Формирование профессиональной мотивации учебной деятельности студентов: На материале колледжа культуры и искусств
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования апробировались и внедрялись как в процессе опытно-экспериментальной работы, так и посредством публикаций основных положений и результатов, полученных в ходе исследованияв процессе обсуждения материалов диссертации на кафедре педагогики Белгородского государственного университета, а также на кафедрах факультета…
ДиссертацияЕстественнонаучные основы и национально-региональные аспекты экологического образования и воспитания учащихся средней профессиональной школы: На материале Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии
Внедрение результатов исследовательско-экспериментальной работы проводилось: а) чтением публичных лекций для учащихся и преподавателей СПУЗ КБР, проведением бесед с преподавателями Адыгеи, КБ и КЧ по предметам «Концепции современного естествознания», «Основы экологии», «Экологические основы природопользования» — инструктивными совещаниями в методических кабинетах СПУЗ г. Нальчика КБР, г. Майкопа…
ДиссертацияЭтноориентированная методика обучения иностранному языку в системе среднего профессионального образования
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовались следующие подходы и методы исследования: системно-структурный анализ аксиологических, социологических, лингвистических, культурологических, этнологических, различных отраслей психолого-педагогических исследованийтеоретическое моделирование структурно-логических и содержательных основ исследуемого процессасистемный…
ДиссертацияФормирование общеинженерной компетентности курсантов военного вуза в процессе графической подготовки
Сравнительный анализ учебных планов показал, что профессионально-ориентированные практические занятия, на которых наиболее успешно проходит формирование общеинженерной компетентности, составляют от 13 до 23% в общем объеме дисциплин. Причем при изучении общеинженерных дисциплин игровые формы учебной деятельности применяются в вузе эпизодически. Эффективность самостоятельной работы…
ДиссертацияФормирование духовной культуры младших школьников на осетинских народных традициях
Меюдологической основой являются ткже культурологические, ?еоре-1ИКо-меюдоло1 ичекие, педагогические исследования К. Н. Венцеля о воспит-нии личноеI и с точки зрения ее 1ворческот потенциалаВ.П. Вах1ерова о руководстве правеiвенным идеалом, включающий в себя понятие совершенства, оценки и целиД.С.Лихачева о духовной кулыуре личности, Kpacoie поведения, отношений личности с окружающей…
ДиссертацияФормирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности
Процесс формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста осуществляется в направлении обогащения и усложнения не только структурных, но и содержательных компонентов. При этом формирование одних, более сложных по структуре и содержанию показателей познавательной активности (проявление инициативности в поисковой деятельности, умение осуществлять поисковые действия…
ДиссертацияФормирование представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста
Изучение представлений об идеальном женском образе проводилось с использованием модифицированных методик. Выделенные качества были проверены методом экспертных оценок, в качестве экспертов выступили педагоги и родители. На основе диагностирующего исследования было проведено внедрение программы формирования представлений об идеальном женском образе, которая помогла осуществить реализацию…
ДиссертацияФормирование эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как необходимое условие их профессиональной подготовки
Гипотезой исследования является предположение о том, что разработка эффективной методики эстетического развития личности будущих техников как необходимого условия их успешной профессиональной подготовки возможно при условиях: обоснования места и роли эстетических интересов и потребностей в системе духовного развития, эстетического воспитания личности студентов промышленных и энергетических…
ДиссертацияФормирование профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка
Учитывая обширные научные и практические исследования по данному вопросу, можно с уверенностью сказать, что в условиях научно-технического прогресса, когда все больше развиваются и крепнут международные контакты в области науки, техники и культуры, было бы неправильно рассматривать иностранный язык в неязыковом вузе как своего рода вспомогательную дисциплину, которая лишь косвенно помогает…
ДиссертацияЛингвометодические основы обучения культуре профессионального общения студентов медицинских специальностей
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена назревшей необходимостью решения задач, связанных с обучением, воспитанием будущих врачей, овладением ими основами профессиональной коммуникации, культурой речевого общения как важнейшими качествами современного специалиста медицинской отрасли, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретической, методической…
ДиссертацияМногоуровневая система задач как средство обучения учащихся средней школы алгебре и началам математического анализа
Методика обучения на базе1 разработанной многоуровневой системы задач строится на поэтапном освоении блоков матрицы задач темы. Основные положения этой методики состоят в следующем: а) В каждой теме при освоении соответствующего столбца матрицы системы задач темы, учащийся всякий раз сталкивается со всеми тремя видами учебных ситуаций, возникающих при решении задач. Благодаря этому осуществляется…
ДиссертацияМетодические основы обобщения и систематизации знаний учащихся в процессе обучения математике в средней школе
Определены функции обобщения и систематизации знаний в процессе обучения математике: функция фундаментализации знаний (преодоление фрагментарности, отрывочности знаний), развивающая функция (обобщение и систематизация знаний являются средством индивидуального развития личности) — функция трансформации знаний (преобразование знаний, применение в новых и нестандартных ситуациях) — мировоззренческая…
ДиссертацияМетодика работы с авторской сказкой в соотнесении с фольклорными источниками на уроках литературного чтения в начальных классах
Как объект научного анализа авторская сказка давно привлекает к себе внимание многих ученых, каждый из которых находит свой специфический срез исследования. Подобная специфичность авторской сказки объясняется ее общечеловеческой универсальностью, когда сюжеты, композиция и герои сказки становятся узнаваемыми для всех времен и народов. —я У авторской сказки. большой педагогический потенциал, она…
ДиссертацияРазвитие коммуникабельности соматически ослабленных детей младшего школьного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности
Теоретическая значимость исследования заключается: в конкретизации содержания компонентов понятия «коммуникабельность» применительно к младшему школьному возрасту: эмоциональности (адекватная эмоциональная реакция на действия партнёра, эмоциональная стабильность, эмоциональная интуиция), коммуникативной компетентности (потребность в общении со взрослыми, со сверстниками, потребность к совместному…
ДиссертацияРазвитие профессионального сельскохозяйственного интереса студентов аграрного вуза
В ходе профессионального аграрно-ориентирующего, профессионального аграрно-корректирующего, профессионального аграрно-закрепляющего этапов развития профессионального сельскохозяйственного интереса важно реализовать аграрно-направленные профессионально развивающие технологии обучения. Они позволяют осуществить гарантированное достижение целей, эффективность профессионально-аграрного направленного…
ДиссертацияПатриотическое воспитание старшеклассников в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин: на материале исторического краеведения
Н. Д. Никандров, резидент РАО пишет, что «вопросы воспитания. решаются плохо. И подлинная причина — не в неумении учителей, а в том, что в нашем российском доме так и нет согласия в ценностях, на которых можно и нужно воспитывать молодёжь». Но невозможно воспитать полноценного гражданина без формирования у него патриотических чувств, качеств, которые он сможет проявить в деятельности. Великий…
ДиссертацияПедагогические идеи Н.И. Пирогова как средство гуманистического воспитания учащихся юношеского возраста
Целью создания культурологической модели гуманистического воспитательного процесса является формирование человека культуры как свободной, активной индивидуальности, способной к личностной самодетерминации в общении и сотрудничестве с другими людьми, самим собой, культурой. Предложенная модель способствует реализации следующих задач: развитие человека культуры, его индивидуальностисамореализация…
ДиссертацияПедагогические основы проектирования общепрофессионального образования в высшем техническом учебном заведении
Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись в период с 1969 по 1999 г. путем выступления автора на международных, всесоюзных, российских научных, научно-практических и методических конференциях, совещаниях и семинарах: Всесоюзных конференциях преподавателей и инженеров-литейщиков (Горький, 1969; Киев, 1969; Рига, 1969; Тула, 1969;72- Тбилиси, 1969; Москва, 1971…
ДиссертацияПедагогические основы воспитания профессиональной чести как нравственного качества специалиста
Система работы руководителя — это, в данном случае, последовательность его организационно-педагогических действий, обусловленных логикой развития формирующего качества. В систему работы руководителя, как показано в исследовании, входят целеполагание, которое предполагает проектирование этапов воспитательного процесса и содержания работы по формированию профессиональной чести на каждом этапеотбор…
ДиссертацияРазвитие технического творчества учащихся при обучении физике в образовательной системе «школа-технический вуз»
Критерием развития технического творчества является сформирован-ность системы умений, необходимых для осуществления творческой технической деятельности: проводить наблюдениеанализировать техническую проблему и формулировать техническую задачувыдвигать гипотезы, генерировать технические идеитеоретически обосновывать выдвинутую гипотезу и способ" решения технической задачистроить модель…
ДиссертацияРазвитие творческих способностей учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности в учреждениях дополнительного образования
Большое место в системе дополнительного образования отводится туристско-краеведческой деятельности как одному из важнейших средств воспитания учащегося, развития у него таких важных качеств как гражданственность, патриотизм, трудолюбиелюбовь к родному краю, любовь к природе, способствующей развитию познавательных и исследовательских навыков и творческих способностей. Очень часто увлеченность…
ДиссертацияРазвитие языковой личности старшеклассников в процессе обучения пониманию текста и его образности
Историко-логический анализ исследуемой нами проблемы показал, что сама идея обращения к выразительности родного языка при развитии речи учащихся является сквозной для методики, начиная с XIX века. Этот аспект всегда был в поле зрения отечественных методистов (Ф.И. Буслаев, И. И. Срезневский, К. Д. Ушинский, В. П. Шереметевский, В .Я. Стоюнин, М.А. Рыбникова). Во второй половине XX в. интерес…
ДиссертацияПропедевтический контроль знаний в вузах МЧС России на основе личностно-ориентированного подхода
Уровень объективной трудности теста может зависеть также и от возрастных, профессиональных, социокультурных особенностей обучающихся курсантов и студентов. При этом показатели индекса трудности теста применимы только к содержанию заданий, для которых применимы категории истинности или неверности в ответах. Если же в ходе пропедевтического контроля необходимо также определить некоторые личностные…
ДиссертацияПедагогические условия социальной адаптации воспитанников детского дома, организованного по семейному принципу
Социальная обусловленность модели определяется принципом семейного воспитания, который реализуется в комплексе, при взаимодополнении и взаимодействии следующих организационных факторов: деятельность детского и взрослого коллектива в модели детского" дома, организованного по семейному принципу, характеризуется как оздоровительная, образовательная, трудовая, бытовая, экспериментальная и др…
ДиссертацияОбщедидактические и методические основы подготовки начинающих спортсменов к выбору специализации в спортивном единоборстве
Теоретическая значимость диссертационного исследования носит междисциплинарный характер и складывается из нескольких направлений. Прежде всего, проведенное исследование имеет значение для последующего развития теоретических представлений в области общей, возрастной, дифференциальной психологии и физиологии, а также в области психологии спорта. Особую научную значимость выполненное исследование…
ДиссертацияОбучение крылатым выражениям русского языка студентов-иностранцев
В исследовании обоснована необходимость использования технических и аудиовизуальных средств и современных компьютерных технологий в обучении крылатым выражениям студентов-иностранцев. Разработаны, описаны и конкретизированы приемы компьютерной поддержки созданной экспериментальной методики в свете современных достижений информационно-коммуникативных и электронных технологий и возможностей…
ДиссертацияПодготовка студентов высших учебных заведений к проведению интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста
На формирующем этапе экспериментально-опытной работы сконструированы диагностические задания, представляющие собой серию относительно кратких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и прочего), целью использования которых явилась актуализация инвариантных знаний. Диагностические задания позволили судить о полноте, глубине, точности, гибкости базовых знаний, полученных в ходе учебного процесса…
ДиссертацияСтановление и развитие интеграционных процессов в современном европейском образовании
Основание, которое образуют системный, деятельностный, аксиологический, проектировочный подходы, при ведущей и системообразующей роли культурологического подходаконцепции и теории отечественной педагогики, концепции зарубежной сравнительной педагогикифилософии образования, соотнесенные с поставленными задачами исследования (теоретико-методологический базис) — наблюдения исследователя, опыт…
ДиссертацияОрганизационно-педагогические условия эффективности самообразовательной деятельности студентов вуза: На материале изучения английского языка деловой коммуникации
Изменения, происходящие в современном российском обществе (переход к демократии, к рыночной экономике, превращение отдельного человека в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности, усиление роли межкультурной коммуникации, диалога культур, повышение роли частной жизни, интеграция в мировое образовательное пространство) требуют адекватного современным условиям уровня высшего…
ДиссертацияТеоретические основания и педагогические условия этнокультурного образования народностей Севера: На материалах Томской области
Поиск путей реализации этнокультурных интересов в сфере образования осложнен почти полным отсутствием специальных педагогических исследований. Вопросы удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей в недостаточной мере исследовались в смежных областях знаний. С учетом многомерности предмета этнопедагогики, можно назвать труды тех ученых, в которых затрагивались отдельные аспекты…
Диссертация