Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическая база исследования основывалась на теоретических положениях гуманизации образования (Е.В. Бондаревская, В. П. Бездухов, P.A. Валеева, JI.A. Волович, Г. Г. Габдуллин, Г. В. Мухаметзянова, З. Г. Нигматов и др.) — теории компетентностного образования (И.А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, Г. И. Ибрагимов, A.B. Хуторской, В. В. Сериков, Б. Д. Эльконин и др.) — личностно-ориентированного подхода… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование процесса формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки
    • 1. 1. Историко-педагогические предпосылки формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки
    • 1. 2. Сущность и структурно-содержательная характеристика вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки
    • 1. 3. Модель процесса формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности педагогических условиий формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки
    • 2. 1. Общая характеристика педагогических условий реализации модели формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки
    • 2. 2. Реализация педагогических условий формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза
    • 2. 3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-экономические, политические и культурно-ценностные преобразования в российском обществе предъявляют высокие требования к уровню профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации. Особые надежды на современном этапе связываются с принципиально новыми подходами к повышению качества подготовки студентов — будущих учителей, способных осознавать свою высокую ответственность в деле созидания нового жизнеспособного активного подрастающего поколения и владеть целым комплексом необходимых и сложнейших общекультурных и профессиональных компетенций.

Дальнейшее совершенствование образовательного процесса в российской школе в русле гуманистической парадигмы связано с усилением его гуманитарных позиций, устойчивой направленностью учащихся к духовным, нравственным, эстетическим ценностям. В этом процессе свою уникальную роль призван выполнять учитель музыки как носитель культурных традиций и специалист в области музыкально-эстетического воспитания детей. Приобщение учащихся к миру музыки, как утверждают известные педагоги (В.А. Сухомлинский, Э.Б. Абдуллин) — это путь глубокого развития их духовной культуры, человечности и восприимчивости к прекрасному [170- 2].

Практика подтверждает, что в настоящее время интерес к музыке у детей и молодежи преимущественно выражается в тяготении к освоению различных форм вокального искусства. Растет количество певческих коллективов, организуются многочисленные вокальные школы, студии, открываются вокальные классы в системе общего и дополнительного музыкального образования, где учащаяся молодежь имеет возможность выбирать для творческого развития любые виды вокального исполнительства. Возрастает количество вокальных конкурсов, что также подтверждает необычайную популярность данного вида творчества.

Многочисленные исследования педагогов-музыкантов (Э.Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, O.A. Апраксина, В. К. Белобородова, H.A. Ветлугина, Е. Я. Гембицкая, H.JI. Гродзенская, В. В. Емельянов, Е. М. Малинина, К.Ф. Никольская-Береговская, Т. Н. Овчинникова, Д. Е. Огороднов, Г. П. Стулова, В. Н. Шацкая и др.) указывают на особую роль пения в системе музыкально-эстетического воспитания детей. Исследователи подчеркивают, что вокально-исполнительское творчество положительно влияет на всестороннее воспитание и образование, музыкальное развитие детей и юношества, воздействуя на эмоциональную сферу, развивая художественный вкус, воспитывая эстетическую культуру.

В то же время, согласно результатам социологических исследований, обнаруживаются и негативные тенденции, связанные с тем, что современный музыкальный рынок России сверх меры «наводнен» коммерческими проектами, что способствует распространению музыки не лучшего качества, оказывающей отрицательное влияние на неподготовленного слушателя и, особенно, на детей, с их еще несформировавшимся музыкально-эстетическим вкусом.

Результаты проведенного нами эмпирического исследования так же позволили выявить подтверждающие факты значительного снижения уровня художественно-эстетических потребностей учащейся молодежи. Большинство современных школьников ориентируется на образцы массовой молодежной музыки низкого качества, не отвечающей критериям художественного достоинства. Современные исследования позволяют сделать вывод о том, что у детей школьного возраста недостаточно развиты представления о классической и народной вокальной музыке.

Одна из основных причин сложившейся ситуации, по нашему мнению, кроется в недостаточном уровне влияния учреждений общего и дополнительного музыкального образования на формирование музыкально-эстетического вкуса детей.

Для преодоления названных негативных тенденций необходимо усилить и конкретизировать нацеленность современного музыкально-педагогического образования на профессиональную подготовку таких специалистов, которые были бы способны противостоять напору низкопробной поп-культуры, умеющих создавать, сохранять и преумножать лучшие традиции музыкального искусства.

Структура деятельности учителя музыки, в отличие от других «предметников» в школе, включает педагогический и музыкально-исполнительский компонент. При этом исполнительство выступает в качестве важнейшей составляющей его педагогической культуры. На эту особенность, как наиболее отличительную черту данной профессии, указывали выдающиеся деятели общего музыкального образования, отмечая силу воспитательного воздействия на учащихся именно музыкально-исполнительской функции учителя музыки (O.A. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Д. Б. Кабалевский и др.).

Опора на данное положение является необходимым условием общепрофессионального воспитания будущего учителя музыки, при котором особое внимание должно уделяться не узко-исполнительской подготовке, а формированию его исполнительской культуры (вокальной, инструментальной и т. д.), которая, по мнению Л. Г. Арчажниковой должна отражать развитый эстетический вкус, сознательное отношение к музыкальному искусству, широту кругозора молодого специалиста.

Значимость формирования исполнительской культуры повышается в аспекте компетентностного подхода в профессиональной подготовке учителя музыки в интересах обеспечения более высокого уровня музыкально-эстетического воспитания школьников, что нашло отражение в педагогических исследованиях Н. В. Васильевой, Е. В. Зеленковой, Л. П. Козыревой, М. И. Сидоровой и др.

Результаты проведенного нами исследования позволяют утверждать, что специального и целенаправленного развития заслуживает такой компонент профессиональной компетентности учителя музыки, как вокально-исполнительская культура, во многом определяющая высокий уровень его общей педагогической культуры.

Значимость формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки в структуре его профессионально-педагогической подготовки отражена, в частности, в требованиях государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, в которых отдельной строкой выделено положение о необходимости владения культурой вокального исполнения [60].

Изучение сложившейся практики подготовки учителей музыки показывает, что реализация данного требования традиционно связывается с развитием комплекса узко-специфических профессиональных умений и навыков. Педагоги-вокалисты в педагогических вузах основное внимание уделяют развитию вокально-технических качеств певческого голоса. При этом они мало используют педагогический потенциал учебных дисциплин вокально-исполнительского цикла в подготовке будущего учителя музыки к педагогической и культурно-просветительской деятельности. Такое положение на практике отчасти связано с недостаточной разработанностью данного аспекта подготовки учителя музыки в педагогической науке.

В качестве теоретических предпосылок для осмысления педагогической сущности проблемы формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки мы рассматривали следующие научные положения и результаты ранее проводившихся исследований.

Проблема музыкального исполнительства в своем историческом становлении в том или ином аспекте находила отражение в трудах Аристотеля, Платона, A.B. Шлегеля, А. Ф. Лосева, Е. В. Волковой, М. Ф. Овсянникова и др.

В трудах Б. В. Асафьева, Б. Л. Яворского, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, А. Н. Сохора, Л. А. Баренбойма, Л. С. Гинзбурга, Н. П. Корыхаловой, Л. Н. Раабена и др. исполнительское творчество рассматривается как важный фактор и необходимое условие духовно-эстетического воспитания и образования.

Вопросы исполнительской подготовки будущих учителей музыки затрагиваются в трудах O.A. Апраксиной, Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, Л.Г.

Арчажниковой, JI.A. Баренбойма, Д. Б. Кабалевского, H.A. Ветлугиной, Е. В. Николаевой.

Вопрос о роли, значении и месте вокального исполнительства в культурно-образовательном пространстве различных народов поднимался в трудах по философии и культурологии (С.Н. Иконникова, Д. С. Лихачев, Ю. Б. Сетдикова и др.), этнографии и фольклористики (Е.В. Гиппиус, В. Е. Гусев и др.), по этнопедагогике (Г.С. Виноградов, Г. Н. Волков, М. Мид и др.).

Имеется ряд фундаментальных исследований, посвященных истории, теории, методологии вокальной педагогики и исполнительства (В.А. Багадуров, Л. Б. Дмитриев, М. Л. Львов, И. К. Назаренко, В. И. Юшманов, A.C. Яковлева, Л. К. Ярославцева и др.).

Различные аспекты вокально-исполнительской подготовки будущих учителей музыки в вузе исследованы Е. А. Баженовой, В. В. Емельяновым, O.E. Плехановой, A.B. Филипповым и др. Проблемам развития певческого голоса и вокально-эстетического воспитания детей посвящены работы Л. Л. Алексеевой, В. В. Емельянова, Е. М. Малининой, Д. Е. Огороднова, Г. П. Стуловой, Т. В. Шастиной, Л. В. Шаминой и др. Педагогические условия формирования вокального мастерства учителя музыки исследованы Е. М. Барвинской.

Вышеперечисленные исследования подтверждают значимость подготовки учителя музыки в области вокально-исполнительского мастерства, однако, не дают целостного представления о самом процессе целенаправленного формирования вокально-исполнительской культуры учителя музыки в педагогическом вузе. В этой связи, важное значение приобретает специальное исследование и теоретическое обоснование совокупности педагогических условий, способствующих достижению высокого уровня развития данной важной характеристики профессионально компетентного учителя музыки.

Таким образом, выявленные реалии практики профессионального обучения будущих учителей музыки и теоретический анализ исследуемой проблемы позволяют говорить о наличии противоречия между объективной потребностью в формировании вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки как неотъемлемого компонента его профессиональной компетентности и недостаточной разработанностью педагогических условий реализации данного процесса.

Выявленное противоречие определило проблему диссертационного исследования: каковы педагогические условия формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза?

Вычленение проблемы в данной ее формулировке определило выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки».

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки в педагогическом вузе.

Объект исследования: формирование профессионально-педагогической культуры будущего учителя музыки в педагогическом вузе.

Предмет исследования: педагогические условия формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки в педагогическом вузе.

В процессе исследования была выработана следующая гипотеза: формирование вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки будет эффективным если:

1. Выявить сущность, содержание и структуру понятия «вокально-исполнительская культура будущего учителя музыки»;

2. Разработать педагогическую модель формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки в совокупности компонентов: целевого, методологического, содержательного, процессуального и диагностического;

3. В качестве педагогических условий реализации модели формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки использовать следующий комплекс:

— разработка дидактического сопровождения дисциплин вокально-исполнительского цикла, содержательно и функционально обогащающих профессиональную компетентность будущего учителя в этой сфере его образовательной деятельности;

— обеспечение интеграции аудиторной и внеаудиторной учебной, самостоятельной, концертно-практической деятельности студентов;

— разработка методики мониторинга как средства оценки динамики формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки.

Проблема, цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Выявить историко-педагогические предпосылки формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки.

2. Определить содержание и структуру понятия «вокально-исполнительская культура» и выявить особенности ее формирования у будущих учителей музыки.

3. Разработать педагогическую модель формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки.

4. Экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки.

Методологическая база исследования основывалась на теоретических положениях гуманизации образования (Е.В. Бондаревская, В. П. Бездухов, P.A. Валеева, JI.A. Волович, Г. Г. Габдуллин, Г. В. Мухаметзянова, З. Г. Нигматов и др.) — теории компетентностного образования (И.А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, Г. И. Ибрагимов, A.B. Хуторской, В. В. Сериков, Б. Д. Эльконин и др.) — личностно-ориентированного подхода (И.Я. Лернер, М. Н. Скаткин, B.C. Леднев, Б.М. Бим-Бад, A.B. Петровский и др.) — культурологического, диалогического и деятельностного подходов (H.A. Бердяев, B.C. Библер, Ю. Б. Борев, C.B. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Э. С. Маркарян, С. Л. Рубинштейн и др.) — психологии развития творческих способностей (Л.С. Выготский, Е. В. Назайкинский, Б. М. Теплов, В. И. Петру шин и др.) — технологического подхода в программировании профессионального обучения в вузе (Ю.П. Азаров, Б. С. Гершунский И.Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин и др.) — концепции профессионального образования в гуманитарном вузе (В.И. Загвязинский, В. В. Кондратьев, Е. М. Ибрагимова, А. И. Смирнов, И. Э. Ярмакеев и др.) — системно-целостного анализа педагогического наследия мастеров вокального искусства (Д.Л. Аспелунд, В. А. Багадуров, Л. Б. Дмитриев, И. К. Назаренко и др.) — системного подхода, позволяющего рассматривать вокальную педагогику как структурную составляющую общей педагогики (O.A. Апраксина, Б. В. Асафьев, Л. Г. Арчажникова, Д. Б. Кабалевский, В. В. Краевский, Л. А. Рапацкая и др.) — теории, истории и методики музыкального воспитания и образования, психологии музыкальной деятельности (Э.Б. Абдуллин, А. Г. Борш, Н. Л. Гродзенская, Л. А. Мазель, В. В. Медушевский, Е. В. Николаева, Ю. А. Цагарелли, В. Н. Шацкая и др.) — истории развития педагогической мысли, этнопедагогических и музыкально-педагогических традиций татарского народа (Я.Г. Абдуллин, В. Г. Закирова, Р. Ш. Маликов, А. Г. Мухаметшин, С. И. Раимова, Ф. Ш. Салитова, P.A. Фахрутдинова, Ф. Ф. Харисов, Я. И. Ханбиков, А. Н. Хузиахметов, З. М. Явгильдина и др.).

Методы исследования: теоретический анализ и синтез философской, методологической, педагогической, исторической, культурологической, научно-методической, музыкально-педагогической литературыпедагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, интервьюированиеизучение учебно-программной, педагогической документации, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов эксперимента с помощью статистических методов и информационных технологий.

Базой исследования явился факультет художественного образования Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Основные этапы исследования:

Первый этап (1998;2001) — изучение философской, культурологической, исторической, педагогической, психологической литературы, анализ состояния разработанности проблемы, накопление теоретического и фактического материала, формирование методологии исследования на основе анализа, теоретического осмысления, систематизация и обобщение материалов по избранной проблеме.

Второй этап (2001;2005) — диагностика качественных характеристик формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки, на основании этого разработка рабочих программ, авторских лекционных курсов «История и педагогика вокального исполнительства», «Основы татарского традиционного вокального исполнительства», курса по выбору «Классические традиции вокального исполнительства».

Третий этап (2006;2010) — опытно-экспериментальная работа по формированию вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза, оформление работы и апробация практических результатов исследования в публикациях, выступлениях на научно-практических конференциях, процессе преподавания.

Научная новизна исследования:

— раскрыты историко-педагогические предпосылки формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки на основе определенных подходов: интонационного, связанного с интонационной природой вокально-исполнительского искусства и особенностями его интонационного постиженияпарадигмально-педагогического, раскрывающего основные направления вокального исполнительства (народное, религиозное, светское) в рамках исторических этапов формирования вокально-исполнительской культуры и отдельных вокально-педагогических концепцийцивилизационного подхода, позволяющего выявить зарождение и становление предпосылок вокально-исполнительской культуры с древнейших времен и до взаимодействия вокально-исполнительских и педагогических традиций в XX столетии;

— уточнено понятие «вокально-исполнительская культура учителя музыки», структурно и содержательно представляемая как интегративное профессионально-личностное качество, включающее совокупность взаимосвязанных общекультурных и профессиональных знаний, вокально-исполнительских умений и навыков, определяющих способность и готовность учителя музыки к успешной творческой профессиональной деятельности в образовательном учреждении;

— разработана модель процесса формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки, базирующаяся на единстве и взаимосвязанности следующих компонентов: целевого (формирование вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки) — методологического (опора на принципы научности, связи теории и практики), усиления мотивации, сотрудничества, интеграции, субъектности, креативностисодержательного (разработка и реализация учебно-методических комплексов дисциплин вокальной подготовки в процессе общепрофессиональной подготовки будущего учителя музыки) — процессуального (совокупность традиционных и специальных методов обучения и воспитания, а также интерактивных методов (игровых, соревновательных) в сочетании с комплексом организационных форм теоретической подготовки (лекций, индивидуальных занятий, консультаций), практической подготовки (практических занятий, педагогической, исполнительской, концертной практики), контроля: (зачет, экзамен, тестирование, рейтинговая оценка) — диагностического (оценка уровня сформированности вокально-исполнительской культуры в соответствии с установленными критериями: когнитивный, эмоционально-чувственный, креативно-волевой) — выявлены и обоснованы педагогические условия эффективной реализации модели формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки:

• дидактическое сопровождение дисциплин вокально-исполнительского цикла в процессе общепрофессиональной подготовки будущего учителя музыки;

• интеграция аудиторной и внеаудиторной учебной, самостоятельной, концертно-практической деятельности студентов, направленной на формирование вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки;

• использование мониторинга как средства оценки динамики формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в развитие педагогической теории формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыкиспособствует решению проблемы научного обоснования понятия «вокально-исполнительская культура учителя музыки" — создает определенные предпосылки для решения актуальных научных проблем теории и методики формирования культуры личности в образовательном процессе.

Практическое значение исследования заключается в том, что теоретические положения и результаты, апробированные авторские лекционные курсы и учебно-методические комплексы, направленные на формирование вокально-исполнительской культуры будущих учителей музыки, могут быть использованы в практике профессионального обучения студентов музыкально-педагогической специализации высших и средних специальных педагогических учебных заведений, в системе повышения квалификации и переподготовки учителей музыки.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась научным подходом к решению рассматриваемой проблемы, опорой на достоверные источники, обоснованностью методологии, применением комплекса методов, адекватных поставленным задачам, апробацией гипотетических идей и утверждений, результатами экспериментальной работы, подтвержденными статистической обработкой данных, применением творческого вокально-исполнительского и педагогического опыта автора (18 лет).

На защиту выносятся:

1. Структурно-содержательная характеристика понятия «вокально-исполнительская культура» и специфика ее формирования у будущего учителя музыки в образовательном процессе педагогического вуза.

2. Модель формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки в совокупности компонентов: целевого, методологического, содержательного, процессуального и диагностического.

3. Педагогические условия реализации модели формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментального исследования на факультете художественного образования (до 2010 г. музыкальном факультете) ТГГПУ. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на кафедрах: педагогикивокальной подготовкитатарского музыкального искусстватеории, истории музыки и методики музыкального образования ТГГПУна научно-практических конференциях молодых ученых и студентов ТГГПУ (Казань, 1998;2010) — итоговых научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава ТГГПУ (Казань, 1998;2010) — на международных (Казань, 2007, 2008, 2009; Махачкала, 2009), всероссийских (Казань, 2000, 2005, Чебоксары 2006) научно-практических конференцияхопубликованы в статьях, программе и методических рекомендациях, методическом руководстве, учебно-методических комплексах.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии (207 наименований) и приложений.

1. Античная музыкальная эстетика. — М.: Музгиз, 1960. — 282с.

2. Багадуров, В. А. Очерки по истории вокальной методологии. М.: Музсектор Госиздата, 1929. — 4.1. — 246 с.

3. Вопросы вокальной педагогики. Вып.1 6.

4. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2007. — 368 с.

5. Емельянов, В. В. Методика координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005.-23с.

6. Зданович А. П. Некоторые вопросы вокальной методики. М., 1965.

7. Кочнева, И.С., Яковлева, А. С. Вокальный словарь. JL: Музыка, 1988. -2-е изд. — 70 с.

8. Львов, М. Л. Из истории вокального искусства. М.: Музыка, 1964. -228с.

9. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения Текст. / В. П. Морозов. -М., 2002. 496 с.

10. Назаренко, И. К. Искусство пения. Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения. Хрестоматия. М.: Изд-во Музыка, 1968. — 622 с.

11. Огороднов, Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе Текст. / Д. Е. Огороднов. Киев, 1989.-152 с.

12. Пашкина Л. Я. Вокально-педагогическая практика. М., 1982.

13. Салитова Ф, Ш. Формирование традиционной музыкально-педагогической культуры татрского народа (6−16вв.): Монография. Казань: Изд-во Казанского гос. пед. ун-та, 2001 — 124с.

14. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. -М.: Просвещение, 1992. -270 с.

15. Юссон, Р. «Певческий голос» / Р. Юссон. М.: изд-во «Музыка», 1974. -262с.

16. Яковлева, A.C. Искусство пения: Исследовательские очерки. Материалы. Статьи / A.C. Яковлева. М.: Издательский дом «Информбюро», 2007. -480с.

17. Развить интерес студентов к татарскому вокальному искусству.

18. Проследить путь претворения татарских национальных певческих традиций в оперном и камерно-вокальном творчестве.

19. Обобщить достижения отдельных выдающихся национальных певцов и вокальных педагогов.

20. Расширить профессиональные знания студентов в вопросах художественной интерпретации татарских вокальных произведений.

21. Воспитать сознательный подход к выполнению вокально-технических задач в работе над голосом и исполнением художественных произведений.

22.

Введение

Цели и задачи курса. Определение понятия «традиционное вокальное исполнительство». 2 2.

23. Истоки формирования вокальных традиций татарского народа. 2 2.

24. Влияние ислама на формирование вокально-педагогических традиций татарского народа. 2 2.

25. Татарские народные напевы. Основные жанры и исполнительские традиции татарских народных песен. 2 2.

26. Развитие татарского вокального исполнительства и образования в конце 19 начале 20 века. 2 2 '.

27. Татарская оперная студия при Московской консерватории (1934;1938гг.). Открытие татарского театра оперы и балета. 2 2.

28. Выдающиеся татарские певцы 20 века. 2 2.

29. Современное татарское вокальное исполнительство. 2 2.

30. Абдуллин А. Х. Тематика и жанры дореволюционной татарской народной песни// Вопросы татарской музыки. Казань: Казан. Гос. консерватория, 1967. С.3−80.

31. Айдарская А. Память сердца. Казань: Татар, кн. изд-во, 2002.

32. Аль-Фараби. Трактаты о музыке и поэзии. — Алма-Ата, 1992.

33. Валеев Ф. Х., Валеева-Сулейманова Г. Ф. Древнее искусство Татарии. — Казань: Татар. Кн. Изд-во, 1987. 166с.

34. Вопросы татарской музыки. Сборник научных работ под редакцией Я. М. Гиршмана. Казань, 1967, 248с.

35. Газиз Альмухаметов и Султан Габаши в Казани: материалы и документы / Вступ. статья, сост., коммент., пер с татар, яз. Ю. Н. Исанбет. Уфа: Каданс, 1995.

36. Гиршман Я. М. Пути развития татарской советской музыки // Музыкальная культура Советской Татарии. М.: Музгиз, 1959. — с. 5−24.

37. Давлетшин Г. М. Волжская Булгария: духовная культура: Домонгольский период, X нач. XIII вв. — Казань Татар. Кн. Изд-во, 1990. — 190с.

38. Давлетшин К. Д. Из мудрости веков. Казань: Татарское кн. изд-во, 1990. -123с.

39. Дулат-Алеев В. Р. Татарская музыкальная литература. К., 1998.

40. Дулат-Алеев В. Р. Текст национальной культуры: Новоевропейская традиция в татарской музыке / Казанская гос. консерватория. Казань, 1999. -244с.

41. Залкинд Г. М. К истории изучения татарской народной музыки и песни (памяти И. И. Халфина, 1778 1829) // Страницы истории татарской музыкальной культуры. — Казань, 1991. — с. 125−132.

42. Ибн Фадлан. Путешествие на Волгу (По Мешхедской рукописи) Под ред. И. Ю. Крачковского. М. — Л.: АН СССР, 1939. — 193с.

43. Из истории музыкальной культуры и образования в Казани: Сб. науч. трудов / Казанская консерватория. Казань, 1993. — 242 с.

44. Исхакова Вамба P.A. Народные песни казанских татар крестьянской и городской традиций. Казань, Татарское книжное издательство, 1976. — 128с.

45. Исхакова Вамба P.A. Татарское народное музыкальное творчество (Традиционный фольклор). — Казань: Татарское кн. изд-во, 1997. — 264с., с нотами.

46. Кул Гали. Сказание о Йусуфе. (Пер. С. Иванова. Казань: Татарское книжное издательство, 1985. — 254с.

47. Макаров Г. М. Использование произведений старотатарского музыкально-поэтического наследия в учебном процессе// Музыка и педагогика. Казань: Казан. Гос. Пед. ун-т, 2000. -с. 119−127.

48. Маклыгин А. Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: Становление профессионализма / Казан, гос. консерватория. — Казань, 2000. 311с.

49. Маликов Р. Ш. Гуманистическая педагогика Мухаммедьяра: Монография. — Казань: Изд-во КГПУ, 1999. 80с.

50. Маликов Р. Ш. Гуманистические идеи булгарского поэта Кул Гали. Казань, 1999.

51. Мифтахов 3.3. Курс лекций по истории татарского народа. Казань, 1998. -448с.

52. Музыкальная культура народов Поволжья. // Сборник научных трудов. -Москва, 1978. 182с.

53. Музыкальная культура советской Татарии. / Сборник статей. Музгиз, 1959.-246с.

54. Надиров И. Н. Народный эпос «Идегей» // Казан, 1988. 249 с.

55. Народные артисты. Очерки. Казань, Тат. кн. изд-во, 1980. 592с. с илвкл. 64 с.

56. Насыри К. Избранные произведения. Казань: Татар. Кн. Изд-во, 1977. -256с.

57. Нигмедзянов М. Н. Татарские народные песни. Казань: Татарское кн. изд-во, 1984.-240с.

58. Нигмедзянов М. Н. Татарская народная музыка. — Казань: Магариф, 2003. -255с.

59. Раимова С. И. История татарской музыки: Учебное пособие. Казан: КГПИ, 1986.-84с.

60. Сайфуллина Г. Р. Музыка священного слова. Чтение Корана в традиционной татаро-мусульманской культуре. Казань: Татполиграф, 1999. — 230с.

61. Сайфуллина Г. Р. Счастье сцены. Личность и судьба Муниры Булатовой. Казань, 1995.-152 с.

62. Салитова Ф, Ш. Формирование традиционной музыкально-педагогической культуры татрского народа (6−1 бвв.): Монография. Казань: Изд-во Казанского гос. пед. ун-та, 2001 — 124с.

63. Салитова Ф. Ш. Очерки по истории татарской музыкальной культуры: Учебное пособие / Каз. пед. ун-т. Казань, 1997. 119с.

64. Салитова Ф. Ш. Развитие музыкально-педагогической культуры Казанского края (середина XVI начало XX вв.) — Казань, 2002.

65. Салих Сайдашев. Материалы и воспоминания. Казань, 1970. — 127с.

66. Тукай Г. Избранное. -М., 1975.

67. Урманчеев Ф. И. Эпические сказания татарского народа: Сравнительно-исторические очерки. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 1980. — 120 с.

68. Фаттахов Р. Рашит Вагапов. Личность, творчество, эпоха. Казань, 2003.

69. Фахрутдинов Р. Г. История татарского народа и Татарстана. Древность и средневековье: Учебник Казань, 1995.

70. Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Казань, 1991.

71. Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства. Казань, 1990.

72. Червонная С. М. Искусство Татарии. -М., 1987.

73. Юнусова В. Н. Ислам музыкальная культура и современное образование в России. -М.: ХронографИНПО, ИБП, 1997. — 152с.

74. Явгильдина З. М. Музыкально — эстетический интерес младших школьников: вопросы теории и практики. — Казань: Издательство Казанского университета, 2002. 184с.

75. Явгильдина З. М. Использование фольклора в музыкальном образовании: учебное пособие для студентов музыкальных факультетов. Казань: Казан, гос. пед. ун-т, 2003. — 94с.

Литература

на татарском языке.

76. Баязитова Ф. С. Татар халкынын, бэйрэм Ьэм конкурент йолалары. Казан: Татар кит. нэшр., 1995.

77. Вэлиева Ф. А. Халыкка багышланган тормыш, 1990.

78. Гобэйдуллин X. Ж^ырчы хатлары // Азат хатын. 1978. — № 7.

79. Зимагурлар Ьэм ристаннар ж-ыры. Казан: Татар, кит. нэшр., 1996.

80. Ильясов Р. Наилэ Рэхмэтуллина // Азат хатын. 1980. — № 8.

81. Исхакова-Вамба P.A. Уен жырлары Ьэм бию койлэре. Пермь елкэсенец Барда газета-китап нэшр., 1994.

82. Ключарев А. Татар халык жырлары. Казан: Татар, кит. нэшр., 1986.

83. Марьям Рахманкулова жырлый: Халык жырлары. Казань: Татарстан китап нэшрияты, 1984. — 48 б.

84. Мелеков М. Музыкаль драма Ьэм халык жырлары // Мэгариф. 2000. — № 12.

85. Сэйфуллин Р. Т. Музыка дэреслэре: 5−7 нче сыйныфлар: Укытучылар очен методик кулланма. Казан: Мэгариф, 2004. — 1836.

86. Сэлитова Ф. Студиядэ ачылган театр // Мэгариф. 1999. — № 11.

87. Сэлимжанов X. Артист язмалары. Казан: Татар, кит. нэшр., 1966.

88. Татар халык иж-аты: Тарихи Ьэм лирик жырлар. Казан: Татар, кит. нэшр., 1988.

89. Татар халык иж-аты. / X. Ярми редакциясендэ. 2 нче басма. Казан, 1954.

90. Татар халык ижаты: Бэетлэр. Казан: Татар, кит. нэшр., 1983.

91. Татар халык ижаты: Иола Ьэм уен жырлары. Казан: Татар, кит. нэшр., 1980.

92. Уразманова Р. К. Татар халкыныц йолалары Ьэм бэйрэмнэре. Казан: Татар, кит. нэшр., 1992.

93. Фэйзи Д. Халык ж-эуЬ.эрлэре. Казан: Татар, кит. нэшр., 1971.

94. Фэйзи Музыка кичэлэре. Казан: Татар, кит. нэшр., 1966.

95. Фэхретдинов Р. Ж^ырчы. Казан: Татар, кит. нэшр., 1973.

96. Шарифуллин Ш. К. Татар халык музыкасы. Казан, 1997. Средства обеспечения освоения дисциплины• аудиозаписи, видеозаписи, аудиои видеомагнитофоны-• нотная и научная литература. Вопросы к зачету.

97. Определение понятия «традиционное вокальное исполнительство» в культуре различных народов и в татарской музыкальной культуре. Общаяхарактеристика основных этапов формирования вокально-педагогических традиций татарского народа.

98. Периодизация процесса становления вокальных традиций татар. Основные особенности татарского вокального исполнительства.

99. Развития вокального творчества и вокально-педагогических традиций в духовной культуре древних тюрков. Первые вокальные жанры и их исполнители.

100. Значение и основные особенности вокальных традиций предков татар в эпоху язычества. Культовые, ритуальные, календарные, обрядовые, семейные, трудовые, игровые напевы и традиции их исполнения.

101. Влияние народных праздников джиен, сабантуй, науруз, нардуган на развитие вокальных навыков.

102. Формирование вокальной культуры предков татар в эпоху Волжской Булгарии.

103. Влияние ислама на формирование вокально-педагогических традиций татарского народа. Использование вокального искусства в ритуальной обрядности.

104. Распространение канонических исламских вокально-поэтических жанров в системе образовательных учреждений древних булгар. Особенности обучения и подготовки шакирдов.

105. Характеристика и традиции исполнения исламских вокальных жанров.

106. Эпическое творчество тюркских народов в период Средневековья. Памятник художественного творчества дастан «Идегей» и традиции его исполнения.

107. Вокальное искусство в период Казанского ханства. Формы духовного и светского вокального искусства данной эпохи. Традиции исламской культуры в вокальном творчестве композиторов Татарстана.

108. Основные жанры и исполнительские традиции татарских народных напевов. Первые сохранившиеся источники татарских народных песен.

109. Традиции исполнения, содержание протяжных и коротких напевов. Понятие «моц» как основы татарского вокального исполнительства.

110. Исследовния татарского песенного фольклора К. Насыри, Ш Марджани. Педагогический потенциал и воспитательное значение народных песен.

111. Воплощение национально-песенных традиций в первых татарских операх «Сания» и «Эпгче» Г. Альмухамедова, С. Габяши и В. Виноградова.

112. Татарская оперная студия при Московской консерватории (1934;193 8гг.). Открытие татарского театра оперы и балета.

113. Современное татарское вокальное исполнительство. Основные традиции художественной интерпретации татарских вокальных произведений.

114. Выдающиеся татарские певцы носители национальной вокальной культуры.

115. Проявление национальных вокальных традиций в оперном и камерно-вокальном творчестве композиторов Татарстана.

116. Претворение традиций татарского вокального исполнительства в современном воспитательно-образовательном процессе. Тематика рефератов.

117. Гульсум Сулейманова — «жемчужина» татарского вокальногоисполнительства.

118. Творчество Азата Аббасова.

119. Личность и творчество Муниры Булатовой.

120. Сара Садыкова певица и композитор.

121. Нияз Даутов яркий представитель татарской оперной культуры.

122. Страницы творчества Фахри Насретдинова.

123. Вокальное творчество Марьям Рахманкуловой.8. Галия Кайбицкая.9. Усман Альмеев.

124. Жизненный и творческий путь великого татарского певца Рашита Вагапова.

125. Ильхам Шакиров выдающийся представитель традиционного татарского вокального исполнительства.

126. Альфия Авзалова известная татарская певица.

127. Первые профессиональные татарские певцы.

128. Выдающиеся представители традиционного татарского вокального исполнительства.

129. Первые татарские оперные певцы.

130. Применение основ традиционного татарского вокального исполнительства в школьной практике. Тест «История и педагогика вокального исполнительства"Время 40 минут I. Задание с выбором 1 правильного ответа.

131. Что определяет понятие «искусство пения"а. передача содержания музыкального произведения посредством певческого голосаb. исполнение музыки голосомc. психофизический процесс.

132. Что означает термин «камерное пение"a. исполнение оперных арийb. театральное представлениеc. исполнение романсов, песен солистами или небольшими ансамблями.

133. Сколько регистров у женских голосовa. 1.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой