Схема психологического заключения
Мышление (преимущественное развитие одного из видов мышления — наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического; соответствие развития данного вида мышления возрастным нормам; характеристика уровня обобщений; развитие мыслительных операций и т. д.). Охарактеризовать обучаемость ребенка. Речь. Устная и письменная речь ребенка (индивидуальные особенности, умение выражать свои мысли… Читать ещё >
Схема психологического заключения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ф. И. о._.
Дата обследования_.
Общие сведения
Дата рождения Время потери слуха Причина Степень потери слуха (по медицинской и педагогической классификациям) Сведения о родителях (возраст, образование, состав семьи, наличие нарушений слуха у родственников) Сведения об обучении (детский сад, школа — массовая, специальная) Состояние здоровья (нарушения зрения, психоневрологические заболевания, нарушения двигательной сферы).
Развитие познавательной сферы
Восприятие Внимание Память Воображение Речь Обучаемость.
Развитие двигательной сферы
Походка Координация движений (крупных и мелких) Пантомимика Равновесие (статическое и динамическое) Мимика Жесты.
Личностное развитие
Эмоциональные проявления Самооценка Уровень притязаний.
Общение
Общение с родителями Со сверстниками В ситуации обследования Используемые средства общения:
экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речь — устная, письменная, жестовая.
Уровень знаний и практических навыков.
Выводы
Содержат ответы на такие вопросы, как:
- — соответствует ли уровень психического развития ребенка возрастной норме;
- — какова взаимосвязь в развитии психических функций (взаимосвязь различных перцептивных процессов, мышления и речи).
Анализ структуры нарушения (первичный дефект — вторичные отклонения) Влияние нарушения на развитие личности ребенка.
РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕБЕНКА
Общие сведения о ребенке
- 1. Фамилия, имя, отчество, год и место рождения, возраст во время исследования. Дата написания характеристики.
- 2. Сведения о семье (состав, образовательный уровень, профессии членов семьи, в первую очередь — родителей). Взаимоотношения ребенка с другими членами семьи. Наличие глухих в семье. Серьезные заболевания, психические нарушения у родителей и других родственников.
- 3. Анамнез: перенесенные заболевания, общее состояние здоровья в настоящее время.
- 4. Состояние слуха.
- 5. Состояние устной речи.
Внешняя картина личности
- 1. Физическая внешность: вид, чистота, одежда, прическа, кожа, форма головы, черты лица, бросающиеся в глаза признаки.
- 2. Особенности пантомимики (осанка, походка, жестикуляция, общая
скованность или свобода движения, индивидуальные позы).
- 3. Особенности мимики (общее выражение лица, выразительность мимических движений, оживленность и т. д.).
- 4. Поведение по отношению к другим людям (способ установления контакта, характер и стиль общения, позиция в общении, положение в коллективе и отношение к этому, наличие противоречий в поведении и т. д.).
- 5. Поведенческие проявления по отношению к самому себе (своей внешности, к нарушению слуха, здоровью, недостаткам и достоинствам, личным вещам, к будущему).
- 6. Действия в психологически значимых ситуациях (этически важных, при получении задания, в ситуациях конфликта).
- 7. Поведение в ведущей деятельности (в дошкольном учреждении — в процессе предметно-манипулятивной деятельности и сюжетно-ролевой игры; в школе — во время учебной деятельности, в подростковом возрасте — в процессе интимно-личностного общения).
- 8. Примеры высказываний и действий, характеризующих кругозор, интересы ребенка.
Основные черты поведения рассматриваются с точки зрения характерных особенностей данного возрастного периода жизни ребенка.
Особенности познавательной сферы
Данный раздел составляется на основе психолого-педагогического исследования различных психических процессов и личностных свойств.
- 1. Зрительное восприятие (восприятие предметов разной формы, цвета, размеров). Характеристика константности восприятия, его целостности, осмысленности, категориальное™. Анализ и синтез в процессе зрительного восприятия. Восприятие изображений.
- 2. Внимание и его свойства (объем, устойчивость, концентрация, распределение, способность к переключению).
- 3. Память (преобладание произвольного или непроизвольного запоминания, уровень развития разных видов памяти — образной, словесной, логической, механической).
- 4. Воображение (живость, активность, уровень развития разных видов воображения — воссоздающего, творческого; вид деятельности, где наиболее ярко оно проявляется — конструирование, изобразительная деятельность, написание сочинений и т. д.).
- 5. Мышление (преимущественное развитие одного из видов мышления — наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического; соответствие развития данного вида мышления возрастным нормам; характеристика уровня обобщений; развитие мыслительных операций и т. д.). Охарактеризовать обучаемость ребенка.
- 6. Речь. Устная и письменная речь ребенка (индивидуальные особенности, умение выражать свои мысли, объем словаря, особенности грамматического строя). Использование и качество дактильной речи. Мимико-жестовая речь (частота использования, ситуации использования, сфера применения).
Особенности учебной деятельности
- 1. Характеристика успеваемости, поведения, отношения к учебе за предыдущие годы обучения.
- 2. Интерес к различным учебным предметам. Предметы, которые даются легче, которые — труднее.
- 3. Форма речи, преобладающая в процессе учебной деятельности.
- 4. Оценка школьных навыков чтения, письма, счета (для младших школьников); состояние навыка чтения с губ.
- 5. Соотношение разных видов деятельности в жизни школьника: игровой, учебной, трудовой.
- 6. Уровень сформированности учебной деятельности и ее основных компонентов (принятие учебной задачи, планирование, контроль и т. д.).
- 7. Отношение к труду, интерес к разным видам труда.
Особенности личностной сферы
- 1. Реакция на разные виды педагогических воздействий (поощрение, наказание и т. д.).
- 2. Характеристика эмоциональных состояний, особенностей внешних выражений эмоций, преобладающего настроения, ярко проявляющихся свойств (тревожность, импульсивность, аффективность и т. д.).
- 3. Самооценка (степень ее адекватности и устойчивости, причины, влияющие на ее изменение, соответствие возрастной норме).
- 4. Характеристика интересов.
- 5. Черты характера.
Выводы и рекомендации по совершенствованию познавательной деятельности и развитию качеств личности
Предпосылки и условия дальнейшего развития ребенка с указанием вероятных пределов возможных изменений при тех или иных условиях. Конкретные меры, которые необходимо предпринять в тех или иных случаях. Планирование комплекса мероприятий по коррекции развития отдельных особенностей познавательной деятельности, по формированию качеств личности в процессе обучения и воспитания.