Педагогические условия формирования учебно-компьютерных умений у учащихся 5-6 классов в процессе обучения школьным дисциплинам (на материалах обзеобразовательных школ Республики Таджикистан)
Диссертация
Получено экспериментальное подтверждение целесообразности и жизненности предлагаемой системы формирования учебно-компьютерных умении, как одного из эффективных средств повышения уровня знании, умении учащихся по математике и информатике и активизации познавательной деятельности. Проведенное исследование доказало, что: а) применение компьютера на уроках математики и информатики (в 5−6 классах… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ
- 1. 1. Сущность понятия и структуры «учебно-компьютерные умения» учащихся и информационные технологии
- 1. 2. Психолого-педагогические предпосылки формирования учебно-компьютерных умений у учащихся 5−6 классов в процессе обучения математике и информатике
- 1. 3. Дидактическое обоснование выбора языка программирования для формирования учебно-компьютерных умений у учащихся 5−6-х классов
- 1. 4. Процесс формирования учебно-компьютерных умений у школьников в системе «Учитель-компьютер-ученик» ^
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ 5−6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
- 2. 1. Пути и способы формирование учебно-компьютерных умений учащихся на уроках
- 2. 2. Критерии и показатели определения у учащихся уровней сформированности учебно-компьютерных умений
- 2. 3. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы
- Выводы по второй главе. ^ ^
Список литературы
- Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе педагогического образования. М.: Просвещение, 1984 -218 с.
- Абрамов С.А. и др. Задачи по программированию. -М.: Наука, 1988
- Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-334с.
- Аганина К. Ж. Применение задач на интегрированных уроках математики и информатики. Материалы научно-практической конференции. Использование традиций народной педагогики и психологии в учебно-воспитательном процессе. Алматы. 1992.
- Александров Г. Н. Разработка общей концептуальной модели программированного обучения. Дисс. док. пед. наук в форме научного доклада. -Москва., 1992.-50с.
- Алексеев А.Д., Давыдов H.A. Педагогические проблемы совершенствования учебного процесса на использования ЭВМ. М.: ВПА, 1988.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Минск: Университетская, 1990. -560 с.
- Андреев A.A. Дидактические основы дистанционного обучения. -М.: РАО, 1999.
- Андреев A.A., Меркулов В. П., Тараканов Г. В. Современные телекоммуникационные системы в образовании // Педагогическая информатика. 1995. — № 1.
- Андреев A.A. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденция развития // Основы применения информационных технологий в учебном процессе вузов. -М.: ВУ. 1995.
- Архангельский С. И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. М.: Знание, 1976. -152 с.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.
- Просвещение, 1990. -191 с.
- Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. М. Знание, 1981.-96 с.
- Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982. 192 с.
- Бабанский Ю. К. Основные условия и критерии оптимального выбора методов обучения. //Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1980. -168 с.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. -М.: Знание, 1987. -78 с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология»).
- Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. -М.: Педагогика, 1989.- 560 с.
- Балафанов Е.К., Бурибаев Б., Даулеткулов А. Б. Новые информационные технологии: 30 уроков по информатике. Алматы, 2001.- 244 с.
- Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. -Екатеринбург: Деловая книга, 1996.-344с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.-М., 1995.
- Беспалько. В. П. Опыт разработки критерий качества усвоения знаний учащимися. /Методы о критерий оценки знаний, умений и навыков при программированном обучений. -М., 1969. С 16−28.
- Беспалько Б. П. Слагаемые в педагогической технологии. -М. Педагогика, 1989. -190с.
- Благов М. Б. Формирование готовности студентов к использованию информационных технологий в педагогической деятельности. Дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2004. 152 с.
- Богоявленский Д. Е., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. -М.: 1959.-347 с.
- Болтянский Б. Г. Использование микрокалькуляторов в обучении математике. М.: Просвещение, 1990. -208 с
- Боярчук Ю. Компьютеры в школах Японии. //Народное образование. № 2. 1986. С 85−86.
- Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум. Пер. с англ. М., 1982. — 368 с.
- Велихов Е. П. Новая информационная технология в школе. //Информатика и образования. -1989. -№ 5.
- Вильяме Р., Маклин К. Компьютеры в школе. М.: Прогресс, 1998.-350 с.
- Вихман В. В. Оценка и анализ эффективности применения информационных технологий в образовании. Дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 2004. 132 с.
- Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Перовского. -М., 1973.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб.: СОЮЗ, 1997.-96с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. М., 1996.
- Гейн А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники. -Москва, Просвещение, 1991.
- Гершунекий Б. С. Прогностический подход к компьютеризации. // Советская педагогика. -1986. № 7, с. 43−48.
- Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования. Проблемы и перспективы. -М.: Педагогика, 1987. -254с
- Гергей Т., Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе. //Bon. псих. -1985. № 3. с 41−48.
- Гласе Д., Стэнли Д., Статистические методы в педагогике и психологии. Перев. с анг. Л. И. Хайрусовой. -М.: Прогресс, 1976. 195с.
- Гисин В.Б. Педагогическая наука и компьютеризация. //Советская педагогика. -1989. № 3. с 134−137.
- Грабарь М. И., Краснянская К. А. Некоторые положения выборочного метода/ Метод рекомендация. -М.: Педагогика, 1973.
- Грабарь М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях, непараметрические методы. -М.: Педагогика, 1977. 136 с.
- Гребенщикова В.Ю. Информатизация в организации творческой познавательной деятельности учащихся. //Сборник научных статей. Великий Новгород: НовГу им. Ярослава Мудрого, 2000.
- Давыдов В. В., Рубцов В. В. Тенденция информатизации современного образования. //Советская педагогика. -1990. № 2. -с.50−55.
- Джураев Х.Ю. Способы реализации дидактических принципов при компьютерном обучении в условиях общеобразовательных школ Республики Таджикистан. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Душанбе. 2007. -26 с.
- Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества. //Коммунист. -1988. -№ 2. -с 82 -93.
- Ершов А. Компьютеризация школы и математическое образование. Информатика и образование. -1992. -№ 5. -с. 3−13.
- Епишева О. Б. Крупич В. И. Учить школьников учиться математике. Формирование приемов учебной деятельности. -М.: Просвещение, 1990. -128 с.
- Житомирский В. Г. Вычислительная техника и учебный процесс. -Свердловск: 1984.-108 с.
- Жолдасбеков А. А. Формирование основ профессионально-компьютерных умений у студентов педвузов. Алматы. 1992.
- Зазорин И. В., Кобелев К. В. Что такое компьютерная грамотность? проблемы компьютерного обучения. -М.: Знание, 1986. выпуск 2.-е 40 -47.
- Закон Республики Таджикистан «Об образовании», Душанбе, 2007.
- Зархин В. Г. Психофизиологические различия учащихся в процессе обучения с помощью ЭВМ. //Вопросы психологии. -1979. -№ 1. -с 56−57.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр1. А 1ЛЛО-академия", Z.UU.J.
- Зуев К. А. Социологические и социально-психологические проблемыкомпьютерной революции. // Вопросы философии. -1987. -№ 5.-е 133−139.
- Информатика. Учебник для вузов / Под. ред. проф. Н. В. Макаровой, Финансы и статистика, М., 2001.
- Исакова С. Н. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Дис.. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2005. 258 с.
- Кадыров Б.Р. Дидактические основы межпредметных связей естественно-математических дисциплин, направленные на формирование творческого мышления учащихся средней школы. Дисс.док.пед.наук.-Душанбе, 2006.-345с.
- Каймин В.А. Научные основы и методика преподавания информатики. Псков. 1992. -159с
- Караев Ж. А. ЭВМ и элементы программирования. Алматы. Рауан, 1991. 142 с.
- Каримова И.Х., Шарифзода Ф. Учитель-творец добра и прогресса. Душанбе Ирфон.2010.-170с.
- Концепция национальной школы Республики Таджикистан (на тадж. языке), Душанбе, 1994.
- Конституция Республики Таджикистан. Душанбе, 2003.
- Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1979.-152с.
- Косимов М., Хомидов Р. Корхои тарбияви дар мактаб. (на тадж яз.). Душанбе. 1997.
- Кравчук Т. И. Программа «компьютер». О внедрении электронно-вычислительной техники в учебный процесс школ Киева. //Народное образование. -1986. -№ 2.-е 26−27.
- Клейман Г. К. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения. М. Радио и связь, 1987. 176 с.
- Концепция информатизации образования // Информатика иобразование. -1990. № 1. -с 3−10.
- Кривошапова Р. Ф. Функции проверки и оценки в учебном процессе.// Советская педагогика. -1980. № 11.
- Краткий психологический словарь М.: Знание, 1987.
- Крицкий 0. В. Формирование информационных умений у учащихся 5−6 классов при использовании вычислительной техники в процессе обучения математике. Автореферат, канд. дисс. Санкт-Петербург, 1992.
- Кудайкулов М.А. Использование программируемых микрокалькуляторов на уроках физики. /Метод, рекомендации. Алматы. 1989. -79 с.
- Кузнецова В.А. Требования к знаниям и умениям школьников. -М.: 1987. 175с.
- Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. J1. ЛГУ. 1980. -172 с.
- Кочетков Г. Б. Американцы и персональный компьютер. //США: экономика, политика, идеология. -1986. -№ 4.-е 46−55.
- Лазарев B.C., Мартиросян Б. П. Нормативный подход к оценке инновационный деятельности школы // Педагогика. -2003. № 3. -С. 17−25.
- Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении. -М.: Просвещение. 1966. -87с.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. -М.: 1972. -575 с.
- Леонтьев А. Н.: Проблемы деятельности в психологии. // Вопросы философии. -1971. -№ 9. -с 12.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-изд. М. Политиздат, 1997. — 301с.
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. -М.:1. ГТ. 1 ПО 1 1 О /1педагогика, l^oi. юч-с.
- Лернер И. Я., Скаткин М. Н. Требования к современному уроку. /
- Методические указания. -М.: 1969. -45с.
- Лихачев В.Т. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии /Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов -на -Дону: Изво РГПУ, 1995.
- Личность школьника как объект педагогических исследований. Сб. науч. тр. НИИ общей педагогики АПН СССР. Москва, 1980.-80с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М.: Наука, 1984.-409с.
- Лук А. Н. Психология творчества. -М.: Наука, 1978. -126 с.
- Лутфуллоев М. Урок, (на тадж яз.): -Душанбе, 1995.
- Лутфуллоев М. Эхёи педагогикаи ажам. (на тадж яз.). -Душанбе, 1997. -150с.
- Лутфуллоев М. Дидактикаи муосир. (на тадж яз.). Душанбе, 2001.- 318с.
- Лутфуллоев М. Истиклолияти Тожикистон ва маорифи навин. (на тадж яз.). Душанбе, 2006.
- Логвинов И. Н. Чему учить пользователя ЭВМ. //Советская педагогика. -1987. -№ 2. -с45−49.
- Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения. //Информатика и образования. -1989. -№ З.-с 3−17.
- Ляудас В.Я., Тихомиров O.K. Психология и практика автоматизированного обучения. //Вопросы психологии. -1983. -№ 6. -с16−27.
- Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М.: Педагогика, 1988.
- Машбиц Е. И., Каптелинин В. Н., Маргулис Е. Д. Введение в язык Лого. -Киев, Выща школа. 1989 г. -208 с.
- Мархель И. Компьютерная технология обучения.//Советская педагогика. -1990. -№ 5. -с 87
- Маркарян Э. С. Системное исследование человеческой деятельности. //Вопросы философии. -1972. -№ Ю.-с 77−86.
- Матрос Д. Ш. Как оптимизировать распределение учебного времени. -М.: Знание, 1991.-89 с.
- Мельников И.И. Современные проблемы системы образование // Мир образования образование в мире. -2006. -№ 1. — С. 186−194.
- Мирзоахмедов Ф., Боев Б., Шукурова 3. Эффективные методы обучения. (Методхои самараноки таълим). -Душанбе: Матбуот, 2008.- 240с.
- Монахов В. М. Что такое новая информационная технология обучения? Высшая школа, 1990. № 2.
- Монахов В.М. Психолого-педагогические проблемы обеспечения компьютерной грамотности учащихся. //Вопросы психологии. -1985. № З.-с 1422 с
- ЮЗ.Муллоджонов М., Тухлиев К., Шодмонов Ш. Информатика и информационная технология, (на тадж. яз.). Худжанд. Наргис, 2003. -224 с.
- Муллоджонов М., Музаффаров Д. Лабораторные работы по информатике, (на тадж. яз.) Худжанд. Наргис, 2004. -164 с.
- Наумов Б. Н. Микро-мини ЭВМ. Настоящее и будущее. М.: 1983. 64 с.
- Национальная концепция образования Республики Таджикистан. -Душанбе: Матбуот, 2002.
- Никандров Н.Д., Кан-Калик В.А. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству //Советская Педагогика.-1987.- № 6. -С.14−16.
- Нугуманова Л.Н. Создание единого информационного образовательного региона: телекоммуникационные технологии. Казань, 2006.
- Николаев Р., Сендова Е. Начала информатики. Язык Лого. -М.: Педагогика, 1989. /пер. с болг. /. -176с.
- Нурминский И. И., Гладышева Н. К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. -М.: Педагогика, 1991. -224 с.
- Общая психология. Под ред. Петровского В. Е. -М.: Педагогика, 1976. -463 с.
- Олимов И. И. Проблемы формирования и подготовки студентов к компьютерной грамотности (На примере Вузов Республики Таджикистан). Дис.канд. пед. наук. Душанбе, 2004. 169 с.
- Педагогика /Под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 1998.-640 с.
- Педагогическая энциклопедия. Т-2. -М.: Из-во. Сов. энциклопедия, 1968. 362−363 с.
- Педагогический словарь. Т-2. -М.: Из-во АПК РСФСР, 1985. Пб. Первин Ю. А. Раннее обучение информатике, компьютеры в обучении: психолого-педагогические проблемы. //Вопросы психологии. -1987. -№ 11. -7488 с.
- Перегудов М. А., Халамайзер А. Я. Бок о бок с компьютером. -М.: Высшая школа, 1987.
- Перевалова Е. А. Дидактические условия формирования компьютерно -алгоритмических умений учащихся., средней школы Автореферат, канд. дисс. Челябинск, 1993.
- Платонов К. К. О знаниях, навыках и умениях.// Советская педагогика. -1963.-№ п.-с 45.
- Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп.- М.: Педагогика-Пресс, 1999.-440 с.
- Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. -М.: Педагогика, 1989. 220 с.
- Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся. М.: 1975.-165с
- Разумовский В. Г. ЭВМ в школе. //Советская педагогика. -1985. -№ 9. -с 12−16.
- Рахмонов Э.Ш. Независимость Таджикистана и возрождение нации. -Душанбе, 2002.
- Рахмонов Э.Ш. Ответственность за будущие нации. Душанбе, 2003.
- Рахимов X. ва Нуров А. Педагогика, (на тадж яз.). Душанбе, 2000.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. -М.: Педагогика, 1976.-416с.
- Рыбакова H.B. Моральные отношения и их структура.- Д.: ЛГУ, 1974.-120с.
- Разумовский В. Г. Методология и методы педагогики. // Советская педагогика. -1989. -№ 11. -с 40−46.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. -М.: Школа Пресс, 1994
- Рудик П. А. Психология. М.: 1964. 409 с.
- Рубцов В. В., Маргулис А. А., Пажибаев А. Компьютер как средство учебного моделирования. //Информатика и образования. -1987. -№ 5.-е 8−13.
- Рубцов В.В. Ученик за компьютером, что можно, что нельзя. //Народное образование. -1989. -№ 6.-е 99−106.
- Семенов А. А. Образование, информатика, компьютеры. //Информатика и образование. -1995. -№ 5.
- Сергеева Т. А. Особенности деятельности учителя и учащихся в условиях использования информационной технологии в обучении. -М.: 1987. с 55−63.
- Свириденко С. С. Современные информационные технологии. -М.: Радио и связь. 1989. -304с.
- Смолян Г. Я. «Человек и компьютер» /Социально-философские аспекты автомтизации управления и обработки информации. М.: 1981.
- Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. Учебник. М.: Экмос, 1999.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. -М.: Педагогика, 1971 .-208с.
- Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие личности. -М.: Просвещение, 1980−144 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976.- 169с.
- Словарь русского языка.- М.: АПН СССР. Русский язык, 1985. Т.1.-340с.
- Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова.- М.:1. Одиссей, 1996.-529с.
- Сулаймони С. Донишномаи педагогикаи навин.-Душанбе:Ирфон, 2009.-800с.
- Талызина Н. Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления. //Советская педагогика. -1967. -№ 2.-е 28−32.
- Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975. 343 с.
- Талызина Н. Ф.Внедрение компьютеров в учебный процесс научную основу. //Советская педагогика. -1985. -№ 2. -с34−38.
- Талызина Н. Ф. Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. Отв. ред. О. Тихомиров. -М.1985: 239 с.
- Талызина Н. Ф., Габай Т. В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М.: 1977. 64 с
- Тихомиров O.K. Основные психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения //Вопросы психологии. -1986. -№ 5. -с 67−69.
- Тихомиров О. К. Психологическая структура диалога человек-ЭВМ. /Вестник МГУ. Сер 14. Психология. -1984. -№ 2. -с 17−24.
- Теория и практика педагогического эксперимента под. ред. И. А. Пискунова., Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979.
- Тихомиров С. К. Информатика и новые проблемы психологической науки. //Вопросы философии. -1986, -№ 7. -с39−52.
- Травинский В. И. Социологические методы исследования и построение критериев усвоения знаний в дидактике. //Новые исследования в педагогических науках. -1971. -№ 3.
- Тухлиев К., Муллоджонов М. Информатика и информационная технология. Худжанд. Наргис, 2004. -248 с.
- Управление познавательной деятельностью учащихся. Под ред. Гальперина П. Я. и Н. Ф. Талызиной. -М.: МГЦ, 1972. -204с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1980.-435 с.
- Усова A.B. Дидактические аспекты применения ЭВМ в учебном процессе. //Народное образование. -1987.
- Усова А. В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. -М.: Знание, 1987.
- Усова А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1986. 176с.
- Усова А. В. Формирование обобщенных умений и навыков. // Народное образование. -1974. -№ 5 -с 17−24.
- Усова А. В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках. -М.: Просвещение, 1988, -112с.
- Умрюхин Е., Родионова Т. и др. Индивидуальные психофизиологические особенности школьников при работе на компьютере. //Информатика и образование. -1992. -№ 2.
- Федорец Г. Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (предпосылки, опыт). -JL: ЛГПИим. А. И. Герцена, 1989. -71 с.
- Фридман J1.M. Психопедагогика общего образования. -М.: Институт практической психологии, 1997.-288 с.
- Фридман А. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. -М.: Просвещение, 1983. -128с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.- 3-е изд., перераб. и доп. -М.:Юристъ, 1997.-512с.
- Халамейзер А. Я. Какая школа нужна сегодня. // Советская педагогика.1988. -№ 6. -С78−80.
- Хайбо JI. Человек и машина взаимодействующая и взаимо -приспосабливающаяся система. //Импакт. -1985. -№ 2.-е 24−32.
- Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. М. Просвещение, 1989. 224 с.
- Хюсен Т. Образование в 2000 году. М.: 1977. -343с1 рщ r TT Т—Г Т Л Т* «Ж к л Г1~1Гi/z. человек и компьютер, под. оощ. ред. и. к. хихомирова. -ivi., i^/z. -zo3c.
- Шадриков В. Инициатива и творчество учителей решающая сила реформы//Народное образование.- 1987.-№ 4.-С. 13−16.
- Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. -М: Знание, 1985.-113 с.
- Шарифов Дж. Дидактические основы формирования навыков самостоятельной работы студентов в процессе обучения. Автореф. дисс. докт.пед. наук. -Душанбе. 1997.-48с.
- Шарифзода Ф., Каримова И. Х. Педагогика, (курс лекций).Душанбе: Ирфон, 2008.-284с.
- Шарифзода Ф. Актуальные проблемы современной педагогики. В 2-х книгах. -Душанбе: Маориф, 2009.1−460с., 2−328с.
- Шаропов Ш., Абдалла Халлафала. Подготовка будущих учителей к компьютеризации учебного процесса в общеобразовательной школе. -Худжанд. 2006.-185с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. 144 с
- Шукуров Т. А. Дидактическая система активизации познавательной деятельности школьников средствами игры (На материале общеобразовательных школ Республики Таджикистан). Дис. док. пед. наук. Душанбе, 2002. 375 с.
- Юнусов Ш. Ю. Педагогические основы развития интеллектуальных способностей школьников средствами компьютерной технологии (на материалах Республики Таджикистан). Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Курга-Тюбе. 2009. -25 с.
- Якобсон Г. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. -317с.
- Якиманская И.С. Личностно- ориентированное обучение современной школе. -Москва., 2000.-87с.