Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические основы воспитания профессиональной чести как нравственного качества специалиста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Система работы руководителя — это, в данном случае, последовательность его организационно-педагогических действий, обусловленных логикой развития формирующего качества. В систему работы руководителя, как показано в исследовании, входят целеполагание, которое предполагает проектирование этапов воспитательного процесса и содержания работы по формированию профессиональной чести на каждом этапеотбор… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЧЕСТИ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Сущность, структура, функции профессиональной чести как качества личности специалиста
    • 1. 2. Особенности развития профессиональной чести специалиста
  • Глава 2. ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ ЧЕСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Воспитание профессиональной чести специалиста в процессе профессиональной деятельности (на материале деятельности подразделений налоговой полиции)
    • 2. 2. Система работы по формированию у специалистов профессиональной чести (на примере деятельности подразделений налоговой полиции)

Педагогические основы воспитания профессиональной чести как нравственного качества специалиста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях развития российского общества, его перехода к рыночным отношениям в значительной степени возрастает роль профессий, требующих знаний норм этики, стремлений и умений работать по правилам этики.

Это утверждение в первую очередь касается сфер деятельности, в которых специалист непосредственно имеет дело с людьми. Таковы, например, профессии врача, педагога, военнослужащего, работника правоохранительных органов и т. п., где наблюдается закономерное возрастание значимости этических норм как регулятора деятельности.

Представители этих профессий должны уверенно ориентироваться в таких сложных явлениях, как мораль и право. Мораль для них должна стать важным фактором саморазвития личности, а законопослушность — неотъемлемой чертой жизнедеятельности.

В деятельности специалистов данных профилей профессиональная честь занимает особое место, являясь, по сути, основой и результатом проявления гуманистических и профессиональных ценностей личности, органическим элементом деятельности, одним из главных регуляторов всей жизнедеятельности.

Проблема данного исследования, которое выполнено на материале деятельности органов налоговой полиции, обусловлена тем, что налоговая полиция — самая молодая правоохраните^ьная структура современной России, традиции и опыт подготовки специалистов для которой только складываются.

В ходе становления нового правоохранительного органа обнаружилось явное несоответствие реальной его «внутренней жизни» ведущим нравственно-правовым и социальным реалиям. На одном полюсе этих реалий — крепнущее осознание сотрудниками как своих обязанностей, так и неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина (сфера их деятельности оказалась куда более широкой, чем было принято считать вчера), на другом — невозможность в рамках существующей законодательной базы, форм служебных отношений обеспечить качественное повышение результативности профессиональной деятельности, связанной с защитой экономической безопасности государства, а также безопасности деятельности инспекций Министерства по налогам и сборам, защиты их сотрудников от противоправных посягательств в ходе исполнения служебных обязанностей.

Как результат действия этих противоречий можно констатировать тот факт, что многие сотрудники налоговой полиции оказались не способны действовать в точном соответствии с законами морали, права и совестй. Так, статистика свидетельствует, что в последние 2 года упал престиж службы в органах налоговой полиции, возросла текучесть кадров.

Количество уволенных за 1999 год сотрудников в ряде территориальных органов налоговой полиции достигло 14−18% от штатной численности, при этом значительная частьиз-за несоответствия требованиям профессиональной этики. тккйе факторы, как неудовлетворенность материальным положением, отсутствием положительных перспектив, приход людей, не имеющих необходимого опыта практической работы, с пониженным иммунитетом к попыткам подкупа, активно используются криминальными структурами для достижения своей цели.

Только по материалам подразделений безопасности и борьбы с коррупцией ФСНП РФ и территориальных органов налоговой полиции в 1999 году было осуждено 28 лиц, пытавшихся скомпрометировать сотрудников. За участие в коммерческой деятельности (что запрещается требованиями Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции) уволено 68 сотрудников.

Падение жизненного уровня способствует тому, что некоторые сотрудники начинают рассматривать службу в органах налоговой полиции в качестве временного этапа для приобретения необходимых связей и использования ее возможностей для улучшения своего благосостояния.

В мае 1996 года из Управления ФСНП РФ по Волгоградской области были уволены сотрудники «М» и «Г», которые пытались вымогать у одного из руководителей ТОО взятку за улаживание возникших проблем, связанных с проверкой товарищества налоговой полицией.

Имеют место случаи вымогательства взяток, злоупотреблений служебным положением, «продажи» конфиденциальной информации и т. п. Втянутыми в эти процессы оказываются не только молодые сотрудники, но и лица со значительным стажем работы в правоохранительных органах.

Тккие факты подрывают авторитет профессии, наглядно показывают, что в деятельности организаций такого рода еще мало уделяется внимания вопросам воспитания профессиональной чести, привитию высоких нравственных качеств.

Таким образом, практика показывает, что, как правило, недостаточная развитость чувства профессиональной чести отдельных сотрудников сводит на нет их другие положительные качества, профессиональные знания, служебный опыт, приводит к так называемой профессиональной (а по существу — духовно-нравственной) деформации.

Изучение же планов, опыта обучения и воспитания сотрудников налоговой полиции показывает, что основная часть затраченного времени приходится на предметную профессиональную подготовку, овладение нормативно-правовыми знаниями.

Другая сфера — духовно-нравственная подготовка сотрудников осуществляется на основе «остаточного принципа». Это обусловлено во многом тем, что органы налоговой полиции начали создаваться после департизации и деидеологизации Вооруженных сил, органов ФСБ, МВД, когда воспитательная работа была необоснованно отодвинута на второй план. Приоритетное направление в работе с личным составом заняли материальные стимулы. Но поскольку их база оказалась ограниченной, они не сыграли .роли, которая им первоначально отводилась. Ныне данное обстоятельство терпимым быть не может. От духовно-нравственной и культурной зрелости, интеллигентности сотрудников налоговой полиции зависит эффективность осуществляемой ими профессиональной деятельности, когда влияние гражданственности, дисциплинированноети, воспитанности, х справедливости, нравственных убеждений становятся главными факторами успешной профессиональной деятельности.

С учетом изложенного очевидны практическая значимость и актуальность проблемы профессионального духовно-нравственного развития специалистов как в ходе профессиональной подготовки, так и в процессе профессиональной деятельности, актуальность их профессиональной чести.

Актуальность исследования обуславливается также недостаточной разработанностью теории и воспитания профессиональной чести специалистов в процессе осуществляемой ими деятельности.

Нет специальных работ, посвященных проблемам воспитания профессиональной чести, а в отдельных публикациях рассматриваются чаще всего только некоторые аспекты данной проблемы.

Вместе с тем, в педагогической науке накоплены знания, позволяющие рассматривать и анализировать воспитания проблемы профессиональной чести специалистов.

Так, разработаны общие представления о чести как качестве личности, нравственном регуляторе ее деятельности (Аристотель С., Гегель Г., Гоббс Т., Короленко В. Г., Макаренко А, С., Раш К., Рубинштейн С. Л., Ушинский К. Д., Чес-терфилд,. Шопенгауэр А.," Экштейн И.). 12, 55, 59, 106, 107, 168, 176,219, 239,243,245].

Проблемы воспитания чести офицера нашли свое отражение в трудах Волконогова Д. А., Гаркуши Е. П., Миронова Г. И., Табу нова Н.Д. (40, 52, 136, 211).

В трудах педагогов и психологов: Ахаян Т. К., Барабан-щикова А.В., Вырщикова А. Н., Городова П. Н., Иваницкого А. Т., Куксина И. Н., Лаптева Ю. В., Олейникова B.C., Слепова В. Я., Самойленко В. Н., Томашко А. Н., Хальзова В. И. и др. авторов (16.48, 49, 61,87,118,120,155,183, 202, 217, 231, 232) раскрываются механизмы профессиональной деятельности, идеи взаимодействия с духовно-нравственными качествами личности, определены некоторые формы и методы воспитательной работы, способствующие воспитанию чести, что в значительной степени позволяет в настоящем исследовании полнее представить психолого-педагогические истоки формирования профессиональной чести специалиста.

Исходя из этого, определены цель, объект, предмет и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования — подготовка специалиста в системе профессиональной деятельности.

Предмет исследования — процесс воспитания чести специалистов в профессиональной деятельности.

Цель исследования — выявление педагогических условий эффективного воспитания чести специалиста в профессиональной деятельности.

В качестве основной гипотезы было выдвинуто положение о том, что воспитание профессиональной чести специалиста представляет собой процесс перевода объективных требований общечеловеческой и служебно-профессиональ-ной морали в личные убеждения специалиста и развития на этой основе его способности к саморегуляции своих действий и поступков, в соответствии с принятыми нормами морали и этики. Движущей силой этого процесса выступает целенаправленное преодоление несоответствия между фактической (достигнутой) и необходимой («эталонной») моделью поведения личности в аспекте ее этических оснований, норм профессиональной чести.

Исходя из цели выдвинутой гипотезы, были сформулированы задачи исследования:

— выявить сущность, особенности, функции профессиональной чести как качества личности специалиста;

— обосновать и экспериментально проверить основные условия и пути повышения эффективности воспитания профессиональной чести специалиста в профессиональной деятельности;

— разработать педагогическую систему воспитания профессиональной чести сотрудников;

— разработать практические рекомендации по воспитанию и самовоспитанию профессиональной чести специалиста в процессе деятельности.

Методологическую основу достижения поставленной цели составили фундаментальные труды классиков отечественной и зарубежной педагогики (Добролюбов Н.А., Кор-чак Я., Макаренко А. С., Руссо Ж. Ж., Сухомлинский В. А., Ушинский К. Д., Чернышевский Н. Г., Коменский Я. А., Локк Д., Песталоцци И. Г. и др.), раскрывающие сущность духовной сферы личности, роль норм морали, этики как регуляторов жизнедеятельности человека.

Теоретическую основу исследования составили работы, раскрывающие сущность, содержание, источники и механизмы рфвития профессиональной деятельности, идеи ее взаимосвязис духовно-нравственными качествами личности (Ананьев 6.Г., Бондаревская Е. В., Божович Л. И., Гончаров Н. К., Гришин Е. А., Ильин B.C., Краснобаев И. М., Кузьмин Е. С., Мясищев В. И., Платонов К. К., Разбегаева Л. П., Рувинский Л. С., Рубинштейн Л. С., Сериков В. В., Скаткин М. А., Сергеев Н. К., Орлов А. В., Якунин В. А. и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— теоретический анализ научной литературы по теме исследования;

— общенаучные специальные методы и приемы познания: обобщение, сравнение, абстагирование, моделирование;

— анкетный метод, метод экспертных оценок;

— включенное педагогическое наблюдение и опытно-экспериментальная работа в соответствии с задачами и гипотезой исследования;

— монографическое изучение специалистов, включенных в опытно-экспериментальную работу, особенностей формирования их профессиональной чести.

Методы были выстроены в определенную систему, определяющуюся логикой решения задач исследования.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (1995;1996 гг.) изучалась и анализировалась научная литература и опыт профильных учебных заведений, опыт деятельности органов налоговой полиции, других правоохранительных органов, в аспектах исследуемой проблемы.

Результатами данйого этапа были уточнение проблемы исследования, определение его цели, задач выдвижения гипотезы исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.

На втором этапе (1997;1999 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа на базе УФСНП РФ по Волгоградской области, решалась задача выявления педагогических условий повышения эффективности процесса воспитания профессиональной чести специалистов.

Были определены основные средства формирования профессиональной чести у специалистов (на материале деятельности налоговой полиции).

На третьем этапе (1999;2000 г.) завершилась опытно-экспериментальная работа, систематизировались и обобщались данные теоретического и экспериментального исследования, разрабатывались методические рекомендации для сотрудников и руководителей подразделений.

Достоверность результатов исследования обеспечена системным подходом к описанию и изучению объекта исследования, строгой логикой проведения эксперимента в соответствии с целями, задачами и условиями осуществляемого исследования, реализацией современных методов сбора и отработки материалов, репрезентативностью выборочных совокупностей, длительной апробацией результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем раскрыто содёржание и дана характеристика профессионар1ьной чести специалиста как интегрированного свойства личности, проявляющегося на профессиональном и духовно-нравственном уровнях. Разработана комплексно-целевая программа воспитания профессиональной чести (на примере деятельности налоговой полиции), апробированы критерии оценки и показатели оценки сформированности уровня профессиональной чести, методика их измерения, выявлены и экспериментально обоснованы основные условия и пути повышения эффективности воспитания профессиональной чести специалиста.

Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его вкладом в разработку научных основ воспитания профессиональной чести специалистов в процессе осуществляемой ими деятельности, формирования у них интереса к самосовершенствованию профессионально важных качеств, что может служить дополнением к теории личностно развивающего обучения, теории воспитательной работы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результатом является комплексная программа воспитания профессиональной чести специалистов налоговой полиции, позволяющая совершенствовать и активизировать усилия по их самосовершенствованию. Разработана и апробирована методика руководства процессом самовоспитания профессиональной чести сотрудников налоговой полиции, которая может быть использована в деятельности органов налоговой полиции различного уровня.

Апробация результатов исследования осуществлялась в УФСНП РФ по Волгоградской области, Центре подготовки сотрудников налоговой полиции ФСНП РФ. j Реэулвтаты исследо^ания неоднократно обсуждались на теоретических научно-практических конференциях различного урс! вня (Москва, 1998 г.- Санкт-Петербург, 1997;1999 гг.- Волгоград, 2000 г.), опубликованы в 6 статьях и научно-методических рекомендациях.

Сотрудникам Управления ФСНП РФ по Волгоградской области читался курс по основам воспитания и самовоспитания профессиональной чести специалистов налоговой полиции (40 часов).

При активном участии диссертанта разработано 6 учебных планов, система методических рекомендаций, по которым в Управлении ФСНП РФ по Волгоградской области осуществляется процесс профессиональной учебы работающих специалистов.

На защиту выносятся:

1. Теоретические положения, раскрывающие понятие и сущность профессиональной чести специалиста.

2. Содержание и пути совершенствования процесса воспитания профессиональной чести специалиста в профессиональной деятельности.

3. Комплексно-целевая программа воспитания профессиональной чести сотрудника.

4. Практические рекомендации по повышению эффективности воспитания профессиональной чести сотрудника.

Основной замысел и задачи исследования определили структуру и содержание диссертации, которая включает: введение, две главы и заключение, библиографию и приложения.

ВЫВОДЫ ВТОРОЙ ГЛАВЫ.

Вторая глава диссертации была посвящена обоснова.

••> rv нию системы работы руководителя подразделения по формированию профессиональной чести у сотрудников налоговой полиции в процессе повседневной служебной деятельности.

Для этого мы изучили и проанализировали передовой педагогический опыт формирования профессиональной чести в органах налоговой полиции, Центре подготовки сотрудников налоговой полиции ФСНП РФ, ставшими источником определения логики и средств формирования профессиональной чести у сотрудников налоговой полиции.

Опытно-экспериментальная работа дает основания для выделения следующих основных этапов формирования профессиональной чести у сотрудников налоговой полиции:

1. Осмысление профессиональной чести как морального явления, как социальной нормы, регулирующей отношения личности и общества;

2. Внутреннее осознание мотивов ответственного-поведения, в соответствии с нормами профессиональной чести его самосовершенствования;

3. Расширение опыта осознанного поведения в соответствии с нормами профессиональной чести, распространение его на новые сферы служебной деятельности.

В ходе этого процесса происходило усложнение целей, возрастание системности и дифференцированное&tradeсредств воздействия на личность сотрудников, выявление новых разнообразных условий их развития.

Усложнение целей происходило в направлении от проявления качества под влиянием внешних стимулов к поведению в соответствии с требованием профессиональной чести.

На I этапе был возбужден интерес к идейно-нравственным проблемам профессиональной честиповысилась устойчивость нравственно-оценочных суждений о профессиональной чести исторических и литературных героев, сослуживцеввозбуждены осознанные мотивы поведения в соответствии с требованием профессиональной честина этом этапе использовались в качестве педагогических средств: нравственные идеи изучаемых тем занятий в системе курса «Профессиональная честь сотрудника налоговой полиции, основы ее совершенствования и самосовершенствования», встречи с ветеранами, людьми долга и чести, совместное обсуждение поставленных вопросов, в процессе этого выработка простейших навыков, умений поведения и действий в соответствии с требованиями профессиональной чести. Условиями их применения были доброжелательный, гуманный и направленный ход проводимых мероприятий, учет индивидуальных особенностей и способностей сотрудников.

На II этапе внутреннего осознания мотивов профессиональной чести, ее самоценности были нейтрализованы мотивы вынужденности, более заметнее стали мотивы чести, долга, стимулировались деятельные волевые усилия, направленные на самосовершенствование качеств профессиональной чести, проверялась эффективность педагогических средств. Акцентировалось внимание на гуманистических идеях изучаемого материала, стимулировались критичность к окружающим, объективная самооценка своих действий, служебной деятельности, следование требованиям профессиональной чести.

На III этапе опытно-экспериментальной работы, этапе поведения и действий в соответствии с требованиями профессиональной чести, мы добились принятия требований Кодекса чести большинством сотрудников опытно-экспериментального отдела, отмечена тенденция к внутреннему самоопределению и оценочно-критическому отношению к окружающим, потребность поступать в любой обстановке в соответствии с требованиями профессиональной чести.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации рассмотрена сущность профессиональной чести сотрудников налоговой полиции, исходя из специфики их деятельности, в которой для решения профессиональных задач необходим особый уровень развития личностных качеств профессионального, нравственного и правового характера, нравственной зрелости и его профессиональной чести.

Сформулированы результаты основных задач исследования.

Первая задача состояла в определении сущности, особенностей проявления и развития профессиональной чести как качества личности сотрудников налоговой полиции.

При исследовании этих вопросов был сделан вывод о возрастании роли профессиональной чести как внутреннего регулятора поведения личности в условиях, когда высшие командно-административные факторы уступают место демократическому, свободному волеизлиянию людей. Профессиональная честь — это норма социальной регуляции поведения человека, опосредованная его внутренними силами саморазвития, гражданской позицией.

Профессиональная честь, выступающая как форма принятия человеком общественного блага в качестве доминанты собственного поведения, придает этому поведению качественно новые черты. В связи с этим в исследовании выделены функции профессиональной чести в регуляции жизнедеятельности сотрудника: смыслообразующая, связанная с адекватным принятием смысла общественно значимого действиянормативно-регулирующая, направляющая отбор целей, жизненных планов и способов поведенияинтегрирующая, связанная с подчинением всех способностей и опыта личности достижению общественно значимой целинаправляющая, т. е. обеспечивающая непрерывную регуляцию поведения во всех жизненных ситуациях.

В соответствии с выделенными функциями профессиональной чести исследован ее состав и структура. В качестве компонентов последней выявлены нравственный, эмоционально-волевой, действенно-операционный, отражающие соответствующие целеполагания, мотивацию и практическую реализацию требований профессиональной чести и практическую реализацию ответственного поведения.

В исследовании выделены уровни развития профессиональной чести у сотрудников налоговой полиции в соответствии с критериями, отражающими сущностные признаки этого качества, полноту его проявления в различных сферах жизнедеятельности личности, единство мотивационных и процессуальных характеристик.

Сотрудники с высоким уровнем развития этого качества осознавали профессиональную честь как социально ценное качество личности, следовали ему в силу внутренних побуждений. Их нравственно-оценочные суждения об этом качестве находились на уровне суждений-убеждений, проявлялись моральная устойчивость, управляемость эмоций, способность к длительному волевому усилию. Деятельную сторону профессиональной чести составили: высокая мотивация, верность данному слову, честность, высокие профессиональные качества, самостоятельность, организованность. Самооценка была адекватна или близка к этому.

Сотрудники среднего уровня осознавали профессиональную честь как социально важное качество личности, хотя не во всех ситуациях проявляли его. Поведение в соответствии с требованиями профессиональной чести у них не приобрело характер собственного мотива. Нравственно-оценочные суждения находились на личностно-значимом, реже констатирующем, уровне. У сотрудников профессиональная честь проявлялась, как правило, при выполнении особо значимых для их самоутверждения дел. В делах допускались незначительные отклонения от требований профессиональной чести, сотрудники нуждались в побуждениях извне, их самооценка не всегда была объективной.

У сотрудников с начальным уровнем понимание нравственно-этических категорий, в том числе профессиональной чести, носило примитивный,.житейский характер. Нравственно-оценочные суждения о профессиональной чести находились на констатирующем уровне.

Требования профессиональной чести воспринимались нередко негативно, а если и исполнялись, то формально, под влиянием внешних стимулов. Мотивация исполнения требований профессиональной чести почти отсутствовала, слабо была развита способность к длительным волевым усилиям.

Сотрудники допускали нарушения этических норм, служебной дисциплины, халатно относились к служебным обязанностям. Их самооценка была неадекватна и слабо влияла на поведение.

В исследовании выделены три уровня развития нравственно-оценочных суждения (констатирующий, личностно-значимый, уровень суждений-убеждений), характерных соответственно для низкого, среднего и высокого уровней ответственности.

Вторая задача состояла в определении эффективных средств формирования профессиональной чести и условий их реализации с учетом опыта, накопленного в передовой педагогической практике.

Источниками для определения процессуальных аспектов воспитания профессиональной чести послужили анализ психолого-педагогической природы этого качества личности, опыт передовых руководителей коллективов по нравственному воспитанию подчиненных, собственная опытно-экспериментальная работа, построенная на основе идей целостного подхода к учебно-воспитательному процессу. Особое внимание в работе обращено на авторские педагогические системы творчески работающих руководителей подразделений.

При их изучении отмечалось цельность педагогического замысла, своеобразное сочетание педагогических приемов, роль творческой личности руководителя как системообразующего фактора педагогического процесса.

Обоснована система средств, факторов и условий формирования профессиональной чести у сотрудников в процессе учебно-воспитательного процесса, которая складывается из содержания изучаемого учебного материала с выделенными нравственно-этическими проблемами, методических приемов постановки сотрудников в активную позицию при изучении рекомендованных тем программы курса «Профессиональная честь. Основы ее совершенствования и самосовершенствования», организации обмена духовными ценностями, положительного влияния коллег и их личного примера.

Третья задача исследования состояла в выявлении научных основ построения системы работы руководителей под.

разделений по формированию профессиональной чести у подчиненных сотрудников.

Система работы руководителя — это, в данном случае, последовательность его организационно-педагогических действий, обусловленных логикой развития формирующего качества. В систему работы руководителя, как показано в исследовании, входят целеполагание, которое предполагает проектирование этапов воспитательного процесса и содержания работы по формированию профессиональной чести на каждом этапеотбор средств формирования этого качества и определение последовательности их применения в соответствии с логикой целейовладение «технологией» использования этих средств, в основе которых лежит создание ситуаций соблюдения требований профессиональной чести и актуализация адекватных этим ситуациям эмоционально-де-ятельносгных состояний обучаемыхдиагностика уровней развития профессиональной чести и проектирование в связи с этим дальнейшего хода педагогического процесса.

Среди важнейших характеристик системы формирования профессиональной чести нами выделены этапы этого процесса: первый, названный этапом осмысления сотрудниками профессиональной чести как социальной нормы, был нацелен на актуализацию интереса сотрудников к духовно-нравственным проблемам литературы и историиповышение устойчивости нравственно-оценочных суждений о профессиональной чести исторических и литературных героев, сотрудников налоговой полиции, о собственном поведениистимуляцию сознательных гражданских мотивов поведения в соответствии с требованиями профессиональной чести. На данном этапе проверялась эффективность таких педагогических средств формирования профессиональной чести, как опережающие тему индивидуальные и групповые задания, семинары-беседы, диалоги, открытые обсуждения сотрудниками и руководителями актуальных вопросов, поступков сотрудников, использование личного примера и средств массовой информации. Условиями эффективного применения этих средств стали гуманный стиль общения всех участников учебно-воспитательного процесса, свободное обсуждение поставленных вопросов, учет индивидуальных особенностей и способностей сотрудников.

На втором этапе — этапе осознания сотрудниками мотивов профессиональной чести, самоценности, проявления профессиональной чести в сферах деятельности, имеющих наиболее очевидную для сотрудников социальную значимость (профессиональная деятельность, общественная деятельность), постепенно нейтрализовались мотивы вынужденности, личного престижа и выгоды и, соответственно, усиливались мотивы соблюдения профессиональной честиобогащалась эмоциональная сфера сотрудников налоговой полиции переживаниями профессиональной чести, стимулировались волевые усилия на самовоспитание и самосовершенствование профессиональной чести. Проверялась эффективность работы сотрудников над собой по самосовершенствованию профессиональной чести, роль положительного влияния в этом вопросе со стороны старших товарищей, наставников. Стимулировалась критичность к окружающим, самооценка, добровольное следование добрым советам и деловое сотрудничество.

На третьем этапе, обозначенном нами как этап расширения опыта профессиональной чести и характеризующийся функцией и содержанием профессиональной чести, приобретением прочных привычек в сложных нравственных ситуациях.

Мы добивались осознания большинством сотрудников требований профессиональной чести, развивали нравственно-оценочные суждения о профессиональной чести и ее проявлениях до уровня суждений-убеждений, стимулировали коллективное проявление профессиональной честисовершенствовали способности сотрудников к длительному волевому усилию при переходе от целей, намерений к их воплощению, добровольному следованию требованиям профессиональной чести без контроля извнесовершенствовали навыки целеполаганиязакрепляли потребность поступать в соответствии с требованиями профессиональной чести во всех видах служебной деятельности как тенденцию к ответственному стилю поведения и новому способу морального регулирования.

Качественный и количественный анализ результатов опытной работы позволил сделать вывод о том, что служебная повседневная деятельность выступает системообразующим воспитательным средством, поскольку в ее ходе создаются наиболее благоприятные условия для принятия и усвоения положений профессиональной чести.

Выполненное исследование, разумеется, не смогло решить многих других проблем, встающих в этой области.

Так, нуждаются в дальнейшем изучении специфические проявления и условия развития профессиональной чести молодых сотрудников, слушателей Центра подготовки сотрудников налоговой полиции, которые наиболее подвержены негативным проявлениям, происходящим в обществе.

С точки зрения совершенствования процесса воспитания профессиональной чести возникает необходимость учета следующих рекомендаций в практической деятельности:

1. Повышению эффективности процесса воспитания чести сотрудников органов налоговой полиции может содействовать внедрение в практику специально разработанной автором специальной педагогической системы, которая апробирована и внедрена в ходе диссертационного исследования.

2. Необходимо усилить влияние учебного процесса в органах налоговой полиции, в учебных заведениях ФСНП РФ на формирование у обучаемых чести налогового полицейского путем ориентации на решение этой проблемы всех изучаемых дисциплин.

3. В органах налоговой полиции в учебных планах по внешкольной профессиональной подготовке предусмотреть на уровне межпредметных связей «духовно-нравственный блок» как элемент системы профессиональной подготовки.

4. При аттестации сотрудников в качестве методического руководства рекомендуем использовать разработанную в диссертации методику оценки уровня сформированности профессиональной чести сотрудника.

5. Практика воспитания у сотрудников чести налогового полицейского вызывает в жизни необходимость координации этой работы в масштабе федеральной службы налоговой полиции, для чего целесообразно: а) рассмотреть возможность регулярного проведения Всероссийских совещаний руководящего состава, профессорско-преподавательского состава органов налоговой полиций и слуша^-телей учебных заведений на тему по проблемам нравственного воспитания сотрудников налоговой Полиции и усиления их влияния на формирование чести налогового полицейскогоб) в газете «Налоговая полиция», в различных изданиях органов налоговой полиции вести специальную рубрику «Честь налогового полицейского» с целью пропаганды опыта передовых сотрудников — носителей профессиональной честив) провести организационную работу, направленную на создание в каждом органе налоговой полиции Комитетовг) рекомендовать Управлению кадров ФСНП РФ, учебным заведениям издать учебные и учебно-методические пособия по воспитанию и самовоспитанию профессиональной чести налогового полицейскогод) ритуалы присвоения очередных специальных званий и награждений сотрудников, представление прибывших и прощание с сотрудниками, убывающими для прохождения службы в другие органы или уходящими на пенсию (только положительно себя зарекомендовавшими), производить в торжественной обстановке при сборе всего личного составае) шире использовать средства массовой информации (областные, районные газеты, телевидение) для положительной пропаганды деятельности органов налоговой полиции;

6. Постоянно пополнять фонд учебной литературы по теории и практике воспитания и самовоспитания профессиональной чести.

7. Подготовить и издать учебное пособие «Воспитание и самовоспитание профессиональной чести сотрудника налоговой полиции».

8. В планах основных мероприятий работы органов налоговой полиции на полугодие ввести раздел «Мероприятия, направленные на воспитание сотрудников», в котором предусматривать вопросы, направленные на воспитание профессиональной чести, мужества, образцового выполнения служебного долга.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдул-Баха. Мысль мира: Речи и наставления Абдул-Баха о новой культуре мира. Пер. с нем. — М., 1992. — 118 с.
  2. Н.Т. Целостность и управление М.: Наука, 1974. — 214 с.
  3. О.М. Высокий идеал. Пер. с франц. -Изд-во Просвета (Франция), 1992. 196 с.
  4. Актуальные проблемы нравственного воспитания: Сборник. Новосибирск., 1987. — 183 с.
  5. Л.Г. О вежливости, о такте, о деликатности.- 4-е изд. переработ, и доп. Л., 1990. — 255 е.: ил.
  6. Н.Ф. Методологические проблемы теории взаимодействия сознания и смысла.//Языковая личность проблемы значения и смысла. Волгоград, 1994. -с. 3−13.
  7. Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. М., 1987. — 208 с.
  8. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. Принципы системной организации функций. М., 1973. — 316 с.
  9. Р.Г. О проблемах современного человеко-знания. М., 1977. — 318 с.
  10. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. Психология формирования и развития личности. М., 1981. — 111 с.
  11. С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1970. — 142 с.
  12. Аристотель. Собрание сочинений. В 4-х т. М., 1976−1983.
  13. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховский).
  14. Избранное./Сост. Ю.Линник. Петрозаводск, 1992. — 575 с.
  15. В.Г. Человек в управлении обществом. -М., 1977.-333 с.
  16. Т.А. Подготовка учителя к воспитательной работе в школе. Л., 1984. — 127 с.
  17. А.В., Муцыков С. С. Педагогическая культура офицера. М.: Воениздат, 1985. — 142 с.
  18. А.В., Коротков Э. Н. Энгельс об интеллектуальной подготовленности офицерского состава. М., 1984. — 57 с.
  19. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. Пер. с англ./Общ. ред. М. С. Мацковского. М., 1988. — 400 с.
  20. Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики//В кн.: О назначении человека. -М., 1993. с. 20−251.
  21. И.В., Юдин Б. Г. Понятие целостности и ее роль в научном познании. М.- Знание, 1972. — 48 с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Философия», № 2)
  22. С.Е. Основы речевой культуры сотрудников органов внутренних дел. М., 1992. — 70 с.
  23. М.С. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. — 312 с.
  24. Н.В. Формирование самостоятельности у старших школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Минск, 1969.- 28 с.
  25. Е.В. Воспитание как возрождение человека, культуры и нравственности (Основные направления концепции воспитания в изменяющихся условиях). Ростов н/Д., 1991.- 23 с.
  26. Е.В. Концепция общепедагогической подготовки в условиях многоуровневого образования в педагогическом ВУЗе. Ростов н/Д.: РГПИ, 1992. — 22 с.
  27. А.А. Психология личности. М., 1988. -188 с.
  28. О.С., Черникова С. В. Нравственное воспитание учащихся старшеклассников. М.: Просвещение, 1988.- 206 с.
  29. В. Эстетика на каждый день. Пер. со словац. — М., 1991. 208 с.
  30. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1982. — 1600 с.
  31. Л.И. Знание и привычки в формировании личности школьника //Сов. педагогика. 1958, № 5 — с. 40−51.
  32. Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. — 224 с.
  33. С.Н. Церковь и культура//В кн.: Христианский социализм/Ред.-сост. В. Н. Акулинин. -Новосибирск, 1991. 192 с.
  34. Будущему учителю о проблемах педагогики. -Волгоград: Перемена, 1995. 110 с.
  35. З.И. Совершенствование нравственного воспитания школьников в процессе обучения: Нравственное формирование личности школьника. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1980. — с. 3−13.
  36. П. Как стать несчастным без посторонней помощи. Пер. с англ. 2-е изд. М., 1993. — 160 е.: ил.
  37. В.И. Военно-педагогическая этика советского офицера. М., 1981. — 170 с.
  38. С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987. — 184 с.
  39. Г. А. Воспитание профессиональной чести слушателей вузов МВД России: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. С.-Пб., 1997. — 22 с.
  40. А.Г. Мораль и традиции. Л., 1981. — 36 с.
  41. Д.А. Этика советского офицера. М.: Воениздат, 1973. — 132 с.
  42. Л.Ф. Формирование основ профессионального самосознания у учащихся педагогических лицеев: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Волгоград, 1996. — 30 с.
  43. С.В. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993. — 368 с.
  44. Вопросы нравственного воспитания в процессе обучения, развитие общественной активности и самостоятельности учащихся/Под ред. А. И. Дулова. Иркутск: Гос. пед. ин-т (начиная с 1963 г.).
  45. Вопросы повышения профессионализма в деятельности органов налоговой полиции: Сборник научно-методических статей. С.-Пб.: ЦПСНП, 1996. — с. 98−106.
  46. Военный сборник № 10. С.-Пб., 1875. — 41 с.
  47. Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. -М.: Педагогика, 1981.
  48. Высотина Л. А- О формировании нравственного опыта//Сов. педагогика. 1969, № 10 — с.37−47.
  49. А.Н. Военно-патриотическое воспитание: Теория и практика. М: Педагогика, 1990. — 152 с.
  50. А.Н. К. разработке методологических основ военно-патриотического воспитания.//Советская педагогика. 1988, № 2.
  51. А.Н. Педагогическое управление системой военно-патриотического воспитания студенческой молодежи во внеучебное время: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Киев, 1978. 26 с.
  52. О.Д. Повышение эффективности воспитания курсантов военных училищ МВД СССР: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1983. — 23 с.
  53. Е.П. Воспитание чести советского офицера у курсантов военных училищ: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1989. — 20 с.
  54. М.С. Новый путь современного офицера. -М., 1906. 246 с.
  55. Гегель Г. В. Ф. Собрание сочинений. В 15-ти т. Т.1. Учение о бытии. 3-е изд. М.-Л., 1930.
  56. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. М., 1993. — 342 с.
  57. Гегель Г. В. Ф. Философия религии. В 2-х т. М., 1976−1977.
  58. В.А. Личностное знание и научное творчество. Минск, 1984. — 102 с.
  59. И.Г. Идеи о философии истории человечества//В кн.: Избран, соч. пер. с нем: М.-Л., 1959. — с. 240−244.
  60. Т. Избранные произведения. В 2-х т. — М., 1964.
  61. Н.В. Духовная проза/Сост. и коммент.
  62. B.А.Воропаева, И. А. Виноградова. М., 1992. — 560 с.
  63. П.Н. Оптимизация процесса воспитания в высшей военной школе. М.: ВПА., 1983. — 72 с.
  64. .С. Педагогические аспекты педагогического образования//Весник высшей школы. — 1987, № 8.
  65. Горизонты культуры: Сб. научных трудов. Вып.1.1. C.-Пб., 1992.- 246 с.
  66. С.А., Дунин Г. С., Кочиц А. А., Почебут Л. Г. Психологические методики изучения военнослужащих и воинских коллективов внутренних войск МВД России. С.-Пб.: ВВКУВВ МВД России, 1994. — 136 с.
  67. Гражданское право: Учебник. В 2-х т. Т.1./Под ред. Е. А. Суханова. М., 1993. — 365 с.
  68. Л.П. Резервы человеческой психики. — М., 1987. 161 с.
  69. В.Е., Рудинский Ф. М. Демократия и достоинство личности. М.: Наука, 1983. — 133 с.
  70. А.А., Ирритц Г. Краткая история этики.— М.: Мысль, 1987. 410 с.
  71. М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать: Трансакционный анализ с гештальупражнениями. Пер. с англ./Под ред. Л. А. Петровского. М., 1993. — 376 с.
  72. Диалектический и исторический материализм./Под ред. А. Г. Мысливченко. М.: Политиздат, 1988. — 446 с.
  73. В.В. О функциях профессионально-правовой культуры сотрудников милиции: Актуальные проблемы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Л., 1986. — с. 48−50.72.. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
  74. Г. М. Средства и приемы нравственного воспитания: Преподавание истории в школе. 1980, № 5. -с. 43−52.
  75. О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977. — 332 с.
  76. Г. М. Возникновение нового: Философский очерк. М.: Мысль, 1983. — 183 с.
  77. Епископ Александр Семенов-Тян-Шанский. Православный Катихизис: Приход Иконы Знамения Божей Матери в Париже. 2-е изд. Пер. с франц./Секретариат Т.Горячевой. Без года. — с. 109−150.
  78. Ю.В. Формирование знаний о нравственности у учащихся IV-VII классов в учебной деятельности (на материале гуманитарных предметов): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1985. — 16 с.
  79. Живая этика. Избранное./Сост. М. Ю. Ключникова. -М., 1992. 414 е.: ил.
  80. Закон РФ «О статусе военнослужащих». Российская газета, 1993, 9 февраля. — с. 4−6.
  81. Закон РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации». Российская газета, 1995, 3 августа. -с. 4−5.
  82. Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции». Российская газета, 1993, 8 июля. — с. 2−4.
  83. В.П. Международное сотрудничество правоохранительных органов: Лекция. М.: Академия МВД СССР, 1990. — 52 с.
  84. А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: МГУ, 1982. — 110 с.
  85. В.Ф. Происхождение нравственности. -М., 1974. 126 с.
  86. О.В. Вера в системе ценностных ориентаций студентов педагогического ВУЗа: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1996. — 18 с.
  87. А.Т. Диалог в структуре активных v методов обучения//Актуальные проблемы политическойработы в органах внутренних дел: Сб. науч. тр. Л., 1989. — с. 137−142.
  88. Е.Н. Искусство общения. М., 1982. -с. 105−109.
  89. B.C. Формирование личности школьника (Целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  90. B.C. О концепции целостного учебно-воспитательного процесса.//Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса/Сб. науч. тр. Волгоград, 1981. — с. 5−21.
  91. B.C. Процесс воспитания и обучения как педагогическая проблема. Его сущность. Проблематика исследования. / / Совершенствование учебно-воспитательного процесса (Проблема воспитывающего обучения): Сб. науч. тр. -Волгоград, 1976. с. 5−37.
  92. И.А. Собрание сочинений. В 10-ти т. Т.1. Основы христианской культуры./Сост. Ю. Т. Лисица. М., 1993. — с. 283−330.
  93. Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и ВУЗа.//Сериков В.В. К проблеме технологического обеспечения личностного подхода в образовании. Волгоград: Перемена, 1993. — с. 14−16.
  94. Ф. Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штейнера. Из опыта международного движения вальдорфских школ. Пер. с нем. М.: Московский центр вольдорфской педагогики, 1993. — 272 е.: ил.
  95. М.И. О коммунистическом воспитании. -М., 1956. 152 с.
  96. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. — 190 с.
  97. Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Пер. с англ./Общ. ред. В. П. Зинченко, Ю. М. Жукова. М., 1989. — 228 с.
  98. Л.М. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации.//Вопросы психологии, 1990, № 6. с. 75−82.
  99. Ф.Х. Сократ. М., 1996. — 362 с.
  100. Д.А. Потребности, поведение, воспитание. -М., 1968.-286 с.
  101. А. Основы миропонимания новой эпохи. В 3-х т. Т.2. 2-е изд. Рига. — с. 37−38, 175−334.
  102. В.П. Мораль и мировоззрение. Л., 1988. — 36 с.
  103. Н. Психология солдат. 2-е изд. Пер. с англ. М., 1991. — 218 с.
  104. Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоции И. Г. Педагогическое наследие./Сост. А. Ф. Смирнов. М., 1988. — 384 с. •
  105. Б. П. Соловей Г. П., Черников В.В.
  106. Российский закон о милиции. — М., 1982. 176 с.
  107. В.Г. Рассказы 1903−1915. Публицистика. Статьи. Воспоминания о писателях: Собр. соч. В 3-х т. Т.З. Л.: Худ. лит., 1990.-717 с.
  108. В.Г. Избранные произведения/Вступ. статья Б. В. Аверина. М., 1978. — 527 с.
  109. М.М. Обеспечение собственной безопасности в налоговых органах США. С.-Пб.: ЦПСНП, 1995. — 32 с.
  110. И.М. Из опыта просвещения в средней школе. М.: Учпедгиз, 1958. — 95 с.
  111. И.М. Формирование нравственных убеждений у старших школьников. М.: Учпедгиз, 1960. — 160 с.
  112. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие. М.: Высшая школа, 1990. -142 с.
  113. Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988. -284 с.
  114. Кодекс Законов США. Раздел 26. Нарушение налоговых законов. М., 1996. — 960 с.
  115. А.Н. Эстетическое самовоспитание курсантов высших военных учебных заведений МВД России: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. С.-Пб., 1996. — 20 с.
  116. В.В. Организация коллективных отношений в процессе учебной деятельности в старших классах средней школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1969. — 22 с.
  117. Краткий политический словарь. М.: Изд. полит, лит., 1987. — 466 с.
  118. В.А. Понимание и оценка школьниками некоторых моральных качеств личности: Вопросы психологии. 1956, № 2. — с. 74−88.
  119. И.Н., Сафаров Р. А. Методические рекомендации по организации и проведению воспитательной работы в федеральных органах налоговой полиции. -С.-Пб.: ЦПСНП, 1997. 130 с.
  120. В.М. Профессиональная этика, этикет и такт сотрудников органов внутренних дел. М.: Академия МВД СССР, 1991. — 62 с.
  121. Ю.Б. Воспитание нравственной культуры у курсантов военных училищ России (на опыте С.-Пб. ВВКУВВ МВД России): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. С.-Пб., 1996. — 28 с.
  122. Ф.де. Максимы и моральные размышления / /В кн.: Мемуары. Максимы. М., 1993. -с. 149−190.
  123. П.С. Идейно-нравственное воспитание в обучении истории. М.: Просвещение, 1983. — 287 с.
  124. О.Е., Никонова К. Н. Рубежова Б.М.
  125. Вопросы коммунистического воспитания на уроках истории. -М.: Просвещение, 1975. 192 с.
  126. В.И. Философские тетради./Пол. соб. соч. Т.29. с. 119−122.
  127. В.И. Конспект книги Гегеля «Лекции по истории философии». /Пол. соб. соч. Т.29. с. 233−256.
  128. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. 106 с.
  129. В.Т. Любовь и нравственность. Л., 1984. — 32 с.
  130. Д. Мысли о воспитании. Кант Им. Основы метафизики нравственности//В кн.: Величие здравого смысла: Человек эпохи просвещения. Книга для учителя/ Сост. С. Я. Карпов. М., 1992. — с. 54−105, 264−266.
  131. А. Мораль с марксистской точки зрения. М., 1925. — 22 с.
  132. Л.В. Совершенствование нравственно-эстетического воспитания сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1990. — 29 с.
  133. Материалы Древней Греции: Собрание текстов Демокрита, Героклита, Эпикура. М., 1955. — 382 с.
  134. .В. Разум сердца. История и теория менталитета. С.-Пб.: Изд-во С.-Пб ГУ, 1993. — 162 с.
  135. А.С. О воспитании/Сост. B.C. Хелемендик. -М., 1988.-256 с.
  136. А.С. Педагогические сочинения. В 8-ми т. М.: Педагогика, 1983.
  137. А. Мудрец и искусство жизни./Пер. с итал. Д.Петрова. Пермь, 1993. — 46 с.
  138. Г. Н. Категория советской воинской чести в марксистско-ленинской этике: Автореф. дисс.. канд. философ, наук. М., 1982. — 26 с.
  139. A.M. Системность развития в свете законов динамики.// Вопросы философии. 1975, № 8.-с. 94−95.
  140. Моральные основы жизни. Заповеди божьи.//В кн.: Храни сердце твое- Листки по христианскому чтению./ Под ред. прот. Александра Милсанта. Совм. сов.-амер. предприятие «Пасифик Юньон Инвестмент Корпорэшн», без года. — с. 41−45.
  141. А.Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск, 1989. — 205 с.
  142. М. Опыты: Избранные главы. М., 1991. -546 с.
  143. Г. А. Формирование профессионализма у курсантов юридических ВУЗов МВД будущих следователей: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Калининград, 1998. — 24 с.
  144. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984. — 112 с.
  145. Э. Персонализм./Пер. с франц. И. С. Вдовина. -М., 1992.- 143 с.
  146. Мы живем среди людей: Кодекс поведения./Авт. -сост. И. В. Дубровина. М., 1989. — 383 с.
  147. Налоговая полиция: Учебно-практическое пособие./ Отв. ред. В. К. Бабаев. М., 1994. — 368 с.
  148. И. Кибернетика и экономика. М.: Экономика, 1974. — 184 с.
  149. Нравственная жизнь человека. Искания, позиции, поступки. М.: Мысль, 1982. — 95 с.
  150. Нравственные и эстетические основы совершенствования профессиональной культуры руководителей органов внутренних дел: Труды Академии. М.: Академия МВД СССР, 1994. — 368 с. (180−196 е.).
  151. Образование в поисках человеческих смыслов./ Рук. автор, коллектива Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 1995.- 216 с.
  152. О долге и чести воинской в Российской Армии./ Под ред. В. Н. Лобова. М.: Воениздат, 1991. — 364 с.
  153. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1987. — 796 с.
  154. Основные направления воспитательной работы в органах Департамента налоговой полиции Российской Федерации./Под ред. Н. М. Голованова, В. А. Сафарова. -С.-Пб.: ЦПСНП, 1995. 8 с.
  155. Особенности социльно-психологической адаптации военнослужащих внутренних войск к служебно-боевой деятельности./Под общей ред. О. М. Латышева. С.-Пб.: ВВКВВМВД, 1996. — 96 с.
  156. Особенности методики проведения социально-психологических исследований во внутренних войсках./Под общ. ред. О. М. Латышева. С.-Пб.: ВВКУВВ МВД России, 1993. — 84 с.
  157. B.C. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел. Л., 1986. — 40 с.
  158. B.C. Теоретические основы нравственно-правового воспитания сотрудника органов внутренних дел России: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. С.-Пб., 1993. — 34 с.
  159. В.Н. Культура общения офицера: Методическое пособие. М., 1993. — 64 с.
  160. В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. — 224 с.
  161. Платон. Собрание сочинений. В 3-х т. Т.2. М., 1968−1972.
  162. Г. В. Избранные философские произведения. Т.З. М., 1957. — 247 с.
  163. Я.В. Офицеру об этикете. М., 1991. — 127 с.
  164. Н. Позитивная семейная психотерапия.: Семья как терапевт. Пер. с англ., нем. М., 1993. — 332 е.: ил.
  165. Положение о прохождении службы в федеральных органах налоговой полиции. Российская газета, 1993, 17 июля. — с. 11−13.
  166. Положение о службе -в органах внутренних дел Российской Федерации. По оперативным сводкам УВД, 1993, Я? 3. — с. 1−8.
  167. Права человека: Основные международные документы./Сб. документов. М., 1989. — 160 с.
  168. Проблемы повышения эффективности подготовки кадров для органов налоговой полиции в современных условиях./Под ред. Р. И. Волковского. С.-Пб.: ЦПСНП РФ, 1995. — с. 69−76.
  169. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: Пособие в 5-ти частях. 4.5./Под ред. А. С. Батышева. М., 1992. -ч.1, с. 3−43- ч.4, с.3−117- ч.5, с. 5−10.
  170. Раш К. Во славу Отечества. М.: Патриот, 1990. -136 с.
  171. Л.П. Познавательные задачи и формирование нравственности.//Преподавание истории в школе, 1987, № 3. с.27−33.
  172. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах/Сост. В. Н. Назарова, Г. П. Сидоров. -М., 1989. 606 с.
  173. Н.И. Личность как предмет психологического анализа. Харьков, 1974. — 83 с.
  174. П.А. Доклад Екатерины II «Об организации армии». ЦГВИА ф.ВУА. — д. 17 775. — л. 9.
  175. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: АН СССР, 1959. — 354 с. .
  176. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. T.I. М.: Педагогика, 1989.
  177. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. -140 с.
  178. О.И. Основы методики формирования нравственных убеждений учащихся образовательной школы / Красноярский гос. пед. ин-т. Красноярск, 1959. — 462 с.
  179. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: МГУ, 1981. — 184 с.
  180. А.А. Познать себя. М., 1981. — 208 с.
  181. Т.Ф., Назарова Т. Ф. Нравственное воспитание и культура личности. Л., 1984. — 110 с.
  182. .Н. Основания общей теории системы. -М.: Наука, 1974.- 276 с.
  183. В.М. Развитие у солдат потребности образцового несения службы: Автореф. дисс.. канд. псих, наук. М., 1988. — 24 с.
  184. В.М. Психолого-педагогические основы профессионального такта сотрудника налоговой полиции/Научно-педагогический сб. № 1. С.-Пб.: ЦПСНП, 1998. — с. 100−106.
  185. A.M. Правоохранительные органы Великобритании: Научно-аналитический обзор. М.: Академия МВД СССР, 1986. — 51 с.
  186. Ю.А. Очерки психологии ума. М.: АПН СССР, 1962. — 504 с. Ч
  187. Р.А. Концепция воспитания сотрудников налоговой полиции. С.-Пб.: ЦПСНП, 1995. — 17 с.
  188. Ф.К. Мотивы самообразования и пути их воспитания: Руководство самообразования школьников. -М.: Просвещение, 1983. 144 с.
  189. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — 132 с.
  190. A.M. Функции системного подхода в развитии теории целостного процесса формирования личности//Целостный учебно-воспитательный процесс. Исследование продолжается. Вып.1. Волгоград: ВГПИ, 1990. — с. 10−14.
  191. В.Ф. Психология самоопределения личности: Учеб. пособие к спецкурсу. Свердловск: Сверд. ГПИ, 1986. — 141 с.
  192. В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология. Волгоград: Перемена, 1994. -150 с.
  193. В.В., Сафронова Е. М. Основы управления педагогическими системами. Волгоград, 1998 — 15 с.
  194. В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. М-.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  195. В.В. Личностно-ориентированное образование//Педагогика. 1994, № 5. — с. 16−21.
  196. В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999.- 272 с.
  197. Сенеки, Честерфилд, Моруа. Если хочешь быть свободным. Пер. с латин., англ., франц. — М., 1982. 381 с.
  198. Н.К. Непрерывное" педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов: Вопросы теории. С.-Пб., Волгоград: Перемена, 1997. — 166 с.
  199. Н.К. Взаимосвязь обучения и труда старшеклассников как средство положительной мотивации изучения предметов естественно-математического цикла. — Волгоград, 1982. 238 с.
  200. Н.К. О категории «связь» и ее применении в исследовании целостного педагогического процесса. Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса. Волгоград, 1981. — с. 95−103.
  201. В.А. Организация коллективной деятельности учащихся на уроке.//Нравственное формирование личности школьника в коллективе. Л., 1975. -с. 128−143.
  202. М.И. Проблемы современной дидактики. -М.: Педагогика, 1984. 95 с.
  203. В.Я. Самовоспитание советских военных моряков и руководство им. Петродворец, 1987. — 28 с.
  204. В.И. Элементарная педагогика или как управлять поведением человека: Книга для учителя. М., 1992.- 159 с.
  205. Советский энциклопедический словарь. М., 1983. — 654 с.
  206. Э.В. Культура и личность. Л., 1972. -с. 18−20, 60−67.
  207. Н.И. Мировоззрение и жизненный выбор личности. Киев: Наукова думка, 1989. — 124 с.
  208. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. -284 с. •
  209. И. Честь и достоинство категории марксистской этики: Категории марксистско-ленинской этики. -М., 1965. — 204 с.
  210. В.А. О воспитании./Сост. С.Соловейчик. 5-е изд. М., 1985. — 270 с.
  211. Н.Д. Категории этики и воспитания воинов. М.: Воениздат, 1966. — 98 с.
  212. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста с высшим образованием. -Вестник высшей школы, 1986, № 3.
  213. Твоя культура твой авторитет: Сотруднику Краснознаменной Ленинградской милиции о культуре поведения. / Под. ред. В. И. Богданова. — Л.: ГУВД, 1987. -124 с.
  214. М.А. К проблемам формирования профессиональной чести сотрудников налоговой полиции. -Волгоград: ВГПУ, 1998. 58 с.
  215. М.А. Индивидуально-воспитательная работа как одна из форм профессионального и нравственного воспитания сотрудников налоговой полиции//Методическое пособие. Волгоград: УФСНП, 1997. — 16 с.
  216. М.А. Профессиональная нравственная культура сотрудников налоговой полиции как педагогическая проблема./Научно-методический сб. X? 1. С.-Пб.: ЦПСНП, 1998. — с. 86−94.
  217. А.Н. Особенности воспитательной работы с офицерским коллективом части (корабля). М.*. ВПА, 1973. — 76 с.
  218. Г. Д. Жизнь без принципа. Эмерсон Р. У. Доверие к себе. Толстой JT.H. Исповедь. С.-Пб., 1992. -96 с.
  219. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1954. — 211 с.
  220. К.Д. Собрание сочинений. В 10-ти т. Т.8. Человек как предмет воспитания.— М.-Л.: Академ, пед. наук РСФСР, 1948.
  221. К.Д. Избранные педагогические произведения./Предислов. В. Я. Струминского. — М.: Просвещение, 1968. 551 с.
  222. Н.М. Как провести социально-психологические исследования в коллективе органа внутренних дел. -М., 1996. -39 с.
  223. Философский словарь. М., 1986. — 533 с.
  224. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 786 с.
  225. В. Человек в поисках смысла: Сборник. Пер. с англ., нем./Общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Лентьева. -М., 1990.-368 с.
  226. В.Д. Развитие мотивов профессионального самоопределения личности в условиях ВУЗа: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1982. — 17 с.
  227. Г. П. О судьбе русской философии. М., 1991. — 52 с.
  228. Е.Г. Основы марксистско-ленинской этики. — Киев, 1965. 218 с.
  229. Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989. — 159 с.
  230. Э. Человек для себя: Исследование психологических проблем этики./Пер. с англ. и послесл. Л. А. Чернышовой. Минск, 1992. — 253 с.
  231. В.И. Педагогические основы воспитания военнослужащих внутренних войск. Л.: ВПУ МВД СССР, 1988. — 68 с.
  232. В.И. Педагогические основы повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности офицера подразделения внутренних войск: Автореф. дисс.. доктора пед. наук. Л., 1991. — 32 с.
  233. В.И., Мамонтов В. А., Дунин Г. С. Методика изучения личности и коллектива//Методическое пособие. Л.: ВПУ МВД СССР, 1990. — 56 с.
  234. И. В тени завтрашнего дня. Пер. с нидерл./Общ. ред. Г. М. Тавризян. М., 1992. — с. 257−265.
  235. В.Б. Деловые игры в учебном процессе. -Челябинск, 1985. 163 с.
  236. О.П. Нравственная целостность личности./Отв. ред. Ю. К. Плотников. М.: АН СССР. Ин-т философии, 1983.
  237. Целостный учебно-воспитательный процесс: Исследование продолжается./ Сериков В. В. Концепция целостного учебно-воспитательного процесса и личностный подход в образовании. Волгоград: Перемена, 1992.
  238. В.Н., Чернокозов И. И. Этика молодого человека. Ростов н/Д., 1985. — с. 18−28.
  239. Честерфилд. Письма к сыну./Пер. и предисл. Л. Б. Волченко. М.: Знание, 1989. — 64 с.
  240. П.А. Суд чести и дуэль в войсках Российской армии. С.-Пб., 1896. — 126 с.
  241. А. Культура и этика. Пер. с нем. М., 1973. — с. 320−327.
  242. В.М. Управленческая этика. М., 1989. -174 с.
  243. А. Свобода воли и нравственность. Пер. с нем./Под общ. ред. А. А. Гусейнова, А. П. Скрипника. М., 1992. — 448 с.
  244. Р.П. Искусство и ценностные ориентации личности. Киев, 1989. — 110 с.
  245. И. Честь в философии и праве. С.-Пб., 1995.- 178 с.
  246. Энциклопедия мысли. Симферополь, 1996. — 688 с.
  247. В.А. Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — 316 с.
  248. В.А. Обучение как процесс управления. -Л., 1988. 160 с.
  249. М.Г. Психология в XX столетии. -М., 1971. 562 с.
  250. М.И. Шпага и честь. М.: Знание I, 1992.56 с.
  251. МАТЕРИАЛЫ для анкет и собеседования с сотрудниками налоговой полиции
  252. Какие качества этих людей Вы хотели бы прежде всего иметь?
  253. Какие качества людей внушают Вам больше всего отвращения и почему?
  254. Свою профессиональную честь я понимаю так. человек чести не сможет. (Продолжите).
  255. В чем Вы видите свою честь, честь налогового полицейского?
  256. Может ли стать сотрудник профессионалом без чувства чести?
  257. Какую роль играет честь в Вашей служебной деятельности, повседневной жизни?
  258. Чем обусловлен Вами выбор профессии?
  259. Что Вы делаете для того, чтобы стать настоящим профессионалом своего дела?
  260. Переживаете ли Вы за оценку Ваших действий, поведения, данную обществом, сослуживцами?
  261. Какой поступок выше: совершенный на глазах у всех, или наедине с собой?
  262. МАТЕРИАЛЫ для изучения самооценки сотрудников
  263. Какие нравственные качества у Вас преобладают? Что Вы считаете самым значимым в себе? Что Вам больше нравится (не нравится) в себе?
  264. Как считаете, у Вас есть такие качества, чтобы окружающие могли говорить о Вас, что Вы человек чести, долга?
  265. Какие качества личности Вам необходимо совершенствовать, чтобы в полной мере отвечать требованиям, предъявляемым к сотрудникам Кодексом чести налогового полицейского?
  266. Во всех ли случаях Вы руководствуетесь положениями Кодекса чести?
  267. От каких своих недостатков Вы хотели бы избавиться?
  268. Что Вы делаете, чтобы воспитать в себе профессиональную честь?
  269. Оцените свою профессиональную честь и своих сослуживцев.
  270. МАТЕРИАЛЫ для проведения индивидуальных бесед с сотрудниками налоговой полиции
  271. Как Вы понимаете такое качество личности, как профессиональная честь?
  272. В чем Вы видите свою честь, честь налогового полицейского?
  273. Ваш идеал человека, обладающего профессиональной честью.
  274. Может ли стать сотрудник профессионалом без чувства чести?
  275. Какую роль играет понятие чести в Вашей служебной деятельности, повседневной жизни?
  276. Чем обусловлен Ваш выбор профессии?
  277. Что Вы делаете для того, чтобы Вас считали сотрудником, обладающим высокой профессиональной честью?
  278. Важна ли для Вас оценка Ваших действий, поведения обществом? Переживаете ли за оценку Ваших действий?
  279. Как Вы понимаете свою профессиональную честь?11. Человек чести не сможет.
  280. Актуально ли сегодня такое качество личности, как честь?
  281. Каким бы Вы хотели себя видеть в дальнейшем?
  282. Во всех ли случаях Вы руководствуетесь положениями Кодекса чести?
  283. Как считаете, у Вас есть такие качества, чтобы окружающие могли говорить о Вас, что Вы человек чести, долга?
  284. Оцените свою профессиональную честь и своих сотрудников.
  285. Что Вы делаете, чтобы воспитать в себе профессиональную честь?
  286. Какие качества личности Вам необходимо совершенствовать, чтобы в полной мере отвечать требованиям, предъявляемым к сотрудникам Кодексом чести налогового полицейского и присягой?
Заполнить форму текущей работой