Формирование профильной информационной культуры учащихся на старшей ступени общего образования
Выделены и рассмотрены функциональные компоненты профильной информационной культуры старшеклассников: мотивационно-профильныйопределяет внутреннее побуждение личности к информационной активности в профильно ориентированной деятельностиинтеллектуально-познавательный — необходимый минимум знаний, которым должен оперировать человек для его адаптации в современном информационном обществе…
ДиссертацияФормирование готовности студентов вузов искусств и культуры к художественно-педагогической деятельности
Развитие современного образования создает все больше предпосылок для постепенного изменения традиционных функций педагогической деятельности. Эти функции все чаще связывают со стимулированием творческой активности учеников, с поддержкой их стремления осознать смысл своего существования, с формированием их эмоционально-ценностного отношения к миру, к себе, к другому человеку. Изменение функций…
ДиссертацияФормирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технического вуза в процессе внеаудиторной самостоятельной работы
Не менее важен и факт распространения в ряде западных стран «Европейского языкового портфеля», документа, который подтверждает уровень владения иностранным языком и играет важную роль при поступлении на работу. Необходимо также отметить, что Совет Европы выдвигает требование о знании гражданами стран-участниц (в число которых входит и Россия) не менее четырех языков. Но здесь перед…
ДиссертацияФормирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник
Педагогические проблемы формирования выразительного образа в детском рисунке изучали исследователи детского изобразительного творчества А. А Дмитриева, С. В. Иванникова, В А. Инже стойкова, Р. Г. Казакова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Л. В. Компанцева, Н. П. Сакулина, Е. АФлерина и др., которые в своих работах раскрыли особенности создания детьми образа в различных видах изобразительной…
ДиссертацияАртпедагогика как гуманистическая система образования учащихся в области физической культуры
Структурные элементы синтезируются из различных положений разделов науки, соответствующей целенаправленности и предназначенности системы. Интегративное взаимодействие структурных элементов формирует системный информационный комплекс, обладающий качествами, не свойственными каждому отдельно взятому структурному элементу. В итоге информативный системный комплекс позволяет решать изучаемую проблему…
ДиссертацияДеятельность ученического самоуправления по воспитанию у старших подростков бережного отношения к социалистической собственности
Исследование проводилось в несколько этапов: на первом этапе /1975;1980/ проводилась практическая опытная работа автора по теме исследования в качестве директора Качковской средней школы Винницкой области. Разрабатывались условия наиболее эффективного внедрения в практику воспитательной работы ученического самоуправления, определялись содержание и формы его деятельностина втором этапе /сентябрь…
ДиссертацияФормирование языковой компетенции китайских студентов при изучении русского языка
Л. Д. Булыгина связывает перспективы повышения эффективности обучения китайских учащихся с разработкой специальной методики, основанной «на учете национально-психологических особенностей учащихся, а также прогнозировании явлений и интерференции родного и изучаемого языков», с использованием формой методов обучения, по возможности приближенных «к привычной стратегии учащихся, которые1 в этом случае…
ДиссертацияДеятельность вуза по созданию культурно-информационной среды подготовки специалистов в условиях сельской местности
Спектр исследований среды достаточно широк. Работы В. П. Лебедева, В. И. Панова, В. В. Рубцова, В. А. Орлова, В. А. Левина, C.JI. Братченко, С. Д. Деряб и др. положили начало понятийному анализу среды как феномена взаимодействия субъект-порождающей практики и соразвития. С. И. Сергеев рассматривает средо-ориентированное обучение как психолого-педагогическую концепцию, использующую в качестве…
ДиссертацияЭтнокультурное образование как фактор формирования основ национального менталитета у школьников
Гипотеза исследования: этнокультурное образование будет эффективным фактором формирования у современных школьников основ национального менталитета, если: содержание этнокультурного образования будет представлять собой совокупность предметного, внепредметного и надпредметного компонентов, обеспечивающих развитие интеллектуальной, экзистенциальной и мотивационной сфер личности, будет базироваться…
ДиссертацияЭтнокультурные традиции русского народа в формировании нравственно ориентированной личности школьников 5-9 классов
Результаты исследования показали, что большинство педагогов на первый план выдвигают задачи формированиянравственных личностных качеств (24%), отношения к человеку (19%), к обществу (16%). В меньшей степени педагоги осознают задачу формирования ценностной ориентации личности на основе традиционных ценностей (12%), а также формирования нравственного поведения (11%) и убеждений (9…
ДиссертацияЭвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности (в обучении естественным предметам)
Если на проблемных уроках, которые широко применяются в настоящее время, предполагается, что в решения учебной проблемы принимают участие все учащиеся класса, а на самом деле активно участвуют лишь отдельные из них, т. е. исследовательская активность учащихся имеет вероятностный характер, то в условиях ЭПУИД исследовательская активность является достоверным фантом. Так как г, ты точно знаем…
ДиссертацияКонцепция развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования
Экспериментальная работа, организованная нами на базе образовательных учреждений ВПО, СПО и НПО. Цель эксперимента заключалась в достижении устойчивой положительной динамики формирования экономических компетенций обучающихся на уровне существующих экономических, нормативно-правовых, научно-технических, производственных требований посредством реализации целевой программы, созданной на основе…
ДиссертацияЛогопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста
Теоретический анализ научно-методических публикаций позволил раскрыть многофункциональные возможности использования логопедическойритмики в качестве развивающего, коррекционного и профилактического средства воздействия на личность ребенка. Специфические особенности развития детей с общим недоразвитием речи, низкий уровень взаимодействия с взрослыми и сверстниками обусловливают необходимость…
ДиссертацияМетодика обучения военной деловой переписке с использованием речевых игр на занятиях по русскому языку в военном вузе
Военная деловая речь реализуется в устных и письменных формах речевого общения в военной сфере и среде, во внутренних и внешних речевых контактах армии с обществом и государством, в контактах с армиями суверенных государств. Военная деловая речь — разновидность русской деловой речи, доминирующая в военной сфере и среде. Поэтому поиски рациональных, экономных и эффективных методик обучения ВДР…
ДиссертацияРазвитие логопедической помощи детям в Республике Хакасия
Теоретико-методологической основой исследования является концепция диагностики как общего метода познания, заключающегося в целостном и всестороннем рассмотрении явлений и процессов в их развитии, взаимодействии, взаимообусловленности. Исследование базируется на фундаментальном положении о единстве обучения, развития и воспитания, общих закономерностях коррекционно-развивающего педагогического…
ДиссертацияРазвитие профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе в процессе исследовательской деятельности
Обоснована совокупность педагогических условий развития профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе: включение в содержание обучения широкого круга актуальных проблем теории и практики гуманистического воспитания в отечественной и зарубежной педагогикеинтегрирование теоретической подготовки слушателей с самостоятельной исследовательской деятельностью…
ДиссертацияПедагогическая направленность музыкальной подготовки в педвузе как фактор профессионального становления будущих учителей
Актуальность исследования обусловлена усилением внимания общества и работников образования к проблеме подготовки педагогических кадров, в большей мере соответствующей вектору движения современности и модернизации образования в стране. Востребован учитель, мотивированно включенный в профессиональную деятельность, с широким социокультурным и педагогическим кругозором, ответственный за собственные…
ДиссертацияПедагогические условия формирования исторических представлений учащихся 8-11 классов в современной школе
В итоге в реальном учебном процессе недостаточно уделяется внимание содержательной и методической сторонам формирования исторических представлений. Переход на новую концентрическую структуру исторического и обществоведческого образования (5 -9 и 10 — 11 кл.) также выдвигает формирование исторических представлений, как одну из основных задач исторического образования школьников, особенно в старших…
ДиссертацияРазвитие творческого компонента технологической подготовки старшеклассников
Творческий компонент технологической подготовки" определено как феномен взаимосвязанных процессов развития эстетических потребностей, интересов и предпочтений старшеклассников, освоения разнообразных способов творческо-проектной деятельности характеризующейся развитием креативного мышления, эстетического развития, которые наиболее эффективно развиваются на основе освоения базовых знаний и умений…
ДиссертацияПервичный коллектив курсантов как средство социального воспитания
Предложенный комплекс основных организационно-педагогических условий позволяет повысить эффективность развития первичных коллективов курсантов и их воспитательных потенциалов и, как следствие, использование их в социальном воспитании курсантов. Он включает: оптимальные условия формирования первичных воинских коллективов и их воспитательных потенциаловструктуру организационно-педагогической работы…
ДиссертацияПсихолого-педагогическое сопровождение младших школьников с минимальными нарушениями слуха
Анализ литературы показал, что проблема минимальных нарушений слуха у детей привлекала внимание специалистов различного профиля. В работах по физиологии отмечена связь минимальных нарушений слуха с минимальными мозговыми дисфункциями, обращается внимание на трудности отграничения данных состояний ввиду полиморфности проявлений. В аудиологии отмечается, что минимальные нарушения слуха могут…
ДиссертацияСтановление коммуникативной образованности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности
Анализ состояния проблемы становления коммуникативной образованности студентов в теории и практике образования позволил обосновать ее актуальность, обусловленную обострением противоречий между объективной социальной потребностью в специалистах с профессионально востребованным уровнем коммуникативной образованности, способных планировать, организовывать и осуществлять взаимодействие в соответствии…
ДиссертацияСистематизация знаний учащихся на уроках физики на основе принципа цикличности
Психология даёт необходимые основания для разработки проблемы систематизации знаний в дидактике. В различных аспектах она. освещена в работах по теории обучения /11,12,14,29−31,36−38,40,41/. Классик русской педагогики К. Д. Ушинский писал «Преподавание каждого предмета есть непрерывный процесс образования системы знаний» /110/. На роль систематизации знаний в современном обучении указывает…
ДиссертацияСистема управления качеством образовательного процесса: На примере курса биологии основной школы
До настоящего времени для педагогов еще не разработаны специальные системы управления качеством образовательного процесса, так как учителя не рассматривались в качестве важнейших участников управления этим процессом, нет необходимого инструментария, овладев которым, учителя могли бы быстро и объективно судить об эффективности собственной деятельности. Без квалифицированного управления сегодня…
ДиссертацияТеоретические основы исследовательской деятельности преподавателей педагогического вуза
В процессе изучения опыта научно-исследовательской деятельности преподавателей педагогических вузов нами выявлены некоторые тенденции, которые указывают на формирование современного подхода к управлению научными исследованиями в педагогических вузах. Некоторые из этих тенденций отмечаются и другими исследователями. Так отмечается, что научное информирование и научный анализ образовательной…
ДиссертацияТеоретические основы преобразования нравственно-патриотического воспитания младших школьников на основе развития критического мышления
Философский уровень методологии реально функционирует в качестве системы предпосылок и ориентиров познавательной деятельности. В нашем случае, исходные методологические подходы научно-исследовательской работы выступают в качестве положений педагогической антропологии и культурологи о человеке как субъекте деятельности и отношений, его целостном и творческом характере. Принцип высшей ценности…
ДиссертацияКоммуникативно-ситуативное обучение студентов педагогического колледжа иностранному языку: на материале английского языка
Учебно-коммуникативные ситуации, отобранные в соответствии с Общеевропейским стандартом в обучении иностранным языкам, различаются по степени сложности и характеру управления учебной деятельностью (жесткое, гибкое, эвристичное) в рамках определенного уровня владения иностранным языком. Основываясь на различных подходах к проблеме определения уровня сформированности умений и навыков иноязычного…
ДиссертацияОбразование и умственное воспитание в народной педагогике Карачая и Черкесии
В исследовании Х.Х.-М.Батчаевой «Нравственное воспитание в карачаевской народной педагогике» (2001г.) показано, что под влиянием родителей у детей в 6−10-летнем возрасте складывались познавательные интересы, развивались склонности к непрерывному расширению своего образовательного кругозора, укреплялось желание заниматься тем или иным видом искусства. Установлено, что познание реальных вещей…
ДиссертацияФормирование экологической компетентности учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин на основе информационных технологий
В ходе исследования мы апробировали разработанные нами педагогические условия и убедились, что данная модель способствует эффективному формированию экологической компетентности учащихся 811 классов при реализации следующей совокупности педагогических условий: 1 Использование современных технологий обучения, обеспечивающих систематическое воздействие на сознание учащихся и организацию…
ДиссертацияПрофессионально-ориентированные технологии обучения в системе высшего педагогического образования: На материале преподавания иностранных языков
В процессе опытно-экспериментальной работы не только выявлены преимущества и * недостатки1 каждой из этих технологий, но и в каждую рассматриваемую модель были внесены определенные инновации, позволившие повысить эффективность и качество каждой из моделей этих технологий, а также экспериментально обосновать психолого-педагогические условия эффективности профессионально-ориентированных технологий…
Диссертация