Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические основы социализации подростка в процессе усвоения традиций адыгского народа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с этим особое значение приобретают следующие ярко выраженные возрастные особенности подростка: формирование Я-концепции как представления о себе на основе собственных убеждений, жизненных позиций и самооценки. Именно это образование служит главным внутренним фактором и одновременно результатом социализацииобщение со сверстниками выступает как организованная самими подростками социальная… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Понятие, типология и содержание социализации личности
    • 1. 2. Культурологический аспект социализации подростка
    • 1. 3. Педагогический потенциал адыгских традиций
  • ГЛАВА II. ПУТИ И СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИ НАПРАВЛЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА
    • 2. 1. Подросток как объект и субъект социализации
    • 2. 2. Процесс педагогически направленной социализации подростка
    • 2. 3. Педагогическая поддержка социализации подростка в процессе освоения адыгских традиций

Педагогические основы социализации подростка в процессе усвоения традиций адыгского народа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Исторический переход российского общества к своему новому социально-культурному состоянию сопряжен с изменениями способов интеграции в него человека. Соответственно иным становится и процесс его социализации как вхождение в окружающую среду на основе освоения ее культуры. По отношению к формирующейся личности он всегда педагогически направлен. В этом аспекте возникает необходимость учета особенностей социальной среды в связи с ее национально-территориальной характеристикой [219, с.39]. Такая необходимость продиктована задачей формирования личности, способной к адекватному социальному самоопределению, что является одним из факторов развития общества. Это обусловливает ведущие функции педагогически направленного процесса социализации: поддержка личности в оптимальной адаптации к сложившимся социальным условиям как его результату и, тем самым, ее подготовка к активному участию в общественном прогрессе [104].

Проблема социализации изучается разными науками: философией (А.Н. Аверьянов, Н. М. Амосов, И. Л. Андреев, Л. П. Буева, И. А. Бутенко, М. В. Демин, Н. П. Дубинин, Ю. И. Салов и др.), социологией (Н.В. Андреенкова, Е. А. Ануфриев, С. Г. Вершловский, В. В. Касьянов, И. С. Кон, Д. Г. Стрелков, Ф. Р. Филиппов и др.), педагогикой (И.В. Бестужев-Лада, Б. З. Вульфов, Б. С. Гершунский, Р. Г. Гурова, М. В. Крупенина, А. И. Кочетов, Т. Н. Мальковская, С. А. Расчетина, А. П. Тряпицына, Ю. С. Тюнников, Г. Н. Филонов и др.), психологией (Г.М. Андреева, Л. М. Архангельский, В. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, И. Ю. Истомин, Н. В. Ковалева, В. М. Шепель и др.).

Особое внимание ученых сосредоточено на межпредметном поле социологии и педагогики. Выявлена общность взглядов педагогов и социологов на формирование личности на основе социальных ценностей.

Т.И. Афасижев, Н. Ф. Голованова, А. В. Кирьякова и др.) — неразделимость социализации и индивидуализации личности (Н.Н. Верцинская, О. С. Газман и др.) — перемещение центра внимания с пассивного учета воспитательных возможностей социальной среды на диагностику и оптимальный перевод актуальных средовых факторов в факторы внутреннего мира личности (В.И. Журавлев, А. П. Караковский, В. М. Полонский и др.) — приоритет общечеловеческих ценностей над национальными и социально-локальными как главной предпосылки формирования ценностей воспитанника (А.В. Мудрик, В. А. Петровский и др.) — свойства бинарности межличностного и межгруппового общения, которые выражают отношения на уровне социальных и педагогических связей (Н.А. Березовин, Я. Л. Коломинский, Н. Н. Обозов и др.).

В науке реализуется многомерный подход к проблеме социализации. Он заключается в том, что учитываются во взаимосвязи не только механизмы социальной, но и педагогической адаптации как элемента социализации (В .Т. Ащепков). Целеполагание рассматривается как связь целей индивида, общества, социальных групп, разных поколений людей (А.С. Прангишвили, О. А. Раковская и др.) — средств и методов целенаправленного педагогического воздействия и самих педагогических ситуаций как проявлений социальной среды (С.А. Расчетина, Н. И. Сарджеваладзе, В. Д. Семенов и др.) — воспитания и самовоспитания субъекта социализации (Б.П. Битинас, И. А. Донцов, А. Г. Ковалев и др.). При этом подчеркивается, что проблема педагогически направленной социализации особо актуальна в настоящее время, поскольку рыночные отношения и технократические процессы стали доминировать над человеком и его ценностями (Е.В. Бондаревская, В. П. Зинченко, Н. Д. Никандров и др.). Это ведет к стихийной адаптации в социуме, к ее непредсказуемым, негативным результатам: к массовой духовной деградации, детской и юношеской преступности, ориентации на антисоциальные идеалы (Т.В. Драгунова,.

С.В. Кульневич, Л. А. Пергаменщик, А. А. Реан, М. И. Шилова и др.).

В сущностном аспекте с социально-педагогических позиций социализация определена как взаимосвязь социальной адаптации и нравственного самоопределения личности (А.В. Мудрик, Н. М. Таланчук и др.). Установлено, что самые благоприятные предпосылки для этого имеются в подростковом возрасте (Г.М. Андреева, Р. П. Гурова, И. С. Кон, В. Э. Чудновский, Д. И. Фельдштейн и др.). Отсюда возникает необходимость создания новых педагогических технологий усвоения социальных норм и ценностей традиционными средствами этнопедагогики (Г.Н. Волков, О. Г. Дробицкий, Ф. Т. Михайлов, К. Б. Семенов, А. В. Шаронов и др.) — гармоничного сочетания инновационного и традиционного в организации педагогически направленной социализации (JI.C. Подымова, В. А. Сластенин и др.).

Исследования С. Н. Иконникова, В. Н. Шубкина и др. установили, что ребенок со дня рождения находится в многофакторном микросоциокультурном окружении. Факторами выступают: родителиродной языкобраз жизни в семейном микросоциуме, традиции семьинациональная культурасистема школьного воспитания. Современная педагогика утверждает, что именно семья — источник духовного развития ребенка, а национальная культура — основание для усвоения средств его социализации в семье и школе.

Однако на практике возникает немало сложностей, препятствующих такой гармоничной взаимосвязи. Это накладывает негативный отпечаток на процесс социализации личности, тормозит реализацию современных образовательных и воспитательных концепций и программ. Отсюда вытекает необходимость мобилизации и целенаправленного использования в социальном самоопределении личности всех педагогических возможностей. Выявлено, что одной из них выступает опора на прогрессивные народные традиции как связующий элемент новых общественных и непреходящих общекультурных ценностей. Данное направление работы представлено в науке как перспективное, что в теоретическом плане показано в трудах В. А. Анучина, С. А. Арутюнова, А. О. Боронаева, Ю. В. Бромлея, В. В. Васильковой, О. И. Даниленко, Ю. Н. Емельянова, О. Н. Козловой, В. И. Овсянникова, В. Ф. Сержантова, Н. Н. Чебоксарова, Н. А. Чебоксаровой и др. Социально-психологические основы традиций рассматриваются в работах социологов и психологов М. И. Бобневой, B.C. Грихнева, А. П. Левкович, А. К. Уледова, В. М. Шепель.

Несомненную ценность для нашего исследования представляют научные труды Б. Х. Бгажнокова, К. И. Бузарова, Х. Х. Казанова, М. О. Косвена, Ю. С. Крушкола, М. Р. Кудаева, С. Х Мафедзева, А. К. Тхакушинова, А. А. Хагурова, Р. А. Ханаху, Р. Д. Хунагова, А. Ю. Шадже, в которых раскрыты педагогические возможности и социальное содержание традиций народов Кавказа, в том числе и адыгского. Рассмотрены национально обусловленные воспитательные возможности традиций балкарцев, карачаевцев (И.Д. Бларамберг и др.), абхазцев (Ш.Д. Инал-Ипа и др.), кабардинцев (Л.И. Лавров и др.). Данные исследования выполнены в историческом и этнопедагогическом аспектах и касаются традиций семейного воспитания с учетом пола ребенка.

Проблема социализации школьника применительно к подростковому возрасту на основе усвоения традиций адыгского народа теоретически не обоснована и практически не решена. Это определило выбор темы исследования: «Педагогические основы социализации подростка в процессе усвоения традиций адыгского народа».

Объект исследования: процесс социализации подростка в полиэтнической социокультурной среде.

Предмет исследования: особенности его педагогического обеспечения средствами традиций адыгского народа.

Цель исследования: теоретическая разработка и экспериментальная проверка содержания и способов реализации педагогически направленной социализации подростка с учетом интернациональных ценностей адыгских традиций.

Гипотеза исследования состояла в предположении того, что, поскольку в подростковом возрасте одновременно, взаимосвязанно и интенсивно развиваются потребности в общении и самоопределении, то в педагогическом процессе они, вероятно, создают оптимальные предпосылки для социализации личности. Отсюда, по-видимому, опережающая ориентация подростка на ценности народных традиций, в том числе и адыгских, в значительной мере раскрывающих социальный опыт общения поколений, создает основу субъектной позиции подростка.

А так как ценности традиций реализуются, преимущественно, в семье и школе, то подчинение воспитательных действий в этом аспекте интересам индивидуального саморазвития и самореализации подростка в микросоциуме, возможно, составит сущность педагогически направленной социализации. Активное усвоение на этой основе социальных ценностей, скорее всего, обеспечит готовность подростка к этому процессу. Его практический аспект должна, предположительно, составить система социальных умений взаимодействовать со средой. Это, скорее всего, потребует следующего содержания педагогической деятельности: социально направленное целеполагание, то есть взаимопроникновение целей образованиясемейного воспитания на основе адыгских традиций и целей самого воспитанникаопределение базовых ценностей национальных традиций адыгского народа в сфере социальных отношений и стимулирование их сознательного личностного присвоения подросткомсоздание оптимальной педагогической среды, адекватной опыту адыгской народной педагогики с учетом взаимодополняемости воспитательных функций семьи и школы.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность педагогически направленного процесса социализации индивида.

2. Представить типологию ценностей прогрессивных традиций адыгского народа и охарактеризовать их как средство социализации.

3. Охарактеризовать современного подростка как объекта и субъекта социализации на местно-региональном уровне жизнедеятельности.

4. Раскрыть динамику его социально-личностного самоопределения на основе ценностей адыгских традиций.

5. Апробировать в опытно-экспериментальной работе различные формы использования традиций адыгского народа как инструмента педагогически направленной социализации подростка.

Методологическую основу исследования составляют философские теории личности, социологическая концепция связи развития индивида и общества, социально-психологические теории конвергентности и адаптивности, педагогические концепции самоопределения и самовоспитания, пе-дагогизации социокультурного окружения, культурологической направленности образования, гуманистические идеи этнопедагогики, личностно-ориентированный и деятельностный подходы к педагогическому процессу. Все они максимально объединены общенаучной категорией «социализация», которая аккумулирует сложные, многофакторные, взаимообусловленные, взаимозависимые связи социосреды и индивида. Исходной позицией данного исследования служило диалектическое взаимодействие социально-обусловленного сознания и самосознания личности как корреляция общего и частного. Методы исследования носили комплексный характер. Использовались: теоретический анализ литературных источников по проблемеанализ и обобщение педагогического опытаметод теоретического моделирования при построении разноуровневого социума и иерархической структуры парциальных связей индивида и социумаконстатирующий и формирующий экспериментыэмпирические методы: обсерви-рованные (наблюдение, индивидуальная беседа), диагностические (анкетирование, тестирование) — ранжирование.

Личный вклад соискателя определяется разработкой общего замысла и основных положений исследования, его непосредственным участием в планировании, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, осуществлением персональной поисковой экспедиции по СевероКавказскому региону в связи с изучением традиций адыгского народа, получением новых данных о современном значении ценностей адыгских традиций и эффективных формах их педагогического применения.

Основные этапы исследования:

1 этап (1994 — 1996 гг.): анализировалась научная литература по проблеме социализации, изучались традиции адыгского народа на предмет заложенных в них социальных ценностей, разрабатывались диагностические методики относительно ориентации подростков на ценности традиций адыгского народа, проводился констатирующий эксперимент.

2 этап (1996 -1998 гг.): обобщался инновационный опыт работы школ по социализации подростков, проводилась опытно-экспериментальная работа по внедрению системы воспитания этнокульту-рологической направленности на концептуальной основе ценностных ориентиров адыгских народных традиций.

3 этап (1998 — 2000 гг.): систематизировались результаты исследования, проводилась апробация предлагаемых форм воспитательной работы на основе приобщения подростков к традициям адыгского народа, разрабатывались методические рекомендации по организации этого процесса.

Экспериментальная база исследования: общеобразовательные школы г. Сочи № 44, № 90, УК № 20, УВК № 87, школа № 7 г. Майкопа (300 учащихся), Сочинский Центр развития образования (курсы и семинары повышения квалификации педагогических работников), Детский оздоровительный психолого-медико-социальный центр г. Сочи.

Научная новизна исследования: осуществлен педагогический подход к проблеме социализации личности в аспекте ее национального и полиэтнического окруженияопределены место, роль и педагогические возможности адыгских традиций в социализации личности в период подросткового возраста, представлена их типология, ценностная база, установлена их общекультурная ценность и созвучная с традициями других кавказских народов воспитательная направленностьвыявлены функции традиций в формировании у школьника системы ценностей, необходимых для адаптации к изменяющимся социальным условиямраскрыты этапы педагогически направленной социализации подростка в рамках национальных традиций адыгского народа.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизировано понятие социализации личности в аспекте исследованияустановлена его педагогическая сущность и содержаниевыявлена система педагогических средств обеспечения указанного процессараскрыта взаимосвязь его внутренних и внешних факторов как объективной основы осуществленияразработана модель готовности подростка к оптимальной социализациивыявлено ядро этого личностного качества и дана его качественная характеристикараскрыта технология индивидуальной педагогической поддержки подростка в процессе социализации на основе подражательной и творческой деятельности по актуализации адыгских традиций.

Практическая значимость исследования состоит в реальном получении новой информации о процессе социализации личности в обществе на основе усвоения национальных адыгских традицийвыявлении системы социальных умений подростка во взаимодействии со средойразработке диагностических методик их определенияустановлении критериев и показателей сформированности готовности подростка к оптимальной социализациипроведении процедуры диагностирования ее динамикиразработке организационных форм педагогически направленной социализации и представлении технологии их реализацииобобщении опыта работы педагогов школ Северо-Кавказского региона в аспекте инновационной деятельности по созданию национальной школы и возрождению народных традицийраскрытии этапов педагогически направленной социализации и в ее рамках — этапов индивидуальной поддержки субъекта данного процесса.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологической выраженностью исходных положений исследованиясоответствием комплекса методов поставленным задачампрактической апробацией теоретических выводов исследованиякачественным и количественным анализом результатов опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью экспериментальной выборки.

Положения, выносимые на защиту:

1. Две основные группы факторов определяют процесс социализации подростка: социально жестко контролируемые и исторически сложившиеся. В первую входят: образование, общение, воспитание (внешние факторы) и соответствующие им познавательная, практико и творчески ориентированная деятельность, самовоспитание (внутренние факторы). Ко второй относятся: национальная культура, особенности микросреды (внешние факторы) и социальное обусловленное ими самосознание и индивидуальная культура индивида (внутренние факторы).

2. Основной личностной характеристикой подростка как объекта и субъекта социализации на этнокультурной основе и интегративным показателем ее оптимальной динамики выступает готовность к этому процессу, которая включает четыре базовых компонента: ориентацию на ценности национальных традицийадекватную самооценку своего отношения к ним и адаптационных уменийсамоактуализацию как осознанное намерение следовать национальным традициямсамореализацию в социальной традиционно-ценностной деятельности.

3. Критериями готовности подростка к социализации выступают: субъектно-ориентировочныйсамооценочныйрефлексивноповеденческийсоциально-коммуникативныйстатусно-ролевой.

4. Традиции адыгского народа направлены на воспитание четырех групп ценностей: ценности человека (личностные качества мужчины, женщины, статус ребенка, взрослого, старика, соплеменника) — ценности труда (добросовестность, трудолюбие, взаимопомощь, мастерство) — ценности общения (этика отношений старших и младших, родителей и детей, супругов) — ценности семьи (почитание женщины, преданность семье, ответственность за нее). Ценности адыгских традиций содержательно идентичны ценностям традиций других народов, принимаются ими и отражают их традиции. Это делает возможным ориентацию на адыгские традиции как на обобщенное средство социализации, прогнозирование и проектирование на их основе плодотворного социального взаимодействия людей разных национальностей и вероисповедания.

5. Эффективность процесса педагогически направленной социализации подростка на основе адыгских традиций достигается благодаря его системной организации, при которой ведущим способом выступает стимулирование активной подражательной и творческой деятельности подростков по возрождению и обновлению национальных традиций.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы, его промежуточные результаты и итоги излагались перед учителями, заместителями и директорами общеобразовательных учреждений, обсуждались на педагогических советах школ, на коллегии Управления образования и науки г. Сочи с приглашением представителей городской администрации, администрации сельских округов, руководителей общественных и национально-культурных центровна Сочинских педагогических фестивалях «Образование-1999», «0бразование-2000», «Образо-вание-2001" — на международных конференциях по проблемам национальной школы: «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» (Сочи, 1999;2001гг.), «Стратегия и способы решения образовательных проблем в условиях многонациональной среды» (Сочи, 2000 г.), «Поликультурное образование: взгляд в будущее» (Сочи, 2001 г.) — на информационных семинарах в системе Сочинского регионального образования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, включает 10 таблиц и 9 рисунков.

Выводы по первой главе.

1. В основе педагогически направленной социализации подростка находится формирование жизненных ценностей в процессе усвоения культуры своего народа. При этом темпы становления и развития этих ценностей определяются, прежде всего, содержанием и характером вхождения детей и подростков в организованную социокультурную среду, каковой, в первую очередь, выступает школа. Здесь вековые культурные корни, традиции связываются с обновляющимися условиями жизни и новыми явлениями в культуре, новыми факторами развития мезо-, макрои микросоциума.

В настоящее время появляется множество негативных тенденций, которые могут быть нейтрализованы именно устойчивыми чертами национальной культуры. Сущность социализации подростка заключается в том, чтобы новые ценности и установки обогащались или отсеивались через призму национальной культуры и традиций как формы ее проявления.

2. Социальное воспитание подростка подчинено общим принципам и механизму социализации личности, которое отражено в исследованиях по социологии. Однако, социологическая концепция приобщения подрастающего поколения к культурным ценностям не равнозначна педагогической концепции социализации подростка. Исследование позволило выделить четыре отличия в этом аспекте.

Первое: социология рассматривает личность взрослого человека с оформленным социальным статусом, фундаментальным социальным сознанием, целостным мировоззрением, сформированной Я-концепцией. Подросток же находится на стадии, когда только формируется социальная направленность, социальные ценности и установки. Здесь элемент внешнего регулирования важно связать с возрастным, половым развитием и индивидуальной саморегуляцией.

Второе: процесс социализации в социологии ориентирован на адаптацию к социуму, на активное включение в развитие реальных социальных процессов и явлений, тогда как подростки включаются в специально организованные, смодулированные, игровые социальные ситуации. Поэтому в руководстве социализации подростка преобладают педагогические, а не социальные факторы.

Третье: в социализации подростка формируется механизм самоуправления, саморегуляция поведением, самоанализ ценностей и их при-¦f ' нятие, тогда как у взрослых осуществляется полная реализация моральных >,| ценностей, правовых норм, гражданских прав и обязанностей, социального * статуса. В социализации подростков преобладают этико-психологические, ¦'¦, педагогические аспекты, тогда как у взрослых — социально-правовое регулирование.

Четвертое: социализация личности взрослого определяется свободным выбором сферы его жизненных интересов и сфер социальной деятельности. Подросток, прежде всего, объект и субъект воспитания. Отсюда, в социализации взрослых и детей задействованы разные психологические механизмы, цели и ценности.

3. Педагогическая поддержка воспитания социальной адаптивности строится на трех основаниях — диагностике и использовании педагогического потенциала социокультурного окружения, усвоении национальных культурных ценностей, национальных эталонов поведения в содержании учебно-воспитательного процесса и целенаправленном формировании Я-концепции подростка.

4. Педагогически направленная социализация подростка имеет свои особенности: а) полноценное общее и возрастное развитие создает самые благоприятные предпосылки для развития механизма социальной адаптации подросткаб) в первую очередь формируется ценностная ориентация, включающая ценности национальной культуры, гражданские мотивы поведения, чувство солидарности и ответственности за себя перед старшим поколениемв) семья в наибольшей мере адаптирует происходящие в обществе изменения. Отсюда, работа с родителями — важнейший элемент педагогически направленной социализации подростковг) происходит нарастание активности школьника в процессе его социализации, что требует развития механизма саморегуляции поведения, и некоторого изменения школьной педагогической системы. Тогда формирование Я-концепции подростка становится основанием его психологической готовности к творческому включению в социальные процессы и явления, заключенные в традициях конкретного народа.

ГЛАВА И. ПУТИ И СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИ НАПРАВЛЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА.

2.1. Подросток как объект и субъект социализации.

Подростковый возраст выступает объектом особо пристальных исследований почти весь XX век. Этот возраст считается переломным, критическим, опасным, противоречивым. Одновременно в нем отмечают множество положительных факторов: физиологическое взросление, высокая активность во всех сферах жизни, качественные изменения в развитии самосознания, одаренности, способностей и др. Главное, данный период отличается выходом ребенка на новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества [15].

В связи с этим особое значение приобретают следующие ярко выраженные возрастные особенности подростка: формирование Я-концепции как представления о себе на основе собственных убеждений, жизненных позиций и самооценки. Именно это образование служит главным внутренним фактором и одновременно результатом социализацииобщение со сверстниками выступает как организованная самими подростками социальная среда, обладающая особыми свойствами учитывать их особенности, возможности и потребности. В результате складывается подростковая субкультура как определяющееся содержание социализациисамопознание, самоутверждение, самореализация, самоактуализация становятся источником большинства мотивов их деятельности и поведения, что составляет ориентировочную основу для подростка и педагога в выборе способов социального взаимодействия и двухсторонней адаптациипроисходит выбор социальных ценностей, которые служат основными критериями оценки себя, других, жизненных обстоятельств и условий жизни. Так создается основа для адекватной социализацииосознано определяется образ жизни и образ мыслей за счет обогащающейся эмоциональной сферы (чувства дружбы, первой любви, первые переживания в связи с жизненными трудностями, конфликтами, повышенной эмоциональной чувствительностью, критичностью) как предпосылка реальной и адекватной социализациирезко снижается во мнении подростка статус взрослых, в первую очередь статус школы, учителя, авторитет родителей. Возникает своего рода оппозиция к традиционной «взрослой» культуре, к поучениям и нравоучениям и одновременно проявляется некритическое отношение к новым тенденциями в культуре, ценностям и образцам жизни.

Это обусловливает необходимость педагогической поддержки изучаемого процесса. Кроме того, у подростка складывается неповторимое «Я», характеризующееся особыми взглядами и установками. При этом существующие в обществе нравственные нормы и правила вступают в противоречия с господствующими ценностями подростковой среды. Происходит сложное и противоречивое их взаимодействие. Оно регулируется педагогически с учетом указанных возрастных особенностей.

Л.И. Божович объясняет особенности и трудности подросткового возраста тем, что быстрые темпы умственного, физического, эмоционального развития рождают качественно иные уровни развития социальных. потребностей, которые они сами удовлетворить не могут.

Учет этих особенностей имеет особое значение для социализации подростка. Она протекает опосредованно через самоощущение, самовосприятие, интроспекцию, рефлексию, самоанализ, самооценку, то есть, всего того, что связано с саморегуляцией. Происходящие внутри Я-процессы требуют самопонимания и самоотношения на основе осознаваемых ценностей. Обслуживающая внутренний мир информация о них становится актуальной и решающей.

Она опосредованно обусловливает определение жизненных перспектив, планов, прогнозирования своего будущего. Это способствует отбору ценностной информации, которая бы в наибольшей мере освещала жизненный путь и помогала создать свою жизненную программу.

С целью определения ориентации подростков на социальные ценности, мы провели их опрос в разных регионах. Обследовано 300 человек. Для этого был разработан опросник, который использовался нами в Адыгее, Сочи (опрос проводил автор), Ростове-на-Дону (опрос проводил А.В. Тищенко). Получены следующие данные (см. таблицу 2.1).

Школьники, независимо от региона, не сориентированы на ценности народных традиций, в том числе и адыгских. Подростки всех регионов назвали отдельные ценности (семья, спорт, здоровье), которые составляют содержание вышеназванных традиций (гл. 1, параграф 1.З.). Но появились новые, соответствующие современному социуму: материальное благосостояние, культурно-насыщенная жизнь, учебные успехи, статус в среде сверстников, острые ощущения, талант, природа. Как свидетельствует полученный материал, ценностные ориентации подростков совпадают в аспекте материального благосостояния (соответственно 70,4%, 94,7%, 70,6%). У школьников Сочинского региона процент указавших на эту ценность значительно выше. Высокий личностный статус среди сверстников как особую значимость отмечают преимущественно школьники Адыгеи и Ростовской области (95,1% и 90,8%). Проявляют обостренный интерес к новому, необычному, что связано с высокой эмоциональной восприимчивостью, свойственной подростковому возрасту, одинаково подростки всех регионов (84,1%, 82,8%, 80,3%).

Однако, есть и некоторые отличия, что связано с особенностью местной культуры. Отмечается школьная дезадаптация, которая в наибольшей мере свойственна сочинским и адыгским школьникам, что сказалось на самом низком показателе заинтересованности учебными успехами в школе (33,2% и 24% опрошенных).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование подтвердило гипотезу и установило, что две общественно-организованные формы микросоциума — семья и школа — определяют, в основном, социализацию подростка. Будучи педагогически направленной, она представляет собой часть целостного образовательного процесса и призвана включить школьника в активное культурологическое исследование окружающей действительности с целью оптимальной и творческой к ней адаптации.

Педагогически организуемый ситуационный анализ социокультурных норм, требований и одобряемых способов поведения наиболее эффективно протекает на базе изучения национальных культурных традиций, синтезирующих социальные ценности. В силу их историчности, устойчивости и целесообразности, традиции востребуются обществом и личностью, что особенно актуально для воспитания подрастающих поколений. Соответственно народные традиции объективно выступают ведущим средством адекватной социализации личности. Оптимальность процесса социализации по отношению к подростку означает своевременное обращение к социокультурным ценностям, их сознательное присвоение с учетом возрастных особенностей и практическое совершенствование социальных умений в рамках реального микросоциума.

В адыгских традициях заключены большие возможности оптимизации процесса педагогически направленной социализации подростка в условиях многонационального Северо-Кавказского региона. Их ценностные ориентиры в достаточном объеме отражают инвариантные установки других народов, определяющие жизнедеятельность человека на Северном Кавказе. Они особенно актуальны в условиях рыночной парадигмы общества, требующей большей регламентации поведения людей в социальном, возрастном, профессиональном аспектах жизнедеятельности, раннего включения несовершеннолетних в трудовую жизнь взрослых, более жесткой дифференциации воспитания с учетом пола, системы определенных личностных качеств и практических социальных умений, обеспечивающих быструю ориентацию в социуме. Адыгские традиции ориентированы на овладение технологией адекватного социального поведения: избегать неадекватных ценностям обстоятельств, предупреждать неудачи, осуществлять партнерское взаимодействие, строить межличностное общение на основах гостеприимства, почитания старших.

В ходе исследования установлен высокий педагогический потенциал адыгских традиций, которые: формируют образцы социального поведенияобогащают идеальные представления о людях разной национальной принадлежностисоздают и регулируют образ жизни, соответствующий опыту народа, его обычаям, устанавливая тем самым сильные родственные и культурные связиобеспечивают мотивацию поведения в процессе межличностного общения, в том числе между поколениямиинтенсифицируют адаптацию к социальным процессам и явлениямформируют социально востребованные позитивные черты национального характерапобуждают к самооценке, самоконтролю, саморегуляции, самоактуализации в обусловленной традициями деятельности подражательного и творческого характера на основе адекватной Я-концепцииспособствуют самоопределению подростка и формированию его личностного и деятельностно-социокультурного статусаобеспечивают оптимальный для подросткового возраста характер социализации.

Исследование позволило выявить перспективные направления научных поисков в данной области: сопоставительный анализ взаимопроникновения культурно-нравственных основ традиций разных народов, проживающих в конкретном социуме, и установление путей их применения в процессе педагогически направленной социализации детей разного возраставыявление и раскрытие взаимосвязи ценностных ориентации и личностных качеств как фундамента опыта социализации и адаптациирассмотрение роли образовательного компонента в педагогически направленной социализации подросткаизучение особенностей данного процесса в более старшем возрастном периоде.

Дальнейшие научные изыскания в указанных аспектах будут способствовать созданию целостной педагогической теории социализации формирующейся личности с учетом полиэтнической специфики Российской Федерации и подъему современной педагогической практики на более высокий качественный уровень.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности /Проблемы методологии, теории и исслед. реал, личности М.: МО-ДЭК, 1999.-216 с.
  3. А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985. -263 с.
  4. А. Социальный интерес: вызов человечеству //Первое сентября, 1993. № 6. -С.3−5.
  5. Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994. — 607 с.
  6. Актуальные проблемы формирования социальной активности учащихся //Сб. науч. тр. АПН СССР под ред. Т. Н. Мальковской. М.: НИИОП, 1988.
  7. В.В. Происхождение народов Кавказа. Хронологическое исследование. М., 1974. — 316 с.
  8. Ш. А. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1986. — 180 с.
  9. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское изд-во, 1990. — 162 с.
  10. Ю.Амосов Н. М. Мое мировоззрение //Вопросы философии. 1992. № 6. -С.50−74.11 .Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  11. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. -М.: Педагогика, 1980. Т.1 — 230 е., Т.2 — 287 с.
  12. З.Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: КГУ, 1988. -238с.
  13. И.Л. Происхождение человека и общества. М.: Мысль, 1988. -415с.
  14. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. -376 с.
  15. Н.В. Проблема социализации личности. Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970. — С.43.
  16. Е.А. Социальный статус и активность личности: Личность как объект и субъект общественных отношений. М.: МГУ, 1984. -324 с.
  17. Е.А. Политическая социализация личности как проблема современной политологии //Вестник Московского университета. Серия 18, Социология и политология. М., 1997. № 3. — С.34−44.
  18. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы //Психология формирования и развития личности. Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1981. — С.3−5.
  19. А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. -М.: МГИК, 1992. 207 с.
  20. Т.Н. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности //Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. -С.67−87.
  21. С.А. Механизмы усвоения нововведений в этнической культуре //Методологические проблемы исследования этнических культур. Ереван, 1978. — С. 103−108.
  22. С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-247 с.
  23. Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. -М.: Мысль, 1974.-221 с.
  24. В.Г., ШкаратанО.И. Социальные нормативы и социальное планирование. М.: Профиздат, 1984. — 136 с.
  25. А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания //Новое педагогическое мышление. Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. С.206−220.
  26. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: МГУ, 1984.-103 с.
  27. М.Г., Зевакин Е. С., Хоретлев А. О. Адыги. Ист.-этногр. очерк. -Майкоп: Адыг. кн. изд., 1957. 140 с.
  28. Т.И. Великая сила патриотизма. Майкоп, 1982. — 112 с.
  29. Т.И. Во имя отечества. Майкоп, 1996. -С.59.
  30. Т.И. Военно-патриотическое воспитание учащийся молодежи. -Майкоп: Краснодар, кн. изд. Адыг. отд-ние., 1988. 126 с.
  31. В.Т. Теоретические основы и прикладные аспекты профессиональной адаптации преподавателей высшей школы /Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Ростов н/Д: РГУ, 1997. — 43 с.
  32. В.Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1997. Вып. 2. — 143 с.
  33. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы //Сб. науч. трудов. Под ред. О. С. Газмана, Л. И. Романовой. -М.: АПН СССР, 1989.
  34. Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. -264 с.
  35. .Х. Адыгский этикет. Нальчик: Эльбрус, 1978. — 159 с.
  36. .Х. Коммуникативное поведение и культура //Советская этнография. 1978.-С. 18−23.
  37. .Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1983.-229 с.
  38. Н.А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991. — 226 с.
  39. Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.-422 с.
  40. Р.Ж. Происхождение и этнокультурные связи адыгов. Нальчик: Нарт, 1991. — 166 с.
  41. P.M., Чудновский В. Э. Воспоминания о будущей школе. М.: Просвещение, 1993. — 124 с.
  42. .Н. Человек: пути формирования новой личности. М.: Мысль, 1988. — 301 с.
  43. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. Размышление социолога. М.: Педагогика, 1988. — 260 с.
  44. В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994. — 400 с.
  45. .П. Структура процесса воспитания: методологический аспект. Каунас: Швиеса, 1984. — 190 с.
  46. .П., Катаева Л. И. Гражданскому обществу институт социальных педагогов //Педагогика. 1992. № 5−6. — С.38−44.
  47. И.Д. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа //Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв. Нальчик, 1974.
  48. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1979. 304 с. 51 .Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1978.-311с.
  49. В.В. Психология воспитания школьника. СПб.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. — 78 с.
  50. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. -198 с.
  51. А.А., Караковский В. А., Новикова Л. И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях //Советская педагогика. 1991. № 5. С. 11 -17.
  52. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 435 с.
  53. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания //Педагогика. 1995. № 4. С.29−36.
  54. А.О., Емельянов Ю. Н. Антропология в современном виде //Социально-политический журнал. 1993. № 5−6. С.21−22.
  55. А.Н. Философия мировоззренческая ценность личности. — М.: Прометей, 1991. — 142 с.
  56. Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. — 272 с.
  57. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1968. -268 с.
  58. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216 с.
  59. И.А. Социальное познание и мир повседневности. М.: Наука, 1987.- 141 с.
  60. А. Психологическое развитие ребенка /Пер. с фр. М.: Просвещение, 1967.-193 с.
  61. В.В. Очерк быта темиргоевцев. Тифлис: СМОМПК, 1901. -56 с.
  62. М. Основные социологические понятия. М., 1990. — 672 с.
  63. К.Н. Свободное воспитание //В сб. сост. Л. Д. Филоненко. -М.: Ассоц. проф. образования, 1993.
  64. Н.Н. Формирование индивидуальности школьника в целостном учебно-воспитательном процессе /Автореф. дисс.. .д-ра пед. наук.-М, 1991.-36 с.
  65. Взаимодействие коллектива и личности //В сб. докладов под ред. М. Й. Лийметса. Таллин: Таллинский ГПИ, 1982.
  66. Взаимодействие педагогической науки и практики: диагностический аспект /Под общ. ред. Я. С. Турбовского. М.: Ин-т теорет. педагогикии междунар. исслед. в образовании РАО, 1993. 286 с.
  67. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990. — 142 с.
  68. В. Мораль и социальная психика /Пер. с болг. М.: Прогресс, 1978.-357 с.
  69. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. -334 с.
  70. Воспитание личности: Опыт. Проблемы. Поиски //Сб. материалов в помощь организаторам воспитания учащихся. М.: Фил. Моск. ин-та повышения квалификации работников образования, 1994.
  71. Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации //Сб. науч. тр. под ред. Л. И. Новиковой. М.: НИИ теории и истории педагогики, 1992.
  72. Вопросы воспитания: системный подход /Под ред. Л. И. Новиковой. -М.: Прогресс, 1981. 115 с.
  73. .З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. -77 с.
  74. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. М.: Знание, 1981. — 95 с.
  75. Л.С. Проблема сознания //Собр. соч. в 6 т. Т.1. М.: Педагогика, 1982. — С.156−167.
  76. Л. С. Детская психология //Собр. соч. в 6 т. Т.4. М.: Педагогика, 1984. — 573 с.
  77. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с.
  78. Ф. Самодвижение. Философская энциклопедия: В 5 т. Т.4. -М.: Сов. энциклопедия, 1967. 670 с.
  79. К.С. Тоталитаризм как феномен XX века //Вопросы философии. 1992. № 2. С.3−25.
  80. О.С. Общественное и гражданское воспитание: взгляд в будущее //Советская педагогика. 1990. № 7. С.38−44.
  81. В.К. Аталычество //XIII Международный конгресс антропологических и исторических наук. М., 1973. — С. 14.
  82. .С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992. № 5−6. С.3−13.
  83. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности /Пер. с англ., фр. Сост. Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева. М.: Прогресс, 1990. — 88 с.
  84. Н.Ф. Педагогический эксперимент //В сб. Методология и методика исследования проблем самовоспитания. Отв. ред. А. И. Кочетов. Рязань: Рязанский ГПИ, 1978. — С.117−123.
  85. Н.Ф. Педагогические основы социализации младших школьников. СПб.: Образование, 1996.
  86. Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. СПб.: Образование, 1992. — С.8−17.
  87. Л.Ю. Воспитание и социализация //Советская педагогика. 1991. № 2. С.38−43.
  88. Р.Г. Социологические проблемы воспитания школьников: Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1979. — 412 с.
  89. Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981.-176 с.
  90. В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте //Вопросы психологии. 1992. № 1−2. С. 22−33.
  91. И.М. Моральные критерии социальной зрелости личности.1. М., 1980.-С.9−10.
  92. О.И. Культурная традиция и душевное здоровье человека //Социально-политический журнал. 1993. № 8. С. 36.
  93. З.В., Щеголева Т. М. Самосознание личности: Учебное пособие. Иркутск: Иркут. ун-т, 1993. — 54 с.
  94. В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX начала XX века. — М.: Ин-т теорет. педагогики и междунар. ис-след. в образовании РАО, 1994. — 140 с.
  95. И.А. Самовоспитание личности: Философско-этические проблемы. М.: Политиздат, 1984. — 285 с.
  96. М.Г. Понятие личности и ее социализация. Томск: Том. политехи, ун-т, 1992. — 21 с.
  97. Н.П. Что такое человек? М.: Мысль, 1983. — 140 с.
  98. К. Черкесы (адыге). Краснодар, 1927. — 52 с.
  99. Э. Социология и теория познания //Хрестоматия по истории психологии под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. -М.: МГУ, 1980.
  100. Закон РФ «Об образовании» /Сборник международных и Российских законодательных актов. М.: Новая волна, 1999. — С.60−82.
  101. JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996.-426 с.
  102. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. — 268 с.
  103. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. -144 с.
  104. В.В. Психология детства. М.: Академия, 1996. — 346 с.
  105. А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: МГУ, 1982. — 200 с.
  106. Л.М. Психология воспитания. М.: Высш. школа, 1991. -93 с.
  107. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  108. Инал-Ипа Ш. Д. Страницы исторической этнографии абхазов. Сухуми: Алашара, 1971. — 312 с.
  109. ИЗ. Иорданский Н. Н. Основы и практика социального воспитания. -М.: Работник проев., 1923. 190 с.
  110. И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения //Психологоческие механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979.
  111. А.А., Стрелков Д. Г. Актуальные проблемы социализации молодежи. Ниж. Новгород: Волго-Вят. кадровый центр, 1994. — 24 с.
  112. Кабардино-русские отношения в XVI XVIII вв. -М., 1957. Т2. (XVIIIb.). № 119. — С. 159.
  113. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988. 315 с.
  114. М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования. JL: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981. — 69 с.
  115. Х.К. Культура адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1993. — С.103.
  116. Кан-Калик В.А., Ковалев Г. А. Теория и практика активного социального обучения. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1988. — 301 с.
  117. В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. М.: Новая школа, 1992. — 125 с.
  118. В.В., Слепцов Н. С., Ревенко Л. В. Социализация молодежи: сущность, особенности, тенденции. Краснодар: КубГУ, 1994. — 175 с.
  119. В.Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история (проблемы теории исторического процесса). М., 1981. — 241 с.
  120. А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности: Учебное пособие к спецкурсу. Л.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1991.-83 с.
  121. А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности: Автореф. дисс.. .д-ра пед. наук. JI., 1991.-32 с.
  122. Г. Ю. Путешествие по Кавказу и в Грузию предпринятое в 1807—1808 гг.. //Культура и быт адыгов. Вып. VIII. Майкоп, 1991.
  123. А.Г. Психическое развитие ребенка и жизненная среда /Вопросы психологии. 1993, № 1. С. 13−23.
  124. Н.В. Жизненное самоопределение молодежи в условиях социальной нестабильности: (Социал.-психол. аспект): Автореф. дисс. .канд. психол. наук /Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 1997. — 24 с.
  125. JI.H. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. — 283 с.
  126. О.Н. Духовная культура современного общества //Социально-политические науки. 1991. № 10. С.3−8.
  127. В.П. Становление индивидуальности: Социологический аспект. М.: МГУ, 1993. — 141 с.
  128. Кон И. С. Социальные изменения, культурные особенности и традиционные модели социализации детей //Социологические теории и социальные изменения в современном мире. М., 1986. — С.116−123.
  129. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — С.22−23.
  130. Кон И.С. К этнографическому изучению мира детства //Советская педагогика. 1981. № 9. С.44−48.
  131. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1988.-63 с.
  132. КонИ.С., Ольшанский В. Б. Социализация //Философская энциклопедия. Т. 5. М.: Сов. энциклопедия, 1970. — С.66−67.
  133. М.О. Авункулат //Сов. этнография, 1948. № 1.
  134. М.О. Аталычество //Сов. этнография., 1935. № 2.
  135. М.О. Из истории брака и семьи у народов Кавказа //Этнография и история Кавказа. М., 1961. — С.116−125.
  136. А.Г. Педагогические основы социального воспитания. -Якутск: Якут. гос. ун-т, 1992. 212 с.
  137. А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск: Народная асвета, 1990. — 261 с.
  138. Кох К. Путешествие по России и в Кавказские земли //Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв. -Нальчик, 1974. 599 с.
  139. Краткий словарь по социологии /Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М., 1989. — 348 с.
  140. А.Д. Традиции и новаторство как механизмы социализации и воспитания личности //Социально-психологические факторы перестройки. М., 1989. -с.171−185.
  141. Критика теории социализации учащейся молодежи в капиталистических странах //Сб. научн. трудов. Отв. ред. М. А. Соколова. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1980.
  142. Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М.: Акад. наук СССР, 1960.-520 с.
  143. Ю.С. Древняя Синдика. М., 1971. — 251 с.
  144. П.Е. Некоторые социологические вопросы формирования личности //Вопросы философии. 1966. № 7. С.13−24.
  145. Л.И. Кабардино-адыгейская культура XIII—XV вв.. //СЭ. 1957.
  146. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.- 148 с.
  147. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -М.: Педагогика, 1983. Т.1 — 391 е., Т.2 — 318 с.
  148. А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. — 64 с.
  149. .Т. Социально-педагогические противоречия воспитания //Советская педагогика. 1990. № 5. С.72−77.
  150. .Т. Воспитание: необходимость и свобода //Педагогика.1994. № 2. С.35−40.
  151. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976.
  152. А.С. Воспитание в семье и школе. Педаг. соч.: В 8 т. Т.4. М.: Правда, 1987. — 573 с.
  153. Т.Н. Социальная активность школьника. Л.: Знание, 1978.-36 с.
  154. Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969. — 228 с.
  155. Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  156. А. Самоактуализация //Психология личности: Тексты. Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузыря. М.: МГУ, 1982.
  157. С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1984. — 170 с.
  158. В.М. Культура и история. М., 1977. — 101 с.
  159. Ю.П. Библиотека и социализация личности: Учебное пособие. М.: Гос. ин-т культуры, 1993. — 106 с.
  160. М.А. Из общественного быта адыгов (XVIII-первая половина XIX в.) //Культура и быт адыгов. Вып. VIII. Майкоп, 1991.
  161. B.C. Личность и общество: Учебное пособие к спецкурсу. -Пермь: Перм, гос. пед. ин-т, 1991. 90 с.
  162. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. /Пер. с англ. М.: Наука, 1988. — 316 с.
  163. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. -М.: Наука, 1990.-220 с.
  164. Л.А. О потребностях человеческой личности в процессе ее социлизации //Биологическое и социальное в личности преступника и проблемы ее ресоциолизации. Уфа, 1994. — С.35−38.
  165. А.Т., Сержантов В. Ф. Личность как предмет философского познания. Новосибирск: Наука, 1984. — 319 с.
  166. В.В. Социализация личности: Философский аспект. -Киев: Вища шк., 1986. 216 с.
  167. А.В. Социализация и воспитание. М., 1997. — 96 с.
  168. А.В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991. -78 с.
  169. П. Культура народа и культура личности /Пер. с нем. СПб.: Книгоиздательство Богдановой, 1912. — 189 с.
  170. Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания /Материалы Первой респ. науч.-практ. конф. Майкоп: Адыгея, 1994. — 544 с.
  171. Л.И. Воспитательная система: исходные позиции //Советская педагогика. 1991. № 11. С.61−64.
  172. Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев. -Нальчик, 1986. 184 с.
  173. Образовательная программа маршрут ученика: 4.1. /Под ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: ЮИПК, 1998. — 118 с.
  174. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. -М., 1994.-151 с.
  175. Особенности социального формирования учащихся в разных регионах страны /Под ред. Р. Г. Гуровой. М.: АПН СССР НИИ ОПВ, 1986. -178 с.
  176. От жеста к символу. Интернализованные другие и самость. Аз и Я. психология пунитивного правосудия //Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994. — С.215−260.
  177. Э.С. Критический анализ исследований социализации школьной молодежи в США: Автореф. дисс. .канд. философ, наук. -М., 1982.-37 с.
  178. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-348 с.
  179. Педагогика среды и методы ее изучения /Под ред. М. В. Крупениной.- М.: Работник просвещения, 1930. 247 с.
  180. Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М.: Высш. шк., 1990. — 175 с.
  181. А.И. Этнография как источник первобытно-исторических реконструкций //Этнография как источник реконструкций истории первобытного общества. М., 1979. — С.38
  182. Л.И., Смышляев В. А. Экологические аспекты современной культуры и процесса социализации личности //Культура как фактор социализации личности. Воронеж, 1992. — С.47−57.
  183. Н.И. Социальная сущность развития личности //История и политика: методология, историография, практика. Н. Новгород, 1997.- С.135−136.
  184. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -С.227−228.
  185. Ю.П., Почебут Л. Г. Этническая социальная психология: Учебное пособие. СПб.: СПб ГУ, 1993. — 210 с.
  186. Ю.М. Проблемы социализации маргинальной личности //Туманит, науки в Сибири. Новосибирск, 1994. № 1. С.49−55.
  187. А.С. Потребности, мотивы и установки //Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси: Мицниереба, 1974.
  188. А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок //Вопросы философии. 1992. № 5.-С.3−15.
  189. О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М.: Наука, 1993. — 101 с.
  190. С.А. Взаимосвязь целей и методов воспитания в воспитательном процессе: Автореф дисс. .д-ра пед. наук. Л., 1989.
  191. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека /Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988. — 214 с.
  192. А.Н. Объективное и субъективное в повышении социальной активности личности. Кишинев: Штиинца, 1991. — 68 с.
  193. Рюле Отто. Ребенок и среда /Пер. с нем. JL: Госиздат, 1924. — 74 с.
  194. Ю.И. Гуманизация образования как культурологическая проблема //Гуманизация образования. -1996, № 1. С.8−16.
  195. Ю.И. Культуроведческие концепции: социально-философский синтез //Современные проблемы гуманизации образования. Бийск: НИЦБиГПИ, 1996.-С.5−13.
  196. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 227 с.
  197. Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба, 1989. — 312 с.
  198. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования. -М.: Педагогика, 1986. 146 с.
  199. В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: ЛГУ, 1990.-206 с.
  200. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 222 с.
  201. Э.Ф. Культура и личность. Л., 1972. — С.76−115.
  202. Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции //Сб. научн. трудов. М.: Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании РАО, 1993.
  203. Социальная психология личности /Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979. — 350 с.
  204. Социальная философия /В.Н. Лаврененко, В. Н. Ратников, В. Ю. Дорошенко и др. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. — 133 с.
  205. Социальные ориентиры изменяющегося общества //Сб. научных трудов. Отв. ред. В. З. Роговин. М.: Ин-т социологии РАН, 1993.
  206. Социальные ориентиры обновления: Общество и человек /Под общ. ред. Т. И. Заславской. М.: Политиздат, 1990. — 448 с.
  207. Ю.В. Микросреда и личность: Философские и социологические аспекты. М.: Мысль, 1974. — 192 с.
  208. А.К. В зеркале социологии. -Майкоп, 1995. 65 с.
  209. А.К. Общественные процессы и их отражение в адыгейской поэзии. Майкоп, 1994. — 34 с.
  210. А.К. Социальные процессы и личность. Состояние и проблемы. Майкоп, 1995. — 72 с.
  211. ТюнниковЮ.С. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования. Казань: КГУ, 1994. — 88 с.
  212. Ю.С., Ворожбитова А. А., Чугай И. В., Юрченко Ю. Центр педагогической культуры: культурологические доминанты образовательно-воспитательного процесса. Сочи: РИЦ СГУТиКД, 1998. -123 с.
  213. А.К. Духовная жизнь общества. М.: Мысль, 1980. — 271 с.
  214. А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. -333 с.
  215. Федеральная программа развития воспитания в системе образования России в 1999—2001 гг. //Вестник образования. Декабрь 1999. М., -С.2−10.
  216. Е.В. Основы социально-психологической культуры: Учебное пособие. Н. Новгород: Нижегород. ун-т, 1993. — 268 с.
  217. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 412 с.
  218. Г. Г. Духовное производство как фактор развития личности. Новгород: Новгор. гос. пед. ин-т., 1993. 75 с.
  219. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика, 1990. -157 с.
  220. Г. Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985.-223 с.
  221. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — 629 с.
  222. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими /Пер. с англ. М.: Центр общечеловеч. ценностей, 1993.-338 с.
  223. Формирование социально активной личности: Материалы конференции /Отв. ред. И. И. Купцов. Рязань: Ряз. гос. пед. ин-т, 1990.
  224. В. Человек в поисках смысла /Пер. с англ., нем. Общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 79 с.
  225. Фрейд 3. Психология бессознательного /Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Просвещение, 1990. — 448 с.
  226. И.Т. О человеке и гуманизме. М.: Политиздат, 1989. -559 с.
  227. Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1990. — 116 с.
  228. А.А. Социальный эксперимент: логико-методологические и социальные проблемы. Ростов н/Д, 1991. — 205 с.
  229. А., Тхакушинов А. Реформа и социокультурная среда. М., 1995.- 189 с.
  230. Р.А. Национальный менталитет: этнокультурологический анализ. М., 1997. — 116 с.
  231. Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. Майкоп, 1997. — 194 с.
  232. А.Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности. М.: Политиздат, 1990. -222 с.
  233. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества /Под общ. ред. Т. И. Заславской. М., 1994.
  234. Н.Н., Чебоксарова Н. А. Народы, расы, культуры. М.: Наука, 1985.-271 с.
  235. Человек и общество. Проблемы социализации индивида /Сб. статей под общ. ред. Б. Г. Ананьева. Л.: ЛГУ, 1971. — 320 с.
  236. К.В. Народные традиции и фольклор. Л., 1936. — 108 с.
  237. А.Ю. Гармонизация межнациональных ценностей: Некоторые аспекты духовной жизни. Майкоп: Краснодар, кн. изд-во. Адыг. отд-ние, 1990. — 77 с.
  238. А.Ю. Национальные ценности и человек. -Майкоп, 1996. -С. 140.
  239. В.М. Поиск новой парадигмы воспитания //Советская педагогика, 1991. № 7. С.53−58.
  240. Т. Социальная психология /Пер. с англ. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 544 с.
  241. Г. И. От единого мировоззрения к личностным ценностям //Педагогика. 1994. № 5. С.34−36.
  242. Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос /Пер. с нем. -Калуга: Духовное познание, 1992. 111 с.
  243. Р. Социальное будущее /Пер. с нем. Калуга: Духовное познание, 1993. — 239 с.
  244. B.C. Человек как цель воспитания //Педагогика. 1992. № 3−4. С.37−43.
  245. Н.Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. -М.: 1989. -35 с.
  246. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-428 с.
  247. Энциклопедический социологический словарь /Общ. ред. ак. РАН Осипова Г. В. 1995. 939с.
  248. В.А. Социальная идентичность личности. М.: Наука, 1994. -153 с.
  249. В.А. Анализ социального в индивидуальном //Вопросы психологии. 1979. № 1. С. 125−126.
  250. В.А., Кон И.С. Интерпретация основных понятий и набросок процедур сбора первичных данных //Личность и ее ценностные ориентации. -М.: АН СССР, 1969.
  251. Turner G. Social Interaction. N. Y. s 1989.162 p.
  252. Parsons T. The Social System. N. Y., 1952. 552 p.
  253. Cooley C.N. Human Nature and The Social Order. N. Y., 1962.115 p.
  254. Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago, 1934,152 p.
Заполнить форму текущей работой