Формирующий эксперимент.
Изучение и формирование социальной адаптации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
Формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе / Л. Ф. Хайртдинова // Дефектология. — 2002]. Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детей в специализированных учреждениях: учителям-дефектологам, педагогам-психологам, воспитателям… Читать ещё >
Формирующий эксперимент. Изучение и формирование социальной адаптации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организация формирующего эксперимента
После проведения диагностики на основе полученных результатов нами была разработана коррекционно-развивающая программа по формированию социальной адаптации у детей с синдромом Дауна.
Программа основывается на закономерностях развития в дошкольном возрасте. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации.
В программе отражены современные взгляды на возможности психического развития данной категории детей в процессе специально организованных коррекционно-развивающих воздействий. Она основывается на программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой.
«Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», а так же на «Программе воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторов Л. Б. Боряевой, О. П. Гаврилушкиной, А. П. Зарин, Н. Д. Соколовой.
Программа предназначена для проведения коррекционнопедагогической работы с детьми 5−7 лет с синдромом Дауна.
Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детей в специализированных учреждениях: учителям-дефектологам, педагогам-психологам, воспитателям. Она рекомендуется и для работы с отстающим в развитии ребенком в семье.
Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей-дошкольников, а так же принципы: деятельностный, онтогенетический, единства диагностики, коррекции и развития.
Программа составлена с учетом:
- — характера ведущей деятельности;
- — структуры и степени выраженности нарушения;
- — ведущих мотивов и потребностей ребенка в различные периоды детства;
- — целей дошкольного воспитания.
Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению общего развития детей имеет коррекционную направленность.
Цели и задачи.
- 1. Коррекция недостатков социального развития;
- 2. Развитие навыков общения со взрослыми;
- 3. Развитие навыков общения со сверстниками;
- 4. Развитие культурно-гигиенических навыков;
- 5. Воспитание адекватного социального поведения. Формы обучения: индивидуальная, подгрупповая.
Методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, показ, наблюдение, демонстрация.
Основные направления работы:
- 1. Формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе [50, с. 81 Хайртдинова, Л. Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта [Текст] / Л. Ф. Хайртдинова // Дефектология. — 2002].
- 2. Развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности.
- 3. Подготовка ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социального приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях.
Требования к заданиям:
Эффективность коррекционной работы на занятиях по социальному развитию, если выполняемые детьми задания:
- ? активно влияют на сенсорные процессы, познавательную деятельность, эмоционально-волевую, моторно-двигательную сферы;
- ? соответствуют возможностям детей;
- ? активизируют и стимулируют интеллектуальную и практическую деятельность;
- ? позволяют формировать и закреплять коммуникативные и культурногигиенические навыки;
- ? предусматривают закрепление знакомых действий на разном по содержанию материале;
- ? способствуют всестороннему развитию личности ребенка;
- ? имеют практическое и общественное значение.
Исходя из теоретической части коррекционно-развивающей программы по формированию социальной адаптации у детей с синдромом Дауна, можно выделить три основные направления, на основе которых будут строиться занятия в течение шести месяцев:
1. Формирование навыков взаимодействия с другими людьми.
Это направление является первым этапом в работе по формированию социальной адаптации. На основе сформированных навыков взаимодействия и установленных контактов будет проводиться дальнейшая работа.
Задачи направления:
- 1) Сформировать у детей способность подражать действиям взрослого;
- 2) Сформировать умение понимать и использовать жестовую инструкцию и указательный жест;
- 3) Сформировать умение работать по образцу и по словесной инструкции.
- 4) Учить детей понимать цель действия;
- 5) Формировать у детей способы адекватного реагирования на свои имя и фамилию (эмоционально, словесно, действиями).
- 6) Продолжать формировать у детей представления о себе как субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, о своих потребностях, желаниях, интересах.
- 7) Продолжать формировать у детей представления о себе и о своей семье.
- 8) Учить детей узнавать и выделять себя на индивидуальной и групповой фотографиях.
- 9) Формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии, ложиться в свою постель, класть и брать вещи из своего шкафчика при одевании на прогулку и т. п.
- 10) Учить детей наблюдать за действиями другого ребёнка и игрой нескольких сверстников.
- 11) Учить детей эмоционально положительно реагировать на сверстника и включаться в совместные действия с ним.
- 12) Формировать у детей интерес к игрушкам, предметам и адекватным способам действий с ними.
- 2. Формирование навыков самообслуживания
Одна из важнейших составляющих социальной адаптации — формирование у детей навыков самообслуживания. Данное понятие включает в себя умение самостоятельно удовлетворять собственные потребности, выполнять гигиенические процедуры и следить за собственным внешним видом.
Задачи направления:
- 1) формировать навыки, необходимые для удовлетворения естественных потребностей,
- 2) формировать навыки ухода за собственной внешностью,
- 3) формировать навыки личной гигиены
- 4) учить детей обращаться к педагогам за помощью
- 5) учить пользоваться туалетом, самостоятельно использовать унитаз и туалетную бумагу
- 6) формировать у детей навыки аккуратной еды — пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, вилкой, салфеткой
- 7) учить детей красиво и не спеша есть: откусывать по маленьким кусочкам, тщательно пережевывать пищу, глотать не торопясь, не разговаривать во время еды
- 8) знакомить с выполнением различных способов застегивания и расстегивания одежды — пользоваться молнией, кнопками, липучками, ремешками, пуговицами, крючками, шнурками
- 9) учить пользоваться расческой
- 10) учить помогать друг другу в процессе одевания и раздевания
- 11) учить детей вежливому общению друг с другом в процессе выполнения режимных моментов — предлагать друг другу стул, благодарить за помощь, завязывать платок, застегивать пуговицу
- 12) воспитывать у детей навыки самоконтроля и ухода за своим внешним видом.
- 3. Формирование у ребенка представлений о самом себе Задачи направления:
- 1) формировать у детей представления о самом себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, потребностях, желаниях, интересах;
- 2) формировать у детей представления о своем «Я», о своей семье и о взаимоотношениях в семье;
- 3) формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях («у меня есть глаза — я умею смотреть» и т. д.)
- 4) закреплять полученные представления в процессе театрализованных, дидактических игр.
Данные направления коррекционной работы реализуются через следующие виды деятельности:
- ? совместная со взрослым и самостоятельная деятельность ребенка в быту
- ? специально организованные занятия
- ? специально организованные совместные игры взрослого и ребенка
- ? постоянная поддержка взаимосвязи с семьей ребенка.
Таким образом, коррекционное воздействие охватывает всю жизнедеятельность ребенка, тем самым, обеспечивая непрерывность, последовательность и структурную целостность в реализации коррекционных задач.
Условно организацию можно разделить на два блока (Табл. 6):
- ? Работа с ребенком
- ? Работа с семьей ребенка.
Таблица 6.
Система работы.
Направление работы. | Вид деятельности. | Форма организации. | ||
Работа с ребенком. | Совместная со взрослым и самостоятельная деятельность в быту. | Организация деятельности по самообслуживанию. | Индивидуальная работа. | |
Специально организованные занятия. | Организация и проведение специально запланированных занятий несколько раз в неделю. | Подгрупповая и индивидуальная работа. | ||
Специально организованные совместные игры взрослого и ребенка. | Организация игр с предметами и обыгрывание с дидактической куклой. | Подгрупповая и индивидуальная работа. | ||
Работа с семьей. | Поддержание взаимосвязей в семье, консультирование и обучение родителей формированию социальной адаптации ребенка. | Информирование и обучение родителей необходимым знаниям. | Стенды, круглые столы, групповые и индивидуальные консультации. | |
Цели и задачи специально организованных занятий, которые проводились в течение 6 месяцев, представлены в тематическом плане занятий Тематический план занятий по самообслуживанию и социальному развитию Сентябрь.
Неделя. | Тема занятий. | Цели и задачи. | |
1−2. | Диагностическое обследование детей. | Выявление уровня развития социальной адаптации детей. | |
Мое имя и фамилия. |
| ||
Собираемся в гости. |
| ||
Октябрь.
Неделя. | Тема занятий. | Цели и задачи. | |
Я, ты, он, она — вместе дружная семья. |
| ||
Учимся ходить в туалет. |
| ||
Мои фотографии. |
| ||
Ложимся спать. |
| ||
Ноябрь.
Неделя. | Тема занятий. | Цели и задачи. | |
Мое тело. | — учить показывать по называнию части своего тела (голова, туловище, руки, ноги); показывать на лице глаза, рот, нос, на голове — уши, волосы. | ||
Моем ручки. | — учить всем последовательным действиям, связанным с мытьем рук: | ||
засучивать рукава перед умыванием, мыть руки и лицо, вытираться своим полотенцем, следить, чтобы руки были чисто вымыты и насухо вытерты. | |||
Мальчики — девочки. |
| ||
Учимся правильно кушать. |
| ||
Декабрь.
Неделя. | Тема занятий. | Цели и задачи. | |
Мамин помощник. |
| ||
Зеркало — зеркало. |
| ||
Мои друзья и я. | — знакомить детей с именами сверстников, учить называть их по имени, узнавать на фотографии; | ||
— эмоционально реагировать на присутствие сверстников и их действия. | |||
Одеваемся и раздеваемся. |
| ||
Январь.
Неделя. | Тема занятий. | Цели и задачи. | |
Вся моя семья. |
| ||
Моем руки перед едой. |
| ||
Игрушки. | — формировать непосредственный интерес к игрушкам, предметным действиям с ними. | ||
Правильно кушаем. |
| ||
Февраль.
Неделя. | Тема занятий. | Цели и задачи. | |
Друзья и родственники. |
| ||
Как мы ходим в туалет. |
| ||
Диагностическое обследование детей. | Выявление уровня развития социальной адаптации детей. | ||