К уже сказанному об этом типе неконструктивного поведения младших школьников необходимо добавить, что агрессивность возникает преимущественно как реакция на состояние фрустрации[1] и сопровождается гневом, ненавистью. От подобной реактивной агрессивности следует отличать враждебную и инструментальную агрессию, которые свойственны младшим школьникам в меньшей степени. Враждебное агрессивное поведение характеризуется целенаправленно-осознанным намерением нанести вред другому. Инструментальное агрессивное поведение — это своеобразное средство достижения какой-либо желаемой цели, способ сохранить и усилить контроль над значимым для ребенка окружением.
В поисках причинной обусловленности агрессивного поведения младших школьников следует обратить внимание не только на разнообразные негативные внешние обстоятельства (неадекватно жесткий родительский контроль, враждебное или оскорбительное отношение к ребенку, введение ограничений в его поведение, нарастание утомления и пресыщения), но и на внутренние, индивидуально-личностные факторы, сила которых не позволяет ребенку справиться с ситуацией, не прибегая к агрессивному поведению. Так, предрасположенность младшего школьника к агрессивному поведению может быть обусловлена дефицитным развитием когнитивного компонента самосознания, что влечет за собой, например, неспособность своевременно и адекватно анализировать ситуацию, интерпретировать намерения окружающих. Слабый самоконтроль (дефицитное развитие действенноволевого компонента самосознания) не позволяет ребенку вовремя сдержать негативные эмоции (гнев, раздражение, ненависть) и затормозить следующие за ними агрессивные действия.
Агрессивное поведение может возникать и как маскировка неуверенности, в которой школьник не хочет признаться даже самому себе. Это свидетельствует о неадекватно завышенной самооценке и о стремлении сохранить ее даже таким заведомо неконструктивным поведением. Заниженная самооценка тоже может стать причиной агрессивного поведения. В этом случае ребенок чаще прибегает к агрессивным акциям, направленным не во вне — на окружающих, а на себя, что выражается в бесконечном самообвинении, самоуничижении и даже нанесении себе телесных повреждений.
Дети с агрессивным поведением чаще всего эгоистичны, обидчивы, упрямы. Им могут быть присущи повышенная тревожность, недоверчивое или враждебное отношение к людям.
Общепризнано, что игра, наряду с другими средствами, — эффективное средство профилактики и коррекции агрессивного поведения младших школьников (С. Н. Ениколопов, 1998; Л. С. Славина, 1998).
- [1] Фрустрация — психологическое состояние, возникающее в ситуации разо чарования, неосуществления какой-либо значимой цели, потребности. Прояв ляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности.