Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности
Диссертация
Проведенное исследование позволило установить, что познавательная активность как интегративное качество личности дошкольника формируется не сразу, а в результате накопления ребенком субъектного опыта данной деятельности (ценностного, операционального, опыта рефлексии, привычной активизации, сотрудничества), путем постепенного упрочения в процессе деятельности личностных образований, выражающихся… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности с материалами предметного мира
- 1. 1. Психолого-педагогические основы формирования познавательной активности дошкольников
- 1. 2. Поисковая деятельность детей как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
- 1. 3. Особенности восприятия и осмысления детьми старшего дошкольного возраста материалов предметного мира
- Глава 2. Экспериментально-опытная работа по формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе организации поисковой деятельности с материалами предметного мира
- 2. 1. Изучение уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
- 2. 2. Определение путей обновления образовательного процесса в связи с решением проблемы формирования познавательной активности детей в процессе поисковой деятельности с материалами предметного мира
- 2. 3. Организация и осуществление процесса формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности с материалами предметного мира
- 2. 4. Определение эффективности экспериментального исследования
Список литературы
- Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1984.-335 с.
- Алексеева H.A. Об условиях формирования познавательных (сенсорных) способностей при организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста // Вопросы психологии обучения и воспитания. -Горький, 1978.
- Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Изд. центр «Академия», 1997. — 400 с.
- Амонашвилли Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 36−41.
- Асмолов- А.Г., Петровский В. А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопросы психологии. 1978. — № 1. — С.70−80.
- Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М.: Просвещение, 1968. -445 с.
- Артамонова О.В. Формирование у старших дошкольников отношений к творческому началу в личности взрослого человека (на материале ознакомления с предметным миром): Дис.. канд. пед. наук. М., 1992. — 197с.
- Артамонова О.В. Концепция и программа: Развитие творческого отношения к рукотворному миру. Тольятти: ТСФГПУ, 1994. — 27 с.
- Артамонова О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 1995. № 4. — С. 37−43.
- Афанасьева О.В. Педагогическая технология развития познавательного интереса к экспериментированию у детей 4−5 лет: Автореф.. канд. пед. наук. СПб., 2005. 20 с.
- Белкин Е.Л. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью. Ярославль: Изд-во Ярославского пед. института, 1974. -24 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. — № 4. — С. 23−35.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. — № 2. — С. 47−56, № 4. — С. 23−24.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.-446 с.
- Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка //Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1872. — С.7—45.
- Бодрова Е.В., Юдина Е. Г. Исследование генезиса механизмов рефлексивной саморегуляции познавательной деятельности // Новые исследования в психологии. № 1 (34). М.: Педагогика, 1986. — С. 26−30.
- Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов СПб.: «Норинт», 2002. — 1536 с.
- Брыкина E.K. Формирование творчества у детей 5−7 лет в работе с разными материалами: Автореф.. канд. пед. наук. М., 2004. 21 с.
- Брушлинский A.B. Деятельность, действие и психическое как процесс//Вопросы психологии, 1984. -№ 5, С. 17−29.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.-196 с.
- Венгер J1.A. В мире вещей // Дошкольное воспитание. 1994. -.1.
- Венгер JI.A. В мире вещей // Дошкольное воспитание. 1994. — № 4.
- Венгер JI.A. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст. М.: Просвещение, 1969.-365 с.
- Венгер JI.A. Психологическая характеристика деятельности ребенка.-М., 1968, — 19 с.
- Венгер JI.A., Мухина B.C. Развитие мышления дошкольников // Дошкольное воспитание. 1974. — № 7.
- Венгер J1.A., Поливанова К. Н. Особенности отношения шестилетних детей к заданиям взрослого // Вопросы психологии. 1988. № 4. -С.56−63.
- Венгер JI.A., Агеева Е. А., Говорова Р. И., Дьяченко О. М. и др. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. — М.: Педагогика, 1986.
- Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С. 5−14.
- Вересов Н., Хаккарайнен П. Предпосылки возникновения коллективной деятельности у старших дошкольников // Вопросы психологии. — 2001.-№ 1 С. 37−46.
- Виноградова Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1994. 36 с.
- Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966.
- Выготский JI.C. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1984.-Т.4.-432 с.
- Выготский JI.C. Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. М., 1983. — 179 с.
- Выготский JI.C. Исследование развития научных понятий в детском возрасте // Собр. соч.: В 6 т., т. 2. М., 1982. — С. 184−294.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология // Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 780 с.
- Выготский JI.A. Развитие высших психических функций // Собр. соч. в 6 т. -М.: Педагогика, 1983. -т.З. -С.5−329.
- Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. — № 1. — С. 15−26.
- Гальперин П.Я. К учению об интериоризации // Вопросы психологии. 1866-. № 6. -С.25−33.
- Гальперин П.Я. Умственное действие как основа для формирования мысли и образа// Вопросы психологии. 1957. — JSfe6. — С.58−69.
- Герасимов C.B. Познавательная активность и понимание // Вопросы психологии 1994. -№ 3. — С. 88−93.
- Гальперин П.Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий // Вести Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1979. — № 4. — С.54−63.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М.: Просвещение, 1989. — 111 с.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи средней группе детского сада. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М.: Просвещение, 1984. — 175 с.
- Гризик Т.И. Познаю мир. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». — 2004. — 128 с.
- Глуховеря Н. Познавательная деятельность детей, ее особенности // Дошкольное воспитание. 1976. — № 1.- С. 28−33.
- Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. 1986. -№ 1. — С. 28−32.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. / Под ред. Матющкина A.M. М., 1965. — С. 443−456.
- Годовикова Д.Б. Роль ориентировочно-исследовательской деятельности в латентном научении у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1971. 15 с.
- Годовикова Д.Б. Общение со взрослыми и познавательная активность детей // Дошкольное воспитание. 1977. — № 7.
- Голицин В.Б. Познавательная активность дошкольников // Советская педагогика. 1991. — № 3.
- Гуровка T. J1. Процессы понимания в развитии мышления // Вопросы психологии. 1986. -№ 2.С.126−137.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
- Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры деятельности. // Вопросы психологии. 2003. — № 2. — С. 42−49.
- Давыдов В. В. Радзиховский JI.A. Теория JI.C. Выготского и дея-тельностный подход в психологии // Вопросы психологии, 1980. № 7, с. 48−59- 1981. — № 1, С. 67−80.
- Давыдов В. В., Зинченко В. П., Талызина Н. Ф. Проблема деятельности в работах А.Н. Леонтьева / Вопросы психологии, 1982. — № 4. — С. 6166.
- Деятельностный подход сегодня // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1988, № 3,с.83−86.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И. Логинова, Т. И. Бабаева, H.A. Ноткина и др.- Под ред. Т. Н. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб.: Акцидент, 1996. — 224 с.
- Донцов А. И. Дубовская Е.М., Улановская И. М. Разработка критериев анализа совместной деятельности // Вопросы психологии. 1998. -№ 2.-С. 61−71.
- Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой, П.Т. Само-руковой. -М.: Просвещение, 1988.
- Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография. М.: Педагогическое общество России, 2000. -160 с.
- Дыбина-Артамонова О. В. Предметный мир как средство познания социальной действительности. Тольятти, 1996. — 96 с.
- Дыбина О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста. Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 2002.- 131 с.
- Дыбина О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 2002. — 45 с.
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.
- Под. ред Ю. И. Дика, Г. П. Корнева, А. Н. Ярыгин. М.: Институт общего среднего образования РАО, 2000. -С. 30−36.
- Дыбина О.В., Поддьяков H.H., Рахманова H.H., Щетинина В. В. Ребенок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. М.: ТЦ Сфера, 2005.-64 с.
- Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом.: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 192 с.
- Дьяченко О.М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1984. — 127 с.
- Емельянова М.Н. Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности: Автреф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001.-23 с.
- Егорова М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей /Вопросы психологии. — 2000. № 1. С. 36−46.
- Зайко В.В. Развитие познавательной активности детей на основе принципа преемственности в системе «детский сад школа»: Диссер.. канд. пед. наук, М., 1999.
- Запорожец A.B. Психология действия. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 736. с.
- Запорожец A.B., Эльконин Д. Б. Психология детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 1964. -351 с.
- Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в д/с // Дошкольное воспитание. 1994. — № 4. — С. 43−49.
- Елфимова Н.В. К проблеме создания мотивационного компонента деятельности у дошкольников // Вопросы психологии. 1982. — № 2. -С. 60−66.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 56 с.
- Исследование развития познавательно деятельности / Под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П. Грекорн., пер. с анг. М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1971.-393 с. ф 85. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М., 1997.-97 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. — 328 с.
- Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей. Минск, 1987.-88 с.
- Кириллова А.А. Формирование познавательной активности младших школьников в д/и на уроке: Диссерт.. канд. пед. наук. 1997.
- Князева О.Л. Особенности познавательной деятельности у дошко-ф льников // Новые исследования в психологии. № 1 (34). М.: Педагогика, 1986.-С. 23−25.
- Князева О.Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно действенных задач // Вопросы психологии. 1987. -№ 5.-С. 86−93.
- Князева О.Л. Особенности поисковой деятельности в наглядно-действенном мышлении у детей старшего дошкольного возраста: Авто-реф. канд. псих. наук. М., 1985.-25 с.
- Кларина J1.M. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников /Готовимся к аттестации. СПб.: Детство-Пресс, 2002. — С. 9−20.
- Козлова С.А. Я — человек. Программа социального развития ребенка. М.: Школьная Пресса, 2005. — 48 с.
- Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру / Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками / Л. И. Катаева. -М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000. 224 с.
- Козлова С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М.: Издательский центр Академия", 1998. — 432 с.
- Котырло В.К., Дуткевич Т. В. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников //Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 50−60.
- Комарова Т.С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. — М.: «Российское педагогическое агентство», 1998. 106 с.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.
- Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 2000.- 18 с.
- Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. — 160 с.
- Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С.25−33.
- Куликова Т. О воспитании у детей познавательных интересов // Дошкольное воспитание. 1976. -№ 9 .- С. 38−42.
- Куликовская И.Э., Совгир H.H. Детское экспериментирование. — М.: Педагогическое общество России, 2003. 80 с.
- Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. -1980.-№ 5.-С. 6−11.
- Лебедева С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — С. 2026.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981.-548 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность- М: Политиздат, 1977.-307 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций: Тексты. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гипенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984.-С. 162−171.
- Леонтьев А.Н. О путях исследования восприятия // Восприятие и деятельность / Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во МГУ, 1876. — С.3−27.
- Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. — 1982. — № 4.-С. 18−33.
- Лаврентьева Н.Т. Развитие познавательной деятельности детей в природе как основа воспитания экологической культуры личности: Авто-реф. .канд. пед. наук. Чита, 2000. -22 с.
- Лобанова Е.А. Создание развивающей среды как условие формирования познавательной активности дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Саратов, 2001. — 19 с.
- Логинова В.И. Знакомство со свойствами материалов // Дошкольное воспитание. 1965. — № 2. — С. 26−30.
- Логинова В.И. Формирование у детей дошкольного возраста (3−6 лет) знаний о материалах и их признаках (качествах и свойствах): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1865. 18 с.
- Логинова В., Матвеева А., Саморукова П. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1980. — № 10. -С. 23−38.
- Логинова В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. докт. пед. наук. Л., 1984. 39 е.
- Логинова В.И. Формирование познавательной деятельности в процессе системы знаний и умений у детей дошкольного возраста. М., 1987.
- Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников: Диссерт. докт. пед. наук. 1990.
- Лозовая В.И., Троцко A.B. //Познавательная активность как педагогическая проблема // Советская педагогика. 1989. — № 11. — С. 25−31.
- Люблинская A.A. Очерки психического развития ребенка. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1965. — 363 с.
- Лямина Г. Развитие познавательной деятельности // Дошкольное воспитание. 1975. -№ 4. — С. 7−12.
- Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии //Психологический журнал, 1981, т.2. № 5, С., 3−22.
- Матвеева А., Саморукова П. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. 1980. — № 10. — С.23 — 38.
- Маневцова Л.М. Организация элементарной поисковой деятельности как средство формирования познавательной активности // Дошкольное воспитание. 1973.- № 4.
- Маневцова Л.М. О развитии познавательных интересов детей // Дошкольное воспитание. 1973. — № 11. — С. 26−29.
- Маневцова Л.М. Формирование познавательных интересов у старших дошкольников в процессе организации элементарной поисковой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1975. -17 с.
- Матюшкин A.M. Мышление, обучение, творчество. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2003. — 720 с.
- Маралов В.Г. Психологические основы формирования активности личности детей дошкольного возраста: Дис.. докт пед. наук. — Череповец, 1994.-30 с.
- Маралов В.Г. Психологические основы формирования активности личности детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1994.-32 с.
- Матуняк H.A. Формирование готовности студентов к развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф.. канд. пед. наук. Тольятти, 2003. — 20 с.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. — № 4 — С. 5−17.
- Матюшкин A.M. Мышление. Обучение. Творчество. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003. — 720 с.
- Менчинская H.A. Вопросы умственного развития ребенка. М.: Знание, 1970.-32 с.
- Методические советы к программе «Детство». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. — 304 с.
- Мухина B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1 985 272 с.
- Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. 180. -т.1. № 5. — С. 43−53.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Педагогика, 1992. Gr 160.
- Новоселова C. J1. Развивающая предметная среда. М., 1995. —67 с.
- Оветисян J1. Формирование логического мышления детей в процессе ознакомления с природой // Дошкольное воспитание.- 1982. № 7. -С. 22−25.
- Орлова Е.С. Формирование познавательного интереса и активности у детей младшего школьного возраста: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. М.: АРКТИ, 2005. — 64 с.
- Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. — № 2. — С. 5- 19.
- Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
- Петровский В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1993. — 88 с.
- Петровский В.А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Нов. Шк., 1993.-107 с.
- Поддьяков А.Н. Особенности деятельности экспериментирования у дошкольников с новыми объектами разной сложности: Автореф. канд. псих. наук. М., 1989. — 24 с.
- Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Автореф. дис.. докт. псих. наук. М., 2001.-48 с.
- Поддьяков А.Н. Вариативность преобразования предмета дошкольниками как условие его познания // Вопросы психологии. 1986. — № 4. -С. 49−53.
- Поддьяков А.Н. Исследовательская активность ребенка // Детский сад от, А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. -2004. № 2. — С. 10−20.
- Поддьяков Н., Парамонова Л. Некоторые новые проблемы умственного воспитания // Дошкольное воспитание. 1985. -№ 2. — С. 52−58.
- Поддьяков H.H. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 1995. — 48 с.
- Поддьяков H.H. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. ф -272 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез. — 2005. — 280 е.
- Полякова М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении / Готовимся к аттестации. СПб: «Детство-Пресс», 2202. -С. 21−32.
- Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. -М.: Просвещение, 1990.
- Ф 156. Программа обучения и воспитания в детском саду / Отв. ред.
- М.А. Васильева. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1987. — 192 с.
- Психология личности и деятельности дошкольника / Под. ред. A.B. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. — 295 с.
- Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов /Под ред. A.B. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М.: Просвещение, 1964.-352 с.
- Психологические механизмы целеобразования /Под ред. ф O.K. Тихомирова. М.: Педагогика, 1977. — 259 с.
- Психологический словарь / Под общей ред. Ю. Л. Неймера. Ростов н/Д.:Феникс, 2003. — 640 с.
- Радуга: Программа воспитания и обучения детей от 3 до 7 лет. -М., 1989.
- Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1999.
- Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников /Под Ф ред. H.H. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М.: Педагогика, 1986.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. J1.A. Венгер. М.: Просвещение, 1986. — 224 с.
- Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред. A.B. Запорожца. Я. З. Неверович. М.: Просвещение, 1965.
- Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-424 с.
- Рубцов В.В., Гузман Р. Я. Психологическая характеристика способов организации совместной деятельности учащихся в процессе решения учебной задачи //Вопросы психологии. 1983. — № 5.
- Рубцов В.В. Роль кооперации в развитии интеллекте детей //Вопросы психологии. 1980. — № 4.
- Русина Е.И. Личностно-ориентированное взаимодействие как условие организации познавательной деятельности дошкольников /Современные подходы к формированию базиса личностной культуры дошкольников. М. — С. 60−62.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Моск. Унта, 1988.-288 с.
- Савенков А. И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании // Детский сад от, А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. 2004. — № 2. — С. 22−56.
- Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М.: «Ось-89», 2006. 408 с.
- Санько А.Э. Педагогические условия развития познавательной активности младших дошкольников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1997.- 16 с.
- Слободчиков В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной сферы индивидуальной деятельности // Вопросы психологии. 2000. -№ 2. — С. 42−52.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте //Вопросы психологии. 1990. — № 3.
- Серебрякова Т.А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми: Автореф. дис.. канд. псих. наук. Новгород, 1999.-20 с.
- Сенсорное воспитание в детском саду: Метод, указания / Под ред. Н. П. Сакулиной, H.H. Поддьякова. — М.: Просвещение, 1969. 215 с.
- Современный словарь по педагогике /Сост. Е. С. Фанацевич. Мн.: Современное слово, 2001. — 928 с.
- Содержание и методика умственного воспитания дошкольников / Под ред. H.H. Поддьякова. М.: Педагогика, 1980. — 216 с.
- Смирнова Е.О., Гуськова Т. В. Исследование общения дошкольников со сверстниками //Вопросы психологии. 1988. -№ 2. — С. 167 — 173.
- Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1991. 207 с.
- Суворова Г. А. Психология деятельности. М.:. ПЭРСЭ, 2003. -176 с.
- Талызина Т.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 2001.
- Талызина Н. Ф. Развитие П.Я. Гальпериным деятельностного подхода в психологии // Вопросы психологии. 2002. — № 5. — С.42—49.
- ТельноваЖ.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения: Авореф. дис. .канд. пед. наук. Омск, 1997. — 15 с.
- Теплякова Е.Р. Дидактическое общение как средство формирования познавательной активности младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед.наук. Челябинск, 1999. — 25 с.
- Терехова Т.А. Мотивационная детерминация познавательной деятельности личности:Автореф.докт. пед. наук, Новосибирск, 2000.- 46с.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Педагогика, 1969. — 304 с.
- Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. P.A. Курбатовой, H.H. Поддьякова. -М.: Просвещение, 1984.
- Умственное воспитание дошкольников / Под ред. H.H. Поддьякова. М.: Педагогика, 1972. — 288 с.
- Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. H.H. Поддьякова, Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. 2-е изд. — М.: Изд. Центр «Академия», 1997. — 336. С.
- Упражнения с Монтессори- материалом / Под ред. Е. Хилгунен. -Рига Москва: ПЦ «Эксперимент», 1997. — 174 с.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М.: Издательский Центр «Академия», 1997. — 336 с.
- Цукерман Г. А. Условия развития рефлексии у шестилеток // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С.39−46.
- Цукерман Г. А., Елизарова Н.В.О детской самостоятельности //Вопросы психологии. 1990. № 6. — С. 37−44.
- Цукерман Г. А., Елизарова Н. В., Фрумина М. И., Чудинова Е. В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. — 1993. — № 2.
- Чернов В.И. Анализ философских понятий. М.: Наука, 1966 — 215 с.
- Чистякова Г. Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии. 1991. — № 6. — С. 103−111.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во Корпорация «Логос», 1994. — 320 с.
- Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности как системы //Психологический журнал, 1980, т.1., № 3, С. 33−46.
- Шиянов E.H., Котова Н. Б. Развитие личности в обучении. М.: Издательский Центр «академия», 1999. 288 с.
- Щербакова Е., Голицын В. К вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание 1991. — № 1. — С. 56−58.
- Щукина Г. И. Активность познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
- Щукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. — М., 1971.-351 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов. M.: Педагогика, 1988.-203 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Книга для учителя. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
- Шумакова И.Б. Исследование активности в форме вопросов // Вопросы психологии. 1986. -№ 1.
- Формирование познавательной активности у дошкольников / Межвузовский сборник научных трудов. Ульяновск, 1985.
- Эльконин Д.К. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет. М.: Учпедгиз, 1960. 328 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.
- ЯноушекЯ. Проблемы общения в условиях совместной деятельности //Вопросы психологии. 1982. -№ 6. — С. 57−65.
- Bottrill P. Reseash Note: Children Thinking and Learning through Design Activity at Age Six // Early Child Development and Care. 1996. — Vol. 121.-P. 147−163.
- Berfenstam R., Soderqvist I. The rights of children to a safe environment: Swedish laws a. regulations / By R. Berfenstam a. I. Soderqvist. — Stockholm: Nat. board for consumer policies: Nat. child environment council, 1992.-P.47.
- Bransford J.D., Stein S.B. The IDEAL problem solver. N-Y: W.H. Freeman C., 1994.
- Chapman S.S. Intjducing Youg Children to Real Problems of Today and Tomorrow //Eiffed Child Today (GCT). 1991. Vol. 14.-N 2 — P. 14−18.
- Learning Activies for Toddlearns // Texas Child Care. 1996. -Vol. 19.-N4.-P. 32−38.
- Mauroux D. Les mots environnemetaux et 1' enfant de 4 a 7 ans: lecture et ecriture // Revue francaise de pedagogite. 1995. — N 113. — P. 31−49.
- Miller K. Caring for the little Ones: Creative Activities for infants and Toddlers // Child Care infarmation Exchange. 1997. — N 113. — P. 35−37.
- Heymann H.W. Allgemeinbildung als Aufgabe der Schule und als Mass-Stab fuer Fachunterricht // Paedagogik. 1997. — Jg. 49, N1. — P. 42−45.
- Smith M.K. Childhood Education Jourmal. 1996. — Vol. 24. — N 2. -P. 77−82.
- Сравнительные результаты диагностики познавательной активности детей ЭГ (по критериям и показателям) в констатирующем экспериментеа алэгм! срдамо
- Устойчивость познавательного интереса:1 наличие познавательных вопросов-2 длительность сохранения интереса-3 проявление инициативности в поисковой деятельности-4 наличие стремления к самостоятельной поисковой деятельности
- Результаты диагностики детей ЭГ (по критериям) в констатирующем эксперименте
- Устойчивость познавательного интереса
- Сформированность эмоционально-волевой сферы
- Практическая подготовленность к поисковой деятельности с материалами предметного мира
- Результаты диагностики детей ЭГ (по критериям) в контрольном экспериментевысокий и средний? низкий
- Устойчивость познавательного интереса
- Сформированность эмоционально-волевой сферы
- Практическая подготовленность к поисковой деятельности с материалами предметного мира