Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник
Диссертация
В результате исследовательской работы выделилось несколько направлений, требующих дальнейшего изучения. Во-первых, это необходимость изучения проблемы формирования выразительного образа средствами нетрадиционных для дошкольного образования художественных техник в детском рисунке на более ранних возрастных этапах. Во-вторых, требует дальнейшей разработки вопрос о педагогической эффективности… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА В ДЕТСКОМ РИСУНКЕ
- 1. 1. Понятое художественного образа в изобразительном искусстве
- 1. 2. Роль художественных техник в создании выразительного образа
- 1. 3. Психология формирования выразительного образа в детском рисунке
- 1. 4. Вопросы формирования выразительного образа в детском рисунке в отечественных и зарубежных педагогических исследованиях
- ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕХНИКИ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
- 2. 1. Техники рисунка как основа создания выразительного образа
- 2. 2. Художественно-выразительные средства техник гравюры как условие проявления творчества
- 2. 2. Сложная композиция в технике коллажа
- ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕХНИК
- 3. 1. Экспериментальное изучение проблемы формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами разнообразных художественных техник констатирующий эксперимент)
- 3. 2. Обоснование и разработка дополнительной экспериментально-вариативной программы развития детского изобразительного творчества средствами нетрадиционных художественных техник
- 3. 3. Техники акварельных мелков и рисунка кистью как пропедевтический фактор усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания выразительного образа
- 3. 4. Усвоение дошкольниками формальных законов композиции и колорита средствами техник монотипии, гравюры на картоне, работы с губкой и матрицами
- 3. 5. Выразительный образ в технике коллажа как показатель развития детского изобразительного творчества
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Алексеева В .В. Что такое искусство? М: Советский художник, 1991, — 240 е., ил.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. -М.: АПН РСФСР, 1960−486с.
- Айзеншер И.Я. Техника офорта. -М: Искусство, 1939. -205с.
- Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь / Под ред. А. М. Контора. М.: Эллис, 1997. -736с.
- Армандт Т. Руководство по росписи тканей. СПб.: Политехника, 1992. -64с. ил.
- Астахов И.Б. Эстетика. -М: Московский рабочий, 1971. -440 с.
- Бабаева В.В. Эстетическое воспитание дошкольников. Уч.- метод, пособие для студентов-заочников 2−4 курсов пед. ин.-тов. М.: Просвещение, 1382. С. 13 -19
- Байкина Д.Г. Повышение творческой активности учащихся средства ми цветовых решений в рисовании. Сборник научных трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина. 1990. С. 15 -16
- Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. -М.: Новая Москва, 1925. -234с.
- Бакушинский A.B. Избранные искусствоведческие труды. -М.: Советский художник, 1981. -351с.
- Башинская И.А. Образ в искусстве : законы восприятия живописи, скульптуры, графики. СПб.: Знание, 1992. -31с.
- Беда Г. В. Живопись и ее изобразительные средства. -М.: Просвещение. 1977. 102с.
- Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. -М.: Просвещение.1981. 247с.
- Белова Е. Одаренные дети. В.ж. Дошкольное воспитание. .№ 5,1991.С. 14 149
- Бологова С.Ю. Художественно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой : Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1996. 17с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. -Зе изд. -М.: Политиздат, 1981. 399с.
- Буткевич О.В. Красота. -JL: Художник РСФСР, 1975. С. 348 401
- ВансловВВ. Изобразительное искусство и проблемы эстетики. -М.: Художник РСФСР, 1975. -227с.
- Ванслов В.В. Что такое искусство? -М.: Художник РСФСР. 1988, С.237 293
- Васильева Е.И. Декоративное рисование как одно из срадств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Автореф, дис.канд. пед. наук. -М.: 1965.-24с.
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст. -М.: Просвещение, 1969.- 365с.
- Виноградова Е.В. Ознакомление детей дошкольного всозраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества. Автореф. д ис.канд. пед. наук. -М., 1997. 18с.
- Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. -2-е изд., испр. и доп. М.: Изобразительное искусство, 1985.-283 с.
- Волков H.H. Цвет в живописи. -М.: Просвещение, 1967 -205 с.
- Волков Н. Н Композиция в живописи. -М.: Просвещение, 1977.- 137с.
- Вопросы нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста,/Под ред. А. А. Суровцевой.: Просвещение, 1963. С. 26 -31
- Вопросы психологии творчества. Сборник статей. -Саратов, 1968. С. 107 28. Вопросы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Сборник научных трудов. Краснодар, КубГУ, 1982. С. 47
- Выготский JI.C. Психология искусства. -М.: Искусство, 1968.-575 с. 30. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1980.-80с.150
- Выготский JI.C. Лекции по психологиию. СПб: СОЮЗ. 1997. -144 С.
- Гегель Эстетика. В 4-х томах. -М.: Политиздат, 1937, том 3. С. 276- 307
- Герасимова JI.C. Влияние искусства на развитие изобразительной деятельности детей. В.ж.Дошкольное воспитание № 5,1934. С 17−19
- Гинзбург И. Чистяков П. П. и его педагогическая система. М.: Искусство, 1940. — 202 с.
- Глинская И.П. Использование разных технических приемов и материалов на уроках рисования / Ученые записки ЛГПИ им. АИ. Герцена, Л. 1968. С 112 -126
- Голованова И.Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами. Автореф. дис.канд.пед.наук.-М, 1995. 22с.
- Гренберг Ю.И. Технология живописи. -М., Искусство. 1977,-485с.
- Грибовская A.M. Развитие детского изобразительного творчества на занятиях по декоративному рисованию. В.ж. Дошкольное воспитание. N 10, 1984. С. 39−41
- Гризова И. А. Художественное мышление и художественный образ. Автореф. дис.канд.психол.наук.Одесса, 1970. 18с.
- Громов Е.М. Начала эстетических знаний. -М.: Советский художник, 1984. -267 с.
- Гульянц Э.К., Базик И .Я., Что можно сделать из природного ма териала./ Книга для воспитателей дет. садов. М., Просвещение, 1991.-157 с.
- Детское творчество. Сборник статей под ред. Конина М. М. -М., 1970. С. 38 -42
- Дейнека A.A. Учитесь рисовать. М., Из — во Академии художеств СССР. 1961.-223 с, ил.
- Для тех, кто рисуете/Под ред. Павлинова П. Я. М., Просвещение, 1965.-48 с.
- Дмитриева A.A. Формирование художественного образа в изобразительном творчестве подростков. Автореф. дис.канд.пед.наук, — М., 1964. 25 с.151
- Дмитриева Е.Н. Педагогические условия формирования изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста. Автореф.,*дис,.канд.пед.наук. -М.- 1990, -21 с.
- Дошкольникам о художниках детской книги/ Книга для воспитателей детских садов / Под ред. Астафьевой НА, Воробьевой ВТ., Дроновой Т.Н.
- М- Просвещение, 1991. 127 с.
- Дремов АК О художественном образе. М.- Советский писатель, 1956.-356с.
- Дремов А.К. Художественный образ. М.- Советский писатель, 1961. — 487с.
- Дронова 0.0. Декоративное рисование как средство развития выразительности рисунка детей дошкольного возраста. Автореф. дис.канд.пед.наук. М.- 1987.-16 с.
- Дьяченко Н.Г. Учись рисовать. Альбом по рисованию в дет, садах. Киев: Рад, школа, 1987. 78 с.
- Евтых СИХ Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников: Автореф.дис.канд.пед.наук. -М, 1996. 16с.
- Ермаш Г. Л. Творческая природа искусства. М: Искусство, 1977, — С 151
- Жукова А.С. Помогите смешным рисункам. Книга для родителей М.: Просвещение, 1966, — 56 с.
- Журов АЛ, Третьякова Е. М. Гравюра на дереве. Учеб. пособие для графич* фак. худож. вузов. М.: Искусство, 1978. — 247с.
- Зайцев А.С. Советы мастеров. Л.- Советский художник, 1979, С. 26 — 29
- Запорожец А.В., Усова А. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника / Теория и практика сенсорного воспитания в дет, саду. М: Просвещение, 1965. -188ср
- Захарова В. М, Методические указания к курсу * Изобразительное искусство и методика руководства изобразительной деятельностью детей «. Пособие для студентов заочников 2−4 курсов дед. ив — тов. — И: Просвещение, 1981.-137 с.152
- Звонцов В.М., Шистко В. И. Офорт. М.: Искусство, 1970. — 117с.
- Зеньковский В.В. Психология детства. -М.: Академия, 1996. 345с. 61.3ись А. Я. Искусство и эстетика: Введение в искусствознание. М.: Искусство, 1975. — 447с.
- Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5−7 лет. М.: Просвещение, 1969.-97 с.
- Иванникова C.B. Формирование выразительного образа в аппликации у детей 6-го года жизни. Автореф. дис.канд.пед.наук.- М.: 1991. 16 с.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. -М.: Учпедгиз, 1961.-222 с.
- Игнатьев Е.И. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью. Автореф. дис.канд.пед.наук. -М., 1982. 16 с.
- Индисова H.A. Детский сад с уклоном художественно-эстетического воспитания. В.ж. Дошкольное воспитание № 6,1991. С 34 36
- Инжестойкова В. А. Формирование художественного образа в изобразительной деятельности старших дошкольников. Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1987. — 18 с.
- Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом./ Под ред. ШестаковаИ.В.-М.: Искусство. 1969. 271 с.
- Искусство рисунка./ Под ред. Елыпевсжой Г. В. М.: Советский художияк, 1990. — 368 с, ид.
- Казакова Р.Г. Формирование первоначальных основ способности рисовать с натуры у детей 6−7 лет. Автореф. дис.канд.пед. наук. М.: 1966. — 16 с.
- Казакова Р.Г. Рисунки с натуры// Детское творчество. -М., 1970, С. 101 -116
- Казакова Р.Г. Эстетическое воспитание// Подготовительная к школе группа в детском саду. -М.: Просвещение, 1975.-С.319−356 153
- Казакова Р.Г. Развитие изобразительных способностей и творческой активности у детей// Воспитание детей старшей группы дет, сада. М.: Просвещение, 1984. — С. 253 — 275
- Казакова Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности. Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1985. — 71 с.
- Казакова Р.Г. Подготовка детей к школе на занятиях по изобразительной деятельности// Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1985. — С. 255
- Казакова Р.Г. Принципы ненасилия в методике преподавания изобразительного искусства в студиях развития детского творчества// Воспитание свободной независимой ответственной лич носги. СПб., 1994, — С. 121 -125
- Казакова Т.Г. Формирование образа в рисунках младших дошкольников. Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1966. — 23 с.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983. — 112 с.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 1985
- Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности : Кн. Для воспит. дет. садов и родителей. 2-е изд., дораб. — М .: Просвещение: Учеб. Лит., 1996. -159 с.
- Кальнинг А.К. Акварельная живопись. М.: Искусство, 1963, — 106 с.
- Катанян В.В. Параджанов. Цена вечного праздника. М.: Четыре искусства, 1994.-72 с, ил.
- Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению.- М.: Просвещение, 1981. 79 с,
- Киплик Д.И. Техника живописи. М.: Искусство, 1950. — 484 с.154
- Кирилло А.Е. Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение, 1971.-66с.
- Кириченко Н.Г. Сюжетное рисование в детском саду. Киев: Рад. школа, 1986
- Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. Практ. пособие. М.: Высшая школа, 1992. — 270 с, ил.
- Книга по эстетике для музыкантов / Ред. К. Ангелов, И. А. Константинов. -М.: Музыка, 1983. -272с.
- Ковальская Е.Г. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Учпедгиз, 1958. — С.34 — 53
- Комарова Т.С. Формирование техники рисования у детей дошкольного возраста. Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1965.
- Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М Просвещение, 1970. — 152 с.
- Комарова Т.С. Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду. Автореф. дис.докт. пед.наук. -М., 1977.-35с.
- Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду// Обучение и творчество. М.: Просвещение, 1990. — 140 с.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. -М.: Просвещение, 1991. 176 е., ил.
- Комарова Т.С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве. В.ж. Дошкольное воспитание № 12,1991. С. 56 -58
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность : коллективные работы. В.ж. Дошкольное воспитание N 10,1991. С. 53 — 57
- Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-еперераб. и допол. М.: АО Столетие, 1994. -152 с.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995. — 157 с.155
- Компанцева JI.В. Поэтический образ природы в детском рисунке.- М.: Просвещение, 1985.
- Корюкин В.П. Батик. Художественное оформление тканей. JL: Советский художник, 1987. — 214 с, ил.
- Косминская В.Б., ХалезоваН.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. Лабораторный практикум. М.: Просвещение, 1981. — С 11 -17
- Костерин Н.П. Учебное рисование. М.: Просвещение, 1984. — С. 5 — 35
- Котляр В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. Киев: Рад. школа, 1986. 93 с.
- Кудина Г. Н., Медик Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. — М.: Знание, 1985. — С 54.
- Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М .: Просвещение, 1971.- 144 с.
- Курчевский Б.В. Быль сказка о карандашах и красках. — М.: Педагогика, 1980. 70 с.
- Лабунская Г. В Работа с детьми над игрушкой. Из-во АПН РСФСР, 1962
- Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.- С. 207
- Левин С.Д. Ваш ребенок рисует. М.: Советский художник, 1979. — С. 27
- Левин С.Д. Беседы с юным художником . М.: Советский художник, 1988, выпуск 1-й — 280 е., выпуск 2-й — 310 с. ил.
- Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Знание, 1970.- 85 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения : в 3-х томах, — т. 2. М.: Педагогика, 1983. — 318 с.
- Лепикаш В.А. Живопись акварелью. М.: Искусство, 1961. — 215 с.
- Листопад А. Обучение восприятию цвета. В.ж. Дошкольное воспитание № 5,1991.-С 42 156
- Ломов Б.Ф. Вопросы общепедагогической и инженерной психологии. М.- Педагогика, 1991. — 295 с.
- Лукин Ю.А., Скатерщиков В. К. Основы марксистско-ленинской эстетики : Учеб. для ср. спец. учеб. заведений, 4-е изд. М.: Высшая школа, 1988. — 287 с.
- Любинская А.Н. Теоретические основы создания художественного образа в реалистическом искусстве. Автореф. дис.канд. пед.наук. М&bdquo- 1957. — 23 с.
- Маймин Е.Р. Искусство мыслить образами. М.: Просвещение, 1977. — С. 49−86
- Материалы и техники рисунка / Под ред. В. А. Королева. М.: Изобразительной искусство, 1984. — 96 с. ил.
- Марксистско-ленинская эстетика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. к
- М.Ф.Овсянникова. М .: Высшая школа, 1983. — С 165 — 166
- Маршак Б.М. Декоративное рисование в детском саду. Минск: Нар. асвета, 1973.
- Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественного восприятия. М.: Искусство. 1985. -318 с.
- Мелик Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. — М.: Педагогика, 1987 — 127 с.
- Мелик Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание 1991.-96 с.
- Мелик Пашаев A.A. Психологические основы способностей к творчеству. Автореф.дис.докт.психол.наук. — М.: 1994. — 32с.
- Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Учеб. пособие для уч-ся пед. училищ./ Под ред. Сакулиной Н. П., Комаровой Т. С. М.: Просвещение, 1979. — С.6 — 85
- Методы педагогических исследований./Под ред. Пискунова А.И.- М.: Педагогика, 1979. 256 с.157
- Методические рекомендации к» Программе воспитания и обучения в детском саду / Сост. Русакова JI.B. М.: Просвещение, 1986.- 400 с.
- Мигунов A.C. Эстетические проблемы комплексного анализа художественного образа. Автореф.дис.канд.фил.наук. М., 1976. 21 с.
- Митькина А.Ф. Психологический анализ формирования образов у детей дошколього возраста в процессе рисования. Авторефдис. .канд.псих.наук. М, 1953.-24 с.
- Михнюк Н.С. Коллективные формы работы младших школьников на уроках изобразительного искусства. Автореф .дис.канд.пед.наук.- М, 1987. -19 с.
- Молева Н., Белютин Э. П.П.Чистяков теоретик и педагог. М.: Из-во Академии художеств СССР, 1953. — 228 с.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. — 139 с.
- Неменский Б .М. Мудрость красоты : О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1981. -192 с.
- Ожиганова Г. А. Развивайте творческие способности/ фантазируем, сочиняем, рисуем/ М.: ИПРАН, 1995. — 37 с.
- Основы художественного ремесла. Практ. пособие для руководителей школь. кружков / Под ред. Барадулина В. А., Танкус O.B. М.: Просвещение, 1980. — 255 с.
- Обучение детей технике рисования: пособие для воспитателей дет. садов / Под ред. Парафеевой A.C. М.: Просвещение, 1972. — 66 с, ил.
- Орловский Г. И. Учитель изобразительного искусства и его работа. М.: Просвещение, 1972. — 80 с.
- Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста. / Под ред. Эльконина Д. Б., Венгера A. J1. М.: Педагогика, 1988. — 135 с.158
- Пантелеев Л.В., Каменев С., Станович Кастори М. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ. — М.: Просвещение — Белград, 1987. — 286 с.
- Поддьяков H.H. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977.- 272 с.
- Пололунина Н.А. Искусство и дети. -М.: Педагогика, 1981
- Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство. Пособие для учителя. Часть 1. Содержание, методика и организация занятий в начальной школе. М.: ИНТОР, 1996
- Поляков М.Б. В мире идей и образов. М.: Знание, 1983. — 197 с.
- Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986. т 1 — 2
- Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Просвещение, 1985.- 174 с.
- Психология процесса художественного творчества. Л.: Изд -во АПН СССР, 1980. — 285 с.
- Психология рисунка и живописи: Вопросы психологического исследования формирования образа / Отв. ред. Игнатьев Е. И. М.: АПН РСФСР, 1954. — 224 с.
- Пратге М.К., Калальдо А. Творчество и выражение. Перевод с итальянского. М.: Советский художник, 1985. т. 1- 2
- Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Поддьякова H.H., Говорковой А. Ф. М.: Педагогика, 1985. — 200 с.
- Размыслова A.B. Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности : Автореф. дис.канд.пед.наук. -М., 1997. 18с.
- Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы. М.: Мысль, 1969.-188 с.
- Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. -М: Изд во по архитектуре и строительству, 1977. — 326 с. ил.159
- Ростовцев H. H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980.
- Ростовцев H.H. Очерки по истории методов преподавания рисунка. М.: Просвещение, 1983. — С. 137 -142
- Ростовцев H.H., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987. — 174 с.
- Рыбников H.A. Детские рисунки и их изучение. М.: Госиздат, 1926. — 48 с.
- Сакулина Н.П., Ветлугина H.A., Езикеева В. А., Карпинская Н. С. Художественное воспитание в детском саду. М.: Изд-во министерства просвещения РСФСР, 1957. -151с.
- Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965. -214 с.
- Самостоятельная художественная деятельность дошкольников./ Под ред. Ветлугиной H.A., М.: Педагогика, 1980. — С. 134
- Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей / Под ред. Н. Н. Подцдьякова, В. Н. Аванесовой 2-е изд. — М.: Просвещение, 1981.-192 с. ил.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
- Сланский Б. Техника живописи. Живописные материалы. М.: Изд — во Академии художеств СССР, 1962. — 378 с.
- Словарь искусств / Под ред. Лидина P.A. М.: ТОО «Внешсигма"1996. -534 с.
- Силивон В. Совместная работа на занятиях изобразительной деятельностью В.ж. Дошкольное воспитание N 10,1866. С. 38 — 39
- Симоненко С.Н. Психология трансформации образа в художественно-графической деятельности учащихся. Автореф. дис. канд.пед.наук. Киев. 1990.-19 с.160
- Система эстетического воспитания д детском саду / Под ред. Ветлугиной H.A. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
- Скатерщиков В.В. Художественный образ в искусстве. М., 1961. — 27 с.
- Степанова В.В. Психологические особенности развития творчества в дошкольном возрасте. Автореф. дис. канд, психол.наук. М.: 1995, — 21 с.
- Стрелякова Н. И Формирование образов воображения у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Автореф. дис.канд.пед.наук. М, 1964. — 18 с.
- Суворов П.И. Искусство литографии. М.: Искусство, 1964, — 349 с.
- Танкус О.В., Гороховская JI.M. Технология росписи тканей. М.: Просвещение, 1969. — 115 с.
- Тащу В. Использование книжной графики на уроках рисования и методики ИЗО. В.ж. Дошкольное воспитание N 1,1992. С. 23
- Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Косминсная В. Б. и др. М.: Просвещение, 1935.-255 с.
- Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания./ Известия АПН РСФСР, Вып 2. 1947. С. 7 -19
- ТоршиловаЕ. Эстетическая одаренность: что это? В.ж. Дошкольное воспитание № 2,1992. С. 15
- Тюхтин B.C., Ларкин Д. Ф. Содержание и форма в искусстве. М.: Знание. 1984. — 176 с. 178. Унковский A.A. Живопись. Вопросы колорита. — М.: Просвещение, 1980.
- Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. Книга для воспитателя детсада. М.: Просвещение, 1972
- Усова А.П. Обучение в детском саду. М.: Проосвещение, 1981. — С. 176
- Учитесь рисовать и лепить. М.: Просвещение, 1967. — 113с.161
- Фармаковский M.B. Акварель, ее техникам, реставрация и консервация. -М.: Знание, 1950.-358 с.
- ФлеринаЕ.А. О детском изобразительном творчества. В.ж. Советская педагогика № 3,1946.
- Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. -М.: Учпедгиз, 1956. 159 с.
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: Б.И., 1961. — 33 с.
- Хаггезова Н.Е. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. M .: Просвещение, 1984. -112 с.
- Хвостенко В.В. Энкаустика, йзд. 2 е. — М.: Советский художник, 1967 — 63 с.
- Художественная самодеятельность детей 4−7 лет. Тезисы доклада к Всесоюз. науч.-пракгич. конфаренции НИИ дошкольного воспитания АПН СССР./ Под ред. Веглугиной H.A., 1971
- Художественное творчество в детском саду, пособие для воспитателя и муз.руководителя./ Под ред. Ветлугиной H.A. М.: Просвещение, 1974. — С. 38 -47
- Художественное творчество и ребенок. / Под ред. Ветлугиной H.A. М.: Педагогика. 1972. — 287 с.
- Школа изобразительного искусства, изд. 2-е. т-3. М.: Искусство, 1968. -С. 102−115
- Шмидт Г. Техника античной фрески и энкаустики, М.: 1934.- С. 109
- Щипанов A.C. Юным любителям кисти и резца : Книга для уч- ся старших классов, изд. 2-е. М.: Просвещение, 1981.- 410 с, ил.
- Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада / A.B.Запорожец, Я. З. Неверович. M .: Просвещение, 1985. -176с.162
- Эстетика. Словарь. М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
- Юный художник. Ежемее. журнал Российской академии художеств, Союза художников России. М.: Молодая гвардия
- Юсов Б.П. Bogpocbi художественного развития дошкольников на занятиях изобразительным искусством. М.: Педагогика, 1961
- Юсов Б.П. Грамотность и выразительность детского рисунка. Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1963. — 23 с.
- Юсов Б.П. Психология изобразительной деятельности и детское рисование.
- В.ж. Вопросы психологии № 2,1963. -С 161
- Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. -48 с.
- Якубова Х.Ш. Художественный образ как процесс. Л., Автореф. дис.канд.пед.наук, 1966
- Яшухин А.П. Живопись :Учеб. пособие для уч-ся пед. уч-щ.
- Borneff К. F. Collagen 1966 1977 / Texten: С. Frank. — Coburg: Neue Press. 1983. — 88p. 111.
- Brookes Mona. Drawing with children. A creative teaching and learning method that works for adults, too. Los Angeles: Tarcher, cop. 1986. 211 p.
- Gombrich Ernest Hans. Art and illusion. A study in the psychology of pictorial representation. Princeton, 1969. 466 p.
- Jefferson. Teaching Art to children. The Valne of Creative Expression. Boston, 1976.-p. 286
- Lowenfeld Victor. Experience in Growth and Development. Education and Art. N-Y, Colambia University Press, 1953
- Lowenfeld Victor. Your child and his art. A guide for parents. N-Y, Mac Millan, 1954. 186 p.
- Macdonald Rosabell. Art as education. The study of art in the secondary schools. N-Y, Holt, 1941. 309 p.163
- Piage I. Art, education and child psycology. UNESCO. Education and art, 1953. -P. 25 27
- Reynolds G. A concise history of watercolours. Los-Angeles, 1978. 248 p.
- Roddon G. Pastel drawing Techniques. L.-NY, 1979. 257 p.
- S. Dali. 50 secrets of magic craftmanship. The dial press. N-Y, 1948
- The development of aesthetic experience. Ed. By Macolm Ross, Oxford etc: Pergamon Press, 1982. 210 p.164