Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирующий эксперимент. 
Изучение и формирование социальной адаптации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе / Л. Ф. Хайртдинова // Дефектология. — 2002]. Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детей в специализированных учреждениях: учителям-дефектологам, педагогам-психологам, воспитателям… Читать ещё >

Формирующий эксперимент. Изучение и формирование социальной адаптации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация формирующего эксперимента

После проведения диагностики на основе полученных результатов нами была разработана коррекционно-развивающая программа по формированию социальной адаптации у детей с синдромом Дауна.

Программа основывается на закономерностях развития в дошкольном возрасте. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации.

В программе отражены современные взгляды на возможности психического развития данной категории детей в процессе специально организованных коррекционно-развивающих воздействий. Она основывается на программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой.

«Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», а так же на «Программе воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторов Л. Б. Боряевой, О. П. Гаврилушкиной, А. П. Зарин, Н. Д. Соколовой.

Программа предназначена для проведения коррекционнопедагогической работы с детьми 5−7 лет с синдромом Дауна.

Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детей в специализированных учреждениях: учителям-дефектологам, педагогам-психологам, воспитателям. Она рекомендуется и для работы с отстающим в развитии ребенком в семье.

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей-дошкольников, а так же принципы: деятельностный, онтогенетический, единства диагностики, коррекции и развития.

Программа составлена с учетом:

  • — характера ведущей деятельности;
  • — структуры и степени выраженности нарушения;
  • — ведущих мотивов и потребностей ребенка в различные периоды детства;
  • — целей дошкольного воспитания.

Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению общего развития детей имеет коррекционную направленность.

Цели и задачи.

  • 1. Коррекция недостатков социального развития;
  • 2. Развитие навыков общения со взрослыми;
  • 3. Развитие навыков общения со сверстниками;
  • 4. Развитие культурно-гигиенических навыков;
  • 5. Воспитание адекватного социального поведения. Формы обучения: индивидуальная, подгрупповая.

Методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, показ, наблюдение, демонстрация.

Основные направления работы:

  • 1. Формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе [50, с. 81 Хайртдинова, Л. Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта [Текст] / Л. Ф. Хайртдинова // Дефектология. — 2002].
  • 2. Развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности.
  • 3. Подготовка ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социального приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях.

Требования к заданиям:

Эффективность коррекционной работы на занятиях по социальному развитию, если выполняемые детьми задания:

  • ? активно влияют на сенсорные процессы, познавательную деятельность, эмоционально-волевую, моторно-двигательную сферы;
  • ? соответствуют возможностям детей;
  • ? активизируют и стимулируют интеллектуальную и практическую деятельность;
  • ? позволяют формировать и закреплять коммуникативные и культурногигиенические навыки;
  • ? предусматривают закрепление знакомых действий на разном по содержанию материале;
  • ? способствуют всестороннему развитию личности ребенка;
  • ? имеют практическое и общественное значение.

Исходя из теоретической части коррекционно-развивающей программы по формированию социальной адаптации у детей с синдромом Дауна, можно выделить три основные направления, на основе которых будут строиться занятия в течение шести месяцев:

1. Формирование навыков взаимодействия с другими людьми.

Это направление является первым этапом в работе по формированию социальной адаптации. На основе сформированных навыков взаимодействия и установленных контактов будет проводиться дальнейшая работа.

Задачи направления:

  • 1) Сформировать у детей способность подражать действиям взрослого;
  • 2) Сформировать умение понимать и использовать жестовую инструкцию и указательный жест;
  • 3) Сформировать умение работать по образцу и по словесной инструкции.
  • 4) Учить детей понимать цель действия;
  • 5) Формировать у детей способы адекватного реагирования на свои имя и фамилию (эмоционально, словесно, действиями).
  • 6) Продолжать формировать у детей представления о себе как субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, о своих потребностях, желаниях, интересах.
  • 7) Продолжать формировать у детей представления о себе и о своей семье.
  • 8) Учить детей узнавать и выделять себя на индивидуальной и групповой фотографиях.
  • 9) Формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии, ложиться в свою постель, класть и брать вещи из своего шкафчика при одевании на прогулку и т. п.
  • 10) Учить детей наблюдать за действиями другого ребёнка и игрой нескольких сверстников.
  • 11) Учить детей эмоционально положительно реагировать на сверстника и включаться в совместные действия с ним.
  • 12) Формировать у детей интерес к игрушкам, предметам и адекватным способам действий с ними.
  • 2. Формирование навыков самообслуживания

Одна из важнейших составляющих социальной адаптации — формирование у детей навыков самообслуживания. Данное понятие включает в себя умение самостоятельно удовлетворять собственные потребности, выполнять гигиенические процедуры и следить за собственным внешним видом.

Задачи направления:

  • 1) формировать навыки, необходимые для удовлетворения естественных потребностей,
  • 2) формировать навыки ухода за собственной внешностью,
  • 3) формировать навыки личной гигиены
  • 4) учить детей обращаться к педагогам за помощью
  • 5) учить пользоваться туалетом, самостоятельно использовать унитаз и туалетную бумагу
  • 6) формировать у детей навыки аккуратной еды — пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, вилкой, салфеткой
  • 7) учить детей красиво и не спеша есть: откусывать по маленьким кусочкам, тщательно пережевывать пищу, глотать не торопясь, не разговаривать во время еды
  • 8) знакомить с выполнением различных способов застегивания и расстегивания одежды — пользоваться молнией, кнопками, липучками, ремешками, пуговицами, крючками, шнурками
  • 9) учить пользоваться расческой
  • 10) учить помогать друг другу в процессе одевания и раздевания
  • 11) учить детей вежливому общению друг с другом в процессе выполнения режимных моментов — предлагать друг другу стул, благодарить за помощь, завязывать платок, застегивать пуговицу
  • 12) воспитывать у детей навыки самоконтроля и ухода за своим внешним видом.
  • 3. Формирование у ребенка представлений о самом себе Задачи направления:
  • 1) формировать у детей представления о самом себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, потребностях, желаниях, интересах;
  • 2) формировать у детей представления о своем «Я», о своей семье и о взаимоотношениях в семье;
  • 3) формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях («у меня есть глаза — я умею смотреть» и т. д.)
  • 4) закреплять полученные представления в процессе театрализованных, дидактических игр.

Данные направления коррекционной работы реализуются через следующие виды деятельности:

  • ? совместная со взрослым и самостоятельная деятельность ребенка в быту
  • ? специально организованные занятия
  • ? специально организованные совместные игры взрослого и ребенка
  • ? постоянная поддержка взаимосвязи с семьей ребенка.

Таким образом, коррекционное воздействие охватывает всю жизнедеятельность ребенка, тем самым, обеспечивая непрерывность, последовательность и структурную целостность в реализации коррекционных задач.

Условно организацию можно разделить на два блока (Табл. 6):

  • ? Работа с ребенком
  • ? Работа с семьей ребенка.

Таблица 6.

Система работы.

Направление работы.

Вид деятельности.

Форма организации.

Работа с ребенком.

Совместная со взрослым и самостоятельная деятельность в быту.

Организация деятельности по самообслуживанию.

Индивидуальная работа.

Специально организованные занятия.

Организация и проведение специально запланированных занятий несколько раз в неделю.

Подгрупповая и индивидуальная работа.

Специально организованные совместные игры взрослого и ребенка.

Организация игр с предметами и обыгрывание с дидактической куклой.

Подгрупповая и индивидуальная работа.

Работа с семьей.

Поддержание взаимосвязей в семье, консультирование и обучение родителей формированию социальной адаптации ребенка.

Информирование и обучение родителей необходимым знаниям.

Стенды, круглые столы, групповые и индивидуальные консультации.

Цели и задачи специально организованных занятий, которые проводились в течение 6 месяцев, представлены в тематическом плане занятий Тематический план занятий по самообслуживанию и социальному развитию Сентябрь.

Неделя.

Тема занятий.

Цели и задачи.

1−2.

Диагностическое обследование детей.

Выявление уровня развития социальной адаптации детей.

Мое имя и фамилия.

  • — откликаться и называть свое имя;
  • — откликаться на свою фамилию;
  • — формировать у детей потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.

Собираемся в гости.

  • — формировать у детей навык самостоятельного одевания;
  • — учить просить взрослых о помощи при затруднениях с одеждой.

Октябрь.

Неделя.

Тема занятий.

Цели и задачи.

Я, ты, он, она — вместе дружная семья.

  • — узнавать свою маму среди других людей;
  • — формировать тактильноэмоциональные способы выражения чувства привязанности к матери и членам семьи (обнимать, целовать, держать за руку, улыбаться)

Учимся ходить в туалет.

  • — учить детей пользоваться туалетом — проситься на горшок, снимать и надевать трусы, колготки;
  • — учить благодарить взрослых за оказанную помощь.

Мои фотографии.

  • — узнавать себя на фотографии;
  • — показывать на них маму и членов семьи;
  • — формировать понимание и воспроизведение указательного жеста рукой и указательным пальцем

Ложимся спать.

  • — формировать у детей навык самостоятельного раздевания;
  • — учить аккуратно складывать снятую с себя одежду.

Ноябрь.

Неделя.

Тема занятий.

Цели и задачи.

Мое тело.

— учить показывать по называнию части своего тела (голова, туловище, руки, ноги); показывать на лице глаза, рот, нос, на голове — уши, волосы.

Моем ручки.

— учить всем последовательным действиям, связанным с мытьем рук:

засучивать рукава перед умыванием, мыть руки и лицо, вытираться своим полотенцем, следить, чтобы руки были чисто вымыты и насухо вытерты.

Мальчики — девочки.

  • — учить идентифицировать себя по полу;
  • — формировать о половой принадлежности ребенка (мальчик — сын, девочка — дочь)

Учимся правильно кушать.

  • — формировать навык аккуратной еды — пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой;
  • — учить правильно вести себя за столом.

Декабрь.

Неделя.

Тема занятий.

Цели и задачи.

Мамин помощник.

  • — формировать интерес к повседневным бытовым делам;
  • — учить оказывать посильную помощь (убирать со стола посуду, помощь при уборке)

Зеркало — зеркало.

  • — учить детей рассматривать себя в зеркале, исправлять недостатки в одежде или внешности (вытереть губы, поправить прическу, заправить рубашку в штаны и т. д.);
  • — формировать опрятность.

Мои друзья и я.

— знакомить детей с именами сверстников, учить называть их по имени, узнавать на фотографии;

— эмоционально реагировать на присутствие сверстников и их действия.

Одеваемся и раздеваемся.

  • — закреплять навык раздевания и одевания;
  • — учить складывать и вешать одежду, ставить обувь в свой шкафчик.

Январь.

Неделя.

Тема занятий.

Цели и задачи.

Вся моя семья.

  • — знакомить ребенка с составом его семьи, фотографиями близких родственников, составив из них семейный альбом;
  • — знакомить с именами, фамилиями близких родственников.

Моем руки перед едой.

  • — закреплять навык мытья рук и лица;
  • — учить мыть руки после пользования туалетом и перед едой

Игрушки.

— формировать непосредственный интерес к игрушкам, предметным действиям с ними.

Правильно кушаем.

  • — закреплять навык аккуратной еды, пользуясь ложкой, чашкой;
  • — закреплять умение пользоваться салфеткой после еды.

Февраль.

Неделя.

Тема занятий.

Цели и задачи.

Друзья и родственники.

  • — закреплять навык эмоционального общения с близкими и сверстниками, интересоваться их деятельностью;
  • — выделять себя на общих фотографиях

Как мы ходим в туалет.

  • — закреплять навык пользования туалетом, выходить чистым, одетым;
  • — закреплять навык опрятности в целом.

Диагностическое обследование детей.

Выявление уровня развития социальной адаптации детей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой