Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Светское и религиозное образование в странах средневековой Европы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Западноевропейская средневековая культура представляет собой качественно новую ступень развития, следующую после Античности и охватывающую более чем тысячелетний период (V—XV вв.). Начало процесса связано с Великим переселением народов (с IV по VII в.), в ходе которого десятки племен устремились к завоеванию новых земель; с 375 г., когда первые отряды вестготов пересекли дунайскую границу… Читать ещё >

Светское и религиозное образование в странах средневековой Европы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Западноевропейская средневековая культура представляет собой качественно новую ступень развития, следующую после Античности и охватывающую более чем тысячелетний период (V—XV вв.). Начало процесса связано с Великим переселением народов (с IV по VII в.), в ходе которого десятки племен устремились к завоеванию новых земель; с 375 г., когда первые отряды вестготов пересекли дунайскую границу империи, и до 455 г. (взятие вандалами Рима) продолжался мучительный процесс угасания величайшей цивилизации. Переживающая глубокий внутренний кризис Западная Римская империя не смогла противостоять волнам варварских нашествий и в 476 г. прекратила свое существование. В результате варварских завоеваний на ее территории возникли десятки варварских королевств. С падением Римской империи начинается история западноевропейского Средневековья (Византия существовала еще 1 тыс. лет — до середины XV в.).

Становление средневековой культуры происходило в результате драматического и противоречивого процесса столкновения двух культур — античной и варварской, сопровождавшегося, с одной стороны, насилием, разрушением античных городов, утратой выдающихся достижений античной культуры (взятие Рима вандалами в 455 г. стало символом уничтожения культурных ценностей — вандализмом), а с другой — взаимодействием и постепенным слиянием римской и варварской культур.

После падения Рима культурное влияние Античности происходило в форме освоения латыни, что позволило довольно успешно осваивать и античное право, и науку, и философию, и искусство, и т. д. Таким образом, становление средневековой культуры происходило в результате взаимодействия трех начал:

  • 1) домохозяйство варварских племен (германское начало);
  • 2) античная культура (романское начало);
  • 3) христианство.

Доминантой средневековой культуры, ее духовным стержнем и тем интегрирующим началом, которое позволяет говорить о единой целостной западноевропейской культуре, стало христианство.

Средние века — огромный исторический пласт, охватывающий более 12 столетий, разделяющихся на три периода: V—IX вв. — раннее Средневековье; XI—XIII вв. — зрелое (классическое) развитое, или Высокое Средневековье; XIV—XV вв. — позднее Средневековье.

Раннее Средневековье в Западной Европе было аграрной (сельскохозяйственной) эпохой. Большинство старых античных городов было разрушено, и социокультурное пространство заполнялось совокупностью языческой (варварской), христианской и античной традиций. Этот период иногда называют «темными веками». Переход от Античности к Средневековью в Западной Европе сопровождался глубоким упадком культуры. Варварские вторжения привели к гибели культурных ценностей Античности. Открытую борьбу против античной культуры вела церковь. Чтение книг древних авторов было запрещено. Но постепенно ремесло начало отделяться от земледелия и люди стали искать возможность перейти в особую группу — ремесленников.

После распада Римской империи в Западной Европе некоторое время сохранялись античные школы грамматики и риторики, которые поддерживались королями и императорами большинства западноевропейских государств. Сохранялось и обязательное изучение латинского языка, когорый все образованное население Западной Европы активно использовало для общения и переписки.

Наиболее заметные явления в культуре VI — первой половины VII в. связаны с усвоением античного наследия в остготской Италии и вестготской Испании Северин Боэций (ок. 480—524), магистр остготского короля Теодориха, стал одним из почитаемых средневековых ученых. Его труды по музыке, арифметике, теологические сочинения, переводы Аристотеля, Евклида стали основой средневекового обучения и воспитания.

В начале VII в. в Ирландии и Британии открываются первые монастырские (церковные) школы, организация обучения и содержание образования в которых формируются благодаря идеям христианского философа поздней Античности Августина Аврелия (Блаженного) (354—430).

В основе образовательного минимума христианина, по Августину, лежат:

  • • знание Библии;
  • • история как особенно важная наука для понимания Священного писания;
  • • математика и естественные дисциплины;
  • • теологические знания;
  • • светские знания;
  • • языки;
  • • история;
  • • диалектика;
  • • риторика;
  • • основы математики.

В процессе обучения Августин придавал особое значение вере и авторитету учителя.

В VI—VII вв. школы были сосредоточены в монастырях, где подразделялись на закрытые — внутренние, для подготовки к монашескому постригу, и открытые — внешние, для обучения детей прихожан. В церковных школах существовали разные уровни обучения:

  • • элементарный (чтение, письмо, счет, пение);
  • • средний (курс тривиума);
  • • латинская грамматика, риторика и диалектика;
  • • повышенный (курс квадриума: арифметика, астрономия, геометрия и теория музыки).

В результате распространения монашества по всей Европе монастырские школы долгое время оставались средоточием образования и воспитания .

В VIII в. король франков Карл Великий (742—814) пригласил для организации системы образования великого англосаксонского ученого Алкуина (735—804), который был у Карла фактически «министром образования» империи. Организованное Карлом Великим учебное заведение при дворе именовалось академией — по примеру античной (ее члены даже называли себя римскими именами). Учителями были просвещенные монахи, приглашенные из разных стран Европы. Хотя основной резиденцией академии была столица империи Аахен, она постоянно меняла свое местонахождение, путешествуя вместе с королевским двором. Учениками академии были в основном дети представителей высших сословий. Они изучали грамматику, риторику, диалектику, логику, этику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

Карл Великий брал у Алкуина уроки грамматики, составлял грамматику немецкого языка, работал над исправлением текстов Евангелий. Уже в преклонные годы король пытался освоить сложное искусство каллиграфии (упоминание об этом факте в принадлежащей перу Эйнгарда биографии Карла стало основанием для возникновения ложного представления о том, что он якобы не умел писать).

Алкуин, отойдя от двора, стал аббатом Турским. При участии таких известных деятелей, как Теодульф, Павел Диакон, Эйнгард (все они входили в неформальную «Дворцовую академию»), он активно возрождал систему образования, получившую наименование каролингского ренессанса. В Турском монастыре Алкуин открыл вторую высшую школу, в которой изучались семь свободных искусств в трех специальных отделениях — богословском, юридическом и медицинском.

Под руководством Алкуина его ученики собирали по монастырям античные рукописи, занимались их реставрацией, многое сделав для сохранения античного наследия для последующих поколений. Возрождались скриптории (помещения для переписки и хранения рукописей), где использовался великолепный шрифт, именуемый «каролингским минускульным». Копирование производилось такими быстрыми темпами и в таких объемах, что большая часть всего наследия Античности сохранилась и дошла до нас.

Карл Великий сделал первые попытки введения обязательного и бесплатного образования. Понимая важность образования для государства и его развития, он всячески поощрял создание и развитие церковных школ, стремился сделать образование доступным всем слоям общества. Однако после его смерти все достигнутое им в области образования и школьного дела пришло в упадок, академия прекратила свое существование, церковные школы ослабили свои позиции, но все же еще действовали.

Традиции учености, заложенные Карлом Великим, сохранялись и соблюдались на протяжении столетия после его смерти.

С установлением в Западной Европе монархии в области просвещения господствовала католическая церковь — духовный центр средневекового общества. С одной стороны, она отвергала античную образовательную традицию как «языческую», но, с другой — существовала небольшая группа христианских богословов и педагогов, которые стремились спасти остатки традиций греко-римского образования.

Школы были сосредоточены преимущественно при монастырях и делились па приходские, монастырские и кафедральные.

Философско-педагогическая мысль раннего Средневековья основной своей целью ставила формирование религиозного мировоззрения. Главными человеческими добродетелями, присущими средневековому идеалу воспитания, являлись:

  • • аскетизм;
  • • усердное чтение религиозной литературы;
  • • преодоление пристрастий к земным благам;
  • • самоконтроль желаний, мыслей и поступков.

В Западной Европе этого периода практиковались следующие формы воспитания: народное, рыцарское (военное) и религиозное (школьное) образование.

Народное воспитание распространялось на детей земледельцев и ремесленников, составлявших большинство населения, и осуществлялось в школах при церквях. Обучение в народной (начальной) школе продолжалось, как правило, три — четыре года. Обучение велось на латинском языке:

  • • заучивали 50 псалмов;
  • • учили и запоминали буквы с голоса;
  • • учились читать по слогам (буквосослагательный метод);
  • • обучались письму и счету;
  • • значительное место в обучении отводилось пению.

Большое значение в обучении имели сочинения Алкуина по богословию и философии. Его учебники по философии, арифметике, грамматике, логике, диалектике были основными вплоть до эпохи Возрождения. Церковно-приходская школа во многих странах Западной Европы просуществовала до Великой французской революции, а в некоторых государствах — и до начала XX в.

В X—XI вв. складываете я рыцарское (военное) воспитание. В рыцарской системе образования мальчик в возрасте 7—12 лет попадал в дом знатного феодала или ко двору короля в качестве пажа. Здесь он учился хорошим манерам, игре на музыкальных инструментах, пению, танцам, стихосложению, верховой езде, обращению с оружием. Юный наж должен был усвоить ценности семи рыцарских искусств и добродетелей, к которым относились:

  • • верховая езда;
  • • плавание;
  • • владение копьем;
  • • фехтование;
  • • шахматы;
  • • стихосложение или игра на музыкальных инструментах;
  • • умение охотиться.

Получавшие рыцарское воспитание классифицировались по формам и возрасту:

  • • с 7 до 14 лет — паж;
  • • с14до21— оруженосец;
  • • в 21 год происходило посвящение в рыцари.

Приоритетным направлением рыцарского воспитания было обучение военному делу. Нравственное воспитание основывалось преимущественно на героизме, превосходстве рыцарей над низшими сословиями, личной свободе, идеях жертвенности. Священник обучал юного феодала богословию. Завершение рыцарского воспитания происходило по достижении юношей 21 года и сопровождалось посвящением в рыцари. Обряд посвящения заключался в благословлении освященным мечом, сопровождении рыцарских турниров и различных физических испытаниях. Обучение для рыцаря считалось необязательным, и потому рыцарь вполне мог быть неграмотным.

Воспитание девочек предусматривало:

  • • духовное воспитание нравственных основ добродетели;
  • • обучение домохозяйству;
  • • обучение ткачеству, прядению, рукоделию.

Обучение грамоте не было обязательным, но девушки из состоятельных семей должны были уметь читать и писать, хорошо разбираться в поэзии, слагать стихи, уметь петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать. Девочки из феодального сословия часто получали более широкое образование, чем мальчики. Они должны были владеть греческим и латинским языками.

В XII—XIII вв. формируется бюргерская школа. Бюргер (от нем. Burg — замок, крепость, город) — житель западноевропейского средневекового города. Как и рыцарь, монах, крестьянин, бюргер — одно из главных действующих лиц средневековой истории.

Бюргером становился только тот, кто имел в городе свою усадьбу или мастерскую; так называли полноправных горожан, которые избирали и могли быть избранными в органы городского самоуправления. Бюргерство состояло из патрициев, т. е. городской верхушки, и цеховых мастеров. К патрициям относились крупные землевладельцы, состоятельные купцы, семьи разбогатевших мастеров.

Ремесленники объединились в цехи, а купцы — в гильдии. Городская община (коммуна) избирала городской совет для управления городом. Члены этой общины обрели личную имущественную свободу, что притягивало крепостных крестьян, которые, прожив один год в городе, получали свободу и становились полноправными бюргерами. Так стремительно росли города. В борьбе с феодалами города окрепли, а городское сословие (бюргерство) превратилось в значительную общественную силу. В XI в. возродились древние и возникли новые города в Италии и на юге Франции. В Германии построили много городов по берегам судоходных рек — Рейна и Дуная. Появились города и в других странах Западной и Центральной Европы. В XIV—XV вв. городские ворота постепенно стали закрываться.

Бюргерские занятия требовали специальных знаний, получить которые можно было лишь в школе. Городские школы появились в европейских городах уже к XIII в. В первых школах преподавание велось на латинском языке, и учиться могли лишь дети городской верхушки. К XV в. были открыты по-настоящему бюргерские школы, доступные детям всех граждан. Дети поступали в школу с шести — семи лет, мальчики и девочки обучались совместно. Они учились читать, писать, составлять деловые бумаги, занимались арифметикой; особое внимание уделялось изучению мер и весов, монет различного достоинства. Экзаменов не было; каждый учился столько, сколько считал нужным. Учителя также в основном были из бюргеров. После занятий дети спешили в лавки и мастерские родителей. Дети бюргеров с раннего возраста приобщались к миру взрослых, помогали родителям.

Школьное обучение совмещалось с религиозным, так как католическому священству принадлежала главная роль в организации образования, духовной и интеллектуальной жизни Западной Европы до конца Средних веков. Духовные ценности, которые формировались в Церкви, были в равной степени адресованы всем сословиям и всем членам общества. С этой целью предписывалось открывать школы при всех приходах, которые должны были содержать их. Школы были двух типов: внешние, предназначенные для мирян, как правило, детей знатных родителей, и внутренние — для детей-сирот, которые жили при монастырях, либо для тех, кто готовился к будущей духовной службе.

Эпоху зрелого Средневековья (X—XII вв.) отличают бесконечные войны, междоусобицы, политический упадок государства. Все это привело к разделу империи Карла Великого и положило начало трем государствам — Франции, Италии и Германии. В XI в. экономическая ситуация в Европе улучшается, отмечается рост населения, активизируется отделение ремесла от земледелия, следствием чего стал рост как новых городов, так и их размеров.

Начинается новый период развития западноевропейского образования как самостоятельного института. Именно в этот период в Западной Европе получила наибольшее развитие схоластика — тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок, выведенных посредством вполне рациональных, формально-логических доводов.

Ансельм Кентерберийский (1033—1109) — один из видных представителей схоластики, оказавший большое влияние на развитие средневековой педагогической мысли. Он известен не только как святой католической церкви, но и как автор «юридической теории искупления», принятой и католической церковью, и православными богословами. Главным инструментом разума, по А. Кентерберийскому, является философия (тогда ее называли диалектикой), и главная ее задача — укрепление веры. Вера, как указывал Ансельм, всегда предшествует разуму. В любом исследовании мы всегда сначала во что-то верим, а в акте веры истина нам дана полностью и целиком: «я не размышляю, чтобы верить, но верю, чтобы понимать».

Пьер Абеляр (1079—1142), один из основоположников схоластики и создатель идеала добродетельного человека, в 1113 г. основал школу, на холме ев. Женевьевы. В 1114—1118 гг. он возглавлял кафедру в школе Нотр-Дам. К нему съезжались студенты со всех уголков Европы. Сущность взглядов Пьера Абеляра изложена в его сочинениях «Диалектика», «Введение в теологию» и др., написанных в 1116—1118 гг.

С помощью диалектики Абеляр стремился, с одной стороны, выявить все противоречия в христианском учении, а с другой — ликвидировать их, выработав доказательное вероучение. Именно поэтому он указывал на необходимость критического толкования и анализа текстов писания, произведений философов-христиан. Пример такого прочтения он приводил в своем труде «Да и пет» (1115). Абеляр вырабатывал ключевые принципы всей последующей западноевропейской науки. Он говорил, что познание возможно только в том случае, если к его предмету применяется критический анализ. Выявив внутреннюю противоречивость, нужно найти ей объяснение, а также выработать комплекс принципов познания, который он определяет методологией. Абеляра считают одним из ее создателей в западноевропейском Средневековье.

В XIII в. схоластика достигла своего расцвета. Философ и теолог Фома Аквинский (1226—1274) разрабатывал схоластику как вероучение в научной форме, соединяя постулаты учения Аристотеля и католического богословия, веру и научное знание, отдавая при этом приоритет божественному, считая его наивысшим интеллектуальным учением.

Фома Аквинский изучал в Неапольском университете свободные искусства, во время пребывания в Италии он познакомился с трудами Аристотеля. В 1323 г. Фома Аквинский был причислен к лику святых.

Фома Аквинский четко идентифицировал область науки и веры. Задачей науки он считал объяснение закономерностей мира. Науке под силу достижение объективного знания, поскольку разум правильно сориентирован на объект. Но охватить все наука не может, поэтому, по мнению философа, над царством научного и философского познания находится царство богословия, так как область существенных таинств христианской веры (триединство, Воскресение и т. д.) остается вне возможностей разума.

Однако, по мнению Аквинского, между наукой и верой нет противоречия, так как истина откровения выше разума, но не противоречит ему. Следуя за Аристотелем, Фома Аквинский полагал, что Бог является первопричиной и конечной целью всего сущего, «чистой формой». Земной же мир — это единство формы и материи.

Человек представлялся Фоме Аквинскому как соединение души и тела. Душа нематериальна и получает свое завершение только через тело. Поэтому всякое пренебрежение к телесному вступает в противоречие с опытом и здравым смыслом.

Средневековый богослов считал предпосылкой нравственного поведения свободу воли. Воспроизведя четыре традиционные греческие добродетели — мудрость, отвагу, умеренность и справедливость, — он добавил к ним веру, надежду и любовь. Смысл жизни Фома Аквинский видел в счастье, которое он понимал как любовь к Богу и созерцание Бога.

Таким образом, Фома Аквинский способствовал утверждению рационалистически-индивидз'алистических установок, исключительно значимых для социокультурных и в том числе педагогических традиций Западной Европы.

В XIII в., в период позднего Высокого Средневековья, наметился значительный прогресс в области естественных наук (в медицине, географии, механике, технике, химии), что отразилось на подходах к обучению и воспитанию. Сформировалась своеобразная система учебных заведений различных уровней:

  • • начальное образование на уровне самых элементарных знаний получали в приходских школах;
  • • средний уровень образования давали монастырские, кафедральные или соборные школы, обучение в которых велось на латинском языке;
  • • появились первые учебные заведения с повышенным уровнем преподавания на родном языке.

В XII—XIII вв. но всей Западной Европе формируются университеты. Первоначально понятие «университет» (от лат. universitas — совокупность) означало корпорацию преподавателей, профессоров и студентов — «схоларов», целью которой было изучение и приумножение единого христианского знания. Первый университет появился в Болонье (1158).

В Парижском университете (Сорбонна, 1215) изначально было четыре факультета: вольных искусств, канонического права, медицинский и теологии. Уже в XIII в. он стал одним из крупнейших в Европе.

В разные годы XIII—XIV вв. университеты появились во многих странах: Оксфордский и Кембриджский — в Англии, Саламанкский — в Испании, Неаполитанский — в Италии. В XIV в. были основаны университеты в Чехии (Пражский), Польше (Краковский), Германии (Гейдельбергский, Кёльнский, Эрфуртский). В конце XV в. в Европе насчитывалось 65 университетов. Главным предметом в них по-прежнему было богословие. Большая часть обучения проходила в форме лекций, кроме того, профессора комментировали труды авторитетных церковных и античных авторов. Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке.

Количество университетов быстро возрастало. Они учреждались церковной или светской властью, но обязательно должны были получить специальные документы — привилегии, подписанные римскими папами или царствующими особами: выдача разрешений на преподавание, присуждение ученых степеней (ранее эго было исключительным правом церкви). В университет принимались люди любых сословий, студенты освобождались от военной службы. Обучение начиналось с 13—14 лет и продолжалось от трех до семи лет. Через два года студенты получали степень бакалавра, подготовка магистра длилась от трех до десяти лет. Главной целью обучения на всех факультетах было достижение ученых степеней.

Занятия в университетах длились на протяжении целого дня (с 5 ч утра до 8 ч вечера). Основной формой обучения было чтение лекций профессорами. Из-за недостатка книг и рукописей этот процесс был трудоемким: профессор по нескольку раз повторял одну и ту же фразу, чтобы студенты могли ее запомнить.

Первым технологическим достижением, имевшим огромное общественное и культурное значение, было изобретение немецким ремесленником Иоганном Гутенбергом печатного станка. В 1448 г. он, использовав средства гравирования, литейной техники и пресс, создал первый книгопечатный станок. «Библия Гутенберга», напечатанная в 1456 г., приоткрыла дверь в культурное пространство, передвижение в котором привело нас через 500 лет в информационный век[1].

Книга — это большое достояние для всех форм учебного процесса. Впервые в истории человечество получило возможность массово производить и распространять информацию в компактной, сохраняемой длительное время и общедоступной форме. Подвижные литеры Гутенберга стали основой типографского дела, которое в дальнейшем совершенствовалось именно по этому пути.

Переход от устной речи к печатной культуре имел большое значение и для богослужения, и для образовательных процессов. Фонетический алфавит абстрагировал смысловое значение знака от звука и перевел звук в визуальную форму, в результате чего ни изолированный звук, ни изолированный язык (буква) сами по себе не могли иметь самостоятельного значения. Исключение составляет символ — знак, который сохранил свою самодостаточность.

Как технологическое изобретение, ориентированное на одновременное массовое использование в учебном процессе, книга приобретает следующее значение:

  • • является многосторонним информационным источником;
  • • способствует самостоятельному интеллектуальному и общекультурному развитию;
  • • развивает способность к самостоятельному обучению;
  • • генерирует новые идеи и способствует поиску творческих решений;
  • • позволяет использовать в педагогической деятельности различные методы;
  • • способствует рациональному усвоению понятийно-категорийного аппарата и т. д.

Появление светской рыцарской и городской литературы, музыки, развитие искусства разрушали основы средневековой культуры. Постепенно стала расшатываться социальная структура средневекового общества. Возникает новый класс — буржуазия. Ослабление влияния христианства вызвало глубокий кризис средневековой культуры, выразившийся прежде всего в разрушении ее целостности, ускорили переход к новой, качественно иной эпохе — эпохе Ренессанса, связанной с формированием нового, буржуазного типа общества.

  • [1] Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры / пер. с англ. А. Юдина. Киев: Пика-Центр, 2003.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой