Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление коммуникативной образованности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Третий этап (2007;2008 гг.) — контрольно-обобщающий. Этот этап совпадает с контрольным этапом эксперимента, цель которого выявить результативность модели становления коммуникативной образованности студентов в Досуговом центре педагогического колледжа. Содержание данного этапа включало в себя проверку положений гипотезы, а также эффективности реализации модели становления коммуникативной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты становления коммуникативной образованности студентов
    • 1. 1. Коммуникативная образованность студентов педагогического колледжа
    • 1. 2. Научные предпосылки становления коммуникативной образованности студентов
    • 1. 3. Досуговый центр педагогического колледжа как организационная форма учебно-педагогического взаимодействия
    • 1. 4. Модель становления коммуникативной образованности студентов в Досуговом центре
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Экспериментальная проверка становления коммуникативной образованности студентов в Досуговом центре
    • 2. 1. Цели, задачи и этапы экспериментальной работы
    • 2. 2. Методика реализации модели
    • 2. 3. Результаты экспериментальной работы
  • Выводы по 2 главе

Становление коммуникативной образованности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Модернизация современного общества, постоянно меняющиеся социально-экономические условия жизни требуют подготовки к педагогической деятельности специалистов, обладающих высоким уровнем коммуникативной образованности, способных организовывать, планировать и осуществлять взаимодействие в соответствии с современными целями, задачами и ситуациями педагогического процесса, имеющих потребность в постоянном профессиональном росте и обладающих профессиональной мобильностью.

Достижение будущими специалистами в процессе профессиональной подготовки профессионально востребованного уровня образованности является одной из главных задач профессионального образования, что отражено в нормативных, документах сферы образования (в Законе РФ «Об образовании», в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», в «Программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001;2010 гг.», в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ», в Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования).

Традиционно овладение студентами коммуникативной образованностью осуществляется в общении, во взаимодействии, которое организуется и реализуется в образовательном процессе педагогического колледжа, на уроках и в ходе педагогической практики. Однако по результатам нашего исследования в процессе подготовки к педагогической деятельности профессионально востребованного уровня коммуникативной образованности достигают только 19,7% студентов по когнитивному компоненту и 17,6% по процессуальному компоненту. При этом результаты констатирующего эксперимента показали, что в педагогическом колледже недостаточно профессионально ориентированной остается сфера внеучебной деятельности, потенциал которой можно использовать для становления коммуникативной образованности студентов.

Анализ психолого-педагогической литературы и современных исследований показал, что к настоящему времени в науке накоплен определенный опыт в решении проблемы становления коммуникативной образованности студентов. В частности, значительный вклад в разработку данной проблемы внесли исследования в области изучения сущностных особенностей понятия «образованность» (А.Ж. Кусжанова, Л. Г. Логинова, НА. Норенкова, Г. Н. Сериков, В. М. Шепель и др.) — в области изучения видов, методов, содержания взаимодействия, а также влияния налаженного взаимодействия на продуктивное сотрудничество (Л.В. Занина, А. А. Леонтьев, Х. И. Лийметс, Г. Н. Мальковская, Н. П. Меньшикова, Г. И. Щукина и др.) — в области исследования специфики организации воспитательного процесса в сфере культурно-досуговой деятельности (Д.Б. Богоявленская, Г. Г. Волощенко, А. Д. Жарков, B.C. Русанова, Ю. А. Стрельцов и др.).

Следует отметить, что, несмотря на наличие социального заказа, потребности практики, теоретических исследований, в научной литературе недостаточно исследована сфера внеучебной деятельности именно в аспекте становления коммуникативной образованности студентов. Отсутствуют исследования, в которых представлена целостная система становления коммуникативной образованности студентов во внеучебной деятельности.

Таким образом, возникают противоречия'. на сог^иалъно-педагогнческом уровне: между объективной социальной потребностью в специалистах с профессионально востребованным уровнем коммуникативной образованности, способных планировать, организовывать и осуществлять взаимодействие в соответствии с современными целями, задачами и ситуациями образовательного процесса и недостаточной подготовленностью выпускников педагогического колледжа к исполнению коммуникативных компетенцийна научно-педагогаческом уровне: между необходимостью теоретического обоснования подготовки студентов к исполнению профессиональных коммуникативных компетенций и недостаточной разработанностью в педагогике теории развития коммуникативной образованности студентов педагогического колледжа;

— на методическом уровне: между имеющимся потенциалом внеучебной деятельности, позволяющим повысить эффективность становления профессионально востребованного уровня коммуникативной образованности студента педагогического колледжа и недостаточной разработанностью методического обеспечения данного процесса.

Данные противоречия обусловили проблему нашего исследования, заключающуюся в поиске и научном обосновании путей организации внеучебной деятельности, способной обеспечить достижение профессионально востребованного уровня коммуникативной образованности студентов педагогического колледжа.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность определили тему исследования: «Становление коммуникативной образованности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности».

Цель — разработать, теоретически обосновать, реализовать на практике и апробировать модель становления коммуникативной образованности студентов во внеучебной деятельности педагогического колледжа.

Объект исследования — внеучебная деятельность в педагогическом колледже.

Предмет исследования — процесс становления коммуникативной образованности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности.

Научный поиск путей решения проблемы привел нас к идее создания такой организационной формы внеучебной деятельности, которая позволила бы максимально реализовать содержательный и процессуальный потенциал внеучебной деятельности в становлении коммуникативной образованности студентов и объединить функции действующих традиционных форм.

В качестве такой организационной формы внеучебной деятельности педагогического колледжа выступил Досуговый центр.

Исследование базируется на научной гипотезе, согласно которой процесс становления коммуникативной образованности студентов педагогического колледжа будет успешным, если в основу осуществления внеучебной деятельности положена модель становления коммуникативной образованности в Досуговом центре педагогического колледжа:

1) разработанная в соответствии с положениями гуманно ориентированного, системного, синергетического подходов;

2) характеризующаяся признаками адаптивности к индивидуально-типологическим особенностям студентоввзаимодействия разновозрастных субъектовпреемственности становления коммуникативной образованности студентов в образовательном процессе и внеучебной деятельности;

3) реализующаяся на основе учебно-педагогического взаимодействия, соответствующего индивидуально-типологическим особенностям студентов с преобладанием субъект-субъектного взаимодействия студентов и преподавателей.

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании ставились следующие задачи:

1) выявить состояние проблемы становления коммуникативной образованности студентов в теории и практике образования;

2) уточнить содержание понятия «коммуникативная образованность»;

3) разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель становления коммуникативной образованности студентов в Досуговом центре педагогического колледжа;

4) выявить особенности учебно-педагогического взаимодействия в Досуговом центре, направленного на становление коммуникативной образованности студентов педагогического колледжа;

5) разработать методическое обеспечение процесса становления коммуникативной образованности студентов в Досуговом центре педагогического колледжа.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— диалектическая теория познания, которая в качестве основных движущих сил развития выдвигает противоречия (Г. Гегель, И. Кант, К. Маркс, Ф. Энгельс);

— системный подход как основание проектирование модели (А.Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, В. А. Беликов, И. В. Блауберг, Т. Е. Климова, С. А. Репин, А. В. Робков, В. Н. Садовский, B.C. Тюхтин, Э.Г. Юдин);

— синергетический подход как основание реализации модели становления коммуникативной образованности (Н.В. Лежнева, И. В. Лупандин, И. Пригожин, Г. Хакен и др.);

— гуманно ориентированный и личностно ориентированный подходы (М.М. Балашов, И. А. Зимняя, Ю. М. Орлов, А. В. Петровский, В. В. Сериков, Г. Н. Сериков, И. С. Якиманская и др.);

— принцип преемственности в образовании (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, В. А. Сластенин и др.);

— теория образованности в разных областях жизнедеятельности человека (Г.М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспиров, Н. Ю. Конасова,.

A.Ж. Кусжанова, Л. Г. Логинова, Н. А. Люрья, Г. Н. Сериков);

— теория взаимодействия субъектов в образовательном процессе (Л.В.Занина, И. А. Зимняя, В. И. Курбатов, Н. П. Меньшикова, Г. Н. Сериков,.

B.А. Слободчиков, Б. Д. Эльконин и др.);

— теории коммуникативной компетентности (A.M. Баскаков, В. П. Бездухов, А. С. Белкин, Ю. М. Жуков, Н. Д. Комтвинова, Т. А Кривченко, Г. А. Кудрявцева, Т. Лучина, Ф. М. Мустаева, И. И. Рыданова и др.);

— теории организации и реализации внеучебной и культурно-досуговой деятельности (Л.А. Байкова, Г. Г. Волощенко, Л. К. Гребенкина, В.З. ДулиI I ков, А. Д. Жарков, В А. Караковский, JI.И. Маленкова, Н. Л. Селиванова, Ю А. Стрельцов и др.);

— теория инноваций в профессиональной подготовке будущего педагога (С.И. Вульфсон, Л. И. Губич, В А. Кан-Калик, И. О. Котлярова, Ю. М. Лившиц, Н. Д. Никандров, Н. М. Яковлева и др.).

База исследования: экспериментальная работа осуществлялась нами с 2002; по 2008 гг. на базе ГОУ СПО «Троицкий педагогический колледж» и ГОУ СПО «Челябинский педагогический колледж № 1». Всего исследованием было охвачено 560 студентов, 27 преподавателей, кроме того, с нами сотрудничали 11 экспертов (4 преподавателя вуза, 4 заместителя директора по воспитательной работе, 3 преподавателя-методиста). Базовыми для исследования явились отделения «Дошкольное образование», «Начальное образование», «Педагогика дополнительного образования» Троицкого педагогического колледжа и отделение «Начальное образование» Челябинского педагогического колледжа № 1 .

Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход диссертационного исследования, которое проводилось в три этапа. На каждом из них, в зависимости от задач, применялись разные методы исследования. 1.

Первый этап (2002;2003 гг.) — поисковый. Проводился анализ психолого-педагогической литературы по направлениям: психолого-педагогическая теория профессионально-педагогического общения (особенности развития общения человека, учебно-педагогическое взаимодействие, формы и методы организации учебно-педагогического взаимодействия) — внеучебная работа (содержание, формы и методы организации внеучебной деятельности, куль-турно-досуговая деятельность в аспекте внеучебной деятельности) — аспекты образованностигуманно ориентированный подход в образовании, системный, синергетический подходы в педагогике. Осуществлялось экспериментальное исследование состояния проблемы в практике среднего профессионального образования. Сформулирована гипотеза, уточнены объект и предмет исследования. Исследование на данном этапе проводилось с использованием следующих методов: теоретический анализ, обобщение опыта, наблюдение и синтез полученной информации.

Второй этап (2004;2006 гг.) — экспериментально-аналитический. На данном этапе были сформулированы основные положения диссертации. Разработана программа формирующего эксперимента. Определены критерии и показатели эффективности экспериментального исследования, разработана и апробирована модель становления коммуникативной образованности студентов в Досуговом центре педагогического колледжа. Основными методами исследования на данном этапе выступали: формирующий эксперимент, анализ результатов, метод экспертных оценок, моделирование, психологическое и педагогическое тестирование, беседа, наблюдение, методы математической обработки.

Третий этап (2007;2008 гг.) — контрольно-обобщающий. Этот этап совпадает с контрольным этапом эксперимента, цель которого выявить результативность модели становления коммуникативной образованности студентов в Досуговом центре педагогического колледжа. Содержание данного этапа включало в себя проверку положений гипотезы, а также эффективности реализации модели становления коммуникативной образованности студентов в Досуговом центре педагогического колледжа. Результаты исследования теоретически осмыслены, сформулированы выводы, выполнено оформление диссертации. На данном этапе использовались следующие методы: изучение материалов экспериментально-аналитического этапа эксперимента, метод математической статистики, формулирование основных выводов эксперимента и обозначение перспектив дальнейшей работы по проблеме становления коммуникативной образованности студентов педагогического колледжа посредством учебно-педагогического взаимодействия.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) уточнено понятие «коммуникативная образованность» в аспекте конкретизации признаков образованности и рассмотрения ее как предпосылки к исполнению коммуникативных компетенций в профессиональной деятельности;

2) на основе системного, синергетического, гуманно ориентированного подходов разработана модель становления коммуникативной образованности студентов в Досуговом центре педагогического колледжа, удовлетворяющая признакам адаптивности к индивидуально-типологическим особенностям студентов, взаимодействия разновозрастных субъектовпреемственности становления коммуникативной образованности студентов в образовательном процессе и во внеучебной деятельности;

3) выявлены особенности учебно-педагогического взаимодействия, характеризующиеся субъект-субъектностью, зависимостью видов учебно-педагогического взаимодействия (партнерское, направляющее, стимулирующее, регулирующее) от индивидуально-типологических особенностей студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что внесен вклад в педагогическую теорию развития коммуникативной образованности студентов как предпосылки исполнения коммуникативных компетенций в их будущей профессиональной деятельности:

1) расширено терминологическое поле теории профессионального образования за счет конкретизации признаков образованности и выявленного соотношения между понятиями «компетентность» и «образованность»;

2) разработана модель, в основе реализации которой лежит учебно-педагогическое взаимодействие, модель, являющаяся ориентировочной основой для разработки методик и технологий становления коммуникативной образованности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности;

3) обоснована возможность и разработаны пути реализации учебно-педагогического взаимодействия, направленного на становление коммуникативной образованности студентов в зависимости от их индивидуально-типологических особенностей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют всесторонне обеспечить процесс становления коммуникативной образованности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности. Этому способствуют следующие практико-ориентированные результаты:

1) создан Досуговый центр как организационная форма становления коммуникативной образованности студентовразработано «Положение о Досуговом центре»;

2) разработаны программа спецкурса «Организация культурно-досуговой деятельности» (с практикумом по педагогическому общению), учебно-методический комплект раздела «Эффективное общение — основа педагогического мастерства» учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства», методические рекомендации по организации учебно-педагогического взаимодействия в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями студентов;

3) разработаны критерии, уровни и уровневые показатели коммуникативной образованности студентов, а также диагностические методики, готовые к практическому применению в практике профессионального образования.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечиваются: определением исходных методологических предпосылок, не входящих в противоречие друг с другом и взаимно дополняющихразнообразием и взаимодополняемостью методов исследования, их адекватностью целям и задачам исследованиядлительностью экспериментальной работысоответствием выводов научным предпосылкам исследованиядостаточностью объема выборки и ее репрезентативностьюнаучной апробацией результатов исследования на всероссийских, межрегиональных и межвузовских конференциях.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись:

— в экспериментальной работе автора;

— на научно-практических конференциях: «Интеграция методической (научно-методической) работы в системе повышения квалификации кадров» (г. Челябинск, 2002 г.) — «Перспективные направления научных исследований молодых ученых и специалистов Урала и Сибири» (г. Троицк, 2002 г.) — «Актуальные проблемы дошкольного образования: Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция (г. Челябинск, 2003;2005 гг.) — «Психолого-педагогические исследования в системе образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции» (гг. Москва — Челябинск, 2004 г.) — «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (г. Челябинск, 2004 г.) — «Перспективные направления научных исследований молодых ученых Урала и Сибири» (г. Троицк, 2004 г.) — «Управление непрерывным образованием: структура, содержание, качество» (г. Екатеринбург, 2008 г.);

— в выступлениях на научных семинарах кафедры «Педагогика профессионального образования» Южно-Уральского государственного университета (2002;2007 гг.);

— в рамках педагогического семинара начинающих исследователей (г. Курган, 2003 г.);

— в выступлениях в «Школе молодого ученого» Уральской государственной академии ветеринарной медицины (г. Троицк, 20 022 004 гг.);

— во внедрении результатов исследования в практику работы средних профессиональных учебных заведений (ГОУ СПО «Троицкий педагогический колледж», ГОУ СПО «Челябинский педагогический колледж № 1»);

— в рамках участия в ежегодных областных сборах актива студентов педагогических колледжей Челябинской области (2000;2008 гг.);

— путем проведения независимых экспертиз.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Коммуникативная образованность есть свойство, характеризующееся единством ее системных элементов (коммуникативной осведомленности, коммуникативной сознательности, коммуникативной действенности, коммуникативной умелости), являющееся динамичной характеристикой присваиваемого студентом профессионально ориентированного коммуникативного опыта и служащее предпосылкой осуществления коммуникативных компетенций, с помощью которых студент становится способным к осуществлению педагогического общения в профессиональной деятельности.

2. Становление как этап развития коммуникативной образованности студентов в Досуговом центре педагогического колледжа будет эффективным, если:

— процесс становления осуществляется в соответствии с моделью, обладающей свойствами адаптивности к индивидуально-типологическим особенностям студентов, взаимодействия разновозрастных субъектовпреемственности становления коммуникативной образованности студентов в образовательном процессе и во внеучебной деятельности;

— реализация модели происходит на основе партнерского, стимулирующего, направляющего и регулирующего учебно-педагогического взаимодействия, позволяющего учесть индивидуально-типологические особенности студентов (тип темперамента, акцентуацию характера, степень взаимодействия в общении, способности, профессиональные склонности) и характеризующегося субъект-субъектностью взаимоотношений участников образовательного процесса.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка литературы, заключения и приложения.

Список литературы

включает 225 источников, в работе содержатся 23 таблицы, 9 рисунков.

Выводы по второй главе.

1. Достижение студентами профессионально востребованного уровня коммуникативной образованности оценивалось по выявленным показателям, в частности по когнитивному (осведомленность, сознательность) и процессуальному (действенность, умелость).

2. Для оценки результативности процесса становления коммуникативной образованности во внеучебной деятельности были сформированы одна контрольная и одна экспериментальная группы из студентов школьного и дошкольного отделения Троицкого педагогического колледжа. Экспериментальная и контрольная группы студентов подобраны таким образом, чтобы контролируемые параметры несущественно отличались друг от друга. Со студентами контрольной группы проводилась работа по традиционному плану воспитательной работы педагогического колледжа, студенты экспериментальной группы участвовали в эксперименте, в рамках которого начал функционировать Досуговый центр как организационная форма становления коммуникативной образованности студентов во внеучебной деятельности.

3. Констатирующая часть эксперимента была связана с изучением начального состояния показателей коммуникативной образованности студентов. Полученные данные служили отправной точкой для организации работы на формирующем этапе эксперимента, а именно для апробации модели становления коммуникативной образованности студентов в Досуговом центре педагогического колледжа.

4. Модель становления коммуникативной образованности студентов реа-лизовывалась во внеучебной деятельности в рамках Досугового центра на трех этапах — диагностическом, деятельностном, оценочно-коррекционном, а также на четырех уровнях — стратегически-административном, программном, организационно-методическом, реализующем1 посредством учебно-педагогического взаимодействия (партнерское, стимулирующее, направляющее, регулирующее), что позволило сделать процесс системным, комплексным, целостным, а также учесть специфику образовательного процесса педагогического колледжа и учесть индивидуально-типологические особенности студентов.

5. Анализ полученных результатов показал существование разницы показателей уровня коммуникативной образованности студентов контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе эксперимента. В частности, показатели низкого уровня в экспериментальной группе меньше на 2,4%, чем в контрольнойсреднего — меньше на 18,8%- показатели уровней «выше среднего» и «высокого» — больше на 1,4% и 16,5% в экспериментальной группе, чем в контрольной.

6. Подтверждение полученных результатов осуществлялось посредством целого комплекса диагностических методик, прошедших оценку на валид-ность, выявляющих уровень коммуникативной образованности студентов на когнитивном и процессуальном уровнях, а также методов математической статистики, в частности для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных (контрольной группы и экспериментальной), и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга использовался расчет tкритерия Стьюдента, качественно различные признаки использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена rs. Все данные обрабатывались с помощью статистического критерия (хи-квадрат) Пирсона, что позволило подтвердить эффективность реализации модели становления коммуникативной образованности студентов в Досуговом центре педагогического колледжа.

Заключение

.

1. Анализ состояния проблемы становления коммуникативной образованности студентов в теории и практике образования позволил обосновать ее актуальность, обусловленную обострением противоречий между объективной социальной потребностью в специалистах с профессионально востребованным уровнем коммуникативной образованности, способных планировать, организовывать и осуществлять взаимодействие в соответствии с современными целями, задачами и ситуациями образовательного процесса и недостаточной подготовленностью выпускников педагогического колледжа к исполнению коммуникативных компетенциймежду необходимостью теоретического обоснования подготовки студентов к исполнению профессиональных коммуникативных компетенций и недостаточной разработанностью в педагогике теории развития коммуникативной образованности студентов педагогического колледжамежду имеющимся потенциалом внеучебной деятельности, позволяющим повысить эффективность становления профессионально востребованного уровня коммуникативной образованности студента педагогического колледжа и недостаточной разработанностью методического обеспечения данного процесса.

2. Уточнено понятие «коммуникативная образованность» в аспекте конкретизации признаков образованности и рассмотрения ее как предпосылки к исполнению коммуникативных компетенций в профессиональной деятельностикоммуникативная образованность определена как свойство, характеризующееся единством ее системных элементов (коммуникативной осведомленности, коммуникативной сознательности, коммуникативной действенности, коммуникативной умелости), являющееся динамичной характеристикой присваиваемого студентом в образовательном процессе профессионально ориентированного коммуникативного опыта.

3. Разработана, теоретически обоснована и проверена экспериментально модель становления коммуникативной образованности студентов в Досуговом центре педагогического колледжа, обладающая свойствами адаптивности к индивидуально-типологическим особенностям студентов, взаимодействия разновозрастных субъектовпреемственности становления коммуникативной образованности студентов в образовательном процессе и во внеучебной деятельности.

4. Выявлены особенности учебно-педагогического взаимодействия в Досуговом центре: осуществление партнерского, стимулирующего, направляющего и регулирующего видов учебно-педагогического взаимодействия в зависимости от индивидуально-типологических особенностей студентов и преобладание субъект-субъектности взаимоотношений субъектов внеучебной деятельности, что позволяет направить осуществление учебно-педагогического взаимодействия на становление коммуникативной образованности студентов педагогического колледжа.

5. Разработано методическое обеспечение процесса становления коммуникативной образованности студентов в Досуговом центре педагогического колледжа, которое создает нормативно-методическую и информационно-методическую основу для реализации учебно-педагогического взаимодействия в рамках внеучебной деятельности студентов, направленного на становление коммуникативной образованности.

Осуществленное исследование не исчерпывает проблемы достижения студентами профессионально востребованного уровня коммуникативной образованности студентов. Дальнейшее исследование по проблеме может быть осуществлено в направлении разработки технологии становления коммуникативной образованности студентов как во внеучебной деятельности, так и в образовательном процессе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Н. Системное познание мира. Методол. проблемы Текст. / А. Н. Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  2. , В. А. Профессиональная компетентность современного учителя : Текст. / В. А. Адольф. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1998. -309 с.
  3. , Г. М. Коммуникативные способности как фактор развития профессиональных умений и навыков педагога Текст. / Г. М. Акушев // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, 1992. -267 с.
  4. , Б. Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — 288 с.
  5. , И. П. Основы педагогического мастерства : Текст. / И. П. Андриади- М.: Издательский центр «Академия», 1999. 160 с.
  6. , Л. Н. К психологии личности как развивающейся системы Текст. / Л. Н. Анциферова // Психология формирования и развития личности. М., 1981.-С.5−19.
  7. , А. А. Актуальные проблемы воспитания учащейся молодежи. Условия эффективности решения воспитательных проблем (методические рекомендации) Текст. / А. А. Аронов. М.: Изд-во ИПК СК, 1996.-29 с.
  8. , В. И. Идеи синергетики и теория воспитательных систем Текст. / В. И. Аршинов, М. Ю. Усманова: под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой // Моделирование воспитательных систем: теория практике.-М., 1995.-216 с.
  9. , Р. М. Системный подход в профессиональной подготовке студентов Текст. / Р. М. Асадуллин, В. Г. Иванов // СПО. 2004. — № 4. -С. 40−42.
  10. , В. Г. О системном подходе в социальном познании Текст. / В. Г. Афанасьев // Вопросы философии. 1973. — № 3. — С. 98−111.
  11. , В. Г. Системность и общество Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980. — 386 с.
  12. , Б. П. От учебной деятельности к субъектному подходу Текст. / Б. П. Бархаев // Инновации в образовании. 2000. — № 2. — С. 56−64.
  13. , Г. И. Введение в педагогическую профессию Текст. / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 176 с.
  14. , В. П. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя Текст. / В. П. Без духов, С. Е. Мишина, О. В. Правдина. Самара: Изд-во Самар. гос. пед. ун-т. Общеобразоват. шк. г. Самары (УВК «Эксперимент»), 2001. — 132 с.
  15. , В. А. Синергетический подход в исследовании педагогических проблем Текст. / В. А. Беликов, Т. Е. Климова, М. В. Климова, А. В. Робков. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 68 с.
  16. , А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство Текст. / А. С. Белкин. Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. кн. изд-во», 2004. -176 с.
  17. , С. В. Диалог основа профессии педагога Текст. / С. В. Белова. — М.: АПК и ПРО, 2002. — 148 с.
  18. , Д. А. Личностно ориентированная педагогик Текст. / Д. А. Белухин. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. -448 с.
  19. , В. Л. Педагогическое общение в структуре педагогической культуры Текст. / В. Л. Бенин, Р. М. Фатыхова. Уфа: Вост. ин-т экономики, гуманитар, наук, упр. и права, 2000. — 144 с.
  20. , Н. А. Проблемы педагогического общения Текст. / Н. А. Березовин. Мн.: Изд-во Университетское, 1989. — 217 с.
  21. , Л. Общая теория систем критический обзор // Исследования по общей теории систем Текст. / Л. Берталанфи: под ред. В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. -М., 1969. — 189 с.
  22. Бим, И. Л. Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 10 класса средней школы Текст. / И. Л. Бим, Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1993.-64 с.
  23. Бим, И. Л., Пассов, Е. И. Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 11 класса средней школы Текст. / И. Л. Бим, Е. И. Пассов. — М.: Просвещение, 1993. 58 с.
  24. , И. В. Становление и сущность системного подхода Текст. / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский. М.: Наука, 1976. — 215 с.
  25. , И. В. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности Текст. / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. М.: Знание, 1968. -48 с.
  26. , И. В. Философский принцип системности и системный подход Текст. / И. В. Блауберг // Вопросы философии. 1987. — № 8. — С. 39−53.
  27. , Л. В. Аксиология профессионально-личностного самоопределения педагогов в контексте синергетического подхода Текст. / Л. В. Блинов // Педагогическое образование и наука. — 2004. № 3. — С. 13−19.
  28. , А. А. Личность и общение. Избранные труды Текст. / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  29. , А. А. Психологические условия гуманизации педагогического общения Текст. / А. А. Бодалев // Советская педагогика. 1997. — № 4.- С. 66 -72.
  30. Большой толковый психологический словарь Т. 2 (П-Я) Текст. / Ребер Артур. М.: ООО «Издательство ACT" — Изд-во «Вече», 2001. — 560 с.
  31. , А. В. О соотношении биологического и социального в развитии личности Текст. / А. В. Брушлинский // Теоретические проблемы психологии личности. — М., 1974. 243 с.
  32. , А. В. Субъектно-деятельностная концепция и теория функциональных систем Текст. / А. В. Брушлинский // Вопросы психологии.- 1999.-№ 5.-С. 110−121.
  33. Буева, JL П. Человек: деятельность и общение Текст. / Л. П. Буева. -М., 1987.- 116 с.
  34. , В. П. Рискология (управление рисками) Текст. / В. П. Буянов, К. А. Кирсанов, Л. М. Михайлов. М.: Изд-во «Экзамен», 2003. — 384 с.
  35. , В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем : Синергетика и теория социальной самоорганизации Текст. / В. В. Васильков. СПб.: Лань, 1999. — 237 с.
  36. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -208 с.
  37. Введение в психологию Текст. / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 496 с.
  38. , Э. Г. Общая организация и системный подход Текст. / Э. Г. Винграй. Томск: Изд-во ТГУ, 1972. — 336 с.
  39. , С. Ю. Создание развивающего пространства для подростков (методическое пособие) Текст. / С. Ю. Вишневская, А. А. Либерман, В. А. Патракеева, О. К. Репина. М.: Сентябрь, 2005. — 114 с.
  40. , В. А. Общение и коммуникация : Пособие к изучению теорет. курса педагогик Текст. / В. А. Возчиков Бийск: Междунар. акад. наук пед. образования, 2000. — 55 с.
  41. , В. В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей Текст. / В. В. Воронов. — М.: Школьная Пресса, 2000. 96 с.
  42. Воспитательная работа в школе: Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений Текст. / Под ред. JI. В. Кузнецовой, сост. Г. С. Селинов. -М.: Школьная Пресса, 2002. 144 с.
  43. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории Текст. / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Сентябрь, 1997. — 112 с.
  44. , С. И. Уроки профессионального творчества Текст. / С. И. Вульфсон. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 160 с.
  45. , В. А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие Текст. / В. А. Гольдберг. М.: Новая школа, 2001. -176 с.
  46. , В. В. Межсубъектная педагогика : тенденции развития: Монография Текст. / В. В. Горшкова. Санкт-Пб.: Институт образования взрослых Российской академии образования. — 237 с.
  47. , О. А. Статистические методы психолого-педагогических исследований Текст. / О. А. Граничина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 48 с.
  48. , В. С. Культура педагогического общения Текст. / В. С. Грехнев. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  49. , Т. А. Воспитательная работа с учащимися Текст. / Т. А. Грузнова, JI. И. Краева, Н. Д. Мартынец. Сыктывкар: Сыктывк. гос. ун-т, 1997.-69 с.
  50. , С. А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога Текст. / С. А. Гульманов. Тюмень: Изд-во Тюмен. науч. центр Сиб. отд-ния Рос. Акад. образования, Тюмен. гос. ун-т., 1998. — 86 с.
  51. , Н. И. Справочник классного руководителя 5−11 классы Текст. / Н. И. Дереклеева. М.: «ВАКО», 2002. — 192 с.
  52. Детский сад: будни и праздники Текст. / Сост. Т. Н. Доронова, Н. А. Рыжова. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. — 320 с.
  53. Диалектика познания сложных систем Текст. / Под ред. В. С. Тюх-тина. М.: Мысль, 1988. — 316 с.
  54. , А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения Текст. / А. Б. Добрович. М.: Просвещение, 1997. — 205 с.
  55. , Л. Развитие у детей коммуникативных способностей Текст. / Л. Дубина // Дошкольное воспитание. 2005. — № 10. — С. 26−36.
  56. , Л. Развитие у детей коммуникативных способностей Текст. / Л. Дубина // Дошкольное воспитание. 2005. — № 11. — С. 3−10.
  57. , В. 3. Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом Текст. / В. 3. Дуликов. М.: Моск. гос. ун-т культуры, 1999.- 109 с.
  58. , И. М. Педагогика воспитания и развития личности учащихся Текст. / И. М. Дуранов, М. Е. Дуранов, В. И. Жернов, О. В. Лешер. -Магнитогорск, 2001. 356 с.
  59. , Г. В. Психология педагогического общения Текст. / Г. В. Дьяконов. Кировоград, 1992. — 312 с.
  60. , А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности Текст. / А. Д. Жарков. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1998. — 246 с.
  61. , Ю. М. Эффективность делового общения Текст. / Ю. М. Жуков. М., 1988. — 89 с.
  62. , Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении Текст. / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. М.: Изд-во Московск. Ун-та, 1991. — 96 с.
  63. , Л. В. Основы педагогического мастерства. Текст. / Л. В. Занина, Н. П. Меньшикова. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 288 с.
  64. , И. И. Коммуникативная культура педагога и руководителя Текст. / И. И. Зарецкая. М.: Сентябрь, 2002. — 160 с.
  65. , Э. Ф. Психология профессионального образования Текст. / Э. Ф. Зеер. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 480 с.
  66. , И. А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2003.-384 с.
  67. , И. В. Пространственная синергетика профессионального туристского образования Текст. / И. В. Зорин // Дополнительное образование. -2001.- № 6. -С. 15−24.
  68. , Д.Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике Текст. / Д. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-336 с.
  69. , А. Б. Рождение специалиста : профессиональное становление студента Текст. / А. Б. Каганов. Мн., 1983. — 111 с.
  70. , А. М. Внеурочные технологии как альтернативные формы образования (практическое пособие) Текст. / А. М. Каменский, 3. Ю. Смирнова. М.: Сентябрь, 2006. — 176 с.
  71. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении Текст. /
  72. B. А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  73. , В. А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем Текст. / Под ред. Н. JI. Селивановой, В. А. Караковский, JI. И. Новикова, Н. JI. Селиванова. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.
  74. , В. И. Типы общения учителя Текст. / В. И. Карикаш // Психология учителя. М., 1989. — 89 с.
  75. , Р. К. Изучение особенностей личности учащихся Текст. / Р. К. Карнеев // Вестник образования. 2002. — № 3. — С. 30−53.
  76. , Г. А. Общественно-специфические и межличностные условия пространственной организации общения Текст. / Г. А. Кириленко, И. А. Гайко. Мн., 1987. — 214 с.
  77. Классному руководителю Текст. / Под ред. М. И. Рожкова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 280 с.
  78. , Е. Н.Синергетика как новое мировидение: Диалог с И. Пригожиным Текст. / Е. Н. Князева // Вопросы философии. 1992. — № 12.1. C. 3−20.
  79. , Г. М. Педагогический словарь Текст. / Г. М. Код-жаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 176 с.
  80. , Л. И. Обучение личностно-ориентированному общению на основе текста в старших классах средней школы Текст. / Л. И. Комарова // Иностранные языки в школе. 1992. — № 2. — С. 18−23.
  81. , Н. Д. Модель реализации интеграционных связей в профессионально коммуникативной подготовке будущего учителя Текст. /
  82. Н. Д. Комтвинова // Среднее профессиональное образование. 2005. — № 11. — С. 47−49.
  83. , Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление Текст. / Ю. А. Конаржевский. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. — 224 с.
  84. , Ю. А. Что нужно знать директорам школы о системах и системном подходе : Учебное пособие Текст. / Ю. А. Конаржевский. — Челябинск: ЧГПИ, 1986. 135 с.
  85. , Ю. А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия Текст. / Ю. А. Конаржевский. Челябинск: ЧГПИ, 1980. — 95 с.
  86. , Н. Ю. Общекультурная компетентность как показатель образованности учащихся школы Текст. / Н. Ю. Конасова. СПб: С. — Петерб. гос. ун-т пед. мастерства. — 2000. — 41 с.
  87. , Р. Р. Общение и развитие личности в учебной деятельности Текст. / Р. Р. Кондратов // Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М., 1979. — 116 с.
  88. , Ф. Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях Текст. / Ф. Ф. Королев/ Советская педагогика. 1970. -№ 9. — С. 23−43.
  89. , В. О. Становление студентов педколледжа к самоуправлению в образовательном процессе : Дис.. канд. пед. наук Текст. / В. О. Королева. Магнитогорск, 2000. — 192 с.
  90. , Е. В. Директор учитель — ученик : пути взаимодействия Текст. / Е. В. Коротаева. — М.: Сентябрь, 2000. — 144 с.
  91. , В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса Текст. / В. М. Коротков. М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
  92. , В. Н. Человековедческая архитектоника учебного процесса как составная часть системно-синеретической теории обучения Текст.
  93. В. Н. Корчагин // Среднее профессиональное образование. 2005. — № 2. -С. 119−132.
  94. , И. О. Теоретические основы личностно ориентированного повышения профессионально-педагогической квалификации работников образования : автореферат Дис.. доктора пед. наук Текст. / И. О. Котлярова. Челябинск, 1999. — 38 с.
  95. , JI. П. Системный подход к составлению логической структуры темы Текст. / JI. П. Кочетова // Среднее профессиональное образование. 2001. — № 7. — С. 29−41.
  96. Краткий психологический словарь Текст. / Сост. JI. А. Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.-431 с.
  97. , Т. А. Коммуникативное развитие личности в системе непрерывного образования Текст. / Т. А. Кривченко. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. Специалистов, 1999. — 48 с.
  98. , Т. К. Практическая педагогика : Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении Текст. / Т. К. Крикунов. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 312 с.
  99. , В. Самоорганизация: генезис научной революции Текст. / В. Крон, Г. Кюпперс, Р. Паслак // Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе. М.: Наука, 1994. — С. 86−103.
  100. , А. Г. Формирование коммуникативной компетенции с использованием разговорных формул на уроках французского языка Текст. / А. Г. Крупко // Иностранные языки в школе. 1992. — № 2. — С. 55−59.
  101. , В. К. Взаимоотношения в системе «педагог ребенок — родители» Текст. / В. К. Крючков // Педагогика. — 2002. — № 9. — С. 27−32.
  102. , В. К. Взаимоотношения в системе «педагог-ребенок-родители» Текст. / В. К. Крючков // Педагогика. 2002. -№ 10. — С. 17−22.
  103. , Б. А. Теория и практика управления процессом модернизации системы образования в сельском социуме : Дис.. доктора пед. наук Текст. / Б. А. Куган. М., 2002. — 366 с.
  104. , Б. А. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней Текст. / Б. А. Куган, Г. Н. Сериков. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 632 с.
  105. , Г. А. Формирование коммуникативной компетентности социального педагога Текст. / Г. А. Кудрявцева, Ф. М. Мустаева. Магнитогорск: Изд-во Магнитогор. гос. пед. ин-т, 1998. — 51 с.
  106. , В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса Текст. / В. П. Кузьмин. М.: Политиздат, 1976. — 119 с.
  107. В. П. Системный подход в современном научном познании Текст. / В. П. Кузьмин // Вопросы философии. 1980. — № 1. — С. 55−73.
  108. , В. И. Коммуникативный дискурс (понимание, интерпретация, смысловые границы коммуникативного взаимодействия) Текст. / В. И. Курбатов // Социально-гуманитарные знания. 2005. — № 4. — С. 294 -301.
  109. , А. Ж. Проблема выявления сущности образования и ее практическое значение Текст. / А. Ж. Кусжанова. М., 2004. — 118 с.
  110. , X. Э. Факторы, влияющие на отношение учащегося к учителю : автореферат Дис.. канд. пед. наук Текст. / X. Э. Лахт. Тарту, 1982. -135 с.
  111. , К. М. Культура педагогического общения: Учеб. пособие Текст. / К. М. Левитан. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. — 104 с.
  112. , К. М. Педагогическая деонтология Текст. / К. М. Левитан. Екатеринбург: Деловая кн., 1999. — 269 с.
  113. , А. А. Педагогическое общение Текст. / А. А. Леонтьев. М.: «Знание», 1979. — 48 с.
  114. , В .И. Учимся управлять собой и детьми Текст. / В. И. Лещинский, С. В. Кульневич. М.: Просвещение: Владос, 1995. -240 с.
  115. , X .И. Подготовка к общению в системе воспитательных устремлений Текст. / X. И. Лийметс // Проблемы подготовки к общению: Материалы симпозиума. — М., 1979. 188 с.
  116. , И. А. Полифункциональная структура воспитательного процесса в системе образования Текст. / И. А. Липский, Л. Е. Никитина // Дополнительное образование. 2003. — № 8. — С.4−15.
  117. , М. И. Проблемы онтогенеза общения Текст. / М. И. Лисина. М.: Педагогика — 1986. — 144 с.
  118. , Л. Г. Технология аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей Текст. / Л. Г. Логинова М.: АРК-ТИ, 2002.-176 с.
  119. , Б. Ф. Категория общения и деятельности в психологии Текст. / Б. Ф. Ломов // Вопросы философии. 1979. — № 8. — С. 19−31.
  120. , Б. Ф. Общение как проблема общей психологии Текст. / Б. Ф. Ломов // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.- 120 с.
  121. , И. В. История воззрений на самоорганизацию от античности до кон. XVI века Текст. / И. В. Лупандин // Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе. М.: Наука, 1994. — С. 7−35.
  122. , Т. Социоигровые приемы развития коммуникативной компетентности родителей подростков Текст. Т. Лучина // Воспитание школьников. 2005. — № 9. — С. 31−36.
  123. , Н. А. Ценностно-деятельностная природа образованности и культурно-исторические условия изменения ее типа Текст. / Н. А. Люрья // Социально-философские проблемы образования. -М., 1992. 145 с.
  124. , Н. Развиваем воображение, рефлексию, эмпатию Текст. / Н. Максимова // Воспитание школьников. 2005. — № 9. — С. 54−57.
  125. , JI. И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя Текст./ JT. И. Маленкова. — М.: Педагогическое общество России, издательский Дом «Ноосфера», 1999. 300 с.
  126. , В. Н. Введение в специальность и основы педагогического мастерства (4 части) Текст. / В. Н. Малиновская, А. Л. Смятских. -М., 1992.-640 с.
  127. Математика и кибернетика в экономике. Словарь-справочник. -М.: «Экономика», 1975. 625 с.
  128. , Л. И. Теория и методика воспитания Текст. / Л. И. Меленкова. М.: «Педагогическое общество России», 2002. — 480 с.
  129. Методика воспитательной работы Текст. / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина и др.- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 144 с.
  130. Методическое пособие по актуализации коммуникативной компетентности будущих учителей: для преп. англ. яз. и студ. I и II курсов, изучающих англ. яз. как вторую спец-ть Текст. / сост. Е. В. Челпанова. — Челябинск: «Образование», 2005. 78 с.
  131. Методологические основы педагогического исследования: Пособие для докторов, аспирантов, соискателей и молодых исследователей Текст. / сост. К. Ш. Ахияров, А. Ф. Амиров. Уфа: Башкирский гос. пед. ун-т. — 2000. -60 с.
  132. , Л. М. Управлять или подавлять : выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога Текст. / Л. М. Митина. М.: Сентябрь, 1999.- 192 с.
  133. , Л. М. Коммуникативная грамматика немецкого языка Текст. / Л. М. Михайлов. М.: Высш. шк., 1994. — 256 с.
  134. Молодежь и культура. Проблемы досуга, художественного творчества, становления личности. М., 1985. — 144 с.
  135. , Н. А. Тренинг педагогического общения Текст. / Н. А. Морева. М.: Просвещение, 2003. — 304 с.
  136. , О. П. Педагогический практикум : Учебные задания, задачи и вопросы Текст. / О. П. Морозов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 320 с.
  137. , А. В. Общение как фактор воспитания школьников Текст. / А. В. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 160 с.
  138. , Т. С. «Синергетический синдром» в педагогике Текст. / Т. С. Назарова // Педагогика. 2001. — № 9. — С. 25−33.
  139. , А. Я. Психолого-педагогические методы управления трудовым коллективом в условиях рынка Текст. / А. Я. Найн. Челябинск, 1992. -136 с.
  140. , А. Я. Управление профессиональной подготовкой рабочей молодежи Текст. / А. Я. Найн. -М.: Педагогика, 1991. 136 с.
  141. , Р. С Психология образования Текст. / Р. С. Немов. М.: Просвещение, 1995.-491 е.
  142. , Дж. Хаотическая динамика лингвистических процессов и образование паттернов в поведении человека Текст. / Дж. Николис // Вопросы философии. 1997. — № 3. — С. 24−39.
  143. , Н. В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников Текст. / Н. В. Новотворцева. Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. — 240 с.
  144. , Н. А. Проектирование дидактической технологии с учетом требований стандартов СПО. Курс лекций Текст. / Н. А. Норенкова. Челябинск, 2003. — 62 с.
  145. , П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования Текст. / П. И. Образцов. СПб.: Питер, 2004. — 268 с.
  146. Общение и развитие психики: Сб. науч. тр. Текст. / Под ред.
  147. A. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. М.: Изд-во АПН СССР, 1986. — 197 с.
  148. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми Текст. / Под ред. М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1985. — 208 с.
  149. Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования Текст. / Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. М.: Педагогика, 1987. — 225 с.
  150. , С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: АЗЪ, 1994.-928 с.
  151. Организация воспитательной работы в школе: Пособие для директоров общеобразовательных учреждений / Сост. Г. С. Селинов, ред. Л. В. Кузнецова. М.: Школьная Пресса, 2002. — 144 с.
  152. , Е. И. Взаимоотношения «учитель-ученик» (по материалам исследований Центра социальной адаптации подростков) Текст. / Е. И. Панов // Педагогка. 1993. — № 6. — С. 49−53.
  153. , В. Н. Психология общения Текст. / В. Н. Панферов // Вопросы философии. — 1971. -№ 7. С. 126−131.
  154. , Е. И. и др. Мастерство и личность учителя : На примере преподавания иностранного языка Текст. / Е. И. Пассов и др. — М.: Флинта: Наука, 2001.-240 с.
  155. , Е. И. Книга для учителя к факультативному курсу по немецкому языку для 10−11 классов средней школы Текст. / Е. И. Пассов,
  156. B. Б. Царькова. -М.: Просвещение, 1991. 64 с.
  157. Педагогика Текст. / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин др. М.: Просвещение, 1998. — 479 с.
  158. Педагогика Текст. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., Российское педагогическое агентство, 1995. — 642 с.
  159. Педагогические технологии Текст. / Под общей редакцией В. С. Кукушина. М.: ИКЦ «МарТ» : — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006.-336 с.
  160. Педагогическое мастерство и педагогические технологии Текст. / Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.
  161. , Л. А. Активные методы социально-психологического взаимодействия на коммуникативные процессы Текст. / Л. А. Петровская // Общение и оптимизация совместной деятельности- М., 1987. 163 с.
  162. , Л. А. Компетентность в общении : Социально-психологический тренинг Текст. / Л. А. Петровская. М., 1989. — 178 с.
  163. , Т. А. Коммуникативная стратегия обучения русскому языку Текст. Т. А. Печенева // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 26−29.
  164. Н .А. Формирование готовности учащихся колледжа к педагогическому общению : Дис.. канд. пед. наук Текст. / Н. А. Плотникова. Челябинск, 2001. — 182 с.
  165. , И. П. Продуктивная педагогика : Книга для учителя Текст. / И. П. Подласый. М.: Народное образование, 2003. — 496 с.
  166. , Т. В. Организационно-деятельностная игра как одна из форм реализации полиэтнического образования Текст. / Т. В. Поштарева // Образование в современной школе. 2006. — № 5. — С. 33−36.
  167. Приглашает детский сад! (О группах кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении). М. ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. — 144 с.
  168. , И. Порядок из хаоса : Новый диалог человека с природой Текст. / И. Пригожин, И. Стенгерс. М., 1986. — 213 с.
  169. Проблема связей и отношений в материалистической диалектике Текст. / В. С. Тюхтин, Г. Д. Левин, И. Г. Герасимов и др. М.: Наука, 1990. -288 с.
  170. Психологический словарь Текст. / сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова- Под общей ред. Ю. Л. Неймера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 640 с.
  171. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения Текст. / Под ред. Е. Д. Божович. М.: Воронеж, 2000. -192 с.
  172. , В. С. Детство. Отрочество. Юность: программа воспитания в сфере досуга Текст. / В. С. Русанова. Челябинск: ЧГАКИ, 2002. -126 с.
  173. , И. И. Основы педагогики общения Текст. / И. И. Рыданова. Мн.: Беларуская навука, 1998. — 319 с.
  174. В .В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога Текст. / В. В. Рыжов. Н. Новгород, 1994. — 78 с.
  175. , Л. И. Что такое коммуникативность школьника Текст. / Л. И. Савва, А. Л. Солдатченко // Вестник образования. 2002. — № 3. — С. 2−30.
  176. , М. В. Педагогическое мышление учителя как фактор повышения его общения со школьниками Текст. / М. В. Савгин // Психология педагогического общения. — Кировоград, 1991.-213 с.
  177. , А. И. Развитие творческого потенциала личности в образовательном пространстве : Текст. / А. И. Санникова. Пермь: Перм. Гос. пед. ун-т, 2000.-131 с.
  178. , С. А. Прогнозирование развития больших систем Текст. / С. А. Саркисян, JI. В. Голованов. М., 1975. — 136 с.
  179. , Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП Текст. / Г. К. Селевко. -М.: НИИ школьных технологий, 2005. 288 с.
  180. , В. С. Основы общей педагогики : Теория и методика воспитания Текст./ Под ред. В. А. Сластенина / В. С. Селиванов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 336 с.
  181. , В. П. Классный руководитель : планирование и организация работы от, А до Я Текст. / В. П. Сергеева. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 256 с.
  182. , Г. Н. Образование : аспекты системного отражения Текст. / Г. Н. Сериков. Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. — 464 с.
  183. Г. Н. Образование и развитие человека Текст. / Г. Н. Сериков. М.: Мнемозина, 2002. — 416 с.
  184. , Г. Н. Элементы теории системного управления образованием. Системное видение образования Текст. / Г. Н. Сериков. Челябинск: ЧГТУ, 1994.- 169 с.
  185. , Г. Н., Сериков С. Г. Здоровьесбережение в гуманном образовании: Монография. Екатеринбург — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. -242 с.
  186. , В. В. Личностно-ориентированное образование Текст. / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−20.
  187. , Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2004. — 350 с.
  188. , Ф. Д. Системный подход к организации воспитательного процесса в условиях анализа качества воспитательной деятельности Текст. / Ф. Д. Симбиряков // Среднее профессиональное образование. -2005.-№ 3.-С. 113−124.
  189. , В. П. Педагогический менеджмент : 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом Текст. / В. П. Симонов М.: Роспедагентство, 1995. — 226 с.
  190. Синергетика в управлении учреждениями образования Текст. // Высшее образование в России. 1999. — № 4. — С. 24−42.
  191. Синергетика и психология. Тексты. Вып. 1. Методологические вопросы Текст. / Под ред. И. Н. Трофимовой, В. Г. Буданова. М., 1997. -119с.
  192. Синергетика и психология. Тексты. Выпуск 2. Социальные процессы Текст. / Под ред. И. Н. Трофимовой. М., «ЯНУС — К», 1999. — 272 с.
  193. Синергетика и психология: Тексты: Выпуск 3: Когнитивные процессы Текст. / Под ред. В. И. Аршинова, И .Н. Трофимовой, В. М. Шендя-пина. М.: «Когито-Центр», 2004. — 416 с.
  194. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс — Традиция, 2002. — 496 с.
  195. , В. А. Психология и педагогика Текст. / В. А. Сласте-нин, В. П. Каширин. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 233 с.
  196. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1989. -624 с.
  197. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М.: Центр «Педагогический поиск», 1999. — 160 с.
  198. , Е. Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения Текст. / Е. Н. Степанов // Педагогика. -2001.-№ 4.-С. 14−19.
  199. , Т. А. Классный руководитель : функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Т. А. Стефановская. М.: Издательский центр «Академия», 2006. -192 с.
  200. , А. М. Психология и педагогика : Учеб. пособие для вузов Текст. / А. М. Столяров. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 423 с.
  201. , И. В. Психология педагогического общения Текст. / И. В. Страхов. Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1980. — 260 с.
  202. , Ю. А. Человек в мире общения : Основы досуговой синергетики: Текст. / Ю. А. Стрельцов. М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 1999.-200 с.
  203. Теория и методика культурно-просветительской работы Текст. / Под ред. В. Е. Триодина. JL, 1977. — 89 с.
  204. Технология системного моделирования Текст. / Е. Ф. Аврамчук, А. А. Вавилов, С. В. Емельянов и др.- Под общ. ред. С. В. Емельянова и др. -М.: Машиностроение- Берлин: Техник, 1988. 520 с.
  205. , Н. П. Становление профессионального самосознания студентов педагогического колледжа : Дис.. канд. пед. наук Текст. / Н. П. Тропникова. Челябинск, 1998. — 168 с.
  206. , А. Н. Управление дошкольным образовательным учреждением : Учеб. пособие Текст. / А. Н. Троян Магнитогорск: МаГУ, 2001. -123 с.
  207. , В. С. Отражение, система, кибернетика / В. С. Тюхтин. -М.: «Наука», 1972. 256 с.
  208. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения Текст. / Под ред. В. А. Караковского, JI. И. Новиковой, Н. JI. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: «Педагогическое общество России», 1999. -264 с.
  209. , О. Индивидуально-стилевые черты в речевом поведении учителя Текст. / О. Филиппова // Народное образование. 1999. — № 10. -С. 179−18 4.
  210. Философский словарь Текст. / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. -М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
  211. , Г. Информация и самоорганизация Текст. / Г. Хакен. — М.: Мир, 1991.- 134 с.
  212. , Г. Синергетика : иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах Текст. / Г. Хакен. М.: Мир, 1985. -116 с.
  213. , О. А. Педагогические средства воспитания у студентов ценностного отношения к инженерной деятельности Текст. / О. А. Ханжина. Дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 2002. — 168.
  214. , А. У. Личность в общении // Общение и оптимизация совместной деятельности Текст. / А. У. Хараш. М., 1987. — 124 с.
  215. , А. У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъектного подхода в исследовании коммуникативных воздействий Текст. / А. У. Хараш // Психолого-педагогические проблемы общения. М., 1979. -99 с.
  216. , С. Л. Творческий стиль педагогического общения учителя (генезис идей) Текст. / С. Л. Хачатурян. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 1998. — 25 с.
  217. Чиж, А. Н. Внеучебная деятельность студентов в теории и истории высшего педагогического образования Текст. / А. Н. Чиж. Луганск, М., 1999.-32 с.
  218. , Ю. В. Самоорганизующиеся и саморазвивающиеся педагогические системы : теоретические подходы и практическое воплощение / Текст. / Ю. В. Шаронин // Приложение «СПО». 2004. — № 3. — С. 33−47.
  219. , В. М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология Текст. / В. М. Шепель. М.: Народное образование, 1999.-432 с.
  220. , О. В. Формирование коммуникативной культуры будущих учителей : Дис.. канд. пед. наук Текст./ О. В. Шмайлова. Сургут, 1997. -179 с.
  221. , Г. И. Исследование проблемы активизации учебно-познавательной деятельности Текст. / Г. И. Щукина // Советская педагогика. 1983. -№ 11.-С. 14−25.
  222. , И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  223. , Н. М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности Текст. / Н. М. Яковлева. Челябинск, Изд-во Челяб. гос. пед ун-та, 1991. — 128 с.
  224. Hennig, W. Der Schuler von zehn bis sechzehn. Zur Erziehung in der Familie Текст. / W. Hennig, D. Roland. Berlin: Volk und Wissen Volkseigen-erVerlag, 1975.-S. 220.
  225. Hoffman, A. Ich bin Student Текст. / A. Hoffman, G. Mehlhorn. -Berlin: VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1983. S. 127.
Заполнить форму текущей работой