Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Метод самостоятельной работы, особенности его использования в вузе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведению данного вида учебного занятия (как и любого другого) должна предшествовать подготовка как преподавателя, так и студентов. Подготовка к занятию первого начинается с изучения исходной документации, определения (уточнения) целей и задач занятия, времени его проведения. На основе изучения исходной документации у преподавателя должно сложиться четкое представление о том, какой материал… Читать ещё >

Метод самостоятельной работы, особенности его использования в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Самостоятельная работа обучающихся под руководством преподавателя

Достижение целей эффективной подготовки обучающихся в вузах невозможно без их целеустремленной самостоятельной работы. При этом, безусловно, нельзя обойтись без живого общения и консультирования со стороны профессорско-преподавательскою состава. Самостоятельная работа студентов является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих систем, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Она организуется, обеспечивается и контролируется соответствующими кафедрами.

Самостоятельная работа студентов предусматривает, как правило, разработку рефератов, выполнение расчетно-графических задач, вычислительных работ, моделирования и других творческих заданий в соответствии с учебной программой (тематическим планом изучения дисциплины). Основная цель данного вида занятий состоит в обучении студентов методам самостоятельной работы с учебным материалом.

Известный ученый академик А. Н. Крылов всю жизнь пропагандировал тезис о том, что основная задача вуза «научить умению учиться» постоянно утверждал, что никакая школа нс может выпустить законченного специалиста — специалиста образует его собственная деятельность. Нужно лишь, чтобы он умел учиться, учиться всю жизнь. И это «умение учиться» наиболее полно развивается на самостоятельных занятиях. Причем известно, что самостоятельные занятия под руководством преподавателя обеспечивают более эффективную подготовку и качество усвоения теоретического материала, приобретение определенных практических навыков студентов по сравнению с самостоятельной работой, проводимой без преподавателя.

Самостоятельная работа обучающихся под руководством преподавателя является одним из видов учебных занятий. Они проводятся в целях приобретения навыков работы над источниками по данной учебной дисциплине, а также фундаментального изучения теоретических положений, отдельных вопросов и тем учебных программ, разработки курсовых работ (проектов, задач), написания рефератов, выполнения индивидуальных расчетно-графических работ, изучения техники и приобретения практических навыков на учебногренировочных комплексах и т. п.

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя должна быть логически взаимосвязана с другими видами учебных занятий. Нельзя начинать изучение дисциплины (сложной темы) с самостоятельной работы. Это неизбежно повлечет за собой трудности в изучении учебного материала, вызовет большое количество вопросов, и в результате цели данного занятия не будут достигнуты.

Материал, подлежащий обработке на самостоятельных занятиях, намечается при разработке программы. Педагогическая практика вузов в организации самостоятельных занятий под руководством преподавателя свидетельствует о том, что материал, выделяемый на такие занятия, должен удовлетворять следующим требованиям:

  • • быть изложенным в учебнике достаточно полно и с примерами; наличия достаточного количества литературы, учебных пособий, учебно-методических материалов, образцов техники по избранной тематике является непременным и обязательным условием для успеха таких занятий;
  • • содержать сведения, углубляющие знания, полученные на лекции;
  • • по возможности не вводить новые понятия, а расширять представления уже усвоенных понятий и определений;
  • • содержать проблемные ещё не полностью решённые вопросы;
  • • требовать настойчивой углубленной работы и обдумывания.

Содержание каждого занятия должно тщательно продумываться, обсуждаться на заседании кафедры и вноситься в тематический план изучения дисциплины.

Первоначальный объем учебного материала, выносимого на 1 час самостоятельного занятия, не должен превышать того объёма, который преподаватель планировал бы на 1 час лекции (практического, группового или иного занятия) но этой теме. По продолжительности самостоятельное занятие под руководством преподавателя может быть от 2 до 4 часов. Считается, что на 2 часа самостоятельных занятий можно выделять в учебнике отдельные параграфы или тему объёмом не более 20 страниц технического текста.

Обоснуем особенности подготовки преподаватели к проведению самостоятельной работы с обучающимися.

Проведению данного вида учебного занятия (как и любого другого) должна предшествовать подготовка как преподавателя, так и студентов. Подготовка к занятию первого начинается с изучения исходной документации, определения (уточнения) целей и задач занятия, времени его проведения. На основе изучения исходной документации у преподавателя должно сложиться четкое представление о том, какой материал студенты должны отработать и с какой степенью определенности. На этой основе педагог разрабатывает задания студентам, которые в принципе могут быть индивидуальными или общими.

Общие для всех обучающихся задания на самостоятельную работу под руководством преподавателя отрабатываются в тех случаях, когда педагог планирует планомерно продвигаться вперед, переводя определенные занятия, которые можно было бы провести и традиционным методом, на самостоятельные занятия, но под руководством преподавателя. Индивидуальные задания используются в том случае, когда преподаватель имеет в виду путем обобщения опыта обучающихся расширить рамки курса на семинарских и других видах занятий.

Постановку задачи обучающимся на проведение самостоятельного занятия преподаватель осуществляет на одном из занятий, предшествующем данному. Он разъясняет смысл занятия и указывает, что к нему должно быть подготовлено.

Задание на самостоятельное занятие должно быть выдано заблаговременно с тем, чтобы обучающиеся имели время на информационный поиск в библиотеке необходимых учебных материалов (учебников, пособий и т. п.). Одновременно с подготовкой задания преподаватель разрабатывает план проведения занятия, являющийся основным рабочим и отчетным документом.

В плане проведения занятия методом самостоятельной работы указываются: тема, цель занятия, тезисы вводной (установочной) части; излагаются узловые вопросы, по которым проводится самостоятельная работа, а также определяется порядок и организация мест занятия, объем учебной литературы и порядок подведения итогов. Одно из важнейших требований к плану — это обеспечение индивидуализации обучения.

Подготовка аудитории (учебных мест), технических средств обучения, тренажеров, наглядных пособий возлагается на преподавателя и инженерно-лаборантский состав.

Раскроем особенности организации и проведения занятий методом самостоятельной работы под руководством преподавателя.

Самостоятельную работу под руководством преподавателя целесообразно сгроигь из трех основных частей: вводная (установочная); собственно самостоятельная работа обучающихся по выполнению предложенного задания (исполнительская) и подведение итогов.

Занятие начинается кратким вступительным словом преподавателя. Вводная (установочная) часть должна ориентировать обучающихся на прочное освоение знаний, отработку умений, и если это прсдусматривается заданием, то и навыков, которые необходимы для его выполнения. На этом этапе выясняется и уточняется, к каким источникам следует обратиться при возникновении затруднений, как и когда проверить результаты самостоятельной работы. Вводную часть занятия преподавателю целесообразно ограничивать до 5−10 минут.

Затем обучающимся предоставляется возможность выполнять рекомендованные задания самостоятельно. При этом способы их самостоятельной работы выбирают индивидуально, но методика достижения конечной цели может определяться преподавателем и включать: последовательность изучения и усвоения учебнометодического материала, пособий, руководств, наставлений, техники и т. д.; определение главного в изучаемом материале, сведения, которые необходимо проработать и законспектировать; просмотр учебных кинофильмов и их обсуждение; работу обучающихся по индивидуальным заданиям; опрос в течении 7−10 минут с целью проверки усвоения главного из предложенного учебного материала.

В ходе занятий преподаватель не должен устраняться ог руководства самостоятельной работой студентов. Ему целесообразно постоянно наблюдать, все видеть, все замечать. На первых занятиях весьма полезно побеседовать с каждым обучающимся, задать несколько вопросов как для контроля знаний, так и для установления делового контакта с ними. Если выяснится, что студент не усвоил материал или не уяснил задания, надо в доброжелательной форме оказать ему помощь.

При возникновении затруднений у обучающихся в разрешении вопросов задания преподавателю целесообразно предусмотреть, чтобы каждый из них мог получить оперативную консультацию по любому вопросу. Если же при самостоятельной работе возникают затруднения по одному и тому же материалу (вопросу) у многих студентов, то желательно провести групповую консультацию. Консультации не должны быть продолжительными, обычно индивидуальные в течении 1−2, а групповые — 2−3 минут.

Для контроля усвоения учебного материала целесообразно проводить в конце каждого занятия групповое собеседование или обсуждение изучаемого материала, проведение контрольных работ и т. п. Такие мероприятия при должной их организации позволяют нс только оценивать знания материала, но и углубить и закрепить его у обучающихся.

Другой формой проведения самостоятельной работы может быть изучение учебного материала по поставленным вопросам с последующим коротким обсуждением каждого из них. Контроль усвоения материала в данном случае будет более действенным.

В заключительной части самостоятельной работы преподаватель подводит итоги, сообщает (дает оценку), как работали обучающиеся. Возможен отчет отдельных студентов, их заслушивание по результатам самостоятельной работы. Основная дидактическая цель подведения итогов — научить обучающихся анализировать ход и результаты работы, аргументировать свои выводы, оценивать содержание, рационально планировать учебную деятельность.

Новые и, надо сказать, широкие возможности в самостоятельной работе над учебным материалом открываются с появлением на рабочих местах слушателей дисплеев и автоматизированных обучающих систем. Их использование на самостоятельных занятиях под руководством преподавателя позволяет:

  • — расширить информационную базу учебных занятий;
  • — повысить активность обучающихся, из пассивных поглотителей информации они превращаются в ее добытчиков;
  • — развивать способности к анализу и обобщению, улучшать связанность, широту и глубину мышления;
  • — облегчить усвоение абстрактного материала, представить его в виде конкретных образов;

приучить студентов к точности, аккуратности, последовательности действий;

— развивать самостоятельность.

Выход на новое качество подготовки будущих специалистов в вузе видится в переориентации учебных планов на широкое использование самостоятельной работы студентов, в том числе на младших курсах. Переводе наиболее продвинутых обучающихся на индивидуальные планы обучения, вовлечении их в научно-исследовательскую работу студентов.

В целом же ориентация учебного процесса в вузе на самостоятельную работу обучающихся и повышения ее эффективности предполагает:

  • — увеличение часов на самообразование студентов;
  • — организацию постоянных консультаций, выдачу комплектов заданий на самостоятельную работу заранее или поэтапно;
  • — создание учебно-методической и материально-технической базы вуза (учебники, учебные и учебно-методические пособия, компьютерные классы и т. п.), позволяющие самостоятельно осваивать дисциплину;
  • — развитие систем дистанционного и открытого образования;
  • — доступность лабораторий и специальных аудиторий для самостоятельной работы обучающихся;
  • — отмену большей части сложившихся форм практических и лабораторных занятий с целью высвобождения времени на самостоятельную работу и обслуживание консультационных пунктов.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой