Педагогические основы социализации подростка в процессе усвоения традиций адыгского народа
Диссертация
В связи с этим особое значение приобретают следующие ярко выраженные возрастные особенности подростка: формирование Я-концепции как представления о себе на основе собственных убеждений, жизненных позиций и самооценки. Именно это образование служит главным внутренним фактором и одновременно результатом социализацииобщение со сверстниками выступает как организованная самими подростками социальная… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
- 1. 1. Понятие, типология и содержание социализации личности
- 1. 2. Культурологический аспект социализации подростка
- 1. 3. Педагогический потенциал адыгских традиций
- ГЛАВА II. ПУТИ И СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИ НАПРАВЛЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА
- 2. 1. Подросток как объект и субъект социализации
- 2. 2. Процесс педагогически направленной социализации подростка
- 2. 3. Педагогическая поддержка социализации подростка в процессе освоения адыгских традиций
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности /Проблемы методологии, теории и исслед. реал, личности М.: МО-ДЭК, 1999.-216 с.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985. -263 с.
- Адлер А. Социальный интерес: вызов человечеству //Первое сентября, 1993. № 6. -С.3−5.
- Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994. — 607 с.
- Актуальные проблемы формирования социальной активности учащихся //Сб. науч. тр. АПН СССР под ред. Т. Н. Мальковской. М.: НИИОП, 1988.
- Алексеев В.В. Происхождение народов Кавказа. Хронологическое исследование. М., 1974. — 316 с.
- Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1986. — 180 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское изд-во, 1990. — 162 с.
- Ю.Амосов Н. М. Мое мировоззрение //Вопросы философии. 1992. № 6. -С.50−74.11 .Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. -М.: Педагогика, 1980. Т.1 — 230 е., Т.2 — 287 с.
- З.Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: КГУ, 1988. -238с.
- Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М.: Мысль, 1988. -415с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. -376 с.
- Андреенкова Н.В. Проблема социализации личности. Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970. — С.43.
- Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности: Личность как объект и субъект общественных отношений. М.: МГУ, 1984. -324 с.
- Ануфриев Е.А. Политическая социализация личности как проблема современной политологии //Вестник Московского университета. Серия 18, Социология и политология. М., 1997. № 3. — С.34−44.
- Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы //Психология формирования и развития личности. Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1981. — С.3−5.
- Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. -М.: МГИК, 1992. 207 с.
- Артемьева Т.Н. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности //Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. -С.67−87.
- Арутюнов С.А. Механизмы усвоения нововведений в этнической культуре //Методологические проблемы исследования этнических культур. Ереван, 1978. — С. 103−108.
- Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-247 с.
- Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. -М.: Мысль, 1974.-221 с.
- Асеев В.Г., ШкаратанО.И. Социальные нормативы и социальное планирование. М.: Профиздат, 1984. — 136 с.
- Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания //Новое педагогическое мышление. Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. С.206−220.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: МГУ, 1984.-103 с.
- Аутлев М.Г., Зевакин Е. С., Хоретлев А. О. Адыги. Ист.-этногр. очерк. -Майкоп: Адыг. кн. изд., 1957. 140 с.
- Афасижев Т.И. Великая сила патриотизма. Майкоп, 1982. — 112 с.
- Афасижев Т.И. Во имя отечества. Майкоп, 1996. -С.59.
- Афасижев Т.И. Военно-патриотическое воспитание учащийся молодежи. -Майкоп: Краснодар, кн. изд. Адыг. отд-ние., 1988. 126 с.
- Ащепков В.Т. Теоретические основы и прикладные аспекты профессиональной адаптации преподавателей высшей школы /Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Ростов н/Д: РГУ, 1997. — 43 с.
- Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1997. Вып. 2. — 143 с.
- Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы //Сб. науч. трудов. Под ред. О. С. Газмана, Л. И. Романовой. -М.: АПН СССР, 1989.
- Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. -264 с.
- Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик: Эльбрус, 1978. — 159 с.
- Бгажноков Б.Х. Коммуникативное поведение и культура //Советская этнография. 1978.-С. 18−23.
- Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1983.-229 с.
- Бердяев Н.А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991. — 226 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.-422 с.
- Бетрозов Р.Ж. Происхождение и этнокультурные связи адыгов. Нальчик: Нарт, 1991. — 166 с.
- Бескина P.M., Чудновский В. Э. Воспоминания о будущей школе. М.: Просвещение, 1993. — 124 с.
- Бессонов Б.Н. Человек: пути формирования новой личности. М.: Мысль, 1988. — 301 с.
- Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. Размышление социолога. М.: Педагогика, 1988. — 260 с.
- Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994. — 400 с.
- Битинас Б.П. Структура процесса воспитания: методологический аспект. Каунас: Швиеса, 1984. — 190 с.
- Битинас Б.П., Катаева Л. И. Гражданскому обществу институт социальных педагогов //Педагогика. 1992. № 5−6. — С.38−44.
- Бларамберг И.Д. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа //Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв. Нальчик, 1974.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1979. 304 с. 51 .Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1978.-311с.
- Богословский В.В. Психология воспитания школьника. СПб.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. — 78 с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. -198 с.
- Бодалев А.А., Караковский В. А., Новикова Л. И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях //Советская педагогика. 1991. № 5. С. 11 -17.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 435 с.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания //Педагогика. 1995. № 4. С.29−36.
- Бороноев А.О., Емельянов Ю. Н. Антропология в современном виде //Социально-политический журнал. 1993. № 5−6. С.21−22.
- Борщов А.Н. Философия мировоззренческая ценность личности. — М.: Прометей, 1991. — 142 с.
- Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. — 272 с.
- Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1968. -268 с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216 с.
- Бутенко И.А. Социальное познание и мир повседневности. М.: Наука, 1987.- 141 с.
- Валлон А. Психологическое развитие ребенка /Пер. с фр. М.: Просвещение, 1967.-193 с.
- Васильков В.В. Очерк быта темиргоевцев. Тифлис: СМОМПК, 1901. -56 с.
- Вебер М. Основные социологические понятия. М., 1990. — 672 с.
- Вентцель К.Н. Свободное воспитание //В сб. сост. Л. Д. Филоненко. -М.: Ассоц. проф. образования, 1993.
- Верцинская Н.Н. Формирование индивидуальности школьника в целостном учебно-воспитательном процессе /Автореф. дисс.. .д-ра пед. наук.-М, 1991.-36 с.
- Взаимодействие коллектива и личности //В сб. докладов под ред. М. Й. Лийметса. Таллин: Таллинский ГПИ, 1982.
- Взаимодействие педагогической науки и практики: диагностический аспект /Под общ. ред. Я. С. Турбовского. М.: Ин-т теорет. педагогикии междунар. исслед. в образовании РАО, 1993. 286 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990. — 142 с.
- Вичев В. Мораль и социальная психика /Пер. с болг. М.: Прогресс, 1978.-357 с.
- Волков Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. -334 с.
- Воспитание личности: Опыт. Проблемы. Поиски //Сб. материалов в помощь организаторам воспитания учащихся. М.: Фил. Моск. ин-та повышения квалификации работников образования, 1994.
- Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации //Сб. науч. тр. под ред. Л. И. Новиковой. М.: НИИ теории и истории педагогики, 1992.
- Вопросы воспитания: системный подход /Под ред. Л. И. Новиковой. -М.: Прогресс, 1981. 115 с.
- Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. -77 с.
- Вульфов Б.З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. М.: Знание, 1981. — 95 с.
- Выготский Л.С. Проблема сознания //Собр. соч. в 6 т. Т.1. М.: Педагогика, 1982. — С.156−167.
- Выготский Л. С. Детская психология //Собр. соч. в 6 т. Т.4. М.: Педагогика, 1984. — 573 с.
- Выготский Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с.
- Вяккерев Ф. Самодвижение. Философская энциклопедия: В 5 т. Т.4. -М.: Сов. энциклопедия, 1967. 670 с.
- Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века //Вопросы философии. 1992. № 2. С.3−25.
- Газман О.С. Общественное и гражданское воспитание: взгляд в будущее //Советская педагогика. 1990. № 7. С.38−44.
- Гарданов В.К. Аталычество //XIII Международный конгресс антропологических и исторических наук. М., 1973. — С. 14.
- Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992. № 5−6. С.3−13.
- Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности /Пер. с англ., фр. Сост. Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева. М.: Прогресс, 1990. — 88 с.
- Голованова Н.Ф. Педагогический эксперимент //В сб. Методология и методика исследования проблем самовоспитания. Отв. ред. А. И. Кочетов. Рязань: Рязанский ГПИ, 1978. — С.117−123.
- Голованова Н.Ф. Педагогические основы социализации младших школьников. СПб.: Образование, 1996.
- Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. СПб.: Образование, 1992. — С.8−17.
- Гордин Л.Ю. Воспитание и социализация //Советская педагогика. 1991. № 2. С.38−43.
- Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания школьников: Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1979. — 412 с.
- Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981.-176 с.
- Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте //Вопросы психологии. 1992. № 1−2. С. 22−33.
- Даниленко И.М. Моральные критерии социальной зрелости личности.1. М., 1980.-С.9−10.
- Даниленко О.И. Культурная традиция и душевное здоровье человека //Социально-политический журнал. 1993. № 8. С. 36.
- Диянова З.В., Щеголева Т. М. Самосознание личности: Учебное пособие. Иркутск: Иркут. ун-т, 1993. — 54 с.
- Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX начала XX века. — М.: Ин-т теорет. педагогики и междунар. ис-след. в образовании РАО, 1994. — 140 с.
- Донцов И.А. Самовоспитание личности: Философско-этические проблемы. М.: Политиздат, 1984. — 285 с.
- Домбинская М.Г. Понятие личности и ее социализация. Томск: Том. политехи, ун-т, 1992. — 21 с.
- Дубинин Н.П. Что такое человек? М.: Мысль, 1983. — 140 с.
- Дубровин К. Черкесы (адыге). Краснодар, 1927. — 52 с.
- Дюркгейм Э. Социология и теория познания //Хрестоматия по истории психологии под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. -М.: МГУ, 1980.
- Закон РФ «Об образовании» /Сборник международных и Российских законодательных актов. М.: Новая волна, 1999. — С.60−82.
- Занков JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996.-426 с.
- Западная теоретическая социология. СПб., 1996. — 268 с.
- Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. -144 с.
- Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Академия, 1996. — 346 с.
- Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: МГУ, 1982. — 200 с.
- Зюбин Л.М. Психология воспитания. М.: Высш. школа, 1991. -93 с.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
- Инал-Ипа Ш. Д. Страницы исторической этнографии абхазов. Сухуми: Алашара, 1971. — 312 с.
- ИЗ. Иорданский Н. Н. Основы и практика социального воспитания. -М.: Работник проев., 1923. 190 с.
- Истомин И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения //Психологоческие механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979.
- Иудин А.А., Стрелков Д. Г. Актуальные проблемы социализации молодежи. Ниж. Новгород: Волго-Вят. кадровый центр, 1994. — 24 с.
- Кабардино-русские отношения в XVI XVIII вв. -М., 1957. Т2. (XVIIIb.). № 119. — С. 159.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988. 315 с.
- Казакина М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования. JL: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981. — 69 с.
- Казанов Х.К. Культура адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1993. — С.103.
- Кан-Калик В.А., Ковалев Г. А. Теория и практика активного социального обучения. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1988. — 301 с.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. М.: Новая школа, 1992. — 125 с.
- Касьянов В.В., Слепцов Н. С., Ревенко Л. В. Социализация молодежи: сущность, особенности, тенденции. Краснодар: КубГУ, 1994. — 175 с.
- Келле В.Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история (проблемы теории исторического процесса). М., 1981. — 241 с.
- Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности: Учебное пособие к спецкурсу. Л.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1991.-83 с.
- Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности: Автореф. дисс.. .д-ра пед. наук. JI., 1991.-32 с.
- Клапрот Г. Ю. Путешествие по Кавказу и в Грузию предпринятое в 1807—1808 гг.. //Культура и быт адыгов. Вып. VIII. Майкоп, 1991.
- Ковалев А.Г. Психическое развитие ребенка и жизненная среда /Вопросы психологии. 1993, № 1. С. 13−23.
- Ковалева Н.В. Жизненное самоопределение молодежи в условиях социальной нестабильности: (Социал.-психол. аспект): Автореф. дисс. .канд. психол. наук /Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 1997. — 24 с.
- Коган JI.H. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. — 283 с.
- Козлова О.Н. Духовная культура современного общества //Социально-политические науки. 1991. № 10. С.3−8.
- Коломиец В.П. Становление индивидуальности: Социологический аспект. М.: МГУ, 1993. — 141 с.
- Кон И. С. Социальные изменения, культурные особенности и традиционные модели социализации детей //Социологические теории и социальные изменения в современном мире. М., 1986. — С.116−123.
- Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — С.22−23.
- Кон И.С. К этнографическому изучению мира детства //Советская педагогика. 1981. № 9. С.44−48.
- Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1988.-63 с.
- КонИ.С., Ольшанский В. Б. Социализация //Философская энциклопедия. Т. 5. М.: Сов. энциклопедия, 1970. — С.66−67.
- Косвен М.О. Авункулат //Сов. этнография, 1948. № 1.
- Косвен М.О. Аталычество //Сов. этнография., 1935. № 2.
- Косвен М.О. Из истории брака и семьи у народов Кавказа //Этнография и история Кавказа. М., 1961. — С.116−125.
- Корнилова А.Г. Педагогические основы социального воспитания. -Якутск: Якут. гос. ун-т, 1992. 212 с.
- Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск: Народная асвета, 1990. — 261 с.
- Кох К. Путешествие по России и в Кавказские земли //Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв. -Нальчик, 1974. 599 с.
- Краткий словарь по социологии /Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М., 1989. — 348 с.
- Крахмалева А.Д. Традиции и новаторство как механизмы социализации и воспитания личности //Социально-психологические факторы перестройки. М., 1989. -с.171−185.
- Критика теории социализации учащейся молодежи в капиталистических странах //Сб. научн. трудов. Отв. ред. М. А. Соколова. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1980.
- Крупное Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М.: Акад. наук СССР, 1960.-520 с.
- Крушкол Ю.С. Древняя Синдика. М., 1971. — 251 с.
- Кряжев П.Е. Некоторые социологические вопросы формирования личности //Вопросы философии. 1966. № 7. С.13−24.
- Лавров Л.И. Кабардино-адыгейская культура XIII—XV вв.. //СЭ. 1957.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.- 148 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -М.: Педагогика, 1983. Т.1 — 391 е., Т.2 — 318 с.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. — 64 с.
- Лихачев Б.Т. Социально-педагогические противоречия воспитания //Советская педагогика. 1990. № 5. С.72−77.
- Лихачев Б.Т. Воспитание: необходимость и свобода //Педагогика.1994. № 2. С.35−40.
- Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976.
- Макаренко А.С. Воспитание в семье и школе. Педаг. соч.: В 8 т. Т.4. М.: Правда, 1987. — 573 с.
- Мальковская Т.Н. Социальная активность школьника. Л.: Знание, 1978.-36 с.
- Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969. — 228 с.
- Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
- Маслоу А. Самоактуализация //Психология личности: Тексты. Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузыря. М.: МГУ, 1982.
- Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1984. — 170 с.
- Межуев В.М. Культура и история. М., 1977. — 101 с.
- Мелентьев Ю.П. Библиотека и социализация личности: Учебное пособие. М.: Гос. ин-т культуры, 1993. — 106 с.
- Меретуков М.А. Из общественного быта адыгов (XVIII-первая половина XIX в.) //Культура и быт адыгов. Вып. VIII. Майкоп, 1991.
- Мерлин B.C. Личность и общество: Учебное пособие к спецкурсу. -Пермь: Перм, гос. пед. ин-т, 1991. 90 с.
- Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. /Пер. с англ. М.: Наука, 1988. — 316 с.
- Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. -М.: Наука, 1990.-220 с.
- Мифтахова Л.А. О потребностях человеческой личности в процессе ее социлизации //Биологическое и социальное в личности преступника и проблемы ее ресоциолизации. Уфа, 1994. — С.35−38.
- Москаленко А.Т., Сержантов В. Ф. Личность как предмет философского познания. Новосибирск: Наука, 1984. — 319 с.
- Москаленко В.В. Социализация личности: Философский аспект. -Киев: Вища шк., 1986. 216 с.
- Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М., 1997. — 96 с.
- Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991. -78 с.
- Наторп П. Культура народа и культура личности /Пер. с нем. СПб.: Книгоиздательство Богдановой, 1912. — 189 с.
- Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания /Материалы Первой респ. науч.-практ. конф. Майкоп: Адыгея, 1994. — 544 с.
- Новикова Л.И. Воспитательная система: исходные позиции //Советская педагогика. 1991. № 11. С.61−64.
- Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев. -Нальчик, 1986. 184 с.
- Образовательная программа маршрут ученика: 4.1. /Под ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: ЮИПК, 1998. — 118 с.
- Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. -М., 1994.-151 с.
- Особенности социального формирования учащихся в разных регионах страны /Под ред. Р. Г. Гуровой. М.: АПН СССР НИИ ОПВ, 1986. -178 с.
- От жеста к символу. Интернализованные другие и самость. Аз и Я. психология пунитивного правосудия //Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994. — С.215−260.
- Панасенко Э.С. Критический анализ исследований социализации школьной молодежи в США: Автореф. дисс. .канд. философ, наук. -М., 1982.-37 с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-348 с.
- Педагогика среды и методы ее изучения /Под ред. М. В. Крупениной.- М.: Работник просвещения, 1930. 247 с.
- Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М.: Высш. шк., 1990. — 175 с.
- Першиц А.И. Этнография как источник первобытно-исторических реконструкций //Этнография как источник реконструкций истории первобытного общества. М., 1979. — С.38
- Петренко Л.И., Смышляев В. А. Экологические аспекты современной культуры и процесса социализации личности //Культура как фактор социализации личности. Воронеж, 1992. — С.47−57.
- Петрова Н.И. Социальная сущность развития личности //История и политика: методология, историография, практика. Н. Новгород, 1997.- С.135−136.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -С.227−228.
- Платонов Ю.П., Почебут Л. Г. Этническая социальная психология: Учебное пособие. СПб.: СПб ГУ, 1993. — 210 с.
- Плюснин Ю.М. Проблемы социализации маргинальной личности //Туманит, науки в Сибири. Новосибирск, 1994. № 1. С.49−55.
- Прангишвили А.С. Потребности, мотивы и установки //Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси: Мицниереба, 1974.
- Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок //Вопросы философии. 1992. № 5.-С.3−15.
- Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М.: Наука, 1993. — 101 с.
- Расчетина С.А. Взаимосвязь целей и методов воспитания в воспитательном процессе: Автореф дисс. .д-ра пед. наук. Л., 1989.
- Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека /Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988. — 214 с.
- Рошка А.Н. Объективное и субъективное в повышении социальной активности личности. Кишинев: Штиинца, 1991. — 68 с.
- Рюле Отто. Ребенок и среда /Пер. с нем. JL: Госиздат, 1924. — 74 с.
- Салов Ю.И. Гуманизация образования как культурологическая проблема //Гуманизация образования. -1996, № 1. С.8−16.
- Салов Ю.И. Культуроведческие концепции: социально-философский синтез //Современные проблемы гуманизации образования. Бийск: НИЦБиГПИ, 1996.-С.5−13.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 227 с.
- Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба, 1989. — 312 с.
- Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования. -М.: Педагогика, 1986. 146 с.
- Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: ЛГУ, 1990.-206 с.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 222 с.
- Соколов Э.Ф. Культура и личность. Л., 1972. — С.76−115.
- Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции //Сб. научн. трудов. М.: Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании РАО, 1993.
- Социальная психология личности /Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979. — 350 с.
- Социальная философия /В.Н. Лаврененко, В. Н. Ратников, В. Ю. Дорошенко и др. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. — 133 с.
- Социальные ориентиры изменяющегося общества //Сб. научных трудов. Отв. ред. В. З. Роговин. М.: Ин-т социологии РАН, 1993.
- Социальные ориентиры обновления: Общество и человек /Под общ. ред. Т. И. Заславской. М.: Политиздат, 1990. — 448 с.
- Сычев Ю.В. Микросреда и личность: Философские и социологические аспекты. М.: Мысль, 1974. — 192 с.
- Тхакушинов А.К. В зеркале социологии. -Майкоп, 1995. 65 с.
- Тхакушинов А.К. Общественные процессы и их отражение в адыгейской поэзии. Майкоп, 1994. — 34 с.
- Тхакушинов А.К. Социальные процессы и личность. Состояние и проблемы. Майкоп, 1995. — 72 с.
- ТюнниковЮ.С. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования. Казань: КГУ, 1994. — 88 с.
- Тюнников Ю.С., Ворожбитова А. А., Чугай И. В., Юрченко Ю. Центр педагогической культуры: культурологические доминанты образовательно-воспитательного процесса. Сочи: РИЦ СГУТиКД, 1998. -123 с.
- Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М.: Мысль, 1980. — 271 с.
- Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. -333 с.
- Федеральная программа развития воспитания в системе образования России в 1999—2001 гг. //Вестник образования. Декабрь 1999. М., -С.2−10.
- Федотов Е.В. Основы социально-психологической культуры: Учебное пособие. Н. Новгород: Нижегород. ун-т, 1993. — 268 с.
- Фельдпггейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 412 с.
- Филиппов Г. Г. Духовное производство как фактор развития личности. Новгород: Новгор. гос. пед. ин-т., 1993. 75 с.
- Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика, 1990. -157 с.
- Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985.-223 с.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — 629 с.
- Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими /Пер. с англ. М.: Центр общечеловеч. ценностей, 1993.-338 с.
- Формирование социально активной личности: Материалы конференции /Отв. ред. И. И. Купцов. Рязань: Ряз. гос. пед. ин-т, 1990.
- Франкл В. Человек в поисках смысла /Пер. с англ., нем. Общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 79 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного /Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Просвещение, 1990. — 448 с.
- Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М.: Политиздат, 1989. -559 с.
- Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1990. — 116 с.
- Хагуров А.А. Социальный эксперимент: логико-методологические и социальные проблемы. Ростов н/Д, 1991. — 205 с.
- Хагуров А., Тхакушинов А. Реформа и социокультурная среда. М., 1995.- 189 с.
- Ханаху Р.А. Национальный менталитет: этнокультурологический анализ. М., 1997. — 116 с.
- Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. Майкоп, 1997. — 194 с.
- Харчев А.Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности. М.: Политиздат, 1990. -222 с.
- Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества /Под общ. ред. Т. И. Заславской. М., 1994.
- Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова Н. А. Народы, расы, культуры. М.: Наука, 1985.-271 с.
- Человек и общество. Проблемы социализации индивида /Сб. статей под общ. ред. Б. Г. Ананьева. Л.: ЛГУ, 1971. — 320 с.
- Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л., 1936. — 108 с.
- Шадже А.Ю. Гармонизация межнациональных ценностей: Некоторые аспекты духовной жизни. Майкоп: Краснодар, кн. изд-во. Адыг. отд-ние, 1990. — 77 с.
- Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек. -Майкоп, 1996. -С. 140.
- Шепель В.М. Поиск новой парадигмы воспитания //Советская педагогика, 1991. № 7. С.53−58.
- Шибутани Т. Социальная психология /Пер. с англ. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 544 с.
- Школьник Г. И. От единого мировоззрения к личностным ценностям //Педагогика. 1994. № 5. С.34−36.
- Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос /Пер. с нем. -Калуга: Духовное познание, 1992. 111 с.
- Штайнер Р. Социальное будущее /Пер. с нем. Калуга: Духовное познание, 1993. — 239 с.
- Шубинский B.C. Человек как цель воспитания //Педагогика. 1992. № 3−4. С.37−43.
- Щуркова Н.Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. -М.: 1989. -35 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-428 с.
- Энциклопедический социологический словарь /Общ. ред. ак. РАН Осипова Г. В. 1995. 939с.
- Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М.: Наука, 1994. -153 с.
- Ядов В.А. Анализ социального в индивидуальном //Вопросы психологии. 1979. № 1. С. 125−126.
- Ядов В.А., Кон И.С. Интерпретация основных понятий и набросок процедур сбора первичных данных //Личность и ее ценностные ориентации. -М.: АН СССР, 1969.
- Turner G. Social Interaction. N. Y. s 1989.162 p.
- Parsons T. The Social System. N. Y., 1952. 552 p.
- Cooley C.N. Human Nature and The Social Order. N. Y., 1962.115 p.
- Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago, 1934,152 p.