Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социально-психологические знания — важнейшее средство педагогического воздействия. Современный педагог должен не только анализировать и фиксировать, в каком направлении идет процесс развития межличностных отношений в коллективе, как формируется система отношений с окружающими людьми, но и активно управлять этими процессами. В практике обучения и воспитания детей с нарушением слуха формирование… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Межличностные отношения как предмет психолого-педагогического исследования
    • 1. 1. Характеристика межличностных отношений
    • 1. 2. Совместная деятельность и её роль в межличностных отношениях
    • 1. 3. Особенности межличностных отношений при отклонениях в развитии
  • Глава 2. Анализ состояния межличностных отношений у детей младшего школьного возраста в сравнительном аспекте
    • 2. 1. Методика констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Результаты констатирующего эксперимента
    • 2. 3. Выводы констатирующего эксперимента

Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воспитание адекватного и гибкого взаимодействия и поведения в обществе, способности к продуктивным межличностным отношениям, эмпатии и рефлексии, освоение социальных ролей, социально-эмоциональное развитие является важнейшей задачей современного общего и специального образования.

Формирование личности детей происходит в условиях взаимодействия их с окружающей средой, которая оказывает на них воспитывающее воздействие. В процессе жизни и деятельности в коллективе происходит постоянное взаимовлияние учащихся друг на друга, в ходе которого формируются их оценка и самооценка, взгляды на события окружающей жизни.

Однако необходимо отметить, что процесс включения ученика в систему межличностных отношений сложный, неоднозначный, глубоко индивидуальный. Школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга индивидуальными особенностями характера и мышления. Поэтому они по-разному входят в систему межличностных отношений, занимают определённое положение в коллективе.

Самоценность каждого человека требует пристального внимания к тем психическим явлениям, которые возникают в процессе межличностных отношений (Г.М. Андреева, А. А. Бодалёв, И. С. Кон, Б. Д. Парыгин, В. П. Трусов, Б. И. Додонов и др.). Как отмечают многие исследователи, ориентация на партнерское «диалогическое общение» в процессе взаимодействия создает предпосылки для непринужденных, доброжелательных, открытых отношений, в результате которых раскрывается индивидуальность и социальный потенциал ребенка (М.М. Бахтин, А. А. Ухтомский, В. Н. Мясищев и др.). Различные аспекты проблемы повышения эффективности межличностных отношений отражены в работах А. И. Донцова, Р. Л. Кричевского, Я. Л. Коломинского, Н. Н. Обозова, Н. И. Шевандрина.

В педагогической и психологической литературе по проблеме формирования межличностных отношений учащихся подчеркивается, что важное значение имеет организация совместной деятельности, где создаются адекватные условия для становления межличностных отношений, развития личности и формирования её индивидуальных особенностей (Л.И. Божович, А. А. Леонтьев, А. С. Макаренко, Л. И. Новикова А.В. Петровский, И. П. Подласый, В. И. Смирнов, С. Т. Шацкий, Д. И. Фельдштейн и др.).

Современная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 12 вида стоит перед проблемой поиска путей совершенствования обучения и воспитания лиц с нарушением слуха с целью решения важных педагогических задач на новом этапе ее развития. Внимание специальной школы направлено на обновление содержания и технологии образования, меняющего акцент на становление более глубокой, чем раньше, дифференциации и индивидуализации процесса обучения, на развитие жизненной компетенции и творческих способностей, социальной адаптации детей (Т.А. Басилова, Е. Л. Гончарова, А. Г. Зикеев, Т. С. Зыкова, О. И. Кукушкина, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, Н. Н. Малофеев, Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин, В. Г. Петрова, Л. И. Плаксина, Е. Г. Речицкая, И. Л. Соловьева, Г. В. Чиркина). В связи с этим возрастает значимость изучения проблемы межличностных отношений детей с нарушением слуха.

Нарушение слуховой функции ограничивает межличностные контакты, что ведет к обеднению социального опыта общения, несовершенству межличностных отношенийзамедленному темпу развития социальной перцепции и рефлексии.

В исследованиях, проведённых в сурдопедагогике, выявлены некоторые характеристики социальных умений и навыков детей с нарушением слуха, критериев выбора сверстника (В.Л. Белинский, Т. Г. Богданова, В. Г. Петрова, Т. Э. Пуйк и др.) особенности интерперсональной перцепции (Э.А. Вийтар, Ю. А. Герасименко и Г. А. Карпова, В. Петшак и др.), особое внимание уделено роли совместно-распределенной деятельности в развитии детей с нарушением слуха (Т.С. Зыкова, М. А. Зыкова, Е. Н. Марциновская, Т. В. Нестерович, Е. Г. Речицкая и др.).

Однако специальных исследований, посвященных комплексному изучению межличностных отношений и их формированию у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста не проводилось. Научного анализа требуют вопросы формирования структуры группы, мотивации выборов, ориентировочных ценностей школьников младших классов с нарушением слуха. Таким образом, недостаточная разработанность проблемы формирования межличностных отношений в теории сурдопедагогики, с одной стороны, и ее значимость для успешной социализации лиц с нарушением слуха, с другой, определили актуальность темы исследования.

Проблема исследования — каковы психолого-педагогические условия и методы формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста с нарушением слуха? Решение данной проблемы составило цель настоящего диссертационного исследования.

Объект исследования — межличностные отношения детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Предмет исследования — процесс формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в условиях коррекционно-педагогической работы.

Гипотезу исследования составляет предположение о том, что реализация комплексной коррекционно-педагогической работы по формированию межличностных отношений детей с нарушением слуха в разных видах совместной деятельности (учении, общении, игре, труде) в учебное и внеклассное время будет способствовать развитию эмоционально-волевой сферы, обогащению социальных представлений, овладению навыками коммуникации и кооперации, что повысит эффективность интеграции детей с нарушением слуха.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:

1. Провести анализ литературы по общей, возрастной и специальной педагогике и психологии по проблеме формирования межличностных отношений детей в норме и при особых образовательных потребностях.

2. Изучить состояние межличностных отношений лиц с нарушением слуха младшего школьного возраста.

3. Разработать и реализовать модель коррекционно-педагогической работы по формированию межличностных отношений детей с нарушением слуха в условиях совместной деятельности в учебное и внеклассное время.

4. Экспериментально проверить коррекционно-развивающий эффект предложенной системы работы.

Для решения поставленных задач были использованы методы: анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследованияизучение медико-педагогической документациинаблюдение за совместной деятельностью учащихсясоциометриятест ценностных ориентацийспециально организованные эксперименты (констатирующий, формирующий, контрольный) — количественный и качественный анализ данных исследования.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные положения философии (Г.С. Батищев, М. М. Бахтин, М. С. Каган, Э. Г. Юдин и др.), общей (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С .Я. Рубинштейн,) и специальной педагогики и психологии (Т.А. Власова, А. И. Дьячков, С. А. Зыков, Н. Г. Морозова и др.) о ведущей роли деятельности и общения в формировании личностио деятельностном опосредовании межличностных отношений в группе (А.В. Петровский, Д. И. Фельдштейн и др.) — о социальной обусловленности психического развития ребенка с особыми образовательными потребностями, в том числе ребенка с нарушением слуха (JT.C. Выготский, В. И. Лубовский, Я. Л. Коломинский, Т. В. Розанова и др.), о компенсаторной направленности обучения и воспитания детей с нарушением слуха (P.M. Боскис, С. А. Зыков, Ф.Ф. Pay и др.).

Организация исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения 1−2 вида и МОУ «СОШ № 19» г. Электросталь на протяжении трёх лет (с 1999/2000 по 2002/2003 учебный год). Исследованием было охвачено 196 детей младшего школьного возраста (89 учеников с нарушением слуха и 107 — без нарушения слуха) и 8 педагогов.

Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа:

1 этап (1999;2000 гг.) — изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, постановка проблемы и определение цели и задач исследования.

2 этап (2000;2001 гг.) — экспериментальное изучение межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста, выявление особенностей этих отношений.

3 этап (2001;2003 гг.) — разработка и внедрение модели коррекционно-развивающей работы по формированию межличностных отношений в практику работы специальной образовательной школы г. Электросталь и ряда других специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1−2 вида, анализ результатов обучающего эксперимента, выявление динамики коррекционно-воспитательной работы.

Наиболее существенные результаты исследования, полученные лично автором, заключаются в следующем: изучены особенности развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в сопоставлении с нормально слышащими учениками в трех аспектах: актометрическом, аффективном, гностическомопределены педагогические условия коррекционно-развивающей работы, даны педагогические рекомендации по формированию межличностных отношений детей с нарушением слуха начальной школы и экспериментально подтверждена эффективность предложенной комплексной работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что нами:

— впервые получены данные об особенностях развития межличностных отношений лиц с нарушением слуха младшего школьного возраста, а именно: недостаточная сформированность социальной направленности личности и социальных навыков, кратковременность и неустойчивость отношений, низкий уровень социальных представлений и осознанности в оценке значимых качеств;

— разработана научно обоснованная эффективная модель коррекционно-педагогической работы, направленная на формирование адекватных межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в учебное, внеклассное время, и повышающая психолого-педагогическую компетентность педагогов;

— определены направления дальнейших исследований по проблеме формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Теоретическая значимость исследования, определяется тем, что:

— расширены имеющиеся теоретические представления о формировании потенциальных возможностей детей с нарушением слуха;

— выявлены факторы, влияющие на формирование межличностных отношений, а также мотивы и ориентировочные ценности межличностных взаимодействий детей с нарушением слуха;

— определены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений у исследуемой группы детей в процессе специально организованной коррекционно-воспитательной работы.

Практическая значимость состоит в том, что:

— содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы отражены в научно-педагогических рекомендациях, применение которых позволяет существенно улучшить процесс формирования межличностных отношений у младших школьников с нарушением слуха;

— предложенная модель работы по формированию межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста, способствует созданию эмоционально-благоприятных межличностных отношений данной категории детей;

— разработан и апробирован на дефектологическом факультете МПГУ спецкурс «Формирование межличностных отношений в системе коррекционного обучения лиц с нарушением слуха»;

— выводы и методические рекомендации по формированию межличностных отношений, могут быть использованы в практической работе учителями-дефектологами, психологами, воспитателями специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1−2 вида, преподавателями ВУЗов, а также включены в содержание программ подготовки и повышения квалификации дефектологов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологическим подходом к проблеме развития и совершенствования межличностных отношений, опирающимся на современные достижения психолого-педагогических наук, репрезентативностью выборки испытуемых, применением комплекса взаимодополняющих методик, адекватных целям, задачам, логике исследования, сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных, подтверждённых в ходе экспериментального обучения, опытно-экспериментальной проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения исследования обсуждались на конференциях молодых учёных МПГУ (2001, 2002, 2003 гг.), на международной конференции «Актуальные проблемы коррекционно-развивающего образования» в г. Орле (2003 г.), на заседаниях кафедры сурдопедагогики МПГУ (2003;2004 гг.), были представлены на Международной научно-методической конференции по проблеме «Интеллектуальная и творческая одаренность» в г. Салоники, Греция (2003 г.).

Результаты диссертационной работы использовались нами при чтении лекций по курсу «Педагогические технологии воспитательной работы в школах 1−2 вида» и проведении спецкурса для студентов отделения сурдопедагогики МПГУ.

Материалы исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната 1−2 вида г. Электросталь, школы-интерната № 5 для слабослышащих и позднооглохших детей им. Ф.А. Pay г. Калуги.

Результаты исследования стали содержанием научных публикаций.

Основные положения выносимые на защиту:

1. Межличностные отношения младших школьников с нарушением слуха характеризуются особенностями, которые обусловлены первичным нарушением и как следствие специфическими отклонениями в речевом и эмоционально-волевом развитии (в структуре и мотивации межличностных отношений, ориентировочных ценностях).

2. Особая организация и содержание модели коррекционно-педагогической работы с использованием различных форм коллективно-распределённого сотрудничества на уроках и во внеурочное время в совместной деятельности (учение, общение, игра, труд) оказывает позитивное влияние на развитие межличностных отношений детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста и личности в целом.

3. Направленное формирование межличностных отношений в условиях совместно-организованной деятельности в процессе коррекционно-педагогической работы нивелирует деструктивное влияние специфических условий развития за счёт обогащения эмоционально-волевой сферы и совершенствования социальных представлений учащихся с нарушением слуха младшего школьного возраста, посредством расширения навыков коммуникации и кооперации. Публикации: основные идеи и научные результаты исследования отражены в 5-ти публикациях.

Заключение

.

Социально-психологические знания — важнейшее средство педагогического воздействия. Современный педагог должен не только анализировать и фиксировать, в каком направлении идет процесс развития межличностных отношений в коллективе, как формируется система отношений с окружающими людьми, но и активно управлять этими процессами. В практике обучения и воспитания детей с нарушением слуха формирование межличностных отношений приобретает особое значение. Очевидно, что в школе-интернате для детей с нарушением слуха есть своя специфика. Прежде всего это относительно замкнутый круг общения. Поэтому задача педагогов создать в школе оптимальные условия для социализации детей с нарушением слуха, помочь им овладеть системой знаний, умений и навыков в сфере социального взаимодействия, приобрести многогранный опыт социально обусловленного поведения.

Анализ психологической и педагогической литературы позволил определить сложную структуру межличностных отношений и сделать вывод о наличии тесной взаимосвязи ее отдельных компонентов: актометрического, аффективного и гностического. Отмечается, что использование различных видов совместно-распределенной деятельности является необходимым условием для формирования межличностных отношений, так как они создают предпосылки для развития сотрудничества и кооперации в реальных условиях усвоения норм социальных взаимоотношений. Известно, что ни один вид деятельности ребенка, даже игра, у детей с нарушениями слуха без специального обучения полноценно не развивается. Как указывает JI.C. Выготский, обходные пути в обучении аномального ребенка состоят, прежде всего, в формировании психологических механизмов деятельности. Все структурные компоненты деятельности, начиная от мотивационно-потребностных и кончая способами и конкретными действиями, глухой, слабослышащий ребенок усваивает в процессе учебной деятельности и на специальных занятиях по игре, труду, изобразительной деятельности и др.

В ходе проведённой нами экспериментальной работы в сопоставительном варианте были выделены общие закономерности и специфические особенности формирования межличностных отношений детей. Своеобразие межличностных отношений учеников с нарушением слуха заключается в недостаточной сформированности социальной направленности личности, социальных навыков и соответствующих вербальных средств для формирования адекватных межличностных отношений, их кратковременность и неустойчивость, преобладании эмоциональных мотивов выбора, низком уровне осознанности в оценке значимых качеств личности.

Учитывая данные констатирующего эксперимента была разработана модель коррекционно-педагогической работы по формированию межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста с использованием основных видов деятельности в урочное, внеурочное время, а также предложены рекомендации, направленные на повышение психолого-педагогической компетентности педагогов. Определены психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста: обогащение социальных представлений учащихся в процессе совместной деятельности;

У отработка способов общения при моделировании ситуаций взаимодействия в учебной, внеклассной деятельности и в повседневном общенииреализация различных значимых для младших школьников моделей социального взаимодействия, вызывающих у детей потребность в общении.

В ходе апробации комплексной коррекционно-педагогической работы по формированию межличностных отношений детей младшего школьного возраста с нарушением слуха с учетом выделенных условий, была доказана эффективность её применения. Выявлена положительная динамика развития социальной направленности личности каждого ребенка вследствие совершенствования их социальных навыков общения со сверстниками. Произошли изменения в статусной структуре групп, увеличился уровень благополучия учеников за счёт укрепления позиций каждого ребёнка в системе межличностных отношений. Изменились мотивы выбора (дети стали отдавать предпочтения деловым и личностным качествам). Увеличилось число контактов, их качественная основа (отношения в большинстве случаев стали носить партнёрский характер), а также их длительность в группе сверстников.

По результатам исследования можно констатировать, что произошли изменения в трех аспектах межличностных отношений: актометрическом, аффективном, гностическом, что обеспечило положительную динамику в формировании межличностных отношений детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в целом.

Таким образом, целенаправленное формирование межличностных отношений должно стать неотъемлемой частью коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением слуха. Предложенная модель коррекционно-педагогической работы позволяет сгладить и преодолеть трудности их социальной адаптации, обеспечит полноценное психическое развитие, что поможет приобрести адекватный его личностным потребностям социальный статус.

Коррекционно-развивающий эффект предложенной комплексной работы позволяет прогнозировать полезность его применения в практике обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. М.: Московский психолого-социальный институт. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. -416 с.
  2. Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества. — Киев, 1991. 110 с.
  3. Р.Г. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. -М.: Педагогика, 1979.
  4. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1980, т.1. -160 с.
  5. Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности. — М.: Просвещение, 1987. С. 27−45.
  6. Г. М. Социальная психология. М.: Просвещение, 1988- 88 с.
  7. JI.B., Каспарова Е. В. Нравственное воспитание слабослышащих школьников на уроках чтения // Формы организации обучения и воспитания детей с недостатками слуха. — JL, 1990.
  8. Н.П. Общение в игре как средство самоутверждения младших школьников: Проблемы общения и воспитания. 4.1. Тарту, 1974.-С. 33−39.
  9. Т.А., Ковалева Психологические и психические особенности детей младшего школьного возраста.// Школа здоровья. 1998, т.5 № 34.
  10. А.Г. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: Шк. А. Н. Леонтьева (А.Г. Асмолов, Ю. Д. Бабаева, Н. Б. Береданская и др.)/ Под ред. А. Е. Войскунского и др. М.: Смысл, 1999.-425 с.
  11. Т.А. Восприятие лидерами межличностных отношений // Вопросы психологии. 1983. — № 5.
  12. Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип. В кн.: Проблемы человека в современной философии. М., 1969.
  13. Ю.С., Доценко Е. Л. Имплицитные теории взаимоотношений. Межличностные взаимодействия и развитие индивидуальности. Вып.1. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1999. — С. 3−27.
  14. В.Л. Особенности личностных взаимоотношений между учащимися старших классов. В сб. Вопросы сурдопедагогики -М., 1972.-С. 111−119.
  15. В.Л. Влияние качества личности на положение глухих учащихся старших классов в школьном коллективе. Автореферат кандидатской диссертации. М, 1974. — 18 с.
  16. В.Н. Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками. Ярославль, 2000. — 161 с.
  17. А.Г., Белова Н. Н. Изучение психологии взаимоотношений в коллективе школы-интерната для глухих детей. В сб. Изучение личности аномального ребёнка. Тезисы докладов конференции 12−13 апреля 1997. М., 1977. — С. 6−8.
  18. Н.Л. Личностные особенности детей с задержкой психического развития в системе дифференциально-психологической диагностики: Автореф. дис. докт. психологических наук- М., 1996−41 с.
  19. О.С., Петрова В. И. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников.- М.: Педагогика, 1972.
  20. Т.Г., Антонова Г. А. Особенности межличностных отношений глухих старшеклассников. В сб. Пути интенсификации изучения, обучения и воспитания детей с недостатками слуха М., 1986. — С.84−88.
  21. А.А. Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности.-М., 1978.-С. 12−32.
  22. А.А. Психология межличностных отношений. (К 100-летию со дня рождения В.Н. Мясницкого) // Вопросы психологии. 1993. -№ 2-С. 86−91.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском коллективе. М.: Просвещение, 1979. -464 с.
  24. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под редакцией Д. И. Фельдштейна. М., 1995.-209 с.
  25. В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. -СПб: Социально-психологический центр, 1996. 379 с.
  26. P.M. Учителю о детях с нарушением слуха: Кн. для учителя. — М., 1988.
  27. А.А. Понимание и общение М.: Знание, 1989. — 63 с.
  28. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  29. Л.М., Горбунова Е. А., Зыкова Т. С., Носкова Л. П. Методика преподавания русского языка в школе глухих: Для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика"/ Под редакцией Быковой Л. М. — М.: Владос, 2002. С. 10−34.
  30. Взаимосвязь формирования личности и коллектива: Сб. ст. / Латвийский государственный университет им. Стучки. под ред. А. П. Шпона: ЛГУ, 1989. 206 с.
  31. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания: Сборник научных трудов АНИ общ. пед-ки АПН СССР/ Ред. сост. С. Г. Якобсон, Ф. Т. Михайлов. — М.: НИИ ОП, 1976. — 190с.
  32. Э.А. Исследование межличностных отношений и интерперсональной перцепции слабослышащих школьников// Дефектология № 4, 1981. С. 30−39.
  33. Э.А. Особенности понимания дружеских отношений у слабослышащих. Исследование личности детей с нарушением слуха./ АПНСССР. М., 1981.-С. 5−11.
  34. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1977. — 159 с.
  35. В.Л., Синюк А. И. Сплочение глухих детей-интернантов как фактор формирования их личности // Проблемы аномальных детей и подростков, психокоррекция проблемных детей. Казань, 1997. — С. 118−120.
  36. Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. 2 изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1973. — 173 с.
  37. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. Составители И. В. Дубровина, А. М, Прихожан, В. В. Зацепин М.: Академия, 2001 -С. 7−8.
  38. К.А. Использование глухими учащимися устной речи как средства общения во внеклассное время. В сб. пути интенсификации изучения, обучения и воспитания детей с недостатками слуха. — М., 1986.- С. 3−9.
  39. .С. Взаимоотношения детей в малых группах, возникающие на основе игровой деятельности.// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. — М., 1972. № 2(6).
  40. Воспитание глухих детей в школе. / Под редакцией Зикеева А. Г. и Хотеевой Э. Н. М., 1979. — С. 6−21.
  41. Воспитание коллектива младших школьников/ Конспект. Издательство Академии педагогических наук РСФСР. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1958.-60 с.
  42. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. / Под редакцией A.M. Виноградовой. М., 1989. — 96 с.
  43. Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевыми играми. М., 1975. — 174 с.
  44. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.2. Под редакцией Т. А. Власова. М.: Просвещение, 1983. — 99 с.
  45. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.5. Основы дефектологии. / Под редакцией Т. А. Власова. — М., 1983. — С. 206−207, 368.
  46. Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. Давыдова В. В. — М.: Педагогика, 1999. ч.1. -219 с.
  47. Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и школьного возраста. // Вопросы психологии. 1974. — № 5. — С. 24−27.
  48. П.Я. Психология как объективная наука: Избр. псхол. тр. / Под ред. и с предисл. А.И. Подольского- Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. М., 1998. — 479 с.
  49. Ю.А. Изучение проблемы межличностных отношений учащихся с нарушением слуха// Диагностика и коррекционная работа с умственно отсталыми детьми. Щадринск, 2000. — С. 74−81.
  50. И.Г., Цюпин С. М. Исследование личности и коллектива учащихся вспомогательной школы социометрическими методами. Изучение личности аномального ребёнка. Тезисы докладов конференции 12−13 апреля 1977 М., 1977. — С. 25−26.
  51. А.П. Психология трудового обучения глухих. М.: Педагогика, 1979.-214 с.
  52. Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. СПб, 1997. — С. 7−22.
  53. Головчиц J1.A. Дошкольная сурдопедагогика. М., 2001.
  54. Е.Л., Кукушкина О. И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: Опыт проектирования нового содержания обучения // Дефектология № 3 1998. — С. 3−14.
  55. Л.Ю. Организация классного коллектива.-М.: Просвещение, 1984.- 175 с.
  56. О.М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование справедливых отношений дошкольников.: Автореф.дис.канд.пед. наук. М., 1984. — 24с.
  57. Н.Е. Развитие эмоционально-эстетической сферы детей с недостатками слуха на уроках чтения: Книга для учителей и родителей. -СПб.: СОЮЗ, 2001.- 188 с.
  58. Г. В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольников с нарушением зрения// Дефектология 1998. № 5. — С. 76.
  59. Л.И. Особенности взаимоотношений между учащимися младших классов вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1971.- 19 с.
  60. А.И. Психология коллектива: Методол. проблемы исследования М.: МГУ, 1984. — 208 с.
  61. Т.А. Тренинг общения: Игры для интенсивного обучения/ Т. А. Дроздова, В. Г. Литвинов, К.Ю. Мупин- Обл. ассоц. «Интеллектика» -Омск, 1992.-43 с.
  62. Дружный класс как маленькая планета. Присцилла Прутцманн. Перевод с английского В. А. Светлова — СПб., 1998. 144 с.
  63. В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе //Нач. шк.- 1998.-N 1.- С. 17−24.
  64. А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей. М., 1957.
  65. Т.С. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 1−2 вида: Пособие для учителя/ Т. С. Зыкова, Э. Н. Хотеева. М.: Владос, 2003. — 199 с.
  66. М.А. Активизация речевого общения глухих школьников младших классов в совместной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 15 с.
  67. И.П. Воспитывать коллективистов: Из опыта работы. М.: Педагогика, 1982. — 80 с.
  68. Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений: Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных заведений, 16 марта 1999 г., г. Москва М.: МПГУ, 2000.- 188с.
  69. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста/ Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М., 1978. — 155 с.
  70. Изучение личности аномального ребенка. Тезисы докладов конференции 12−13 апреля 1977.-М., 1977.- 131 с.
  71. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми: Методика. Рекомендации: РГПУ им. Герцена. СПб, 1991. -29 с.
  72. В.И., Минина О. Н. Тренинг общения: Формирование самосознания и развитие коммуникативных умений мл. школьников:
  73. Метод, рекомендации. // Школ, психолог: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября» 1999. (N 42). — С. 10−11.
  74. Исследование личности детей с нарушением слуха: Сборник научных трудов НИИ дефектологии/ Под редакцией Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. -М.: Педагогика, 1981. 113 с.
  75. М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988.-315 с.
  76. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. Грозный, 1988. — 68с.
  77. В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем/ В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н.Л. Селиванова- под общей ред. Н. Л. Селивановой. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Пед. о-во России, 2000. — 252 с.
  78. С.Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников М.: Изд-во МГУ, 1986. — 142 с.
  79. Л., Тибо Дж. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под редакцией Г. М. Антуреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. Издательство Московского Университета, 1984. С.61−81.
  80. А.В. Положение детей в системе общения в классном коллективе. В кн.: Проблемы общения и воспитания / Под ред. Л. А. Буевой и др. Тарту, 1974, ч.2. — С.8−16.
  81. В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. Алма-Ата, 1975.-С.2−15.
  82. И.Г. Особенности межличностного общения 8−10 лет/ И. Г. Киян, Г. Н. Махаддинова// Школа здоровья. 2002. — № 1. — С.44−48.
  83. Г. М., Коджаспирова А. Ю. Педагогический словарь. -М.: Издат-кий центр «Академия», 2000. 38 с.
  84. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 1976.-350 с.
  85. Я.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. Киев, 1978. — 87 с.
  86. Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. Минск, Народн. асвет., 1984. — 106 с.
  87. И.Р. Школа партнерства: Социализирующие игры для детей младшего возраста. Метод рекомендации к программе «Мир детства» Екатеринбург, 1996. — С.3−12.
  88. И. В. Обучение связному построению текста в системе занятий по развитию речи глухих школьников. В сб. Вопросы сурдопедагогики: история и современность. М.: Прометей, 2001. -С.80−92.
  89. Кон И. С. Дружба. М., 1980. — 220 с.
  90. И.Г. Применение игры-драматизации для диагностики и коррекции развития коммуникативных качеств детей дошкольного возраста с нарушениями зрения как условие их социальной адаптации. -М., 1997.-28 с.
  91. К.Г. Методические основы формирования личности слабослышащего школьника в учебном процессе//Дефектология. -2002.-№ 3.-С.21−24.
  92. Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погружённое в общение. М.: «КСП», Институт психологии РАН, 1997. — 224 с.
  93. В.М. Развитие воспитательных функций коллектива (Проблемы общей методики воспитательного процесса). — М.: Педагогика, 1979. 280 с.
  94. С.А. Развитие речи глухих на уроках чтения в начальных классах: коррекционная работа в учреждениях для детей с недостатками слуха. Межвузовский сборник научных трудов — СПб.: Образование, 1992.
  95. И.В. Особенности самооценки глухих младших школьников// Дефектология. 2001. — № 4. — С.45−48.
  96. P.JI., Дубровская Е. М. Психология малой группы. -М.: МГУ, 1991.-205 с.
  97. С.В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис, 1999.- 198 с.
  98. И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. М.: Альфа, 2001. — 147 с.
  99. Й., Матейчик 3. Психологическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. — 334 с.
  100. Г. Н. Диагностико-коррекционная методика работы с низкостатусными учащимися в начальной школе // Психологические знания в помощь учителю. Ульяновск, 1998. — С. 19−23.
  101. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1983, Т.2. 318 с.
  102. Лисина М. И Общение, личность и психика ребенка. / Под редакцией А. Г. Гузкой. М., 1997. — 384 с.
  103. А.Г. Слепота и формирование личности/ Сборник по реабилитации слепых. М., 1982. — С.5−11.
  104. Личность в современной западной философии и социологии: Метод. Рекомендации к спецкурсу для студентов и аспирантов с.-х. вузов. — М.: Изд-во МСХА, 1993. 26 с.
  105. Личность и коллектив как субъекты воспитания: (Методические разработки)/ Владимировский гос. пед. ин-т им. П.И. Лебедева-Полянского- Под ред. Э. А. Гришина и др. Владимир, 1983. — 57 с.
  106. Личность, коллектив и проблемы воспитания. Межвуз. научн. сб. /Под ред. И. Э. Стрелковой — Саратов: Изд-во Саратов. Университета -Вып.2 Оптимизация формирования личности и межличностных отношений, 1983. 107 с.
  107. В.И. Трудовое воспитание детей: Учебное пособие. Л.:
  108. ЛГПИ, 1974.-78 с. 1 П. Логинова Е. Т. Формирование знаний о труде взрослых у глухих детей младшего школьного возраста. Дис. канд. пед. наук Л., 1990. — 19 с.
  109. Н.В. Особенности развития личности школьников с нарушенным слухом// Вопросы теории и практики сурдопедагогики.- М., 2000. Вып. 1. — С.44−51.
  110. Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии.// Методические проблемы социальной психологии М., 1975. — С.113, 132.
  111. В.И. Обучение детей с задержкой психтческого развития: Пособие для учителей / В. И. Лубовский, Л. И. Переслени, П. Б. Шошин и др.- Под ред. Т. А. Власовой и др. М.: Просвещение, 1981.- 119 с.
  112. Н.Н. Методы исследования личности и коллектива: Учебное пособие/Калинин, гос. ун-т. Калинин, 1990. — 76 с.
  113. А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М., 1978.-48 с.
  114. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений Перевод с английского М.- Институт практической психологии, 1998. — С.8−24.
  115. А.С. Коллектив и воспитание личности/ Сост. и авт. вступ. ст. В. В. Кумарин. Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во, 1988. -261 с.
  116. А.С. Методика организации воспитательного процесса// А. С. Макаренко. Пед.соч.:В 8 т. -М.:Педагогика, 1983. Т.1. 366 с.
  117. А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии/ А. Р. Малер. М.: Аркти, 2002. — 172 с.
  118. Н.Н. Социальная экология: Учеб. пособие/ В. И. Малофеев.- 3-е изд. М.: Дашков и К, 2004. — 256 с. 124. Малхасьян
  119. Е.А. Особенности коллективной деятельности слабослышащих детей младшего школьного возраста. / Вопросы теории и практики сурдопедагогики. М., 2000. — Вып. 1. — С.60−66.
  120. Е.Н., Нестерович Т. В., Зыкова Т. С. Уроки предметно-практического обучения в школе глухих. — М., 1980. 176 с.
  121. Е.Н. Основы предметно-практического обучения глухих школьников. М., 1985. — 176 с.
  122. Межличностное взаимодействие и развитие индивидуальности: Сб. статей каф. общ. и пед. психологии, ТГУ/Высш. пед. шк. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1999, Вып. 1. 172 с.
  123. Межличностное восприятие в группе. / Под редакцией Андреевой Г. М., Донцова Л. И. МГУ: Изд-во МГУ, 1981.-294 с.
  124. Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет: Учебно-методическое пособие./ Н. Н. Ганошенко, Л. Н. Галигузова, С. Ю Мещерякова. под редакцией Е. Ю. Смирновой, Рос. акад. обр-я, Моск. психол.-соц. ин-т. М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2001. -239с.
  125. Межличностные отношения, их роль в совершенствовании учебной деятельности: Сб. научных трудов Ташк. гос. пед. инст. им. Низами.-Ташкент, 1985.- 103 с.
  126. Межличностные отношения: Психологический практикум: Методические рекомендации. СПб., 2001. — С.2−11.
  127. B.C. Личность и общество: Учеб. пособие к спецкурсу/ Перм. гос. пед. ин-т. Пермь: ПГПУ, 1990. — 90 с.
  128. Методы социально-психологических исследований. Сб. научн. трудов. М., 1975. — 271 с.
  129. О.С. Дидактические условия воспитания нравственно-личностных качеств младших школьников на уроках гуманитарного цикла// Теория и практика образования: история и современность. -Липецк, 2000.-Вып. 5. -С.204−210.
  130. В.П. Психология межличностных отношений: Учебное пособие/ Департамент образования Кемеровской области, Кемеровский ГУ, Издательство ОблКГУ, 1999. 91 с.
  131. Л.И. Особенности отражения знаний детей младшего школьного возраста о труде взрослых // Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. — Иркутск, 1977.
  132. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребёнка. В кн. Психическое развитие младшего школьника/ Под ред. Давыдова В.В.-М., 1990. С.12−27.
  133. Н.Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми дошкольного возраста// Дефектология. 1985. — № 3. — С.63−67.
  134. И.В. Личность школьника и её воспитание в коллективе. М.: Знание, 1983.-96 с.
  135. B.C. К проблеме социального развития ребёнка // Психологический журнал. 1980. — № 5. — Т. 1. — С.30−38.
  136. B.C. Возрастная психология. М.: Академия, 2000. — С.236, 286−331.
  137. В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды // Под редакцией Бодалева А. А. М.: Воронеж, 1998. — 368 с.
  138. Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования: Сурдопедагог- история, современные прблемы, перспективы профессиональной подготовки / Научно-практический центр «Коррекция». М., 1992. — 163 с.
  139. Р.С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. — М., 1988. — С.58−95.
  140. Т.В. Словесное общение глухих школьников 1−4 классов в условиях предметно-практического обучения // Предметно-практическое обучение в школе для глухих детей. М., 1978. — С.78−84.
  141. М.И. Коррекционная работа на уроках чтения в школе слабослышащих: Коррекционная работа в учреждениях для детей с недостатками слуха. Межвузовский сборник научных трудов СПб.: Образование, 1992.
  142. М.И. Воспитание младших школьников с нарушением слуха / М. И. Никитина, Г. Н. Пеннин, З. А. Пономарёва СПб.: Сев.-Зап. отд-ние РАО, 1996. — 125 с.
  143. Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. — М.: Педагогика, 1978. 144 с.
  144. Л.П. Воспитание глухих учащихся на уроках русского языка. В Сб. Воспитание глухих детей в школе. Под ред. А. Г. Зикеева, Э. Н. Хотеевой, М., 1979. С.80−89.
  145. М.М., Синяк В. А. Особенности психологического развития глухого ребёнка. Учебное пособие для студентов заочников пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1975 110с.
  146. М.М., Рыбакова Т. Т., Психологические особенности формирования оценок старшими школьниками. Новые исследования в психологии М.: Педагогика, 1982. — С.5−10.
  147. Н.Н. Межличностные отношения. М., 1980 — С.5−27.153.0ботурова И.А. Межличностные отношения младших школьников:
  148. Учеб. пособие к спецкурсу / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. -Сыктывкар: Коми гос. пед. ин-т, 1994. — 101 с.
  149. Орн Ю. Познание людьми друг друга/ В кн. Проблемы общения и воспитания М., 1974. — С.78−84.
  150. Отношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт социально-психологческого исследования / Под ред. Т. А. Репиной. -М., 1978.-200 с.
  151. М.А. Игротерапия общения: Тексты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: ГНОМ и Д, 2001. — 160 с.
  152. О.Н. Твой психологический клуб: Книга о взаимопонимании младших школьников и школьных психологов. -М.: ГНОМ и Д, 2001.- 158 с.
  153. В.Д. Основы социально-психологической теории. -М., 1971 -181 с.
  154. Педагогика: Учебное пособие/ Под ред. Смирнова С. А. М.: Академия, 1999. — С.60, 407−409.
  155. Г. Н. Трудовое и профессиональное обучение неслышащих школьников: новые подходы. В сб. Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. СПб., 1999. — С. 159−164.
  156. В.Г. Отношение глухих учащихся к товарищам и самооценка. В кн. Психология глухих детей/ Под ред. Соловьёва И. М., Шиф Ж. И., Розановой Т. В., Яшковой Н. В. М.: Педагогика, 1971. -С.393−408.
  157. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив-М., 1983.-255 с.
  158. А. В. Шпалинский В. А. Социальная психология коллектива: Учеб. пособие для пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1978. -176 с.
  159. В. Понимание глухими детьми причинной обусловленности эмоциональных состояний. В кн.: Исследование личности детей с нарушением слуха. М., 1981. -С.32−49.
  160. И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М.: Владос, 2003. — С.59−93.
  161. Проблемы детского коллектива в русской и современной педагогической мысли (Общ. ред. и предисл. А. Ю. Гордина и JI.H. Новиковой). — М.: Педагогика, 1973. — 319 с.
  162. В.Н. Диагностика развития личности и формирование ученического коллектива: Учебное пособие/ В. Н. Проскурин, В. Ф. Шевчук, B.JI. Зурин- Яросл. гос. техн. уни-т. — Ярославль: ЯГТУ, 1997.- 187 с.
  163. А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Об-во «Знание» РСФСР, 1991. — 45 с.
  164. Психологическая теория коллектива. / Под редакцией Петровского А. В. -М., Педагогика, 1979.-239 с.
  165. Психическое развитие младшего школьника/ Под ред. Давыдова В. В. -М., 1990.-С. 12−27.
  166. Т.Э. Особенности оценки и самооценки социально значимых черт личности у глухих школьников: Сб. научных трудов: Исследование личности детей с нарушением слуха. -М., 1981. -С. 1317.
  167. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения. / НИИ дефектологии АПН СССР- Под ред. Т. В. Розановой. М.: Педагогика, 1991.-174 с.
  168. Развитие устной речи у глухих школьников: Инструктивно-методические материалы. Министерство образования РФ, упр. соц. образования- Автор-состав. Кузмичева Е. П., Яхнина Е. З., Шевцова О. В. — М.: ЭНАС, 2001.- 133 с.
  169. Pay Ф. Ф. Устная речь глухих. М., 1973.
  170. В.А. Психология взаимоотношений: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1996. 268 с.
  171. Ребёнок в системе коллективных отношений/ Под ред. Л. П. Буевой, Л. Н. Новиковой. -М.: Просвещение, 1972. 140 с.
  172. Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М: Педагогика, 1988. — 232 с.
  173. Е.Г., Суханова Т. В. Развитие эмоциональной сферы слабослышащих учащихся в процессе обучения \ В сб. Проблемы обучения и воспитания детей с нарушением слуха. М., 1994 — С.38−42.
  174. Е.Г. Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы.-М., 1995 С.23−43.
  175. Е.Г. Формирование отношений сотрудничества в процессе учебной деятельности слабослышащих школьников младших классов.// Вопросы теории и практики сурдопедагогики: Межвузовский сборник научных трудов. М., 2000, вып. 1. — С.96−101.
  176. С.Н. Влияние самопонимания на динамику развития самостоятельности младшего школьника в процессе социализации // Мир психологии.- 1999.-N3.- С.159−167.
  177. В.А., Ступницкая М. А., Кардашина О. В. Я и другие. Тренинги для учащихся 1−11 кл./ В. А. Родионов, М. А. Ступницкая, О. В. Кардашина Ярославль: Академия развития, 2003. — 223 с.
  178. А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребёнка. М., 1988. — 120 с.
  179. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. -С.472−509.
  180. В.В. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии/ Рос. акад. наук, Ин-т психологии. -М.: Наука, 1997.-462 с.
  181. Е.А. Нравственное воспитание младших школьников на уроках внеклассного чтения и развития речи// Проблемы современного филологического образования. Ярославль, 2002. — Вып. 2.-С.179−183.
  182. Е.А. Психологическое изучение взаимоотношений слепых в производственных и школьных коллективах // Дефектология. 1980, № 1.- С.5−8.
  183. Система формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения: Сб. науч. тр. /Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена- отв. ред. Г. И. Вергелес. СПб.: Образование, 1995.- 141 с.
  184. О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушением речи// Дефектология. 1992. — № 1. — С. 62−67.
  185. Смирнов В. И. Общая педагогика М.: Логос, 2002.
  186. Социализация детей с недостатками слуха средствами учебно-воспитательного процесса / Научно-методический центр Выборгскогор-на Санкт-Петербурга, каф. сурдопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена. СПб.: Информ. Отд. НМЦ ВРУО, 1997. — 99 с.
  187. Социализация ребенка. Психологические и педагогические проблемы: VI Международная конференция «Ребенок в современном мире. Открытое общество и детство», 21−23 апреля 1999 г. СПб.: Изд-во СПб ГТУ, 1999. — 226 с.
  188. В. А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  189. Л.И. Психология организационной деятельности школьников. -М.: Просвещение, 1980. 160 с.
  190. А.П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976. — 96 с.
  191. Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. -М.: Моск. психолого-соц. ин-т: Флинта, 1997. 158 с.
  192. К. Сплочённость и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. — М.: Генезис, 2002. 336 с.
  193. Формирование социально активной личности неслышащего в процессе культурно-просветительской работы: Учебно-методическое пособие.-Ленингр. восстанов. центр ВОГ-Л.: ЛВЦ ВОГ, 1981.-33 с.
  194. Л.М. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. Кн. для учителя/ Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Л. Каппунович. М.: Просвещение, 1988. — 206 с.
  195. М. Е., Шабалин С. Н. Особенности психологии глухого школьника. М., 1961.
  196. Э.Н. Формирование морально-этических понятий у младших глухих школьников. Активизация учебно-воспитательного процесса глухих и слабослышащих учащихся.// Межвузовский сборник научных трудов. Отв. ред. Е.Г. Речицкая-М., 1997. С. 142−149.
  197. О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. М.: Генезис, 2001. -280 с.
  198. Е.В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности. В кн.: Проблема общения в психологии/ Под ред. Б. Ф. Ломова. — М.: Наука, 1981. -С.148−167.
  199. А.С., Крикунов А. С. Социально-психологические основы организованности коллектива. Воронеж, 1991. — С.15 4−497.
  200. М.И. Психогимнастика/ Под ред. М. И. Буянова. 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 160 с.
  201. В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование- М.: Педагогика, 1981. 208 с.
  202. Г. Б. Особенности межличностных отношений учащихся вспомогательной школы: вопросы теории и практики сурдопедагогики. Вып. 1 Межвузовский сб. науных трудов. М., 2000. -С.70−89.
  203. С.Т. Работа для будущего: Документальное повествование: Кн. для учит./ Сост. В. И, Малинин, Ф. А. Фрадкин. М.: Просвещение, 1989.-222 с.
  204. Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Владос, 1995.-544 с.
  205. П.М., Воронова А. П. Основы коммуникации: Программа развития личности ребенка, развитие общения со взрослыми и сверстниками. СПб, 1995. — С. 16−23.
  206. Д.Б. Психология игры. М., 1978. — С.32- 278.
  207. Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. = М.: Эдиториал УРСС, 1997. 444 с.
  208. С.Г. Психологические проблемы эмоционального развития детей. М., 1984. — 141 с.
  209. М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителей. М., 1986. — 155с.
  210. Bowly A.H., Gerdner L. Handicapped child (educational and psychological geeiclance for the organically handicapped) London & New York, 1980. — 180 p.
  211. Felker D.W. The relationship between anxiety, selfratings and rating by others in fifth grade children- Journal of Genetic Psychology, 1969. p. 81−115.
  212. Miller D.R.(1963) The study of social relationships, in Koch, S (ed.) Psychology: a Study of Science, vol.5, New York: McGrow-Hill, 1963. -p. 12−23.
  213. Rizzo. Thomas A. Friendship development among children in school. Albex pubecorp., 1989.-p. 19−107.
  214. Socioetmotional development / Carol L. Malatesta Inge Lincoln- London: Univ. of Nebraska press, 1990. p. 114−176.
Заполнить форму текущей работой