Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Лингвистические психолого-педагогические особенности диалогической речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучением диалога с позиций лингвистики занимались Э. А. Трофимова, Н. Ю. Шведова, А. К. Соловьева и др. Значимым для исследования является выявление структурной единицы диалога. В литературе существует несколько различных точек зрения на данную проблему. Основные направления исследования представлены М. Г. Кучинским. В лингвистических исследованиях разговорной речи разрабатывается понятие… Читать ещё >

Лингвистические психолого-педагогические особенности диалогической речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучением диалога с позиций лингвистики занимались Э. А. Трофимова, Н. Ю. Шведова, А. К. Соловьева и др. Значимым для исследования является выявление структурной единицы диалога. В литературе существует несколько различных точек зрения на данную проблему. Основные направления исследования представлены М. Г. Кучинским.

Л.С. Выготский в книге «Мышление и речь» указал, что это слово. Для И. М. Сеченова — это предложение. Я. Яноушек занимает позицию тех лингвистов, которые выделяют высказывание как структурную единицу диалога.

Ц. Йотов считает структурной единицей диалога элементарный акт речевого общения, состоящий из двух взаимообусловленных реплик, функционирующих в одном отрезке времени.

В лингвистических исследованиях разговорной речи разрабатывается понятие «диалогическое единство». Под диалогическим единством понимается особый вид связи соседних реплик в диалоге. Эта структурная единица характеризуется семантической, структурной и интонационной законченностью.

Реплицирование — характернейшая черта диалога. Реплики рассматриваются как первоэлементы диалога, границей между которыми служит конец речи одного говорящего и начало речи другого.

Остановимся подробнее на проблеме обучения разговорной речи в игре. Игру в дошкольном возрасте ничем не заменить. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин и другие выделяют игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития. В игре развивается способность ребенка воспроизводить действительность с помощью различных способов ее обозначения (наглядных символов, изображений, слов и т. д.), развивается та функция замещения и обозначения, которая потом осуществляется с помощью слова в процессе словесно-логического мышления. Игра создает благоприятные условия для совершенствования движений и моторного развития детей. Игра позволяет детям приобрести навыки произвольного поведения и совместной деятельности.

Игра — это обязательно совместная деятельность, предполагающая общение детей друг с другом. Общение детей во время игры мотивирует развитие их речи (увеличение словаря, развитие грамматического строя). В игре создаются такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе и которые обогащают знания детей об окружающем мире.

Следовательно, игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста является фактором, определяющим его всестороннее развитие. Особенно важную роль игра занимает в речевом развитии дошкольника, в частности в развитии разговорной речи, так как именно игра обеспечивает непосредственное, мотивированное общение между ее участниками.

Итак, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что разговорная речь имеет специфические лингвистические и психолого-педагогические особенности, для нее характерны особые условия функционирования. Разговорная речь — лингвистический компонент непосредственного общения, и наряду с нелингвистическими компонентами она обеспечивает реализацию коммуникативной функции речи, лежащую в основе всего вербального развития человека.

Развитие умений разговорной речи происходит в естественном общении и на специальных занятиях. Игра как ведущая деятельность дошкольника обеспечивает речевое общение в естественной для него ситуации. [О.А. Капитовская. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями.].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой