Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное исследование позволило установить, что познавательная активность как интегративное качество личности дошкольника формируется не сразу, а в результате накопления ребенком субъектного опыта данной деятельности (ценностного, операционального, опыта рефлексии, привычной активизации, сотрудничества), путем постепенного упрочения в процессе деятельности личностных образований, выражающихся… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности с материалами предметного мира
    • 1. 1. Психолого-педагогические основы формирования познавательной активности дошкольников
    • 1. 2. Поисковая деятельность детей как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 3. Особенности восприятия и осмысления детьми старшего дошкольного возраста материалов предметного мира
  • Глава 2. Экспериментально-опытная работа по формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе организации поисковой деятельности с материалами предметного мира
    • 2. 1. Изучение уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 2. Определение путей обновления образовательного процесса в связи с решением проблемы формирования познавательной активности детей в процессе поисковой деятельности с материалами предметного мира
    • 2. 3. Организация и осуществление процесса формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности с материалами предметного мира
    • 2. 4. Определение эффективности экспериментального исследования

Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. Изменившаяся ситуа-ф ция общественного развития связана с необходимостью перестройки системы образования, смещения акцентов с развития личности исполнителя на развитие активной личности.

Это обуславливает пересмотр содержания педагогической деятельности, который связан с переосмыслением не только того, чему учить, но и того, какое место в этом процессе занимает ребенок, какова его активность.

В современных исследованиях представлены различные аспекты проблемы активности. В работах многих ученых предпринимается попытка рассмотреть специфику активности на разных уровнях организации материи, ф делается акцент на том, что у человека активность приобретает форму деятельности (Д.Б. Богоявленская, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Д. Смирнов и др.).

В самом общем виде активность можно рассматривать как меру взаимодействия субъекта с окружающей действительностью. Но это взаимодействие многогранно и требует специфичного «ответа» от субъекта. В связи с этим выделяют два простейших вида активности (по основным функциям): адаптивный и продуктивный (A.M. Матюшкин). Именно к продуктивным ф видам относится и выступает в качестве основания познавательная активность. Она рассматривается как «ориентировочно-исследовательская активность» (Дж. Бернлайн, A.B. Запорожец, E.H. Соколова), как потребность во внешних впечатлениях (Л.И.Божович), как творческая активность (Я.А.Пономарев, О. К. Тихомиров и др.), как качество личности (К.А. Абуль-ханова-Славская, М. А. Данилов, Т. Н. Мальковская, К. К. Платонов и др.).

Выявлена взаимосвязь понятий «потребность», «деятельность», «активность» (М.И. Лисина, A.M. Матюшкин, и др.): познавательная активность -® промежуточная стадия между потребностью и деятельностью.

Деятельность дошкольника существенно зависит от внешних и внутренних условий присвоения им опыта, накопленного человечеством. Педагог, создавая эти условия, раскрывает перед детьми средства и способы познания мира, формирует основы личностной культуры, в том числе культуры познания. При этом степень проявления активности как личностного качества ребенка зависит от характера и содержания деятельности и выполнения функций ребенка в этом процессе.

Субъективную позицию ребенка обеспечивает поисковая деятельность. Возможности и преимущества использования поисковой деятельности в работе с дошкольниками выделены в ряде исследований (Н.И. Апполонова, О. В. Афанасьева, JI.A. Венгер, Д. И. Воробьева, З. А. Грачева, М. Н. Емельянова, О. Л. Князева, Т. А. Куликова, А. Р. Лурия, Л. М. Маневцова, А. К. Матвеева, Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, Н. К. Постникова, А. И. Савенков, H.A. Семенова и др.).

Вместе с тем в практике дошкольных учреждений недостаточно учитываются особенности и дидактический потенциал поисковой деятельности дошкольников в формировании познавательной активности. Использование поисковой деятельности детей (особенно самостоятельной) характеризуется эпизодичностью, позицией воспитателя над ребенком, отсутствием системы в построении поисковой деятельности и осмысленной организации. Однако общий уровень поисковой деятельности, обеспечивающий максимальное проявление познавательной активности, определяется именно уровнем ее организации, смысловой направленностью, выбором объекта и содержания (О.Л. Князева, А. Н. Поддьяков, O.K. Тихомиров и др.).

Во многих исследованиях содержанием поисковой деятельности ребенка являются различные объекты: природные явления (А.И.Иванова, Т. А. Куликова, Л. М. Маневцова, Н.К.Постникова), математические понятия (Н.Е.Веракса, Т. И. Ерофеева и др.), физические категории (Н.В.Абакелия, И.С.Фрейдкин), материал конструктивной деятельности (Л.А. Парамонова,.

Г. В. Уродовских), художественные тексты (Е.Д. Бодрова), географические объекты (В.И. Каразану), дидактические игры и игрушки (Д.В. Цихвин-ская) и др.

В то же время, данное содержание дети не всегда могут подвергнуть практическим поисковым действиям без участия взрослого. Мы предполагаем, что материалы предметного мира могут выступать содержанием поисковой деятельности, так как свойства и качества материала наглядно представлены перед детьми, их можно исследовать и проводить с ними опыты.

Исследования В. В. Гербовой, О. В. Дыбиной, С. А. Козловой, Т. С. Комаровой, М. В. Крулехт, В. И. Логиновой и др. показали, что дети старшего дошкольного возраста могут усвоить знания о материалах предметов, их качествах и свойствах. Это обеспечивает правильное использование предметов в быту, игре, труде, речевой, изобретательной деятельности. Кроме того, материал как одна из характеристик предметного мира позволяет ребенку осмыслить предмет как таковой, предмет как результат труда, предмет как творение человеческой мысли. Однако материал предметного мира как содержание поисковой деятельности детей дошкольного возраста не рассматривался в исследованиях.

Мы исходим из того, что организация поисковой деятельности с материалами предметного мира в педагогическом процессе дошкольных учреждений возможна, целесообразна и эффективна для развития познавательной активности детей.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена:

— важностью проблемы формирования познавательной активности как качества личности ребенка;

— выбором поисковой деятельности как средства формирования познавательной активности дошкольника;

— отсутствием в общедидактическом плане исследований, рассматривающих формирование познавательной активности старших дошкольников в процессе организации поисковой деятельности с материалами предметного мира.

Анализ исследований и педагогической практики позволили нам выявить ряд противоречий:

— между декларируемой необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточной разработанностью содержания и характера процесса ее развитиямежду необходимостью овладения детьми способами активности и недооцениванием и недостаточным использованием потенциала поисковой деятельности в этом процессе.

На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: как организовать поисковую деятельность, обеспечивающую эффективность формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста?

В связи с этим актуальным является определение цели, задач, содержания, методов, форм и условий организации поисковой деятельности детей 56 лет в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

Цель исследования заключается в выявлении, обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, при которых поисковая деятельность с материалами предметного мира может обеспечивать максимальное проявление познавательной активности детей 5−6 лет.

Объект исследования: формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством поисковой деятельности с материалами предметного мира.

Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что:

— познавательная активность как интегративное качество личности старшего дошкольника, по всей вероятности, формируется не сразу, а в процессе постепенного усложнения одних ее показателей и их интеграции в более сложное личностное образование — активность, поэтому следует разработать концептуальную модель, включающую в себя содержательные и структурные компоненты формирования познавательной активности;

— взаимосвязь компонентов познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста может функционировать посредством поисковой деятельности с материалами предметного мира;

— поэтапная организация поисковой деятельности с материалами предметного мира, по-видимому, способствует максимальному проявлению активности детей;

— необходимыми педагогическими условиями формирования познавательной активности могут являться: наличие образца-ориентира познавательной активности в поисковой деятельностиформирование, обогащение, актуализация субъектного опыта ребенка в поисковой деятельности с материалами предметного мираиндивидуально-дифференцированный подход в руководстве поисковой деятельностью детейпредметная, развивающая среда как «поисковое поле» проявления познавательной активности ребенка.

В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования: охарактеризовать познавательную активность как интегративное качество личности ребенка;

2) исследовать природу поисковой деятельности, особенности ее организации с детьми старшего дошкольного возраста и научно обосновать ее возможности в формировании познавательной активности;

3) определить критерии и уровни сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;

4) научно обосновать и сформулировать концептуальные положения и структурные компоненты модели формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством поисковой деятельности с материалами предметного мира;

5) выявить и экспериментально обосновать содержание и педагогические условия формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности с материалами предметного мира.

Методологическая основа исследования определяется философскими положениями о познании, всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности окружающей действительности, о социальной и активной сущности личностисистемным подходом в педагогической областидеятель-ностным подходом к развитию личности.

Использование положений методологии обусловило: уточнение и разработку категориального аппарата исследованиянаучное описание изучаемых педагогических факторов и явлений, их анализ и экспериментальную проверкуоценку соответствия разработанной модели формирования познавательной активности как интегративного качества личности старшего дошкольника.

Обоснование научной концепции исследования опиралось на философские положения о познании, об активности человека в этом процессе (Г.Гегель, В. И. Демин, Г. Е. Журавлев, А. Илиади, И. Кант, К. Маркс, А.В.Мар-гулис, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Ф. Энгельс и др.), на психолого-педагогические положения о закономерностях познания и путях формирования познавательной активности (Б.Г.Ананьев, Е. В. Бодрова, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, В. П. Зинченко, В. В. Зайко, Е. Э. Кригер, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, М. И. Матюшкин, Л.М.Ма-невцова, М. И. Лисина, В. И. Лозовая, А. К. Осницкий, Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, А. Э. Санько, Т. А. Серебрякова, А. А. Смирнов, Е. А. Терехова,.

Т.Н. Шамова, З. Ф. Чехлова, Е. Г. Юдина и др.), об особенностях познания предметного мира детьми дошкольного возраста (Л.А. Венгер, Н. Ф. Виноградова, JI.C. Выготский, О. В. Дыбина, Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, В. Я. Кисленко, С. А. Козлова, Т. С. Комарова, М. В. Крулехт, А. Н. Леонтьев, В. И. Логинова, A.A. Люблинская, Ж. Пиаже, Н. П. Сакулина, А. П. Усова, P.M. Чумичева, А. Д. Шатова, Т. Я. Шпикалова и др.).

В основу исследования положены идеи: о развитии дошкольного образования (М.И.Богомолова, Т. Н. Доронова, М. Б. Зацепина, С. А. Козлова, Т. С. Комарова, А. Д. Кошелева, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселова, В. И. Петрова, В. А. Петровский, О. П. Радынова, Т. А. Репина, О. С. Ушакова, С. Г. Якобсон и др.) — о роли деятельности (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. И. Фельдштейн, Д.Б.Эль-конин и др.), об интеграции и дифференциации в становлении личности человека — ребенка, подростка, взрослого (A.B. Антонова, Н. Ф. Виноградова, О. В. Дыбина, В. В. Зайко, Т. С. Комарова, М. В. Крулехт, В. Н. Максимова, Н. М. Сокольникова, В. Т. Чепикова, З. Ф. Чехлова и др.), о развитии личности ребенка в процессе ознакомления с предметным миром как творением человеческой мысли (О.В. Дыбина, С.А. Козлова).

В исследовании применялись методы:

• теоретического исследования: сравнительный и сопоставительный анализ, аналогия, моделирование;

• эмпирического исследования: изучение литературы, документов, диагностические (анкетирование, беседа, наблюдение, поисковые задания, проблемные ситуации, изучение продуктов детской деятельности, документации), экспертных оценок, изучение и обобщение передового опыта, опытно-экспериментальная работастатистическая обработка фактического материала.

Организация, база и основные этапы исследования.

Опытно-исследовательская работа проводилась в дошкольных образовательных учреждениях № 140, 146, 179, 157 ОДОУ ОАО «АВТОВАЗ», МДОУ 92, 112 г. Тольятти. В эксперименте участвовали 370 детей 5−6 лет, 52 педагога.

Теоретико-экспериментальное исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе — поисково-теоретическом (1995 — 1998 гг.) — анализировались методологические, теоретические, философские, психолого-педагогические положения по проблеме исследованияформулировались цель, рабочая гипотеза, задачи исследования, разрабатывалась программа исследования, был проведен констатирующий эксперимент и анализ его результатов.

На втором этапе — опытно-эксперименталыюм (1999 — 2001 гг.) — осуществлялось проведение формирующего и контрольного этапа исследованияпроходила разработка, апробация и корректировка модели формирования познавательной активности детей в процессе поисковой деятельностиосуществлялась обработка, проверка и систематизация полученных результатовпроводилась проверка и уточнение научно-методических выводов, полученных в ходе экспериментаразрабатывались методические рекомендации для педагогов и организовывалось их внедрение в практику работы дошкольных учреждений города.

На третьем этапе — заключительно-обобщающем (2002 — 2005гг.) — анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлялось текстовое оформление диссертационных материалов, формулировались выводы.

Научная достоверность исследования обеспечивается обоснованностью теоретических положений, осуществлением исследований в единстве с практической деятельностью и опорой на нее, комплексом методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования, объективностью способов оценки результатов эксперимента.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Выявлена возможность формирования познавательной активности как интегративного качества личности. Раскрыта специфика данного процесса в дошкольном возрасте на основе деятельностного подхода, опоры на взаимосвязь двух линий психического развития ребенка (линии саморазвития и развития при ведущей роли взрослого), усиления позиции ребенка в системе «ребенок — взрослый», учета возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и др.

2. Разработаны научные основы формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности с материалами предметного мира, представляющие собой новый подход к познанию в системе дошкольного образования. Научно обоснован подход к организации поисковой деятельности с материалами предметного мира. Показано, что поисковая деятельность является средством формирования познавательной активности детей дошкольного возраста, и что поэтапная организация поисковой деятельности усиливает проявление их познавательной активности.

3. Построена модель формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством поисковой деятельности с материалами предметного мира в виде иерархической структуры. Выделены компоненты модели: информационный, действенно-мыслительный, потреб-ностно-мотивационный, эмоционально-волевой.

4. Раскрыты научные основы организации и осуществления процесса формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством поисковой деятельности с материалами предметного мира: выявлены педагогические условия, обеспечивающие функционирование модели (наличие образца-ориентира познавательной активности в поисковой деятельностиобогащение, актуализация субъектного опыта ребенка в поисковой деятельности с материалами предметного мираиндивидуально-дифференцированный подход в руководстве поисковой деятельностью детейпредметная, развивающая среда как «поисковое поле» для проявления собственной познавательной активности детей) — разработаны критерии и определены уровни проявления познавательной активности детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что внесен существенный вклад в теорию познания детей, в исследовании определены теоретические основы нового подхода к формированию познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности с материалами предметного мира:

— познавательная активность рассматривается как интегративное качество личности, имеющее внутреннюю и внешнюю структуру;

— средством формирования познавательной активности становится поисковая деятельность;

— содержанием поисковой деятельности выступают материалы предметного мира, свойства и качества которых подвержены изменениям, пробующим действиям;

— становление опыта организации поисковой деятельности ребенка обеспечивается оптимальным соотношением между проявлениями познавательной активности, детерминированной действиями взрослого, и собственной активности дошкольника;

— соответствие «поискового поля» (развивающей среды) особенностям становления субъектного опыта поисковой деятельности способствует проявлению собственной познавательной активности детей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем представлены широко апробированные и используемые на практике:

1. Методические рекомендации воспитателям:

— по диагностике познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;

— по определению уровней проявления познавательной активности старших дошкольников;

— по организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении;

— по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста;

— по отбору знаний о материалах предметного мира.

2. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста «Ребенок в мире поиска».

3. Пособие для воспитателей по организации экспериментов и опытов, игр-занятий по ознакомлению с материалами предметного мира.

4. Программа спецкурса «Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста».

5. Пособия для студентов по использованию средств и методов формирования познавательной активности, по организации поисковой деятельности детей старшего дошкольного возраста, для усвоения курса «Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста».

Материалы исследования могут использоваться в изучении следующих дисциплин: общая педагогика и психология, дошкольная педагогика и психология, специальных курсов, освещающих вопросы познавательной активности, а также в практике дошкольных образовательных учреждений.

На защиту выносятся:

1. Система научно-педагогических положений, составляющих концептуальную основу формирования познавательной активности:

— Познавательная активность как психологическое образование, возникшее в результате присвоения и внутренней переработки познавательного опыта, представляет собой динамичную интегративную совокупность психических процессов, состояний и свойств, характеризующих когнитивную, эмоционально-чувственную, мотивационно-потребностную, поведенческо-волевую сферы личности старшего дошкольника, содержание и структура которых определяют его субъективные отношения к окружающей действительности и соответствующим образом проявляются в поведении и деятельности.

— Процесс формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста осуществляется в направлении обогащения и усложнения не только структурных, но и содержательных компонентов. При этом формирование одних, более сложных по структуре и содержанию показателей познавательной активности (проявление инициативности в поисковой деятельности, умение осуществлять поисковые действия мыслительного характера, умение организовать и осуществлять самостоятельную целенаправленную, внутренне структурированную поисковую деятельность и др.), предполагает сформированность других, менее сложных (проявление позитивного отношения к поисковой деятельности, длительность сохранения интереса, умение длительно и сосредоточенно работать, осуществлять поисковые действия практического характера и др.).

— Научное проектирование процесса формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста базируется на поэтапной организации содержательно насыщенной поисковой деятельности с материалами предметного мира и требует учета результатов диагностики.

2. Модель формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством поисковой деятельности (структура, содержание, принципы, условия ее реализации).

3. Методика формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста (задачи, содержание, формы, методы, приемы, средства), основанная на реализации поэтапной организации поисковой деятельности с материалами предметного мира.

Апробация результатов исследования. В диссертации представлен опыт работы научной и педагогической деятельности автора в качестве воспитателя, методиста дошкольного образовательного учреждения, старшего преподавателя кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттин-ского государственного университета.

Материалы исследования систематически докладывались и обсуждались автором на совещаниях, консультациях и семинарах-практикумах для работников дошкольных образовательных учреждений г. Тольятти, заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета, на научно-практических конференциях: всероссийской научной конференции «Психолого-педагогические аспекты социального развития детей дошкольного возраста» (2003г., г. Тольятти), на региональных научно-практических конференциях «Проблемы дошкольного образования на современном этапе» (2004, 2005 гг., г. Тольятти), международной научно-практической конференции «Реалии и перспективы образования и развития детей в XXI веке» (2005 г., г. Ульяновск).

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, включающей 224 наименования и 12 приложений. Текст иллюстрируют 1 таблица, 7 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы подтвердили верность исходной гипотезы исследования и позволили сделать следующие выводы.

1. Многоаспектный анализ понятия «активность» (философский, биологический, психологический, педагогический) и сравнительный анализ различных подходов к трактовке понятия «познавательная активность» позволил с учетом современных подходов рассматривать познавательную активность дошкольника как интегративное качество личности, которое порождается потребностью в познании, предполагает устойчивый интерес к поиску новых знаний, проявляется в готовности к деятельности (поисковой), в стремлении к самостоятельности и выражается в интенсивном изучении действительности для последующей творческой реализации приобретенных знаний и умений. Познавательная активность представляет собой динамичную интегративную совокупность психических процессов, состояний и свойств, характеризующих когнитивную, эмоционально-чувственную, мотивационно-потребностную, поведенческо-волевую сферы личности старшего дошкольника, содержание и структура которых определяют его субъективные отношения к окружающей действительности. Познавательная активность характеризуется компонентами: интеллектуальный, эмоционально-чувственный, потребностно-мотивационный, поведенческий.

2. Проведенное исследование позволило установить, что познавательная активность как интегративное качество личности дошкольника формируется не сразу, а в результате накопления ребенком субъектного опыта данной деятельности (ценностного, операционального, опыта рефлексии, привычной активизации, сотрудничества), путем постепенного упрочения в процессе деятельности личностных образований, выражающихся в стремлении к саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю, самооценке и обусловливает качественные характеристики деятельности, в которой проявляется и формируется. Взрослый играет большую роль в формировании познавательной активности ребенка: осуществляет перевод активности ребенка, стимулируемой и организуемой взрослым в собственную активность ребенка, определяемую им самим.

3. В процессе диссертационной работы доказано, что поисковая деятельность является средством формирования познавательной активности ребенка-дошкольника, общий уровень которой определяется степенью овладения ребенком поисковыми действиями, их адекватностью, целенаправленностью, самостоятельностью, а также степенью овладения структурными элементами данной деятельности: выявление проблемыопределение (принятие) цели эксперимента, формулировка гипотезыопределение программы действий по ее проверкереализация намеченного планадостижение результатов и т. д.

Поисковая деятельность детей дошкольного возраста рассматривается нами как деятельность, направленная на решение познавательных задач проблемного характера, характеризующаяся вариативностью активно-преобразующих поисковых действий практического и мыслительного характера, позволяющих осуществить всестороннее изучение объектов окружающего мира, и предполагающая высокую степень активности и самостоятельности детей.

4. Содержанием поисковой деятельности выступают материалы предметного мира, т.к. они обладают такими характеристиками (свойствами, качествами), которые подвержены изменениям, движениям и могут быть выявлены ребенком в результате действий поискового характера. Дети старшего дошкольного возраста могут овладеть системой знаний о материалах предметного мира, проявляя познавательную активность.

5. Освоить структуру поисковой деятельности и занять субъектную позицию в данном процессе позволяет поэтапная организация поисковой деятельности, которая предусматривает разнообразные формы сотрудничества в системах «взрослый — ребенок», «взрослый — группа детей», «ребенок — ребенок», характеризующихся изменением места ребенка и роли взрослого в образовательном процессе, а также методическими особенностями руководства поисковой деятельностью детей.

6. Разработанная модель формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности с материалами предметного мира включает взаимосвязанные компоненты: информационный, действенно-мыслительный, потребностномотивационный, эмоционально-волевой, каждый из которых предусматривает решение определенных задач.

Реализация этих компонентов осуществляется с помощью принципов: оптимального соотношения процессов развития и саморазвитиязависимости формирования познавательной активности от обучения, от накопления субъектного опытасознательности и поисковой активностипрогнозирования- «развивающейся интриги" — комплексного решения задач по всем компонентам модели.

Педагогическими условиями реализации модели формирования познавательной активности детей в процессе поисковой деятельности с материалами предметного мира являются: наличие образца-ориентира познавательной активности в поисковой деятельностиформирование, обогащение, актуализация субъектного опыта каждого ребенка в поисковой деятельности с материалами предметного мираналичие индивидуально-дифференцированного подхода в руководстве поисковой деятельностьюсоздание предметной, развивающей среды как дидактически организованного «поискового поля» для проявления собственной познавательной активности детей.

Проведенное исследование позволило установить, что реализация этих условий осуществляется в процессе поэтапной организации поисковой деятельности, предусматривающей следующую последовательность использования форм сотрудничества взрослого и детей: соучастие детей в поисковой деятельности взрослогосовместная поисковая деятельность взрослого и детей как равноправных партнеровсовместная поисковая деятельность детей при непосредственном руководстве взрослогосовместная поисковая деятельность детей при опосредованном руководстве взрослогоиндивидуальная поисковая деятельность детей «рядом» по решению одной проблемы в присутствии взрослогосамостоятельная целенаправленная поисковая деятельность детей.

7. Разработанная методика обеспечивает формирование познавательной активности как интегративного качества личности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности с материалами предметного мира.

Достигнутая позитивная динамика проявления познавательной активности старших дошкольников доказывает эффективность разработанных подходов и позволяет наметить направления дальнейшего изучения проблемы: преемственность образовательного процесса по формированию познавательной активности детей в различные периоды дошкольного детства и младшего школьного возрастаиспользование иного содержания в организации поисковой деятельности дошкольников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1984.-335 с.
  3. H.A. Об условиях формирования познавательных (сенсорных) способностей при организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста // Вопросы психологии обучения и воспитания. -Горький, 1978.
  4. М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Изд. центр «Академия», 1997. — 400 с.
  5. Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 36−41.
  6. Асмолов- А.Г., Петровский В. А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопросы психологии. 1978. — № 1. — С.70−80.
  7. Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М.: Просвещение, 1968. -445 с.
  8. О.В. Формирование у старших дошкольников отношений к творческому началу в личности взрослого человека (на материале ознакомления с предметным миром): Дис.. канд. пед. наук. М., 1992. — 197с.
  9. О.В. Концепция и программа: Развитие творческого отношения к рукотворному миру. Тольятти: ТСФГПУ, 1994. — 27 с.
  10. О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 1995. № 4. — С. 37−43.
  11. О.В. Педагогическая технология развития познавательного интереса к экспериментированию у детей 4−5 лет: Автореф.. канд. пед. наук. СПб., 2005. 20 с.
  12. Е.Л. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью. Ярославль: Изд-во Ярославского пед. института, 1974. -24 с.
  13. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. — № 4. — С. 23−35.
  14. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. — № 2. — С. 47−56, № 4. — С. 23−24.
  15. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.-446 с.
  16. Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка //Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1872. — С.7—45.
  17. Е.В., Юдина Е. Г. Исследование генезиса механизмов рефлексивной саморегуляции познавательной деятельности // Новые исследования в психологии. № 1 (34). М.: Педагогика, 1986. — С. 26−30.
  18. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов СПб.: «Норинт», 2002. — 1536 с.
  19. E.K. Формирование творчества у детей 5−7 лет в работе с разными материалами: Автореф.. канд. пед. наук. М., 2004. 21 с.
  20. A.B. Деятельность, действие и психическое как процесс//Вопросы психологии, 1984. -№ 5, С. 17−29.
  21. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.-196 с.
  22. Венгер J1.A. В мире вещей // Дошкольное воспитание. 1994. -.1.
  23. JI.A. В мире вещей // Дошкольное воспитание. 1994. — № 4.
  24. JI.A. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст. М.: Просвещение, 1969.-365 с.
  25. JI.A. Психологическая характеристика деятельности ребенка.-М., 1968, — 19 с.
  26. JI.A., Мухина B.C. Развитие мышления дошкольников // Дошкольное воспитание. 1974. — № 7.
  27. Венгер J1.A., Поливанова К. Н. Особенности отношения шестилетних детей к заданиям взрослого // Вопросы психологии. 1988. № 4. -С.56−63.
  28. JI.A., Агеева Е. А., Говорова Р. И., Дьяченко О. М. и др. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. — М.: Педагогика, 1986.
  29. Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С. 5−14.
  30. Н., Хаккарайнен П. Предпосылки возникновения коллективной деятельности у старших дошкольников // Вопросы психологии. — 2001.-№ 1 С. 37−46.
  31. Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1994. 36 с.
  32. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966.
  33. JI.C. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1984.-Т.4.-432 с.
  34. JI.C. Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. М., 1983. — 179 с.
  35. JI.C. Исследование развития научных понятий в детском возрасте // Собр. соч.: В 6 т., т. 2. М., 1982. — С. 184−294.
  36. JI.C. Педагогическая психология // Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 780 с.
  37. JI.A. Развитие высших психических функций // Собр. соч. в 6 т. -М.: Педагогика, 1983. -т.З. -С.5−329.
  38. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. — № 1. — С. 15−26.
  39. П.Я. К учению об интериоризации // Вопросы психологии. 1866-. № 6. -С.25−33.
  40. П.Я. Умственное действие как основа для формирования мысли и образа// Вопросы психологии. 1957. — JSfe6. — С.58−69.
  41. C.B. Познавательная активность и понимание // Вопросы психологии 1994. -№ 3. — С. 88−93.
  42. П.Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий // Вести Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1979. — № 4. — С.54−63.
  43. В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М.: Просвещение, 1989. — 111 с.
  44. В.В. Занятия по развитию речи средней группе детского сада. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
  45. В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М.: Просвещение, 1984. — 175 с.
  46. Т.И. Познаю мир. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». — 2004. — 128 с.
  47. Н. Познавательная деятельность детей, ее особенности // Дошкольное воспитание. 1976. — № 1.- С. 28−33.
  48. Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. 1986. -№ 1. — С. 28−32.
  49. Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. / Под ред. Матющкина A.M. М., 1965. — С. 443−456.
  50. Д.Б. Роль ориентировочно-исследовательской деятельности в латентном научении у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1971. 15 с.
  51. Д.Б. Общение со взрослыми и познавательная активность детей // Дошкольное воспитание. 1977. — № 7.
  52. В.Б. Познавательная активность дошкольников // Советская педагогика. 1991. — № 3.
  53. Гуровка T. J1. Процессы понимания в развитии мышления // Вопросы психологии. 1986. -№ 2.С.126−137.
  54. В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
  55. В.В. Новый подход к пониманию структуры деятельности. // Вопросы психологии. 2003. — № 2. — С. 42−49.
  56. В. В. Радзиховский JI.A. Теория JI.C. Выготского и дея-тельностный подход в психологии // Вопросы психологии, 1980. № 7, с. 48−59- 1981. — № 1, С. 67−80.
  57. В. В., Зинченко В. П., Талызина Н. Ф. Проблема деятельности в работах А.Н. Леонтьева / Вопросы психологии, 1982. — № 4. — С. 6166.
  58. Деятельностный подход сегодня // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1988, № 3,с.83−86.
  59. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И. Логинова, Т. И. Бабаева, H.A. Ноткина и др.- Под ред. Т. Н. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб.: Акцидент, 1996. — 224 с.
  60. А. И. Дубовская Е.М., Улановская И. М. Разработка критериев анализа совместной деятельности // Вопросы психологии. 1998. -№ 2.-С. 61−71.
  61. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой, П.Т. Само-руковой. -М.: Просвещение, 1988.
  62. О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография. М.: Педагогическое общество России, 2000. -160 с.
  63. Дыбина-Артамонова О. В. Предметный мир как средство познания социальной действительности. Тольятти, 1996. — 96 с.
  64. О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста. Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 2002.- 131 с.
  65. О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 2002. — 45 с.
  66. О.В. Из чего сделаны предметы. М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.
  67. Под. ред Ю. И. Дика, Г. П. Корнева, А. Н. Ярыгин. М.: Институт общего среднего образования РАО, 2000. -С. 30−36.
  68. О.В., Поддьяков H.H., Рахманова H.H., Щетинина В. В. Ребенок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. М.: ТЦ Сфера, 2005.-64 с.
  69. О.В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом.: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 192 с.
  70. О.М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1984. — 127 с.
  71. М.Н. Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности: Автреф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001.-23 с.
  72. М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей /Вопросы психологии. — 2000. № 1. С. 36−46.
  73. В.В. Развитие познавательной активности детей на основе принципа преемственности в системе «детский сад школа»: Диссер.. канд. пед. наук, М., 1999.
  74. A.B. Психология действия. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 736. с.
  75. A.B., Эльконин Д. Б. Психология детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 1964. -351 с.
  76. А. Элементарная поисковая деятельность в д/с // Дошкольное воспитание. 1994. — № 4. — С. 43−49.
  77. Н.В. К проблеме создания мотивационного компонента деятельности у дошкольников // Вопросы психологии. 1982. — № 2. -С. 60−66.
  78. А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 56 с.
  79. Исследование развития познавательно деятельности / Под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П. Грекорн., пер. с анг. М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1971.-393 с. ф 85. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М., 1997.-97 с.
  80. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. — 328 с.
  81. Ю.Н. Развитие представлений у детей. Минск, 1987.-88 с.
  82. А.А. Формирование познавательной активности младших школьников в д/и на уроке: Диссерт.. канд. пед. наук. 1997.
  83. О.Л. Особенности познавательной деятельности у дошко-ф льников // Новые исследования в психологии. № 1 (34). М.: Педагогика, 1986.-С. 23−25.
  84. О.Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно действенных задач // Вопросы психологии. 1987. -№ 5.-С. 86−93.
  85. О.Л. Особенности поисковой деятельности в наглядно-действенном мышлении у детей старшего дошкольного возраста: Авто-реф. канд. псих. наук. М., 1985.-25 с.
  86. Кларина J1.M. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников /Готовимся к аттестации. СПб.: Детство-Пресс, 2002. — С. 9−20.
  87. С.А. Я — человек. Программа социального развития ребенка. М.: Школьная Пресса, 2005. — 48 с.
  88. С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру / Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками / Л. И. Катаева. -М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000. 224 с.
  89. С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М.: Издательский центр Академия", 1998. — 432 с.
  90. В.К., Дуткевич Т. В. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников //Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 50−60.
  91. Т.С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. — М.: «Российское педагогическое агентство», 1998. 106 с.
  92. Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.
  93. Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 2000.- 18 с.
  94. М.В. Дошкольник и рукотворный мир СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. — 160 с.
  95. А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С.25−33.
  96. Т. О воспитании у детей познавательных интересов // Дошкольное воспитание. 1976. -№ 9 .- С. 38−42.
  97. И.Э., Совгир H.H. Детское экспериментирование. — М.: Педагогическое общество России, 2003. 80 с.
  98. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. -1980.-№ 5.-С. 6−11.
  99. С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — С. 2026.
  100. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981.-548 с.
  101. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность- М: Политиздат, 1977.-307 с.
  102. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций: Тексты. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гипенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984.-С. 162−171.
  103. А.Н. О путях исследования восприятия // Восприятие и деятельность / Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во МГУ, 1876. — С.3−27.
  104. М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. — 1982. — № 4.-С. 18−33.
  105. Н.Т. Развитие познавательной деятельности детей в природе как основа воспитания экологической культуры личности: Авто-реф. .канд. пед. наук. Чита, 2000. -22 с.
  106. Е.А. Создание развивающей среды как условие формирования познавательной активности дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Саратов, 2001. — 19 с.
  107. В.И. Знакомство со свойствами материалов // Дошкольное воспитание. 1965. — № 2. — С. 26−30.
  108. В.И. Формирование у детей дошкольного возраста (3−6 лет) знаний о материалах и их признаках (качествах и свойствах): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1865. 18 с.
  109. В., Матвеева А., Саморукова П. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1980. — № 10. -С. 23−38.
  110. В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. докт. пед. наук. Л., 1984. 39 е.
  111. В.И. Формирование познавательной деятельности в процессе системы знаний и умений у детей дошкольного возраста. М., 1987.
  112. В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников: Диссерт. докт. пед. наук. 1990.
  113. В.И., Троцко A.B. //Познавательная активность как педагогическая проблема // Советская педагогика. 1989. — № 11. — С. 25−31.
  114. A.A. Очерки психического развития ребенка. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1965. — 363 с.
  115. Г. Развитие познавательной деятельности // Дошкольное воспитание. 1975. -№ 4. — С. 7−12.
  116. .Ф. К проблеме деятельности в психологии //Психологический журнал, 1981, т.2. № 5, С., 3−22.
  117. А., Саморукова П. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. 1980. — № 10. — С.23 — 38.
  118. Л.М. Организация элементарной поисковой деятельности как средство формирования познавательной активности // Дошкольное воспитание. 1973.- № 4.
  119. Л.М. О развитии познавательных интересов детей // Дошкольное воспитание. 1973. — № 11. — С. 26−29.
  120. Л.М. Формирование познавательных интересов у старших дошкольников в процессе организации элементарной поисковой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1975. -17 с.
  121. A.M. Мышление, обучение, творчество. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2003. — 720 с.
  122. В.Г. Психологические основы формирования активности личности детей дошкольного возраста: Дис.. докт пед. наук. — Череповец, 1994.-30 с.
  123. В.Г. Психологические основы формирования активности личности детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1994.-32 с.
  124. H.A. Формирование готовности студентов к развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф.. канд. пед. наук. Тольятти, 2003. — 20 с.
  125. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. — № 4 — С. 5−17.
  126. A.M. Мышление. Обучение. Творчество. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003. — 720 с.
  127. H.A. Вопросы умственного развития ребенка. М.: Знание, 1970.-32 с.
  128. Методические советы к программе «Детство». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. — 304 с.
  129. B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1 985 272 с.
  130. B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. 180. -т.1. № 5. — С. 43−53.
  131. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Педагогика, 1992. Gr 160.
  132. Новоселова C. J1. Развивающая предметная среда. М., 1995. —67 с.
  133. Оветисян J1. Формирование логического мышления детей в процессе ознакомления с природой // Дошкольное воспитание.- 1982. № 7. -С. 22−25.
  134. Е.С. Формирование познавательного интереса и активности у детей младшего школьного возраста: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999.
  135. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. М.: АРКТИ, 2005. — 64 с.
  136. А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. — № 2. — С. 5- 19.
  137. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
  138. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1993. — 88 с.
  139. В.А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Нов. Шк., 1993.-107 с.
  140. А.Н. Особенности деятельности экспериментирования у дошкольников с новыми объектами разной сложности: Автореф. канд. псих. наук. М., 1989. — 24 с.
  141. А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Автореф. дис.. докт. псих. наук. М., 2001.-48 с.
  142. А.Н. Вариативность преобразования предмета дошкольниками как условие его познания // Вопросы психологии. 1986. — № 4. -С. 49−53.
  143. А.Н. Исследовательская активность ребенка // Детский сад от, А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. -2004. № 2. — С. 10−20.
  144. Н., Парамонова Л. Некоторые новые проблемы умственного воспитания // Дошкольное воспитание. 1985. -№ 2. — С. 52−58.
  145. H.H. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 1995. — 48 с.
  146. H.H. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. ф -272 с.
  147. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез. — 2005. — 280 е.
  148. М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении / Готовимся к аттестации. СПб: «Детство-Пресс», 2202. -С. 21−32.
  149. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. -М.: Просвещение, 1990.
  150. Ф 156. Программа обучения и воспитания в детском саду / Отв. ред.
  151. М.А. Васильева. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1987. — 192 с.
  152. Психология личности и деятельности дошкольника / Под. ред. A.B. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. — 295 с.
  153. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов /Под ред. A.B. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М.: Просвещение, 1964.-352 с.
  154. Психологические механизмы целеобразования /Под ред. ф O.K. Тихомирова. М.: Педагогика, 1977. — 259 с.
  155. Психологический словарь / Под общей ред. Ю. Л. Неймера. Ростов н/Д.:Феникс, 2003. — 640 с.
  156. Радуга: Программа воспитания и обучения детей от 3 до 7 лет. -М., 1989.
  157. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1999.
  158. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников /Под Ф ред. H.H. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М.: Педагогика, 1986.
  159. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. J1.A. Венгер. М.: Просвещение, 1986. — 224 с.
  160. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред. A.B. Запорожца. Я. З. Неверович. М.: Просвещение, 1965.
  161. СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-424 с.
  162. В.В., Гузман Р. Я. Психологическая характеристика способов организации совместной деятельности учащихся в процессе решения учебной задачи //Вопросы психологии. 1983. — № 5.
  163. В.В. Роль кооперации в развитии интеллекте детей //Вопросы психологии. 1980. — № 4.
  164. Е.И. Личностно-ориентированное взаимодействие как условие организации познавательной деятельности дошкольников /Современные подходы к формированию базиса личностной культуры дошкольников. М. — С. 60−62.
  165. Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Моск. Унта, 1988.-288 с.
  166. А. И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании // Детский сад от, А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. 2004. — № 2. — С. 22−56.
  167. А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М.: «Ось-89», 2006. 408 с.
  168. А.Э. Педагогические условия развития познавательной активности младших дошкольников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1997.- 16 с.
  169. В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной сферы индивидуальной деятельности // Вопросы психологии. 2000. -№ 2. — С. 42−52.
  170. В.И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте //Вопросы психологии. 1990. — № 3.
  171. Т.А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми: Автореф. дис.. канд. псих. наук. Новгород, 1999.-20 с.
  172. Сенсорное воспитание в детском саду: Метод, указания / Под ред. Н. П. Сакулиной, H.H. Поддьякова. — М.: Просвещение, 1969. 215 с.
  173. Современный словарь по педагогике /Сост. Е. С. Фанацевич. Мн.: Современное слово, 2001. — 928 с.
  174. Содержание и методика умственного воспитания дошкольников / Под ред. H.H. Поддьякова. М.: Педагогика, 1980. — 216 с.
  175. Е.О., Гуськова Т. В. Исследование общения дошкольников со сверстниками //Вопросы психологии. 1988. -№ 2. — С. 167 — 173.
  176. Е.В. Ребенок открывает мир: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1991. 207 с.
  177. Г. А. Психология деятельности. М.:. ПЭРСЭ, 2003. -176 с.
  178. Т.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 2001.
  179. Н. Ф. Развитие П.Я. Гальпериным деятельностного подхода в психологии // Вопросы психологии. 2002. — № 5. — С.42—49.
  180. ТельноваЖ.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения: Авореф. дис. .канд. пед. наук. Омск, 1997. — 15 с.
  181. Е.Р. Дидактическое общение как средство формирования познавательной активности младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед.наук. Челябинск, 1999. — 25 с.
  182. Т.А. Мотивационная детерминация познавательной деятельности личности:Автореф.докт. пед. наук, Новосибирск, 2000.- 46с.
  183. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Педагогика, 1969. — 304 с.
  184. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. P.A. Курбатовой, H.H. Поддьякова. -М.: Просвещение, 1984.
  185. Умственное воспитание дошкольников / Под ред. H.H. Поддьякова. М.: Педагогика, 1972. — 288 с.
  186. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. H.H. Поддьякова, Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
  187. Г. А. Дошкольная психология. 2-е изд. — М.: Изд. Центр «Академия», 1997. — 336. С.
  188. Упражнения с Монтессори- материалом / Под ред. Е. Хилгунен. -Рига Москва: ПЦ «Эксперимент», 1997. — 174 с.
  189. Г. А. Дошкольная психология. М.: Издательский Центр «Академия», 1997. — 336 с.
  190. Г. А. Условия развития рефлексии у шестилеток // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С.39−46.
  191. Г. А., Елизарова Н.В.О детской самостоятельности //Вопросы психологии. 1990. № 6. — С. 37−44.
  192. Г. А., Елизарова Н. В., Фрумина М. И., Чудинова Е. В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. — 1993. — № 2.
  193. В.И. Анализ философских понятий. М.: Наука, 1966 — 215 с.
  194. Г. Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии. 1991. — № 6. — С. 103−111.
  195. В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во Корпорация «Логос», 1994. — 320 с.
  196. В.Д. Психологический анализ деятельности как системы //Психологический журнал, 1980, т.1., № 3, С. 33−46.
  197. E.H., Котова Н. Б. Развитие личности в обучении. М.: Издательский Центр «академия», 1999. 288 с.
  198. Е., Голицын В. К вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание 1991. — № 1. — С. 56−58.
  199. Г. И. Активность познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  200. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. — М., 1971.-351 с.
  201. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов. M.: Педагогика, 1988.-203 с.
  202. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Книга для учителя. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  203. И.Б. Исследование активности в форме вопросов // Вопросы психологии. 1986. -№ 1.
  204. Формирование познавательной активности у дошкольников / Межвузовский сборник научных трудов. Ульяновск, 1985.
  205. Д.К. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет. М.: Учпедгиз, 1960. 328 с.
  206. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.
  207. ЯноушекЯ. Проблемы общения в условиях совместной деятельности //Вопросы психологии. 1982. -№ 6. — С. 57−65.
  208. Bottrill P. Reseash Note: Children Thinking and Learning through Design Activity at Age Six // Early Child Development and Care. 1996. — Vol. 121.-P. 147−163.
  209. Berfenstam R., Soderqvist I. The rights of children to a safe environment: Swedish laws a. regulations / By R. Berfenstam a. I. Soderqvist. — Stockholm: Nat. board for consumer policies: Nat. child environment council, 1992.-P.47.
  210. Bransford J.D., Stein S.B. The IDEAL problem solver. N-Y: W.H. Freeman C., 1994.
  211. Chapman S.S. Intjducing Youg Children to Real Problems of Today and Tomorrow //Eiffed Child Today (GCT). 1991. Vol. 14.-N 2 — P. 14−18.
  212. Learning Activies for Toddlearns // Texas Child Care. 1996. -Vol. 19.-N4.-P. 32−38.
  213. Mauroux D. Les mots environnemetaux et 1' enfant de 4 a 7 ans: lecture et ecriture // Revue francaise de pedagogite. 1995. — N 113. — P. 31−49.
  214. Miller K. Caring for the little Ones: Creative Activities for infants and Toddlers // Child Care infarmation Exchange. 1997. — N 113. — P. 35−37.
  215. Heymann H.W. Allgemeinbildung als Aufgabe der Schule und als Mass-Stab fuer Fachunterricht // Paedagogik. 1997. — Jg. 49, N1. — P. 42−45.
  216. Smith M.K. Childhood Education Jourmal. 1996. — Vol. 24. — N 2. -P. 77−82.
  217. Сравнительные результаты диагностики познавательной активности детей ЭГ (по критериям и показателям) в констатирующем экспериментеа алэгм! срдамо
  218. Устойчивость познавательного интереса:1 наличие познавательных вопросов-2 длительность сохранения интереса-3 проявление инициативности в поисковой деятельности-4 наличие стремления к самостоятельной поисковой деятельности
  219. Результаты диагностики детей ЭГ (по критериям) в констатирующем эксперименте
  220. Устойчивость познавательного интереса
  221. Сформированность эмоционально-волевой сферы
  222. Практическая подготовленность к поисковой деятельности с материалами предметного мира
  223. Результаты диагностики детей ЭГ (по критериям) в контрольном экспериментевысокий и средний? низкий
  224. Устойчивость познавательного интереса
  225. Сформированность эмоционально-волевой сферы
  226. Практическая подготовленность к поисковой деятельности с материалами предметного мира
Заполнить форму текущей работой