Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-педагогические условия формирования ценностного отношения учащихся к процессу обучения: На материалах Республики Саха (Якутия)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, процесс и результат составляют органическое единство. В том случае, когда от школы ждут активного участия в подготовке молодежи к социальным ролям и функциям, сам процесс обучения становится лишь средством в решении этой социальной задачи. Даже самое успешное ее выполнение не освобождает процесс обучения от его прикладной направленности. Иначе создается опасность углубления… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ
    • 1. Ценностное отношение как предмет междисциплинарного исследования
    • 2. Характеристика образования как ценности
    • 3. Организация и методика опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. РЕГИОНАЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО МИРА МОЛОДЕЖИ
    • 1. Социально-педагогическая ситуация как феномен
    • 2. Природные, исторические и экономические условия как элементы социокультурной характеристики среды
    • 3. Духовный и национально-культурологический компоненты среды
    • 4. Народная педагогика как проявление этнической культуры
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА III. ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ
    • 1. Характеристика отношения субъектов образовательного процесса к обучению
    • 2. Процесс обучения как пространство самореализации учащихся
      • 2. 1. Формирование учительской команды
      • 2. 2. Организация, содержание и методы формирования ценностного отношения к процессу обучения
    • 3. Количественные и качественные характеристики результативности формирования ценностного отношения учащихся к процессу обучения
  • Выводы по третьей главе

Социально-педагогические условия формирования ценностного отношения учащихся к процессу обучения: На материалах Республики Саха (Якутия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сегодня общепризнана возрастающая роль знаний, «интеллектуальных институтов» («Мир грядущего — цивилизация знания»), информационных технологий («Создается глобальное информационное пространство»). Вместе с тем зарубежные и отечественные исследователи (3. Бауман, Л. П. Буева, Э. Гидденс, Э Фромм и др.) с тревогой отмечают, что человек, став обладателем огромной мощи науки и техники, оказался еще более опасным для самого себя, поскольку о себе и своих возможностях он знает меньше, чем о природе и обществе. «Человек менее всего защитил себя» (Л.П. Буева). Эти особенности глобального общественного кризиса усугубляются в условиях современной России снижением авторитета нравственных и правовых норм, уровня культуры. Формируется утилитарный тип личности, озабоченной собственным выживанием, приспособлением к новым условиям жизни.

Существенную роль в развитии творческого потенциала человека, в его способности к самореализации призвано сыграть образование. Но оно недостаточно обеспечено аксиологическим содержанием и адекватными психолого-педагогическими технологиями, слабо связано с реальными жизненными ситуациями. Возникает острое противоречие между высоким гуманистическим потенциалом образования и утилитарно-прагматическим отношением к нему.

Исследования, посвященные проблемам гуманизации школьного образования, вносят значительный вклад в решение этого противоречия (И.Ю. Алексашина, Т. Г. Браже, В. Г. Воронцова, О. С. Газман, Ю. Н. Кулюткин, Л. Н. Лесохина, Е. А. Соколовская, Г. С. Сухобская, Н. И. Элиасберг и др.).

Важную роль играет предпринимаемая в настоящее время модернизация школьного образования. Одно из ее важнейших направлений связано с формированием личности, способной решать смысложизненные проблемы на основе глобальных ценностей. Своеобразным откликом на подобный «общественный заказ» явился целый ряд исследований: работы кафедры педагогики РГПУ им. Герцена (рук. д. пед. наук А.П.Тряпицына), Самарский региональный проект «Кадровая поддержка модернизации системы образования» (рук. ст. н. с. А. В Великанова), материалы методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» (В.И. Байденко), рекомендации по оцениванию метапредметных результатов образовательной деятельности учащихся, разработанных в рамках российско-британского проекта (рук. д.п.н. О.Е. Лебедев) и др.

Вместе с тем, по мере разработки проблем, связанных с компетентностным подходом к совершенствованию содержания и организации образовательного процесса, возрастает актуальность поиска путей, направленных на формирование способности молодого человека конструировать свой внутренний мир, на осмысление и переживание им своего опыта, взаимоотношений с миром вещей и людей, то есть на развитие «духовных составляющих» личности (С.И.Гессен).

Многое в ценностном мире молодых людей обусловлено современной социально-экономической ситуацией. Вместе с тем школьное образование обладает достаточно большим гуманистическим потенциалом, позволяющим повысить его влияние на формирование духовного мира молодого человека. Одним из существенных направлений в этой сфере должно стать формирование ценностного отношения старшеклассников к процессу обучения. Ориентация на социальный результат образования, отражающая его функционально-ролевую направленность, должна быть дополнена формированием ценностного отношения к процессу обучения. Это позволит рассматривать школьную жизнь как важный этап самореализации личности, становления ученика как субъекта собственной жизни.

Важным средством в решении этой проблемы становится использование духовно-нравственного потенциала, сконцентрированного в национальной культуре народа. Формирование духовного мира молодого человека через приобщение к диалогу культур — предмет целого ряда исследований, предпринятых в последние годы на общетеоретическом (B.C. Библер и его последователи) и опытно-экспериментальном уровнях (М.И. Борисов, О. Е Винокурова, А. П. Орлова, Н. Сафаров, A.M. Сафин, Л. И. Федорова и др.). Вместе с тем вне поля зрения исследователей оказались проблемы: социальная и природная инфраструктура как фактор образованиявозможности и пути самореализации личности в процессе приобщения к национальной культуре.

Возрастающая теоретическая и практическая значимость проблемы обусловливает актуальность темы диссертационного исследования: «Социально-педагогические условия формирования ценностного отношения учащихся к процессу обучения», выполненных на материале гимназического образования учащихся старших классов в условиях Республики Саха (Якутия).

Объект исследования: процесс обучения учащихся старших классов.

Предмет исследования: формирование у старшеклассников отноше-ния к процессу обучения как к ценности.

Цель исследования: создание социально-педагогических условий, обеспечивающих формирование у старшеклассников ценностного отношения к процессу обучения.

Гипотеза исследования:

1. Формирование отношения к образованию как ценности должно происходить за счет повышения аксиологической значимости процесса обучения.

2. Ценностное отношение к процессу обучения обусловлено тем, в какой мере учащиеся могут реализоваться в интеллектуальной, мотивационной и практической сферах.

3. Позитивная самореализация учеников в процессе обучения предполагает учет особенностей их жизненного опыта, национальных и культурных традиций народа, социально-педагогической ситуации социума.

4. В качестве важнейшего средства самореализации выступает поисково-исследовательская деятельность, позволяющая учащимся активно участвовать в социокультурной жизни региона.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать теоретические подходы к изучению аксиологических проблем школьного образования.

2. Изучить особенности локальной социокультурной среды и ее роли в становлении ценностного мира старшеклассников.

3. Исследовать особенности отношения старшеклассников, учителей и родителей к процессу обучения.

4. Изучить социокультурные возможности среды, позволяющие формировать ценностное отношение учащихся к процессу обучения.

5. Разработать методические рекомендации для педагогов, направленные на повышение гуманистического потенциала учебного процесса.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— идеи философской и педагогической аксиологии (О.Г.Дробницкий, М. С. Каган, В. П. Тугаринов и др.);

— положения теорий развития личности (Б.Г.Ананьев, Л. И. Божович, А.Н. Леонтьев);

— подходы к изучению ценностных ориентаций молодежи, представленные в социологических исследованиях (С.Г. Вершловский, С. П. Иваненков, С. Н. Иконникова, И. С. Кон, В. Г. Лисовский, В. А. Ядов и др.);

— идеи гуманизации педагогического процесса (И.Ю.Алексашина, Т. Г. Браже, В. Г. Воронцова, С. Л. Братченко, О. С. Газман, М. Г. Ермолаева, Л. С. Илюшин, Д. Г. Левитес, Н. И. Элиасберг и др.);

— теоретические положения этнопедагогики (М.И.Борисов, Г. Н. Волков, Е. П. Жирков, А. Г. Новиков, А. П. Оконешникова, И. С. Портнягин, Е. П. Тимофеева и др.).

Проверка гипотезы и решение поставленных задач осуществлены с помощью следующих методов исследования:

— теоретического анализа философской, социологической, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме;

— анализа документов Министерств образования России и Республики Саха, Национальной доктрины образования Российской Федерации до 2025 года, концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, стратегии развития Республики Саха до 2025 г.;

— наблюдений, анкетных опросов учащихся, родителей, учителейсочинений, интервью, анализа биографий;

— педагогического эксперимента.

База исследования: Покровская улусная многопрофильная гимназия Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) как целостный объект исследования во взаимосвязи с социумом.

В ходе исследования анкетными опросами охвачено 260 учащихся, 240 родителей, 35 учителей, проанализировано 120 сочинений.

Этапы исследования:

1. Поисково-теоретический (1997 — 1998 гг.) предполагал изучение литературы по проблеме, формирование понятийного аппарата, формирование цели, задач и рабочей гипотезы исследования, составление программы исследовательской работы.

2. Опытно-экспериментальный (1999 — 2003 гг.) включал констатирующий и формирующий эксперименты.

3. Обобщающий (2003 — 2005 гг.) заключался в обработке, анализе и систематизации полученных данных, разработке рекомендаций и их апробации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование ценностного отношения учащихся к процессу обучения обусловлено гуманистическим подходом к проектированию и организации школьного образования.

2. Значение образования как «самоценности» для учащихся возрастает по мере осмысления личностной значимости процесса обучения: если ценность социального результата обусловлена жизненной позицией старшеклассников, то значимость процесса обучения зависит от его направленности на позитивную самореализацию учащихся, проявляющуюся в интеллектуальной, мотивационной и практической сферах «здесь и сейчас».

3. Позитивная самореализация учащегося выступает в качестве главного показателя его успешности в учебной деятельности.

4. Поисковая деятельность как условие самореализации учащихся через участие в социокультурной жизни региона и ее преобразование.

Научная новизна:

1. Определены социально-педагогические условия формирования ценностного отношения к процессу обучения: а) Обоснованы возможности использования поисково-исследовательской деятельности учащихся в условиях социокультурной среды региона как фактор образования. б) Раскрыты условия самопознания и самореализации старшеклассников в образовательном процессе на основе раскрытия «самоценности знаний».

2. Выявлена зависимость между формированием ценностного отношения к процессу обучения и развитием потребности молодежи в непрерывном образовании как элементе образа жизни.

3. Разработан этнический компонент и методы его включения в содержание школьного образования.

Теоретическая значимость исследования:

— Уточнено понятие «формирование ценностного отношения к образованию».

— Разработана критериальная база оценки развития ценностного отношения учащихся к процессу обучения и его результатам.

— Обоснована совокупность направлений деятельности по формированию ценностного отношения учащихся к процессу обучения, включающая актуализацию проблем самопознания, организацию поисково-исследовательской деятельности, интеграцию учебных предметов вокруг гуманистических проблем.

— Определены роль и значение национально-культурного наследия в самореализации учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в разработке:

— комплексной методики диагностики отношения субъектов образования (учащихся, учителей, родителей) к процессу обучения;

— рекомендаций по формированию учительского коллектива как субъекта опытно-экспериментальной работы;

— инструментария по организации поисково-исследовательской деятельности учащихся;

— модульной программы, включающей этнический компонент в содержание образования.

Достоверность результатов исследования обеспечена: обоснованностью исходных теоретических положений, получивших раскрытие в трудах по философии, социологии, культурологи, психологии и педагогикелогической структурой построения исследованияиспользованием комплекса взаимодополнительных методов, адекватных целям и задачам исследованияапробацией результатов.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялась через публикацию статей и брошюрвыступления на международных и научно-практических конференциях (Санкт-Петербург, 2001 г.- Москва, 2004 г.- Якутск, 2005 г.).

По теме исследования читались лекции для педагогов на республиканских курсах, на базе гимназии проводились семинары и совещания руководителей улусных управлений образованием, методических служб, мастер-классы на улусных слетах педагогических династий.

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

Данные констатирующего этапа исследования подтвердили вывод, полученный рядом исследователей: доминирующими мотивами, определяющими отношение к образованию, являются жизненные и профессиональные планы молодых людей. Подобная позиция поддерживается взрослыми: учителями и родителями.

Формирование ценностного отношения к процессу обучения не «отменяет» эти особенности позиции, а углубляет за счет развития способности к рефлексии. Формирующий этап эксперимента свидетельствует, что процесс «смещения» ценностей обучения с результата на процесс может быть достигнут не отдельно взятыми средствами, а в результате систематической целенаправленной работы.

Творцами новой социально-педагогической ситуации становится совместная деятельность учителей и учащихся как субъектов образовательного процесса. При этом особую роль играет создание команды учителей. По мере создания хорошего морального климата, максимального использования профессиональных умений, творческого принятия инноваций в коллективе росла удовлетворенность участием в опытно-экспериментальной работе.

Она охватывала все сферы жизни школы и была нацелена на актуализацию проблем самопознания, на реализацию учащихся в интеллектуальной, мотивационной и практической сферах.

Системный характер поисково-исследовательской деятельности позволил обеспечить взаимосвязь учебных предметов, классной и внеклассной работы. Поисковая работа под руководством ученых, экспедиции по Хангаласскому улусу содействовали дальнейшему развитию познавательных интересов и обогащению духовного мира учащихся. Их участие в Ксенофонтовских Чтениях стало общественно-значимым явлением для улуса и республики.

Познавательная направленность жизнедеятельности учащихся содействовала формированию их общности, как «граждан» своей школы. В итоге возросла значимость каждого звена образовательного процесса.

Можно заключить, что по мере развития познавательных интересов, отношения к обучению как самоценности, возросли возможности проявления индивидуальности каждым учеником и наоборот сохранение отношения к образованию как средству реализации жизненных планов приводит к унификации личности, ее «похожести» на других.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ проблемы и опытно-экспериментальная работа по определению социально-педагогических условий формирования ценностного отношения учащихся к процессу обучения позволяет сделать несколько обобщенных выводов и определить круг проблем, нуждающихся в дальнейшем исследовании.

1.Известно, что качество образования, полученное в школе, обусловлено качеством процесса обучения. Результат, в котором «материализуются» цели, определяет содержание и организацию обучения. С этой точки зрения процесс обучения — величина, производная от цели, воплощенной в результатах.

Вместе с тем, процесс и результат составляют органическое единство. В том случае, когда от школы ждут активного участия в подготовке молодежи к социальным ролям и функциям, сам процесс обучения становится лишь средством в решении этой социальной задачи. Даже самое успешное ее выполнение не освобождает процесс обучения от его прикладной направленности. Иначе создается опасность углубления «раскола» между двумя способами передачи социокультурного опыта: через специально организованную образовательную систему и повседневную жизнь с ее традициями, обычаями, ритуалами, осваиваемыми через общение и подражание. При этом второй способ оказывается более действенным и эффективным не только потому, что он первичен, т. е. усваивается растущим человеком задолго до приобретения опыта собственного, но и в силу определенной оторванности школы от жизненных реалий.

Усиление аксиологической направленности процесса обучения создает противоречие между «новым» смыслом процесса и «старым», привычным результатом. Оно становится источником развития системы школьного образования в целом. Хотя локальный эксперимент (в рамках улуса) не позволяет делать глобальные выводы, тем не менее есть основание полагать, что аксиологическая направленность процесса обучения качественно преобразует школьное образование в целом. Иными словами, создание условий, позволяющих молодому человеку на разных этапах школьной жизни реализовать свои позитивные возможности, делает процесс обучения самоценным, личностно значимым.

2. Базисный закон (на него впервые обратил внимание М.А. Данилов) раскрывает основное противоречие обучения — рассогласованность между потребностью общества в усвоении молодежью социального опыта и уровнем ее подготовки к выполнению социальных функций. Это противоречие создает источник самодвижения процесса обучения: смену учебно-познавательных задач, которые ставятся перед учащимися.

Есть основание дополнить это базисное противоречие еще одним: между сложившимся содержанием и организацией обучения, с одной стороны, и потребностями молодежи в осознании «собственного Я», с другой. В современных условиях оно становится важным и необходимым стимулом «самодвижения обучения» и преодоления его утилитарной направленности.

3. Аксиологическая направленность процесса обучения содействует развитию личности, вооружая ее новыми критериями самооценки: критическим восприятием себя и своих достиженийумением понять другого, его мысли и переживанияверой в собственные силыуважением чужих вкусов, обычаев и привычекспособности самостоятельно оценивать суждения и поступки и т. д.

4. Аксиологическая направленность обучения, с одной стороны, зависит от педагогического сознания социума, а с другой, активно влияет на него через организацию целостного образовательного процесса, создающего предпосылки межпоколенного диалога.

5. Процесс формирования ценностного отношения к процессу обучения проходит два этапа: от формирования ценностного отношения к учебному материалу как значимому для личности — к ценностному отношению к стоящим за ним объектам.

Таким образом, важными теоретическими результатами исследования являются:

1. Уточнение понятия «ценностное отношение» к процессу обучения. Оно предполагает развитие познавательного интереса в качестве важнейшего средства личностной самореализации учащихся. Ценностное отношение позволяет видеть в процессе не только средство решения социально-профессиональных задач, но и возможность самореализации субъектов образовательного процесса.

2. Динамика представлений об образовании как ценности учащихся, родителей, учителей.

3. Разработка критериальной базы оценки ценностного отношения учащихся к процессу обучения и его результатам. Выделены показатели качества процесса обучения как ценностного феномена:

• Способность обучения обеспечивать самореализацию с учетом этапа обучения и возрастных особенностей учащихся.

• Ценностно-ориентированное содержание выступает как единство глобального и национального.

• Наличие единой позиции педагогического коллектива.

• Готовность к самообразованию, включенность учащихся в целостный образовательный процесс.

4. Обоснование совокупности направлений по формированию ценностного отношения учащихся к процессу обучения, включающее актуализацию проблем самопознания, организацию поисково-исследовательской деятельности в разных сферах школьной жизни, соуправление.

В результате проведенного исследования:

— разработаны пути приобщения учащихся к национальной культуре на основе диалога культур;

— выявлены условия взаимодействия школьной системы образования с социокультурными условиями улуса;

— установлена взаимосвязь между формированием ценностного отношения к процессу обучения и результатами образовательной деятельности в целом.

В диссертации доказано, что многопрофильная гимназия выступает гуманистическим социальным институтом лишь в том случае, когда обеспечивает самореализацию учащихся в интеллектуальной, мотивационной и практической сферах. В противном случае ее социальные функции сужаются до профессионально ориентированной подготовки, что приводит к противоречию с гуманистическим контекстом общего образования.

Практическими достижениями исследования являются:

— комплекс методических рекомендаций по формированию учительской команды;

— критерии и показатели, характеризующие отношение учащихся к результатам и процессу обучения;

— показатели и критерии учебного процесса как ценности;

— методика изучения отношения субъектов образования к учебному процессу;

— учебные программы по риторике, психологии «Человек в мире людей», «История Хангаласского улуса», «Национальная культура народов Якутии»;

— технология поисково-исследовательской работы через проекты, научно-практические конференции, экспедиции;

— положение и устав научного общества школьников «Исследователь»;

Исследование ставит целый ряд новых проблем, нуждающихся в разработке:

— определение путей построения интегративного учебного плана, углубляющего аксиологическую направленность обучения;

— определение путей, обеспечивающих аксиологическую направленность послешкольного образования и самообразования молодых людей;

— качественное преобразование жизни социума под влиянием творческой деятельности учащихся и педагогов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.К. О понятии «ценность» // Вопросы философии -2002. № З.-С. 139−146.
  2. Е.С. Педагогическое проектирование как средство ценностного согласования во взаимодействии субъектов образовательного процесса: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2000. 19с.
  3. И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. СПб.: Спец. Лит., 2000. — 223 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  6. .Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев: М.: Ин-т практ. психологии" — Воронеж: НПО Ин-т «Модэк», 382с.
  7. Л.И. Психологические закономерности развития взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980.- Т. 1.- № 2. — С. 52−60.
  8. Аристотель. Политика //Сочинения: Т.4. М.: Мысль, 1983. — 830 с
  9. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.- 192с.
  10. В.И. Стандарты в непрерывном образовании. — М.: Исслед. Центр ПКПС, 1998. 249с.
  11. В.И. Концептуальная модель государственных образовательных стандартов в компетентностном подходе. М., 2004.
  12. С.Н. Методология становления педагогического процесса // Педагогика: научные сообщения. -2003. № 3. С. 11- 16.
  13. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1974. — 377с.
  14. М.М. К философии поступка. -М.: Лабиринт, 1996. — 175 с.
  15. Н.А. Философия свободного духа М.: Республика, 1994−480с.
  16. B.C. Мышление как творчество. М., 1975.
  17. B.C. Школа «диалога культур» // Советская педагогика. L989. № 2.
  18. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология /Сост.-М.: Урао, 1998.-576с.
  19. Е.В. Ценностные основания личностно-ориенти-рованного воспитания // Педагогика: Научные сообщения. — 1995. № 4.- С29−36.
  20. Е.В. В защиту «живой» методологии // Педагогика: Полемика. 1998. № 2 — С. 102 — 105.
  21. М.И. Модель национальной школы гимназии как инновационного образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия): Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1998. — 20с.
  22. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.: Международ, пед. акад., 1995—209с.
  23. М. Духовность и личностно — центрированный подход // Вопросы психологии. 1992. № 3−4. — С 24−33.
  24. С .Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования: Психологические аспекты. М.: Смысл, 1999. — 137с.
  25. Дж. Процесс обучения. М.: Академия пед. наук, 1962.- 84с.
  26. Дж. Психология познания. -М.: Прогресс, 1977. С. 355.
  27. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216с
  28. Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме //Alma mater. 1997. № 4. C. l 1−17.
  29. Е.С., Тимофеева Р. Е., Зайкова Н. М., Рожина З. В., Пестрякова Т. И. Социокультурная жизнь Республики Саха (Якутия). 1998−2001.-Якутск, 2002.- 156 с.
  30. М. Исследования по методологии науки. Ч. 1. М.: ИНИОН, 1980.-202 с.
  31. L Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.- 702 с.
  32. М. Основные социологические понятия // Избранные произв. -М.: Прогресс, 1990. 804 с.
  33. С.Г., Хазард Дж. Ценностные ориентации советских и американских учителей // Педагогика. -1992.-№ 3−4.-С 102−106.
  34. С.Г. Проблема гуманизации школьного образования // Гуманизация образования: Теория. Практика. СПб., 1994.
  35. С.Г. Молодой учитель в системе непрерывного образования //Советская педагогика. 1996. — № 2. — С. 71−75.
  36. С.Г. Социологические проблемы образования взрослых. СПб.: ИОВ РАО, 2000. — 224 с.
  37. С.Г. Образование и социальное развитие личности // Новые знания. 2000. № 2. — С. 1−5.
  38. С.Г. Поликультурализм и образование взрослых // Новые знания. — 2002. № 1- С. 1−5.
  39. С.Г. Образование взрослых: перспективы развития // Мост. 2003. № 56. — С. 93 — 96.
  40. С.Г. Андрагогика // Андрагогика: материалы к глоссарию. СПб., 2004. — С.8−19.
  41. В. История древней философии. СПб., 1983.
  42. О.Е. Формирование у младших школьников ценностного отношения к природе средствами якутских народных традиций: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Якутск., 1996. 17с.
  43. У.А. Сказ о народе саха. Якутск.: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1994. — 144 с.
  44. У.А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации. Новосибирск, 1992. — 30с.
  45. Г. Н. Этнопедагогика / под ред. И. Г. Огородникова. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974.- 316с.
  46. В.Г. Аксиологические аспекты готовности учителя к решению проблем гуманизации образования //Гуманизация образования. Теория. Практика. СПб., 1994.
  47. В.Г. Гуманитарно — аксиологические основы постдипломного образования педагога: Монография. Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997.-421с.
  48. JI.C. Собрание сочинений: в 6 томах. Т.4. Детская психология / Под ред. A.M. Матюшкина. М: Педагогика, 1984. — 432с.
  49. JI.C. Лекции по психологии.-СПб.: Союз, 1997- 143 с.
  50. Г. П. Аксиология культуры— СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996.-150 с.
  51. В.В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социологические исследования. 2002. № 1. — С.96−105.
  52. О.С. Неклассическое воспитание. М: Мирос, 2002.
  53. Е.О. Размышления о практике педагогических мастерских // Школьные технологии. 2003. № 5. — С 174−185.
  54. .С. Философия образования для XXI века // Мир образования. 1996. № 4. — С 49−54.
  55. .С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры // Педагогика. 1998. № 2. — С. 49- 57.
  56. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа — пресс, 1995. — 448 с.
  57. Г. П. Представления старшеклассников о ценностях // Педагогика. 1995. № 4. — С 45−48.
  58. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Образование личности. М.: Интерпракс, 1994. — 134 с.
  59. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2001. — 224 с.
  60. В.В. и др. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3−4. — С 14 — 18.
  61. О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксисткая философия. — М.: Политиздат, 1967.-351 с.
  62. Д. Демократия и образование. М.: Педагогика — пресс, 2000. -382 с.
  63. Е.П. Образование и развитие: Национальная стратегия на подступах к XXI веку. — Якутск, 1993 — 24с.
  64. А.С. Образование: философия, культурология, политика. — М.: Наука, 2002.-456 с.
  65. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. М.: Триволо, 1994. — 301с.
  66. В.П. Перспективы ближайшего развития развивающего образования // Психологическая наука и образование: Вопросы теории развивающего образования. 2000. № 2.— С 18−43.
  67. Г. Л. Нетрадиционные формы усвоения социального опыта в контексте психологии образования // Вопросы психологии. 1992. № 3−4.-С 19−23.
  68. Г. Л. Образование после образования (от педагогической парадигмы к образовательной) // Новые знания. 2000. № 1. — С. 16 -19.
  69. Г. Л. Философия образования: идея непрерывности. М., 2002. — 223 с.
  70. К. Педагогическая диагностика. / Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1991. 240 с.
  71. Л. С. Образовательная мотивация: теория и методология исследования. — СПб.: Изд-во Библиотеки Академии Наук, 2002.-216с.
  72. М.В. Ступени духовной зрелости СПб.: СПбА11 110, 2004.-56с.
  73. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. -М.: Политиздат, 1974.— 328 с.
  74. М. С. Системный подход и гуманитарное знание. Избранные статьи. -Л: Изд-во ЛГУ, 1991. -384с.
  75. М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1996.-416 с.
  76. М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997.-205 с.
  77. М.С. Мир общения: Проблемы межсубьективных отношений. — М.: Политиздат, 1988. 315 с.
  78. Кадровая поддержка модернизации системы образования / Под ред. А. В. Великановой. Самара, 2003. — 123с.
  79. И. Сочинения: Т.1. М.: Мысль, 1963. 543с. (о принципе противоречия с263−266).
  80. И. Сочинения: Т. 4. Ч. 1- М.: Мысль, 1965 544 с.
  81. И. Логика: Трактаты и письма /Хрестоматия по философии М., 1997.
  82. А.Г., Левит М.В Базисный учебный план и Российское образование в эпоху перемен. М., 1994. — 142 с.
  83. Е. Жизненные планы, мотивы, потребности // Директор школы: Экспресс-опыт 1999. № 1- С. 34 — 35.
  84. Клингберг J1. Проблемы теории обучения. М.: Педагогика, 1984. -256с.
  85. Кон И. С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  86. Кон И. С. Ребенок и общество: (историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, 1988. — 270с.
  87. Кон И. С. Социальная психология. М.: МПСИ- Воронеж, 1999. — 177с.
  88. Коростылева J1.A. Психологические проблемы самореализации личности. Вып 5/ Под ред. Г. С. Никифорова и J1.A. Коростылевой. -СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун та, 2001. — С. 17.
  89. Е.Н. Образовательное путешествие как педагогический метод: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2004. — 24с.
  90. И.И. Политические и другие социальные ценности //Вопросы философии. 2005. № 2.
  91. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. (Методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 264с.
  92. А.Е. Материалы для изучения верований якутов // Научные труды. Якутск, 1979. — С 7−101.
  93. Ю.Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерних школ. — М.: Педагогика.
  94. Ю.Н., Сухобская Г. С. Личность. Внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. СПб.: ИОВ РАО совместно с изд-вом Тускарора, 1996. — 175с.
  95. Ю.Н., Тарасов С. В. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. 2001. № 1- С. 6−7.
  96. Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии. -СПб.: Спец Лит, 2001. 75с.
  97. B.C., Мартиросян Б. П. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы // Педагогика: Научные сообщения. 2003. № 3. — С. 17−25.
  98. О.Е. Новые возможности школы в условиях модернизации образования // Вестник ОИРШ. 2003. № 23. — С.4−26.
  99. О.Е. Учимся вместе решать проблемы ч I.- СПб.* Наука и культура, 2004. 79с.
  100. О.Е. Сборник ситуационных заданий ч IL— СПб.: Наука и культура, 2004. 82с.
  101. О.Е. Методические рекомендации для разработчиков надпредметных программ ч III.- СПб.: Наука и культура, 2004. 76с.
  102. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.- Воронеж, 1998.-288с.
  103. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  104. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 584 с.
  105. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной реконструкции // Современный социо-анализ. Сборник статей. -М., 1998.
  106. Л.Н. К обществу образованных людей. (Теория и практика образования взрослых). СПб.: ИОВ: Тускарора, 1998. — 273 с.
  107. Л.Н. Образование в структуре человеческой деятельности // Вопросы философии 1984. № 12. — С.3−13.
  108. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2000.
  109. В.Т. Социология молодежи. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996.
  110. Личность. Ценности. Изменяющийся мир /Под ред. Ю. Н. Кулюткина. СПб.: ИОВ РАО, 1998. — 75 с.
  111. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская / Отв. Ред. Н. И. Королева -СПб.: Тускарора, 1996 174с.
  112. З.А. Джон Дьюи философ и педагог-реформатор/ЯТедагогика: Школа и педагогика за рубежом— 1995. № 4- С. 95−105.
  113. .В. Философская антропология: очерки истории и теории.- СПб.: Изд-во Лань, 1997.- 384с.
  114. Н.В. Ноосферное образование. М.: Инст. Холодинамики, 2002. — 338 с.
  115. Н.В. Педагог нового поколения восприятие школьника. — Л., 1999.
  116. А. Мотивация и личность. М — СПб.: Питер, 1999. -479с.
  117. М.Д. Социально-психологический климат в школе. Формирование команд как один из методов организационного развития: Методическое пособие СПб.: СПбГУПМ, 2003— 76с.
  118. Методы и методики социально-педагогического исследования / С. Г. Вершловский, Л. Г. Петряевская, А. И. Ходаков и др. СПб.: -ИОВ РАО: Тускарора, 1999. — 122 с.
  119. Мид М. Культура и мир детства: Избр. Произведения / Пер. с англ. Ю. А. Алексеева / Отв. ред. И. С. Кон. М., 1988.- 429с.
  120. Мировосприятие и образ жизни: Научное издание / Под научн. ред. Ю. Н. Кулюткина и С. В. Тарасова. СПб.: Образование -Культура, 1999. — 100 с.
  121. А.В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1999. -96 с.
  122. И.В. Образовательные технологии как предмет педагогической рефлексии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2001.- 18с.
  123. Г. Психология и учитель. М.: ЗАО «Совершенство», 1997.— 315 с.
  124. На пороге взрослости. Пособие для руководителей школ / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб.: Лицей, 1999. — 131 с.
  125. Н.Д. Проблема ценностей в современном обществе, -СПб.: Изд-во СПОГУП, 1998. 17 с.
  126. Ф., Фрейд 3., Фромм Э, Камю, Сартр Ж.-П. Сумерки богов.-М., 1989.
  127. Ф.В. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого. СПб.: Кристалл, 2001. — 286с.
  128. А.Г. О менталитете саха. Якутск, 1996 — 147 с.
  129. A.M. Методология образования. М.: Этвес, 2000. — 320 с.
  130. Ю.Е. Поиск путей развития // Народное образование Якутии. 2000. № 3. — С. 81−83.
  131. Ю. Е., Тимофеева Р. Е. От научной теории к образовательной практике. Выпуск первый СПб., 2001. — 92с.
  132. Ю.Е. Социально-педагогические условия формирования готовности гимназистов к послешкольному образованию //Аспирантские чтения педагогов /ИПКРО МО Респ. Саха (Якутия). Якутск, 2002. — С. 154 — 156.
  133. Ю.Е. Социально-педагогические условия формирования готовности гимназистов к послешкольному образованию // Математика. Информатика. Образование. Республ. научно-практ. конф. Тез. докл. Якутск, 2002. — С. 112.
  134. Ю.Е., Тимофеева Р. Е. От научной теории к образовательной практике. Выпуск второй СПб., 2003. — 92с.
  135. Ноосферное образование стратегический ресурс планеты: Сборник докладов XV и XVI Международных научно-практических конференций, Москва — Алматы, 2004 г. — М.-Алматы: Институт холодинамики, 2004. — 236с
  136. Т.А. Ценностное самоопределение выпускника лицея: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 1998. -20с.
  137. Образование взрослых. Опыт и проблемы / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. — 167 с.
  138. Образование взрослых: цели и ценности / Под ред. Г. С. Сухобской, Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной. СПб.: ИОВ РАО, 2002.-188с.
  139. А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь, 1996. — 149с.
  140. А.П. Человек среди людей // Народное образование: Национальная школа 1995. № 8−9- С. 61−65.
  141. В. Процесс обучения М.: Учпегиз, 1962 — 172с.
  142. Л.Г. Типы культуры и образования /Образование в Сибири. 1995 .№ 1.
  143. В.Г. Непрерывное образование педагогов: современные проблемы и тенденции: Материалы юбил. науч.- практ. конф. «Кадры сферы образования взрослых: социально-педагогические проблемы». — СПб.: РАО, 1996.
  144. В.Г., Огарев Е. И., Загодский А. Л. и др. Теоретические основы непрерывного образования. М: Педагогика, 1987. — 207 с.
  145. В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. Спб.: ИОВ- Воронеж ВИПКРО, 1995.-231 с.
  146. А.П. Преемственность народной и научной педагогики как фактор развития теории нравственного воспитания: Афтореф. дис. докт.пед.наук. Минск, 1995. —35с.
  147. Г. В. и др. Социология М.: Мысль, 1990. — 446 с.
  148. Г. А. Гуманитаризация содержания стественнонаучного образования как условие развития ценностных отношений учащихся: Автореф. дис.. канд.пед.наук. СПб., 2002. -22с.
  149. А. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности.- СПб, 2001.-494с.
  150. Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.- М.: АРКТИ, 2003. 112 с.
  151. Педагогика. Учебное пособие / Под редакцией П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.- 640с.
  152. Педагогическая антропология: Учебное пособие /Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 576 с.
  153. Педагогические мастерские: теория и практика. — СПб., 1998 — 318с. (302.
  154. А.А. Теория и практика развития аксиологическогопотенциала личности студента в диалоге культур: Автореф. дис.докт. пед. наук. Оренбург, 2002. 36с.
  155. И.С. Этнопедагогика «кут-сюр»: педагогические воззрения народа Саха. М.: Academia, 1999. — 184 с.
  156. Проблемы модернизации содержания школьного образования. Сборник аналитических и методических материалов (перевод с английского языка). СПб., 2001. — 50 с.
  157. Рабочая книга андрагога / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб.: Знание, 1998.-С. 6−31.
  158. Развитие психологических функций взрослых людей / Под ред. Б. Г. Ананьева и Е. И. Степанова.— М., 1977.
  159. Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт. / Р 76 Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 — 672с., ил.Т.2- М-Я-1999.
  160. Русская философия: энциклопедический словарь, 1995.
  161. Н. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Узбекистана: Автореф. дис.. докт.пед.наук. Алма-Ата, 1993.-46с.
  162. A.M. Основы традиционного воспитания в башкирской народной педагогике: Автореф. дис.. докт.пед.наук. Челябинск, 1995 -48с.
  163. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256с.
  164. В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Доброевет, 1998.-292 с.
  165. И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003. — 80 с.
  166. М.Н. Проблемы современной дидактики. — М.: 1980.
  167. Н. Социология. М.: Феникс, 1998. — 688 с.
  168. З.Ю. Место профессии в системе жизненных ценностей и профессионализм учителя // Постдипломное образование: проблемы, опыт и перспективы. СПб.: 2004.-С. 47−50.
  169. Е.И. Аксиологические ориентиры моделирования процесса повышения квалификации педагогических кадров: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Минск, 2002.- 22с.
  170. Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1981.- 1600с.
  171. А.В., Щербакова И. О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социологические исследования. — 2003. № 1.— С. 115−123.
  172. Е.А. Я учитель (опыт профессиональной рефлексии). — СПб.: Тускарора, 1999. — 86с.
  173. Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов // Социологические исследования.-2003. № 10—С. 55−61.
  174. Социальный портрет выпускника основной средней школы Санкт-Петербурга. Анкета девятиклассника / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб., 1999. — 64 с.
  175. Социализация взрослых: Учебное пособие. СПб.: Спецлит, 2002. — 272с.
  176. JT.A. Философия и история образования: Уч. пос. для студ. высших уч. зав. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 268 с.
  177. JT.A. Философия образования: Онтологический аспект. Хабаровск: ХГПУ, 2002. — 71 с.
  178. . JT.H. Природа эстетической ценности. — М.: Политиздат, 1982.-271 с.
  179. Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. — 464 с.
  180. М.П. Макаренко и Франкл о ценностных ориентациях личности// Педагогика- 1993. № 1.-С.99−103.
  181. А. И. Школа взаимной человечности М., 1995. — С. 36.
  182. Г. С., Соколовская Е. А., Шадрина Т. В. О новых ценностях в образовании взрослых // Новые знания. 2003. № 4
  183. В.А. Сердце отдаю детям. Киев.: Радяньска школа, 1974. — 288с.
  184. В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975.-240с.
  185. В.А. Как воспитать настоящего человека. -Мн.: Нар. асвета, 1978. 288с.
  186. Е.П. Особенности межэтнических отношений подростков в Республике Саха (Якутия). СПб.: Лицей, 2001.-172с.
  187. Р.Е. Национальная культура в последипломном образовании педагогов: Автореф. дис.. докт. пед. наук. СПб., 1998 — 32 с.
  188. Р.Е. Культура и гуманизация образования. Учебное пособие. Якутск: Изд-во ИПКРО, 1999. — 160с.
  189. Р.Е., Ноговицына Ю. Е. От научной теории к образовательной практике. — СПб.: Лицей, 2001. — 92 с.
  190. М.Х. Изучение духовного мира поступающих в вузы как основа дальнейшей дифференциации воспитательной работы. Тарту, 1970.-56 с.
  191. М.Х. Выбор пути как социальная проблема. М.: Мысль, 1975.- 198 с.
  192. М. Х. Кенкманн П., Саар Э. и др. Жизненные пути молодого поколения: Опыт и методика генетических исследований в социологии. Таллин, 1983. — 222 с.
  193. М.Х. Молодежь: ориентация и жизненные пути. Рига, 1988.-204 с.
  194. Титма М. Х Начало пути поколения со средним образованием. -М.: 1989.-204с.
  195. М.Х. Жизненные пути одного поколения. М.: Наука, 1992.-184 с.
  196. Э. Историзм и его проблемы: Логическая проблема философии истории. М.: Юрист, 1994. — 719 с.
  197. П.И., Сениовский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П. И. Третьякова.- М.: Новая школа, 1997. 352с.
  198. В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика. 1998. № 2 — С. 2 — 7.
  199. А.П. Проблемы гуманитаризации образования.• СПб., 1999.-137с.
  200. В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Изд-во ЛГУ, I960. — 156 с.
  201. В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во ЛГУ 1968.- 124 с.
  202. М.А. Истоки феноменальной жизнеспособности народа Саха. — Я.: Бичик, 2000.-304с.
  203. Ю. А. Образование фундаментальная форма постижения бытия. — М.: Институт Холодинамики, 2004. — 51с.
  204. Управление современной школой / Под ред. В. Ю. Кричевского, -СПб.: СПбГУПМ, 1998. 204с.
  205. Учение как самоценность. Доклад Международной комиссии по образованию в XXI веке для ЮНЕСКО. Председатель Комиссии — Жак Делор. ЮНЕСКО, 1996. -266с
  206. Л.И. Этнопедагогические традиции нравственного воспитания. Якутск.: Изд-во ИПКРО PC (Я), 1995. — 104с
  207. Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996.-512с.
  208. Д.И. Социальное развитие в пространстве -времени детства. М.: Издательство «Флинта», 1997. — 160с.
  209. Г. Внесем новое слово // Народное образование: Национальная школа 1995. № 8 — 9. — С.67.
  210. И.Г. Сочинения: В 2-х т. Т. 1. СПб.: Мифрис, 1993. — 686 с.
  211. И.Г. Сочинения: В 2-х т. Т. 2. СПб.: Мифрис, 1993. — 798 с.
  212. П. Культ, религия и культура // Русская Философия. Конец XIX в. Начало ХХв- Антология СПб., 1993.
  213. Формирование педагогического коллектива единомышленников: Методические рекомендации / Конаржевский Ю. А. — Псков, 1994. — 38с.
  214. C.JI. Духовные основы общества. М. 1992.
  215. В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. М., 1990. -263с.
  216. JI.M. Психопедагогика общего образования. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997.-288с.
  217. И. Т. Философский энциклопедический словарь. — М., 2001
  218. Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1986. — 240с.
  219. Э. Искусство любить. М.: 1990.
  220. Э. Психоанализ и этика,— М.: Республика, 1993, 176с.
  221. Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1995. — 240с.
  222. М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.-445 с.
  223. Ценностно смысловые ориентиры естественно — научного образования // Методика как наука и учебный предмет. Выпуск 5-СПб., 2003. — 118 с.
  224. И.И. Аксиологические основы развития профессиональной компетентности педагога в региональной системепостдипломного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2003.-24с.
  225. . М. Формализм в этике и материальная этика ценностей //Избранные произведения-М.: Гнозис, 1994.-413с.
  226. . М. Положение человека в космосе // Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. — 413с.
  227. Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1962.
  228. Г. И. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов учащихся. JL: 1967. — 20с.
  229. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.-М.: Педагогика, 1988.-203 с.
  230. Н.И. Гуманистические основы системы правового образования в школе: Дис.. докт. пед. наук. СПб., 1998 —462с.
  231. Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. 554 с.
  232. .Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1992. № 3−4.- С 7−13
  233. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Политиздат. — 454 с.
  234. Энциклопедия Брокзауза и Ефрона, 1903.
  235. Энциклопедия Граната, 1919.
  236. Энциклопедия Якутии. М., 2000. — 539 с.
  237. Э. Идентичность: юность и кризис. -М., 1996.
  238. А.И. Формула менталитета петербуржцев // Мост. -2003. № 56 С. 16 — 20.
  239. В.А. и др. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. JL, 1979.-278с.
  240. В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социологической реальности: Учебник для студентов вузов.-М.: Ин-т социологии: Добросвет, 2000. — 595 с.
  241. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. — 169с.
  242. И.С. Технология личностно ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  243. К. Смысл и назначение истории. — М.: Политиздат, 1991.-527 с.
Заполнить форму текущей работой