Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности
Современные темпы развития общества предъявляют все более высокие требования к человеку и объему его деятельности, вопрос резкого и значительного повышения физического и духовного потенциала становится первостепенным. В системе общекультурных ценностей высокий уровень здоровья человека во многом определяет возможность освоения им всех остальных ценностей, и в этом смысле является основой, без… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы формирования культуры здорового образа жизни в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности
- 1. 1. Культура здорового образа жизни и проблемы ее формирования
- 1. 2. Педагогический анализ программного обеспечения физкультурно-оздоровительной деятельности учреждений системы дополнительного образования
- 1. 3. Средства и формы физкультурно-оздоровительной деятельности по формированию культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования
- Выводы по главе 1
Глава 2. Организационно-содержательные основы деятельности учреждения дополнительного образования по использованию физкультурно-оздоровительной деятельности в целях формирования культуры здорового образа жизни
2.1. Организационные основы опытно-экспериментальной работы по формированию культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования средствами физкультурно-оздоровительной деятельности
2.2 Содержательные основы реализации образовательной программы «Атлетическая гимнастика» в условиях учреждения дополнительного образования
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы
Список литературы
- Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа—вуз»: Автореф. докт. дис. — Барнаул, 2000. — 48с.
- Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.-200с.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.- М., 1985. 180с.
- Айзман Р.И. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. — Новосибирск: НГПУ, 1996 19с.
- Айзман Р.И. Психологическая и медицинская валеология цели и задачи // Научно-практический журнал «Валеология», 1997. — С.2−23.
- Акилов М.В. «Индивидуальный стиль здорового образа жизни цель обучения в системе физкультурного образования» // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2000.- № 2.-С.10−11.
- Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы Первой всероссийской конференции. М.: АПКиПРО, 1997.- 192с.
- Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. Ставрополь: СГУ, 1998.- 70с.
- Амосов Н.А. Раздумья о здоровье.- Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987 г. 90с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. — 156с.
- Андреев Ю.А. Три кита здоровья. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 335с.
- Андреева Г. М. Социальная психология.- М., 1980. 286с.
- Артемов В.А. Образ жизни и здоровье сельского населения // Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни.-М., 1996.- 72с.
- Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 1997. — № 9. — С.5−7.
- Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр. пед. труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М., 1989. — 420с.
- Байер К., Шейнбург JI. Здоровый образ жизни. М.: Физкультура и спорт, 1991.- 100с.
- Баллингер Э. Учебная гимнастика: Двигательные упражнения для успешной учебы в школе. М.: Просвещение, 1996. — 136с.
- Балондин В.И. Физиологические принципы разработки режимов труда и отдыха. Д.: Наука, 1984.- 215с.
- Баль JI. В. От восьми до семнадцати, или Что думают о здоровье дети. М., 2000. 70с.
- Баль JI.B., Ветрова В. В. Букварь здоровья. М., 2000.-100с.
- Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры.- 1990.- № 1.-С. 10−12.
- Баранов В.М. В мире оздоровительной физической культуры. — Киев: Здоровья, 1991.-90с.
- Белов Р.А. Организация работы по физической культуре и спорту по месту жительства: Учеб. пособие для факультетов физ. воспитания пед. институтов. Киев: Вища шк., 1987. — 237 с.
- Белякова Н.Т. Фигура, грация, осанка. М.: Просвещение, 1978.- 65с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем.- Воронеж, 1977. -96с.
- Богданов Г. П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и туризм в клубной, кружковой работе с молодежью и взрослыми:
- Методическое пособие.- М.: ВНМЦ и КПР Министерства культуры СССР, 1990.- 108с.
- Богданов Г. П. Школьникам здоровый образ жизни (внеурочные занятия с учащимися по физической культуре). — М.: Физкультура и спорт, 1989.- 160 с.
- Боген М.М. Обучение двигательным действиям.- М.: Физкультура и спорт, 1985.- 193с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — С. 77−84.
- Бодибилдинг. Баланс красоты и здоровья. М.: Фанр — Пресс, 2002.-300с.
- Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 200с.
- Бондин В.И. «Концептуальные основы валеологического образования» // Научно-практический журнал «Валеология», 1997. — 31. С.7−8.
- Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье. — 2-е изд., доп., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1990. 206 с.
- Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников. М.: Просвещение, 1992.- 65с.
- Бубэ X., Фек Г., Штюблер X., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. -М.: Физкультура и спорт, 1968. 216 с.
- Буц JI.M. Для вас девочки! М.: Физкультура и спорт, 1975.- 120с.
- Быковская И.М. «Быть телом» — «иметь тело» — «творить тело» три уровня бытия «HOMO SOMATIS» и проблемы физической культуры // Теория и практика физической культуры.-1993.- № 7.-С. 2−5.
- Быковская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. Общество социологов РАН. — М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993.- 80с.
- В основе — атлетическая гимнастика // Физическая культура в школе. — 1996.-№ 6.-С.6−7.
- Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников.— М.: Просвещение, 1991, 64с.
- Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Я. С. Вайнбаум, В. И. Коваль, Т. А. Родионова. М.: Издат. центр «Академия», 2002 г. — 155с.
- Васильков Г. А. Парные гимнастические упражнения. — М: Физкультура и спорт, 1972.- 85с.
- Венедиктов Д.Д., Чекнев Б. М. Философские и системные аспекты индивидуального и общественного здоровья // Здоровье системное качество человека. — М.: Медицина, 2000, — 300с.
- Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. -М.: Физкультура и спорт, 1985. — 125с.
- Виленский М.Я. Здоровый образ жизни учащийся молодежи как условие культурной жизнедеятельности. // Физическая культура основа здорового образа жизни. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 1995 г. — Часть 2. — 75с.
- Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. -1994.- № 9. С.8−12.
- Виленский М.Я., Соловьев Г. М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности. II Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2001.- № 3.- С.2−7.
- Виноградов П.А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. М., 1996. — 94с.
- Внешкольные учреждения. Пособие для работников внешкольных учреждений. / Под ред. JI.K. Балясной, Л. И. Филатова, B.C. Муратова. М.: Просвещение, 1978.-256с.
- Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов. / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. М.: Просвещение, 1990.-319с.
- Войцехович В.Э. Духовные основы здоровья // Мир психологии. — 2000. № 4. — С.233−242.
- Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. — 77с.
- Выдрин В.М. Перестройка в области физической культуры (Проблемы и пути) //Теория и практика физической культуры, 1987. № 8.-С. 22−25.
- Гендин A.M., Майер Р. А., Сергеев М. И. Состояние и факторы развития физической культуры и здорового образа жизни школьников. — Новосибирск, 1989.- 130с.
- Гигиена подростков и детей: Учебник. / Под ред. Г. Н. Сердюковской.-М.: Медицина, 1989.- 320с.
- Глухов В.И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни. Киев: Здоровья, 1989. — 210с.
- Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. — М.: Физкультура и спорт, 1980. 156с.
- Годик М.А., Барамидзе A.M., Киселева Т. Г. Стретчинг: подвижность, гибкость, элегантность. М.: Советский спорт, 1991.- 96с.
- Головина A. JL, Кокова Е. И., Копылов Ю. Л. Структура мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 1996.- № 3.- С. 13−15.
- Головина JI. JL, Копылов Ю. А. Средоориентированная физкультурно-оздоровительная деятельность учащихся младшего школьного возраста.// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 2001.-№ 4.- С.45−47.
- Гришин В.В., Лушин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. -М., 1990.- 64с.
- Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников.— Минск: Народная асвета, 1978.- 88 с.
- Гужаловский А.А. Физическая культура в режиме для учащихся. -Минск: Народная асвета, 1976.- 90с.
- Гуревич И. А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: Практическое пособие.- Минск. Высшая школа, 1986.-300с.
- Гуров В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей Москва Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. — 228с.
- Гуров В.Н., Озер В. П., Щербаков Г. Г. и др. Лицей выбирает здоровье (на материалах опытно-экспериментальной работы лицея № 10 г. Ставрополя). Ставрополь: СКИПКРО, 2000. — 156с.
- Детские праздники в школе, в оздоровительном лагере, дома. Подсказки организаторам детского досуга. / Сост. Л. Г. Нешерет. М., 2000.- 120с.
- Дичев Тодор и др. «Здоровье человека XXI века». М.: «ФЕРРИ-В», 2001.- 185с.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М.: Просещение, 1987. С. 173−178.
- Донской Д.Д. Развитие идеи П.Ф. Лесгафта о физическом упражнении как двигательном действии. Сб.: Физ. культ, и спорт, здоровье нации, СПб., 1996.- 132с.
- Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 256с.
- Дополнительное образование детей в Российской Федерации: Сб. нормативно-правовых документов. М., 1995.- 160с.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики / НИИ Общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1991.-230с.
- Душанин С.А., Пирогова Е. А., Иващенко Л. Я. Самоконтроль физического состояния. Киев: Здоров’я, 1980. — 70с.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989. -190с.
- Егоров Д. Жирная двойка эквивалентна сердечному приступу // Учительская газета. -2003. № 11−12.-С.11−13.
- Ешин М.Б. Культура в системе общества // Культура в общественной системе социализма. — М.: Наука, 1984.- 243с.
- Жолдак В.И., Коротаева Н. В. Социология физической культуры и спорта. М., 1994.-150с.
- Жужиков В. 650 гимнастических упражнений. М.: Физическая культура и спорт, 1970.- 85с.
- Жутикова Н.В. учителю о практике психологической помощи: книга для учителя.- М., 1988.- с.136−158
- Зайцев Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья. СПб, 1994.-78 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992.
- Захаров Е.Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки М.: Лептос, 1994. — 368с.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192с.
- Здоровый город — здоровые дети! / Материалы региональной научно-практической конференции.- Выпуск 1.- Ставрополь: СГУ, 1999 г. -250с.
- Здоровый город — здоровые дети! / Материалы региональной научно-практической конференции.- Выпуск 2.- Ставрополь: СГУ, 1999 г. — 200с.
- Здоровый ребенок в здоровом социуме. — М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. — 320 с.
- Здоровье детей, обучающихся в школе нового типа // Гигиена и санитария. -2000, — № 1.- С.12−13.
- Здоровье и болезнь как состояние человека: Сборник статей.- Ставрополь: СГМА, 2000 г. С. 15−17.
- Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края. / Под ред. Г. М. Соловьева. Ставрополь: Сервисшко-ла, 2003.-496с.
- Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. М.: Советский спорт, 1990. -100с.
- Иванова В.Б. О совершенствовании системы дополнительного образования // Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. 2000. — № 5. — С. 17−25.
- Иванова О.А. Формула красоты. М.: Советский спорт, 1990. — 95с.
- Игропулько B.C. Основы образовательных технологий. Ставрополь, Институт развития образования, 1996. — 226с.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). -М., 1984.-230с.
- Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987.—287с.
- Ильин Е.П. От культуры физической к культуре здоровья. // Теория и практика физической культуры. — 1994. — № 7.- С.10−11.
- Искусство быть здоровым. / Авт. сос. A.M. Чайкойский, С. Б. Шенкман. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 125с.
- История педагогики и образования: Учеб. пособие для пед.уч.зав. /Под ред. А. Н. Пискунова. 2-е изд. — М.: Сфера, 2001. — 512 с.
- Кабаева В.М. Организация психолого-педагогического исследования осознанного отношения подростков к собственному здоровью: методические рекомендации для педагогов-психологов. М.: АПКиПРО, 2002.-56с.
- Кабанов С.А., Исаев А. П., Мишаров Н. З. Информационные педагогические технологии в системе физкультурного образования и спорта Челябинск: ООО ИПП «Фотохудожник», 2001. — 252с.
- Каганов JI.C. Развиваем выносливость. М. Знание, 1990. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт», № 5).
- Казин Э.М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. «Основы индивидуального здоровья человека»: Введение в общую и прикладную валеологию.-М., 2000. 120с.
- Карпушко Н.А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре: Учеб. Пособие для студентов, аспирантов и слушателей ФПК. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 160с.
- Кечиев Л.Н., Поволяева М. Н., Кленова Н. В., Буйлова Л. Н. Новые информационные технологии в учреждениях дополнительного образования детей (по материалам КНИК). М.: ЦРСДОД, 2002. — 64с. (Серия: «Библиотечка для педагогов, родителей и детей).
- Киколов А.И. «Обучение и здоровье»: Методическое пособие. М., 1998.-80с.
- Кинелев В.Г., Миронов В. В. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. М.: Гуман. изд. центр «Владос», 1998. — 520с.
- Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. Оренбург, 1993.-200с.
- Ковальчук И.Н. Развитие физической культуры и спорта в дополнительном образовании детей (концепция и опыт работы). М.: ГОУ ЦРСДОД, 2002. — 64 с.
- Козин Э.М., Панина Т. С. Психолого-валеологические подходы к здоровью и развитию личности в системе образования // Научно-практический журнал «Валеология», 1997. № 1. — С.3−5.
- Козлов В.И. Береги здоровье смолоду. М.: Физкультура и спорт, 1987.-87с.
- Колбанов В.В. Валеология: основные понятия. Спб.: Деан, 1998. — 229с.
- Комков А.Г. Научно-методические проблемы формирования физической активности школьников (социально-педагогический аспект) // В сб.: Двигательная активность, оценка физического состояния детей и молодежи. НИИФК, 1996, — С.12−14.
- Комков А.Г. Совершенствование программ по физическому образованию на основе анализа стиля жизни школьников //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996. № 3.- С.5−6.
- Комков А.Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников.// Теория и практика физической культуры, 1999. № 2. — С. 2−7.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Внешкольник, 2002.- № 6.- вкладыш
- Копаев В.В. Здоровье и работоспособность человека. — М.: Знание, 1986.- 120с.
- Крапивина Е.А. Физические упражнения Йогов. М.: Знание, 1991. -(Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт», № 3).
- Косилина Н.И., Сидоров С. П., Гимнастика в режиме рабочего дня. — М.: Знание, 1988.- (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт», № 3).
- Косицкий Г. И., Дьяконова И. Н. Резервы нашего организма: Книга для учащихся. М., 1993.-60с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования.- Самара, 1994.-86с.
- Кротков Ф.Г., Быховский А. В. Условия жизни и здоровье. М.: «Знание», 1967.-61с.
- Куколевский Г. М. Врачебный контроль за спортсменами.- М.: Физкультура и спорт, 1975.- 120с.
- Курдюков Б. Ф. Научно-педагогические аспекты совершенствования процесса обучения в общеобразовательных учебных заведениях нового типа средствами физической культуры. Канд. дис., Краснодар, 1994.-214с.
- Курпан Ю.И. Требования времени. Здоровый образ жизни // Физическая культура в школе.—1994.— № 5.— С. 61−63.
- Курысь В.Н. Основы познания физического упражнения: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. — 130с.
- Курысь В.Н., Грудницкая Н. Н. Ритмическая гимнастика в школе / Под ред. В. Н. Курыся: Учебное пособие.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.-204с.
- Кучма В.Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. «Руководство по гигиене и охране здоровья школьников» М., 2000. — 135с.
- Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся: Пособие. Минск: Университетское, 1998.-105с.
- Лисицин Ю.П. Слова о здоровье. М.: Сов. Россия, 1986.- 189с.
- Лобзин В. С, Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Л.: Медицина, 1986.- 165с.
- Логинова Л.Г. Технология и технологический подход в образовании. Проблемно-информационный материал. // Внешкольник. 1998. — № 9. -С.27−31.
- Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроке физической культуры в 1—10 классах.— Минск: Народная асвета, 1980.— 128 с.
- Лоранский Д.Н., Лукьянов B.C. Азбука здоровья: Книга для молодежи. М., 1990.- 60с.
- Лубышева Л.И. Концепции формирования физической культуры человека. М.: ГЦИФК, 1992 г. — 122с.
- Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры.-1997. № 6. — С.10−13.
- Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 240с.
- Лубыщева Л.И., Косихин В. П. Кадровая политика развития инновационных процессов в физкультурном воспитании // Теория и практика физ. культуры.- 1997.-№ 6.- С. 10−15.
- Лях В. И. Координационные способности школьников.— Минск: Полымя, 1989.—160с.
- Лях В. И. Научно методическое обеспечение физического воспитания учащихся состояние и перспективы //Физическая культура в школе, 1989. № 11.-С.12−14.
- Лях В.И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б., Копылов Ю. А. Передовой педагогический опыт в физическом воспитании школьников: Научный анализ, проблемы, находки.— М., 1992.—95с.
- Лях В.И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков. М., 1992.-185с.
- Лях В.Н., Мейксон Г. Б. Программа физического воспитания учащихся с направленным развитием двигательных способностей.- М.: Просвещение, 1993.- 78с.
- Макатун М.В., Мазуренко С. А. Атлетическая гимнастика для женщин. — М.: Знание, 1990. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт», № 4).
- Малая советская энциклопедия. 3-е издание. М., 1958.-Т.1.-С. 152
- Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учебное пособие для студентов высших пед. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001 г. 320с.
- Маркуша А.Г. Книга для сыновей и пап. М., 1990,-135с.
- Матрос Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья. — Новосибирск: Изд-во РАМН, 1992.- 180с.
- Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М., 1985. -250с.
- Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002−2005 годы (приложение № 2 к Приказу Минобразования России от 25.01.2002 № 193) // Воспитание школьников, 2002. № 5. — С.2−9.
- Междисциплинарная программа «Здоровье» для средних образовательных учреждений // Вестник образования России, 2001. № 12, июнь.
- Место жительства место воспитания: Методические рекомендации./ В. Н. Гуров. — Уфа: БГПИ, 1989. — 32 с.
- Методика физического воспитания учащихся 1−4 классов: Пособие для учителя / Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев, Т. Ю. Торочкова и др. — М.: Просвещение, 1997.- 80с.
- Методика физического воспитания школьников / Под ред. Г. Б. Мейксо-на, Л. Е. Любомирского.- М.: Просвещение, 1989.- 140 с.
- Методики психодиагностики в спорте / Марищук В. Л., Блудов Ю. М, Плахтиенко В. А., Серова Л. К. м., 1984.- 191с.
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 № 30−15−433/16) // Внешкольник, 2002.- № 9.- вкладыш
- Методические рекомендации по разделу «Воспитание. Здоровый образ жизни» курса «Педагогика» /Сост. В. П. Щербина. Гродно: ГрГУ, 2001. -59с.
- Мильнер Е.Г. Формула жизни: Медико-биологические основы оздоровительной физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. -112с.
- Минаев Б. Н., Шиян Б. М. Основы методики физического воспитания школьников: Учеб. пособие для студентов пед. спец. высших учебных заведений. М.: Просвещение, 1989.- 222 с.
- Минбулатов В.М. Физическая культура в школе. Очерки дидактических основ.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1993.- 160с.
- Мир детства: Подросток / Под. Ред. А.Г. Хрипковой- Отв. Ред. Г. Н. Филонов. — М.: Педагогика, 1982. 432с.
- Молчанов С.В. Триединство физической культуры: Историко-теоретический анализ соц.-пед. системы.- Минск: Полымя, 1991.- 140с.
- Мудрик А. В Общение как фактор воспитания школьника. М.: Педагогика, 1984.-155с.
- Мюллер И.П. Моя система для детей. М.: СП «Интерграф Сервис», 1998.- 203с.
- Найн А.А. Проблема здоровья участников образовательного процесса. // Педагогика. 1998. — № 6. — С.53−57.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.- Кн. З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640с.
- Никитюк Б.А., Гладышева А. А. Анатомия и спортивная морфология (практикум): Учебное пособие для институтов физ. культ. — М.: Физкультура и спорт, 1989.- 140с.
- Никифоров Ю.Б. Аутотренинг + физкультура.- М.: Советский спорт, 1989.- 112с.
- Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физической деятельности // Теория и практика физической культуры, 1997. -№ 6. С.2−3.
- Николаев Ю.М. Физическая культура: человеческое измерение // Теория и практика физической культуры. — 1999. № 7. — С.2−7.
- О проекте федерального закона Российской Федерации «Государственный образовательный стандарт основного общего образования» //Вестник образования. 1997.- № 4. — С. 24−46.
- Образование в Ставропольском крае. Ставрополь: ККГС, 2000 г.- 67с.
- Образование и здоровье. Краевая целевая комплексная программа «Здо-ровьесберегающие педагогические технологии в образовании детей на 2001−2004 годы». — Ставрополь, 2001. 39с.
- Опыт воспитательных систем Ставропольского края // Учительская газета. № 45.-16 ноября 1993 г.- С.3−16, 58−73.
- Организация и управление физкультурным движением: Учебник. — М.: Просвещение, 1981.-200с.
- Орешкин Ю.А. К здоровью через физическую культуру. М.: Медицина, 1990.-78с.
- Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (национальный план действий в интересах детей) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995.- № 38.
- Основы воспитательной системы: Профессионально-деятельностный практикум.- 2-е изд.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.-80с.
- Остапенко JI.A., Шубов В. М. Атлетическая гимнастика. М.: Знание, 1986.- (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт», № 4).
- Панкратов Б.П. Спортивно-массовая работа среди подростков по месту жительства. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1991. — 86с.
- Педагогика здоровья.— М.: Педагогика, 1990.— 97с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластен ин, И. Ф. Исаев и др. — М.: Школа-Пресс, 1998.-512с.
- Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. / Под ред. Т. Н. Шамовой, П. И. Третьякова. М., 1994. — 200с.
- Переверзин И.И. Школьный спорт в России: Мини-энциклопедия.- М.: РГАФК, 1994.- 255с.
- Петров В.К. Богатырские забавы. М.: Знание, 1992. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт», № 4).
- Петров В.К. Грация и сила. М.: Советский спорт, 1989.- 67с.
- Петряевская Л.Г. Образование родителей и школа.- М., 1999, — 65с.
- Пирогова Е.А. Совершенствование физического состояния человека. — Киев: Здоров’я, 1989.- 190с.
- Пирогова Е.А., Иващенко Л. Я., Страпко Н. Н. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. Киев: Здоров’я, 1986.-85с.
- Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. Киев: Ви-ща школа, 1984.- 100с.
- Плехов В.Н. Возьми в спутники силу. М.: Физкультура и спорт, 1988.-70с.
- Положение детей в Ставропольском крае 2002: Ежегодный доклад 2002 год / Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края. Ставрополь: СКИПКРО, 2003.- 80с.
- Поляевский А.С., Гук Е.П. Физкультура и закаливание в семье. М.: Медицина, 1984, — 72с.
- Пономарев Н. И. Социальные функции физической культуры и спорта. -Л., 1974.-125с.
- Пономарев Н.И. Некоторые проблемы функционирования и развития теории физической культуры // Теория и практика физической культуры 1996.- № 5.- с. 55−58.
- Практикум по психофизиологической диагностике: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-128с.
- Преображенский B.C. Рецепты молодости от доктора. М.: Физкультура и спорт, 1998. — 105с.
- Приказ Минобразования России «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 16 июля 2002 г. № 2715/227/166/19 //Вестник образования России, 2002. № 18. — с.39−44.
- Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Сборник научных трудов по материалам Межрегиональной научно-практической конференции. Ставрополь: СГУ, 2002.-210с.
- Прутченко А. Я и жизнь (методические разработки социально-психологического практикума) // Воспитание школьников.- 2001. № 3.- С.24−29.
- Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В. Дубровиной.-5-е изд.- Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 128с.-(Руководство практического псхолога).
- Психологические тесты. / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. Т.2. — 248с.
- Психология совместного труда детей: Книга для воспитателя детского сада, учителя / Я. Л. Коломинский и др.- Под общ. ред. Я.Л. Коломин-ского. — Минск: Народная асвета, 1987. 93с.
- Психофизические основы профилактики перенапряжения. / Мойкин Ю. В., Киколов А. И., Тхоревский В. И., Милков Л. Е. М.: Медицина, 1987.-172с.
- Развитие, социализация и воспитание личности // Материалы научно-практической конференции.- Выпуск 3. Ставрополь, 1993.- С.3−16, 5873.
- Разумовский Е.А. Как стать сильным и выносливым. М.: Знание, 1984.- (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт», № 3).
- Ребенок школьного возраста: Универсальное энциклопедическое издание для родителей. Минск: Б АД! 11 LP, 1994. — 357с.
- Реброва Г. А. Организация физкультурно-массовой и спортивной работы по месту жительства. — Л.: Знание, 1989. 122с.
- Решетников Г. С. Ваши мышцы. М.: Физкультура и спорт, 1977.- 86с.
- Россия на грани катастрофы!// Учительская газета.- 2003.-№ 11−12, 18 марта — С. 11.
- Ротенбург Р. Расти здоровым: детская энциклопедия здоровья. — М.: Физкультура и спорт, 1996. 592 с.
- Савченко Ю.И., Венгер Т. Ф. Здоровый ребенок. Физиологические параметры детского возраста.- Красноярск, 1998.- 160с.
- Свешников Ф.М. Золотой ледоруб: Пять путешествий за облака: Кн. для учащихся ср. и ст. классов. (Спорт в твоей жизни). — М.: Просвещение, 1993.- 158с.
- Селевко Г. К., Журавлев В. Технология саморазвития личности школьника. // Воспитание школьников.- 2002.-№ 5.-С. 19−20.
- Сила плюс грация: Атлетическая гимнастика для всех: Фотоальбом /Авт.-сост. М. Б. Акопянц, Б. А. Подливаев. М.: Физкультура и спорт, 1990.- 159с.
- Синяков А.Ф. Гимнастика дыхания. — Мю: Знание, 1991.- (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт», № 1).
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПКиПРО, 2002. — 121с.
- Смолевский В. М., Ивлиев Б. К. Нетрадиционные виды гимнастики.— (Б-ка учителя физ. культуры).— М.: Просвещение, 1992.—80 с. 224. «Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской Федерации». М.: Подкова, 2000.- 200с.
- Сокольников Ю.П. Системный подход в воспитании. М., 1988. — 192с.
- Соловьев Г. М. Здоровый образ жизни: научно-теоретические и методические основы: Учебное пособие. Часть 1.-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.- 180 с.
- Соловьев Г. М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физической культуры. Ч 2.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.-182с.
- Сонькин В.Д., Зайцева В. В. Валеологический мониторинг детей и подростков // Теория и практика физ. культуры.- 1998.- № 7.- С. 10−12.
- Сонькин В.Д., Зайцева В. В. Проблемы тестирования в оздоровительной физической культуре.// Теория и практика физической культуры.-1993.-№ 8.- С.7−13.
- Ставицкая А.Б., Арон О. И. методика исследования физического развития детей и подростков. М., 1959.- 185с.
- Станкин М. И. Психолого-педагогические основы физического воспитания: Пособие для учителя.— М.: Просвещение, 1987.—224с.
- Столяров В.И., Быковская И. М., Лубышева Л. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физ. культуры.- 1998.- № 5.- С.11−15.
- Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М.: Медицина, 1991.-270 с.
- Татарникова Л.Г. Валеология — основа безопасности жизни ребенка. — СПб.: Петрос, 1997. 240 с.
- Тель Л.З. Валеология: Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3 т. -М.: ООО «Издательство ACT" — «Астрель», 2001.- Т 1. 432с.
- Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов факультета физической культуры / Ашмарин Б. А., Виноградов Ю. А., Вят-кина З.Н. -М.: Просвещение, 1990.- 287с.
- Теория и методики гимнастики.//Учебник для факультетов физического воспитания пед. институтов.- М.: Просвещение, 1971.- 72с.
- Технологическая модель реализации оздоровительных программ: Методическое пособие. Ставрополь, СГУ, 1996 г.-120с.
- Типология образовательных учреждений // Вестник образования, 1997.-№ 6.- С.21−22.
- Трещалин Б.И. Формируя навыки самостоятельности // Физкультура в школе, 1993. -№ 3.- С. 20−21.
- Трещева O.JI. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов // Здоровье и образование: Материалы Международного конгресса валеологов. СПб, 1999.- С.176−177.
- Трещева O.JI. Системная организация валеологического образования школьников. // Теория и практика физ. культуры.- 1997.- № 8. С.8−11.
- Трещева O.JI., Асташина Н. П., Семина А. Б. и др. Валеологическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие. Омск, 1999.- 100 с.
- Трещева. O.JI. Программно-методические основы обучения здоровому образу жизни учащихся общеобразовательных школ. // Теория и практика физической культуры.- 2000.- № 1. -С. 29−34.
- Укрепление здоровья в школе: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 4−6 апреля 2000 г.). М., 2000.- 90с.
- Фетисов В.А. Физическое воспитание есть оздоровление нации // Внешкольник.- 2002.- № 8.- С. 6−7.
- Физическая культура в расписании пятидневки. //Физическая культура в школе. 1995. — № 1−2. — С. 20−21.
- Физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Ереван, май 1984 / Под общ. ред. Л. П. Матвеева и др. — М.: ГЦОЛИФК, 1985.
- Физическое воспитание учащихся 8−9 классов. Пособие для учителя / Лях В. Н., Майксон Г. Б., Копылов Ю. А. и др. М.: Просвещение, 1998.-141с.
- Физическое воспитание учащихся V—VII классов. / Под ред. В. И. Ляха, Т. Б. Мейксона.- М.: Просвещение, 1997.—192с.
- Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства населения. / Под общей ред. Е. Я. Безносикова. — Минск: Полымя, 1988.- 61с.
- Фомин Н.А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. -М.: Физкультура и спорт, 1991
- Формирование здорового образа жизни воспитанников детского дома. / Под общей ред. Т. Г. Олешкевич. Ставрополь: Сервисшкола, 2003. — 344с.
- Формирование здорового образа жизни молодежи (медико-социальные аспекты). / А. В. Мартыненко, Ю. В. Валентик, В. А. Полесский и др. М., 1988.- 85с.
- Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5−9 кл.: Учебно-методическое пособие / Под. ред. Л. В. Баль, С. В. Барканова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 192 с. — (Здоровьесберегающая педагогика).
- Формирование познания в нетрадиционных видах гимнастики: Методические рекомендации для учителей физической культуры школ, СПТУ/ В. М. Смолевски, Б. К. Ивлиев, Г. А. Колодницкий.- М., 1990.- 77с.
- Фохтин В.Г. Атлетическая гимнастика без отягощений: Учеб.пособие. — М.: Терра-спорт, 1999. 80 с.
- Фридман JI.M., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.- М., 1988.- с.146−192.
- Харитонов В.И. Физическое развитие — основа здоровьесберегающей среды учащихся. Монография. Челябинск: «Дом Обухова», 2000. 188с.
- Хмелевский Ю.В. Здоровьеведение. М.: Советский спорт, 2000.- 250с.
- Хрущев С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников.- М.: Медицина, 1980.—С. 162—182.
- Царик А.В. О культуре физической и духовной. М.: Знание, 1989.-(Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт», № 1).
- Шварценеггер А., Доббинс Б. Энциклопедия бодибилдинга. Т.1 / Пер. с англ. М.: Физкультура и спорт, 1993.- 160с.
- Шлозберг С., Непорет JI. Фитнес для «чайников»: Пер. с англ. — СПб: ИД «Вильяме», 1999. 272с.
- Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. М., 1994.- 66с.
- Шолих М. Круговая тренировка. / Пер. с нем. М.: Физкультура и спорт, 1996.-85с.
- Шубов В.М. Красота силы. М.: Советский спорт, 1990. — 82с.
- Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1989.- 136с.
- Энциклопедия здоровья. / Под. Ред. В. И. Покровского. М.: ИПО «Автор», 1992, Т 1 .- 761 е., Т 2.- 768с.
- Haywood К.М. The role of physical education in the development of active lifestiles //Research Quarterly for Exercise and Sport. — 1991. '5.
- Health Behavior in School-Aged Children: A WHO Cross-National Survey. Research protocol for the 1993−94 Study. Copenhagen, Denmark, 1993.
- Pate R. School physical education //J. of School Health. 1995. — *8
- The Health of Youth. A Cross-National Survey. WHO Regional Publication, European Series No.69, Printed in Canada, 1996.