Система подготовки педагогов к работе с дезадаптированными детьми в условиях современного социума
Диссертация
Особенность социокультурной ситуации в России состоит в том, что российское общество находится в переходном периоде от унифицированного общества к дифференцированному. Своеобразие переходной эпохи определяет своеобразие образовательной ситуации. Действующая система образования существенно отстает от процессов, происходящих в обществе. Устаревшее и перегруженное содержание сегодняшнего… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Философско-теоретическое обоснование современной социокультурной ситуации в России
- 1. 1. Философия политики, экономики, социальной ситуации в последнее десятилетие
- 1. 2. Российская образовательная политика в период модернизации
- 1. 3. Характеристика образовательного социума как феномена дезадаптации в учебных заведениях России
- Выводы к главе 1
- Глава 2. Теоретико-методологические аспекты проблемы дезадаптации в педагогической науке
- 2. 1. Историко-логический анализ вхождения категории «дезадаптация» в педагогику и психологию
- 2. 2. Дезадаптация как явление объективной реальности в условиях современного социума
- 2. 3. Факторы и условия, оказывающие дезадаптирующее влияние на образовательный процесс
- 2. 4. Характеристика дезадаптированных субъектов образовательного процесса
- 2. 5. Содержательный аспект теории дезадаптации (категория, виды, подвиды, уровни дезадаптации)
- Выводы к главе II
- Глава 3. Состояние подготовки и переподготовки педагогических кадров в образовательных системах в условиях современной социокультурной ситуации
- 3. 1. Результаты анализа системы подготовки педагогических кадров к решению проблем дезадаптации
- 3. 2. Проблема дезадаптации в содержании программно-методического и педагогического сопровождения образовательного процесса в вузах
- 3. 3. Анализ учебных планов системы повышения квалификации в контексте теории дезадаптации
- Выводы к главе III
- Глава 4. Система подготовки и переподготовки педагогов к работе с дезадаптированными детьми
- 4. 1. Содержательная сущность концепция подготовки педагогов к работе с дезадаптированными детьми
- 4. 2. Содержательная составляющая подготовки и переподготовки педагогов для организации работы с дезадаптированными детьми
- 4. 3. Особенности педагогической деятельности с дезадаптированными детьми
- 4. 4. Компетентностный подход как основа подготовки и переподготовки педагогов к работе с дезадаптированными детьми
- 4. 5. Практическая реализация системно-акмеологического подхода в условиях вуза и в системе повышения квалификации
- Выводы к главе IV
- Глава 5. Проверка эффективности системы подготовки и переподготовки педагогических кадров к работе с дезадаптированными детьми
- 5. 1. Результаты констатирующе-поискового этапа педагогического эксперимента
- 5. 2. Результаты проверки эффективности педагогического эксперимента на преобразующем этапе
- Выводы к главе V
Список литературы
- Абульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности.- М.: Наука, 1979, — 228 с.
- Абульханова Славская К. А. Диалектика человеческой истории, — М.: Наука, 1977, — 224 с.
- Абрамова И.Г. Теория педагогического риска/Дис.д.п.н.-СПб, 1996.-385с.
- Адам Ж. Задачи демократизации высшего образования//Перспективные вопросы образования.- 1982.-№ 3.- С. 1 1−1 14.
- Аверкин В.Н., Цирульников Т. М. Управление вариативными образовательными системами, — Великий Новгород: НРЦРО, 1999.- 120 с.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы.-М.: Политиздат, 1985, — 263 с.
- Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентации образования: Монография, — СПб, 1997, — 153 с.
- Алексеев Н.А. О роли методологических знаний в профессиональной подготовке студентов//Содержание и методы профессионального воспитания студентов.- Тюмень, 1981.- С. 14−21.
- Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых.-М., 1973.
- П.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1974, — 483 с.
- Ананьев Б.Г. О системе возрастной психологии//Вопросы психологии. 1957,-№ 5.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1,2.- М., 1982.- 264 с.
- Андрагогика. Учебный план и учебная программа/Международная конференция «Образование взрослых шаг России в XXI век».- СПб.-Н.-Новгород, 1999.- 37 с. (авт. Коллектив С. Г. Вершловский, М. Б. Есаулова, А. И. Жилина, Е.Г. Королева).
- Андреев В.И. Диалектива воспитания и самовоспитания творческой личности." Казань: Издательство КГУ, 1998, — 318 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс.- Казань: Издательство КГУ, 1998.- 238 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы, — М., 1989.18. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности, — М.: Мысль, 1976, — 158 с.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка.- М.: Изд-во МГУ, 1979.- 150 с.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.- М.: Издательство института практической психологии, — Воронеж: НПО МОДЭК, 1996, — -768 с.
- Аттестация учителей: концепция, методика, результаты эксперимента/Под ред. Т. Г. Браже, — СПб.: ИОВ РАО, 1994.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект).- М.: «педагогика», 1977, — 256 с.
- Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков, — Киев, 1986.
- Барсуков В.Н. Подготовка учителя начальных классов к работе с педагогически запущенными детьми: Автореф. дисс. .к.п.н. М., 1997, — 17 с.
- Батищев Г. С. Педагогическое экспериментирование//Сов. педагогика, 1990, — № 1, — С.94−97.
- Батракова И.С., Мосина А. В., Тряпицына А. П. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы: Кн. для учителя.- СПб., 1993, — 135.с.
- Батракова И.С. Ситуационный подход к решению управленческих проблем." СПб.: Дворец творчества юных, 1997, — 26 с.
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. В 2 ч.- Екатеринбург, 1992.4.1 73 с. 4.2.- 85 с.
- Беличева А.С. Социально-психологические основы предупреждения де-социализации несовершеннолетних. Автореф. дисю. докт. психол. наук.-М., 1989, — 45 с.
- Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестойки.- М.: Педагогика, 1989, — 207 с.
- Белоцерковский В. Свободная мысль.- 1996.-№ 5.-С.82.
- Бережнова J1.H. Предупреждение депривации в образовательном процессе: Монография, — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000, — 240 с.
- Беспапько В.П. О критерии качества подготовки специаписта//Вестник высшей школы.- 1988.-№ 1.- С.3−8.
- Беспапько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов, — М., 1989.35. Библер B.C. Мышление как творчество.- М., 1975, — 112 с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.-М.: Наука, 1973, — 142 с.
- Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред. В. А. Сластенина.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999, — 288 с.
- Богомолова Н.Н., Мельникова О. Т., Фоломеева Т. В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследо-ваниях//Введение в практическую социальную психологию.- 1994.-С.193−209.
- Бодапев А.А. О предмете акмеологии//Психологический журнал, — 1995.-№ 5, — С.46−51.
- Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь, — СПб, 1998, — 134 с.
- Болотов В.А., Исаев Е.И, Слободчиков В. И. и др. Проектирование профессионально педагогического образования/ЛПедагогика.- 1997.-№ 4.-С.67.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентиро-ванного образования/ЛПедагогика, — 1997.- № 4, — С. 1 1−17.
- Бондаревская Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие, — Ростов-на-Дону :Творческий центр «Учитель», 1999.- 560 с.
- Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов, — СПб: Питер, 2000, — 304 с.
- Боржовский Г. А. Современные требования к структуре и содержанию непрерывного педагогического образования//Подготовка специалистов в области образования.- СПб, 1994.- С.3−8.
- Бочарова В.Г. Современная социально-педагогическая парадигма преодоления дезадаптации детей и подростков//Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков.- М., 1996.- С.32−35.
- Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу (психологические аспекты).-М.:Смысл, 1999.- 137 с.
- Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития человека.- М.: Знание, 1977, — 63С. С.15−16.
- Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении//Советская педагогика, — 1965, — № 7, — С. 10−12.
- Буева Л.П. Человек, деятельность и общение, — М., 1978, — С. 103−104.
- Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии, — М., 1986.-С. 1 71 -1 72.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра, — М., 1998.- С.5−6.
- Варначева Л.В., Гусева Т. А., Джузенова Р. Б., Метельская Ю. С., Рыбакова В. И., Хуторная М. А. Школьные проблемы глазами психолога. Как оказатьпомощь дезадаптированному ребенку. М.: Российское психологическое общество, 1998, — 198с.
- Введение в психологию/Под общ. Ред. Проф. А. В. Петровского.-М.:Издат. Центр «Академия», 1996.-496.-366.
- Венгер A. JL, Слободчиков В. И., Эльконин Д. Б. Проблемы детской психологии в научном творчестве Б.Д. Эльконина//Вопросы психологии, — 1988.-№ 3, — С.20−29
- Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы.- М.: Педагогика, 1987.- 183 с.
- Вершловский С.Г. Проблемы гуманизации школьного образования//В сб.: Гуманизация образования. Теория. Практика/Под ред. С. Г. Вершловского,-СПб: СПбГУПМ, 1994.- С.5−14.
- Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах: Книга для учителя/Под ред. А. А. Бодалева.- М.: Просвещение, 1981.- 128 с.
- Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации//Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, — М., 1995.- С.8−1 1.
- Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога.- Псков, 1997, — 421 с.
- Выготский JT.C. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте. Избр. психол. исслед.- М., 1956.- С.438−452.
- Гальперин П.Я., Талызина Н. Ф. Современная теория поэтапного формирования умственных действий, — М., 1979.- 185 с.
- Гагин Ю.А. Осуществимость индивидуальности: философско-психологические и психолого-педагогические аспекты// Герценовские чтения: актуальные проблемы развития педагогики/РГПУ им. А. И. Герцена, СПб, 1995.- С.30−32.
- Гагин Ю.А. Акмеологические аспекты педагогического мастерст-ва//Региональная акмеологическая служба в системе образования/ БПА. СПб: 1995, — С.97−129.
- Гагин Ю.А. Концептуальный словарь-справочник по педагогической ак-меологии/Учебное пособие.- СПб, СПбГУПМ, Балт. пед. академия, 1998.180 с.
- Гельмонт A.M. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления,— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954, — 156 с.
- Гершунский Б.С., Березовский В. М. Методологические проблемы стандартизации в образовании//Педагогика.-1993.-№ 1.- С.27−32.
- Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика, — Киев: Вища школа, 1987.- 183 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века//Мир образования, — 1996.-№ 4, — С.49−54.
- Гильбух Ю.З. Методика отслеживания успеваемости и психического развития учащихся в общеобразовательной школе.- Киев: Перспектива, 1996.38 с.
- Гитман А.В. Педагогические условия предупреждения дидактогений. Ав-тореф. дис.канд. пед. наук.- Краснодар: КГПУ, 1999.- 22 с.
- Гладышева Л. Спаси детей, Россия//Сов. Россия.- 2000.- 1 июня. С. 1.
- Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков: Учебное пособие.- Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 1998, — 137 с.
- Горшкова В.В. Межсубъектная педагогика: тенденции развития, — СПб.: ИОВ РАО, 2001, — 237 с.
- Горьковская И.А. Школьная дезадаптация у делинквентных подрост-ков//Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, — М., 1995, — С.39−40.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности 22 100-«Социальная работа», — М., Госкомвуз РФ, 1994, 2000.
- Громыко Ю.В. Проблемы образовательной политики в Российской Федерации. Ч.2.- Тюмень: ТОГИРРО, 2000, — С.65−79.
- Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). Мн.: Технопринт, 2000.- 376 с.
- Громыко Ю.В. Построение общественной практики средствами образова-ния//Вопросы психологии.- 1998, — № 5, — С.37−48.
- Громыко Ю.В. Принципы построения региональной политики развития образования//Россия -2010, — 1994.-№ 5 .- С. 77.
- Давыдов В.В. Деятельность: теория, методология, проблемы.- М., 1990.-С.151.
- Двенадцатилетняя школа: проблемы и перспективы общего среднего образования/Под ред. B.C. Леднева, Ю. И. Дика, А. В. Хуторского.- М.: РАН, 1999, — 253 с.
- Демьянов Ю.Г. Дети с трудностями адаптации к школе// Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- М., 1995, — С.41−42.
- Деркач А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: Пути достижения вершин профессионализма, — М.: Луч, 1993, — 1 84 с.
- Дети с задержкой психического развития/Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной.- М.: Прогресс, 1984.- 256 с.
- Диагностика школьной дезадаптации/Под ред. С. А. Беличевой, И.Я. Ко-робейникова, Г. Ф. Кумариной, — М.: Редак.-издат. центр системы компенсирующего обучения «Социальное здоровье России», 1995.- 128 с.
- Димов В.Д., Лесная Л. В. Актуальные проблемы образования//Социально-политический журнал.- № 2.-1995, — С.163−182.
- Днепров Э. Модернизация образования общенациональная задача: К тогам деятельности рабочей группы государственного Совета РФ по вопросам реформирования образования//первое сентября, — № 58, 25 августа.-2001, — С.2−3.
- Дружинин В.Н. Эспериментальная психология. М.:ИНФРА-М, 1997.256 с.
- Екимова В.И. Синдром «учебной неуспешности»//Журнал практического психолога, — 1998, — № 3.- С.3−8.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 195 с.
- Заика Е.В., Крейдун Н. П., Яичина А. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением//Вопросы психологии, — 1983, — № 4, — С.83−90.
- Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образова-нии"//Бюллетень Гокомвуза.- 1996.-№ 10.-С. 1−59.
- Закон РФ «Об образовании».- СПб, 1996.- 64 с.
- Зарубежный опыт подготовки и повышения квалификации кадров, — М.: НИИ ТЭИ, 1990, — 63.с.
- Зарубежный опыт: образование взрослых и социальные переме-ны//Проблемы непрерывного образования. Информационный бюллетень.-1994, — № 1, — С. 15−38.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии.- М.: Триволо, 1994.- 301 с.
- Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура/Новое педагогическое мышление.- М., 1989, — С.92−93.
- Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения.- М., 1992.- С. 1 1.
- Змеев С.И. Образование взрослых в России: от века XIX к ХХ1//Новые знания.- 1997, — № 3.- С.16−20.
- Жилина А.И. Организационно-экономическое проектирование системы педагогического образования// Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования, — СПб: Образование, 1994, — С. З 1 -36.
- Жилина А.И. Теория и практика управления профессиональной подготовкой и карьерой руководителей системы образования. Монография. Кн.2 серии: Профессионалы в управлении образованием XXI Века/Научн. ред. A.M. Жилина, — СПб.: ИОВ РАО, 2001, — 360 с.
- Ильенков Э.В. Философия и культура,— М.:Политиздат, 1991, — 462 с.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника,— М.: Педагогика, 1984.144 с.
- Ильин Г. Л. Образование после образования (от педагогической парадигмы к образовательной)//Новые знания, — 2000.-№ 1.- С. 16−19.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб: Питер, 2000.- 512 с.
- Ингекамп К. Педагогическая диагностика, — М., 1986, — 240 с.
- Иовчук Н.М. Психопатологические механизмы школьной дезадаптации// Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, — М., 1995, — С.23−25.
- Ш. Иовчук Н. М., Батыгина Г. З. «Школьные фобии» при депрессивных состояниях у подростков// Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, — М., 1995, — С.71−72.
- Исаев Е.И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога//Вопросы психологии, 2000, — № 1.- С.57−66.
- История развития образования взрослых в России/Под ред. Е. П. Тонконогой. Кн. 1 в томе монографии «образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики"/Под ред. В. И. Подобеда.- СПб.: ИОВ РАО, 2000, — 152 с.
- Каган В.Е. Школьная дезадаптация: к определению понятия// Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, — М., 1995, — С.3−8.
- Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Избранные статьи, — Л.: Изд-во ЛГУ, 1991, — 384 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт: системного анализа.-М.Политиздат, 1974.- 328 с.
- Каган М.С. Философия культуры, — СПб: Петрополис, 1996, — 414 с.
- Калиновский Ю.И., Перцев А. В. Толерантность феномен человеческих отношений//Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы, 2000,-№ 2,-С.59−64.
- Калмыкова З.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога.- М.: Знание, 1982.- 96 с.
- Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования//Избр. Педагог. соч., — М., 1982, — 745 с.
- Кинг А., Шнейдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Совета Римского клуба//Радикал.1991.-№ 52, — С. 10−1 1.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред, пед заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 176 с. С.33−34.
- Кон И. С. Открытие «Я».- М.: Политиздат, 1978.- 367 с.
- Кон И. С. Ребенок и общество.- М.: Наука, 1988.- 269 с.
- Кон И.С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного периода//В мире под-ростка.-М., 1980.
- Конвенция о правах ребенка. Принята 44−1 сессией Генеральной ассамблеи ООН (1989)//Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов.-М., 1990, — С.388 409.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях//Советская педагогика, 1970.- № 9.- С.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, — М.: МО РФ, 2001, — 32 с.
- Корнев А.Н. Школьная дезадаптация и дислексия// Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, — М., 1995.-С.46−47.
- Коротяев Б.И. Учение процесс творческий: Кн. Для учителя: Из опыта работы.- 2-е изд., доп. и испр, — М.: Просвещение, 1989.- I 59 с.
- Кривых С.В. Развивающее и развивающееся образование. Синергетиче-ские аспекты образования, — Новокузнецк: ИПК, 2000, — 198 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности,— Л.: ЛГУ, 1970.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых,— М.: Просвещение, 1985, — 128 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Личность. Внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды, — СПб.: ИОВ РАО- Тускарора, 1996,175 с.
- Кулюткин Ю.Н. Функциональная грамотность, обучаемость и творческий потенциал личности//Проблемы функциональной грамотности взрослых, — СПб: ИОВ РАО, 1993, — С.86−94.
- Кумарина Г. Ф. Педагогические условия предупреждения школьной дезадаптации/Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- М., 1995.- С.21−23.
- МЗ.Кумбс Ф. Р. Кризис образования в современном мире. Системный анализ.- М.: Прогресс, 1970, — 261 с.
- Кывырялг А.А. Вопросы методики педагогических исследований.- Таллин: Валгус, 1971.-186 с.
- Кывырялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике.-Таллин, Валгус, 1989.- 334 с.
- Лапшин В.А. и Пузанов Б.П. Основы дефектологии, — М., 1990. 246 с.
- Лебединская К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М.: Педагогика, 1988.- 166с.
- Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии.- Мурманск, 1997.- 150с.
- Леднев B.C. Непрерывное образование: структура и содержание.- М.: Педагогика, 1988, — 282 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспекти-Ф вы.- М.: Высшая школа, 1991, — 224с.
- Лейтес Н.С. Раннее проявление одаренности// Вопросы психологии.-1988, — № 4.-С.99.
- Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание.- М., 1980.-423 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции, — М., 1972.- 228 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Мысль, 1965.- 572 с.
- Леонтьев А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения//Советская педагогика.- 1946, — № 1−2- Хрестоматия по педагогической психологии, — М., 1995.
- Лифшиц М. Об идеальном и реальном//Вопросы философии, — 1984, — № 10. С. 24 -43.
- Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей.-Самара, 1997, — 290 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов учебных заведений и слушателей ИЛК и ФПК. 4-е изд.- М.: Юрайт, 1999.-523.с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, — Л., 1983.
- Личность. Ценности. Изменяющийся мир/Под ред. Ю. Н. Кулюткина.-Спб.:ИОВ РАО, 1998, — 75 с.
- Локосов В.В. Стабильность общества и система предельно-критических показателей его развития//СОЦИС.- 1998.--4.-С.86−94.
- Ломов Б.Ф. Системность в психологии.- М.: Институт практической психологии- Воронеж: «Модэк», 1996.- 384 с.
- Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении.-М.: Фолиум, 1999, — 87 с.
- Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности, — Л., 1993, — 219 с.
- Майоров А. Мониторинг и проблемы информационного обеспечения управления образованием//Народное образование.- 2000.-№ 8, — С.21−28.
- Маврина И.А. Социальность современного образования.- Омск: ОмГПУ, 2000, — 182 с.
- Маврина И.А. Формирование профессиональной культуры педаго-гаУ/Педагогика сотрудничества: Содержание. Формы. Методы. Науч. метод. сб. для сред. спец. учеб. заведений.- М.:Минхимнефтепром, 1990.-С.82−85.
- Макареня А.А., Кривых С. В. Педагогическая антропоэкология.Ч. 1. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000, — 191 с.
- Макареня А.А. Избранные труды. В 3-х томах.- Тюмень: ТОГИРРО, 2000, — 918 с.
- Макареня А.А., Суртаева Н. Н. Интеграционные процессы в образовании как фактор развития интеллектуального и социокультурного потенциала регионов, — СПБ- Тюмень: ТОГИРРО, 2001, — 160 с.
- Максимова В.Н. Акмеологическое развитие взрослого человека в процессе формирования его валеологической грамотности//Мир образования образование в мире.- 2000, — № 1.- С. 138−146.
- Максимова В.Н. Акмеология школьного образования.- СПб.: Ленинг. обл. ин-т развития образ., 2000.- 230 с.
- Максимова В.Н. Введение в акмеологию школьного образования,— СПб.: ОИРО, 2002, — 156 с.
- Максимова В.Н. Интеграция в системе образования, — СПб: ЛОИРО, 2000, — 83 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1984.- 143 с.
- Маркова А.К. О путях повышения эффективности труда учителя, — М., 1987, — 140 с.
- Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя//Советская педагогика.-1990.- «8, — С.82−88- 1980, — № 8.- 89 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма,— М.: Международный ну-манитарный фонд «Знание», 1996.- 308 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма.- М.: Изд-во РАГС, 1996.308 с
- Маслоу А. Мотивация и личность, — СПб:Евразия, 1999.-479 с.
- Маслоу А. Цели и значение гуманистического образования//предисловие к публикации И. Акулиной, — Здравый смысл.- 1997−1998.
- Матвеев В.Ф., Лебедев А. В. Особенности отношения дезадаптированных подростков к личным качествам людей//Вопросы психологии.- 1984.- № 3,-С.73−78.
- Матес Г. О роли психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников//Вопросы психологии.- 1981.- № 4, — С. 1 52 154.
- Мацкевич В. Полемические этюды об образовании, — Лиепая: Издательство О. Агустовкой, 1993, — 287 с.
- Меликсетян А.С. Отклоняющееся поведение несовершеннолет-них//Совесткая педагогика.- 1990, — № 4 .С.52−57.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Изб.психол. тр./Ред. сост. и авт. ст. И. С. Якиманской, — М.: Педагогика, 1989, — 219 с.
- Метельский Г. И., Чикова О. М. О некоторых особенностях рефлексии учителя//психология учителя, — М., 1989.-С.33−36.
- Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие/Под ред. Н. В. Кузьминой, — Л.: ЛГУ, 1980, — 172 с.
- Методы и методики социально-педагогического исследования/Под ред. С. Г. Вершловского, — СПб: ИОВ РАО, Тускарора, 1999, — 123с.
- Мефодьев В.В., Старовойтов С. Н., Зумарева О. И. Социальное развитие Тюменской области//Напоги. Инвестиции. Капитал, — № 5−6.-2000.- С. 158 163.
- Милованова Н.Г. Практика подготовки педагогов к работе с дезадаптированными детьми. Современные технологии. Ч.2.- СПб.: ИОВ РАО, 2002, — 128 с.
- Милованова Н.Г. Программно-методическое и педагогическое обеспечение подготовки педагогов к работе с дезадаптированными детьми. Ч.З.
- СПб.: ИОВ РАО, 2002, — 228 с.
- Милованова Н.Г. Теория и практика подготовки педагогов к работе с дезадаптированными детьми. Ч.1.- Спб.: ИОВ РАО, 2002, — 240 с.
- Милованова Н.Г., Суртаева Н. Н. Предупреждение школьной дезадаптации: особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса: Пособие.- Тюмень, 2001.- 128 с.
- Милованова Н.Г., Прудаева В. Н., Суртаева Н. Н. Предупреждение школьной дезадаптации: подготовка педагогов к работе с дезадаптированными детьми: Практико-ориентированное пособие.- Тюмень, 2001.- 114 с.
- Милованова Н.Г., Суртаева Н. Н. Предупреждение школьной дезадаптации: психолого-педагогическая диагностика: Пособие.- Тюмень, 2001.134 с.
- Митина Л.И. Психология профессионального развития учителя,— М.: Флинта, 1998, — 200с.
- Митина Л.И. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности учителя.-М.: Сентябрь, 1999, — 192 с.
- Митина Л.И. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы).- М.: Дело, 1994, — 216 с.
- Моисеев Н. Люди не господа, а часть природы//НГ.-2001 .-23 августа.-С.8
- Молодцова Т.Д. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации подростков. Учебное пособие.- М.: Изд. МП А, 1999.- 236 с.
- Морозова Т.В. Диагностика успешности учителя, — М., 1997.
- Морозов В. Первый ежегодный отчет России. Отчет для граждан России. Наше положение экономическое, социальное и международное.- М., 1995.56 с.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика.- М.: Академия, 1999.- 184 с.
- Мурзенко В.А. Психологический анализ личностно-поведенческой структуры так называемых «трудных» детей в условиях массовой школы (в связи с задачами психокоррекционной работы): Автореф. канд. дис.- Л., 1979.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы, — Л., I960, — 189 с.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений//Психологическая наука в СССР.- М.: Изд. АПН РСФСР, I960, — С.98−114.
- Наумова Т.В. Рыночные реформы в российском измерении//СОЦИС.-1998.-№ 1 .-С.55−62.
- Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции?// Педагогика, — 1997, — № 3, — С.20−27.
- Назарова Т.С. Проблемы педагогической эффективности средств обучения/Развитие учебно-материальной базы общеобразовательной школы/Под ред B.C. Леднева, — М.:Ротапринт НИИ ШОТСО АПН СССР, 1990.-С.98−1 19.
- Назарова Т.С., Степанов В. На пороге нового века//Народное образование, — 1997.- № 4.-С.29−36.
- Назарова Т.С., Шаповаленко B.C. парадигма нелинейности как основа синергетического подхода в обучении/Стратегия образования.- 2003.-№ 1 .-С.3−10.
- Национальная доктрина образования.- М.: ИПК МГУП, 2000.- 15 с.
- Немова Н.В. Как обучать взрослых//Управление методической работой в школе.- М.:Сентябрь, 1996.- 175 с.
- Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века.- М., 1997.- 31 с.
- Никитин Э.Н. Противоречия и проблемы развития федеральной системы повышения квалификации работников образования//Тенденции развития региональной образовательной среды и управленческие аспекты системы повышения квалификации.-Кемерово, 1998.-С. 16−17.
- Никитюк Б.А. Интеграция знаний в науках о человеке (современная ин-тегративная антропология).- М.: СпортАкадемПресс, 2000.- 440 с.
- Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития, — М.: ЭГВЕС, 2000.- 269 с.
- Новиков П.Н., Колесников Ю. В. Опережающее профессиональное обра-зование//Профессиональная педагогика.- М.:АСС, Профессиональное образование, 1999, — 904 с.
- Образование взрослых как социальный институт/Под ред. Е. П. Тонконогой, В. И. Подобеда, — СПб.:ИОВ РАО, 1999.- 216 с.
- Образование в поисках смысла/Под ред. Е. В. Бондаревской.- С.15−16.
- Образование в РФ: Краткий статистический справочник.- М.: ЦОС НИИ-ВО, 1999.-44 с.
- Образованная Россия: специалист XXI века. Проблемы российского образования на рубеже 1 11 тысячелетия/Под ред. A.M. Субетто.- СПб: ПАНИ, 1997, — 224 с.
- Образовательная политика России на современном этапе, Государственный Совет Российской Федерации//Управление школой.- № 29, август 2001, — С.1−8.
- Общероссийский классификатор специальностей по образованию.- М., 1994, — 33 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога,— М.: ТЦ «Сфера», 2001, — 480 с.
- Одаренные дети: пер с англ./Общ. Ред. Г. В. Бурменской и В.М. Слуцкого- Предисл. В. М. Слуцкого, — М.: Прогресс, 1991.- 376 с.
- Онушкин В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии, — СПб.- Воронеж: ИОВ РАО, 1995.-232 с.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики.- М., 1991.- С. 142.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 287 с.
- Орлова J1.B. Интеллектуально пассивные учащиеся//Вопросы психологии, — 1991 .-№ 6, — С.45−49.
- Основы педагогики и психологии высшей школы/Под ред. А. В. Петровского, — М.: МГУ, 1986, — 303 с.
- Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений/Под ред. И. А. Зязюна, — М., 1989.
- Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П. Д. Павленок.- 2-е изд., испр. и доп.-М.:ИНФРА.- М., 2001.- 395 с.
- Отстающие в учении школьники/Под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной.- М.: Педагогика, 1986, — 208 с.
- Панферов В.Н. Классификация функций человека как субъекта обще-ния//Психологический журнал.- 1987.-№ 4, — С. 51 -60.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П. И. Пидкасистого.- М. Российское педагогическое агентство, 1996.- 603 с.
- Педагогическая антропология: Учеб. пособие/Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад.-М.: Изд-во УРАО, 1998.- 576 с.
- Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ: Учебное пособие для вузов.- М.: Высшая школа, 1989.- 367 с.
- Перминова Л.М. Теоретические основы конструирования содержания школьного образования: Автореферат .докт. пед. наук.- М., 1995.-С. 19.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг.- М.:МГУ, 1989.- 216 с.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга.- М.:Изд-во Московского университета, 1982.168 с.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности, — М., 1994, — 224 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности.-Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 512 с.
- Подобед В.И. Непрерывное образование всего населения/Юбразование взрослых как социальный институт: тенденции развития и проблемы. Мат-ре. научн.-практ. конф./Под ред. В. И. Подобеда, Е. П. Тонконогой.- СПб: ИОВ РАО, 1997, — С. 10−13.
- Подобед В.И. Образование взрослых как социальный институт/Образование взрослых в России на рубеже XXI века: проблемы и перспективы. Матер научн- практ. конф./Под ред. В. Г. Онушкина.- СПб: Иов РАО, 1995, — С.63−66.
- Подобед В.И. Системное управление образованием взрослых, — СПб: ИОВ РАО. 2000, — 229 с
- Положение детей в России/Под ред. А. И. Лиханова.- М., 1992.- 184 с.
- Пономарев Я.А. Задержки развития внутреннего плана действия и их ли-квидация//Новые исследования в педагогических науках. Известия АПН РСФСР, Вып.133.-1964, — С.149−154.
- Понятийный аппарат педагогики образования/Сб. научных трудов, — Екатеринбург: УрГУ, 1996, — 230 с.
- Посохова С.Т. Особенности эмоций учащихся в современной шко-ле//Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- М., 1995.-С.61.
- Потаки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведе-ния//Психологический журнал.- 1987, — № -, Т.8.- С. 92−102.
- Прогнозирование в образовании: теория и практика/Под ред. Б.С. Гер-шунского, — М.: ИТПИМИО, 1993, — 209 с.
- Программа перспективного развития образования взрослых: «Образование взрослых: реальность, проблемы, прогноз"/Под ред. С.Г. Вершловско-го, — СПб., 1998.
- Программа реформирования и развития системы повышения квалификации и переподготовки работников образования. Проект/Под ред. Э. М. Никитина.- М., 1993, — С. 12.
- Проданов И.И. Теория и практика управления развитием профессионализма учителя в региональной инновационной системе образования. Автореферат дис. .док. наук,-СПб, 1998.- 34с.
- Прозорова Н.В. Подготовка студентов педагогического вуза к воспита-тельно-коррекционной работе с несовершеннолетними: Автореферат дис. на соиск. уч. ст. к.п.н.- М., 1994.-18 с.
- Профессиональная педагогика/Под ред. С. Я. Батышева. 2-е изд.- М.: РАО, 1999.- 904 с.
- Психологические проблемы неуспеваемости школьников/Под ред. Н. А. Менчинской, — М.: Педагогика, 1971.- 272 с.
- Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. и срен. пед. учеб. заведений/Ю.Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т.М. Марю-тина и др.- Под ред. Н. С. Лейтеса, — 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издат. центр «Академия», 2000, — 336 с.
- Психология: Словарь/Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд.- М., 1990, — 462 с.
- Психология человека от рождения до смерти//Под ред. А. А. Реана.- СПб: Прайм-Еврознак, 2001.- 656 с.
- Рабочая книга школьного психолога/ И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.- Под ред. Н. В. Дубровиной.- М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 376 с.
- Разумова Т.О., Телешова И. Г. Образование и человеческое развитие.- М.: ТЕИС, 2000, — 141 с.
- Райков В.Л. Сознание и познание 111 тысячелетия,— М.: НАТЛГ, 1999.164 с.
- Рабочая книга андрагога/Под ред. С. Г. Вершловского.- СПб.-Тюмень, 2000, — 198 с.
- Рабочая книга школьного психолога/ И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др- Под ред. И. В. Дубровиной, — М. Международная педагогическая академия, 1995.-376 с.
- Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия (опыт философии педагогики). М.: АПСН, 1996.- 55 с.
- Расчетина С.А. Методологические проблемы социальной педагоги-ки//Обраазование и культура Северо-Запада России, — СПб, 1996.- С.57−61.
- Раттер М. Помощь трудным детям. Пер с англ. Е. Алексеевой, С. Нуро-вой.- М.: Апрель Прсее, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.- 432 с.
- Рахимов А.З. Педагогическая акмеология, — Уфа: БашГПИ. 1999, — 246 с.
- Реан А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие, — СПб: Изд-во Милайлова В. А., 1999.- 228 с.
- Л 275. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика/Под ред. П. И. Третьякова, — М.: Новая школа, 2001.- 880 с.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения.-М., 1985, — 138с.
- Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека.- М.: Прогресс, Универс, 1994, — 480 с
- Ронзин Д.В. Профессиональное сознание учителя как научно-практическая проблема//Психологический журнал.- 1991 .-Т. 12.-№ 4.-С.68.
- Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития, — М., 1991.- С. 27.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1976.412 с.
- Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность: социальное взаимодействие и обучение//Вопросы психологии, — 1998, — № 5, — С.49−59.
- Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций, — М.:ИНФРА-М.-Новосибирск: НГАЭ и У, «Сибирское соглашение, 2000.- 224.с.
- Руткевич М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе// СОЦИС.-1998.-№ 6.-С.З-13.
- Руткевич М.Н. Школа: социальный кризис и коммерциализация/народное образование.- 2000, — № 8.- С.8−1 3.
- Рыбинский Е.М. Положение детей в России// Педагогика, 1994.-№ 6,-С.3−12.
- Садовский В.Н. Общая теория систем как категория.- М.: Наука, 1971,21 1 с.
- Сапронов В. Человечество должно обществом, которым управляет ра-зум//Народное образование.- 2000.-№ 8.- С. 13−20.
- Сборник документов, касающихся международных аспектов высшего образования/Сост. Е. В. Шевченко.- СПб.: СПбГТУ, 2000, — 758 с.
- Селиванова H. J1. Управление воспитательной системой школы: основные подходы/Директор школы, — 1997, — № 6.- С. 12−13.
- Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: Концепция и технология УНПК, — Волгоград: Перемена, 1994, — 152 с.
- Сержантов В.Ф. Философские проблемы биологии человека.- Л.:Изд-во ЛГУ, 1990, — 205 с.
- Сериков В.В. Образования и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем.- М.: Издат. корпорация «Логос», 1999, — 272 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем.- М.: Издат. корпорация «Логос», 1999, — 272 с.
- Серых А.Б. Формирование готовности педагога к работе с виктимными детьми, — Калининград: БИЭФ, 2000.- 156 с.
- Ситаров В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. В. А. Сластенина.- М.: Академия, 2000.- 216 с.
- Сластенин В.А. Отчетный доклад «Международная академия педагогического образования: состояние, тенденции и перспективы разви-тия"//Педагогическое образование и наука, — 2001.- № 1.- С.5−1 1.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки, — М. 1976.- 181с.
- Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях.-М.: Педагогическое общество России, 1999.- 416 с.
- Собкин B.C. Писаревский П. С. Типы региональных образовательных ситуаций в Российской Федерации,— М.: ЦСО, 1998.- 96 с.
- Солдатова Г. У., Шайгерова А. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков.-М.:Генезис, 2000.-112 с.
- Социум XXI века: рынок, фирма, человек в информационном обществе/Под ред. А. И. Колганова, — М.: Экономический ф-т МГУ, ТЕИС, 1998.279 с.
- Спирин Л.Ф., Павличкова Г. Л. Функционирование законов педагогических систем в образовательном пространстве//Мир образования образование в мире, — 2001, — № 1, — С.28−32.
- Степин B.C. Поиск новых ценностей и стратегия развития России/ Вестник Российского философского общества.- 2000.-№ 1.- С. 10−1 1
- Степанова Е.И. Психология взрослых основа акмеологии, — СПб, Санкт-Петербургская акмеологическая академия, 1995.- 168 с.
- Степин B.C. Становление научной теории.- Минск, 1976, — С.21−56.
- Степин B.C. Поиск новых ценностей и стратегия развития Рос-сии//Вестник Российского философского общества.- 2000.-№ 1.-С.21−56.
- Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов.- М.: Изд-во «Совершенство», 1998, — 368 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования.- М.: МО РФ- Национальный фонд подготовки кадров, 2001.- 101с.
- Субетто А.И. Гуманизация российского общества.- М.: Исслед. Центр, 1995, — 156 с.
- Субетто А.И. Философия профессионализма: прошлое, настоящее, бу-дущее//Профессиональное последипломное образование: проблемы, перспективы. Матер. 111 петербургской науч.-прак. конф. Ч.1.- СПб.:ЦИПКР и СПО, 1997, — С. 18−27.
- Субетто А.И. Системологические основы образовательных систем. Ч.1и 1 1, — М., 1994, — 605 с.
- Суртаева Н.Н. Нетрадиционные педагогические технологии (парацентрическая технология обучения): Учебно-методическое пособие.- Омск, 1997, — 23 с.
- Суртаева Н.Н. Контрольно-корректирующая технология обуче-ния//Химия в школе, — 1997, — № 7, — С. 14 -15.
- Суртаева Н.Н. Педагогическая рефлексия необходимый компонент культуры педагогаУ/Педагогическая культурология. Метод, рекомендации, — Тюмень — Тобольск, 1995, — С.45−48.
- Суртаева Н.Н. Проектирование педагогичсеких технологий в профессиональной подготовке учителя: Автореф. дисс. .докт. пед. наук, — М., 1995, — 40 с.
- Суртаева Н.Н. Технология индивидуальных образовательных траекторий, — СПб: УМЦ, 2000, — 38 с.
- Суслов В.Н. Зарубежный опыт подготовки повышения квалификации кадров,— М.: МИПКРиСХП, 1991.- 63 с.
- Сухобская Г. С. Психология в управлении: (продолжение диалога с директором школы).- СПб.: ИОВ РАО, 1999.
- Тарасов В.В., Богоявленский Ю. Л. Формы взаимоотношений между живыми организмами,-М.:МГУ, 1996, — 142 с.
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии// Постановление правительства РФ 1997 г. № 288.
- Тонконогая Е.П. Перспективы развития системы повышения квалификации руководителей школ.- М.: АПН СССР, 1989, — 143 с.
- Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента, — М.: Новая школа, 1997, — 284 с.
- Тряпицына А.П. Взаимосвязь вариативности организации обучения и возрастных особенностей учащихся в процессе обучения/Гуманитаризация образования, — Л.:ЛГПИ, 1990, — С. 113−135.
- Турчанинова Ю. Отчуждение в образовании//Директор школы, — 1996.-№ 5, — С. 35.
- Учителю об одаренных детях (пособие для учителя)/Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова.- М.: Молодая гвардия, 1997, — 354 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания, — М., 1946.
- Федеральная программа развития образования//Приложение к Федеральному закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000, № 51 -ФЗ.- 46 с.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избранные психологические труды.- М.: Междунар. пед. академия, 1995.367 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления: Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Изб. тр./ Д. И. Фельдштейн.-М.: Моск. психол.-соц. ин-т:Флинта, 1999.- 670 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология разивающейся личности: Избранные пси-хол. труды.- М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: Модек, 1996.- 512 с.
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства.- М.: Моск.- психол.-соц. ин-т: ООО «Флинта», 1997, — 158 с.
- Филиппов В.М. Правда и домыслы о российском образовании// Официальные документы в образовании.-№ 13(148), май 2001.- 96 е.- С. 19.
- Философский энциклопедический словарь, 2-е изд.- М.: Сов. энциклопедия, 1989, — 815 с.
- Фролов С.С. Социология,— М.:Гардарики, 1999.- 334 с.
- Фромм Э. Человеческая ситуация/пер с анг. Под ред. Д. А. Леонтьева.-М.: Смысл, 1994,-326 с.
- Фрумин И.Д. Вызов критической педагогики//Вопросы философии.-1998, — № 12.-С.6−14.
- Функциональная неграмотность и профессиональная некомпетентность как факторы риска современной цивилизации и роль непрерывного образования взрослых в их преодолении/Под ред. В. Г. Онушкина.- Л.: НИИ ООВ, 1990.- 125 с.
- Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. Диагноз духовного недуга нашей эпохи, — М.:Прогресс, Прогресс-Академия, 1992, — С. 33 1−352.
- Хитаров В.А., Маралов В. Г. Диагностика и развитие позиции ненасилия у педагога.- М., 1997, — 260 с.
- Хитаров В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе.- М.:Академия, 2000.- 260 с.
- Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя.- М., 1988.- 1 16 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования.-М.Тюмень, 1997.-290 с.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении, — Томск: Пеленг, 1993, — 268 с.
- Чудова О.В. Формирование рефлексивной позиции в учебной деятельности студента//Педагог.-1999.-http://www ic. dcn-asu.ru.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие. 2-е изд.- М.: Логос, 1996.- 320 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности,— М.: Наука. 1982, — 185 с.
- Шадриков В.Д. Философия образования и новые образовательные политики.- М.: Логос, 1993, — 234 с.
- Шамова Т.И., Давыденко Г. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.- 384 с.
- Щедровицкий Г. П. Очерки по философии образования.- М., 1993.- 153 с.
- Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология.- М., 1997.
- Шубинский B.C. К концепции нового этапа в развитии советской педагогической науки//Новые исследования в педагогических науках, — 1988.-№ 2(52).- С.6−12.
- Шюрер М., Смекал В. Диагностика воспитательных и учебных затруднений в психолого-педагогическом консультационном деле//Шванцара И и кол. Диагностика психического развития.- Прага, 1978.- С. 270−271.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи, — 2-е изд., расш. и доп.- СПб: Питер, 2000.- 656 с.
- Энциклопедия профессионального образования. В 3-х томах/Под ред. С. Я. Батышева.- М.: РАО- Ассоциация «Профессиональное образование», 1999 .-1320 с.
- Юдин Э.Г. Методологическая природа системного подхода//Системные исследования, — М.: Наука, 1973.- С.38−51.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности.- М.: Наука, 1978.
- Ядов В.А. О диспозициях регуляции социального поведения личности/Методологические проблемы социальной педагогики, — М., 1975, — 96 с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптинвая модель.- М.: Новая школа, 1996.- 352 с
- Allport G.W. Persnlity: A Psychological Inteppretation. Boston, 1937.
- Apter M.J. The Experience of Motivation. The Theory of Psychological Reversals. N.Y., 1982.
- Cavazos L.F. Remarks to Carnegie Corporation Conference Turnings Points: Education in Twenti First Centry. Schjjls Restrturing: Cyoise in Tducation/The Westin Hotel. Wash. 6/ Iune 20. 1999.-20p.
- Cavazos L.F. Restractuzing Amarikan Education though Choise. Wash. US Dep. Of Tduc. May. 1989, — 20p.
- Degi E.L. The Psychology of Self-Determination. Lexington Books, D. C. Health and Company Lexington, Massachusets, Toronto, 1980, — 242 p.
- Degi E.L. Why we do what we do? N.Y.: A Grosset/Putman Book, 1995, pp. 58−59.
- Ericson E.N. Identity, Youth and Crisis. New York, 1980.
- Hackman J.R., Oldman G. R. Development of the Job Diagnostic Survey. Journal of Applied Psychology, 1975,60(2), 159−170.
- Hackman J.R., Oldman G. R Work Redesign. Readings, Mass.: Addison -Wesley, 1980.
- Norman D.A. Cognitive Engineering and Education// D.T. Tuma, T. Reif (Eds.). Problem Sciving and Education. Hilledate, N.Y.: Erlabaum. 1980.-97 p.
- Zeigarnik B. Uber das Behalten von erledingten und unerledingten Haldlungen. Psuchogische Forschung, 1927, Bd.7.
- Rogers C.R. Freedom to learn for the 80s. Columbus. 1984.P. 139.
- Sakamoto T. The role of Educational Technology in carriculum development, Paris, 1974, — P.8.
- Silber K.H. The Tieid of Educational Technology: Statement of Difinition// Audiovisual Instruction. 1972.-№ 8.-P.36.
- Studer R. The Dunamics of behavioral-contingent physical systems//Design Vethods in Architecture. L., 1969.P.32−49.1. Тест1. Рефлексия на саморазвитие
- Известно, что саморазвитие характеризуется стремлением к саморазвитию, наличием качеств личности, способствующих саморазвитию, и возможностей реализации себя в профессиональной деятельности.
- Инструкция. Ответьте на все 18 вопросов, выбирая только один из предложенных вариантов ответа. Для этого после каждого вопроса нужно обвести букву а), б) или в).
- Как Вы относитесь к идее педагогической поддержки? а) думаю, что это пустая трата времени-б) глубоко не вникал в проблему-в) положительно, активно включаюсь в проект.
- Каковы лично Ваши типичные затруднения в осуществлении педагогической поддержки? а) не ставил перед собой задачу анализировать затруднения-б) имея большой опыт, затруднений не испытываю-в) точно не знаю.
- На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика Вам более всего подходит? а) требовательный-б)настойчивый-в) снисходительный.
- На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика Вам более всего подходит? а) решительный-б) сообразительный-в) любознательный.
- Какова Ваша позиция в проекте педагогической поддержки? а) генератор идей-б) критик-в) организатор.
- На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у
- Вас развиты в большей степени? а) сила воли-б) упорство-в) обязательность.
- Что чаще всего Вы делаете, когда у Вас появляется свободноевремя? а) занимаюсь любимым делом-б) читаю-в) провожу время с друзьями.
- Что из нижеприведенных сфер для Вас в последнее время представляет познавательный интерес? а) методические знания-б) теоретические знания-в) инновационная педагогическая деятельность.
- В чем Вы могли бы себя максимально реализовать? а) если бы работал, как и прежде-б) считаю, что в новом проекте педагогической поддержки-в) не знаю.
- Каким Вас чаще всего считают Ваши друзья? а) справедливым-б) доброжелательным-в) отзывчивым.
- Какой из трех принципов Вам ближе всего и которого Вы придерживаетесь чаще всего? а) жить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы-б) в жизни всегда есть место самосовершенствованию-в) наслаждение жизнью в творчестве.
- Кто ближе всего к Вашему идеалу? а) человек сильный духом и крепкой воли-б) человек творческий, много знающий и умеющий-в) человек независимый и уверенный в себе.
- Удастся ли Вам в профессиональном плане добиться того, о чем1. Вы мечтаете? а) думаю, что да-б) скорее всего да-в) как повезет.
- Что Вас больше привлекает в проекте педагогической поддержки? а) то, что большинство учителей одобряют идеи педагогической поддержки- б) не знаю еще-в) новые возможности преподавательской деятельности и перспектива самореализации.
- Представьте, что Вы стали миллиардером. Что бы Вы предпочли? а) путешествовал бы по всему миру-б) построил бы частную школу и занимался любимым делом-в) улучшил бы свои бытовые условия и жил в свое удовольствие.1. Обработка результатов
- По результатам тестирования определяется уровень стремления к саморазвитию. Ответы на вопросы теста оцениваются следующим образом:
- Суммарное число баллов распределяется в следующем порядке:
- Суммарное число баллов Уровень стремления к саморазвитию18.24 очень низкий25.29 низкий30.34 ниже среднего35.39 средний40.44 выше среднего45.49 высокий50.54 очень высокий
- Самооценка личностью своих качеств, способствующих саморазвитию, определяется по ответам на вопросы 1, 2, 6, 7, 9, 13. Суммарное число баллов в указанных вопросах распределяется в следующем порядке:
- Суммарное число баллов Самооценка личностью своих качеств18.17 очень высокая16.15 завышенная14.12 нормальная11.9 заниженная8.7 низкаяб очень низкая
- Оценка проекта педагогической поддержки как возможности профессиональной самореализации определяется по ответам на вопросы 3, 5, 8, 12, 17. Суммарное число баллов в указанных вопросах распределяется в следующем порядке:
- Инструкция. На бланке теста необходимо закончить предложения.1. Бланк теста
- По сравнению с другими моя профессия
- Педагогическая поддержка в преподавательской деятельности
- Педагогическую поддержку надо оказывать учащимся, которые
- Если мое мнение не разделяют коллеги, то
- Я надеюсь, что педагогическая поддержка поможет осуществить6. Родителей учащихся
- Думаю, я достаточно ориентирован в вопросах педагогическойподдержки
- Я всегда хотел бы в профессиональной самореализации
- Преподавательская деятельность в моей жизни
- Педагогическая поддержка по сравнению с другими проектами
- КУчащиеся, которым я оказываю поддержку12. В беседах с родителями
- Моя наибольшая трудность в осуществлениипедагогической поддержки заключается в том,
- Чтобы педагогическая поддержка стала приоритетной
- Моим давним желанием в преподавательской деятельности
- Получаю удовольствие от общения с учащимися
- Большинство моих знакомых преподавательскую деятельность
- Больше всего я хотел бы в труде
- Считаю, что большинство родителей
- Когда я не знаю, как правильно оказать поддержку, 21. Многое в школе зависит от учителя, но родители учащихся
- Учащиеся, которые рассчитывают на мою поддержку,
- Когда я был школьником, преподавательскаядеятельность представлялась мне
- Становление системы педагогической поддержки зависит
- Номер Система отношений Номерагруппы предложенийпредложений (заданий)
- Отношение к себе 4 7 13 20
- Отношение к преподавательской деятель-ности 1 9 17 23
- Отношение к педагогической поддержке 2 10 14 24
- Отношение к учащимся 3 11 16 22
- Отношение к родителям учащихся 6 12 19 21
- Нереализованные возможности 5 8 15 18
- Бланк для ранжировки ответов
- Вопрос: «Из каких источников Вы осуществляете сбор информации, свидетельствующей о том, что условия образовательного процесса для конкретного ребенка становятся дезадаптирующими?"1. Источники Ранг
- Благодарим за предоставленную информацию!
- Развитие гимназического образования одаренных детей при реализации идей гуманистической педагогики1. Постановка проблемы
- Главными понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь».
- Возрастные особенности детей и подростков существенно влияют на индивидуальные различия по интеллекту. Уровень и своеобразие проявлений одаренности обусловлены сензитивными периодами развития. Индивидуальное вырастает из возрастного.
- Невротические и психопатические черты у незаурядных в умственном отношении детей не только могут мешать их развитию, но и не позволяют окружающим разглядеть их позитивный умственный потенциал.
- В США с 1991 г. в 21 штате действуют местные законы, требующие специальной подготовки учителей, которые работают с одаренными детьми. Требования к подготовке весьма различаются: нужно обязательно пройти от 3 до 18 курсов.
- Любой учитель может припомнить случаи из своей педагогической практики, когда из-за мокрого носа, немытых ушей и неряшливой одежды кого-либо из учащихся не сразу заметил его сообразительность, легкость в усвоении материала, необычность видения.
- На передний план у таких детей выступает какой-то их недостаток или трудность, заслоняя присущую им одаренность.
- С другой стороны, без ранних признаков необычайных возможностей могут в дальнейшем, с взрослением проявиться большие и даже выдающиеся способности.
- Концепция развития гимназического образования одаренных детей при реализации идей гуманистической педагогики
- Проектирование новой образовательной практики требует некоторой коррекции ведущей цели гимназического образования и его конкретных задач.
- Интеллектуальные возможности как один из базовых психологических ресурсов личности лежат в основе самодостаточной, инициативной и продуктивной ее жизнедеятельности (М.А. Холодная).
- Концептуальные положения и идеи
- Поиск способов и форм обучения в гимназии всех детей одаренных, способных и с потенциальными интеллектуальными возможностями -представляет не только практическую, но и теоретическую сложность.
- Все это обязывает нас определиться в основных концептуальных ориентирах, от которых зависит выбор содержания и способов практической деятельности по развитию проявившихся, скрытых и потенциальных творческих возможностей детей в процессе их обучения.
- Такими положениями, отражающими общую теоретическую позицию наиболее авторитетных отечественных и зарубежных ученых, разрабатывающих эту проблему (Д.Б. Богоявленской, A.M. Матюшкина, Н. С. Лейтеса, М. А. Холодной, В. Д. Шадрикова и др.), являются:
- Одаренность совокупность природных задатков как одно из условий формирования способностей. Всякий задаток многозначен: на его основе могут выработаться разные способности в зависимости от условий жизни.
- Способности индивидуально-психологические особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности.
- Одаренные дети дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность.
- Одаренность комплексное, синтетическое понятие, «качественно-своеобразное сочетание способностей» (Б.М. Теплов).
- Всякая одаренность творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности (A.M. Матюшкин).
- Умственная одаренность есть общая способность сознательно направлять свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни (В.Штерн).
- Одаренность как психическое образование представляет собой комплексное, интегральное свойство, включающее в себя интеллектуальную, эмоционально-волевую и индивидуально-личностную сферы.
- Одаренность представляет собой развивающееся, динамическое, изменяющееся явление, поэтому в работе с детьми необходимо как создавать условия для ее проявления и формирования, так и помогать, способствовать ее развитию и реализации.
- Единое образовательное пространство гимназии нами представлено на рисунке.1. Управление гимназией
- Единое образовательное пространство гимназии
- Считаем необходимым выделить, на наш взгляд, приоритетные направления деятельности в управлении качеством образования в гимназии.
- Развитие воспитательной системы в гимназии, направленной на формирование гуманистических свойств личности, усвоению ею лучших национальных черт гражданина и патриота.
- Формирование и поддержание атмосферы доброжелательности, стиля доброты и внимания, создание ситуаций, в которых мог бы проявить себя творческий педагог, руководитель, гимназисты.
- Мы выделяем следующие уровни управления качеством образования вгимназии:
- Управление на уровне ученика (как субъекта).1. Это:
- Управление учением (гимназист должен научиться видеть, ставить цели учебно-познавательной деятельности, планировать действия, организовывать себя, выбирать темп, осуществлять самоконтроль и т. д.
- Управление своими действиями в других видах деятельности (в общении, игре, в оценке действий, поступков). Качество результативности во многом определяется тем, насколько гимназист владеет умениями управлять собой, адаптироваться в гимназии.
- Качество ученического самоуправления и соуправления в классе, в гимназии. Это активное, творческое заинтересованное участие гимназистов в жизнедеятельности гимназии.
- Государственно-общественный уровень. Это деятельность Совета гимназии, Попечительского Совета, родительских комитетов, направленная на системную помощь гимназии, семье, ученику в достижении поставленных целей.
- Дадим краткую характеристику представленных нами блоков единого образовательного пространства гимназии.
- Предполагает создание системы мониторинговой деятельности всех звеньев воспитательно-образовательного процесса.
- Программы образования будут вводиться с 5 класса, начальная школа должна развивать интерес и навыки учебной деятельности у всех детей в равной степени.
- В начале 5 класса ученик совместно с родителями и при консультативной помощи учителей-предметников и психолога составляет индивидуальную программу на год. При этом определяется, какие предметы и на каком уровне ученик будет изучать.
- Созидательность: в труде создавать материальные ценности, в познании открывать новые знания, в художественной деятельности создавать красоту, в общественной выдвигать идеи и отстаивать их, в спортивной — совершенствовать свое тело и т. д.
- Рефлексия: анализ школьником собственного состояния, переживания- приучение к самоконтролю, самооценке, саморегулированию.
- Предметно-информационный блок самая насыщенная часть средо-вого влияния. Учебные предметы существенно расширяют познавательное пространство школьника до границ земного шара, космоса, прошлого, настоящего и будущего.
- Научно- технический прогресс, средства массовой информации, компьютеризация.
- Знание и владение выделенными типами уроков позволяет выстраивать технологии обучения.
- Оказание помощи учащимся в разработке и реализации своего «маршрута» здоровья.
- Необходимо воспитание валеологической культуры.
- Таким образом, перечисленные блоки и краткая характеристика их содержания позволяют создать в гимназии единое образовательное пространство, позволяющее раскрыть ученику свои возможности и совершенствовать способности, самореализовываться.
- Ключевой фигурой образовательного пространства гимназии, одним из ее ведущих организаторов и творцов является учитель.
- Концепция сельской школы социализации и индивидуализации с учетом адаптационных возможностей школьников
- Концептуальные положения и идеи
- Адаптируемость рассматривается учеными как способность системы к адаптации, т. е. изменению своих параметров в зависимости от изменений в ней самой или от условий ее применения, с целью повышения эффективности системы.
- Адаптация человека имеет три спектра биологический, психологический и социальный.
- Специфика адаптации личности в социуме обусловлена изначально присущими индивиду родовыми особенностями его национальной группы, а также его психологическими особенностями, индивидными проявлениями (Т.П. Головина, И.Г. Швецова).
- Одной из социальных сред человека является образовательная среда. При этом ценности образования интериоризируются в том случае, когда среда становится референтной для человека (И.А. Маврина).
- Семья является носителем родовых, национальных, культурных, а зачастую, и профессиональных ценностей- семья формирует перспективу жизненных планов, образовательную стратегию личности (Э.К. Васильева).
- Решающую роль в адаптации к окружающим условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.
- Для тех, кто хочет посвятить себя сельской жизни и труду агрообразова-ние.
- Для тех, кто собирается жить в городе.
- Для тех, кто определяет себя в качестве организатора (менеджера) развития сельской жизни и проектирования новых форм и укладов.
- В программы может быть включена дополнительная информации из истории изучаемой науки, ее современное состояние и значение, о самом человеке, его возможностях и способах самопознания, саморазвития и самовоспитания.
- Психологический климат в классах коррекционно-развивающего обучения должен быть «развивающим», основанным на внимании, одобрении и поддержке, направленных на укрепление человеческого достоинства, самоуважения, развитие способностей.
- Коррекционно-развивающая деятельность должна строиться с учетом таких понятий как «темп психического развития» и «темп усвоения».
- Различают несколько видов адаптации.
- Адаптация к школе перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому, организованному школьному обучению.
- Барьеры общения личностные факторы социально-психологического характера, препятствующие взаимопониманию и социальному взаимодействию, служащие причиной конфликтов или способствующие им.
- Взаимодействие согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Взаимодействие всегда демократично и базируется на принятии индивидуальных интересах партнера.
- Взаимопонимание это система чувств м взаимоотношений, позволяющая согласованно достигнуть целей совместной деятельности или общения, максимально способствуя соблюдению доверия и интересов, предоставляя возможность для самораскрытия способностей каждого.
- Герменевтика (от греч. hermeneuo разъясняю) — искусство и теория истолкования, имеющая целью выявить смысл текста, исходя из его объективных и субъективных оснований.
- Готовность к продолжению образования совокупность двух личностных качеств: а) стремление расширить диапазон восприятия жизни и углубить ее понимание- б) развитые умения и навыки к систематической учебной деятельности.
- Дезадаптация психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации.
- Под дезадаптирующим воздействием понимается ограничение полноценного саморазвития человека.
- Дезадаптированный ограниченный, лишенный тех или иных условий, необходимых для полноценной жизнедеятельности и развития.
- Депривация явление, возникающее в обстоятельствах, когда периодически или длительное время ограничиваются (или лишаются) возможностичеловека в удовлетворении его насущных, жизненно важных или личностно значимых потребностей.
- Диссипативные структуры новый тип динамических состояний материи- структуры, связанные с рассеиванием энергии.
- Индивидуальность человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей- своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.
- Компетентность описание тех способностей, которые затем будут культивироваться и реализовываться.
- Кризисы возрастные особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.
- Модель аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности.
- Мотивация побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
- Педагогическая поддержка как вид педагогической деятельности -это сопереживание ребенку, понимание его, оказание учителем ему содействия в трудный для него период жизнедеятельности на основе возвышения его сущностных сил.
- Педагогическая защита гарантия безопасности (физической и психологической) в совместной деятельности и межличностных отношениях в образовательном процессе.
- Взрослый входит в со-бытие как живой носитель существующей возрастной стратификации и символизации, которые оказываются для него своеобразной матрицей тех действий, с помощью которых он и самоопределяется в со-бытии.
- Сознание субъективный опыт объективного мира, существующий как способ социальной регуляции человеческой деятельности.
- Стохастичность спонтанность, непредсказуемость развития.
- Тезаурус систематизированный набор данных о какой-либо области знания, представленный в виде ключевых слов.
- Феномен (от греч. phainomenon являющееся) — понятие, обозначающее явление, данное нам в опыте, которое постигается при помощи чувств.
- Флуктуации бесконечно малые отклонения параметров. В «допоро-говом» состоянии флуктуации систем носят
- Ценности специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы).
- Эмоциональность совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний, чувствительность к эмоциональным состояниям.