Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате исследовательской работы выделилось несколько направлений, требующих дальнейшего изучения. Во-первых, это необходимость изучения проблемы формирования выразительного образа средствами нетрадиционных для дошкольного образования художественных техник в детском рисунке на более ранних возрастных этапах. Во-вторых, требует дальнейшей разработки вопрос о педагогической эффективности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА В ДЕТСКОМ РИСУНКЕ
    • 1. 1. Понятое художественного образа в изобразительном искусстве
    • 1. 2. Роль художественных техник в создании выразительного образа
    • 1. 3. Психология формирования выразительного образа в детском рисунке
    • 1. 4. Вопросы формирования выразительного образа в детском рисунке в отечественных и зарубежных педагогических исследованиях
  • ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕХНИКИ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
    • 2. 1. Техники рисунка как основа создания выразительного образа
    • 2. 2. Художественно-выразительные средства техник гравюры как условие проявления творчества
    • 2. 2. Сложная композиция в технике коллажа
  • ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕХНИК
    • 3. 1. Экспериментальное изучение проблемы формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами разнообразных художественных техник констатирующий эксперимент)
    • 3. 2. Обоснование и разработка дополнительной экспериментально-вариативной программы развития детского изобразительного творчества средствами нетрадиционных художественных техник
    • 3. 3. Техники акварельных мелков и рисунка кистью как пропедевтический фактор усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания выразительного образа
    • 3. 4. Усвоение дошкольниками формальных законов композиции и колорита средствами техник монотипии, гравюры на картоне, работы с губкой и матрицами
    • 3. 5. Выразительный образ в технике коллажа как показатель развития детского изобразительного творчества
  • ВЫВОДЫ

Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник определяется интересом к изучению Щ особенностей детского изобразительного творчества и зависимостью его развития от владения детьми доступными художественными техниками изображения. В исследованиях Е. А. Флериной (1940), НЛ. Сакулиной, Т. С. Комаровой (1960), Р. Г. Казаковой, Т. ПКазаковой (1970) вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках: карандашами в деревянной оправе и без (уголь, сангина и др.), красками гуашь и акварель и др.

Исследования Т. С. Комаровой посвящены специальному изучению проблем обучения детей технике рисования и раскрывают не только зависимость выразительности детских рисунков от техники рисования, но и систему обучения детей дошкольного возраста реалистическому рисованию.

Однако до последних лет обучение детей рисованию рассматривалось только как усвоение детьми реалистического рисования средствами ручных техник, разнообразие которых проявлялось только в разнообразии свойств материалов при сохранении обобщенных рисовальных движений. При этом многообразие графических, в том числе и печатных техник, не изучалось, не исследовалось на предмет их использования в детском рисовании как средств повышения выразительности изображаемых детьми образов и предметов, что послужило основанием называть эти техники «нетрадиционными» для дошкольного образования и выбрать их в качестве объекта педагогического исследования по формированию выразительного образа в детских рисунках.

Постановка проблемы требует ее рассмотрения в нескольких аспектах: многообразие художественных техник в изобразительном искусстве и их роль в создании художественного образа, формирование выразительного образа в детском рисунке средствами нетрадиционных художественных техник.

Проблема формирования художественного образа находилась под пристальным вниманием философов, искусствоведов, психологов, педагогов.

Своими философскими корнями она уходит в учение Г. Гегеля, которое затем дало толчок многим отечественным и зарубежным исследованиям таких философов, как Ю. Б. Борев, В. В. Скатерщиков, А. К. Дремов, В. А. Разумный, ХШ. Якубова и др., давших определение художественного образа и рассматривающих его как особую форму отражения действительности, как диалектическое единство содержания и формы, как диалектический процесс, выражающий взаимосвязь эстетического объекта и воспринимающего его субъекта на основе практической преобразующий художественной деятельности.

Эстетическое наслаждение, которое получает человек при восприятии художественного образа, обусловлено не только глубоким содержанием, но и прекрасной формой. Мастерство художника оказывает на нас большое художественное воздействие и способствует восприятию того содержания, которое заложено в образе.

Диалектическая взаимосвязь содержания и формы художественного образа в том и состоит, что содержание непременно оформлено, а форма более или менее полно отражает содержание. В то же время психологи рассматривают художественный образ как форму идеального, которая возникает в сознании художника, затем им воплощается в материале и снова переходит на уровень субъективной реальности — в сознание зрителя. Они отмечают знаково-символический характер художественного образа, подчеркивая, что художественный образ отличается от психического 6 мысленного, выражающего лишь общее, и чувственного, выражающего лишь индивидуальное) своей наглядностью и конкретностью.

Педагогические проблемы формирования выразительного образа в детском рисунке изучали исследователи детского изобразительного творчества А. А Дмитриева, С. В. Иванникова, В А. Инже стойкова, Р. Г. Казакова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Л. В. Компанцева, Н. П. Сакулина, Е. АФлерина и др., которые в своих работах раскрыли особенности создания детьми образа в различных видах изобразительной деятельности дошкольников, определили его как форму не только изображения, но и проявления детьми своих чувств, знаний, умений и отношений. Отличительные черты, этапы становления в детских работах, критерии и средства выразительности, описанные исследователями, позволили называть образы в детском рисунке не художественными, а выразительными. При этом все исследователи искали и описывали наиболее эффективные педагогические условия формирования выразительного образа в детском рисовании.

Л.А.Венгер, Е. Н. Игнатьев, Н. П. Сакулина и др. основным условием возникновения образа считают непосредственное чувственное ознакомление с предметами и явлениями действительности. Т. Г. Казакова, Р. Г. Казакова и др., указывают на необходимость специальной организации восприятия детей с целью формирования нужных представлений об изображаемом образе.

Исследователи В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Р. М. Чумичева и др. исходят из того, что активное воздействие на ребенка средствами искусства способствует обогащению и разнообразию выразительных образов в детских рисунках.

Все исследователи считают, что одним из условий повышения выразительности детских рисунков является руководство со стороны взрослого, отмечая, что зависимость между развитием детей и руководством со стороны взрослых видна явно и в полной мере. Где работает талантливый педагог, там всегда появляются одаренные дети.

Однако анализ процесса изображения показывает, что для создания образа в рисунке требуется еще и умение выразить свой замысел в интересной и разнообразной форме. Исходя из этого, Т. С. Комарова видит один из путей повышения выразительности образов в детских рисунках в обучении дошкольников технике рисования. Она пишет, что нужно научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распоряжаться, наиболее полно выражать в рисунке свои впечатления об окружающей жизни. (95, С. 8) Она утверждает, что определение художественной техники, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Следовательно, понимать художественную технику и в детском творчестве следует широко, включая сюда технику исполнения, манеру ведения работы, способы использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, акварели, гуаши, темперы, масляных красок и пр.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями.

Делая в своих работах акцент на формировании двигательных умений и навыков, необходимых для рисования, Т. С. Комарова в то же время рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними, пониманию их выразительных свойств. (91, 94, 95).

Эту же позицию разделяет И. Л. Голованова, результаты исследования которой показали, что использование различных художественных материалов в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности приводит к активизации их творческих способностей. (36).

Исследователи Т .Г .Казакова, В, Б. Косминская, Н. П. Костерин, Н. Б. Халезова, и др. рекомендуют использовать в детском изобразительном творчестве следующие материалы и техники: акварель, гуашь, цветные, графитные, восковые карандаши, а также активизировать процесс обучения изобразительному творчеству путем привлечения мягких материалов: сангины, соуса, пастели, угля или угольного карандаша «Ретушь», (78101, 102).

В настоящее время использование этих материалов в изобразительном творчестве дошкольников может быть признано традиционным, так как широко описаны их техника и технология, разработаны методики освоения выразительных свойств этих материалов, они внедрены в широкую практику дошкольного обучения. На настоящем этапе задача активизации творческих способностей детей приводит педагогов к необходимости поиска новых способов художественного выражения. Однако к использованию в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности рекомендуется ограниченный круг художественных техник, что сдерживает активизацию творческих возможностей дошкольников и отрицательно сказывается на выразительности детских работ. В этом и состоит противоречие между целесообразностью использования нетрадиционных художественных техник в детском изобразительном творчестве и недостаточной теоретической и методической разработанностью данного вопроса.

Проблема исследования. Определить каковы педагогические условия формирования выразительных образов средствами нетрадиционных для дошкольного образования художественных техник в рисунках старших дошкольников.

Решение данной проблемы стало целью нашего исследования. Объектом исследования выступает процесс создания выразительного образа в рисунках дошкольников 6−7 лет.

Предметом исследования являются педагогические условия формирования у дошкольников умений и навыков создания выразительного образа в рисунке средствами нетрадиционных для дошкольного образования художественных техник.

Гипотеза исследования. Процесс формирования выразительного образа в детском изобразительном творчестве средствами нетрадиционных для дошкольного образования художественных техник будет проходить успешно, если будет теоретически обоснована эффективность применения нетрадиционных художественных техник в изобразительном творчестве дошкольников — будут выявлены нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники и научно обоснована доступность старшим дошкольникам средств выразительности, будут разработаны методики ознакомления дошкольников с различными нетрадиционными художественными техниками — будут обеспечены преемственность и последовательность в обучении детей приемам работы в нетрадиционных художественных техниках, учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников — будут созданы педагогические условия для усвоения изобразительно-выразительных особенностей каждой техники, средств создания выразительного образа, некоторых закономерностей композиции и колорита.

Задачи исследования:

1. Проанализировать многообразие художественных техник, выявить нетрадиционные для дошкольного образования техники и обосновать доступность их освоения и эффективность использования в детском рисовании.

2. Выявить особенности формирования выразительного образа в детском рисунке средствами нетрадиционных художественных техник, как показателя развития детского изобразительного творчества.

3 разработать и экспериментально проверить педагогические условия развития детского изобразительного творчества средствами нетрадиционных художественных техник.

Методологической основой являются философские положения о художественном творчестве и художественном освоении действительности, о ведущей роли деятельности в развитии и формировании личности, диалектико-материалистическая концепция формы и содержанияоб эстетическом восприятии и понимании искусства, об эстетическом отношении к действительности и творческих способностях, об особенностях развития детского художественного творчества, а также положения о гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса.

Методы исследованиятеоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы — педагогический экспериментразработка, апробация и внедрение экспериментально-вариативной программыанализ процесса обучения — м анализ продуктов детского творчества, полученных в специально организованных условиях.

Научная новизна и теоретическая значимость заключаются в том, что выявлены доступные овладению дошкольников нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники, такие как: акварельные мелки, рисунок кистью, монотипия, работа с губкой и матрицами, гравюра на картоне, коллаж — раскрыта зависимость между выразительным образом и техникой его исполнения, разработаны педагогические условия формирования выразительного образа средствами нетрадиционных художественных техник. Результаты исследования обогащают теорию развития детского изобразительного творчества описанием нетрадиционных для дошкольного образования художественных техник, определением условий формирования у старших дошкольников умений и навыков создания выразительных образов в нетрадиционных художественных техниках.

Практическое значение исследования. Выводы и рекомендации исследования прошли опытную проверку в дошкольных образовательных учреждениях, показавшую, что техники акварельных мелков, рисунка кистью, монотипии, гравюры на картоне, работы с губкой и матрицами, коллажа значительно повышают уровень выразительности детских рисунков, обеспечивают повышение эффективности усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания образа и закономерностей композиции и колорита. Исследование сочеталось с разработкой и проведением семинара-практикума «Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников», в материалах которого нашли отражение теоретические положения диссертации. Результаты исследования могут быть использованы в массовой практике дошкольного образования, в детских изостудиях, на курсах повышения квалификации педагогов.

Достоверность результатов исследования базируется на теоретических положениях философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы об искусстве как специфической форме общественного сознания, о творчески деятельной сущности личности, о специфике художественного отражения действительности и художественного выражения с опорой на концепцию о всесторонне, гармонически развитой личностиобеспечивается методологическим подходом, реализацией комплексной методики исследования, адекватной его задачам и природе изучаемого явления, экспериментальной проверкой и апробацией результатов в сочетании с качественным и количественным анализом теоретических и экспериментальных данных исследуемой проблемы.

На защиту выносятся следующие положения :

1. Художественная техника выступает в рисунках дошкольников как форма выражения содержания, т. е. образа, в котором проявляются чувства, знания и умения детей.

2. Овладение нетрадиционными для дошкольного образования художественными техниками способствует повышению выразительности художественных образов в рисунках старших дошкольников, поддержанию их эмоционально-положительного отношения к изобразительной деятельности, способствует удовлетворению потребности детей в художественном выражении, развитию детского изобразительного творчества.

3. Отбор и последовательность введения нетрадиционных художественных техник в практику дошкольного образования основывается на том, что овладение каждой предыдущей техникой является и выступает как пропедевтический этап в освоении более сложных художественных задач и направлено на развитие детского изобразительного творчества.

4. Процесс овладения дошкольниками умениями и навыками работы в нетрадиционных для дошкольного образования художественных техниках проходит успешно при следующих условиях: доступность нетрадиционных художественных техник, предлагаемых к освоениюиспользование различных форм занятий (комплексные занятия, основанные на интеграции различных видов деятельности, коллективные работы, организация выставок силами детей, их последующий просмотр и обсуждение) — использование богатого иллюстративного материала, в полной мере демонстрирующего особенности каждой нетрадиционной техникисоздание активно воздействующей предметно-пространственной средыналичие необходимого оборудования и материалов и правильная организация места для них.

5. Нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания художественного образа, а также закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить повышение выразительности образов в детском рисовании.

Апробация исследования. Апробация исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы. Результаты исследования, его отдельные положения, теоретические выводы обсуждались на конференциях, семинарах, заседаниях «круглого стола», педагогических советах в ДОУ: Международная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А. В. Кенеман, Москва, 1996 (тезисы опубликованы) — Юбилейная конференция МПГУ, Москва, 1997 (тезисы опубликованы) — Международная научно-практическая конференция, Москва, 1997 (тезисы опубликованы) — семинар-практикум по теме «Нетрадиционные художественные техники в детском творчестве» для преподавателей детских изостудий при Краснодарском дошкольном методическом центреконференции на факультете педагогики и психологии дошкольников МПГУ, Москва, 1996 — заседания кафедры эстетического воспитания дошкольников факультета МПГУ, заседания кафедры дошкольного факультета Кубанской Академии физической культуры — педагогические советы детских садов № 48 и 73 г. Краснодара, № 1170, 777 г. Москвы.

Результаты исследования свидетельствуют о доступности пониманию детей художественных произведений, выполненных в различных художественных техниках. Мы установили, что демонстрация работ, выполненных в той же художественной технике, в которой на занятии работают дошкольники, позволяет почти полностью избежать переноса детьми приемов работы с известным художественным материалом на вновь осваиваемый, что значительно повышает эффективность процесса обучения и выразительность создаваемых образов.

Выявленные особенности усвоения и использования дошкольниками 6−7 лет изобразительно-выразительных средств создания выразительного образа были зафиксированы нами по 4 уровням: нулевой (отказ от рисования или не владение изобразительными средствами), средний (однообразие изобразительно-выразительных средств), дошкольный и уровень одаренных.

147 детей. Это позволило нам в ходе экспериментальной работы осуществлять индивидуальный подход, регулировать усвоение запрограммированных изобразительно-выразительных средств с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, чему способствовал также широкий спектр технических приемов, предоставляемых нетрадиционными художественными техниками, позволявший заменять более трудный прием на простой и наоборот без потери выразительности образа.

В результате исследовательской работы выделилось несколько направлений, требующих дальнейшего изучения. Во-первых, это необходимость изучения проблемы формирования выразительного образа средствами нетрадиционных для дошкольного образования художественных техник в детском рисунке на более ранних возрастных этапах. Во-вторых, требует дальнейшей разработки вопрос о педагогической эффективности применения нетрадиционных художественных техник в работе с детьми со слабо развитой моторикой руки и с детьми с различными художественными способностями. В-третьих, теоретической разработки и обоснования требуют педагогические условия использования в детском изобразительном творчестве нетрадиционных для дошкольного образования художественных техник, не вошедших в наше исследование (восковая живопись, батик, полистироловые карандаши и др.), смешанных техник, а также вопросы их влияния на формирование выразительного образа.

Практическую значимость представляет также теоретическое обоснование и практическая проверка места нетрадиционных художественных техник в процессе обучения дошкольников изобразительному творчеству.

Место нетрадиционных художественных техник в процессе обучения дошкольников изобразительному творчеству с учетом дополнит ельной экспериментальновариативной пр ограммы).

Сл.

— техника живописи.

— техника рисунка нетрадиционные техники.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В .В. Что такое искусство? М: Советский художник, 1991, — 240 е., ил.
  2. .Г. Психология чувственного познания. -М.: АПН РСФСР, 1960−486с.
  3. И.Я. Техника офорта. -М: Искусство, 1939. -205с.
  4. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь / Под ред. А. М. Контора. М.: Эллис, 1997. -736с.
  5. Т. Руководство по росписи тканей. СПб.: Политехника, 1992. -64с. ил.
  6. И.Б. Эстетика. -М: Московский рабочий, 1971. -440 с.
  7. В.В. Эстетическое воспитание дошкольников. Уч.- метод, пособие для студентов-заочников 2−4 курсов пед. ин.-тов. М.: Просвещение, 1382. С. 13 -19
  8. Д.Г. Повышение творческой активности учащихся средства ми цветовых решений в рисовании. Сборник научных трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина. 1990. С. 15 -16
  9. A.B. Художественное творчество и воспитание. -М.: Новая Москва, 1925. -234с.
  10. A.B. Избранные искусствоведческие труды. -М.: Советский художник, 1981. -351с.
  11. И.А. Образ в искусстве : законы восприятия живописи, скульптуры, графики. СПб.: Знание, 1992. -31с.
  12. Г. В. Живопись и ее изобразительные средства. -М.: Просвещение. 1977. 102с.
  13. Г. В. Основы изобразительной грамоты. -М.: Просвещение.1981. 247с.
  14. Е. Одаренные дети. В.ж. Дошкольное воспитание. .№ 5,1991.С. 14 149
  15. С.Ю. Художественно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой : Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1996. 17с.
  16. Ю.Б. Эстетика. -Зе изд. -М.: Политиздат, 1981. 399с.
  17. О.В. Красота. -JL: Художник РСФСР, 1975. С. 348 401
  18. ВансловВВ. Изобразительное искусство и проблемы эстетики. -М.: Художник РСФСР, 1975. -227с.
  19. В.В. Что такое искусство? -М.: Художник РСФСР. 1988, С.237 293
  20. Е.И. Декоративное рисование как одно из срадств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Автореф, дис.канд. пед. наук. -М.: 1965.-24с.
  21. Л.А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст. -М.: Просвещение, 1969.- 365с.
  22. Е.В. Ознакомление детей дошкольного всозраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества. Автореф. д ис.канд. пед. наук. -М., 1997. 18с.
  23. .Р. Введение в историческое изучение искусства. -2-е изд., испр. и доп. М.: Изобразительное искусство, 1985.-283 с.
  24. H.H. Цвет в живописи. -М.: Просвещение, 1967 -205 с.
  25. Волков Н. Н Композиция в живописи. -М.: Просвещение, 1977.- 137с.
  26. Вопросы нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста,/Под ред. А. А. Суровцевой.: Просвещение, 1963. С. 26 -31
  27. Вопросы психологии творчества. Сборник статей. -Саратов, 1968. С. 107 28. Вопросы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Сборник научных трудов. Краснодар, КубГУ, 1982. С. 47
  28. JI.C. Психология искусства. -М.: Искусство, 1968.-575 с. 30. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1980.-80с.150
  29. JI.C. Лекции по психологиию. СПб: СОЮЗ. 1997. -144 С.
  30. Гегель Эстетика. В 4-х томах. -М.: Политиздат, 1937, том 3. С. 276- 307
  31. JI.C. Влияние искусства на развитие изобразительной деятельности детей. В.ж.Дошкольное воспитание № 5,1934. С 17−19
  32. И. Чистяков П. П. и его педагогическая система. М.: Искусство, 1940. — 202 с.
  33. И.П. Использование разных технических приемов и материалов на уроках рисования / Ученые записки ЛГПИ им. АИ. Герцена, Л. 1968. С 112 -126
  34. И.Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами. Автореф. дис.канд.пед.наук.-М, 1995. 22с.
  35. Ю.И. Технология живописи. -М., Искусство. 1977,-485с.
  36. A.M. Развитие детского изобразительного творчества на занятиях по декоративному рисованию. В.ж. Дошкольное воспитание. N 10, 1984. С. 39−41
  37. И. А. Художественное мышление и художественный образ. Автореф. дис.канд.психол.наук.Одесса, 1970. 18с.
  38. Е.М. Начала эстетических знаний. -М.: Советский художник, 1984. -267 с.
  39. Э.К., Базик И .Я., Что можно сделать из природного ма териала./ Книга для воспитателей дет. садов. М., Просвещение, 1991.-157 с.
  40. Детское творчество. Сборник статей под ред. Конина М. М. -М., 1970. С. 38 -42
  41. A.A. Учитесь рисовать. М., Из — во Академии художеств СССР. 1961.-223 с, ил.
  42. Для тех, кто рисуете/Под ред. Павлинова П. Я. М., Просвещение, 1965.-48 с.
  43. A.A. Формирование художественного образа в изобразительном творчестве подростков. Автореф. дис.канд.пед.наук, — М., 1964. 25 с.151
  44. Е.Н. Педагогические условия формирования изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста. Автореф.,*дис,.канд.пед.наук. -М.- 1990, -21 с.
  45. Дошкольникам о художниках детской книги/ Книга для воспитателей детских садов / Под ред. Астафьевой НА, Воробьевой ВТ., Дроновой Т.Н.
  46. М- Просвещение, 1991. 127 с.
  47. Дремов АК О художественном образе. М.- Советский писатель, 1956.-356с.
  48. А.К. Художественный образ. М.- Советский писатель, 1961. — 487с.
  49. Дронова 0.0. Декоративное рисование как средство развития выразительности рисунка детей дошкольного возраста. Автореф. дис.канд.пед.наук. М.- 1987.-16 с.
  50. Н.Г. Учись рисовать. Альбом по рисованию в дет, садах. Киев: Рад, школа, 1987. 78 с.
  51. Евтых СИХ Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников: Автореф.дис.канд.пед.наук. -М, 1996. 16с.
  52. Г. Л. Творческая природа искусства. М: Искусство, 1977, — С 151
  53. А.С. Помогите смешным рисункам. Книга для родителей М.: Просвещение, 1966, — 56 с.
  54. Журов АЛ, Третьякова Е. М. Гравюра на дереве. Учеб. пособие для графич* фак. худож. вузов. М.: Искусство, 1978. — 247с.
  55. А.С. Советы мастеров. Л.- Советский художник, 1979, С. 26 — 29
  56. А.В., Усова А. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника / Теория и практика сенсорного воспитания в дет, саду. М: Просвещение, 1965. -188ср
  57. Захарова В. М, Методические указания к курсу * Изобразительное искусство и методика руководства изобразительной деятельностью детей «. Пособие для студентов заочников 2−4 курсов дед. ив — тов. — И: Просвещение, 1981.-137 с.152
  58. В.М., Шистко В. И. Офорт. М.: Искусство, 1970. — 117с.
  59. В.В. Психология детства. -М.: Академия, 1996. 345с. 61.3ись А. Я. Искусство и эстетика: Введение в искусствознание. М.: Искусство, 1975. — 447с.
  60. Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5−7 лет. М.: Просвещение, 1969.-97 с.
  61. C.B. Формирование выразительного образа в аппликации у детей 6-го года жизни. Автореф. дис.канд.пед.наук.- М.: 1991. 16 с.
  62. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. -М.: Учпедгиз, 1961.-222 с.
  63. Е.И. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью. Автореф. дис.канд.пед.наук. -М., 1982. 16 с.
  64. H.A. Детский сад с уклоном художественно-эстетического воспитания. В.ж. Дошкольное воспитание № 6,1991. С 34 36
  65. В. А. Формирование художественного образа в изобразительной деятельности старших дошкольников. Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1987. — 18 с.
  66. Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом./ Под ред. ШестаковаИ.В.-М.: Искусство. 1969. 271 с.
  67. Искусство рисунка./ Под ред. Елыпевсжой Г. В. М.: Советский художияк, 1990. — 368 с, ид.
  68. Р.Г. Формирование первоначальных основ способности рисовать с натуры у детей 6−7 лет. Автореф. дис.канд.пед. наук. М.: 1966. — 16 с.
  69. Р.Г. Рисунки с натуры// Детское творчество. -М., 1970, С. 101 -116
  70. Р.Г. Эстетическое воспитание// Подготовительная к школе группа в детском саду. -М.: Просвещение, 1975.-С.319−356 153
  71. Р.Г. Развитие изобразительных способностей и творческой активности у детей// Воспитание детей старшей группы дет, сада. М.: Просвещение, 1984. — С. 253 — 275
  72. Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности. Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1985. — 71 с.
  73. Р.Г. Подготовка детей к школе на занятиях по изобразительной деятельности// Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1985. — С. 255
  74. Р.Г. Принципы ненасилия в методике преподавания изобразительного искусства в студиях развития детского творчества// Воспитание свободной независимой ответственной лич носги. СПб., 1994, — С. 121 -125
  75. Т.Г. Формирование образа в рисунках младших дошкольников. Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1966. — 23 с.
  76. Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983. — 112 с.
  77. Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 1985
  78. Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности : Кн. Для воспит. дет. садов и родителей. 2-е изд., дораб. — М .: Просвещение: Учеб. Лит., 1996. -159 с.
  79. А.К. Акварельная живопись. М.: Искусство, 1963, — 106 с.
  80. В.В. Параджанов. Цена вечного праздника. М.: Четыре искусства, 1994.-72 с, ил.
  81. С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению.- М.: Просвещение, 1981. 79 с,
  82. Д.И. Техника живописи. М.: Искусство, 1950. — 484 с.154
  83. А.Е. Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение, 1971.-66с.
  84. Н.Г. Сюжетное рисование в детском саду. Киев: Рад. школа, 1986
  85. Ю.М. Рисунок и живопись. Практ. пособие. М.: Высшая школа, 1992. — 270 с, ил.
  86. Книга по эстетике для музыкантов / Ред. К. Ангелов, И. А. Константинов. -М.: Музыка, 1983. -272с.
  87. Е.Г. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Учпедгиз, 1958. — С.34 — 53
  88. Т.С. Формирование техники рисования у детей дошкольного возраста. Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1965.
  89. Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М Просвещение, 1970. — 152 с.
  90. Т.С. Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду. Автореф. дис.докт. пед.наук. -М., 1977.-35с.
  91. Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду// Обучение и творчество. М.: Просвещение, 1990. — 140 с.
  92. Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. -М.: Просвещение, 1991. 176 е., ил.
  93. Т.С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве. В.ж. Дошкольное воспитание № 12,1991. С. 56 -58
  94. Т.С. Изобразительная деятельность : коллективные работы. В.ж. Дошкольное воспитание N 10,1991. С. 53 — 57
  95. Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-еперераб. и допол. М.: АО Столетие, 1994. -152 с.
  96. Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995. — 157 с.155
  97. JI.В. Поэтический образ природы в детском рисунке.- М.: Просвещение, 1985.
  98. В.П. Батик. Художественное оформление тканей. JL: Советский художник, 1987. — 214 с, ил.
  99. В.Б., ХалезоваН.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. Лабораторный практикум. М.: Просвещение, 1981. — С 11 -17
  100. Н.П. Учебное рисование. М.: Просвещение, 1984. — С. 5 — 35
  101. В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. Киев: Рад. школа, 1986. 93 с.
  102. Г. Н., Медик Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. — М.: Знание, 1985. — С 54.
  103. B.C. Вопросы изобразительного творчества. М .: Просвещение, 1971.- 144 с.
  104. .В. Быль сказка о карандашах и красках. — М.: Педагогика, 1980. 70 с.
  105. Лабунская Г. В Работа с детьми над игрушкой. Из-во АПН РСФСР, 1962
  106. Г. В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.- С. 207
  107. С.Д. Ваш ребенок рисует. М.: Советский художник, 1979. — С. 27
  108. С.Д. Беседы с юным художником . М.: Советский художник, 1988, выпуск 1-й — 280 е., выпуск 2-й — 310 с. ил.
  109. В.А. Субъект, объект, познание. М.: Знание, 1970.- 85 с.
  110. А.Н. Избранные психологические произведения : в 3-х томах, — т. 2. М.: Педагогика, 1983. — 318 с.
  111. В.А. Живопись акварелью. М.: Искусство, 1961. — 215 с.
  112. А. Обучение восприятию цвета. В.ж. Дошкольное воспитание № 5,1991.-С 42 156
  113. .Ф. Вопросы общепедагогической и инженерной психологии. М.- Педагогика, 1991. — 295 с.
  114. Ю.А., Скатерщиков В. К. Основы марксистско-ленинской эстетики : Учеб. для ср. спец. учеб. заведений, 4-е изд. М.: Высшая школа, 1988. — 287 с.
  115. А.Н. Теоретические основы создания художественного образа в реалистическом искусстве. Автореф. дис.канд. пед.наук. М&bdquo- 1957. — 23 с.
  116. Е.Р. Искусство мыслить образами. М.: Просвещение, 1977. — С. 49−86
  117. Материалы и техники рисунка / Под ред. В. А. Королева. М.: Изобразительной искусство, 1984. — 96 с. ил.
  118. Марксистско-ленинская эстетика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. к
  119. М.Ф.Овсянникова. М .: Высшая школа, 1983. — С 165 — 166
  120. .М. Декоративное рисование в детском саду. Минск: Нар. асвета, 1973.
  121. .С. Процесс творчества и художественного восприятия. М.: Искусство. 1985. -318 с.
  122. Мелик Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. — М.: Педагогика, 1987 — 127 с.
  123. Мелик Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание 1991.-96 с.
  124. Мелик Пашаев A.A. Психологические основы способностей к творчеству. Автореф.дис.докт.психол.наук. — М.: 1994. — 32с.
  125. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Учеб. пособие для уч-ся пед. училищ./ Под ред. Сакулиной Н. П., Комаровой Т. С. М.: Просвещение, 1979. — С.6 — 85
  126. Методы педагогических исследований./Под ред. Пискунова А.И.- М.: Педагогика, 1979. 256 с.157
  127. Методические рекомендации к» Программе воспитания и обучения в детском саду / Сост. Русакова JI.B. М.: Просвещение, 1986.- 400 с.
  128. A.C. Эстетические проблемы комплексного анализа художественного образа. Автореф.дис.канд.фил.наук. М., 1976. 21 с.
  129. А.Ф. Психологический анализ формирования образов у детей дошколього возраста в процессе рисования. Авторефдис. .канд.псих.наук. М, 1953.-24 с.
  130. Н.С. Коллективные формы работы младших школьников на уроках изобразительного искусства. Автореф .дис.канд.пед.наук.- М, 1987. -19 с.
  131. Н., Белютин Э. П.П.Чистяков теоретик и педагог. М.: Из-во Академии художеств СССР, 1953. — 228 с.
  132. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. — 139 с.
  133. .М. Мудрость красоты : О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1981. -192 с.
  134. Г. А. Развивайте творческие способности/ фантазируем, сочиняем, рисуем/ М.: ИПРАН, 1995. — 37 с.
  135. Основы художественного ремесла. Практ. пособие для руководителей школь. кружков / Под ред. Барадулина В. А., Танкус O.B. М.: Просвещение, 1980. — 255 с.
  136. Обучение детей технике рисования: пособие для воспитателей дет. садов / Под ред. Парафеевой A.C. М.: Просвещение, 1972. — 66 с, ил.
  137. Г. И. Учитель изобразительного искусства и его работа. М.: Просвещение, 1972. — 80 с.
  138. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста. / Под ред. Эльконина Д. Б., Венгера A. J1. М.: Педагогика, 1988. — 135 с.158
  139. Л.В., Каменев С., Станович Кастори М. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ. — М.: Просвещение — Белград, 1987. — 286 с.
  140. H.H. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977.- 272 с.
  141. Н.А. Искусство и дети. -М.: Педагогика, 1981
  142. Ю.А. Изобразительное искусство. Пособие для учителя. Часть 1. Содержание, методика и организация занятий в начальной школе. М.: ИНТОР, 1996
  143. М.Б. В мире идей и образов. М.: Знание, 1983. — 197 с.
  144. Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986. т 1 — 2
  145. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Просвещение, 1985.- 174 с.
  146. Психология процесса художественного творчества. Л.: Изд -во АПН СССР, 1980. — 285 с.
  147. Психология рисунка и живописи: Вопросы психологического исследования формирования образа / Отв. ред. Игнатьев Е. И. М.: АПН РСФСР, 1954. — 224 с.
  148. М.К., Калальдо А. Творчество и выражение. Перевод с итальянского. М.: Советский художник, 1985. т. 1- 2
  149. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Поддьякова H.H., Говорковой А. Ф. М.: Педагогика, 1985. — 200 с.
  150. A.B. Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности : Автореф. дис.канд.пед.наук. -М., 1997. 18с.
  151. В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы. М.: Мысль, 1969.-188 с.
  152. П.П. Техника акварельной живописи. -М: Изд во по архитектуре и строительству, 1977. — 326 с. ил.159
  153. H. H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980.
  154. H.H. Очерки по истории методов преподавания рисунка. М.: Просвещение, 1983. — С. 137 -142
  155. H.H., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987. — 174 с.
  156. H.A. Детские рисунки и их изучение. М.: Госиздат, 1926. — 48 с.
  157. Н.П., Ветлугина H.A., Езикеева В. А., Карпинская Н. С. Художественное воспитание в детском саду. М.: Изд-во министерства просвещения РСФСР, 1957. -151с.
  158. Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965. -214 с.
  159. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников./ Под ред. Ветлугиной H.A., М.: Педагогика, 1980. — С. 134
  160. Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей / Под ред. Н. Н. Подцдьякова, В. Н. Аванесовой 2-е изд. — М.: Просвещение, 1981.-192 с. ил.
  161. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
  162. . Техника живописи. Живописные материалы. М.: Изд — во Академии художеств СССР, 1962. — 378 с.
  163. Словарь искусств / Под ред. Лидина P.A. М.: ТОО «Внешсигма"1996. -534 с.
  164. В. Совместная работа на занятиях изобразительной деятельностью В.ж. Дошкольное воспитание N 10,1866. С. 38 — 39
  165. С.Н. Психология трансформации образа в художественно-графической деятельности учащихся. Автореф. дис. канд.пед.наук. Киев. 1990.-19 с.160
  166. Система эстетического воспитания д детском саду / Под ред. Ветлугиной H.A. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
  167. В.В. Художественный образ в искусстве. М., 1961. — 27 с.
  168. В.В. Психологические особенности развития творчества в дошкольном возрасте. Автореф. дис. канд, психол.наук. М.: 1995, — 21 с.
  169. Стрелякова Н. И Формирование образов воображения у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Автореф. дис.канд.пед.наук. М, 1964. — 18 с.
  170. П.И. Искусство литографии. М.: Искусство, 1964, — 349 с.
  171. О.В., Гороховская JI.M. Технология росписи тканей. М.: Просвещение, 1969. — 115 с.
  172. В. Использование книжной графики на уроках рисования и методики ИЗО. В.ж. Дошкольное воспитание N 1,1992. С. 23
  173. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Косминсная В. Б. и др. М.: Просвещение, 1935.-255 с.
  174. .М. Психологические вопросы художественного воспитания./ Известия АПН РСФСР, Вып 2. 1947. С. 7 -19
  175. ТоршиловаЕ. Эстетическая одаренность: что это? В.ж. Дошкольное воспитание № 2,1992. С. 15
  176. B.C., Ларкин Д. Ф. Содержание и форма в искусстве. М.: Знание. 1984. — 176 с. 178. Унковский A.A. Живопись. Вопросы колорита. — М.: Просвещение, 1980.
  177. А.П. Русское народное творчество в детском саду. Книга для воспитателя детсада. М.: Просвещение, 1972
  178. А.П. Обучение в детском саду. М.: Проосвещение, 1981. — С. 176
  179. Учитесь рисовать и лепить. М.: Просвещение, 1967. — 113с.161
  180. M.B. Акварель, ее техникам, реставрация и консервация. -М.: Знание, 1950.-358 с.
  181. ФлеринаЕ.А. О детском изобразительном творчества. В.ж. Советская педагогика № 3,1946.
  182. Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. -М.: Учпедгиз, 1956. 159 с.
  183. Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: Б.И., 1961. — 33 с.
  184. Н.Е. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. M .: Просвещение, 1984. -112 с.
  185. В.В. Энкаустика, йзд. 2 е. — М.: Советский художник, 1967 — 63 с.
  186. Художественная самодеятельность детей 4−7 лет. Тезисы доклада к Всесоюз. науч.-пракгич. конфаренции НИИ дошкольного воспитания АПН СССР./ Под ред. Веглугиной H.A., 1971
  187. Художественное творчество в детском саду, пособие для воспитателя и муз.руководителя./ Под ред. Ветлугиной H.A. М.: Просвещение, 1974. — С. 38 -47
  188. Художественное творчество и ребенок. / Под ред. Ветлугиной H.A. М.: Педагогика. 1972. — 287 с.
  189. Школа изобразительного искусства, изд. 2-е. т-3. М.: Искусство, 1968. -С. 102−115
  190. Г. Техника античной фрески и энкаустики, М.: 1934.- С. 109
  191. A.C. Юным любителям кисти и резца : Книга для уч- ся старших классов, изд. 2-е. М.: Просвещение, 1981.- 410 с, ил.
  192. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада / A.B.Запорожец, Я. З. Неверович. M .: Просвещение, 1985. -176с.162
  193. Эстетика. Словарь. М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
  194. Юный художник. Ежемее. журнал Российской академии художеств, Союза художников России. М.: Молодая гвардия
  195. Юсов Б.П. Bogpocbi художественного развития дошкольников на занятиях изобразительным искусством. М.: Педагогика, 1961
  196. .П. Грамотность и выразительность детского рисунка. Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1963. — 23 с.
  197. .П. Психология изобразительной деятельности и детское рисование.
  198. В.ж. Вопросы психологии № 2,1963. -С 161
  199. П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. -48 с.
  200. Х.Ш. Художественный образ как процесс. Л., Автореф. дис.канд.пед.наук, 1966
  201. А.П. Живопись :Учеб. пособие для уч-ся пед. уч-щ.
  202. Borneff К. F. Collagen 1966 1977 / Texten: С. Frank. — Coburg: Neue Press. 1983. — 88p. 111.
  203. Brookes Mona. Drawing with children. A creative teaching and learning method that works for adults, too. Los Angeles: Tarcher, cop. 1986. 211 p.
  204. Gombrich Ernest Hans. Art and illusion. A study in the psychology of pictorial representation. Princeton, 1969. 466 p.
  205. Jefferson. Teaching Art to children. The Valne of Creative Expression. Boston, 1976.-p. 286
  206. Lowenfeld Victor. Experience in Growth and Development. Education and Art. N-Y, Colambia University Press, 1953
  207. Lowenfeld Victor. Your child and his art. A guide for parents. N-Y, Mac Millan, 1954. 186 p.
  208. Macdonald Rosabell. Art as education. The study of art in the secondary schools. N-Y, Holt, 1941. 309 p.163
  209. Piage I. Art, education and child psycology. UNESCO. Education and art, 1953. -P. 25 27
  210. Reynolds G. A concise history of watercolours. Los-Angeles, 1978. 248 p.
  211. Roddon G. Pastel drawing Techniques. L.-NY, 1979. 257 p.
  212. S. Dali. 50 secrets of magic craftmanship. The dial press. N-Y, 1948
  213. The development of aesthetic experience. Ed. By Macolm Ross, Oxford etc: Pergamon Press, 1982. 210 p.164
Заполнить форму текущей работой