Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические модели в социальной работе с пожилыми людьми в США

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Ряд положений и предварительных выводов исследования докладывались на заседаниях ученого совета Института педагогики социальной работы РАО, на конференции ССОПиР (Москва, 2001), на 1-й Московской конференции студентов и аспирантов «Психология на пороге XXI века» в сообщении «Психологические особенности социальной работы с пожилыми людьми» (Москва… Читать ещё >

Содержание

  • Гл. I. Научные основы социальной работы с пожилыми в США
  • 1. Сущность и содержание основных социально-геронтологических теорий: состояние и развитие
  • 2. Развитие социально-геронтологической работы и служб в США
  • 3. Педагогическое моделирование и межпоколенный подход как основа организации социальной работы с пожилым
  • Гл. II. Характеристика ведущих педагогических программ социальной работы с пожилыми людьми в США
  • 1. Национальные педагогические программы социальной работы с пожилыми
  • 2. Общинная социальная работа с пожилыми
  • 3. Подготовка профессиональных кадров в образовательных учреждениях США к социальной работе с пожилыми
  • 4. Основные направления использования американских педагогических моделей социально-геронтологической работы в России

Педагогические модели в социальной работе с пожилыми людьми в США (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В большинстве стран современного мира возрастает число людей пожилого возраста. В экономически развитых странах доля лиц старше 60 лет составляет от 12% до 22% общей численности населения. По прогнозам ООН, численность людей старше 60 лет достигнет в мире к 2025 г. 1,2 млрд человек (в 1992 г. — более 400 млн). При этом по сравнению с 1980 г. в 2005 г. в развивающихся странах численность лиц старшего возраста возрастет на 100 млн человек, в развитых — на 38 млн человек. Доля лиц 80 лет и старше за этот период увеличится на 64% (306).

В странах с развитой рыночной экономикой, в частности в США, с начала XX в. неуклонно увеличивается число пожилых людей. В 1900 г. в США насчитывалось 3,1 млн человек старше 65 лет, они составляли 4% населения. К 1950 г. их численность возросла в 3 раза — до 12,2 млн человек (8,1% населения страны). К 1990 г. число лиц в возрасте от 65 лет удвоилось и превысило 25 млн человек (11,3% жителей). Предполагается, что к 2005 г. эта возрастная категория будет насчитывать более 35 млн человек, или 13,1% населения (123).

Сопоставительный анализ численности лиц старше 60 лет в процентном отношении к общему населению СССР показывает, что на 1926 г. приходилось 6,7% пожилых, на 1959 г.- 9,5%, на 1970 г.- 11,8%, на 1980 г.- 16,6%, а в 1990 г. их доля уже составляла 19,5% общей численности населения. По прогнозам специалистов, к 2005 г. число пожилых составит 20,4% (111, с. 19−26). Однако уже в 2000 г. в 36 из 89 субъектов Российской Федерации доля пожилых людей достигла 20−26%. Следовательно, мировая тенденция старения населения проявляется и в России.

В начале 80-х годов проблема старения населения Земли стала предметом специального рассмотрения ООН. В 1991 г. взгляды международного сообщества на место и роль пожилых людей получили свое выражение в «Принципах ООН в отношении пожилых людей» (206). Документ ООН «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста» предусматривает меры по обеспечению их независимости, ухода, условий для всесторонней реализации их потенциала, возможности вести достойный образ жизни. 1999 г. был объявлен ООН Международным годом пожилого человека (212).

Были разработаны и осуществлены международные и национальные программы, мероприятия, которые привлекли внимание официальных органов и учреждений, общественности к проблемам пожилых. После завершения Международного года пожилого человека ООН приняла решение продолжить свою деятельность в отношении улучшения прав и положения пожилых людей. В апреле 2002 г. в Мадриде состоялась международная конференция ООН, посвященная проблемам пожилых людей всего мира. На конференции была выработана стратегия международной социальной политики в отношении пожилых (www.medsoc.ruy.

Мировая тенденция к глобализации, частным случаем которой становятся процессы интернационализации социальных проблем и способов их решения, проявляется в различных сферах человеческой жизнедеятельности, в том числе в сфере социальной работы. Перспективы ее дальнейшего развития связаны со слиянием национального опыта и мировой практики в целом, с дальнейшим развитием и внедрением инновационных идей, с совершенствованием методики и технологии с учетом местных условий и оптимизацией всех направлений социальной деятельности.

В современной педагогической науке и практике идет активный поиск путей развития социальной работы с пожилыми, для чего анализируется и изучается зарубежный опыт и возможности его использования для решения проблем стареющего населения в конкретных странах. Однако изучение зарубежного опыта, его теоретическое осмысление и использование не стали еще предметом серьезного научного исследования в социальной педагогике. Отечественная научная литература по организации социальной работы с пожилыми людьми за рубежом еще недостаточно обширна.

Публикации по социальной геронтологии В. А. Альперовича, М. Д. Александрова, М. Д. Гермека, Р. С. Яцемирской и др. раскрывают в основном медицинские аспекты проблемы, зачастую не касаясь ее социальной стороны. В анализе зарубежного опыта работы с пожилыми людьми явно прослеживаются две противоположные тенденции: его переоценка или нежелание использовать. В первом случае считается, что на Западе решены все социальные проблемы и надо только использовать разработанные модели социальной работы с данной категорией населения. Во втором случае утверждается, что у России свои путь, трудности, проблемы, традиции и специфика, что не стоит изучать и использовать зарубежный опыт.

На наш взгляд, обе точки зрения недостаточно правомерны. Сегодня необходимо глубоко разобраться в общих тенденциях социальной работы, найти их адекватное отражение в национальной социальной политике. В то же время нельзя абсолютизировать даже положительный опыт, экстраполировать его на другую страну без учета ее истории, традиций, возводить конкретный опыт в ранг мирового.

Анализ литературы, посвященной опыту социальной работы с пожилыми людьми в различных странах, в частности США, позволяет выделить ряд противоречий в изучении этого опыта. К ним относятся следующие противоречия:

— между богатым опытом социально-педагогической работы с пожилыми за рубежом и недостаточным освещением его в отечественной научной литературе по педагогике и социальной работе;

— между объективной потребностью в выявлении особенностей, содержания и условий эффективной организации социальной работы с пожилыми и недостаточностью их теоретического осмысления российской социально-педагогической наукой;

— между необходимостью применения зарубежного опыта и неразработанностью методик его использования, адаптации к отечественной социальной работе;

— между высокими нормативными требованиями к профессиональному уровню отечественных социальных работников и социальных педагогов и неиспользованием мирового опыта многоуровневой и вариативной соци-ально-геронтологической подготовки специалистов.

В целях поиска путей разрешения этих и некоторых других противоречий и было проведено исследование, которое показало, что в российской научно-педагогической литературе современный американский опыт социально-педагогической работы с пожилыми, особенно в контексте его использования в условиях России, практически не освещен, хотя сама проблема социально-геронтологической работы с пожилыми людьми в России является объектом исследований ряда ученых: Н. Ф. Басова, Р. М. Вебер, Н. Ф. Дементьевой, А. А. Дыскина, Э. В. Карюхина, О. В. Красновой, Э. С. Пушковой, Е. И. Хо-лостовой, В. Н. Шабалина, Н. Б. Шмелевой, Н. П. Щукиной и др.

С учетом значительной теоретической и практической значимости проблемы, ее научной неразработанности была избрана тема исследования -«Педагогические модели в социальной работе с пожилыми людьми в США».

Объект исследования — социальная работа с пожилыми людьми в США.

Предмет исследования — педагогические основы социальной работы с пожилыми людьми в США.

Цель исследования — изучение педагогических моделей социальной работы с пожилыми людьми в США и возможностей их эффективного применения в условиях России.

Объект, предмет и цель исследования определили постановку следующих задач исследования:

1. Определить сущность ведущих социально-геронтологических теорий в США как основу организации педагогически направленной социальной работы с пожилыми.

2. Проанализировать современную структуру и ценностные ориентации педагогических моделей социальной работы с пожилыми людьми в США в рамках ведущих программ этой работы.

3. Раскрыть специфику подготовки профессиональных кадров для работы с пожилыми людьми.

4. Обосновать возможность использования опыта США в содержании и организации социальной работы с пожилыми людьми в России.

Гипотеза исследования. Мы исходили из предположения, что применение в отечественной социальной работе опыта социальной работы с пожилыми в США эффективно, если:

— будут определены педагогические основы организации и ценностные ориентации американских специалистов в данной деятельности;

— систематизированы теории старения, теоретические положения, определяющие концептуальные подходы к организации социальной работы с пожилыми людьми;

— реализован на практике межпоколенный подход как педагогическое основание социальной работы с пожилыми;

— выделены педагогические основы национальных и общинных моделей социально-геронтологической работы и подготовки профессиональных кадров к ней;

— охарактеризованы условия и направления использования американского опыта социально-геронтологической работы в России.

Методологической основой исследования явились: учение о конкретно-историческом и диалектическом характере социальных отношенийгуманистические принципы организации взаимоотношений людей в цивилизованном обществепедагогические идеи, заложенные в теориях старенияобщие подходы педагогического моделирования. В исследовании использовались гуманистические идеи о национальных и общечеловеческих ценностях как основе социального становления человека.

Теоретической основой исследования являются положения, составляющие содержание: личностно-деятельностного (А. А. Вербицкий, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн и др.), целостного (Ю. К. Бабанский, В. С. Ильин, В. В. Краевский, И. Я. Лернер,.

B. С. Мерлин, Л. П. Станкевич и др.), прогностического (И. В. Бестужев-Лада, Б. С. Гершунский и др.), социально-педагогического (В. Г. Бочарова,.

C.А Беличева, Б. 3. Вульфов, С. И. Григорьев, И. А. Липский, Л. Е. Никитина, В. Д. Семенов, Г. Н. Филонов, Е. И. Холостова и др.), сравнительного (Н. М. Воскресенская, Б. Л. Вульфсон, М. Д. Горячев, А. Н. Джуринский, 3. А. Малькова, Н. Д. Никандров, Т. М. Трегубова, П. Я. Циткилов, Т. Ф. Яркина и др.) подходов к изучению социально-педагогических явлений.

Для решения поставленных задач использовалась комплексная методика исследования, включающая в себя: общетеоретические методы научного познания (анализ, синтез, аналогия, сравнение и сопоставление, обобщение, классификация, систематизация, типизация и др.) — сравнительно-исторические методы (исторический, историко-логический, анализ источников на языке изучаемой страны, поиск в сети Интернет и анализ содержания веб-страниц, посвященных изучаемой проблеме) — общепедагогические методы (анализ документов и литературных источников, беседы, интервью, анкетирование и опрос, изучение результатов деятельности, обобщение опыта, рейтинг и др.), прогностические методы (экспертная оценка американскими специалистами современных реалий социальной жизни США и перспектив их развития, в том числе опрос по электронной почте, беседы и интервью с американскими социальными работниками и преподавателями школ социальной работы США, моделирование, метод обсуждения и др.), верификационные методы (публикационная, индивидуальная и коллективная экспертиза, проведение семинаров, конференций, консультаций). Изучение американского опыта осуществлялось посредством включенного наблюдения и участия в реализации совместных программ социально-геронтологической работы.

Источниками исследования явились официальные документы правительства США (законы, законодательные акты, постановления, отчеты), монографические работы психолого-педагогического, исторического и общественно-политического характера, словари и энциклопедии социальной работы, научная и научно-методическая периодическая печать, практический опыт организации социальной работы, деятельности общественных объединений в США. Особенно отметим важность для нашего исследования американских периодических изданий по геронтологии и социальной работе, в частности журналов «Journal of Geriatric Social Work», «The Gerontologist», «Social Work», «Social Work Education».

Этапы исследования.

I этап (1998;1999 гг.) — поисковый, в ходе которого изучалась практика социальной работы с пожилыми в США. На этом этапе мы дважды посетили США (штаты Огайо, Индиана, Северная Каролина, Нью-Джерси, Нью-Йорк) в рамках программы «Молодые лидеры России» и специально изучали социально-педагогическую работу с пожилыми людьми в США. Был собран обширный материал по этой проблеме на английском языке: словари, научная литература, методики американских ученых: Р. Баркера, П. Броунелл, Д. Ветцель, Т. Хокенстада, В. Перлофф, М. Роджерса, Р. Тозеленда и др. В это же время началось наше участие в работе по выполнению социально-геронто-логического проекта в рамках программы «Здоровье населения России». Наряду с этим осуществлялся поиск и построение теоретических педагогических моделей социальной работы с пожилыми людьми в России с учетом американского опыта.

На II этапе (2000;2001 гг.) была проанализирована научная литература по философии, педагогике, психологии, социальной педагогике и социальной работе, изучались учебные планы и программы учебных заведений, готовящих социальных работников. В это время определились исходные позиции и цель исследования, уточнились его задачи, были разработаны концептуальные положения и комплекс исследовательских методик, собраны и изучены необходимые литературные материалы, осуществлен их перевод. Мы получили с помощью электронной связи личные консультации у ведущих социальных геронтологов США, вместе с ними подготовили книгу «Социальная работа с пожилыми в США». В это же время мы принимали участие в выполнении двух проектов конкурса «Поддержка программ по медико-социальной помощи пожилым и старым людям» в городах Туле и Москве.

На III этапе (2001;2002 гг.) активно распространялся американский опыт социальной работы с пожилыми на международных и российских научно-практических конференциях, семинарах, летних школах, через издание книги «Социальная работа с пожилыми в США». Одновременно шло обобщение результатов исследования, которое отражалось в учебных и методических пособиях, научных статьях и других публикациях. В июле 2002 г. наш проект «Grandma, Please», выполненный в рамках исследования, был удостоен премии международной общественной организации Global Youth Action Network, а информация о нем была размещена в сети Интернет (www.vouthlink.org4).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:

— выявлены и систематизированы теоретические положения, определяющие концептуальные подходы к организации социальной работы с пожилыми людьми в США (межпоколенный, программно-целевой, индивидуальный, дифференцированный, образовательный подходы), определены основные этапы развития американской социально-геронтологической работы (совпадающие в основном с этапами развития социальной политики правительства США), определена проблематика и ведущие направления данной работы (в образовательной, социально-медицинской, социально-бытовой, социально-воспитательной, социально-коммуникативной, социально-охранительной, социально-культурной и др. сферах);

— уточнена сущность педагогического моделирования и выявлено содержание межпоколенного подхода как практико-ориентированной основы организации социальной работы с пожилыми в США. Межпоколенный подход определяется как организация совместной жизнедеятельности людей различных поколений вне зависимости от места их проживания в целях гармонизации их социально-воспитательного влияния друг на друга с учетом динамики ценностных ориентаций и опыта различных поколений;

— выявлены и проанализированы национальные и общинные педагогические модели организации социальной работы с пожилыми людьми в США, ориентированные на восстановление утраченного ими социального статуса, социально-правовую защиту, социально-бытовое обслуживание, социально-медицинскую помощь, культурное взаимодействие и др.- изучены содержание, организационные формы, методы и средства такой работыопределена сущность социально-геронтологической подготовки специалистов в учебных заведениях США как людей, не только профессионально подготовленных к работе с различными категориями пожилых граждан, но и способных к организации их взаимодействия с представителями других поколений;

— определены и охарактеризованы условия и направления использования американского опыта социально-геронтологической работы в России (социально-педагогический отбор базовых идей, их адаптация к специфике российского и регионального опыта, расширение содержания социально-геронтологической подготовки будущих специалистов по работе с пожилыми людьми в России, межпоколенный подход к организации этой работы, программно-целевое ее моделирование и др.) — предложена модель реализации продуктивных американских идей в отечественной практике социально-педагогической работы с пожилыми людьми (на примере деятельности неправительственных организаций Тульской и Московской областей).

Практическая значимость исследования заключается в том, что систематизированы социально-геронтологические теории американских специалистов, педагогические модели, инновационные методы и перспективные формы социальной работы с пожилыми, которые могут быть учтены и использованы в отечественной социальной работе. Апробация проведена в ряде региональных проектов и программ при принятии конкретных решений по социальной защите и поддержке пожилых людей в условиях российского региона.

Введены в научный оборот современные публикации американских исследователей и практиков социально-геронтологической работы, периодические издания, информационно-статистические материалы и документы, которые до настоящего времени не использовались в отечественной педагогической теории и практике. Это достигнуто путем анализа данных материалов, их использования в тексте диссертационного исследования, применения положений работ американских специалистов в наших публикациях в России.

Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов по сравнительной социальной педагогике и социальной работе в процессе подготовки специалистов для социальной сферы, при повышении их квалификации, а также как модель компаративного анализа при организации изучения иных направлений социальной работы за рубежом.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Реализация комплекса научных подходов (системного, сравнительного, информационного, социально-педагогического, личностно-ориентирован-ного и др.) к анализу американского опыта социальной работы с пожилыми людьми позволяет выявить и обосновать сущность современной социальной работы как ценности (государственной, профессиональной, общественной, личностной) — как фактора, способствующего осуществлению социальных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений и укрепления свободы пожилых людей в обществе, их права на достойную жизнькак социально-педагогического явления, имеющего свое содержание и методику.

2. Теоретическими основаниями социальной работы с пожилыми людьми в США выступают такие педагогические идеи, как: укрепление межпоколенных социальных связей, добровольчество, межорганизационное взаимодействие, активная образовательная ориентация пожилых людей, отражающая весь спектр их интересов и потребностей.

3. Педагогические модели социальной работы с пожилыми людьми в США включают в себя содержание, методы и формы, конкретные программы социальной работы, комплекс педагогических методик и технологий, направленных на такую организацию социальной работы, когда пожилой человек превращается из объекта социальной работы в ее субъекта, волонтерство, включение молодежи в социальную работу с пожилыми, взаимодействие всех секторов общества (государства, бизнеса, общественных организаций) в социально-геронтологическом обслуживании клиентов, использование сети Интернет.

4. Педагогические основы социально-геронтологической подготовки специалистов ориентированы на овладение ими содержанием и технологиями педагогических моделей работы с пожилыми, передовым зарубежным опытом. Функциональный компонент подготовки отражает сферы деятельности, расовые, этнические и тендерные различия клиентов, роль будущих специалистов в работе с пожилыми. Структурный компонент определяет способ координации социальных и педагогических действий, направленных на интеграцию общекультурных, социальных, педагогических и психологических знаний, умений и навыков в решении задач социальной помощи и поддержки пожилых людей. Информационный компонент предполагает широкое использование современных информационных технологий для оптимизации и рационализации учебного процесса.

Достоверность исследования обусловлена выбором проверенных и успешно зарекомендовавших себя исходных положений, разнообразием источниковедческой базы. Существенным для исследования явился метод непосредственного включенного наблюдения и участия диссертанта в опытно-экспериментальной работе. Достоверность результатов исследования подтверждается также экспертными оценками и отзывами ведущих американских специалистов в области социальной геронтологии и социальной работы (Т. Хокенстад, М. Роджерс, Р. Донахью, Д. Вентцель и др.) и репрезентативностью выборки социально-геронтологических программ и проектов США.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ряд положений и предварительных выводов исследования докладывались на заседаниях ученого совета Института педагогики социальной работы РАО, на конференции ССОПиР (Москва, 2001), на 1-й Московской конференции студентов и аспирантов «Психология на пороге XXI века» в сообщении «Психологические особенности социальной работы с пожилыми людьми» (Москва, 1999) — на всероссийских научно-практических конференциях: «Социальная работа как профессия: современный опыт и тенденции развития» (Ставрополь, 1999), «Роль и место НКО в структуре оказания медико-социальной помощи пожилым и старым людям» (Санкт-Петербург, Москва, 2000, 2001), «Психолого-педагогические проблемы социальной работы» (Магнитогорск, 2000, 2002), «Молодежь в XXI веке: социальное участие» (Тамбов, 2000), «10 лет социальной педагогике в России: результаты и перспективы развития» (Самара, 2001), «Педагогические проблемы развития современной социальной работы» (Калуга, 2001), «Дети и молодежь как стратегический ресурс общества» (Ярославль, 2001) — на международных конференциях и конгрессах: «Социальная работа с детьми и подростками группы риска» (Санкт-Петербург, 2000), «Современные психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования» (Москва, 2001), «Психология инновационного управления социальными группами и организациями» (Кострома, 2001), «Социальная работа: личность и профессия» (Ульяновск, 2002) — на летней школе молодых ученых «Социальная работа, социальная политика и права человека: образование, исследования и практика» (Саратов, 2001).

Апробация и проверка разработанных рекомендаций проводились также в ходе выполнения проектов, получивших гранты Института «Открытое общество». Разработанные автором учебные программы по курсам «Социальная геронтология», «История зарубежной социальной работы», «Методика исследований в социальной работе» внедрены в учебный процесс подготовки социальных педагогов и социальных работников в Тульском государственном педагогическом университете им. JI. Н. Толстого.

По результатам исследования опубликованы 23 научные работы.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (358 наименований, в том числе 233 — на английском языке) и шести приложений.

Заключение

.

Результаты анализа педагогических основ американского опыта организации социальной работы с пожилыми людьми показали, что:

— социальная работа располагает богатым потенциалом педагогических идей и является действенным средством создания педагогических моделей, имеющих свое содержание и методику деятельности с данной категорией граждан. В ней реализуется комплекс научных подходов (системный, сравнительный, информационный, социально-педагогический, личностно-ориентированный и др.), что позволяет определить и обосновать сущность современной социальной работы как ценности (государственной, профессиональной, общественной, личностной) и как фактора, способствующего решению проблем человеческих взаимоотношений и укреплению свободы пожилых людей в обществе, их права на достойную жизнь;

— эффективность и результативность социальной работы с пожилыми людьми обеспечивается научным обоснованием целей, принципов, подходов, а также подбором оптимальных методов и средств социальной педагогической деятельности. Теоретическими основами педагогического моделирования и межпоколенного подхода в социальной работе с пожилыми людьми являются моделирование как проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения и программно-целевой подход, который применяется на всех этапах моделирования;

— основными педагогическими идеями, лежащими в основе педагогических моделей социальной работы с пожилыми, являются межпоколенный подход, межорганизационное взаимодействие различных секторов общества (государства, бизнеса, «третьего сектора»), добровольчество, активная образовательная ориентация пожилых, положенные в основу различных программ и проектов, отражающих весь спектр интересов и потребностей пожилых людей;

— педагогические модели социальной работы с пожилыми людьми включают в себя ее цель, содержание, методы и формы, а также конкретные программы реализации научно обоснованных и экспериментально проверенных образцов социальной работы с пожилыми людьми. Они направлены на такую организацию социальной работы, когда пожилой человек превращается из объекта социальной работы в ее субъекта, осуществляется добровольчество (волонтер-ство), включение молодежи в социальную работу с пожилыми;

— педагогические основы социально-геронтологической работы заложены и в подготовке будущих специалистов. Целевой компонент подготовки ориентирует на овладение будущими социальными работниками содержанием педагогических моделей социально-геронтологической деятельности, передовым зарубежным опытом. Функциональный компонент подготовки отражает сферы деятельности, расовые, этнические и тендерные различия клиентов, роль будущих специалистов в работе с пожилыми. Структурный компонент определяет способ координации социальных и педагогических действий, направленных на интеграцию общекультурных, социальных, педагогических и психологических знаний, умений и навыков в решении задач социальной помощи и поддержки пожилых людей. Информационный компонент предполагает использование современных информационных технологий, сети Интернет, которые широко внедрены как в процесс оптимизации и рационализации подготовки специалистов-геронтологов, так и в образование, обслуживание пожилых;

— большинство форм и методов социальной работы с пожилыми людьми в США могут использоваться с учетом местных особенностей России.

Выработка рекомендаций и реализация ближних и дальних перспектив развития и совершенствования социальной работы с пожилыми людьми требуют дальнейшего детального и многоаспектного исследования данной проблемы. В частности, отдельного исследования требует подготовка социальных работников в области геронтологии, организация хосписных программ, градостроение для пожилых и др. Причем многие исследования следует проводить на стыке педагогики и таких наук, как психология, социология и даже архитектура.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? / Л. И. Анцыферова // Психол. журн 1994 — Т. 15 — № 3-С. 99−105.
  2. , В. Социальная геронтология / В. Альперович- Ростов н/Д., 1997.
  3. , М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии / М. Д. Александрова Л., 1974.
  4. , Н. Ф. Словарь-справочник по геронтологии / Н. Ф. Басов М., 2000.
  5. , В. Г. Основные направления научных исследований в социальной педагогике / В. Г. Бочарова, И. А. Липский М., 2001.
  6. , В. Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. М.: SvR-Аргус, 1994.
  7. , В. Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход / В. Г. Бочарова. М., 1999.
  8. , П. Здоровье и долголетие / П. Брегг- М., 1996.
  9. , М. Модели. Репрезентация и научное понимание / М. Вартофский- Пер. с англ. И. Б. Новака и В. И. Садовского М.: Прогресс, 1988.
  10. , Р. М. Современная концепция социальной работы подростков и молодежи с пожилыми людьми: Дис.. канд. пед. наук / Р. М. Вебер М., 1997.
  11. , Н. М. Зарубежный опыт построения и актуальные проблемы развития образовательных стандартов. / Н. М. Воскресенская // Российский и зарубежный опыт построения систем образовательных стандартов.- М., 2000. С. 126−174.
  12. .
Заполнить форму текущей работой