Дидактические основы личностно-ориентированных технологий обучения младших школьников и их реализация
Диссертация
В гуманистической концепции образования высшей ценностью образования является человек. Цели и смыслы образования связываются с развитием человека и его социально-педагогической поддержкой, созданием условий для творческой самореализации. Философский анализ проблем развития человека приводит к пониманию многомерного существования человека: природного, антропного, социального, индивидуального… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы личностно-ориентированного обучения
- 1. Психолого-педагогические основания личностно-ориентированных технологий обучения
- 2. Личностно-ориентированные технологии обучения в системе общего и высшего педагогического образования
- 3. Образовательная и психологическая готовность учителя к реализации личностно-ориентированных технологий обучения
- Выводы по главе 1
- Глава II. Проектирование и реализация личностно-ориентированных технологий обучения младших школьников
- 1. Психологические детерминанты проектирования личностно-ориентированного обучения младших школьников
- 2. Информационные основы педагогического конструирования личностно-ориентированного обучения младших школьников
- 3. Влияние личностно-ориентированных технологий обучения на результаты развития младших школьников в процессе их обучения
- Выводы по главе II
- Глава III. Педагогический эксперимент по изучению и совершенствованию профессиональной готовности учителя к осуществлению личностно-ориентированных технологий обучения младших школьников
- 1. Дидактическая программа изучения личностно-профессионального потенциала саморазвития учителя
- 2. Применение профессиональных задач, направленных на развитие педагогической компетентности учителя
- 3. Обработка и интерпретация результатов экспериментального обучения педагогов профессиональной деятельности по проектированию личностно-ориентированных технологий обучения младших школьников
- Выводы по главе III
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности//Проблемы психологии личности. — М., Наука, 1982. — 245с.
- Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М: Наука, 1973. — 286с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 301с.
- Абульханова К.А., Воловикова М. И., Елисеев В. А. Проблемы исследования педагогического сознания//Психология жизни. -1991. Т.12. -N4. — С.27−40.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 296с.
- Айзенк Г. Как измерить личность. М.: Когито-Центр, 2000. — 283с.
- Аксенова Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки. Автореф. дис. докт. пед. наук. — М., 1998. — 43с.
- Активизация познавательной деятельности младших школьников/М.Н.Осипова, В. Н. Медведовская, Е. Н. Кушнерук. М.: Нар. асвета, 1987. — 190с.
- Александровская Э.М. Типологические варианты формирования личности младших школьников. -М.: Педагогика, 1993. -214с.
- Алексеев Н.А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения. — Автореф. дис. докт. пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 42с.
- Алешина М.В. Педагогическая поддержка индивидуального стиля учения школьников. -Автореф. дис. канд. пед. наук. Саратов, 1999. — 21с.
- Амонашвили Ш. А. Единство цели. М.: Просвещение, 1987. — 208с.
- Амонашвили Ш. А. Основы формирования письма и развитие письменной речи в начальных классах. Автореф. дис. докт. психол. наук. — М., 1970. — 71с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. -T.I. -230с.
- Ананьев Б.Г. Научные основы дифференцированного подхода к людям//Научные основы политической работы в массах. Л., 1972. — С.38−128.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. — 380с.
- Ананьев Б.Г. Психология структуры человека как субъекта//Человек и общество. Вып. 2. -Л., 1967. — С.18−27.
- Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека//Познавательные процессы: ощущение, восприятие/Под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1982. — С.56−68.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980. — 415с.
- Андриенко Е.В. Подготовка учителя к самоактуализации в педагогической деятельности. -Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1994. 17с.
- Андриевская В.В. Отображение структуры наглядной ситуации в устной речи младших школьников//Вопросы психологии. 1979. -N1. — С.49−61.
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мьппле-ния/ИНОИАН СССР. — Всесоюзный методологический центр.-М.: Экономика, 1991.—416с.
- Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы//Психология формирования и развития личности. -М., 1981.-С.З-19.
- Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования//Психологический журнал. 1992. -N5. — С.12−25.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологической защиты//Психологический журнал. 1994. -N1. — С. З-18.
- Артамонова Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя. Автореф. дис. доктора пед. наук. — М., 2000. — 39с.
- Артемьева Е.Ю., Вяткин Ю. Г. Психосемантические методы описания профес-сий//Вопросы психологии. -1986. -N3. С.127−133.
- Артемьева Е.Ю., Стрелков Ю. К. Профессиональная составляющая образа ми-ра//Мышление и общение: активное взаимодействие с миром: Сб. психол. трудов. — Ярославль: изд-во ЯрГУ.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368с.
- Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации//Возрастная физиология. (Руководство по физиологии). Л.: Наука, 1975. — С.5−67.
- Асадуллин P.M. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности. Автореф. дис. докт. пед. наук. — М., 2000. — 35с.
- Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М.: Изд. МГУ, 1986. 96с.
- Асмолов А.Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии/Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: изд-во МГУ, 1977.-205с.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. — М.: Политиздат, 1981. — 432с.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1983.
- Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях: (Возможности психологического словаря): Учеб. пособие для учителя, психолога и ученика. М.: Центр гуманитарного образования, 1996. — 94с.
- Базарова О.Л. Условия реализации индивидуализированной педагогической помощи учащимся начальных классов. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Ярославль, 1996. — 23с.
- Балл Г. А. Нормы деятельности и творческой активности//Вопросы психологии. 1990. -N6. — С.25−36.
- Балл Г. А., Бургин М. С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значе-ние//Вопросы психологии. 1994. -N4. — С.56−66.
- Баранов Г. В. Философские аспекты многомерности человеческого существования. Дис. канд. докт. философск. наук. — М., 1998. — 300с.
- Баркан А-И. Его Величество Ребенок какой он есть: Тайны и загадки. М., 1996. — 363 с.
- Батищев Г. С. Особенности глубинного общения//Вопросы философии. 1995 — № 3. -С.123−130.
- Безруких М.М., Морозова Л. В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5−7,5 лет: Руководство по тестированию и обработке результатов. М.: Новая школа, 1996.-46с.
- Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие. Екатеринбург: Деловая кн., 1996. — 342с.
- Беличева С.А. Социально-психологический диагностико-коррек-ционный инструментарий. М.: «Социальное здоровье России», 1993. — 115с.
- Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций. М.: Ин-т практической психологии. — Воронеж: МОДЭК, 1996.- 317с.
- Березанская Н.Б. Роль внушаемости и критичности в процессе целеобразова-ния//Психологические механизмы целеобразования/Под ред. О. К. Тихомирова. М.: Наука, 1977. — С.123−142.
- Берулава Г. А. Психологические особенности интегративного когнитивного стиля «диф-ференцированность-синтетичность»//Современные проблемы мышления. — М., Ежегодник, 1994, вып.1. С.54−64.
- Берулава М.Н., Берулава Г. А. Технологии индивидуализации обучения на основе учета когнитивного стиля. Бийск: НИЦ Би ГПИ, 1996. — 34с.
- Беспалько В.П. Какой будет школа в XXI веке: О необходимости создания педагогической системы гомогенных групп.//Мир образования. — 1996. N9. — С.23−26.
- Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. М., 1988. — 160с.
- Бехтерев А.В. Психологические особенности словесной интерпретации образных и вербальных текстов младшими школьниками: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб, 1994. -20с.
- Бине А., Симон Т. Методы измерения умственной одаренности. Сб. статей. Гос. изд-во Украины, 1923. — 179с.
- Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. -М.: Моск. психол.-социальный инст-т: Флинта, 1998. -48с.
- Блауберг И.В. Целостность и системность/Ежегодник: Системные исследования. М.: Наука, 1977. — 263с.
- Блауберг И.В., Мирский Э. М., Садовский В. И. Системный подход и системный анализ /Ежегодник: Системные исследования М.: Наука, 1982. -402с.
- Блонский П.П. Педология/Под. ред. В. А. Сластенина. М.: Владос, 2000. — 287с.
- Блонский П.П. Развитие мышления школьника/Избр. психол. произведения. М.: Просвещение, 1964. — С.287−350.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовск. ун-та, 1983. — 172с.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1991 -96с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. -200с.
- Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения//Вопросы психологии. 1994. — N1. -С.122−127.
- Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1998.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. — 464с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды/Под ред. Д. И. Фельдштейна. Воронеж: АПСН, 1996. -352с.
- Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обуче-нию//Вопросы психологии ребенка дошкольника. М., 1958. — С.42−67.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образова-ния//Педагогика. 1997. — N4. — С. 11−17.
- Братусь Б.С. Аномалии развития личности. М., 1988. — 247с.
- Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М.: Смысл, 1999. — 137с.
- Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала. Псков: ПОИПКРО, 1997.-67с.
- Брудный А.А. К анализу процесса понимания текстов//Знак и общение. Фрунзе: «Илим», 1974.-С.З-7.
- Брудный А.А. Экспериментальный анализ процесса понимания//Тезисы докладов к XX Междкнародному психологическому конгрессу. М., 1972. — С.44−49.
- Брудный А.А., Сыдыкбекова Д. Г. Знак как средство коммуникативного воздейст-вия//Психосемиотика познавательной деятельности и обучения. М.: МГПИ, 1983. — С.31 -35.
- Брунер Дж. Ислледование развития познавательной деятельности. М.: «Педагогика», 1971.-391с.
- Букина Н.Н. Неформальное образование родителей в условиях современной школы. Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. — СПб, 1999. — 24с.
- Булычев И.И. Человек как интегральная философская проблема. — М.: Прометей, 1991. -180с.
- Буткевич В.В. Формирование личности учителя в теории и практике непрерывного педагогического образования. Автореф. дис. докт. пед. наук, 1994. — 31с.
- Бухвалов В.А. Технологии работы учителя-мастера. Рига, 1995. — 96с.
- Быкова Т.В. Личностное целеполагание (философско-социальные аспекты). Дис. канд. философ, наук. — Иркутск, 1995. — 152с.
- Валицкая А.П. Образование в России: стратегия выбора: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. — 1998. — 127с.
- Васильев С.А. Уровни понимания текста: Понимание как логико-гнесеологическая проблема. Киев: Наукова Думка, 1982. — С.91−121.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1981. -18с.
- Венгер JI.A. Об экспериментальном выявлении типов восприятия//Доклады АПН РСФСР, 1959. N4. — С.77−80.
- Венгер JI. A, Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994. — 86с.
- Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. М., 1988. — 336с.
- Венгер А.Л., Цукерман Н. К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста/Под ред. П. Г. Нежнова. Томск: «Пеленг», 1993. — 69с.
- Венда В.Ф. Предисловие//Боумен У. Графическое представление информации. М.: Мир, 1971.-С.5−14.
- Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М.: Высшая школа, 1999. — 576с.
- Вербицкая Н.О., Бодряков В. Ю. Учебный процесс, информация, анализ, управление. М.: «Сентябрь», 1998. — 127с.
- Вильвовская А.В. Теоретические основы формирования содержания обучения при лично-стно-ориентированном подходе к образованию. Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1996. -18с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990. — 228с.
- Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе//Начальная школа. 2001 г. — N9. — С. 10−15.
- Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. — 441с.
- Возрастные и индивидуальные различия памяти/Под ред. А. А. Смирнова. М.: Просвещение, 1967.- 165с.
- Волков Б.С., Волкова Н. В. Детская психология: Психическое развитие ребенка до поступления в школу. М., 1994. — 65с.
- Волков Б.С., Волкова Н. В. Психология детства: Учеб. пособие. М., 1997. — 152с.
- Волкова А.И. Психологическая поддержка развития личности ребенка как стратегия личностно-развивающего взаимодействия. Автореф. дис. к. пед. наук. — Ростов-на-Дону, 1998.-19с.
- Волкова Е.Н. Субъектность как интегративное качество личности педагога. Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1992. — 19с.
- Волокитина М.Н. Очерки психологии первоклассников. М.: Учпедгиз, 1954. — 134с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. соч. в 6-ти томах. Т.4. Детская психология/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1984. — 432с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-519с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь/Избр. психол. исследования. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-254с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-500с.
- Вьюнова Н.И. Теоретические основы интеграции и дифференциации психолого-педагогического образования студентов университета. Автореф. дис. докт. пед. наук. — М., 1999.-24с.
- Гаврилова С.В. Влияние дифференциации обучения на интеллектуальное развитие первоклассников с различной готовностью к школе. Дис. канд. пед. наук. — М., 1996. -157с.
- Гагин Ю.А. Акмеологическое проектирование развития индивидуальности на основе концепции потенциальной осуществимости человека. СПб.: СПб ГАСУ, 1994. — 195с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд. МГПУ, 1985.-45с.
- Гильбух Ю.З. Методика отслеживания успеваемости и психического развития учащихся общеобразовательной школы: начальное и среднее звено. Изд. 2-е. Киев: Научно-практический центр «Психодиагностика и дифференцированное обучение», 1994. — 38с.
- Гильбух Ю.З. Психологическая диагностика в школе. М.: Знание, 1989. — 80с.
- Гильбух Ю.З. Психологическая функция учителя: Пути ее реализации//Вопросы психологии. 1989. -N3. — С.80−88.
- Гильманов Г. А. Проблема конструктивной дидактометрии. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1994. 147с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: Знание, 1998. -336с.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984.-207с.
- Гриндер М. Исправление школьного конвейера или НЛП в педагогике. М.: Независимая ассоциация психологов-практиков, 1995. — 84с.
- Гуляева Н.В. Психолого-педагогические основы технологии личностно-ориентированного образования в педагогическом лицее. Автореф. дис. к. пед. наук. — Саранск, 1998.-26с.
- Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования/Под общей ред. Акад. РАО В. Л. Матросова. М.: Прометей, 1999, — 116с.
- Гуськова Т.В. Психологический анализ симптоматики кризиса 3 лет//Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. — С.32−37.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Компенс-Центр, 1993. -176с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. — 239с.
- Давыдов В.В. Психическое развитие младших школьников/Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1990. 168с.
- Давыдов В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности//Вопросы психологии. 1992. -N3,4. — С.14−19.
- Данилов М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М., 1957. — 390с.
- Данильчук В.И., Сериков В. В. Личностный подход в системе принципов педагогического образования//Подготовка учителя в педагогическом колледже. Проблемы технологии. -Волгоград, 1996.-С. 184−188.
- Данилюк А.Я. Теоретико-методологические основы интеграции в образовании) (Опыт теоретической дидактики). Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1997. — 235с.
- Дектярев С.Н. Дидактические условия и принципы проведения специальных занятий для развития обучаемости учащихся. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Тюмень, 1996. -42с.
- Деннис Балз. Индивидуальные стили обучения. М., 1992. — 210с.
- Детская психология: Учеб. пособие/Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Мн., 1988.-430с.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/В.И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др./Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд.2-е, перераб. СПб., 1996. — 224с.
- Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. — М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1995. 126с.
- Диагностика учебной деятельности и индивидуального развития детей/Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. -М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1981. 157с.
- Дифференциация в начальном звене/Под ред. Ю. З. Гильбуха. Киев: Научно-практич. центр, «Психодиагностика и дифференцированное обучение», 1994. — 54с.
- Доблаев Л.П. Логико-психологический анализ текстов. Саратов: Изд-во Сарат. унта, 1969. — 172с.
- Доблаев Л.П. Проблема понимания в советской психологии. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1967. — 66с.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста. Автореф. дис. докт. психол. наук. — Саратов, 1972. — 40с.
- Добрынин Л.Н. Дифференциация образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся. Дис. канд. пед. наук. — Челябинск, 1998. -170с.
- Донченко Е.А., Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония. Киев, 1989. — 175с.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. — М.: Наука, 1984. 269с.
- Дружинин В.Н. Развитие и диагностика интеллектуальных способностей в общении/Прикладная психология. 1998. — N3. — С.25−32.
- Дудецкий А .Я. Воспитание воображения у учащихся первых классов//Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся. М.: Просвещение, 1964. — С. 189−191.
- Дудецкий А.Я. О роли непосредственных восприятий и представлений в деятельности творческого воображения учащихся//Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина, 1963. С.267−283.
- Дулов А.И. Логико-структурный курс педагогики. Иркутск- Изд-во Иркутск. ун-та, 1985. — 303с.
- Дурай-Новикова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Автореф. дис. докт. пед. наук. — М., 1983. — 47с.
- Дусавицкий А.К. Развивающее обучение: зона актуального и ближайшего разви-тия//Начальная школа. 1999. — N7. — С.24−30.
- Елагина М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению//Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1989. — С.37−42.
- Жинкин Н.И. Интеллект, язык, речь//Нарушение речи у детей. М.: Просвещение, 1972.-С.9−31.
- Жинкин Н.И. Развитие письменной речи у учащихся 3−4 классов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956, вып. 78. — С.63−79.
- Забродин Ю.М., Харитонов А. П. Психологические аспекты передачи информации через каналы исследования обучения. М., 1985. — С.74−87.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. — М.: Педагогика, 1982. 160с.
- Загвязинский В.И. О движущих силах учебного процесса//Современная педагогика.1973. N3. — С.66−74.
- Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М., 1980. — 230с.
- Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М, 1984. -132с.
- Занков JI.B. Избранные педагогические труды. М., 1990. — С. 102.
- Занков JI.B. Развитие учащихся в процессе обучения/Под ред. JI.B. Занкова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 356с.
- Захарова JI.H. Психологическая подготовка педагога. Нижний Новгород, 1993. -206с.
- Захарова А.В., Андрущенко Т. Ю. Особенности формирования оценки и самооценки качеств личности в младшем школьном возрасте//Новые исследования в психологии. 1981. — N2(25). — С.72−77.
- Зеленова М.Е. Психические особенности педагога, влияющие на адаптацию ребенка в начальной школе. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1992. — 19с.
- Зеньковский В.В. Психология детства: Учеб.пособие. М., 1996. — 347с.
- Зимняя И.А. Педагог как субъект педагогической деятельности/Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — С.132−165.
- Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания/Вопросы психологии. 1991. -N2. — С.15−36.
- Зинченко В.П. Проблема «образующих» сознания в деятельной теории психи-ки//Вопросы психологии. 1988. -N3. — С.25−34.
- Зинченко В. П. Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304с.
- Зинченко В.П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М.: МГУ, 1983.-164с.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во МГУ, 1991.-142с.
- Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М.: МГУ, 1976.-98с.
- Иванова А.Я., Мандрусова Э. С. Опыт использования метода «опосредованного запоминания» (по А.Н. Лео) в детской психиатрической клинике/В сб. вопросы патопсихологии. -М., 1970.-С.219−227.
- Иванова А.Я., Рубинштейн С. Я. «Обучающий эксперимент» как метод диагностики умственного развития детей. Методические рекомендации. М., 1973. — 31с.
- Игнатенко М.С. Концептуальные модели педагогического процесса в формирующимся профессиональном осознании учителя. Автореф. дис. канд. психол. наук. — СПб. — 18с.
- Изучение личности школьника учителем/Под ред. З. И. Васильевой, Т. В. Ахаян и др. -М.: Педагогика, 1991. 136с.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Педагогика, 1991. — 240с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: «Питер», 2000. — 512с.
- Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: «Питер», 2000. — 288с.
- Ильина И.Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем дошкольном возрасте. Автореф. канд. психол. наук. — М., 1996. — 17с.
- Ильясов Д.Ф. Целевые программы повышения квалификации учителя в аспекте осуществления индивидуализации образования учащихся. Автореф. дис. канд. пед. наук. -Курган, 1996.-21с.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1991. — 240с.
- Индре К. Попытка исследовать эффективность обучения в условиях гомогенного класса//Актуальные проблемы индивидуализации обучения. Тарту, 1970. — 230с.
- Инновационное обучение: стратегия ипрактика. Матер. Первого науч.-практ. семинара психологов и организаторов школьного образования. — Сочи, 3−10 окт. 1993 г./Под ред. В. Я. Ляудис. — М., 1994. — 203с.
- Исаев Е.И. Педагогика и психология. Проблемы взаимосвязи//Формирование компонентов профессиональной деятельности будущего учителя в курсах педагогики и психологии: Межвуз. сб. науч тр. Тула, 1988. — С.3−21.
- Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М.: Педагогика, 1997. -288с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Педагогика, 1981.-95с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288с.
- Каган М.С. Мир общения. М., 1988. — 173с.
- Каган М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность/Вопросы психологии. -1989. N4. — С.5−15.
- Калинина В.Н., Панкин В. Ф. Математическая статистика. М.: Высшая школа, 1998. -336с.
- Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагности-ки//Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М.: Педагогика, 1975. — С.56−67.
- Калмыкова З.И. Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников//Сов. педагогика. 1968. — N6. — С.38−45.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981. — 189с.
- Карсаевская Т.В. Принцип историзма и динамика целостного жизненного цикла чело-века//Человек в системе наук М., 1989. — С.12−24.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. -Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1982. -224с.
- Кирилова Т.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980. — 159с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. -М., 1994.-157с.
- Клупт М.А. Время в жизни человека (демографический аспект). М.: Мысль, 1985. -78с.
- Князева Е.Н., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике//Вопросы философии. 1997. -N3. — С.73−81.
- Князева Е.Н., Курдюмов С. П. Интуиция как самодостраивание//Вопросы философии. -1994. N2. — С.36−43.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. T.I. Харак-тер/Отв. ред. Б. Г. Ананьев. — JL: Изд-во ЛГУ, 1957. — 264с.
- Козлов В.В. Психотехнологии допрофессионального развития личности в социально-образовательных программах. Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1995. — 20с.
- Козлова И.Н. Когнитивная сложность как личностная характеристика//Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. М: Педагогика, 1974. — С.32−49.
- Козлова И.Н. Личность как система конструкторов//Системные исследования. — М.: Педагогика, 1976. С.128−149.
- Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб.: СПбГУПМ, 1999. — 242с.
- Колесов Д.В. Адаптация организма подростка к учебной нагрузке. М., 1987. — 89с.
- Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в малых группах. — Минск: Изд-во БГУ, 1976. 350с.
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. — 720с.
- Кондратова Г. А. Многомерность человеческой целостности: опыт построения социокультурной модели. Автореф. дис. канд. философ, наук. — СПб., 1997. — 24с.
- Конева А.И. Индивидуально-типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения. М.: Просвещение, 1968. — 208с.
- Конева О.Б. Влияние социальных эмоций на процесс социализации детей старшего дошкольного возраста. Автореф. канд. психол. наук. — М., 1997. — 16с.
- Копыленко О.М. Роль смысловой структуры текста в понимании//Материалы 5-го Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1975 — С.87−97.
- Кравцов Г. Г. Формирование личности в процессе обучения (дошкольный и младший школьный возраст). Автореф. докт. психол. наук. — М., 1995. — 19с.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М.: Педагогика, 1991. — 152с.
- Краевский В.В. Проблемы личностного обоснования обучения: методологический анализ. -М.: Педагогика, 1977.
- Крайг Грэйс. Психология развития. СПб., 2000. — 992с.
- Крамер Г. Математические методы статистики. М.: Мир, 1975. — 648с.
- Красовский М.Ю. Взаимоотношения учителей и учащихся в сфере обще-ния//Проблемы общения и воспитания. Т. 1. — Тарту, 1974. — С. 193−201.
- Краткий психологический словарь/Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431с.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — 255с.
- Крымский С.Б. Научное знание и принципы трансформации. Киев: Наукова думка, 1974.-206с.
- Кряжева H.JI. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996. — 208с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1970. — 114с.
- Кульпина Т.И. Личностно-ориентированное образование как педагогическая проблема школы. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Ростов н/Д, 1997. — 22с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. -М.: Педагогика, 1971. 157с.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989. -126с.
- Курдюмов С.П., Князева Е. Н. Синергетика как новое мировидение: диалог с Пригожи-ным//Вопросы философии. 1992. — № 12. — С.46−52.
- Ладыженская Т. А. Общеучебные умения и речевая деятельность школьни-ков//Советская педагогика. 1981. -N8. — С.85−91.
- Лазутина Г. В. Текст и дитекст: смысл взаимопревращений и возможностей, которые они открывают//Психосемиотика познавательной деятельности и общения. М., 1983. — С.43−49.
- Леванова Е.А. Формирование практической готовности учителя к взаимодействию с учащимися во внеурочной деятельности. Автореф. дис. докт. пед. наук. — М., 1995. — 31с.
- Левин К. Теория поля в социальных науках.: Пер. с англ. СПб.: «Сенсор», 2000. -З68с./Мастерская психологии и психотерапии.
- Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие. М.: «Академия». — 2001. — 272с.
- Левина М.М. Эвристические приемы в деятельности педагога//Магистр. 2000. — N3. -С.64−76.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. — 280с.
- Леонтьев А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации//Синтаксис текста. М.: Просвещение, 1979. — С.24−41.
- Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту: Тарт. ун-т, 1974. — 219с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание//Вопросы философии. 1972. — № 12. — С.23−31.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 40с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 584с.
- Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1995. — С. 13−25.
- Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М.: Ин-т психол. РАН, 2000. — 134с.
- Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. -М., 1991.-223с.
- Ливер Бетти Лу. Обучение всего класса/Пер. с англ. О. Е. Биченковой. М.: Новая школа, 1995.-48с.
- Лингводидактические основы личностно-ориентированной подготовки учите-ля//Подготовка учителя в пед. колледже. Проблемы технологии. Волгоград, 1996.— С.136−144.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: «Знание», 1976. — 64с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 144с.
- Личностно-ориентированная педагогика как интеграция наук человекознания и сущность педагогического образования/Д.А.Белухин. М.: Б.и., 1995. — 67с.
- Личностно-ориентированные технологии педагогической деятельности. Монография. Коллектив авторов: Л. П. Илларионова, М. И. Кряхтунов, Т. И. Лобачева, Е. А. Козырева (научный редактор), Э. И. Саитбаева и др. М.: Прометей, 2001. — 168с.
- Ломов Б.Ф., Беляева А. В., Носуленко В. Н. Вербальное кодирование в познавательных процессах. М.: Наука, 1986. — 93с.
- Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М.: Мир, 1982. — 479с.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М.: Знание, 1970. 384с.
- Луньков А.И. Учебный текст как объект восприятия и усвоения/ЯТсихологические проблемы обучения: Тезисы докладов к 7 съезду Общества психологов СССР. М., 1989. -С.69−70.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1962. — 325с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979. — 319с.
- Люблинская А.А. Детская психология. — М.: Просвещение, 1971. — 415с.
- Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 548с.
- Люблинская А.А. Система отношений — основа нравственной воспитанности лично-сти//Вопросы психологии. 1983. — N2. — С.74−78.
- Ляудис В .Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия//Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980. — 159с.
- Мажар Н.Е. Теоретические основы развития творческой индивидуальности учителя: Автореф. дис. докт. пед. наук, 1996. -21с.
- Макаренко А.С. О взрыве//Соч.: в 7 т. М., 1958. — Т.5. — С.316−317.
- Максимов В.Г. Формирование профессионально-творческой направленности учителя. -Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1994. — 20с.
- Маралов В.Г. Психологические основы формирования активности личности детей дошкольного возраста. Автореф. докт. психол. наук. — М., 1994. — 32с.
- Маралова Е.А. Развитие готовности учителя к к реализации личностно-ориентированного подхода к обучению (в системе ИПК). Дис. канд. пед. наук. — СПб., 1999.-229с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192с.
- Марютина Т.М., Ермолаев О. Ю. Методы психофизиологии//Введение в психофизиологию. М&bdquo- 1997. — С.48−54.
- Маслоу А. Самоактуализация//Психология личности: тексты. М., 1982. — 110с.
- Матюшкин A.M. Восприятие личности в общении и взаимной деятельно-сти//Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М., 1979. — С.23−24.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 168с.
- Матюшкин-Герке А.А. Структурно-логические модели конструирования учебной информации и их использование в управлении процессом обучения. Автореф.дис. канд.пед.наук. — JL, 1978. — 16с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1975. — 387с.
- Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения. Киров: Вят. гос. пед. ун-т, 1997. — 119с.
- Мейман А. Лекции по экспериментальной педагогике. Часть I. Физическое и духовное развитие детей. М.: Мир, 1914. — 659с.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Ступенька к творчеству. М.: Знание, 1987. — 126с.
- Менегетти А. Психология жизни. 10 лекций по онтопсихологии/Составители Е. В. Романова, Т. И. Сытько. СПб., 1992. — 84с.
- Меретукова З.К. Теоретические и практические основы подготовки учителя к развивающему обучению. Автореф. дис. докт. пед. наук. — М., 1998. — 19с.
- Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. Пермь, 1988. -79с.
- Мерлин B.C. Очерк интегративного исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.-256с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности/Под редакцией Е. А. Климова. М.: Издательство «Институт пратической психологии», Воронеж, 1996. — 448с.
- Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности, самовоспитание, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу «Основы психологии личности». Пермь: ПГПИ, 1990. -110с.
- Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие/Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 193с.
- Микк Я.А. Теория измерения и оптимизации степени сложности учебного материала в общеобразовательной школе. Автореф. дис. докт. пед. наук. — М., 1982. — 34с.
- Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Моск. психол.-социальный инст-т, 1998. — 200с.
- Митина JI.M. Формирование профессионального самосознания учителя//Вопросы психологии. 1990. — N3. — С.58−64.
- Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1993. — 201с.
- Мищенко А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса. Автореф. дис. докт. пед. наук, 1992. — 20с.
- Моисеев Д. Формирование адекватной самооценки в старшем дошкольном возрас-те//Дошкольное воспитание. 1995. — № 9. — С. 17−21.
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемены, 1995. — 152с.
- Мордаков М.Н. Очерки психологического учения. М.: Учпедгиз, 1951. — 198с.
- Муравьева Г. Е. Дидактическое проектирование: Монография. Шуя: Изд-во ШГПУ, 2000. — 84с.
- Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997. — 430с.
- Мухина B.C. Детская психология. СПб., 1992. — 303с.
- Мухина B.C. Психология дошкольника. М. .Просвещение, 1975. — 239с.
- Мухина B.C. Что такое готовность к учению?//Семья и школа. 1987. — N4. — С.25−27.
- Мышление учителя. Личностные механизмы и понятийный аппарат/Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 104с.
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования/Пер. с англ. Т. К. Кругловой. -М.: Независимая фирма «Класс», 1994. 144с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 428с.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологических отношений человека//Психологическая наука в СССР. М., 1960. — Т.2. — С.110−125.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: Под редакцией А.А. Бодалева/Вступительная статья А. А. Бодалева. М.: Издательство «Ин-т практич. психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1995.-356с.
- Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989. — 291с.
- Неволин И.Ф. О графическом изображении смысловой структуры текста//Вопросы психологии. 1974, N5. — С.19−23.
- Неволин И.Ф. Познавательное чтение: методы исследования и оценки. Автореф. канд. психол. наук. — М., 1988. — 24с.
- Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект: Сб. научных трудов/Под. ред. Е. Д. Божович. М.: Новая школа, 1995. -96с.
- Новые ценности образования. Вып.1.: Тезаурус для учителей и школьных психологов. М.: АО «Цицеро», 1995. — 113с.
- Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3. М.: Инноватор, 1995. — С.98−99.
- Обозов Н.Н. О трехкомпанентной структуре межличностного взаимодейст-вия//Психология межличностного познания, 1981. С.80−92.
- Образование в поисках человеческих смыслов/Е.В.Бондаревская, JI.B. Бетин, Н. Б. Волчегурская и др. Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1995. — 215с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Триволта, 1997. -351с.
- Обучение в первом классе/Под. ред. Б. И. Фоминых. М.: «Просвещение», 1986. — Кн.1. -481с.
- Обучение детей с ЗПР: Пособие для учителей/Под ред. Т. А. Власовой и др. М.: Просвещение, 1981. — 119с.
- Оздоровительное значение индивидуально-дифференцированного обучения/М.В.Антропова, Г. Г. Манке, Г. В. Бородкина и др.//Шк. здоровье. 1996. — N3. — С.32−39.
- Олпорт Гордон В. Личность в психологии. М.: КСП, СПб.: Ювента, 1998. — 347с.
- Орлов В.И. Содержательная учебная информация//Педагогика. 1993. — N1. — С.23−27.
- Осмоловская И. Практика дифференцированного обучения: попытка систематиза-ции//Школа. 1996. — N6. — С.45−50.
- Остапенко А.А. Дидактические возможности концентрированного обучения в начальной школе//Начальная школа. N3. 2001 г. — С.62−64.
- Павлов И.П. Физиология и психология при изучении высшей нервной деятельности животных. Киев: Госмедиздат УССР, 1953. — 28с.
- Педагогика школы. Учебное пособие для студентов пед. институтов/Под редакцией Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. — С.277−281.
- Петренко В.Ф. Экспериментальное психосематическое исследование индивидуального сознания//Вопросы психологии. 1982. — N5. — С.23−35.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 512с.
- Петровский А.В., Петровский В. А. «Я» в «других» и «другие» во «мне». Психологическая концепция личности//Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студен-тов/Сост. В. В. Мирошенко. М., 1990. — С.123−131.
- Печерская С.А. Влияние соотношения когнитивных стилей учителя и учащихся на эффективность учебного процесса. Автореф. дис. канд. психол. наук. — Сочи, 1997. — 16с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. — 659с.
- Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М., Просвещение, 1963.- 144с.
- Пидкасистый П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя. -М.: Изд-во «Рос. пед. агенство», 1998. 184с.
- Пищулин Н.П. Философия образования: законы, доктрина, принципы. — М.: Центр «Школьная книга», 2001- 56с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 255с.
- Платонова Н.М. Педагогика высшей школы: Технологии обучения. Учеб. пособие. — СПб, 1995. 82с.
- Плигин А.А. Организационно-педагогические основы личностно-ориентированной технологии образования в современных условиях. — Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997. — 19с.
- Подгорецкая Н.А. Изучение приемов логического мышления взрослого. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 149с.
- Поддьяков Н.Н. Закономерности психического развития ребенка. Краснодар, 1997. -58с.
- Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. Волгоград, 1994. — 47с.
- Подласый И.П. К вопросу о надежности информационно-смысловых элементов текста (ИСЭТ)//Новые исследования в пед.науках. М.: Педагогика. — 1972. — N6. — С.64−69.
- Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/В.Д.Шадриков, Н. П. Анисимова, Е. Н. Корнеева и др. Под ред. В. Д. Шадрикова. -М.: Просвещение, 1990. 142с.
- Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии. М., 1985. -68с.
- Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития//Вопросы психологии. 1994. — № 1. — С.61−69.
- Поливанова Н.И., Ривина И. В. Особенности развития системности младших школьников в разных технологиях обучения//Психологическая наука и образование. 1998. — N2. -С.88−97.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. — М.: «Педагогика», 1976. -280с.
- Поспелов Н.Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989. — 152с.
- Потапов А.С. Педагогические условия дифференциации обучения школьников в зависимости от особенностей восприятия учебной информации. Автореф. дис. канд. пед. наук.- Б.М., 1994.-20с.
- Прежесецкая С.И. Когнитивное и личностное развитие младших школьников в разных системах обучения. Дис. канд. психол. наук. — М., 1995. — 19с.
- Пригожин А.И. Организации: системы и люди. М.: Политиздат, 1983. — 176с.
- Пригожин И., Стингере И. Время, хаос, квант. М.: Изд. группа «Прогресс», 1994. -266с.
- Программа-ориентир психолого-педагогического образования учителя (базовый компонент/Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Прометей, 1991. 36с.
- Психологические основы управления умственной деятельностью младших школьников.-Л., 1972.- 116с.
- Психологический словарь/Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова М.: Педагогика-Пресс, 1997.-439с.
- Психология/Под ред. К. Н. Корнилова и др. М.: Учпедгиз, 1948. — 270с.
- Психология развивающейся личности/Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987.-240с.
- Психотерапевтическая энциклопедия/Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 1998.- 743с.
- Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. (На основе анализа их самостоятельной учебной деятельности). М.: Педагогика, 1975. — 182с.
- Развитие психофизиологических функций взрослых людей/Под ред. Б. Г. Ананьева и Е. И. Степановой. М.: Педагогика, 1977. — 246с.
- Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М.: Политиздат, 1984. -141с.
- Репина Т.А. Развитие воображения//Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. -М.: Просвещение, 1964. С.247−267
- Рикер Поль. Герменевтика. Этика. Политика. М.: АО «KAMI»: Изд. центр ACADE-MIA, 1995.-160с.
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, Уни-верс, 1994. — 480с.
- Рождественская В.И. Индивидуальные различия работоспособности в условиях монотонной деятельности. -М.: Педагогика, 1980. 151с.
- Розенберг Н.М. Проблемы измерений в дидактике. Киев, 1979. — 492с.
- Розов А.И. Проблемы категоризации: теория и практика//Вопросы психологии. 1986. -N3.- С.35−42.
- Рубинштейн С.Л. К вопросу о стадиях наблюдения//С.Л.Рубинштейн. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. — 73с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т.: Т.Н. М.: Педагогика, 1989. -486с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 423с.
- Рубинштейн С.Л. Проба на совмещение признаков/Психология умственно-отсталого школьника. М., 1986. — С.88−91.
- Рубинштейн С.Я. Опосредованное запоминание по Лео/Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970. — С.156−160.
- Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М, 1989. — 21с.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 252с.
- Рыбалко Е.Ф. Онтопсихология как наука. Известия АПСН. — N2. — М., 1997.
- Савенков А.И. Технологический аспект психодиагностики детской одаренности/Прикладная психология. 1998. — N3. — С.49−54.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974. — 279с.
- Саймон Г. Наука об искусственном. — М: «Мир», 1972. 148с.
- Сайфутдинова Н.Ш. Текстовая компетенция как проектная основа обучения школьников гуманитарным предметам. Автореф. канд. пед. наук. — Краснодар, 2000. — 19с.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. Л.: МГУ, 1988. — 243с.
- Самарин Ю.А. Психологические основы системности и динамичности умственной деятельности школьника. Автореф. дис. докт. пед. наук (по психологии). — Л., 1955. — 29с.
- Саранов A.M. Системный подход в исследованиях учебно-воспитательного процесса средней школы. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Казань, 1985. — 19с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256с.
- Селиванов В.В. Взаимосвязь когнитивного стиля и процессуальных характеристик мышления. Автореф. дис. психол. наук. — М., 1988. — 23с.
- Селихова Р.В. Дидактическая стратегия в личностно-ориентированном обучении уча-щихся//Мир психологии. 1997. -N2. — С.131−144.
- Сергеев В.П. Задача понимания/ЯСомпьютерра. N27−28. 1999. — С.23−33.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. — 152с.
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. -М.: МПА, 1995.- 189с.
- Синягин Ю.В. Психология внутриорганизационных отношений. М., Ульяновск: Б.и., 1995.- 111с.
- Синягина Н.Ю. Закономерности и условия развития младшего школьника в личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе. Автореф. дисс. докт. психол. наук -М., 1998 — 54с.
- Ситаров В.А. Педагогические условия формирования социальной активности младшего школьника. Автореф. дис. докт. пед. наук, 1991. — 21с.
- Скаткин М.Н. Проблемы дидактики. Автореф. дис. пед. наук. — М., 1970. — 52с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.:Педагогика, 1971. — 208с.
- Славина Л.А. Понимание устного рассказа детьми разного возраста. М.: Известия АПН РСФСР, 1957, вып. 7. — С.47−48.
- Сластенин. М.: Изд. дом Магистр-Пресс, 2000. — 488с.
- Сластенин В.А. Комплексная программа «Учитель советской школы»//Советская педагогика. 1986. — N10. — С.62−68.
- Сластенин В.А. Формирование социально-активной личности учителя: общая концепция исследования/Межвузовский сборник научн. трудов. Формирование социально-активной личности учителя. М.: МГПИ, 1987. — 123с.
- Сластенин В.А., Кряхтунов М. И. Эмоциональная сфера личности как объект профессионального саморазвития учителя. — М.: Прометей, 2000. — 110с.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. — М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997.-224с.
- Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии: Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресса, 1995. -384с.
- Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореф. дисс. докт. психол. наук. — М., 1994. — 22с.
- Смирнов А.А. Психология ребенка и подростка. М.: «Рабочее просвещение», 1930. -272с.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет: Учебник для пед. вузов и училищ. М., 1997. — 383с.
- Смирнова Е.О. Ранний дошкольный возраст: становление произвольного поведе-ния//Дошкольное воспитание. 1998. — № 3. — С.85−93.
- Смирнова Е.О., Рошка Г. Н. Условия становления произвольного поведения в раннем и дошкольном детстве. Магадан, 1993. — 117с.
- Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Просвещение, 1968. — 248с.
- Солсо Р. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.- 600с.
- Сортировка цветных фигур/Принципы и методы психологического обследования в практике врачебно-трудовой экспертизы (Методическое письмо). Сост. В. М. Коган, Э. А. Коробкова. М., 1967. -С.28−32.
- Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности. Автореф. дис. докт.психол. наук. -М., 1991. -21с.
- Сохор А.М. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974. — 192с.
- Сохор A.M. Объяснение в процессе обучения: элементы дидактической концепции. -М: Педагогика, 1988. 126с.
- Социальная психология/Под ред. Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина. М.: Политиздат, 1975.-319с.
- Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 304с.
- Спирин Л. Решение педагогических задач на основе анализа проблемной ситуации. -Кострома, 1973. 34с.
- Становление гуманистических основ педагогической теории в условиях инновационного поиска: На материале эксперим. курса «Философия и история образования»: Учеб. пособие. Волгоград: Перемена, 1998. — 246с.
- Становление специалиста/Под ред. Е. С. Смирновой. Л., 1986. — 135с.
- Старов М.И. Формирование системы отношений учителя в процессе его профессиональной подготовки. Дис. докт. пед. наук. — Тамбов, 1996. — 409с.
- Стили взаимодействия учителя и учащихся на уроке и способы их корректировки: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Б.М., 1996. 19с.
- Сундукова Э.И. Проектирование образовательных программ как способ индивидуализации обучения учащихся. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Оренбург, 1997. — 18с.
- Суховей И.Н. Перцептивные, мнемические и мыслительные компоненты понимания монотематического текста. Автореф. дис. канд. психол. наук. — Л., 1989. — 24с.
- Суходольский Г. В. Психологическая теория деятельности. Л.: ЛГУ, 1988. — 168с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. -М.: Просвещение, 1988. 173с.
- Терентьев В.А. Раскрытие сюжета художественной картины в процессе ее восприятия. Автореф. канд. психол. наук. — Л., 1973. — 18с.
- Теоретические основы процесса обучения в советской школе/Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. — 318с.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. — T.I. — 328с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961. — 536с.
- Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). М.: Изд. дом «Красная площадь», 1996. — 400с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 272с.
- Толлингерова Д., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. М.: Роспедагенство, 1994. — 48с.
- Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Мол. гвардия, 1988. — 223с.
- Торренс П. Краткий тест творческого мышления. Пособие для школьных психологов. -М., 1995.-46с.
- Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивного развития. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 144с.
- Тункель В.Д. Прием и последующая передача речевого сообщения//Вопросы психологии. 1964. — N4. — С. 15−21.
- Турчанинова Ю.П. Отчуждение в образовании: проблема преодоления: Принципы личностно-ориентированного подхода в обучении.//Директор школы. 1996. — N6. — С.60−65.
- Уман А.И. Теоретические основы технологического подхода в дидактической подготовке учителя. Автореф. дис. докт. пед. наук, 1996. — 19с.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192с.
- Устьянцева С.В. Уровни и критерии понимания учащимися научного знания. Автореф. дис. канд. психол. наук. — Челябинск, 1999. — 20с.
- Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентиро-ванной психологии. Тома 1,2. М.: Изд-во Рос опер, ун-та, 1996.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989. — 208с.
- Философский словарь/Под ред. И. Т. Фролова. М.: Изд-во полит, литер., 1986. — 559с.
- Философский словарь/Ред. М. М. Розенталь, П. Ф. Юдин. М., 1968.
- Философский энциклопедический словарь/Г л. редакторы: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 837с.
- Фокеева С.Н. Формирование готовности к личностно-ориентированному взаимодействию в процессе подготовки учителя начальных классов в педагогическом колледже. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Тюмень, 1997.- 17с.
- Формирование и развитие профессионального сознания студентов. Сб. статей. — Самара: Изд-во Сам. ГПИ, 1991. 168с.
- Франки В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368с.
- Фрейд 3. Основные принципы психоанализа. М.: Рефл.-бук., Киев: Ваклер, 1998. -284с.
- Фридман Л.М. Есть ли альтернатива развивающему обучению? //Начальная школа. -1999г.-N5.-С.91−95.
- Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. М.: «Ин-т практич. психол.», 1997.-228с.
- Фридман J1.M. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987. -223с.
- Фридман Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука — учителю. М.: Просвещение, 1985.-224с.
- Хамблин Д. Формирование учебных навыков: Перевод с англ. М.: Педагогика, 1986. — 160с.
- Харьковская Н.И. Психологические характеристики процесса понимания текста в зависимости от условий экспликации его предметно-смыслового содержания. — Автореф. канд. психол. наук. М., 1989. — 23с.
- Ходусов А.Н. Формирование методологической культуры учителя. Автореф. дис. докт. пед. наук, 1997. -24с.
- Холл К., Элвин С., Линдсей Гарднер. Теория личности. Пер. с англ. И. Б. Гриншпун. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. 592с.
- Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев: УМКВО: КГУ, 1990. — 73с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. М.: Барс, 1997. — 358с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. Основные положения, исследования и применение: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 1997 — 606с.
- Чепелева Н.В. Влияние смысловой организации текста на его понима-ние//Психосемиотика познавательной деятельности и общения. М., 1983. — С.49−60.
- Чехонина О.И. Особенности психического развития одаренных детей старшего дошкольного возраста. Автореф. канд. психол. наук. — М., 1997. — 16с.
- Чистякова Г. Д. Исследование понимания текста как функция его смысловой структуры. Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1975. — 24с.
- Чистякова Г. Д. Психологическое исследование содержательной структуры текста в связи с проблемой его понимания//Вопросы психологии. 1974. — N4. — С.26−39.
- Чошанов М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе. Автореф. дис. докт. пед. наук. — Казань, 1996. — 21с.
- Шабалина В.В. Методика группового психологического консультирования: Метод, рек. для психологов, работающих в школе. СПб., 1998. — 75с.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.- 185с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 209с.
- Шапиро Б. Ю Психология семейных отношений. М.: Изд. Междунар. пед. акад., 1994. -24с.
- Швагер В.В. Диагностическая деятельность учителя начальной школы в личностно-развивающем образовании. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Ростов-на-Дону, 1998. -21с.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие. М.: Изд. «Академия», 1999. — 288с.
- Школа и психическое здоровье учащихся. М.: Медицина, 1988. — 272с.
- Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности/ЯТсихология личности: Тексты/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С.55−59.
- Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. М., 1993
- Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. М.: Книгос-пилка, 1927.-404с.
- Штофф В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. — 301с.
- Штофф В.А. Роль моделей в познании. Л.: ЛГУ, 1963. — 128с.
- Шуберт A.M. Как изучать школьника. М.: «Нов. Москва», 1924. — 24с.
- Щербаков А.И., Богословский В. В. Исследования отношений актуальная задача психологического воспитания/Ютношение как проблема психологического воспитания. — Л., 1973.-C.3−10.
- Экспериментально-психологическое исследование детей в период предшкольной диспансеризации. (Метод, рек.). -М.: Б.и., 1978. -43с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 554с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. — 64с.
- Эрдниев П.М. Укрупненные знания как условие радостного учения//Начальная школа.- 1999 г.-Nil.-С.4−12.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: «Прогресс», 1996. 344с.
- Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М., 1972.
- Юнг К. Психологические типы. М.: Унив. кн.: ACT, 1996. — 715с.
- Юров А.К. Динамическая характеристика сохранения знаний в студенческом возрас-те//Проблемы возрастной психологии. Л., 1979. — С.21−25.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96с.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. — 176с.
- Якиманская И.С. Требование к программам, ориентированным на развитие//Вопросы психологии. 1994. — N2. — С.64−77.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997.-284с.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 159с.
- Янкова З.А. Семья как базисная подсистема общества: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. Докт. социал. наук. М, 1995. — 42с.
- Яссман Л.В., Данюков В. Н. Основы детской психопатологии: Учеб.-метод. пособие. -М.: «Олимп" — «ИНФРА-М», 1999. 256с.
- Birren I.E., & Cunningham W.R. Research on the psychology in aging: Principles and experimentation. New York: Van nostrand Reinhold, 1985: p.3−40.
- Clauser, I.A. The life course: A sociological perspective. Englewood Cliffs, N1: Prentice Hall, 1986: p.5−46.
- Differentiation and diversity in the primary school/Ed. by E. Bearne. London- New York: Routledge, 1996.: ill. — Ind.: p.265−270.
- Erikson, E.H., & Erikson, J.M. Generativity and identity. Harvard Educational Review, SI, 1981: p.249−269.
- Hoitrop S.D. Individuaiization starts at home//Educational Leadership. 1996. — Vol. 54, N2.- p.74−76.
- Hunter, S., &Sundel, M. Midlife myths: Tssues, findings, and practis implications. Newbury Park, CA: Saqe, 1989: p.3−84.
- Kegan, R. The evolving self: Problem and process in human development. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1982: p. 10−47.
- Kerry T. Towards a culture of personal Learning: Changing behaviour for tutors and Learn-ers//British journal of in-service education. 1993. — Volo. 19, N3. — P. 12−17.
- Neujahr, James L. The individualized instruction game. New York- London: Teachers cjllege press, 1976/ - p.92.
- Riegel, K. Chapter in M.L. Commons, F.A. Richards, & C. Armon, Beyond formal operations. Late adolescence and adult cognitive development. New York: Praeger. 1984: p.40−82.
- Troll, L.E. Early and middle adulthood The best is yet to come maybe (Lnd ed., p.38). Monterey, CA: Bruuks/Cole, 1985: p.38−45.