Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Деятельность вуза по созданию культурно-информационной среды подготовки специалистов в условиях сельской местности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Спектр исследований среды достаточно широк. Работы В. П. Лебедева, В. И. Панова, В. В. Рубцова, В. А. Орлова, В. А. Левина, C.JI. Братченко, С. Д. Деряб и др. положили начало понятийному анализу среды как феномена взаимодействия субъект-порождающей практики и соразвития. С. И. Сергеев рассматривает средо-ориентированное обучение как психолого-педагогическую концепцию, использующую в качестве… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы подготовки специалистов: средовый аспект
    • 1. 1. Развитие профессионального образования в России: 12 методология, содержание, технологии
    • 1. 2. Вариативные модели подготовки специалистов в сельских 37 регионах России
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Моделирование культурно-информационной среды подготовки специалистов в условиях районного центра
    • 2. 1. Концептуальные основы модели культурно-информационной 69 среды подготовки специалистов в сельской местности
    • 2. 2. Технологии организации культурно-информационной среды как 91 системной модели подготовки специалистов
    • 2. 3. Результаты экспериментальной апробации средовой модели 101 подготовки специалистов в сельской местности
  • Выводы по второй главе

Деятельность вуза по созданию культурно-информационной среды подготовки специалистов в условиях сельской местности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Высшее образование в России становится нормой, необходимым условием жизни в обществе, условием успешной карьеры. При этом развитие системы высшего профессионального образования во многом обусловлено особенностями рынка труда, в том числе на региональном уровне. Главной задачей современного этапа является согласование потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах и выпуска вузами специалистов, востребованных, прежде всего регионами. То есть именно региональный вуз призван решать задачи подготовки специалистов во взаимосвязи с местным сообществом, обеспечивая участие образовательного учреждения в развитии региона. Интеграционные процессы общественного развития неизбежно формируют новую образовательную среду, важнейшим признаком которой является наличие у нее качества открытой системы, характеризующейся доступностью и единством, независимо от места и формы обучения. Создание открытой системы, интегрируемой в мировое образовательное пространство, выступает одним из приоритетных направлений реформирования российской системы образования, актуализируя разработку вариативных средовых моделей регионального уровня как элементов формируемого единого информационно-образовательного пространства России, интегрируемого в глобальную сетевую инфраструктуру Интернет.

Актуализация средового подхода к образованию в современной социокультурной ситуации просматривается на парадигмальном уровне, обеспечивая воспроизводство самого человека в изменяющихся целях, задачах и условиях его деятельности.

Спектр исследований среды достаточно широк. Работы В. П. Лебедева, В. И. Панова, В. В. Рубцова, В. А. Орлова, В. А. Левина, C.JI. Братченко, С. Д. Деряб и др. положили начало понятийному анализу среды как феномена взаимодействия субъект-порождающей практики и соразвития. С. И. Сергеев рассматривает средо-ориентированное обучение как психолого-педагогическую концепцию, использующую в качестве базовой категорию обучающей среды, интегрирующей формирующие влияния предметной, социальной и информационной сред. Выделены формальные параметры образовательной среды (В.А. Ясвин), представлена классификация обучающих сред (С.И. Сергеев). Интернет рассматривается в качестве информационной среды современной культуры и части ее образования, реализуемого в форме дистанционного обучения (Н. Луман, Е. П. Белинская, Г. С. Батыгин, И. Р. Купер и др.).

Реализованы вариативные модели подготовки специалистов в региональных вузах-центрах открытого образования, обеспеченных информационной поддержкой телекоммуникаций, позволяющей использовать дистанционное обучение для студентов, проживающих в отдаленных сельских районах.

Анализ материалов позволяет заключить, что среда рассматривается исследователями образовательным ресурсом, задающим контекстно вектор развития личности. Актуализируется проблема моделирования и структурирования среды как педагогической системы, опосредованной культурой, социумом и развитием информационных технологий. При этом образовательная среда, опредмеченная социокультурными реалиями, вариативна, востребуя проектирование обучающих сред в условиях регионализации высшего образования.

Однако осуществление подготовки специалистов в условиях сельской местности выявляет противоречие между необходимостью организации современной системы высшего образования как открытой модели, характеризующейся доступностью, информационной насыщенностью, интегрированной в среду региона и отсутствием технологий создания культурно-информационной среды подготовки специалистов как системной многоуровневой модели, основанной на методологии средового подхода.

Актуализация разработки теоретико-методологических основ подготовки специалистов на региональном уровне обусловило определение темы исследования: «Деятельность вуза по созданию культурноинформационной среды подготовки специалистов в условиях сельской местности».

Цель исследования — разработка теоретико-методологических основ моделирования культурно-информационной среды подготовки специалистов и создание вариативной средовой модели в условиях сельской местности.

Объект исследования — среда как педагогическая система в условиях гуманитаризации, информатизации и регионализации современного высшего образования.

Предмет исследования — технологии организации культурно-информационной среды подготовки кадров в сельской местности.

Гипотеза исследования основывается на том, что культурно-информационная среда подготовки специалистов, созданная на селе, обеспечивает личностно-профессиональное развитие студентов вуза в том случае, если:

• обладает характеристиками концептуальной модели, представленными на уровнях: прогнозирования, стратегического и тактического (практико-ориентированного) планирования, проектирования, технологизации процессов обучения, диагностики и управления;

• концептуальная модель среды определяется современными особенностями развития культуры и цивилизации, обусловливая ее универсализацию, определяемую сферой глобальных коммуникаций, интегрированных в вариативные компоненты взаимосвязанных сред всех уровней и векторную направленность, которая выражается в достижении обучающего эффекта в контексте решения конкретных задач;

• технологическое обеспечение создания, функционирования и развития обучающей среды будет представлено:

S интеллектуальной системой, интегрирующей информационные Интернет-технологии;

S институтами развития;

S вариативными моделями традиционных, инновационных и виртуальных практик.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:

1. Рассмотреть стратегии развития профессионального образования в современной России.

2. Осуществить анализ вариативных моделей подготовки специалистов на региональном уровне.

3. Обосновать концепцию модели культурно-информационной среды подготовки специалистов в условиях сельской местности.

4. Разработать технологическое обеспечение организации культурно-информационной среды подготовки специалистов как системной педагогической модели.

5. Представить результаты апробации средовой модели подготовки специалистов в условиях филиала Кубанского государственного университета в станице Павловской.

Методологические и теоретические основы исследования составили:

• теории профессиональной педагогики, социализации и профессионализации личности в процессе обучения (Н.Е. Астафьева, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, A. J1. Денисова, В. В. Краевский и др.);

• концепции развития методологии образования (Ю.К. Бабанский, В. И. Журавлев, Б. М. Кедров, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, Г. П. Щедровицкий и др.);

• концепции педагогического проектирования и моделирования (B.C. Андреев, В. П. Беспалько, В. В. Давыдов, А. А. Кирсанов и др.);

• концепции личностно-ориентированного образования и личности как высшей ценности (Е.В. Бондаревская, В. В. Зайцев, В. В. Сериков, В. Т. Фоменко и др.);

• теория систем и принципы их моделирования и развития (Р. Акофф, И. В. Блауберг, М. С. Каган, В. В. Краевский, Э. Г. Юдин и др.);

• концепции информатизации общества (Б.С. Герщунский, Т. П. Воронин, А. И. Ракитов и др.);

• идеи средового подхода (C.JI. Братченко, В. П. Лебедев, В. И. Панов, В. В. Рубцов, В. А. Орлов, В. А. Левин и др.).

Для проверки гипотезы и решения задач использовались следующие методы:

• анализ философских, психолого-педагогических теорий и концепций;

• синтез теоретических идей по проблеме;

• социально-педагогическое моделирование и проектирование;

• опытно-экспериментальная работа по созданию культурно-информационной среды подготовки специалистов в условиях сельской местности;

• анализ данных экспериментальной работы по проверке основных теоретических положений.

Этапы исследования: цель и задачи исследования определили логику работы, которая осуществлялась на протяжении пяти лет.

Первый этап (2001;2003 гг.) — теоретическое осмысление проблемы, определение методологических подходов, формулировка цели, задач и рабочей гипотезыизучение практики организации филиала вуза на селе.

Второй этап (2003;2005 гг.) — разработка и апробация средовой модели подготовки специалистов в условиях сельской местностиуточнение гипотезы и задач исследования.

Третий этап (2005;2007 гг.) — систематизация результатов экспериментальной работы, их обобщение и осмысление, концептуальное оформление диссертационного исследования.

База исследования: исследование проводилось на базе Кубанского государственного университета в станице Павловской, а также филиалах Кубанского государственного университета в г. Кропоткине и г. Тихорецке.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные результаты исследования обсуждались и докладывались на международных, всероссийских и региональных конференциях и семинарах. Основные результаты внедрены в практику работы филиалов Кубанского государственного университета в станице Павловской, г. Кропоткине, г. Тихорецке.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в осуществлении системного анализа категории «среда», уточнении содержательных характеристик обучающей среды, разработке концептуальной модели и технологического обеспечения культурно-информационной среды подготовки специалистов в условиях регионализации современной системы высшего образования России.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации средовой модели подготовки специалистов в условиях сельской местности как гуманитарной образовательной практики, ориентированной на личностно-профессиональное развитие студентов.

Результаты исследования могут быть использованы при построении вариативных моделей подготовки специалистов как открытых педагогических систем.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследований обеспечивается методологией, адекватной цели, предмету и задачам исследованиясистемным подходом к решению проблемыпоследовательностью в реализации концептуальных положенийсогласованностью теоретических положений и выводов с данными экспериментальной апробации модели средовой подготовки специалистов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Концептуальная модель подготовки специалистов в условиях сельской местности, обладающая характеристиками:

• прогнозирования разрешающих возможностей среды;

• определения стратегий развития среды как целостного феномена и ее компонентов на объект-субъектном уровне рассмотрения;

• технологизации управленческих процедур, направленных на реализацию стратегий, в том числе на личностном уровне, обеспечивающих возможности развития субъектов образовательного процесса в условиях разноплановых взаимодействий со средой;

• реализации диагностической функции, обеспечивающей качество подготовки специалистов;

• проектирования средообразовательного процесса с учетом социально-экономических, культурных, информационных, технологических, коммуникативных условий.

2. Базовые признаки концептуальной модели среды, а именно: универсальность, определяемая особенностями этапа развития культуры и цивилизации, и вариативность, обусловленная векторностью, выражающейся в достижении обучающего эффекта в контексте решения определенного спектра задач.

Универсализация модели обеспечена сферой глобальных коммуникаций, интегрированных в вариативные компоненты сред всех уровней организации, обеспечивая трансферт инноваций в вариативный контекст.

Вариативность среды обусловлена личностно-профессиональными характеристиками студентов, регионализацией, возможностями интеграции среды в единое информационное пространство глобальных коммуникаций.

3. Технологическое обеспечение создания функционирования и развития среды подготовки специалистов представленное:

• интеллектуальной системой, интегрирующей информационные и Интернет-технологии, которая основана на индивидуальном знаниево-смысловом опыте студента и организации обратной связи, используя виртуальные возможности современных информационных технологий в плане замены мысленной интерпретации реальным трансформирующим воздействием виртуального мира;

• институтами развития, представленными структурами, ориентированными на расширение пространства выборов в плане личностного освоения субъектами образовательного процесса сфер науки и искусства как составляющих культуры;

• индивидуальными рефлексивными порталами, включающими: «Образовательный путь» — проект индивидуальной образовательной траектории, определяющей цель, результаты, пути достижения цели как личностные приоритеты студента- «Познание» — осуществление выбора студента в рамках представленных вариативных программ спецкурсов, обеспеченные кейсами самостоятельной работы с разными уровнями сложности- «Досье успехов» — комплект материалов, составляющих образовательную историю студента как цепь достижений;

• вариативными моделями традиционных, инновационных и виртуальных практик, обеспечивающих гуманитаризацию образования, понимаемого как путь личности в пространстве значений, смыслов, образов культуры, целеполагающим ориентиром которого выступает обретение человеческого в человеке в контексте гуманитарного события как со-бытия, встречи.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Общий объем диссертации составляет 242 страницы. Библиография включает 361 источник.

Выводы по второй главе исследования.

1. Образовательная среда — это многоуровневый феномен, в числе сущностных характеристик которого можно выделить пластичность, векторность, культуросообразность, структурированность, насыщенность.

Среда является образовательным ресурсом, задающим контекстно вектор развития личности. Событийно-вариативный характер среды определяется встречей педагога и студента и их совместной проектной деятельностью в рамках которой среды насыщается, изменяется, трансформируется.

Образовательная среда, обладая широким спектром модальностей, целеориентирована на адаптацию человека к миру и мира к человеку в контексте конкретной мировоззренческой парадигмы, способствуя изменениям культурно-поведенческих стереотипов воспитания, обучения, развития личности.

2. Информационная среда Всемирной компьютерной сети обеспечивает возможность перехода реальных явлений в виртуальные. Различные культурные фрагменты могут быть представлены в сети Интернет в своей потенциальной виртуальной бесконечности. Виртуальный мир сети Интернет обеспечивает бесконечное генерирование знаков и текстов, соединение различных дискрусов, интеграцию явлений, которые в реальности не представлены вместе, формирование новой коммуникативной среды общения в режиме диалога, посредником которого выступает компьютер.

Выделяются характерные особенности сетевой коммуникации: виртуальность, интерактивность, гипертекстуальность, глобальность, креативность, мозаичность.

3. Интернет сегодня может рассматриваться в качестве информационной среды современной культуры и как части ее, образования, реализуемого в форме дистанционного обучения. I.

Дистанционное обучение на основе телематики — это комплекс образовательных услуг, предоставляемых обучаемым с помощью специализированной телекоммуникационной среды. Дистанционное обучение ориентировано на индивидуальную, не зависящую от места и времени, работу обучаемых со структурированным специальным образом учебным материалом, с различной интенсивностью общения с удаленными экспертами-преподавателями или студентами.

Реализация образовательного процесса на основе телематики требует:

• подготовку мультимедийных дистанционных учебных материалов, имеющих гипертекстовое, графическое, аудиои видеопредставление;

• организацию взаимодействия обучаемых и преподавателя в процессе обучения;

• организацию способов контроля знаний студентов посредством выполнения практических заданий, совместных проектов, проведения тестирования и т. п.

Образовательная среда в современной социокультурной ситуации, являясь базовой основой организации вариативных моделей непрерывного образования, обладает характеристиками концептуальной модели, представленными на уровнях: прогнозирования, стратегического и тактического (практико-ориентированного) планирования, проектирования, технологизации проектов, диагностики и управления.

Концептуальная модель среды определяется современными особенностями развития культуры и цивилизации, что обусловливает ее I универсальность и конкретность, а также векторность, выражающаяся в достижении обучающего эффекта в контексте решения определенного спектра задач, предопределяя вариативность средового обучения.

Универсализация модели определяется сферой глобальных коммуникаций, интегрированной в компоненты взаимосвязанных сред всех уровней, а именно: регионального, районного, образовательного учреждения, личностного, обеспечивая трансферт инноваций в вариативный контекст.

4. Структурированная информационно-образовательная среда представляет собой педагогическую систему как многоуровневую модель, опосредованную культурой, социумом и развитием информационно-коммуникативных технологий.

Основными факторами организации педагогической системы среды являются:

• иерархия целеполагания;

• содержание обучения;

• коммуникативные взаимосвязи среды и субъектов образовательного процесса.

5. Структурирование среды соотносимо с категорией пространство. Информационные технологии позволяют расширять границы образовательного пространства, устанавливать новые связи, создавая равноправные субъектные центры и периферию, нивелируя тем самым глубину пространства. Контекст образовательного пространства сети Интернет составляют информация и значение. При этом информация переходит в контекст категории знание, опредмеченного субъектно по линии смысла. Это пространство смыслов образует семиосферу, интеллектуальный мир, являющийся результатом и условием развития культуры. Образование в контексте семиосферы есть путь. Его мерой становятся мысли и действия. Образные, метафорические, символические характеристики средовой семиосферы могут выполнять функцию моделирования в процессе обучения. При этом категория пространства вводит обучение в контекст образования как гуманитарной практики, как события, встречи. Образование понимается как путь личности в пространстве значений, смыслов, образов культуры. Фундаментальной в гуманитарной сфере является идея поступка и личной ответственности. Гуманитарная образовательная парадигма задает вектор смыслового измерения информационно-образовательному пространству. Современные информационные технологии позволяют моделировать образовательное пространство как виртуальный мир, заменяя мысленную интерпретацию реальным воздействием, материально трансформирующим облик этого мира, проектируя средства обучения,' отражающие индивидуальную образовательную траекторию и организующие рефлексию индивидуального опыта, общения, мышления в обучении.

6. Технологическое обеспечение создания, функционирования и развития среды обучения в целом и подготовка специалистов в частности, может быть представлено:

• интеллектуальной системой, интегрирующей информационные и Интернет-технологии;

• институтами развития;

• вариативными моделями традиционных, инновационных и виртуальных практик.

Модель интеллектуальной системы основана на индивидуально-смысловом опыте студента и обратной связи, центрируя процесс обучения на том, что уже известно ранее. Структурно интеллектуальная система представлена:

• программной предметно-ориентированной моделью интеллектуального компонента системы;

• базами данных — учебно-методической, структурированной в виде кейсов и индивидуальной, представляющей формализованную личностную образовательную траекторию студента.

Институт развития — это индивидуальный рефлексийный портал, включающий блоки: «Образовательный путь», «Познание», «Результаты» и «Досье успехов».

Блок «Образовательный путь» — это проект индивидуальной образовательной траектории, определяющий личностные приоритеты студента, цели, результаты, пути достижения целей.

Блок «Познание» представлен вариативными программами спецкурсов, ориентируя на осуществление выбора. В рамках спецкурса студент выбирает уровень сложности кейса самостоятельной работы.

Блок «Результаты» представляет образовательную историю студента в контексте изучения конкретных дисциплин.

Блок «Досье успехов» — комплект материалов, документально подтверждающих образовательную историю студента как «цепь достижений».

Институт развития — это и структурообразующий элемент среды, расширяющий «пространство выборов» студента в плане личностного освоения сфер науки и искусства как составляющих культуры, представленных, например, центрами в соответствии с дриоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения, в том числе в виртуальном формате.

Вариативные модели традиционных, инновационных и виртуальных практик решают задачи прикладного характера, учитывая социокультурные особенности окружения вуза.

7. Разработка и апробация средовой модели подготовки специалистов осуществлялась в филиале Кубанского государственного университета в станице Павловской. Создана вариативная модель среды подготовки специалистов в условиях сельской местности, которая ориентирована на:

• участие вуза в развитии региона: филиал готовит кадры, востребованные в крае;

• реализацию стратегии общего высшего образования, решающего задачи социализации молодежи в условиях усиливающейся тенденции опережающего развития сферы услуг;

• расширение участия общества в управлении качеством подготовки специалистов за счет использования технологии социального партнерства;

• координацию образовательных учреждений всех уровней, общественных организаций, институтов бизнеса и власти с целью обеспечения целостности регионального образовательного пространства, интегрированного в глобальные Интернет-коммуникации;

• закрепление кадров на селе.

Моделирование среды осуществлялось с использованием отдельных моделей интеллектуальной системы, институтов развития и вариативных моделей практик.

Созданная модель среды обеспечивает личностно-профессиональное развитие студентов, что подтверждается следующими фактами:

• профессия личностно значима, выбор ее не случаен, что подтверждается данными о трудоустройстве выпускников;

• формируемая образовательная траекторий студента индивидуализирована прежде всего за счет включения, в реализацию различных моделей практик;

• открытость среды, обеспечивающая возможность выбора перспективных карьерных устремлений.

Заключение

.

В результате проведенного исследования выявлены стратегические приоритеты развития высшего образования в России, соотносимые с вектором изменений, идущим от реформ 90-х годов и интеграцией России в мировое сообщество.

Наблюдается дифференциация образовательных систем, обусловившая процессы регионализации образования, обеспечивающие участие вузов в развитии региона.

Обозначилась дифференциация подсистем высшего образования по линии: общее образование — специальное образование. При этом общее образование выполняет функцию социализации, специальное обеспечивается, в частности, программами магистерской подготовки. Процессы регионализации актуализировали разработку вариативных моделей подготовки специалистов в сельских регионах России, анализ которых позволил представить основные стратегические задачи развития высшего образования:

• обновление содержания высшего образования и повышение его качества;

• равенство доступа к образованию;

• расширение участия общества в управлении образованием.

Определены цели подготовки специалистов в сельских регионах.

России. В их числе:

• содействие социально-экономическому развитию района, региона;

• обеспечение кадрами сельскохозяйственных предприятий, образовательную, культурную и другие сферы деятельности на селе;

• использование в процессе обучения интегрированного комплекса информационных и Интернет-технологий и другие;

• моделирование региональной культурно-информационной среды подготовки специалистов, интегрированной в глобальное пространство Интернет-коммуникаций, организуя образовательное пространство вуза открытого типа. В исследовании разработана и апробирована средовая модель подготовки специалистов в условиях филиала Кубанского государственного университета, расположенного в станице Павловской, Павловского района.

Краснодарского края.

Образовательная среда, опредмеченная современными социокультурными реалиями, концептуализирована и характеризуется как универсальностью, так и вариативностью. Универсализация определяется сферой глобальных коммуникаций, обеспечивая трансфер инноваций в вариативный средовый контекст.

Структурированная информационно-образовательная среда представляет собой педагогическую систему, опосредованную культурой, социумом и развитием информационно-коммуникативных технологий. Технологиями организации культурно-информационной среды подготовки специалистов как системной модели выступают: интеллектуальная система, институты развития и вариативные модели практик.

Созданная в филиале среда обеспечивает личностно-профессиональное развитие выпускников, востребованных на региональном рынке труда.

В исследовании осуществлен переход к осмыслению среды подготовки специалистов как многоуровневой педагогической гуманитарной системы, задающий вектор смыслового измерения информационно-образовательному пространству обучения. Категория пространства вводит обучение в контекст образования, понимаемого как путь личности в пространстве значений, смыслов, образов культуры. При этом отметим несколько важных научных проблем подлежащих дальнейшему изучению:

1. Разработка технологий, актуализирующих самообразование студентов.

2. Создание среды дистанционного обучения, организуемого на базе вуза, работающего в сельской местности.

3. Разработка ресурсного обеспечения информационно-образовательной среды виртуальных практик.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994.
  2. Е.А. Роль университетов в интеграции региональных систем образования. / Е. А. Абрамова «Теоретические и методологические проблемы формирования федеральных программ социально-экономического развития регионов». Саранск, 1995, С.63−65.
  3. М.Л., Озерова Н. Б., Беляков С. А., Клячко T.JI. Система финансирования образования. Анализ эффективности. М.: Технопечать, 2003.
  4. Академический инновационный университет. // Высшее образование сегодня. 2003, № 7, С. 12−21.
  5. И. Проектное управление в системе высшего образования. /И. Акперов // «Проблемы теории и практики управления», 1999, № 5, СЛ18−121.
  6. И.Г. Прогнозирование потребности в специалистах и управление региональной системой образования. / И. Г. Аликперов «Высшая школа». М, 1998. С. 305.
  7. Актуальные проблемы развития высшей школы: проблемы альтернативности норм и творчества в системе высшего образования. / Межвузовский сборник тезисов докладов. СПб, 1998. С. 142.
  8. Ю.Акчурин И. А. Виртуальные миры и человеческое незнание // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: 1998.
  9. Ю.Н. Может ли образование быть негуманитарным? /Ю.Н. Афанасьев «Вопросы философии», 2000, № 7, С.37−42
  10. В.Ф. Основные этапы технологии разработки стратегии развития вуза. /В.Ф. Бабкин «Вестник Воронежского гос. университета. Проблемы высшего образования». Воронеж, 2001. № 2, С.135−138.
  11. П.И. «Гуманитарные знания в структуре содержания высшего образования». /П.И. Бабочкин «Вестник Московского Индустриального университета». Серия «Гуманитарная наука», 2003, № 1, С.23−27.
  12. Т. Как учат на электронном факультете? /Т. Базаров «Управление персоналом». 1999, № 2. С.93−96.
  13. В.Н. Некоторые концептуальные проблемы практическойреализации дистанционного обучения в России. /В.Н. Баксуков «Вестник Северо-Западного отделения Российской академии образования». СПб., 1998, Вып. 3, С.135−143.
  14. А. Оценка учебного заведения: итоги пилотной стадии эксперимента". / А. Барблян «Alma mater», 1996, № 4/5, С. 29−32.
  15. М.И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Классификация обучающих сред // Школьные технологии, 2000, № 2, с. 135−146.
  16. Е.А. Проблемы обеспечения конкурентоспособности вузов и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции // Некоторые аспекты социодинамики сферы образования в современном российском обществе / под ред. М. Б. Бергельсон М., 2000.
  17. Е.П. К проблеме групповой динамики сетевого сообщества // http://psynet.carfax.ru/text/bell.htm
  18. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000.
  19. Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания. // Славянская педагогическая культура. — 2006. № 5. — с. 45−53.
  20. И. Университетский комплекс и университетское образование / И. Борисов «Alma mater». 2002, № 11, С.3−9.
  21. Ъ.Борликов Г. М. Университет в современном образовательном пространстве: Ориентация на личность специалиста. / Г. М. Борликов. -Волгоград: «Перемена», 2001. С. 345.
  22. Ъ2.Буглаев В. Разработка региональных компонентов государственныхtобразовательных стандартов. / В. Буглаев, О. Горленко, В. Попков «Высшее образование в России». 1996, № 3, С.70−75.
  23. А.П. «Профессиональное образование в России». / А. П. Булкин «Общество и экономика», 1996, № 6, С.79−89.
  24. Н.Ю. Воспроизводство специалистов с высшим образованием. /Н.Ю. Бутенко. Киев: Изд-во при Киевском гос. университете. 1990. С. 133.
  25. В.М. Анонимность, безличность, виртуальность // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2001I
  26. В вузе и дома: В Геленджике открылся филиал КубГУ. // «Черноморская здравница», 1996,22 февраля.
  27. КВ. «Индивидуализированное обучение в высшей школе США». Автореферат к.п.н. / Василевская И. В. СПб, 1995. С. 14.
  28. ЗЪ.Василевский А. И. Высшая школа: переход к новой парадигме образования. /А.И. Василевский «Культура. Образование. Православие». Ярославль, 1996, С.43−46.
  29. В.Н. Модели управления вузом на основе информационныхтехнологий. / В. Н. Васильев. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводскогогос. университета, 2000., С. 161.
  30. И.Е. Экономические реалии в вузовском отражении. /И.Е. Вельских, О. Е. Вельских // «ЭКО», 2002, № 1, С. 157−159.
  31. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. / А. А. Вербицкий. М: «Высшая школа», 1991. С. 204.
  32. В. Социальные технологии в образовании. /В. Взятышев, JI. Романкова «Высшее образование в России». 1998, № 1, С.28−38.
  33. А.А. Отражение структуры региона в структуре высшей школы. / А. А. Владимиров «Общее и особенное в региональной культуре Нижегородского края». (Материалы международной научной конференции, 16−17 июня 1997 г. -Н. Новгород, 1997. С.70−72.
  34. В. Образованию профессиональную ориентацию. / В. Власов, Н. Ямщикова «Высшее образование в России», 1998, № 4, С.29−32.
  35. В.Е. Новый вариант вузовского образования для сельской молодежи". / В. Е. Волков «Батыревский филиал Чувашского гос. университета. Чебоксары, 1999. С.12−14.
  36. Вопросы воспитания: системный подход. / Под обшей редакцией Л. И. Новиковой. М.: Прогресс, 1981. — 136 с.
  37. Вузовское общение: проблемы активизации. / Б. В. Бокуть С.И., С.И.
  38. Сокорева и др. Минск: „Университетское образование“, 1989. С. 108. t
  39. Вузы и социально-экономическое развитие региона. / „Вуз и регион: взаимодействие с органами власти, бизнес-структурами и международными организациями“. Материалы Всероссийского семинара. 25−26 апреля 2002 г. Тюмень, 2002., С.71−107.
  40. ЪЪ.Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова.
  41. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с. 53. Высшее образование в России: правила и реальность / Авт. колл.: А. С. Заборовская, Т. Л. Клячко, И. Б. Королев, В. А. Чернец, А. Е. Чирикова,
  42. Л.С. Шилова, С. В. Шишкин (отв. Ред.) — Независимый институтсоциальной политики. М., 2004.
  43. Высшее образование в Российской Федерации./ НИИ высшего образования. М: НИИВО, 2000. С. 156.
  44. Высшее образование для XXI века. Общие подходы и практические меры / Материалы Международной научной конференции. Москва, 16 ноября 2002 г. М., 2003, С. 95.
  45. Л. Вуз как автономная система: опыт концептуального подхода. /Л. Вязовский „Высшее образование в России“, 1999, № 2, С. 110.
  46. Д. Виртуальный дискурс в культуре постмодерна // Критика и семиотика. 2000. № 1−2.
  47. B.JI. Высшая школа: правовые вопросы». /Справочник. B.JI. Гейхман. Киев: «Лыбидь», 1990, С. 365.
  48. М.Н. Высоты высшего образования. /М.Н. Глазков «Педагогика», 2002, № 2, С.97−100.
  49. Глобализация и образование. / Сборник обзоров, отв. редактор Зарецкая С. Л. -М.: РАН ИНИОН, 2001. С. 144.
  50. В.А. Высшая школа на пути реформ. / В. А. Гневко. СПб., 1998. С. 238.
  51. JI.B. Формирование региональной системы непрерывного профессионального образования// Педагогика. 2001. № 3. С.48−52.
  52. Государственные приоритеты в науке и образовании.,/Отв. редактор А. И. Ракитов. М.: РАН ИНИОН, 2001. С. 232.
  53. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Гос. Ком. РФ по высшему образованию, 1995. С. 383.
  54. А.Г. Учебный процесс требует серьезной перестройки. /А.Г. Грязнова «Вуз и рынок». М, 1993. Кн.2. С.289−291.
  55. Л. Кризис высшего образования в России: конец советской модели. / Гудков Л. «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены». М., 1998, № 4, С.32−45.
  56. Гуманитарное образование в современном вузе: традиции и инновации. / Материалы региональной научно-практической конференции. -Краснодар: КГУКИ, 2002. С. 301.
  57. КГ. Университетский комплекс как базовая структура и инструмент инновационной деятельности в регионе. / И. П. Данилов,
  58. B.И. Сеньков «Известия Российской академии образования». 2002, № 1.1. C. 125−133.19Демидова JJ.A. «Педагогические основы современного образовательного процесса в негосударственных вузах». / JLA. Демидова «Инновации в образовании», 2003, № 3, С.54−74.
  59. Д. К проблеме внедрения дистанционных форм обучения /Д. Десятов, Б. Преображенский, Т. Толстых. «Alma mater». 2003. № 4. С. 13−16.
  60. Дистанционное и заочное образование: антагонисты или партнеры? / «Alma mater», 1999, № 7, С. 12−19.
  61. Дистанционное образование: проблемы и перспективы. /Материалы Международного семинара. СПб.: «Образование», 1996. С. 84.
  62. Дистанционное обучение в системе высшего образования. Актуальные проблемы педагогики. / «Актуальные проблемы гуманитарных, социальных и экономических наук». М., 2002. Вып.1, С.9−141.84Добрускин М. Е. Золотой фонд вуза в зеркале социологии. /М.Е.
  63. Добрускин // «Социологические исследования», 1999. № 4. С.128−152. 85Долженко О. Социокультурные предпосылки становления новой парадигмы высшего образования. /О. Долженко «Alma mater» М., 2000- № 10-С.24.
  64. Доступность высшего образования в России // Отв. ред. С. В. Шишкин.
  65. СД. Структура подготовки кадров в российских вузах. /С.Д. Еникеева «Материалы научной конференции „Ломоносовские чтения -1998″. -М., 1999. С.119−120.
  66. Ю.А. „Проблемы регионализации университетского образования“. /Ю.А. Захаров, Б. П. Невзоров „Вестник Кемеровского гос. университета“. Кемерово, 1999. № 1, С.36−42.
  67. Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. /Э.Ф. Зеер, ГЛ. Романцев. // „Педагогика“, 2002, № 3, С.16−21.
  68. В.П. Дистанционное образование: к постановке проблемы // Педагогика, 2000, № 2. с.23−34.
  69. Д.В. Эволюция критической теории общества / Автореф. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. социолог. Наук. СПБ., 1998.
  70. Ю.Ю. Вузовский гуманитарный комплекс МЭГУ: начало пути, прогноз на будущее. /Ю.Ю. Иванов „Вестник МЭГУ“, 1996, № 2, С.43−45
  71. Н.Н. Вузовские инновации без овации. /Н.Н. Илышева //"ЭКО“, 2003, № 10, С.124−137.
  72. Инновационное образование: парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения». / Шукшунов В. Е., Взатышев В. Ф., А. Я. Савельев, «Высшее образование в России», 1994, № 2, С. 13−28.
  73. Информатика и образование, № 5, 1995.
  74. К студенту за рецептом справедливости. / Н. Булгакова. // «Поиск», 2000, 22 сентября, С. 8. (Спец. выпуск о Новороссийском филиале КубГУ).
  75. А.В. Университеты и экономика, основанная на знаниях. Саратов, 2002. С. 270.
  76. В.И. Высшая школа: социально-педагогическое взаимодействие. /В.И. Казаренков, Т. Б. Казаренкова // «Педагогика», 2000, № 5, С.64−69.
  77. Е.В. Высшая школа в системе непрерывного образования. / Е. В. Калинкин. Минск, 1990. С. 142.
  78. Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М.: ГУ ВШЭ, 2001.
  79. Н.В. Реформа образования: вузы. / Н. В. Карлов // «Вестник РАН», 1999, Т. 69, № 2, С.140−144.
  80. А.А. Личностно ориентированная модель вузовскогообразовательного процесса". /А.А. Кармаев «Образование на порогенового тысячелетия». Балашов, 1999, ч.1, С. 33−34.
  81. В.В. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе / В. В. Карпов. М.-СПб., 1992, С. 142.
  82. А.П. Формирование и развитие территориальнойструктуры высшего образования России. /А.П. Катровский. М.: «Международные отношения», 2003. С. 208.
  83. В. Проблемы управления качеством в вузах: Эволюция основополагающих принципов менеджмента качества и их использование в образовательных системах. /В. Качалов «Стандарты и качество», 2000, № 7, С.68−73.
  84. В.Г. «Региональная политика в области высшего образования: какой ей быть?» / В. Г. Кинелев «Региональная политика в области высшего образования». Саранск, 1994. Вып.2. С.5−18.
  85. В.Г. Основные направления региональной политики РФ в области высшего образования. / В. Г. Кинелев, «Регионология». -Саранск, 1995. № 3, С.44−50.
  86. В.Г. Регионализация высшей школы задача сегодняшнего дня./ Кинелев В. Г. «Образование. Наука. Регион». 1995, №¾, С.10−15, (1997, № 8).
  87. В.Г. Региональная политика в области высшего образования: какой ей быть? /В.Г. Кинелев «Высшее образование в России». М. 1993, № 4, С. 14−24.
  88. Т.Г. Высшая школа в информационном обществе. / Киселев Т. Г. «Культурология: новые подходы». 1999, № 5/6, С. 127−141.
  89. Я. «Реформы образования и некоторые особенности развития классических университетов России. / JI. Ковалева „Международное сотрудничество“, 1999. № 1. С. 28.
  90. В. Университетский комплекс как основа подготовки кадров. / В. Ковальский „Высшее образование в России“. 2003. № 1, С. 134−140.
  91. Ю.С. Новые подходы к системе территориальной организации университетского образования и .рынок труда. /Колесников Ю.С., Юрков A.M. „Университеты России: проблемы регионализации“. Ростов-на-Дону, 1994, С.42−51.
  92. К.К. Фундаментальные основы информатики: Учеб. пособие для вузов М.: Академ, проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  93. Концепции университетского образования в новом тысячелетии: Материалы Международной научно-практической конференции. 14−17 мая 2001 г. СПб., 2002. С. 326.
  94. Концепция государственной региональной политики РФ в области высшего и среднего профессионального образования: проект. / „Регионология“. Саранск, 1994. № 2/3. С. 122−134.
  95. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  96. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002. — 24 с.
  97. Концепция подпрограммы „Инновация высшей школы и их реализация в 2001—2002 гг. г.“. / „Поиск“, 2000, № 35, С. 12−13.
  98. .Г. Ведущие тенденции развития современной системы высшего образования. /Б.Г. Коростелкин „Вестник Челябинского университета“, Серия 5, Педагогика, Психология. -Челябинск, 1999, № 1, С.115−122.
  99. Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста. /Э. Коротков „Высшее образование в России“, 1995, № 2, С.72−78.
  100. О.М. К вопросу о национально-региональном компоненте высшего профессионального образования. /О.М. Кривошапкина, „Регионология“. Саранск, 2000. № 2. С.203−207
  101. В. „Рейтинговая система диагностики учебного процесса в вузе“. / В. Кругликов „Высшее образование в России“. 1996, № 2, С. 100−102.
  102. О.В. Современные тенденции в получении образовательных услуг. / О. В. Крухмалева „Социс: Социологические исследования“, 2001, № 9, С. 83−88.
  103. Т.Н. Методологические основы управления качеством высшего образования». Автореферат к.э.н. Т. Н. Кузнецова Чувашский гос. университет им. И. Н. Ульянова. Чебоксары, 2000,24с.
  104. Е. Методика разработки рекламной кампании вуза. /Е. Кузьмина «Маркетинг», 2002, № 4, С. 113−121.
  105. Е.Н. Дистанционное обучение студентов и его социальные аспекты. /Е.Н. Кулемина «Человек в системе социокультурных отношений». М., 1997. Вып. 3, С.154−156.
  106. И.Р. Гипертекст как способ коммуникации // http://www.socio.ru/bull/l 8. htm
  107. Г. Ф. Обеспечение качества выси рыночной экономики // Педагогика. М. — 2004 — № 3. — 108 с.
  108. Н.С. «Образование и наука в регионе: проблемы и возможности развития». /Н.С. Ладыжец «Вестник Удмуртского университета». Ижевск, 1995, № 6, С. 94−104.
  109. Е.В. Рынок труда молодых специалистов Москвы // Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг М.: МЭСИ, 2003, с. 46−58
  110. ЛиотарЖ.Ф. Состояние Постмодерна. М.- СПб.> 1998
  111. Е.Д. Организационно-экономические проблемы высшей школы в условиях региона. /Автореферат к.э.н. Липкина Е. Д. -Екатеринбург, 1996. С. 22.
  112. И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М., 2001. — 224с.
  113. С. Информационно-образовательная среда открытого образования. / С. Лобачев, А. Поляков «Народное образование» 2000 г. № 8-С.43−48
  114. Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст -семиосфера — история. — М., 1999. с. 168.
  115. Н. Невероятность коммуникации // http://soc.pu.ru.8101/publication/Pts/luman c. html/
  116. Н. Решения в «информационном • обществе» // http://www.soc.spb.ru/luman i. html
  117. А.П. Государственное управление системой высшего образования в регионе. / А. П. Лунев. Астрахань: Издательство Государственного педагогического университета, 1999. С. 280.
  118. И. Диагностирование состояния высшей школы на территориях / И. Майбуров «Alma mater». 2002. № 12, С. 18−24.
  119. А. С. Воспитание гражданина Сост. P.M. Бескина, М. Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988.- 304 с.
  120. М.С. С появлением спутника планета стала глобальным театром, котором нет зрителей, а есть только актеры // Кентавр. 1994. № 1.
  121. В.А. Приоритетное направление развития высшего образования в России. / В. А. Мансуров «Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы». Ежегодник. Барнаул, 1999, Вып.7, С.301−305.
  122. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1970.
  123. А.И. Регионализация высшего образования. /А.И. Мартынов «Региональная политика РФ». Саранск, 199?. С.33−34.
  124. К. Вузы грядущего века. /К. Матвеева. // «Вольная Кубань», 17 декабря 1998 г. С. 1.
  125. JI.B. Высшему образованию высший приоритет. /JI.B. Матвейчук. «Наука, образование, культура». — 1999, № 2, С.22−26.
  126. Материалы первой международной конференции «Практическое управление и институциональные исследования в высшем образовании». Москва 3−4 декабря 2002 г. М.: Физтехпресс, 2003. — с. 71−109.
  127. М.О. Рождение конкуренции / «Alma m^ter» 1999, № 7, С.20−22.
  128. Н. Условия, формы и задачи сотрудничества государственных и негосударственных вузов. /Н. Меднис, А. Ревуженко «Негосударственное образование в России». Новосибирск, 1996. С. 106−110.
  129. Т.А. Новые образовательные технологии: от вуза к школе. /Вторые Уральские историко-педагогические чтения". Екатеринбург, 1998. С. 188−191.
  130. К. На шаг впереди общества пытается идти высшая школа края. /К. Миракова. // «Вольная Кубань», 18 июня 1999, СЛ.
  131. КН. Педагогика поддержки. / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. -М.: «Мирос», 2002. С. 207.
  132. Модели управления учебными процессами вуза. / И. П. Чучалин, В. З. Ямпольский, В. Н. Чудинов и др. Томск: Издательство Томского университета, 1992. С. 178.
  133. Молодежь, образование, рынок. /Сборник научных трудов, НИИ высшего образования. -М.: НИИВО, 1992. С. 108.
  134. И.Н. Развитие методологических основ функционирования региональной системы высшей школы. / Молчанов И. Н. «Проблемы федеральной и региональной экономики». Ростов-на-Дону, 1999. Вып. 3, С.224−331
  135. И.Л., Кафтанников И. Л. Методология и средства повышения интеллектуализации ИТ-учебного процесса. / [email protected], [email protected]
  136. Е. КубГУ: Ваш шанс обрести себя. /Е. Назарова. // «Краснодарские известия», 22 февраля 2003, С. 8.
  137. Нетрадиционные формы и методы обучения и контроля качества знаний. /Межвуз. сб. научных трудов. Саранск, 1994. С. 219.
  138. М. Стоит ли овчинка выделки? Мотивационные ресурсы дистанционного обучения. /М. Никитин, С. Соловьев «Alma mater», 2001 -№ 5-С. 16−20.
  139. В. Малые образовательные структуры: шаг вперед или пройденного? /В.Никифоров «Alma mater», 2000, № 2, С.28−33.
  140. Т.П. Инновации в образовательной системе и экономический рост./ Т. П. Николаева, «Инновации». СПб, 2000. №½, С.40−44.
  141. ИМ. Организационно-педагогические условия оптимизации культурно-образовательного пространства: Дис.. канд. лед, наук.-СПб., 1999.
  142. Новая педагогическая компетенция: опыт проекта «Переподготовка учителей-гуманитариев». Биробиджан, 2000. — 376с.
  143. A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы
  144. Наследия, векторы развития. /A.M. Новиков М. «Эгвес», 2000.-С.270.
  145. С.А. «К качеству образования через дидактические комплексы „. / С. А. Новикова, „Телескоп“. Самара, 2003, № 3, С.62−65.
  146. Нововаршавский филиал Омского государственного педагогического университета как составная часть муниципальной системы непрерывного образования. Решение коллегии министерства образования Омской области № 3/1 от 17.03.2004
  147. Новое качество высшего образования в современной России. Содержание, механизмы реализации, долгосрочные и ближайшие перспективы. /Государственный комитет РФ по высшему образованию. -М, 1995, С. 199.
  148. Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. / Сборник научных трудов. Волгоград: „Политехник“ 2001. Вып.7, С. 255.
  149. Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. /Сборник научных трудов Волгоград: „Политехник“, 1999 г.-Вып.5. Ч.1.С.127.
  150. Новые технологии в обучении: Рекомендации КРЕ по выработке университетской стратегии. / „Alma mater“, 1998, № 9, С.34−37.
  151. Новые ценности образования: культурные модели школ Ред. серии Н. Б. Крылова, ред. выпуска P.M. Люснер, Т. В. Анохина, М. М. Князева. М.: ИЛИ РАО, 1997.
  152. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов Ред. составитель Н. Б. Крылова. М.: ИЛИ РАО, 1995.
  153. Новый этап формирования современной региональной политики РФ в области высшего образования. // „Регионология“. Саранск, 1993. № 2. С.33−39.
  154. А.Н. Социокультурные модели университетского образования. /А.Н. Ножкин. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2002. С. 19.
  155. Обеспечение качества в высшем образовании Российской Федерации. / Труды Исследовательского центра. Авторский состав Ю. Г. Татур и др. М., 2000. С. 117.
  156. Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы развития. / Сборник научных статей научно-методической конференции 24−25 апреля 2003 г. Уфа, 2003, ч.1−2.
  157. Образование в России. 2003: Стат.сб./Госкомстат России. М., 2003.
  158. Образование в России: перспективы и реальность. / Материалы научно-практической конференции. СПб., 2001. С. 285.
  159. Образование за рубежом, 1994−1995. /Информационно-аналитический справочник. Тверь: „Группа Тверьинтерконтакт“, 1995. Вып. 1. С. 68.
  160. Общепедагогические проблемы образовательного процесса в высшей школе. /Тезисы доклада третьих рязанских чтений, 11 января 1996 г. Рязанский гос.пед. университет им. С. А. Есенина. Рязань, 1996. С. 183.
  161. Огородникова И. А. Как готовить специалистов в университете?
  162. И.А. Огородникова // „Социологические исследования“, 2003, № 8,1. С.99−103.
  163. О.П. О сущности активных методов обучения. /О.П. Околелов „Высшее образование в России“, 1993, № 3, С. 159−165.
  164. О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития. /О.П.
  165. Околелов „Высшее образование в России“. 1994, № 2, С. 45−50
  166. JI.C. Россия на пути интеграции образования // Социология образования. 2004. — № 2. — с. 81−85.
  167. А.Н. Управление учебно-воспитательным процессом в высшем педагогическом учебном заведении. /А.Н. Орлов. Алма-Ата: „Ментеп“, 1989. С. 109.
  168. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
  169. От логического позитивизма к постпозитивизму.- Сб. РАН
  170. ИНИОН, Государственный комитет РФ по высшему образованию. НИИ высшего образования. Хрестоматия. М.: 1993. — 216с.
  171. И.А. Современное состояние и тенденции рынка платного высшего образования. / И. А. Павлов, B.JI. Малинин „Менеджмент в России и за рубежом“, 1998, № 4, С. 113−126.
  172. В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. М., 1991.
  173. З.П. Концептуальные аспекты подготовки конкурентоспособного специалиста в современных условиях. /З.П. Печерская. Самара, 2003. С. 260.
  174. СЛ. О некоторых аспектах теоретически обоснованной концепции развития образования. /С.П. Пимчев „Профессиональное образование в регионе: проблемы развития“. М, 1993. С.8−10.
  175. В.Г. Университетское образование: поиск путей интенсификации. /В.Г. Пищулин „Объединенный научный журнал“. -М., 2002. № 30, С.13−16.
  176. В.Г. Университетская образовательная система в условиях филиала. / „Вестник Оренбургского гос. университета“. -Оренбург, 2002, № 7, С.131−133.
  177. А.Н. Механизм взаимодействия участников инвестиционно-инновационной сферы“. /А.Н. Плотников. Саратов, 2002. С. 170.
  178. Подготовка научных кадров в системе высшего образования России. / Сб. обзоров. М.: РАН ИНИОН, 2002. С. 183.
  179. Подготовка специалистов в области гуманитарных и социально-экономических наук. / Материалы для сравнительного анализа. М.: Гос. Ком. РФ по высшему образованию, 1995., С. 88.
  180. В.А. Комплексный подход к формированию гибких образовательных программ./ В. А. Полянин „Высшее образование в России“. 1996, № 3, С.85−90.
  181. Н.А. К вопросу о дистанционном образовании. /Н.А. Пономарева „Четвертые апрельские экономические чтения. Тезисы, доклады и сообщения конференции по проблемам экономики и менеджмента“. Омск, 1999, С.54−56
  182. О. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры. /О. Попов „Регионология“. Саранск, 1999. № 1, С. 120−134.
  183. Г. С. „Новые гос. университеты как современная педагогическая система. / Г. С. Поровский „Вестник Новгородского университета им. Я. Мудрого“, Серия: „Педагогика. Психология. Социология“. Новгород, 1997. № 6. С. 58−64.
  184. В.П. О методике оценки качества обучения./В.П. Потапов. // „Социологические исследования“, 2001, № 10, С. 136−137
  185. В.Т. О методике оценки качества обучения. / В. П. Потапов „Социс: Социологические исследования“. 2001. № 10, С. 136 138.
  186. Проблемы высшего образования в условиях перехода к рыночной экономики. / Бизнес и высшее образование в условиях перехода к рыночной экономике. Барнаул, 1997. С. 109−151.
  187. Проблемы современного образования. / Сборник научных трудов. Московский педагогический университет. М., 1999, С. 142.
  188. Проблемы стандартизации высшего педагогического образования. Материалы обсуждения за „круглым столом“ в редакции журнала „Педагогика“. .2001, № 6, С. 52.
  189. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005−2008 годы). Проект. -М., 2005.
  190. Проекты будущего // Internationally politic. 1999. № 12
  191. Процесс регионализации высшей школы: от стихийности к управляемости. / „Регионология“. Саранск, 1994. № 1. С.69−79.
  192. Психолого-педагогические основы образовательного процесса в вузе. / „Организация и управление образовательной, научной и производственной деятельностью“. Ессентуки, 1998. С. 100−162.
  193. Е.Г. Высшая школа: некоторые проблемы самоорганизации. /Е.Г. Пугачева, К. Н. Соловьева // „Социологические исследования“, 1999,№ 11,С.99−101.
  194. В.И. О периферийных подразделениях высших учебных заведений. /В.И. Пусев „Региональная политика РФ в области высшего образования“. Саранск, 1994. Вып.2. С.170−187.
  195. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. Под ред. H.JI. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, — 284 с.
  196. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы. /B.C. Рахманин, А. П. Дьяков, Г. В. Горченко и др. -Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1991. С. 159
  197. Регионализация высшего образования приоритетные условия современности. /Ш.З. Шугактов „Наука и высшая школа“. — Калмыкия. Элиста, 2000.-№ 1-С.8−13.
  198. Региональные структуры системы образования: опыт, проблемы, перспективы. / Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 5-й годовщине Батыревского филиала
  199. Чувашского государственного университета. Чебоксары, 1999. С. 174
  200. JI.JI. „Управление качеством непрерывного уровневого образования в региональном учебно-научно-педагогическом комплексе“. /JI.JI. Редько. М., Ставрополь: „Ставропольсервисшкола“, 2001, С. 319.
  201. КВ. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. -М.: Школа-Пресс, 1994.
  202. В.И. Многоуровневая система и интеграционные процессы в вузовском образовании. /В.И. Ровкин, К. А. Чуркин. Омск. 2002, С. 66.
  203. .Б. Пространственная поляризация и переориентация // Куда идет Россия?. Трансформация социальной сферы и социальная политика. / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М.: Дело, 1998. С. 179 180.
  204. Л.И. Траектория модернизационных процессов в российской системе высшего образования (конец XX начало XXI в.) // „Экономика образования“. — 2003. — № 1.
  205. Российская высшая школа: время перемен. / А. С. Осиповский, JI.A. Чечель, А. Ю. Смоленцева и др. М., 2000. — С.207.
  206. Российская экономика в 2004 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 26). М.: ИЭПП, 2004.
  207. В.Ю. Институт высшего образования / Автореферат В. Ю. Рубина. Новочеркасск, 2000. С. 26.
  208. Рубцов В. В Основы социально-генетической психологии. М.: Изд-во „Институт практической психологии“, Воронеж, НПО „МОДЭК“, 1996.-384 с.
  209. В.Н. „Цивилизационно-культурологическая парадигма развития университетского образования“. / В. Н. Руденко, О. В. Изкаленко, „Педагогика“, 2003, С.32−40.
  210. JI. О системных основах подготовки специалистов. /JI. Рябов „Alma mater“, 1997, № 7, С.8−9.
  211. А.Я. „Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования“. /А.Я. Савельев „Высшее образование в России“. М, 1994. № 2, С.29−37.
  212. В., Куриляк В. Новая экономика: мода или единственный шанс для новой страны//Зеркало недели. № 12. — 2002.
  213. Г. В. Заочно-дистанционное обучение эффективная форма получения высшего профессионального образования“. /Г.В. Саенко.-М, 1998. С. И.
  214. П. Новые подходы к организации высшей школы. / П. Саркисов „Высшее образование в России“, 1997, № 3, С. 11−18.
  215. П.Д. О некоторых особенностях состояния и перспективах высшего образования в России». /ИД. Саркисов
  216. Развитие образования и нации на пороге XXI века". М., 1999, С42−52.
  217. О. А. Особенности экономики вузов в условиях перехода к рынку//Качество, инновации, образование 2004 — № 1. — с. 21−26.
  218. Ю.Н. Интеграция содержания профессионального образования. /Ю.Н. Семин. // «Педагогика», 2001, № 2, С.20−25.
  219. B.C. «Структурная и содержательная реформа университетского образования России». / B.C. Сенашенко «Современные проблемы университетского образования». Волгоград, 1993. С. 10−14, № 3.
  220. В. Многоуровневая структура: проблемы совершенствования. / В. Сенашенко «Высшее образование в России». 2002, № 2, С.28−36.
  221. Ю.В. Гуманитаризация образовательной среды в университете. /Ю.В. Сенько. // «Педагогика», 2001, № 5, С.51−57.
  222. Э. Коммуникация // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993
  223. А. Социально-гуманитарное образование в меняющейся России. /А. Сидорович «Общество и экономика». 1999. №¾. С.323−335.
  224. Н.Я. Пути реформирования высшего профессионального образования: Перспективы развития региональных вузов./ Н. Я. Синицкая «Экономика образования». Кострома, 2002. № 1, С.65−67.
  225. P.M. История основания и развития на юге России. /P.M. Ситько. Ростов-на-Дону, 1997. С. 95.
  226. И.А. Система педагогической диагностики в вузе./ И. А. Скопылатов. О. Ю. Ефремов. // «Педагогика». 2001, № 7, С.58−62.
  227. Н.А., Беляев Г. И., Клячко Т. Л. и др. Модернизацияроссийского образования. Ресурсный потенциал и подготовка кадров. -М.: Издательство ГУ ВШЭ, 2002.
  228. Современные научные и организационно-методические проблемы многоуровневого университетского образования. / Современные проблемы университетского образования. Волгоград, 1993. С.32−71, № 3.
  229. Современные технологии обучения в университетах, включая компьютерно-информационное обеспечение". / «Современные проблемы университетского образования». Волгоград, 1993. С.90−129.
  230. Современный философский словарь. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск, 1998
  231. Содержательное и методическое обеспечение новой концепции образования в современных условиях. /Материалы научно-методической конференции. Волгоград. 4−5 февраля 1999 г. -Волгоград, 2000-С.86.
  232. А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. -СПб., 1996.
  233. Э. К вопросу о региональной политике государства в области высшего образования. / Э. Соколов «Alma mater», 1999, № 12, С.8−10.
  234. М.В. Историческое развитие высшего образования России. / М. В. Соколова «Человек в системе социальных отношений». -М., 1996.Вып.2,С. 184−191.
  235. М.В. Современное состояние высшей школы. /М.В.
  236. Соколова «Человек в системе социальных отношений». М., 1996, Вып.2, С. 197−207.
  237. В.А. Негосударственное высшее образование в России. /В.А. Солоницын. М, 1998. С. 273.
  238. В.В. Организация и основные концепции развития университета классического типа. /Доклад на совещании-семинаре «Основные тенденции и принципы реформирования высшего и среднего специального образования в регионах России». Новгород, 1995. С. 76.
  239. Э. «Разработка модели системы качества вуза». / Э. Спиридонов. Е. Савина «Стандарты и качество», 2002. № 4. С.46−47
  240. Т.В. Вузы на рынке образовательных услуг. /Т.В. Старостина «Социологические исследования». 2003, № 4, С. 121−126.
  241. Статистический сборник «Образование в Российской Федерации». М., ГУ-ВШЭ, Институт статистических исследований и экономики знаний, 2003. С. 276.
  242. Статистический сборник «Регионы России: социально-экономические показатели». Госкомстат России. М., 2003. — 752 с.
  243. Е.А., Степаненко С. Б. Интернет как явление культуры: тексты в сетевом контексте // Аргументация, интерпретация, риторика. Электронный журнал. Вып. 1 http://www.spb.ru/phil/argumentation.htm
  244. О.В. Этнокультурные функции образования в процессе модернизации российского общества: Дис. канд. соц. наук. Ростов н/Д, 1995.
  245. Стратегии семей в сфере образования. Информационный бюллетень /Минобразования РФ, ГУ ВШЭ, ФОМ. М., 2004.
  246. Стратегии учреждений профессионального образования на рынках образовательных услуг. Информационный бюллетень/ГУ-ВШЭ. М., 2004.
  247. М.М. Теория и практика нелинейного письма (взгляд сквозь призму «грамматологии» Ж. Деррида // Вопросы философии. 1993. № 3.
  248. JT.A., Ивашкина Н. В. Университетский комплекс как региональная модель образования. Конференция «Значение и функции провинциального университета в социально-экономическом развитии региона» на портале «Auditorium.ru»
  249. Е.А. Тьюторство как механизм индивидуализации // Школа и открытое образование: Концепции • и практики индивидуализации/ Отв. ред. А. О. Зоткин, И. Д. Проскуряковская. -Томск, 2000. с.78−80.
  250. А.И. «Концепция региональной политики в области высшего образования». / А. И. Сухарев «Университеты России: проблемы регионализации». Ростов-на-Дону, 1994., С.51−57.
  251. В.А. О воспитании. (Сост. и авт. вступит, очерков С. Соловейчик). Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1975. — 272 с.
  252. В.Г. Информационная модель вуза: мониторинг и прогнозирование. /В.Г. Сыромятников // «Информатика и образование», 2000. № 9. С.16−17.
  253. С.А. Высшее образование в перспективе. XXI столетия. /С.А. Тангян, «Педагогика», 2000, № 2, С.3−10.
  254. О.П. Проблемы и перспективы развития дистанционного обучения. /О.П. Таркаева «Мост». Набережные Челны, 1998. № 4, С.62−64.
  255. Ю. Прогноз на завтра. /Ю. Татур «Высшее образование в России», 1995, № 1, С.62−73.
  256. Ю.Г. О проектировании образовательных программ в современном университете. / Ю. Г. Татур «Университетская книга», 2000, С.28−32, № 1.
  257. Ю.Г. Образовательная система России. Высшая школа. /
  258. Ю.Г. Татур. М.: Издательство МГТУ им. Н. Баумана, 1999. С. 278.
  259. Татур Ю. Г. Образовательная система России. М., 1999. С. 278.
  260. Ф.Ш., Штейнберг В. Э. Образование третьего тысячелетия от мифологии через кризис педагогики — к технологии // Школьные технологии, 1998,№ 3 (1 часть).
  261. А.Н. «Приоритеты региональной научно-технической и инновационной политики высшей школы». /А.Н. Тихонов, «Регионология». Саранск, 1995. № 3. С.97−107.
  262. М.Д. «Учебный план в контексте реформы гуманитарного образования». /Автореферат к.п.н. / Тихонычева М. Д. -М. 1996, С. 24.
  263. Н. У последней черты: высшая школа Кубани./Н. Тованчева. // «Вольная Кубань», 13 февраля 1996 г. С. 1.
  264. В.Н. Пространство и текст // Из работ московского семиотического круга. М., 1997. с. 455−516.
  265. Трансформация высшей школы в условиях рынка. / «Проблемы теории и практики в условиях кризисной экономики». Ростов/Дон, 1999, С.95−110.
  266. В.Е. О региональной роли университетов / В. Е. Третьяков Университетское управление и анализ. 2000. — № 2(13). С. 5−6.
  267. Университеты в системе непрерывного образования в регионе". / Н. А. Люрья, Б. Н. Пойзнер, Э. А. Захарова, А. В. Войцеховский «Университеты России: проблемы регионализации». Ростов-на-Дону, 1994, С.89−97.
  268. Университеты и университетское образование: история, проблемы, перспективы. / Тезисы докладов научно-методической конференции. Чебоксары, 1997. С. 191.
  269. Управление процессами производства образовательных услуг в университете по критерию качества. // «Стандарты и качество», 2001, № 3, С.71−73.
  270. С.А. Университеты и власть./ С. А. Ушакин // «Общественные науки и современность», 1999, № 2, С.55−65.
  271. А. О современной технологии обучения. /А. Фаткулин, «Alma mater». 1993. № 3, С.29−30.
  272. Р. Система обеспечения конкурентоспособности вуза. /Р. Фатхутдинов // «Стандарты и качество», 2001, № 2, С.58−61.
  273. Федеральная целевая программа «Интеграция. / «Поиск», 1999, I
  274. С. 12−14, № 19. (Проекты направления развития и поддержка системы совместных учебно-научных центров, филиалов университетов и кафедр на 1999 год).
  275. А.Н. «Альтернативное образование в условиях федерального образовательного пространства». /А.Н. Филатов «Материалы постоянно действующего семинара «Федерализм: проблемы формирования». Казань, 1994, С.28−32, № 4.
  276. С.А. Региональная конкуренция вузов. / С. А. Филатов // «ЭКО», 2003. С.94−103.t
  277. Г. Альтбах Знание и образование как международный товар: крушение идеи общественного блага // «Alma Mater» (Вестниквысшей школы) 2002 — № 7. — 68с.
  278. Т. Современные концепции образования и игровой подход в обучении. /Т. Фокина, О. Шимельфенич «Наука. Производство. Образование». М, 1991, С.34−42.
  279. Формы и методы обучения в вузе. / Сборник статей. Тамбов, 1998. С. 40.
  280. Ю. «Идея университета. Процессы обучения». /Хабермас Ю. «Alma mater», 1994, № 4, С.9−17.
  281. Ю. Моральное познание и коммуникативное действие. СПб., 2000
  282. М. Метафизика виртуальной реальности // Исследования по философии современного понимания мира. Вып. 1. М., 1995
  283. Е.М. Дистанционное обучение в системе высшего образования: Состояние и перспективы. / Е. М. Черкашов «Вестник Тюменского государственного университета. Тюмень. 2000 г.№ 2, С.53−54.
  284. В.В. Современное высшее образование: функции, реализации, перспектива». /В.В. Черникова. Томск: Изд-во Томского гос. университета. 1988. С. 163.
  285. В.И. Дидактика высшей школы: история и современные проблемы / В. И. Черниченко. М., 2002. С. 135.
  286. В. Сила страны в силе регионов. /В. Чистяков «Народное образование», 1996, № 2, С. 12−14
  287. JI.A. Концептуальные основы многоуровневой системы высшего образования в России: анализ отечественного и зарубежного опыта. / J1.A. Чистякова, М. А. Эскиндаров. М.: ИНИОН РАН, 1997. С. 240.
  288. К.А. Региональные проблемы доступности высшего образования. / К. А. Чуркин «Проблемы историографии и истории». -Омск. 2002. С. 223−229
  289. В. «Структурно-содержательные реформы и качество образования». / В. Шадриков «Высшее образование в. России». 1996, № 1, С.65−73.
  290. А.И. Интеграция научно-образовательных структур в рамках исследовательского университета. / А. И. Шадрин, «Регионология». 2002, № 3, С.173−179.
  291. В.А. Современные модели высшего образования за рубежом. /Шаповалов В.А. «Известия вузов Северо-Кавказского региона. Общественные науки». Ростов-на-Дону, 1996, № 4, С.83−90.
  292. Н. Дружба по горизонтали / Н. Шаталова, «Поиск». 2000, № 40, С. 4.
  293. Шафранов-Куцев Г. Ф. Университет и регион. / Шафранов-Куцев Г. Ф. Тюмень, 1997. С. 223.
  294. З.О. Сочетание общекультурной и профессиональной подготовки в многоуровневой структуре университетского образования. /З.О. Шварцман. Томск, 1994. Вып.1, С. 131−142.
  295. В. Университетский комплекс: инновационный проект. /В. Шевченко «Высшее образование в России», 2003, № 6, С.61−65.
  296. П.В. Регионализация управления высшей школой. /П.В. Шеметов «Научные записи НГАЭиУ». Новосибирск, 1995, С. 62−65.
  297. В.А. Значение регионального вуза для области / В. А. Шершунов Вестник Костромского гос. пед. университета им. Н. А. Некрасова. Кострома, 2002, № 3, С.20−21.
  298. А.Н. Особенности современного дистанционного обучения. / А. Н. Шибаев, «Университеты Поволжья». М., 1997. Т.1, с.33−34.
  299. Р. К генезису мирового общества инновации и механизмы // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том И. № 3
  300. В. Основа развития Кубанского региона. /В. Штурба // «Народное образование», 1996, № 2, С.4−7.
  301. В. Теории и критерии: Университетские комплексы растут не только в ширь. / 3. Шукшунов, «Поиск», № 15, с. 8.
  302. В.Е., Ленченко В. В., Третьяк А.В.>, Ткачев А. Н., Нырков Е. А. Основы создания университетских комплексов. -Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002.
  303. В.Е. Анализ состояния и пути развития высшего образования в России М.: МАИ ВШ, 1996 — 44 с.
  304. В.Е. Методология подготовки и проведения реформ национальной системы образования М.: МАН ВШ, 1998. — 32 с.
  305. В.Е., Взятышев В. Ф., Ромашова Л. И. Инновационное образование: идеи, принципы, модели. М.: МАН ВШ, 1996. — 66 с.
  306. Экономика и организация управления вузом. / Ю. С. Васильев, В. В. Глухов и др. СПб.: «Лань», 1999. С. 448.
  307. М.Н. Философия возможного. СПб., 2001
  308. В.К. Роль и место вуза в системе рыночных отношений. /В.К. Юдин «Высшее образование в России». 1994,№ 1,С.96−107
  309. Г. Филиалы: «за» и «против». / Г. Ягодин. В. Филиппов «Поиск», 1999, № 15, С. 3.
  310. Е.В. Комплексное моделирование высшего учебногозаведения. /Е.В. Яковлев «Педагогика», 2001-№ 2-С.32−36.
  311. Е.В. Комплексное моделирование высшего учебного заведения. /Е.В. Яковлев, «Педагогика», 2001, № 2, С.32−36.
  312. Т. Региональная система высшего образования: необходимость или дань моде?», /Т. Яковлева «Социально-экономические проблемы формирования рыночных отношений». -Комсомольск-на-Амуре, 1996. С.44−50.
  313. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. ЦКФЛ РАО, 1997. 248 с.
  314. Lifelong learning for employment and legerity: the role of part-time degrees. /J. Brennan, «Higher education guard». Oxford, 2000, Vol. 54, № 4, P.411−418
  315. P. «Management classes on line learning communities». / «J. of management education». L., New Dehti, 1999. Vol. 23, № 6, P-691−718.
  316. G. «Centers end institutes in the research university». /G. Stahler, W. Jash «J. of higher education», Columbus, 1994, Vol. 65, № 5, P.540−554.
Заполнить форму текущей работой