Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Описание шкал. 
Психология и педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Адекватный результат говорит об умеренной требовательности к другим. Такой человек не считает, что жизнь и окружающие люди должны ему априори. Поэтому он старается сам достичь того, что хочет, и часто это получает. Он понимает, что каждый человек уникален и не существует причин, по которым судьба и люди должны подчиняться его желаниям. Он не требует от других совершенства и справедливости… Читать ещё >

Описание шкал. Психология и педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

I. Шкала «Вербальная зависимость» оценивает тенденцию человека ставить свое самоуважение в зависимость от мнения окружающих.

Адекватный результат показывает, что вербальная зависимость человека находится в пределах нормы, у него здоровое чувство собственного достоинства, нормальная реакция на критику и одобрение. Критика может быть ему неприятна, но она не снижает его самооценки. Похвала может его порадовать, но она не нужна ему, чтобы уважать себя.

Высокий результат говорит о чрезмерной зависимости человека от мнения окружающих. Он чрезвычайно чутко реагирует на высказывания в свой адрес. Если такого человека критикуют или ругают, то он чувствует себя виноватым и несчастным, егр самооценка резко снижается. Если его похвалят, то он мгновенно расцветает, и в этот момент его можно просить о чем угодно. Поэтому им легко манипулировать. Связывать собственное достоинство с мнением окружающих и смотреть на себя глазами других людей — это вредная привычка, рудимент детства. Такой человек, страшась критики, унижения или отвержения, старается избегать конфликтов, боится отказывать людям и часто предает собственные интересы в угоду другим. Следует помнить, что компенсировать недостаток самоуважения за счет внешней положительной оценки невозможно.

Низкий результат характерен для людей крайне самоуверенных, игнорирующих мнение окружающих, ведущих асоциальный образ жизни, что может обернуться конфликтом с обществом, правонарушениями.

II. Шкала «Эмоциональная зависимость» оценивает зависимость человека от эмоциональной поддержки окружающих его людей.

Адекватный результат показывает, что эмоциональная зависимость человека находится в пределах нормы. Ему важна эмоциональная поддержка со стороны близких людей, но он обладает чувством любви и уважения к самому себе, интересуется многими аспектами жизни и поэтому не связан по рукам и ногам чувствами окружающих людей. Он относится к эмоциональной поддержке как к желаемому, но не необходимому. Все это притягивает к нему людей, которые хорошо себя чувствуют рядом с ним.

Высокий результат говорит о том, что человек эмоционально зависим. Он не хочет самостоятельно нести ответственность за свою эмоциональную жизнь. Настойчиво требует любви и внимания. И когда не имеет этого, мгновенно теряет уверенность, чувствуя себя как рыба без воды. «Ты испортил мне настроение!» — его обычная фраза. Он соглашается на подчинение, и будет терпеть унижение, боясь быть отвергнутым. Как результат такого поведения — потеря уважения. Эмоционально зависимые люди обременительны для окружающих и поэтому часто остаются в одиночестве. При желании такими людьми легко управлять, используя их в своих целях.

Низкий результат характерен для людей эмоционально нечувствительных («колодных») или боящихся и прячущих свои переживания. Они тяжелы в общении, их поведение отталкивает людей.

III. Шкала «Зависимость от достижений» оценивает зависимость самоценности человека от его успехов.

Адекватный результат говорит о том, что зависимость человека от своих достижений находится в пределах нормы. Он получает удовлетворение от работы, но это для него не единственный путь поддержания самоуважения и самоценности. У него есть и другие сферы, в которых он может реализовать себя. Быть продуктивным и многого достичь в работе, безусловно, приятно. Но нет необходимости-заслуживать любовь и уважение изнурительным трудом, для счастья это вовсе не обязательно: успех и слава счастья не гарантируют.

Высокий результат показывает зависимость человека от собственных достижений. Он не просто зависит от работы, а видит себя как товар на рынке. Все его радости связаны с успехами в делах. Он считает свои творческие достижения залогом счастья и надеется его обрести, приложив лишь немного больше усилий. При успешной карьере он становится трудоголиком, который в случае неудач впадает в депрессию, так как другие источники получения удовольствия у него отсутствуют. Если такой человек не может продолжать работу (уходит в отставку, на пенсию или заболевает), то ему грозит эмоциональный срыв, поскольку он чувствует себя использованным и выброшенным из жизни.

Низкий результат характерен для людей с неадекватной самооценкой, которая не связана с реальными результатами их деятельности.

IV. Шкала «Требовательность к себе» оценивает склонность человека к «безупречности».

Адекватный результат говорит об умеренной требовательности к себе. Такой человек способен ставить разумные цели и испытывать удовольствие от самого процесса их достижения. Он понимает, что не обязан быть выдающимся во всем и не должен постоянно стараться, не боится ошибок, рассматривая их как возможность чему-то научиться и улучшить себя. Может показаться парадоксальным, но он, скорее всего, гораздо продуктивнее своих безупречных партнеров.

Высокий результат — показатель того, что человек требует от себя недостижимой безупречности, демонстрируя порой жестокость к самому себе. Он не позволяет себе отдохнуть, пока «вся» работа не будет доведена до конца. Для него ошибки не допустимы, неудачи — хуже смерти. Поскольку в основе стремления к безупречности лежит неуверенность в себе, то он склонен по нескольку раз перепроверять, заперты ли двери квартиры (автомобиля), выключена ли плита и т. д. Он сверхсамокритичен и переживает, что не сможет достичь хороших результатов. Не рискует браться за что-то новое, так как страх перед ошибками парализует его, ограничивая личностный рост. Чем больше человек стремится к совершенству, тем больше его разочарование, поскольку полное совершенство недостижимо, а людям, наметившим недостижимое, проигрыш гарантирован. Кроме того, жажда совершенства требует особой тщательности в работе, что приводит к промедлению и связанным с этим потерям. Он считает, что должен чувствовать, думать и вести себя сверхсовершенно. Как бы быстро человек в такой ситуации ни «бежал», достичь своего идеала ему не удается. Он находится в постоянном напряжении и удивляется, почему казавшаяся столь реальной радость победы не материализуется. Его жизнь лишена многих радостей и удовольствий.

Низкий результат характерен для людей разболтанных, неорганизованных, неаккуратных, не имеющих своих четких целей. Это плохие работники, которые нуждаются в постоянном контроле.

V. Шкала «Требовательность к другим» оценивает степень требовательности человека к окружающим его людям.

Адекватный результат говорит об умеренной требовательности к другим. Такой человек не считает, что жизнь и окружающие люди должны ему априори. Поэтому он старается сам достичь того, что хочет, и часто это получает. Он понимает, что каждый человек уникален и не существует причин, по которым судьба и люди должны подчиняться его желаниям. Он не требует от других совершенства и справедливости во всем, терпелив и настойчив, у него высокая способность противостоять расстройствам. В результате он чаще всего оказывается впереди других.

Высокий результат показывает, что требовательность к другим крайне за-, вышена и может доходить до деспотизма. О таком человеке говорят: «Даст на копейку, а требует на рубль». Он хочет, чтобы окружающие встречали его с распростертыми объятиями, а еще лучше — по стойке «смирно». Чаще всего этого не происходит, и он чувствует себя несчастным. Такие люди много энергии тратят на свои огорчения, печали, недовольства. Они часто жалуются во всеуслышание, но практически ничего не делают для разрешения своих проблем. В результате от жизни они получают все меньше и меньше.

Низкий результат характерен для людей, с которыми окружающие не считаются и, используя в своих целях, ничего не дают взамен. Такие люди, как правило, не могут работать на руководящих должностях, поскольку подчиненные игнорируют их.

VI. Шкала «Ответственность за других» оценивает степень ответственности человека за окружающих его людей.

Адекватный результат показывает, что человек понимает, что он не «пуп земли» и не может отвечать за все и всех. Он относится к людям как к равноправным партнерам — не опасаясь их несогласия и не контролируя их. Отношения строятся на взаимности, а не на зависимости. Это притягивает к нему людей, которые прислушиваются к его идеям, ибо он не заставляет их придерживаться своей точки зрения.

Высокий результат говорит о гиперответственности. У человека присутствует познавательное искажение — он принимает на себя ответственность за независящие от него события. Он необоснованно обвиняет себя за проступки других людей, не находящихся под его контролем (взрослых детей, родных, близких и т. д.). Склонность считать себя центром вселенной и приписывать себе ответственность за все происходящее, делает его беспомощным, создает эмоциональные преграды и изолирует от других людей, которых он стремится контролировать.

Низкий результат характерен для людей, которые бояться брать на себя ответственность за других или за дела, связанные с другими людьми. Они неуверенны в себе и нерешительны.

VII. Шкала «Ответственность за себя» оценивает степень ответственности человека за самого себя.

Адекватный результат — человек считает, что несет личную ответственность за все, происходящее с ним, и интерпретирует значимые события своей жизни как результат собственной деятельности, но при этом понимает, что существуют внешние факторы, повлиять на которые, а иногда даже и контролировать, он не может. Такой человек уверен в себе, независим, терпелив, решителен и эмоционально стабилен.

Высокий результат говорит о том, что человек не готов отвечать за результаты своей деятельности. Он не видит связи между своими действиями и значимыми событиями своей жизни, не считает себя способным контролировать их развитие. Он полагает, что все происходящее с ним является результатом внешних сил — случая, других людей и т. д. Его фатализм отражается и на настроении — оно полностью зависит от внешних факторов и поэтому чаще всего плохое.

Низкий результат характерен для людей, не способных реалистично оценить ситуацию и опрометчиво считающих, что все происходящее с ними зависит исключительно от них. В этом случае итерируются внешние факторы и другие люди, что приводит к ошибкам и нарушению планов.

А смолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990.

Батаршев А.В. Темперамент и характер. Психологическая диагностика. — М.: Владос-Пресс, 2001.

Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание М.: Политиздат, 1984. Гл. I.

Кун Д. Основы психологии: Все тайное поведение. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. Гл. 13.

Митина JJ.M. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.

Собчик Л.И. Введение в психологию индивидуальности. М.: Ин-т прикладной психологии, 2000. Гл. 1.

ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применения). СПб.: Питер-Пресс, 1997.

Цукерман Г. А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1996.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой