическое мышление Текст. / Л. Н. Харченко // Педагогическая наука и практика — региону: Материалы междун. науч-практ. конф. — Ставрополь: Сервисшкола, 2003.- С. 39−49.
  185. , Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения Текст. / Г. М. Цыпин. — М.: Интерпракс, 1994.-384 с.
  186. , P.M. Управление качеством дошкольного образования / Творчество ребёнка как показатель развития основ духовности личности Текст. / P.M. Чумичева. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2001.-342с.
  187. , П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности Текст. / П. А. Шавир. М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
  188. , В.Д. Способности человека Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Изд-во «Ин-т практ. Психологии», Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. 288с.
  189. , Ю.Ж. Точка отсчета: методики личностной и социально-психологической диагностики учителей: кн. для учителя Текст. / Ю. Ж. Шайгородский. Омск: Интеллектика, 1992. — 39 с.
  190. , Т. И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений Текст. / Т. И. Шамова. -М.: Издат. центр «Академия», 2005.
  191. , В.К. Социальное обучение взрослых Текст. / В. К. Шаповалов. М.: Дашков и К0, 2011. — 262 с.
  192. , В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества Текст. / В. Н. Шацкая. -М.: Педагогика, 1975. 200 с.
  193. , JI. М. К вопросу о навыках и их интерференции Текст. / Л. М. Шварц // Ученые записки Гос. науч.-исслед. ин-та психологии. -М., 1941. Т. II. С. 37−58.
  194. , Р. Русская версия шкалы общей самоэффективности Текст. / Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Г. Ромек // Иностранная психология. 1996. -№ 7.-С. 71 -76.
  195. , З.О. Профессионально-педагогическая подготовка учителя в университете Текст. / З. О. Шварцман. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991.- 128 с.
  196. , E.H. Развитие личности в обучении: Учеб1 пособие для студ. пед. вузов Текст. / E.H. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 288 с.
  197. , E.H. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности Текст. / E.H. Шиянов, И. Б. Котова. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1995. — 310 с.
  198. , В.А. Моделирование и философия Текст. / В. А. Штоф. М.-Л.: Наука, 1966.-301 с.
  199. , A.B. Мир музыки и ребёнок в нём/ Ребёнок в мире культуры Текст. / A.B. Шумакова- под общ. ред. P.M. Чумичевой. -Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998.-558с.
  200. , А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники: метод, пособие для педагогов муз. вузов Текст. / А. П. Щапов. М., 1968.- 72 с.
  201. , А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / А. И. Щербаков. Л.: Просвещение, 1967. -266 с.
  202. , А.И. Некоторые вопросы совершенствования подготовки учителя Текст. / А. И. Щербаков // Советская педагогика. 1971. — № 9. -С. 82 — 89.
  203. , Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избр. психол.тр. Текст. / Д.Б. Эльконин- под ред. Д. И. Фельдштейна. — Воронеж МОДЭК, 1995. 414 с.
  204. Энциклопедия профессионального образования: в Зт. Текст. / рук.авт.кол., науч. и лит.ред. С .Я. Батышев. М.: РАО: АПО, 1999 г.-Т.2.- 440с.
  205. , Б. А. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие Текст. / Б. А. Эренгросс. М.: Высшая школа, 2001.- 401с.
  206. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста Текст. / Программа «Теория и технология вокально-хоровой культуры" — под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 256с.
  207. , П. А. Теория и практика модульного обучения Текст. / П. А. Юцявичене. Каунас: Швиеса, 1989.- 272с.
  208. , П.М. Психология художественного восприятия Текст. / П. М. Якобсон. -М.:Искусство, 1964.- 86 с.
Заполнить форму текущей работой