Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Военная педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Военная педагогика исследует психологию личности различных категорий военнослужащих, воинских коллективов, разрабатывают основные вопросы военно-педагогического процесса в подразделениях (частях) ВС РФ, определяет пути совершенствования организации, содержания, методики обучения, воспитания, развития и психологической подготовки личного состава к ведению боевых действий. Изучение курсантами… Читать ещё >

Введение. Военная педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Явления, происходящие в российском обществе, его Вооруженных Силах, сложные и далеко не однозначные процессы в социально-экономической, политической и духовной областях жизни и деятельности людей, военнослужащих армии и флота вызывают необходимость улучшения системы подготовки специалистов в системе высшего военного образования. В целом позитивные изменения высшего военного образования осознаны обществом, армейской и флотской общественностью как объективная необходимость, альтернативы которой в настоящее время не существует. Жизненная необходимость прогрессивных преобразований Вооруженных Сил (далее — ВС РФ), системы военного образования и образовательного процесса обусловливается происходящими изменениями в социально-экономическом положении Российского государства, военно-политической обстановке в мире, а также противоречиями между задачами, решаемыми ими, и политическими, экономическими, социальными и другими возможностями страны.

В соответствии с концептуальными положениями развития Российской армии и флота проводимые преобразования состоят в том, чтобы создать систему военного образования, адекватную новой структуре и задачам ВС РФ. При этом она должна вывести образовательный процесс на качественно более высокий уровень, обеспечивающий повышение профессиональной компетентности, общей и педагогической культуры современных военных руководителей.

Основными задачами совершенствования военного образования на современном этапе являются:

— обеспечение соответствия военно-учебных заведений общегосударственной уровневой структуре высшего образования;

приведение подготовки военных специалистов в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) и квалификационных требований к подготовленности выпускников;

  • — создание необходимой сети и емкости военно-учебных заведений и перепрофилирование их на подготовку военных кадров по недостающим специальностям;
  • — интеграция военных вузов в структуру видов и родов войск;
  • — разработка нового поколения основных образовательных программ по военным специальностям и учебных программ по дисциплинам;
  • — проведение довузовской подготовки молодежи и совершенствование комплектования военно-учебных заведений курсантами (слушателями);
  • — развитие науки о воспитании личности военнослужащего, в частности военной педагогики.

В настоящее время, когда офицерским кадрам необходимо мыслить и работать творчески и нестандартно, важно по-новому организовывать их педагогическую подготовку в военных вузах, что, в свою очередь, предполагает научное и прикладное обеспечение воспитания, обучения, развития и психологической подготовки курсантов (слушателей) военно-учебных заведений, чем в значительной степени и занимается военная педагогика.

Военная педагогика исследует психологию личности различных категорий военнослужащих, воинских коллективов, разрабатывают основные вопросы военно-педагогического процесса в подразделениях (частях) ВС РФ, определяет пути совершенствования организации, содержания, методики обучения, воспитания, развития и психологической подготовки личного состава к ведению боевых действий.

Именно поэтому все участники военно-педагогического процесса подразделения (части), и в первую очередь офицерский состав, обязаны хорошо знать научные и прикладные основы общей и военной педагогики, умело использовать данные педагогической науки в работе с личным составом.

Определенную помощь преподавателям и курсантам (слушателям), офицерам в решении задач обучения и воспитания личного состава окажет настоящий учебник, который является логическим продолжением учебников и учебных пособий по военной педагогике, опубликованных под редакцией А. В. Барабанщикова, Н. Ф. Феденко, В. Н. Герасимова, О. Ю. Ефремова, И. А. Алехина. В учебнике использованы результаты исследований по военной педагогике, разработанные и апробированные известными военными учеными А. В. Барабанщиковым, А. К. Быковым, Н. Ф. Феденко, М. И. Дьяченко, В. И. Вдовюком, В. Н. Герасимовым, В. П. Давыдовым, Н. И. Киряшовым, II. С. Кравчуном, В. Я. Слеповым, Э. II. Утликом и другими.

Настоящий учебник подготовлен в соответствии с положениями ФГОС ВО и квалификационными требованиями, а также требованиями к минимуму содержания и уровням обученности слушателей и курсантов военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации (далее — МО РФ) к учебной дисциплине «Военная педагогика» (ВПК.ОК-3, ВПК. ОК-5, ВПК. ПК-2, ВПК. ПК-5, ВПК. ПК-6, ВПК. ПК-7, ПК-43, ПК-45).

В результате изучения материалов учебника обучающиеся должны приобрести военно-профессиональные компетенции общекультурного характера (ВПК.ОК) в соответствии ФГОС ВО. (Код и формулировка компетенций представлены по Классификационным требованиям (КТ), проектируемые результаты — в соответствии с Образовательной программой (ОП).).

ВПК.ОК-3: способность применять креативность мышления в профессиональной деятельности.

ВПК.ОК-5: способность использовать приемы и способы обучения военнослужащих нормам воинского этикета при проведении мероприятий по морально-психологическому обеспечению.

В соответствии с данными компетенциями обучающиеся должны:

знать

  • • методический «инструментарий» организации работы с личным составом в воинской части;
  • • основные пути совершенствования педагогического мастерства заместителя командира роты (им равных) но работе с личным составом;
  • • основные положения и принципы культуры управленческой деятельности военных кадров;

уметь

  • • целенаправленно и адекватно использовать современные формы и методы работы с различными категориями военнослужащих в интересах профилактики правонарушений;
  • • использовать результаты различных методов изучения личного состава в целях укрепления морально-психологических и боевых качеств военнослужащих, формирования здорового морально-нравственного климата в подразделении (части) в различных условиях повседневной деятельности войск (сил);

владеть

  • • навыками организации работы с различными категориями личного состава;
  • • методами, формами и средствами работы по предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих;
  • • методами индивидуальной работы с различными категориями военнослужащих в подразделении (части).

В результате изучения материалов учебника обучающиеся должны овладеть военно-профессиональными компетенции профессионального характера (ВПК.ПК) (Код и формулировка компетенций представлены по КТ, проектируемые результаты — в соответствии с ОН.).

ВПК.ПК-2: способность применять эффективные способы обучения, воспитания, психологической подготовки военнослужащих в воинских коллективах в современных условиях.

ВПК.ПК-5: способность обучать должностных лиц воинских частей практике и методике индивидуальной работы с личным составом.

ВИК.ИК-6: способность творчески применять военно-педагогические знания, владеть формами и методами воспитания военнослужащих.

ВПК.ПК-7: способность применять формы и методы правовой работы для предупреждения правонарушений в подразделении.

В соответствии с данными компетенциями обучающиеся должны:

знать

  • • закономерности и принципы обучения, основные дидактические концепции;
  • • сущность и содержание понятия «педагогические технологии»;
  • • особенности современных педагогических технологий, условия их возникновения и применения; теоретические положения, определяющие основные подходы к учету и анализу результатов педагогического процесса;
  • • психолого-педагогическую характеристику личного состава подразделения, воинской части как объекта и субъекта работы с личным составом;
  • • организацию, содержание и методику работы с различными категориями военнослужащих в воинской части;
  • • теоретические основы конструирования содержания образования;
  • • технологию диагностики и планирования педагогического процесса;
  • • технологию организации развивающей деятельности;
  • • виды педагогического взаимодействия и условия их эффективности;
  • • содержание форм и методов правовой работы, организацию и содержание мероприятий по наведению уставного порядка в части, подразделении, обеспечивающих условия для дисциплинированного поведения военнослужащих;

уметь

  • • проектировать и осуществлять учебную деятельность;
  • • выявлять обстоятельства, способствующие девиантному поведению военнослужащих, планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений в подразделении;
  • • организовывать и осуществлять правовое воспитание в подразделении;

владеть

  • • различными методами, средствами и формами обучения;
  • • современными педагогическими технологиями;
  • • различными методиками оценки и анализа результатов учебной деятельности;
  • • формами и методами сбора, обработки и анализа информации о деятельности войск (сил);
  • • навыками организации изучения личного состава подразделения, воинской части;
  • • навыками организации работы с различными категориями личного состава;
  • • навыками индивидуальной работы с различными категориями военнослужащих в подразделении, воинской части;
  • • способностью обучения методике работы с подчиненным личным составом различных категорий актива;
  • • анализом социально-педагогических явлений;
  • • методами проведения различного вида контроля, анализа и обработки результатов учебной деятельности;
  • • навыками обучения методике работы с подчиненным личным составом различных категорий актива;
  • • навыками самообразовательной деятельности по освоению и использованию новых педагогических технологий обучения личного состава.
  • • юридической терминологией, навыками анализа различных правовых явлений и фактов, являющихся объектами правовой работы.

В результате изучения материалов учебника обучающиеся также должны овладеть профессиональными компетенциями (ПК) в соответствии с ФГОС. (Код и формулировка компетенций представлены по КТ, проектируемые результаты — в соответствии с ОП.).

ПК-43: способность проектировать, осуществлять, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса по дисциплинам психолого-педагогического профиля, организовывать коммуникацию и взаимодействие обучающихся.

ПК-45: способность осуществлять методическое обеспечение учебновоспитательного процесса.

В соответствии с данными компетенциями обучающиеся должны:

знать

  • • специфику воспитания как педагогического процесса целенаправленного развития личности;
  • • специфику образования как ведущего механизма присвоения социального опыта;
  • • технологию диагностики и планирования педагогического процесса;
  • • технологию организации развивающей деятельности, педагогического взаимодействия, учета и анализа результатов педагогического процесса;
  • • основные функции педагогического управления;
  • • методологию и основные технологии психологической работы на разных этапах возрастного и личностного развития человека, оказания психологической помощи индивидам, группам и сообществам;

уметь

  • • проектировать и осуществлять воспитательную деятельность, социально-педагогическое взаимодействие, использовать формы и методы социальной и воспитательной работы с семьей, различными категориями несовершеннолетних, молодежными объединениями;
  • • использовать различные формы, методы и технологии организации, осуществления и оценки результатов обучения детей и подростков;
  • • анализировать историко-педагогические явления;
  • • раскрывать связь целей, содержания, организации воспитания с уровнем и особенностями развития общества;

владеть

  • • современными педагогическими технологиями; организационными формами и методиками обучения;
  • • навыками взаимодействия с разными категориями воспитуемых в различных социально-педагогических ситуациях.

Изучение курсантами военно-учебных заведений МОРФ военно-профессиональной составляющей учебной дисциплины «Военная педагогика» осуществляется в целях получения специальных психолого-педагогических знаний, необходимых для эффективного управления воинскими (трудовыми) коллективами, квалифицированной организации работы с личным составом подразделений (частей) ВС РФ.

Вопросы военно-профессиональной составляющей учебной дисциплины «Военная педагогика» изучаются в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МО РФ.

По своему содержанию учебник «Военная педагогика» раскрывает следующие теоретические и прикладные положения.

  • 1. Военная педагогика как наука. Военно-педагогический процесс воинской части. Профессионально-педагогическая культура военного руководителя. Организационно-педагогические основы обучения военнослужащих. Методы и средства педагогического воздействия на личность военнослужащего.
  • 2. Процесс обучения военнослужащих, его закономерности и пути разрешения противоречий. Система принципов обучения военнослужащих. Методы обучения военнослужащих.
  • 3. Педагогические основы организации работы с личным составом. Методы работы с различными категориями личного состава. Сущность, содержание и специфика процесса формирования у военнослужащих навыков социального поведения в воинских коллективах. Педагогические условия формирования личности военнослужащего и воинского коллектива.
  • 4. Педагогические основы преодоления девиантного поведения среди военнослужащих.
  • 5. Педагогические основы проведения занятий по боевой подготовке. Сплочение подразделения как фактор повышения эффективности воинской службы.
  • 6. Педагогическая культура офицера.

Представляется, что предлагаемый учебник принесет пользу преподавателям военно-учебных заведений, офицерам армии и флота в обучении, воспитании, развитии и психологической подготовке военнослужащих подразделений (частей) к ведению боевых действий.

Учебник представлен шестью разделами и 23 главами, в соответствии с тематическим планом. В каждой теме сформулированы контрольно-проверочные вопросы и задания для самостоятельной работы. Учебник дополняют: глоссарий, список рекомендованной литературы, список новых изданий по дисциплине.

Авторский коллектив с благодарностью примет все замечания и предложения читателей, направленные на совершенствование учебника, и использует их в дальнейшей работе над книгой.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой