Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в общеобразовательной подготовке в профколледже

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решение проблем, связанных с удовлетворением возросших требований к качеству подготовки специалистов среднего звена ведущие ученые и исследователи в области профессионального образования (П.Ф. Анисимов, А. Т. Глазунов, Э. Ф. Зеер, С. И. Змеев, В. М. Зуев, A.M. Новиков, И. П. Смирнов, В.Е. Со-сонко, A. JL Смятских, Е. В. Ткаченко, и др.) связывают с переходом к новой, гуманной педагогике, когда… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основы проектирования личностно-ориентированных образовательных систем подготовки специалистов в профессиональном колледже
    • 1. 1. Философские и социально-экономические предпосылки развития личностной компоненты профессионального образования
    • 1. 2. Возможности системного и синергетического подходов в построении и управлении моделями образовательных систем
    • 1. 3. Современные психологические теории личности и их влияние на процесс профессиональной подготовки специалиста
    • 1. 4. Педагогические условия проектирования личностно-ориентированного обучения
  • Выводы к главе 1
  • Глава 2. Проектирование и реализация личностноориентированноймодели общеобразовательной подготовки в профессиональном колледже
    • 2. 1. Личностно-ориентированная модель общеобразовательной подготовки студентов в профессиональном колледже
    • 2. 2. Роль психолого-педагогической диагностики в организации общеобразовательной подготовки студентов профколледжа
    • 23. Диалог как формирующая основа образовательного пространства субъектов педагогического взаимодействия
      • 2. 4. Экспериментальная работа по проектированию и реализации личностно-ориентированной модели общеобразовательной подготовки в профессиональном колледже
  • Выводы к главе

Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в общеобразовательной подготовке в профколледже (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Перестройка в жизни российского общества необходимо потребовала изменения системы профессионального образования в плане коренного улучшения подготовки молодежи к жизни и труду. Модернизация среднего профессионального образования призвана сформировать адаптивную систему подготовки конкурентоспособных специалистов, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, готовых к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, способных жить и работать в условиях высокого динамизма социально-экономической системы и таким образом обеспечить потребность федерального и регионального рынков труда в кадрах среднего звена в соответствии с современным состоянием и перспективами развития экономики, международными тенденциями в сфере труда и образования [9,10,38,128,149,150,151,160].

Решение проблем, связанных с удовлетворением возросших требований к качеству подготовки специалистов среднего звена ведущие ученые и исследователи в области профессионального образования (П.Ф. Анисимов, А. Т. Глазунов, Э. Ф. Зеер, С. И. Змеев, В. М. Зуев, A.M. Новиков, И. П. Смирнов, В.Е. Со-сонко, A. JL Смятских, Е. В. Ткаченко, и др.) связывают с переходом к новой, гуманной педагогике, когда целью образования становится достижение уровня развития индивида и формирование его личности, мировоззрения, профессиональных качеств, обеспечивающих его активную социальную позицию, успешную профессиональную деятельность, самореализацию и самоопределение, удовлетворение потребности личности в получении соответствующего образования, а общества — в высококвалифицированных специалистах. Профессиональное образование должно обеспечить формирование у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее [9,10,11,53,74,75,76,79,128,152,180,181,183,195 и др.]. Для реализации этих целей молодой человек должен получить солидную общеобразовательную подготовку. Анализ работ А. А. Володарской, A.JI. Жохова, Д. Мертенса, М. В. Никитина, Е. А. Рыковой и др. убеждает в том, что общеобразовательная подготовка является важной составляющей среднего профессионального образования, базовой площадкой для формирования личности будущего специалиста, существенно влияющей на качество профессиональной подготовки выпускника учреждения среднего профессионального образования (УСПО), уровень его профессиональной мобильности, конкурентноспособности и востребованности на рынке труда [39,47,53,55, 71,164,180 и др.]. Поэтому наше обращение к проблемам организации общеобразовательной подготовки в колледже как одного из основных учебных заведений, выпускающих специалистов среднего звена, является неслучайным.

Анализ литературы и наши исследования позволяют заключить, что одной из главных проблем УСПО является низкое качество общеобразовательной подготовки, низкая активность и слабая учебная мотивация, недостаточно высокий уровень сформированности профессиональной направленности студентов-первокурсников. Проведенный нами констатирующий эксперимент показал: из числа 390 опрошенных студентов за важность и необходимость наличия общеобразовательной подготовки в колледже высказались только 35%, 35% ответили, что эти дисциплины «достали» в школе и считают, что такая подготовка не нужна, 30% ответили, что им все равно. Тем не менее, 71% студентов, из числа опрошенных хотят стать хорошими специалистами и получить престижную работу [§ 2.2]. Достичь этой цели без прочной базовой подготовки не возможно. Однако большинство студентов-первокурсников не могут получить полноценную общеобразовательную подготовку, необходимое общее и профессиональное развитие, на должном уровне овладеть стандартом СПО. У большинства из них низок уровень сформированности учебных умений, отсутствуют навыки организации самостоятельной работы, культуры мышления, слабо развиты навыки коммуникативной культуры. Этот факт подтверждается нашими исследованиями и рядом работ таких авторов как Л. Ю. Березина, Н. В. Буя-нова, Ю. В. Кит, Г. М. Полутина, JL Г. Семушина, Е. И. Тупикин, Н. А. Шмелева и др. [37, 91, 147,152,169, 181, 221и др.]. Низкое качество общеобразовательной подготовки связано и с рядом учебных трудностей общего характера, ожидающих студентов любой специальности и обусловленных спецификой организации данного этапа подготовки специалистов. Они вызваны резкой сменой содержания и объема учебной материала (одна лекция содержит информацию, равную 3−5 урокам в школе), сроков реализации общеобразовательной подготовки (объем содержания дисциплин общеобразовательного цикла студенты должны освоить за 1 год), социально-педагогических условий обучения (не все студенты безболезненно адаптируются к новым условиям).

Решение проблемы видится в личностно—ориентированной организации учебного процесса студентов-первокурсников. Опираясь на мнение теоретиков и практиков педагогики, которые считают, что личностно-ориентированное обучение (ЛОО) должно рассматриваться в контексте развития образовательных систем, мы исследовали возможность организации общеобразовательной подготовки студентов колледжа на принципах ЛОО. К числу фундаментальных работ по теории и практике личностно-ориентированного обучения можно отнести работы следующих авторов: Н. А. Алексеева, Е. В. Бондаревской, И. С. Якиманской, В. В. Серикова, Н. А. Зимней, в которых используются разные подходы описания моделей личностно-ориентированного обучения [4,35,228,172,77,59]. Ценный опыт работы по данному направлению описан А. Н. Тубельским, В. А. Караковским, Э. М. Браверман, Н. В. Шароновой, P.M. Щербаковым [201,89,148,217,225]. Однако в перечисленных выше работах проблемы разработки и реализации технологии личностно-ориентированного обучения решаются главным образом применительно к системе школьного образования с ориентацией на школьный возраст и не учитывают специфику профессиональной школы. Обладая несомненной научной фундаментальностью и педагогической ценностью, труды названных авторов требуют конкретизации и адаптации к сфере профессионального образования.

В последнее время на уровне СПО личностно-ориентированный подход все больше утверждается к выявлению сущности содержания профессионального образования, к определению его роли в формировании личности будущего специалиста, к выявлению соотношений, взаимосвязей, взаимообусловленности личности, образования и труда. Об этом свидетельствуют работы таких авторов как Л. П. Алексеева, А. А. Володарская, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, С. И. Змеев,.

В.М. Зуев, Г. Л. Ильин, М. В. Кларин, Н. Н. Михайлова, A.M. Новиков, И.Е. Се-менко, Л. Г. Семушина, И. П. Смирнов [76,152,180,53,75,127,128,129,6,167,168,169,170, 47, 120,80,79,92].

Анализ работ, проведенных Н. А. Шмелевой, Н. В. Савчук, Н. А. Онанко, Л. И. Балабановой, Г. М. Шеламовой, М. А. Чирковой, Н. П. Степановой, Н. В. Буяновой, Л. М. Митиной позволяет заключить, что личностный подход все чаще становится предметом исследования педагогов и психологов системы профессионального образования [221,166,131,19,219,213,190,37,59]. Теория и практика личностно-ориентированной технологии обучения в средних специальных учебных заведениях представлена в научных изысканиях Л. Г. Семушиной, В. П. Одинцовой, В. В. Ким, О. П. Красновой, Я. И. Мелихеды, И. Е. Семенко [152,167,168,169,170]. Организация личностно-ориентированного обучения (ЛОО) на принципах системного и синергетического подходов описана в работах И. П. Смирнова, A.M. Новикова, В. И. Загвязинского, Д. Н. Щербакова, ТИ. Шамовой, ЛИ Алексеевой, ТА Грудо и др. [180,129,73,223,224,216,6,60].

Изучение теоретического и научно-практического педагогического опыта по проблемам организации ЛОО дает возможность заключить, что нынешняя жизнь системы образования в России преподносит удивительное многообразие творческих поисков образовательных систем, моделей образовательных учреждений, содержания, форм и методов обучения.

Вместе с тем, проведенный в ходе диссертационного исследования анализ литературы показал, что вопрос о сущности и структуре организации общеобразовательной подготовки специалистов среднего звена на принципах личностно-ориентированного обучения не решен однозначно. Личностно-ориентированные модели и технологии обучения отличаются разнообразными подходами, спецификой практического применения, привязанностью к конкретным условиям. Методология педагогического проектирования как рефлексивной схематизации практики в случае ЛОО не проходит из-за уникальности «события обучения», из-за неповторимости ситуации общения участников учебного процесса. Направления осуществления деятельности по реализации принципов ЛОО, механизмы развития личности ученика, на которые необходимо ориентироваться при разработке личностной технологии обучения, не имеют сегодня однозначных ответов. Практический опыт требует теоретического осмысления и обобщения, поскольку субъектом педагогического проектирования ЛОО становится каждый педагог, которому нужны четкие ориентиры осуществления данной деятельности. Кроме того, знание теории и практики ЛОО не является достаточным условием их эффективного применения. Игнорирование предпосылок (в частности, местных условий), обеспечивших успех опыта в месте его первоначального проведения, является наиболее частой причиной неудачных заимствований. Для предупреждения возможных ошибок тиражирование опыта необходимо проводить с учетом исследования конкретных культурно-исторических, социально-экономических и психолого-педагогических предпосылок. Проведенное нами исследование констатирующего характера и анализ психолого-педагогической литературы свидетельствуют о необходимости более глубокой научной разработки личностной компоненты в процессе становления специалиста на этапе общеобразовательной подготовки в профессиональном колледже. Найденные в процессе работы с литературой данные и анализ фактической ситуации позволили вычленить следующие противоречия: (между необходимостью изменения содержания образования в соответствии с новыми задачами, целями гуманизации образования и отсутствием у педагогов знаний, четких ориентиров деятельности в направлении реализации личностной компоненты в организации процесса подготовки специалистов;

— между необходимостью овладения студентом качествами, отвечающими потребностям общества и его самореализации, и отсутствием готовности к выполнению требований, предъявляемых к нему новым уровнем образования, прежде всего в отношении самостоятельности, активности, сформированности позитивной мотивации учебной деятельности, умения общаться и взаимодействовать с окружающими;

— между возможной и действительной ролью потенциала учебных предметов общеобразовательного цикла в профессиональной подготовке студентов колледжа.

Существующие противоречия, недостаточная практическая разработанность проблемы и существенное возрастание роли научно обоснованных, опирающихся на объективные закономерности методов организации учебно-воспитательной среды студентов профколледжа определяют актуальность темы исследования.

Все вышесказанное обуславливает проблему исследования, состоящую в определении научно обоснованных подходов к выбору принципов личностно-ориентированного обучения и определению условий их реализации в общеобразовательной подготовке в профессиональном колледже. Необходимость решения этой проблемы определила выбор темы исследования: «Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в общеобразовательной подготовке в профколледже».

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать модель общеобразовательной подготовки в профессиональном колледже, функционирование которой обеспечит условия для реализации принципов личностно-ориентированного обучения.

Объект исследования: процесс общеобразовательной подготовки студентов в профколледже.

Предмет исследования: проектирование системы общеобразовательной подготовки на основе принципов JIOO.

Гипотеза исследования формулируется следующим образом: если принципы личностно-ориентированного обучения составят основу проектирования образовательного пространства студентов, будут выявлены организационно-педагогические условия реализации этих принципов и будет разработана методическая система функционирования личностно-ориентированной модели общеобразовательной подготовки в профколледже, то это обеспечит формирование и развитие личностных особенностей и профессионально значимых качеств студентов (ценностных ориентаций, учебной мотивации и адаптации к учебному процессу, общеучебных умений, профессиональной направленности, коммуникативности).

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

1.Определить принципы личностно-ориентированного обучения в процессе общеобразовательной подготовки в профессиональном колледже.

2.Выявить организационно-педагогические условия реализации принципов личностно-ориентированного обучения в учебно-воспитательном процессе студентов, детерминирующие изменение индивидуальных и профессионально значимых качеств студентов, обеспечивающих становление личности будущего специалиста.

3.Разработать модель общеобразовательной подготовки в профессиональном колледже, в рамках которой будут реализованы принципы личностно-ориентированного обучения.

4. Разработать и апробировать методическую систему функционирования личностно-ориентированной модели общеобразовательной подготовки в профессиональном колледже.

Методологической основой исследования явились концептуальные положения гуманистической философии, общенаучные принципы о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений, диалектика синергети-ческих и системных процессов.

Теоретическую основу исследования составили психологические теории личности: гуманистическая теория К. Р. Роджерса, А. З. Маслоу, когнитивная теория Ж. Пиаже, деятельностная теория А. Н. Леонтьева, C. JL Рубинштейна, педагогические труды по проектированию моделей и технологий личностно-ориентированного обучения Н. А. Алексеева, Е. В. Бондаревской, В. В. Серикова, И. С. Якиманской.

Для анализа организационных, содержательных и методических условий реализации принципов личностно-ориентированного обучения в учебном процессе профессионального колледжа привлекались работы Э. Ф. Зеера, С. И. Змеева, Е. А. Климова, А. К. Марковой, Л. Г. Семушиной, О. Б. Читаевой.

Для реализации целей и задач исследования использовались следующие методы: системный анализ психолого-педагогической, философской, дидактической, методической и методологической литературы и документов по проблемам развития профессионального образования, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое проектирование и моделирование, прямое и косвенное наблюдения, социологические опросы, тестирование, беседы и моделирование учебных ситуаций, опросные методы, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), математические методы обобщения и сравнения результатов исследования, определения количественных и качественных показателей личностных особенностей учащихся и преподавателей с применением графического представления данных, статистическая обработка экспериментальных данных. '.

Экспериментальной базой исследования являлся Московский пищевой колледж. В эксперименте принимали участие абитуриенты и студенты первого, второго курсов колледжа, в период с 2000 по 2005 гг. По ряду аспектов привлекались другие учреждения профессионального образования: на этапе констатирующего эксперимента — ПУ № 21,№ 74, лицей № 301 г. Москвы, ПУ № 120,№ 64, Центр образования г. Химки, Педагогический колледж № 5,14 г. Москвы, на этапе формирующего эксперимента ПУ № 21,№ 74 г. Москвы, ПУ № 120, Центр образования г. Химки. В общей сложности в эксперименте приняли участие 60 преподавателей и 390 студентов. j.

Основные этапы исследования.

Первый этап (2000;2002). Изучались и анализировались нормативные документы, касающиеся приоритетов развития профессионального образования, психолого-педагогическая, философская, дидактическая литература по теории и практике личностно-ориентированного обучения, определялась методологическая и теоретическая основа исследования, уточнялись тема, цель, предмет задачи исследования, формировался понятийный аппарат, разрабатывался инструментарий исследования, создавалась библиографическая база, что позволило составить план и программу экспериментальной части исследования.

Второй этап (2002;2004). Уточнялись направления исследования на основе систематизации полученных материалов, разрабатывались теоретические положения личностно-ориентированной модели образовательного пространства студентов-первокурсников, выявлялись организационно-педагогические условия ее реализации, осуществлялась апробация модели в учебно-воспитательном процессе, проверялась гипотеза исследования, готовились к печати публикации.

Третий этап (2004;2005). Проводились систематизация и обобщение материалов исследования, анализ и уточнение результатов и выводов формирующего эксперимента, вырабатывались практические рекомендации по реализации принципов личностно-ориентированного обучения в общеобразовательной подготовке колледжа, продолжалась работа по внедрению результатов исследования в практику, завершалась работа по подготовке текста диссертации.

Научная новизна исследования.

1. Обоснована целесообразность применения совокупности личностного, системного, синергетического и коммуникативного подходов в качестве основы разработки модели общеобразовательной подготовки студентов профессионального колледжа.

2. Определены принципы, составляющие основу проектирования личностно-ориентированного образовательного пространства: ведущей роли диагностики, определяющей и системообразующей роли диалога, системного и синергетического взаимодействия.

3. Выявлены организационно-педагогические условия реализации принципов ведущей роли диагностики, определяющей и системообразующей роли диалога, системного и синергетического взаимодействия в общеобразовательной подготовке колледжа, которыми являются создание системы психолого-педагогической диагностики, организация диалогического педагогического общения, внедрение активных методов обучения, введение дополнительного обучения с целью формирования общеучебных и коммуникативных умений, снижения трудностей адаптации к новым условиям деятельности в профколледже.

4. Предложена личностно-ориентированная модель общеобразовательной подготовки в профессиональном колледже, представляющая собой совокупность моделей педагогического диалога, диагностики, организационно-управляющей модели, которые обеспечивают согласование содержательного, процессуального и организационного компонентов системы общеобразовательной подготовки.

5. Разработана и апробирована методическая система функционирования личностно-ориентированной модели общеобразовательной подготовки в условиях профессионального колледжа, включающая подсистемы диалога, психолого-педагогической диагностики, информационно-просветительского обеспечения и дополнительного обучения.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что идеи личностно-ориентированного обучения конкретизированы применительно к общеобразовательной подготовке в учреждениях СПО в форме обоснования ведущей роли диагностики успешности обучения, определяющей и систематизирующей роли диалога в обучении, и принципа системного и синергетическо-го взаимодействия.

Практическая значимость заключается в том, что разработаны:

1) методические рекомендации по организации диалогического педагогического общения и примеры занятий на основе диалога по физике, истории, иностранному языку, факультативному курсу «Полезные навыки. Полезный выбор" — 2) пакет психолого-педагогических диагностических методик для выявления общего психологического портрета студентов-первокурсников, индивидуальных качеств и особенностей студентов, общего уровня образованности, уровня сформированности общеучебных умений, профессиональной направленности и профессионального выбора, учебной мотивации, степени адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу в колледже, степени подготовленности педагогов к реализации в учебно-воспитательном процессе технологий личностно-ориентированного обучения;

3) методика формирования комплекса компетентностей студента, обеспечивающих успешное овладение специальностью и конкурентоспособность в будущей профессиональной деятельности;

4) методики применения активных форм и методов обучения в процессе общеобразовательной подготовки студентов профколледжа (групповая дискуссия, мозговой штурм, общий круг, ролевая игра, тест, энергизаторы, сценарии-ситуации, рефлексия);

5) программы факультативных курсов «Элементы организации и культуры самостоятельной учебной деятельности студентов колледжа», «Полезные навыки. Полезный выбор» и учебно-методические материалы к этим курсам, реализация которых на начальном этапе общеобразовательной подготовки позволяет сформировать общеучебные и коммуникативные умения студентов, снизить трудности адаптации к новым условиям деятельности.

Разработанные учебно-методические материалы могут применяться в системе общеобразовательной подготовки профколледжа для организации занятий по дисциплинам общеобразовательного цикла и дополнительного обучения, для индивидуально-личностной поддержки студента и обеспечения поддержки педагога.

На защиту выносятся:

1. Принципы ведущей роли диагностики, определяющей и системообразующей роли диалога, системного и синергетического взаимодействия как основа проектирования личностно-ориентированной модели общеобразовательной подготовки в профессиональном колледже. 2. Условия реализации личностно-ориентированной модели общеобразовательной подготовки в профессиональном колледже.

3. Методическая система функционирования личностно-ориентированной модели общеобразовательной подготовки в профессиональном колледже, включающая диалогическую методику, психолого-педагогическую диагностику, дополнительное обучение, систему информационно-просветительского обеспечения педагогов и студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в работе с педагогами, методистами, заведующими отделениями с 2000 по 2005 гг. в Московском пищевом колледже. Основные теоретические положения, ход и результаты исследования освещались и обсуждались на заседаниях предметно-цикловых комиссий колледжа, на теоретических и практических семинарах, круглых столах, конференциях, проводимых в г. Москве на уровне Департамента образования города Москвы, Методического центра профессионального образования в период с 2001 по 2004 гг. (в частности по вопросам «Передовой педагогический опыт: поиски и решения», «Сетевые и индивидуальные проекты участников инновационной сети «Обновление содержания образования», «Реализация методологии превентивного обучения в колледже», «Методическая работа в образовательных учреждениях профессионального образования в условиях модернизации образования»).

Основное содержание исследования нашло отражение в 5 научных статьях автора: Использование системного метода в построении коммуникативной модели образования // Профессиональное образование. Приложение «Педагогическая наука — практике. Новые исследования», N3, 2004 / Академия профессионального образования, — М.: ИСОМ, 2004. С.28−40 — 0,7 пл., Формирование общеучебных умений // Профессиональное образование, N10, 2003. С. 10 — 0,2 п.л., Диагностика общеучебных умений первокурсников // Профессиональное образование, N1, 2005. С. 15 — 0,2 п.л., Применение рейтинговой системы при обучении физике // Московская школа, N2, 2003. С. 13−14 — 0,3 п.л., Роль психолого-педагогической диагностики в организации учебно-воспитательного процесса студентов-первокурсников // Профессиональное образование. Приложение «» Педагогическая наука — практике. Новые исследования", N6, 2005 / Академия профессионального образования, — М.: ИСОМ, 2005. С.104−112 — 0,5 п.л. Материалы диссертационного исследования, элементы методики были использованы при участии автора в конкурсе «Учитель Москвы-2003» и получили положительный отзыв.

Структура диссертации Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 228 наименований. В главе I «Основы проектирования личностно-ориентированных образовательных систем подготовки специалистов в професиональном колледже» рассмотрены философские и социально-экономические предпосылки развития личностной компоненты образования, раскрывается роль личностно-ориентированного обучения в качестве необходимого условия обеспечения качества подготовки специалистов системы СПО,.

Выводы гл. 2.

Представленный в данной главе анализ теоретических предпосылок, результатов эксперимента и практического опыта реализации личностно-ориентированной модели общеобразовательной подготовки в профессиональном колледже позволяют заключить.

Колледж отличается от школы содержанием обучения и воспитания, изменением их форм. Основная функция колледжа — формирование личности специалиста. И этой цели должны быть подчинены принципы организации образовательной среды студентов.

Решение задач обеспечения качественного уровня общеобразовательной ' подготовки и наиболее полного использования потенциала дисциплин общеобразовательного цикла возможно через создание условий реализации принципов личностно-ориентированного обучения на основе разработки и внедрения особой модели образовательного пространства студентов-первокурсников. Мы назвали ее «Личностно-ориентированная модель общеобразовательной подготовки в профессиональном колледже». Она представляет собой совокупность трех моделей: модели диалога, модели диагностики, организационно-управленческой модели, которые составляют ее содержательный, процессуальный и организационный компоненты.

Основополагающими принципами, отражающими наиболее общие зависимости и связи учебно-воспитательного процесса, в которых выражены основные требования к целям, задачам, средствам и методам обучения, благодаря которым процесс проектирования приобретает необходимое единство, целостностьи личностную направленность выделены: принцип ведущей роли диагностики, принцип определяющей и системообразующей роли диалога, принцип системного и синергетического взаимодействия. Совокупность этих принципов является:

— основанием проектирования личностно-ориентированной модели общеобразовательной подготовки в профколледже;

— средством обеспечения единства общих дидактических принципов, принципов личностно-ориентированного и профессионального обучения;

— условием учета потребности общества в конкурентоспособной личности, запросов и готовности личности к овладению качествами конкурентноспособной личности.

Организационно-педагогическими условиями реализации данных принципов в учебно-воспитательном процессе первокурсников и активизирующих работу их личностных механизмов выступают: организация диалогического педагогического общения, внедрение активных методов обучения, создание системы психолого-педагогической диагностики, введение дополнительного обучения с целью формирования общеучебных и коммуникативных умений, снижения трудностей адаптации к новым условиям деятельности в колледже.

Совокупность результатов теоретического анализа и проведенного эксперимента позволили дополнить критерии, определяющие успешность функционирования личностно-ориентированной модели ООП такими критериями, как уровень мотивации учебной деятельностистепень готовности к овладению специальностьюстепень адаптивности к новым условиямуровень сформированности коммуникативного пространстваоценка учащихся и t педагогов результатов учебной деятельности.

Функционирование модели ООП обеспечивается методической системой, включающей подсистемы диалога, психолого-педагогической диагностики, информационно-просветительского обеспечения и дополнительного обучения. Для всех подсистем в ходе исследования создано учебно-медодическое обеспечение. Подсистема диагностики включает пакет взамосвязанных психолого-педагогических методик, отражающих необходимые для педагогов и учащихся аспекты и обладающие психологическими, пеедагогическимим, социологическими, профориентационными свойствами. В состав подсистемы диалога входят разработанная диалогическая методика — методика гипотетических рассуждений и средства ее реализации в процессе преподавания физики, истории, иностранного языка, факультативного курса «Полезные навыки. Полезный выбор». Они представлены в приложении и направлены на активизацию личностных механизмов учащихся, формирование умений планировать, строить, координировать отношения и взаимодействие с педагогами и сверстниками, повышение уровня учебной мотивации и психологической адаптации, что в конечном итоге определяет эффективность всех ввдов педагогической деятельности и работы в целом.

Разработанные в ходе исследования диагностические и диалогические методики учитывают такие основные идеи системного и синергетического взаимодействия, как наличие сложных взаимодействий внутри системы и с внешней средой, неравновесность, нестабильность, неопределенность, многовариантность путей развития и др. Например, при разработке уроков по физике, истории, иностранному языку и занятий факультативного курса «Полезные навыки. Полезный выбор» широко применяются приемы создания ситуации выбора, выступающие своеобразными точками бифуркацшг в процессе формирования личностных и профессионально значимых качеств студентов, способствующих самореализации, саморазвитию, самовоспитанию. Методика проведения классных часов, занятий по дисциплине «Введение в специальность», факультативного курса «Элементы организации и культуры самостоятельной учебной деятельности студентов колледжа», направлена на создание условий для согласования целей, интересов и мотиваций взаимодействующих субъектов, что способствует постепенному формированию новых структур (динамичных по составу групп). Как показал педагогический эксперимент, эти структуры влияют на стихийные процессы в учебной группе и позволяют корректировать и предупреждать возможные трудности в обучении и общении.

Личностная ориентация общеобразовательной подготовки потребовала введения в организацию учебного процесса подсистем дополнительного обучения и информационно просветительского обеспечения. Дополнительное обучение в форме факультативных курсов «Элементы организации и культуры самостоятельной учебной деятельности студентов колледжа», «Полезные навыки. Полезный выбор» направлено на формирование общеучебных и коммуникативных умений, лежащих в основе умственного развития, обеспечивающего развитие личности будущего специалиста, создание позитивного психологического климата в учебной группе, снижение трудностей адаптационного периода. Информационно-просветительское обеспечение создает условия для получения педагогами и студентами информации, способствующей организации и коррекции учебной деятельности, осуществления обратной связи и самоконтроля.

Подсистемы могут функционировать как самостоятельные, решая узкие задачи по обеспечению качества деятельности педагогов и студентов. В нашем случае разработанная методическая система предполагает их включение в организацию учебного процесса как необходимых звеньев общеобразовательной подготовки, которые при взаимодействии обеспечивают не только успешное овладение дисциплинами ООП, но и эффективное вхождение в профессиональную деятельность.

Главным результатом реализации принципов личностно-ориентированного обучения в общеобразовательной подготовке явилось изменение поведения и индивидуальных качеств студентов, которые в дальнейшем будут побуждать его к активному участию в учебном процессе, стремлению к росту профессиональной компетентности, способствовать выбору собственной мировоззренческой позиции. То есть формирование тех качеств, которые обеспечат рост профессионализма будущих специалистов, позволят ему быть конкурентно способным, мобильным, востребованным на рынке труда в существующих экономических условиях.

—-Обобщенные выводы ~и рекомендации" по основам проектирования и реализации личностно-ориентированной модели общеобразовательной подготовки в профессиональном колледже представлены на рис. 13 [с.203].

Приведенный набор положений и рекомендаций не является, очевидно, полным, но и в таком виде он может быть полезен, и служить основой для организаторов общеобразовательной подготовки студентов колледжа, ориентирующихся на развитие личностной компоненты обучения.

Заключение

.

Государственный и личностный заказ ставят перед педагогической наукой и практикой задачу разработки соответствующего педагогического арсенала, способствующего повышению качества общей и профессиональной подготовки специалистов системы среднего профессионального образования, обеспечивающего не только обучение, но и формирование личности будущего специалиста, развитие его творческого потенциала и воспитание нравственнос ти.

Решение данной задачи современное профессиональное образование связывает с переходом на личностно-ориентированную организацию обучения. Поэтому одной из важных проблем колледжей является определение научно обоснованных подходов к разработке личностной компоненты в общей и профессиональной подготовке студентов, в определении условий реализации принципов личностно-ориентированного обучения в процессе формирования и становления специалиста.

Основы проектирования.

1.Труды гуманистической линии философии.

2.Идеи философии русского космизма.

3.Современные психологические теории личности: гуманистическая, когнитивная, дея-тельностная.

4.Психолого-иедагогические достижения науки и практики проектирования личпостно-ориентированных моделей и технологий обучения.

Принципы проектирования.

1. Принцип ведущей роли диагностики.

2. Принцип определяющей роли диалога.

3. Принцип системных и си-нергетических взаимодействий^.

Условия реализации.

1. Создание системы психолого-педагогической диагностики.

2. Организация диалогического педагогического общения.

3.

Введение

дополнительного обучения по формированию общеучебных и коммуникативных умений.

4. Внедрение активных методов обучения.

Личностпо-ориентированыая модель ООП.

Методическая система обеспечения функционирования модели.

Функции: мотивацион-ная, воепша-тельно-побуждаошая, коммуни-кативная, информаци-онная, обратной связи, прогностическая, оценки результата учебной деятельности студен та и профессиональной деятельности педагога.

Элементы системы.

1 .Психолого-педагогическая диагностика.

2.Дополнителыюе обучение (Факульта-тивпьте курсы: «Полезные навыки. Полезный выбор»).

3.Диалогическая методика (методика гипотетических рассуждений) и средства ее обеспечения.

4.Система информацинно-проветительского обеспечения.

Задачи: составление психологического портрета студентов-первокурсниковвыявление индивидуальных особенностей студентовформирование позитивной мотивации обучения, активности, устойчивой «Я — концепции" — формирование и развитие индивидуальных и профессиональных качеств личности, базовых компетентностейсоздание условий для саморазвития личностисоздание информационно-просветительского обеспечения для педагогов и студентоворганизация диалогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процессасоздание положительного психологического климатаснижение трудностей адаптации к учебно-воспитательному процессу в колледже особенностям учебных программ общеобразовательных дисциплин;

— раскрытие содержания будущей профессиональной деятельности.

Критерии успешности функционирования: уровень мотивации учебной деятельностистепень готовности к овладению специальностью степень адап-тивности к новым условиямуровень сформированное&tradeединого коммуникативного пространства;

— оценка учащихся и педагогов результатов учебной и профессиональной деятельности.

Рис. 13.

Проведенное диссертационное исследование позволило:

1. Разработать и апробировать личностно-ориентированную модель общеобразовательной подготовки в профессиональном колледже, представляющую совокупность трех моделей (модели педагогического диалога, модели диагностики, организационно-управленческой модели), которые обеспечивают согласование се содержательного, процессуального, организационного компо-нешови решение задач формирования и развития личности будущего специалиста.

2. Определить принципы, составляющие основу проектирования лично-стно-ориентированного обучения: ведущей роли диагностики, принцип определяющей «и «системообразующей pojiii диалога, системного и синергетического взаимодействия.

3. Выявить организационно-педагогические условия реализации принципов личностно-ориентированного обучения в общеобразовательной подготовке в профессиональном колледже, которыми являются: организация диалогического педагогического общения, внедрение активных методов обучения, создание системы психолого-педагогической диагностики, введение дополнительного обучения с целью формирования общеучебных и коммуникативных умений, снижения трудностей адаптации к новым условиям деятельности в колледже.

4. Разработать, экспериментально апробировать и внедрить методическую систему, обеспечивающую функционирование личностно-ориентированной модели общеобразовательной подготовки в профессиональном колледже, включающую такие подсистемы, как диалогическая методика, психолого-педагогическая диагностика, дополнительное обучение, система информационно-просветительского обеспечения преподавателей и студентов.

5. Экспериментально доказать, что главным результатом реализации данной методической системы в колледже явилось изменение поведения, индивидуальных и профессионально значимых качеств студентов, формирование учебной мотивации и адаптации к учебному процессу, что обеспечивает готовность к овладению специальностью и формирование конкурентоспособности будущих специалистов.

6. Экспериментально подтвердить возможность реализации личностно-ориентированной модели общеобразовательной подготовки в профессиональном колледже и ее видоизменения в соответствии с конкретными условиями учебного заведения.

Общие итоги эксперимента позволяют сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза доказана, поставленные задачи решены. В процессе исследования удалось связать теоретические достижения с обоснованием практических мер, реализация которых позволила решить актуальные проблемы повышения качества современной общей и профессиональной подготовки специалистов системы среднего профессионального образования" .

Следует отметить, что мы не проектировали личностно-ориентированную модель ООП как альтернативу традиционному обучению. В качестве дополнения к нему она дает хороший результат при подготовке студентов ССУЗов в плане формирования профессиональных и личностных качеств будущих специалистов. Однако выполненная работа не исчерпывает всех проблем проектирования личностно-ориентированных образовательных систем и требует дальнейшего изучения в направлении адаптации модели ООП к процессу начальной профессиональной подготовки, которая в связи с реорганизацией систем НПО и СПО является одной из ступеней подготовки специалистов в колледжеразработки обобщенной технологии личностно-ориентированной общеобразовательной подготовки в профколледже, поскольку, несмотря на существующие наработки в области общих подходов к развитию личностной компоненты в образовании, сегодня нет целостно оформленной концепции организации личностно-ориентированного обучения и воспитания. Это требует совхместной и согласованной работы ученых различных специальностей и, прежде всего — психологов, педагогов, методистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. Е. Проблема преемственности в формировании творческого потенциала студентов.// Среднее профессиональное образование —2003.— N—4.-C.49−51.
  2. .Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. — М.: Владос-Пресс, 2002.-208с.
  3. Ю. А Глазами психиатра. М: Советская Россия, 1985.-256с.
  4. Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Изд. ТГУ, 1997. -215с.
  5. П.В., Панин А. В. Философия. М.: Проспект, 1999. — 576с.
  6. Л.П. Личностно-ориентированные технологии повышения квалификации мастеров производственного обучения учреждений НПО: Дис., канд. пед. наук. Магнитогорск,. 1999.- 165с. ----------------------
  7. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 2001. -464с.
  8. А.А. Педагогика высшей школы (Прикладная педагогика). Учеб. пособие в 2 кы М.: МЭСИ, 2001. кн. 1. — 141 с.
  9. П.Ф. Проблемы модернизации среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2002.-N-7.-C.3−7
  10. П.Ф. Развитие среднего профессионального образования в контексте модернизации образования. // Среднее профессиональное образование. 2002.-N-4.-C.2−8.
  11. П.Ф., Сосонко В. Е. Управление качеством среднего профессионального образования: Монография. Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2001. -256с.
  12. Антология педагогической мысли: В 3 т. Т.2. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / Сост. Н. Н. Кузьмин. М.: Высш.шк., 1989. — 463с.
  13. Л.И. Методологические принципы и проблемы психологии // Психологический журнал.-1982.-N-2.-C.3−17.
  14. О.Н., Бухарова Г. Д. Профессионально-личностная модель выпускника политехнического колледжа // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧТ ЧГПУ. Научный журнал.- 2003.-N-14.- С.182−189.
  15. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. — М.: Мысль, 1976.-158с.
  16. С.М. Усилия по адаптации и социализации студентов // Специалист.- 2003.-N-8.-C. 27−28.
  17. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. -191с.
  18. Бабанский IOJC Избранные педагогические труды.—М: Педагогика, 1989.- 560с.
  19. Л.И. Организационно-педагогические условия реализации развивающего образования вУНПО:Дис.канд.пед.наук.-М., 2002.-234с.
  20. Н.П. Семь лекций о Живой Этике. Новосибирск: Изд. Новосибирского университета, 1991. — 96с.
  21. А.В. Современные теории личности: Краткий очерк. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 96 с.
  22. А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. —1. М.: Владос, 2001. -333с.
  23. А.В. Психология личности и общения.—М.: Владос, 2003.-248с.
  24. Г. В., Шеламова Г. М. Толерантность в педагогике. М: Издательский центр АПО, 2002. -92с.
  25. Г. В., Шеламова Г. М. Тренинг «Толерантное общение». — М.: Изд. центр АПО, 2002. -43с.
  26. Бердяев Н.А.О человеке, его свободе и духовности: Избр. труды / Ред.-сост. Л. И. Новикова и И. Н. Сиземская. -М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1999.-310с.
  27. Р. Развитие Я — концепции и воспитание / Перевод с английского — М.: Прогресс, 1986. j=420c.
  28. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Изд. Института Профессионального образования, 1995.- 336с.
  29. В.Ф. Как добиться успеха, в жизни. / Пер. с нем. М.: Интерэксперт, 1992.- 139с.
  30. П.П. Избранные психологические и педагогические произведения. В 2-х т. -М.: Педагогика, 1979.-Т. 1.-304 е.- Т.2−399 с.
  31. Блонский. — М., 2000.-224с. (Антология гуманной педагогики)
  32. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.- 272с. ц, 33. Болдырева Н. Н. Формирование у студентов умений организации учебнопознавательной деятельности.// Специалист. -2004. -N-5.-C.30−32.
  33. В.А. Педагогическое образование России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление: Монография. Волгоград: Перемена, 2001. — 268с.
  34. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов на Дону: Изд. Ростовского пед. ун-та, 2000. — 352с.
  35. И.М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Основы современного гуманизма: Учебное пособие для вузов / Под ред. В. А. Кувакина и А. Г. Круглова. -М.: Российское гуманистическое общество, 2002. —350с.
  36. Н.В. Модель внедрения развивающих технологий в профессиональном лицее: Дис.канд. пед. наук. М., 1999.
  37. В помощь руководителю образовательного учреждения. Выпуск 2 (часть 1) // Серия: «Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве» / Отв. редактор В. И. Лисов. М.: Центр «Школьная книга», 2003.-528с.
  38. Н.Е., Глазунов А. Т. Учись учиться Пособие для учащихся. — М.: Издательство АПО, 2000.
  39. Н.Е., Глазунов А. Т., Дегтяренко Л. Ю., Казаков В. Г., Устюгова И. А., Формирование учебных навыков учащихся проф. школ. М.: Изд. центр АПО, 2001.-39с.
  40. М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М.:1. Прогресс, 1988.-507с.
  41. К.Н. Свободное воспитание // Сборник избранных трудов. -М.: А.П.О., 1993.- 170с.
  42. К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. Изд. 2-е. М. Земля и фабрика, 1923.- 151с.
  43. . М., 2001. — 224с. (Антология гуманной педагогики)
  44. С.И. Научное обеспечение образования. М.: НИИРО, 2003 -24с.
  45. Военная психология / Под ред. В. В. Шеляга, А. Д. Глоточкина, К. К. Платонова. М.: Военное издательство, 1972. — 400с.
  46. А.А. Проблемы дидактики: от традиционности к личностной ориентированности. Методические рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2000.- 27с.
  47. У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов / Пер. с англ. / Под ред. В.Ф.
  48. Венда. -М.: Мир, 1968. 518с.
  49. JI.C. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. -479.
  50. Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие. М.: Изд. Моск. ун-та, 1995,-160с.
  51. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Издательство МГУ, 1985. — 45с.
  52. С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию: Учеб. пособие для вузов. — М.: Школа-Пресс, 1995. -447с.
  53. А.Т., Золотарев В. Б. Регионализация профессионального образования: программа развития и эффективность управления. — М.: АПО, 2002.-104с.
  54. А.Т. Педагогические исследования: содержание, организация, обработка результатов. М.: Издательский центр АПО, 2003- 41с.
  55. А.Т., Дектяренко Л. Ю., Кизиков В. Г., Устюгова И. А. Учись учиться. Рабочая тетрадь для учащегося. М.: Изд. АПО, 2000. 72с.
  56. JI.A. Технология формирования ключевых навыков в британской профшколе. // Среднее профессиональное образование.- 2002.-N-12.-C.39.
  57. Т.Б. Предупреждение неуспеваемости учащихся средних профессиональных училищ (по общеобразовательным предметам): Метод. Рекомендации. -М.: Высш. шк., 1986. —31с.
  58. М., Лойд JI. НЛП в педагогике. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 320с.
  59. А.В., Клюев Ф. Н., Конев Г. Г. Личностно-ориентированное образование: Учебное пособие / Под научной редакцией Л. М. Кустова. -Челябинск: Челябинский институт развития профессионального образования, 2003. — 135с.
  60. Т.А. Проектирование и реализация модели профессионального социально-образовательного комплекса (в условиях малых городов Крайнего севера): Дис.канд. пед. наук. М., 1999.- 182с.
  61. П.С. Основы философии: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2000. -438с.
  62. М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с геиггальтупражнениями: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1993. -336с.
  63. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. М.: Просвещение, 1987. — 207с.
  64. .Н. О системе «личность» // Вопросы психологии.- 1985.-N-5.-С.37−44.
  65. В.А. Развитие познавательной активности учащихся профессионального лицея на основе принципа индивидуализации обучения: Дис.канд. пед. наук. — Ставрополь, 2003. — 168с.
  66. В.К. Современная дидактика: Теория и практика обучения в общеобразовательной школе: В 2 ч. Новокузнецк, Изд. ЧПК, 1996.-Ч.1.-260с.- Ч.2.-ЗЗЗс.
  67. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Книга для учителя, —М.: Просвещение, 1991. —191с.
  68. М.И. Совершенствование обучения в техникуме: Учеб. — метод. Пособие. -М.: Высш. шк., 1987. -264с.
  69. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. Сб. статей. М.: Гардарики, 2001. — 624с.
  70. Живая Этика. — М., 1999. — 224с. (Антология гуманной педагогики)
  71. А.Л., Володарская А. А. Личностно и мировоззренческие ориентированные ситуации в образовательном процессе профессиональной школы. Методические рекомендации. М.: АПК иt ПРО, 2002. -22с.
  72. В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. -192с.
  73. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психологического исследования: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 2001. 208с.
  74. Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. — М.: Изд. центр АПО, 2002. -43с.
  75. Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. Екатеринбург: Изд. Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. -257с.
  76. В.М. Специалист в условиях современного производства // Среднее профессиональное образование. -2002.-N-2.-C.2−3.
  77. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. — Ростов н/Д: Феникс, 1997.- 476с.
  78. И.А. Ключевые компетентности как результативно- целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. —38с.
  79. С.И. Андрагогика: Основы теории и технологии обучения взрослых. -М.: ПЕРСЭ, 2003.-207с.0 80. Ильин Г. Л. Философия образования (идея непрерывности). М.:
  80. Вузовская книга, 2002. 224с.
  81. И.М. Образовательная революция. М.: Изд. МГСА, 2002. -592с.
  82. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. -238с.
  83. Д.Н. Обучение и игры. Введение в активные методы обучения. -М.: Изд. «Флинта», 1998.- 192с.
  84. В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. — Москва-Кострома, 1996. 246с.
  85. Э.Б. Методология и методика научного исследования в педагогике. Метод, пособие для работников системы профессионального образования. Н. Новгород: ЖГМК, 2002 — 103с.
  86. Д.В. Тайны человеческой психики. Т. 1. СПб.: «КАРО», «ВША», 1996.- 206с.
  87. Каптерев. — М., 2001. -224с. (Антология гуманной педагогики).
  88. В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. — М.: Логос, 2002. 344с.
  89. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: Б. и., 1993. -80с.
  90. Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей- Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично-Как перестать беспокоиться и начать жить / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1989.-712с.
  91. Кит Ю. В. Непрерывное математическое образование: опыт, проблемы, перспективы. // Среднее профессиональное образование. 2002.-N-12.• С.40−44.
  92. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. -222с.
  93. Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. -158с.
  94. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие для студ. учеб. заведений, обучающихся по направлению и специальности «Психология». М.: Изд. Моск. ун-та, 1995. -222с.
  95. Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. -304с.
  96. Е., Прудникова В. Стандарты образования ключ к успеху // Народное образование. — 2003.-N-5.-C.50−52.
  97. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально психологических понятий/под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. — Л.: Лениздат, 1987. — 143с.
  98. Я.Л. Человек: психология: кн. для учащихся старших классов. -2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1986. — 223с.
  99. Я.А., Локк Д, Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988. -416с.
  100. ЮО.Корчак Я. Педагогическое наследие: Пер. с польск. / Сост. К. П. Чулкова. — М.: Педагогика, 1991. 272с.
  101. Краткая философская энциклопедия. М., группа «Прогресс» -«Энциклопедия», 1994.-576с.
  102. В.В. Методология педагогической науки. М.: Центр «Школьная книга», 2001.- 248с.
  103. ЮЗ.Кремянский В. И. Возникновение организации материальных систем. // Вопросы философии. 1967.-N-3.-C. 56−58.
  104. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. -47с.
  105. А.Н. Проблемы психического развития. 4-е изд. -М.: МГУ, 1981.-548с.
  106. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Мысль, 1975. -304с.
  107. А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. -64с.
  108. Е.А., Рыбальский В. И. Методы активного обучения. — Киев: Высшая школа, 1985.
  109. .Т. Философия воспитания: Учебное пособие. — М.: Прометей, 1995.-280с. ----- ------------- --------------
  110. Ю.Лобанов А. А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002.- 192с.
  111. Локк. — М., 2000. — 224с. (Атология гуманной педагогики).
  112. Д. Тренинг эффективного общения: самоучитель по искусству виртуозной коммуникации / Пер. с анг. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. -221с.
  113. . Подготовка специалистов среднего звена в США. // Специалист. -2002.-N-3.-C.3.
  114. М.Макларен Я. Искусство общения. Методы НЛП на практике / Пер. с анг. -М.: Эксмо, 2002.-320с.
  115. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1990. -193с.
  116. А.К. Психология профессионализма. М.: Международный Гуманитарный фонд «Знание», 1996.- 308с.
  117. Материалы городских мероприятий системы профессионального образования Департамента образования города Москвы (Конференция, совещание, круглые столы) — М.: Центр «Школьная книга», 2003. — 104с.
  118. А. Мотивация и личность / Пер. с англ. — СПб.: Евразия, 2001. — 479с.
  119. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 2002.-704с.
  120. Н.Н., Семенова А. Н. Комплексный подход к применению педагогических технологий. Учебно-практическое пособие. М.: ИРПО, 2001.- 132с.
  121. Н.Н. Универсум. Общество. Информация. -М.: Устойчивый мир, 2001.-199с.
  122. Н.Н. Человек, среда, общество. М.: Наука, 1982. -240с.
  123. Н.Н. Человек и ноосфера. -М.: Молодая гвардия, 1990. — 351с.
  124. Монтень. — М., 2001. 224с. (Антология гуманной педагогики).
  125. Мы живем среди людей: кодекс поведения. / Авт. — Сост. И. В. Дубровина. -М.: Политиздат, 1989.-383с.
  126. Ю.А. Реализация идей личностно-ориентированного подхода к профессиональному образованию в условиях его интеграции // Среднее профессиональное образование. -2003.-N-5.-C.2−5.
  127. A.M. Об аспектах и уровнях развития профессиональной культуры специалиста // Специалист. -2003.-N-8.-C.29−34.
  128. A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. — М.: Эгвес, 2000. -272с.
  129. A.M. Системный анализ и реформы образования // Специалист. -2003.-N-9.-C.2−7.
  130. В.И. Активность и самостоятельность учащихся в обучении.//Специалист. -2002.-N-5.-C.29−31.
  131. А.Н. Место «хаоса» в новом мировом порядке // Вопросы философии. -2003 .-N-9.-C.48−53.
  132. О.Г., Бирич И. А. Развитие педагогической мысли в России: философия образования и воспитания (по страницам Антологии гуманной педагогики). М.: АПК и ПРО, 2003. — 154с.
  133. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544с.
  134. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: пед. общество России, 1998. -640с.
  135. Педагогический поиск.-М.: Педагогика, 1988.-472с.
  136. Д.И., Богомолова Л. И. Самоорганизация неживой материи и ее место в преподавании физики. (Основы синергетики). Владимир, 1983.
  137. . М., 1998.- 224с.(Антология гуманной педагогики).
  138. А.В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд. — М.: Академия, 2001. — 512с.
  139. Н.П., Огородников Ю. А. Философия образования. М.: «Жизнь и мысль», 2003. —510с.
  140. Платон. — М., 2000. — 224с. (Антология гуманной педагогики).
  141. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984.
  142. Полезные навыки — учебное пособие для 8 и 9 классов средней школы по предупреждению употребления наркотиков и заражения ВИЧ. Материалы для учителя. М.: Полимед, 2001. — 56с.
  143. Полезный выбор учебное пособие для 10 и 11 классов по предупреждению употребления наркотиков. Материалы для учителя. — М.: Полимед, 2002. -56с
  144. Г. Н. Общеучебные умения основа непрерывного развития личности студента. // Среднее профессиональное образование. -2002.-N-1.-С.48.
  145. Преподавание физики, развивающее ученика. Кн.1. Подходы, компоненты, уроки, задания / Сост. и под ред. Э. М. Браверман: Пособие для учителей и методистов. — М.: Ассоциация учителей физики, 2003. -400с.
  146. Профессиональное образование в Москве. Выпуск 8 // Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в г. Москве» // Отв. редактор Семичастнов Ю. И. М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2000.-192с.
  147. Профессиональное образование в Москве. Выпуск 12 // Серия: «Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве» // Отв. редактор Семичастнов Ю. И. М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2002. -208с
  148. Профессиональное образование в Москве. Выпуск 18 //Серия:
  149. Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в
  150. Москве" /Отв. редактор В. И. Лисов.- М.: Центр «Школьная книга», 2003. 140с.
  151. Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Научно-методический сборник. М.: ИПР СПО, 2002. -175с.
  152. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991. —288с.
  153. Психологическое сопровождение формирования личности студента в средних специальных учебных заведениях. -М.: Изд. ИРП СПО, 2003. — 124с.
  154. Психология: Учебник для студ. учеб. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. -2-е изд. М.: Академия, 2001. -464с.
  155. Д. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. М.: Когито — центр, 2001.-142с.
  156. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987 — 272с.
  157. А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. -М.: Высш. шк., 1990.-79с.
  158. А. А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. — СПб.: Изд. С.-петерб. ун та, 2001. -221 с.
  159. К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. -527с.
  160. К. Эмпатия / Пер. с англ. Психология эмоций: Тексты. М., 1984.
  161. Л.С. Основы общей психологии: Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений и ун-ов. -2-е изд. М.: Учпедгиз, 1946. -704с.
  162. Е.Н. Рынок труда и подготовка квалифицированных кадров // Народное образование. -2004.-№-3.- С. 104−108.
  163. М.С. Практика делового общения — Пособие для начинающих предпринимателей. М, НИИРО. — 2004. — 36с.
  164. Н. В. Инновационные методы развития творческих способностей учащихся в процессе профессионального образования (гуманитарный цикл): Дис.канд. пед. наук. Москва, 2002. — 311с.
  165. И. Е. Проектирование личностно-ориентированной образовательной программы начальной профессиональной подготовки кадров: Автореф.дис.канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998.- 18с.
  166. Л.Г. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе // Специалист. -2004.-N-6.-C.23−28.
  167. Л.Г., Болдырева Н. Н. Исследование проблем личностно-ориентированного обучения в условиях средних специальных учебных заведений // Специалист. -2004.-N-4.-C.22−25.
  168. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. — М.: Мастерство, 2001. — 272с.
  169. В.Л. Деятельность педагога в системе личностно-ориентированного воспитания. // Среднее профессиональное образование. -2003.-N-10.-C. 48−49.
  170. В. В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: ЛОГОС, 1999. —271с.
  171. Н.И. Влияние инноваций на формирование мотивации обучения современных школьников: Автореф.дис.канд. социол. наук. — Екатеринбург, 1999.-25с.
  172. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПБ.: ООО «Речь», 2002. 350с.
  173. М. Н. Методология и методика педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1986. -150с.
  174. В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 576с.
  175. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.-308 с.
  176. Словарь античности / Пер. с нем. М.:СП «Внешсигма», 1992. -704с.
  177. Словарь русского языка: В 4 х т. /АН СССР, ин — т русс, яз.- Под ред. А. П. Евгеньевой. -2-е мд., испр. и доп. — М.: Русский язык, 1981 — 1984. Т.2.К —О. 1983.-736с.
  178. И.П. Человек образование — профессия — личность: Монография. — М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2002. — 420с.
  179. И.П., Ткаченко Е. В. Современный учащийся НПО. Всероссийское социологическое исследование. — М.: Изд. центр АПО, 2002.- 46с.
  180. А. М. Методы активного обучения. — М.: Высшая школа, 1991. — 176с.
  181. А.Л. Становление и развитие среднего педагогического образования в России: Монография. М.: Комитет по профессиональному образованию и переподготовке населения, 2000. — 92с.
  182. Е.Е. Пишем характеристику // Профессиональное образование.2003.-N-12.-C.24.
  183. Е.Е. Знаете ли вы юношескую психологию? // Профессиональное образование.-2003.-Ы-5.-С. 23.
  184. B.C. Несколько слов о настоящей задаче философии // Сочинения в двух томах. Т.1. М.: Правда, 1989. — 685с.
  185. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М.: Академия, 2001. -600с.
  186. А. Г. Философия: Учебник. М: Гардарики, 1999. — 816с.
  187. М.И. Гармония разнообразия. // Управление персоналом. — 1997.-N-2.-C.52−57.
  188. Н. П. Формирование и педагогическая диагностика профессионально значимых качеств учащихся профессионального лицея (профессий машиностроения): Дис.канд. пед. наук. М., 2002. —233с.
  189. A.M. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 423с.
  190. A.M. Коммуникация на уроках средствами нейро-лингвистического программирования // Специалист. -2002.-N-8.-C.14−15.193, Стрелец Я. Роль темперамента в психологическом развитии. — М.: Прогресс, 1982.
  191. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие. — М.: Академия, 1998.-287с.
  192. Е.В. Приоритеты российского начального профессионального образования // Педагогика. —1999.-N-2.-C.58−61.
  193. Толстой. — М., 1997. —224с. (Антология гуманной педагогики).
  194. Н.К. Основы самоуправления учебной деятельностью. — Казань: Изд. Казанского ун-та, 1984.
  195. Учителям и родителям о психологии подростка: Науч. — попул. / Под ред. Г. Г. Аракелова. М.: Высш. шк., 1990, — 304 с.
  196. Д.Н. Педология. Основы психологии и педологии раннего детства. — Тифлис, 1933.
  197. . М., 2000. — 224с. (Антология гуманной педагогики).
  198. Учитель, который работает не так / Опыт развития индивидуальности учеников и учителей / под ред. А. Н. Тубельского. М.: изд. Московского центра вальдорфской педагогики. 1996.-335с.
  199. . М., 1998. — 224с. — (Антология гуманной педагогикой).
  200. Ю.М. Динамика взаимосвязи мотивации учения и потребности в общении у студентов.// Специалист. -2004.-N-5.-C.27−29.
  201. Ю.М. Динамика мотивации учения.// Среднее профессиональное образование. -2002.-N-5.-C.36.
  202. Фромм. — М., 2001. — 224с. (Антология гуманной педагогики).
  203. Г. Синергетика. М., 1980.- 460с.
  204. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-М., 1997.
  205. А.Х. Теоретические основы и методика педагогического общения в учреждениях профессионального образования: Дис.канд. пед. наук. М., 1999.- 159с.
  206. X. Мотивация и деятельность. / Пер. с нем. В 2 т. М.: Педагогика, 1986.-Т.1 .-406с.- Т.2−391 с.
  207. Ф.Б. Специфика профессиональной готовности к общению выпускников медицинских училищ и колледжей. // Среднее профессиональное образование. -2003.-N-11.-С.16−18.
  208. JT. Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение / Пер. с англ. СПб.: 1997. М., 2003. С. 373 -430.
  209. А.Т. Методика формирования мотивации учебной деятельности у учащихся средних ПТУ в процессе обучения физике: Автореф.дис.канд. пед. наук. -М., 1988. -16с.
  210. М.А. Формирование коммуникативных качеств учащегося профессионального лицея: Дис.канд. пед. наук. М., 2001.- 224с.
  211. О.Б. Моделирование содержания начального профессионального образования в коммерческой сфере: Дис.докт. пед. наук. -М., 2002.-504с.
  212. В.Д. Философия образования и образовательные политики. — М.: Логос, 1993.- 181с.
  213. Т.И. и др.Управление образовательными системамигУчеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. — М.: Академия, 2002. -384с.
  214. Н.В. Теоретические основы и реализация методологического компонента методической подготовки учителя физики. Дисс. докт. пед. наук. М., 1997.-460с.
  215. А. Культура и этика. М.: «Прогресс», 1973. — 343с.
  216. Г. М. Педагогические условия формирования толерантности учащихся профессионального лицея: Дис.канд. пед. наук. -М., 2003. -196с.
  217. И.Г. Образовательное пространство и его проектирование. — М.: АПК и ПРО, 2003. 156с.
  218. Н.А. Эффективность нетрадиционных форм обучения в учреждениях среднего профессионального образования: Дис.канд. пед. наук. М., 2000. -290с.
  219. П.Г. Очерки по философии образования. М.: Пед. центр «Эксперимент», 1993.-154с.
  220. Р.Н. Синергетические мотивы в преподавании физики // Специалист. -2003.-N-1.-C.27.
  221. Р.Н. Синергетические мотивы в преподавании физики // Специалист. -2003.-N-2.-C.37.
  222. Р.Н. Ценностные аспекты процесса обучения и воспитания на уроках физики. Монография. М.: Прометей, 1998. — 267с.
  223. П. Порядок и беспорядок в природе: Пер. с англ. — М.: Мир, 1987. 224с.
  224. Юнг К. Г. Психологические типы: Пер. с нем. / Под общ. ред. В. В. Зеленского. М.: «университетская книга», ООО «Фирма Издательство ACT», 1998.-720с.
  225. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000.-112с.1. Приложении
Заполнить форму текущей работой