Школьная адаптация как психолого-педагогическая проблема
Требования к содержанию методов психодиагностики полностью определяются перечнем возможных симптомов (стоящих за ними факторов), образующих картину школьной дезадаптации как в явных, так и в скрытых от наблюдателя формах. В первом случае речь идет о таких наиболее распространенных отчетливых признаках, как нарушения школьной успеваемости и поведения. Поскольку затруднения в учебе в первую…
ДипломнаяФормирование словообразовательной компетенции филолога-русиста (русский язык как иностранный)
Теоретическая значимость работы заключается в том, что определено своеобразие словообразовательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции, описан словообразовательный фрагмент коммуникативно-когнитивной лингводидактической модели русского языка, а также разработана концепция лингвометодической модели обучения русскому словообразованию иностранных учащихся-филологов. В работе решен ряд…
ДиссертацияЭтапно-управленческий подход как фактор формирования профессионально-педагогической самостоятельности студентов педагогического колледжа
Особую остроту и актуальность приобретает данная проблема при подготовке будущего педагога, профессиональная деятельность которого является самостоятельной по своей сути, ибо он должен решать постоянно встающие перед ним учебно-воспитательные задачи. Вместе с тем педагог призван научить воспитанников самостоятельно мыслить, анализировать факты, сформировать у них активную жизненную позицию, а для…
ДиссертацияФормирование межкультурной компетенции учащихся в процессе работы над международными телекоммуникационными проектами
В процессе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы был использован международный телекоммуникационный проект «Кто я «программы KIDLINK при проведении соответствующей координации данного процесса. Работа над проектом «Кто я» осуществлялась на основе реализации разработанной системы формирования межкультурной компетенции, включающей в себя структурные (цель, содержание, организационные…
ДиссертацияДидактические основы личностно-ориентированных технологий обучения младших школьников и их реализация
В гуманистической концепции образования высшей ценностью образования является человек. Цели и смыслы образования связываются с развитием человека и его социально-педагогической поддержкой, созданием условий для творческой самореализации. Философский анализ проблем развития человека приводит к пониманию многомерного существования человека: природного, антропного, социального, индивидуального…
ДиссертацияКоммуникативные возможности студентов при изучении иностранного языка и факторы их реализации в неязыковом вузе
В языке находят свое отражение как менталитет, так и поведение говорящего на нем социума. Передается и развивается культура через общение, посредством которого осуществляется формирование общества и обеспечение взаимопонимания между его членами. В связи с этим возникла необходимость пересмотра старых и создания новых подходов для повышения качества и действенности иноязычного образования1. Таким…
ДиссертацияИнформационно-образовательная среда учреждений начального профессионального образования как фактор повышения качества подготовки выпускников
Информатизация образования — это не столько развитие материально-технической базы, сколько готовность ее использования, подготовка учебно-методических комплексов нового поколения, формирование принципиально новой культуры педагогического труда (Концепция информатизации образования). Как было сказано в п. 1.2, любая современная техника и новейшая технология могут оказаться невостребованными или…
ДиссертацияИспользование невербальных средств в процессе обучения иноязычной лексике младших школьников: На материале англ. яз
Успешность овладения иноязычной лексикой младшими школьниками зависит от многих факторов, в том числе от эффективности применяемых методов обучения и организации учебной деятельности. В настоящее время созданы все предпосылки для расширения номенклатуры приемов и средств, используемых, в частности, при введении и закреплении лексического материала, за счет опоры на достижения психологической…
ДиссертацияГосударственный образовательный стандарт как условие и механизм обеспечения качества профессиональной подготовки специалиста в вузе
Теоретико-методологической основой исследования явились: философская трактовка всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, общая теория систем (И.В. Блауберг, Э. Г. Юдин и др.), общая теория управления образовательными системами (В.П. Беспалько, Б. С. Гершунский, М. С. Дмитриева, B.C. Лазарев и др.), системный подход к управлению качеством образования (Ф.Ф. Королев, Н. В. Кузьмина, Н. А…
ДиссертацияРазвитие познавательного потенциала учащихся старших классов общеобразовательной школы
Констатирующий этап экспериментальной работы показал, что познавательный потенциал у учащихся старших классов и у студентов младших курсов вуза невысокого уровня, что вызывает определенную озабоченность как у педагогической общественности, так и у работодателей. Целенаправленная работа по развитию познавательного потенциала учащихся в старших классах не ведется, мало того, большая часть…
ДиссертацияРазвитие познавательной деятельности детей в природе как основа воспитания экологической культуры личности
При рассмотрении психолого-педагогических условий и закономерностей воспитания экологической культуры дошкольников, нами изучены работы классиков педагогики, подчеркивающие важность общения ребенка с природой для его развития: Я. А. Коменского (1939), Ж.-Ж. Руссо (1988), И. Г. Песталоцци (1981), К. Д. Ушинского (1959) и других. Закономерности воспитания и развития детей дошкольного возраста…
ДиссертацияПрофессиональная ориентация в системе общего среднего образования Германии
Основные программы и нормативно-правовые документы по содержанию деятельности в целях развития профессиональной ориентации в основной школе Германии определяют, что она характеризируется необходимостью раннего понимания значения личностного трудового вклада в общественных отношениях, развития конкурентоспособности молодого поколения для более эффективного решения социальных и экономических…
ДиссертацияНравственное воспитание подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей
Учреждения дополнительного образования детей обладают большим воспитательным потенциалом. В них нравственное воспитание подростков является одним из направлений деятельности педагогов по целенаправленному созданию организационно-педагогических условий, способствующих саморазвитию, самовоспитанию, самоформированию подростками нравственного сознания, отношений, навыков и привычек нравственного…
ДиссертацияПедагогические условия формирования нравственных ценностей подростков общеобразовательной школы
В этом контексте, особо значимыми являются вопросы ориентации подрастающего поколения в мире гуманистических ценностей. Гуманистические ценности многообразны: одни из них являются сугубо личностными ценностями, другие — ценностями родного очага (родители, братья, сестры, отношения в семье и т. д.) — третьи — ценностями малой родины (детский сад, школа, окружающий социум, природа, родной город…
ДиссертацияПедагогические условия формирования социально-психологической зрелости студентов: На прим. техн. ун-та
Раскрыта сущность социально-психологической зрелости студента как его готовность и способность быть полноценным субъектом профессиональной деятельности и нести за нее полную ответственность перед собой и обществом* Структура социально-психологической зрелости студента как интегративного системного качества личности представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов: готовностью к выполнению…
ДиссертацияСовершенствование подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности по педагогическим наукам
Апробация и внедрение полученных результатов исследования. Научные выводы и практические рекомендации исследования доложены на международных научно-практических конференциях (Худжанд — 2001, 2002гг., Чимкент — 2003 г.), на республиканских, областных и городских научно-теоретических и научно-практических конференциях (Худжанд -1999, 2000, 2002, 2003 гг., Душанбе — 2002 г., Курган-Тюбе — 2002 г…
ДиссертацияПедагогическое сопровождение формирования мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников
Нормативно-установочный этап позволил выделить основные критерии и уровни мотивационной готовности. Научные изыскания в области мотивации и формирования мотивационной готовности позволили выделить критерии сформированности мотивационной готовности, а именно: познавательный интерес и познавательную активность. Нами были выявлены показатели структурных компонентов мотивационной готовности…
ДиссертацияПодготовка будущих учителей технологии к руководству творческими техническими работами (проектами) школьников
В последнее время остро встает вопрос подготовки учительских кадров, требующий ее постоянного обновления в соответствии с социальными и технологическими изменениями в обществе. В связи с этим в 1993 году создана Комиссия ЮНЕСКО по вопросам образования 21 века. Действия, предпринятые в области среднего образования, направлены на скорейшее его обновление посредством увеличения в программах доли…
ДиссертацияПсихолого-педагогические условия ненасильственного воспитания младших подростков в системе деятельности классного руководителя
В ходе изучения психолого-педагогических основ ненасильственного воспитания младших подростков были замечены различия в их личностных проявлениях, обусловленные частотой применения насилия/ненасилия в воспитании. На основе этих различий нами условно были выделены три типологические группы: насильственный тип личности, сложившийся под воздействием преимущественного применения насилия в воспитании…
ДиссертацияПсихолого-педагогические условия развития субъектности детей дошкольного возраста в детско-родительских отношениях
Необходимы исследования в сфере акмеологии, направленные на выявление особенностей становления человека как субъекта своей деятельности. Важно не только раскрыть новые способы стимулирования интереса ребёнка к познанию, но и установить, какие личностные качества необходимо формировать и развивать в ребёнке, чтобы в будущем он стал-полноценным субъектом человеческого сообщества. Однако даже…
ДиссертацияПути и способы повышения мотивации обучения русскому языку с использованием современных технологий
Проведённый нами анализ взглядов и концепций различных авторов, а также собственные исследования позволили впервые дать достаточно полную и развёрнутую картину состояния мотивации в сфере обучения русскому языку как иностранному, сложившегося в течение последних десяти лет с учётом изменения ситуации в странах Восточной Европы. Было установлено, что произошло смещение акцентов в мотивационных…
ДиссертацияСовременные педагогические технологии в дополнительном профессиональном образовании преподавателей
Экспериментальные исследования подтвердили вывод о том, что оценочная планка, определяющая уровень знаний по итоговому контролю слушателей, намного превышает исходную, что позволяет утверждать — эксперимент, в основе которого лежат разработанные нами педагогические технологии, способствует радикальному преобразованию сложившейся педагогической деятельности в системе дополнительного…
ДиссертацияПреемственность художественно-эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в изобразительной деятельности
Итоги экспериментальной работы подтверждают выдвинутую ранее гипотезу о том, что соблюдение принципа преемственности в художественно-эстетическом воспитании у детей дошкольного и младшего школьного возраста оказывает влияние не только на эстетическую сторону в развитии личность/ Как показыт результаты бесед с детьми, родителями и v учителями, ребенок, повышая свою художественную культуру невольно…
ДиссертацияТеатрально-игровая деятельность в творческом развитии учителя в процессе постдипломного образования
Отечественная педагогика с 20-х гг. прошлого • века активно изучает возможности привлечения' методов театра в образованиев 70—80-е гг. научная школа Полтавского^ педагогического института им. В. Г. Короленко (И.А Зязюн, H.H. Тарасевич и др.) разрабатывает программу обучения-на основе системы К. С. Станиславскогов 90-х гг. появляются обновленные образовательные программы подготовки и повышения…
ДиссертацияТеория и практика использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании
В проведенном исследовании автор предложил теорию и практику использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании. Разработаны теоретико-методологические основы использования данных технологий в системе «школа — педвуз — повышение квалификации кадров». Выделены методологические проблемы компьютерной поддержки учебного процесса в педагогическом образовании…
ДиссертацияЗарубежная коммуникативно-ориентированная методика обучения чтению на иностранном языке: Историко-методический анализ
Результаты исследований отразились в формировании определенной методики обучения чтению, включающей следующие основные положения: а) правильное планирование курса обучения чтению, с учетом сферы предпосылок обучения и будущего применения полученных знаний: б) корректный отбор текстов для обучения чтению на основе их аутентичности, направленности на формирование межкультурной компетенции учащихся…
ДиссертацияФормирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла
Изменения во всех сферах социальной жизни, стремительный темп научнотехнического прогресса требуют творчески мыслящего человека, который всегда готов к переменам, способен преодолевать интеллектуальные барьеры, получая при этом моральное удовлетворение. Практическую значимость обретает такая ценность как способность человека к инновациям, к самоосознанию своей субъектности. Необходимым становится…
ДиссертацияНаучно-методическое сопровождение профессионального роста учителя
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: рассмотрено научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя в контексте гуманистической педагогической парадигмы с ценностной установкой на общенаучный концепт «человекоразмерность» как особенность профессионального педагогического мышлениятеоретически обоснована целесообразность и эффективность использования…
ДиссертацияФормирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения
B.А.Моляко, И. П. Калошиной, В. Г. Казанской и др. Методам сознательного преодоления инерции, психологических барьеров творчества посвящены работы Г. С. Апьтшуллера, М. М. Зиновкиной, С. Д. Смирнова и др. В работах И. Я. Лернера, Н. В. Матяш, Е. С. Полат, М. Б. Павловой, М. Б. Романовской и других педагогов-исследователей отмечается большой потенциал метода проектов в развитии творческих качеств…
ДиссертацияПедагогические условия формирования экономической позиции учащихся старших классов
Радикальные преобразования социально-политического уклада российского общества и становление экономики рыночного типа обусловили необходимость модернизации системы образования и развития направлений, обеспечивающих формирование экономической позиции у выпускников школы. Направления и характер происходящих преобразований в образовательной системе определяются в первую очередь ориентацией…
Диссертация