Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система проблемных упражнений как средство повышения эффективности профессионально-технической подготовки учащихся средних профтехучилищ (на примере строительной профессии)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первой главе «Теоретические предпосылки совершенствования методики обучения специальной технологии» анализируются требования научно-технического прогресса, строительного производства к современному рабочему и методике обучения учащихся предмету «Специальная технология» в средних профтехучилищах строительного профиля. Выявляются роль и типы упражнений, используемых в процессе обучения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. I, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СРЕДНИХ ПРОФТЕХУЧИЛИЩАХИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ .II
    • 1. 1. Психолого-педагогические аспекты классификации учебных заданий и опыт применения упражнений при изучении специальной технологии .II
    • 1. 2. Особенности содержания специальной технологии «отделочных работ
  • ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМ ПРОБЛЕМНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
    • 2. 1. Характеристика системы проблемных упражнений
    • 2. 2. Методика применения системы проблемных упражнений на уроках специальной технологии отделочных работ
  • ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПРОБЛЕМНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
    • 3. 1. Организация педагогического эксперимента .SS
    • 3. 2. Результаты экспериментального исследования

Система проблемных упражнений как средство повышения эффективности профессионально-технической подготовки учащихся средних профтехучилищ (на примере строительной профессии) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определены цель, задачи и методы исследования, сформулированы гипотеза, новизна и практическая значимость.

В первой главе «Теоретические предпосылки совершенствования методики обучения специальной технологии» анализируются требования научно-технического прогресса, строительного производства к современному рабочему и методике обучения учащихся предмету «Специальная технология» в средних профтехучилищах строительного профиля. Выявляются роль и типы упражнений, используемых в процессе обучения. Констатируются недостатки методики, наблюдаемые в практике преподавания инженерно-педагогических работников. Анализируется содержание учебного предмета, определяются требования к отбору содержания упражнений.

Во второй главе «Методическая система проблемных упражнений» определяются критерии конструирования системы проблемных упражнений, выявляются структурные и функциональные характеристики системы и на их основе разрабатывается методика их применения в процессе обучения специальной технологии.

В третьей главе «Экспериментальное исследование эффективности системы проблемных упражнений» раскрываются цель, задачи, организация педагогического эксперимента по проверке эффективности методики обучения, представлены результаты экспериментального исследования.

В заключении делаются выводы об итогах теоретического и экспериментального исследования.

В приложении приводятся примеры разработанных упражнений, способы создания проблемных ситуаций и фрагменты некоторых экспериментальных уроков.

На защиту выносятся:

I. Критерии конструирования системы упражнений и требования к отбору их содержания.

2. Система проблемных упражнений.

3. Методика применения проблемных упражнений: характерные для специального предмета способы создания проблемных ситуацийсоотношение продуктивных и репродуктивных упражненийсочетание политехнических, технических, организационно-экономических, санитарно-гигиенических и комплексных упражненийпоказатели сложности проблемных упражненийметодические указания для преподавателей.

Выводы по третьей главе.

1. Экспериментальное исследование показало, что методика обучения специальной технологии, построенная на основе системы проблемных упражнений с учетом особенностей содержания. специального учебного предмета, способствует эффективному усвоению учащимися учебного материала.

2.

Введение

в методику обучения специальной технологии политехнических упражнений позволило активизировать усвоение всего комплекса политехнических знаний и этим способствовало более качественному овладению базисными знаниями, необходимыми для формирования у учащихся основ профессионального мастерства.

Использование в обучении комплексных упражнений обеспечивает интегрирующий характер учебно-производственной деятельности учащихся и приближает ее к условиям реального производства.

3. В результате экспериментального обучения выяснилось, что применение предложенной методики обучения специальной технологии способствует успешному формированию гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организаторских компонентов учебной деятельности.

Данные анализа контрольных работ, результатов наблюдений, рейтинга, анализа тестовых заданий, анкетирования дают количественное и качественное подтверждение гипотезы исследования.

Статистический анализ результатов эксперимента (достоверность средних величин, коэффициенты корреляции и вариации) дает математическое подтверждение выдвинутой гипотезе исследования .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. На основании результатов систематизации знаний, умений и навыков, анализа содержания курса «Специальная технология отделочных работ» выявлены политехнические, профессиональные и комплексные группы знаний.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие требования к отбору содержания упражнений, которые должны: а) строиться на базе политехнических знаний, полученных при изучении общеобразовательных и общетехнических предметовб) охватывать всю совокупность профессиональных знаний, умений и навыковв) включать производственные ситуации, приближающие процесс обучения к производственной деятельностиг) отражать тенденции развития научно-технического прогресса в определенной отрасли производствад) быть проблемными, стимулирующими поисковую деятельность учащихся.

2. Для обоснования системы упражнений сформулированы критерии, характеризующие:

— направленность упражнений на реализацию целей образования (целевой критерий) j.

— состав политехнических, специальных и комплексных упражнений (содержательный критерий);

— последовательность введения различных видов упражнений и взаимосвязь упражнений о методами обучения (процессуальный критерий);

— стимулирование мотивации выполнения упразднений учащими.

124 ся (мотивационный критерий);

— способы управления процессом применения проблемных упразднений (организационный критерий).

Применение системного подхода к обоснованию системы проблемных упражнений способствовало вычленению структурных и функциональных компонентов. Предлагаемая система проблемных упражнений имеет следующие структурные компоненты: политехнические, профессиональные и комплексные. Структурные компоненты служат специфическими характеристиками, выделенными на основе анализа содержания специальной технологииих совокупность обусловливает факт возникновения системы. Функциональными компонентами являются базисный, операционный, интегративный, воспитывающий и развивающий. Они характеризуют устойчивые связи структурных компонентов.

Базисный компонент характеризует базовую роль политехнических упражнений в формировании профессиональных знаний, умений и навыков.

Операционный компонент служит формированию знаний, умений выполнения рабочих операций посредством специальных упражнений.

Интегративный компонент характеризует процесс интеграции разнопредметных знаний, синтезации отдельных умений в целостную учебно-производственную деятельность учащихся посредством комплексных упражнений.

Воспитывающий компонент обусловливает воспитательные функции упражнений, а развивающий — развитие учащихся при выполнении системы упражнений. Развивающий эффект достигается средствами проблемного обучения.

В процессе исследования разработано около 300 проблемных упражнений. Целостность системы упражнений характеризуется взаимопроникновением ее структурных компонентов: политехнические знания соединяются с профессиональными, образуя профессионально-политехнические знания, которые, интегрируя с комплексными компонентами, синтезируются в производственные знания, умения и навыки.

3. В результате проведенного исследования разработана методика применения системы проблемных упражнений, которая включает характерные для специального предмета способы создания проблемных ситуаций, побуждающих учащихся к: «.

— обоснованию правил выполнения рабочих приемов;

— самостоятельному моделированию технологических процессов;

— анализу неисправностей, выдвижению предположений причин неисправностей и способов их устранения;

— конструированию приспособлений;

— проектированию новых вариантов отделки, инструментов, приспособлений;

— самостоятельной организации работы в звене или бригаде рабочих-отделочников.

Определено примерное соотношение репродуктивных и продуктивных упражнений, оптимальное сочетание политехнических, технических, профессиональных, организационно-экономических, санитарно-гигиенических и комплексных упражнений. С целью стимулирования мотивации и организации посильной трудности учения разработанные упражнения разделены по четырем показателям сложности и предложены методические указания для преподавателей.

4. Экспериментальная проверка эффективности проблемных упражнений показала, что система разработанных упражнений и методика их применения в учебном процессе способствует качественному усвоению профессиональных знаний, умений и навыков, развитию творческого отношения к профессии, связи обучения с практикой строительного производства.

Подтверждением эффективности предложенной системы проблемных упражнений является внедрение методических рекомендаций по их применению в процесс обучения специальной технологии малярных работ в опорных средних профтехучилищах Ленинграда.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. Полн.собр.соч., т.27. — с.420−424.
  2. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.332 с.
  3. Материалы Пленума ЦК КПСС 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  4. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Правда, 14 апреля 1984 г.
  5. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «0 дальнейшем развитии системы профессионально-технического образования и повышения ее роли в подготовки квалифицированных рабочих кадров». Правда, II мая 1984 г.
  6. Материалы Пленума ЦК КПСС (апрель 1984 г.) М.: Политиздат, 1984. — 31 с.
  7. Л.Д., Амосов Н. Г. Методика преподавания строительных дисциплин. М.: Высш. школа, 1983. — 248 с.
  8. П.Р. Дидактические основы связи обученияс производительным трудом учащихся. В кн.: Школа и труд./
  9. Под ред. Янцова A. IL .Атутова П. Р. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 327 с.
  10. П.Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук. М.: Просвещение, 1983. -128 с.
  11. В.Г. Научно-техническая революция и ее социальная проблематика. В кн.: Философия и современность. -М.: Политиздат, 1973, — с.183−188.
  12. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  13. С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М.: Педагогика, 1979. — 223 с.
  14. С.Я. Основы производственной педагогики. -М.: Машиностроение, 1971. 551 с.
  15. Е.Д. Технология малярных работ. М.: Высш. школа, 1980. — 240 с.
  16. А.П. Проблемы методологии и методики дидактических исследований в профессионально-техническом образовании. М.: Высш. школа, 1978. — 160 с.
  17. А.П. Проблемы систематизации умений и навыков. В кн.: Научные труды ВНИИпрофтехобразования. Вып.33. JI., 1976, — с. 15.
  18. М.С. Биоэлектрические явления при идеомотор-ных актах. Учен.зап.ЛГУ, № 147. Л., 1953, с. 107.
  19. A.M. Формирование технического творческого мышления у учащихся профтехучилищ. Л., 1978. 65 с.
  20. Взаимосвязь профессионального и личностного аспектов мышления (методологический анализ). В кн.: Мышление, процесс, деятельность, общение./Под ред. Брупишнского А. В. — М.: Наука, 1982. 287 с.
  21. М.И. Психологическое состояние личности при решении трудных задач. Автореф.дис.на соискание учен. степ, канд.пед.наук. М., 1968.
  22. Вопросы профессиональной педагогики./Под ред. Скатки-на М.Н. М.: Высш. школа, 1968. — 439 с.
  23. Л.С. Собр.соч. в 6-ти томах./Под ред. Давыдова В. В. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  24. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий. М.: Педагогика, 1965. — 248 с.
  25. Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  26. Е.П. Малярные работы. М.: Стройиздат, 1981. — 157 с.
  27. Е.П., Ластовцев М., Карцев 10. Направления развития технического прогресса в области отделочных работ. -Строитель, 1981, № 9, с. 37.
  28. Л.П. Применение вопросов и задач в процессе преподавания специальной технологии малярных работ. Л., 1983. 55 с.
  29. Дидактика производственного обучения./Под ред. Федоровой О. Ф. М.: Высш. школа, 1973. — 416 с.
  30. Н.И. Системный подход к анализу процесса обучения в профтехучилищах./ВНИИпрофтехобразования. Науч.труды. Вып.7. Л., 1974, с. 40.
  31. Думченко Н. И, Содержание подготовки квалифицированных рабочих кадров в средних профтехучилищах. М.: Высш. школа, 1975. — 200 с.
  32. В.Я. О применении воображаемых действий в процессе восстановления и сохранения навыков. Вопросы психологии, 1955, № 6,с.50−51.
  33. Л.Д. Методика отбора учебного материала курса технологии отделочных работ. М.: Высш. школа, 1980. -76 с.
  34. Л.Д. О структуре и содержании программпо специальным дисциплинам для подготовки отделочников в средних ПТУ. В сб.: Вопросы подготовки рабочих-строителей широкого профиля в средних ПТУ. Л., 1978, — с. 17.
  35. М.А. Современные требования к методике производственного обучения. М.: Высш. школа, 1977. — 87 с.
  36. С.Ф. Проблемы активизации учащихся в психологии обучения и воспитания. Сов. педагогика, 1966, I, с. 73.
  37. И.К. Состав содержания общего среднего образования, обусловленный целями всестороннего развития личности. В кн.: Теоретические основы содержания общего среднего образования. — М.: Педагогика, 1983, — с. 161.
  38. И.К., Зорина Л. Я. Представление об учебном предмете. В кн.: Теоретические основы содержания общего среднего образования. — М.: Педагогика, 1983, — с. 191.
  39. Н.М. Малярные, обойные и стекольные работы.-М.: Трудрезервиздат, 1954. 180 с.
  40. Н.М. Малярные работы. М.: Профтехиздат, 161. 355 с.
  41. Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. — 176 с.
  42. А.В. Развитие произвольных движений. -М.: Изд-во АПН СССР, I960. 430 с.
  43. Д.Н. Развитие строительной науки в СССР. -М.: Стройиздат, 1981. 296 с.
  44. Л.Я. Основания для отбора и распределения основных и вспомогательных знаний в различных циклах учебных предметов. В кн.: Теоретические основы содержания общего и среднего образования. — М.: Педагогика, 1983, — с. 211.
  45. Л.Л. Отражение науки в содержании образования. В кн.: Теоретические основы содержания общего образования. — М.: Педагогика, 1983, — с. 104.
  46. Д.Д. Проблемы структурного школьного учебника.-В кн.: Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1971,-с.28−47.
  47. М.В. Система задач как средство повышения эффективности обучения химии. Автореф.дис.на соиск.учен.степ, канд.пед.наук. М., 1972.
  48. В.П. Четвертый красочный съезд в г.Мюнхене.-Малярное дело, 1930, № I, с.II.
  49. В.П. Малярные, обойные и стекольные работы.-М.: Стройиздат, 1967. 272 с.
  50. Н.П. Научно-техническая революция и вопросы подготовки кадров в развитых странах капитализма. М.: Наука, 1971. — 284 с.
  51. К.Н. Педагогические основы производительного труда учащихся в профессионально-технических училищах. М.: Педагогика, 1979. — 192 с.
  52. Э.Н., Емельяненко Л. Д. Осуществление межпредметных связей в процессе преподавания технологии отделочных работ, материаловедения и химии в средних профтехучилищах./ Метод.рекомендации. Л., 1984. 97 с.
  53. П.Н. Малярные, стекольные, облицовочные работы. М.: Стройиздат, 1964. — 316 с.
  54. И.Д. Подготовка рабочих широкого профиля в средних профтехучилищах. М.: Педагогика, 1979. — 192 с.
  55. А.Д., Стесин М. Г., Гуревич Д. Е. Технический прогресс в отделочных работах. М.: Стройиздат, 1983.- 264 с.
  56. Ю.М. Общее понятие задачи в кибернетическом и системно-психологическом аспекте и его применение в педагогике математики. М., 1973, с. 5.
  57. Компонентный метод анализа контрольных работ. В кн.: Беляева А. П. Методика исследований содержания образования в средних профтехучилищах. — Ш.: Высш. школа, 1974, — с. 54.
  58. Кон И. О. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
  59. В.М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещение, 1980, — с. 192.
  60. В.В. Марксистско-ленинская философия и потребности общества развитого социализма как основа теории содержания общего среднего образования. В кн.: Теоретические основы содержания образования. — М.: Педагогика, 1983, — с. 40.
  61. Р.Ф. Применение поэлементного анализа для отбора содержания проверочных знаний. В кн.: Вопросы совершенствования проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся. М., 1975, — с.28−30.
  62. Т.В. К вопросу о применений знаний на практике. Вопросы психологии, 1956, J? I, с. 23.
  63. Т.В. Изучение технического мышления в связи с задачами политехнического обучения. В кн.: Тезисы докладов на П съезде Общества психологов. Вып. П, М., 1963.
  64. Т.В. Психология технического мышления. -М.: Педагогика, 1975. 304 с.
  65. В.М. Принцип системности в методологии К.Маркса. М., 1980, с. 30.
  66. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л., 1980. 173 с.
  67. Кулюткин J0.H., Сухобская Г. С. Методика отбора учебного материала курса технологии отделочных работ. М.: Педагогика, 1971. — 112 с.
  68. А. А. Проверка и оценка знаний учащихся профтехучилищ по специальным предметам. М.: Высш. школа, 1984. III с.
  69. И.Я., Батаршев А. В., Кшцмищян Т. Л. Дидактические материалы по организации проблемного обучения на уроках неорганической химии./Метод.рекомендации. Таллин, 1981.58 с.
  70. А.А. Методы исследования в профессиональной подготовке. Таллин: Вилгус, 1980. — 175 с.
  71. М.М. К вопросу о теории методов обучения. -В кн.: Новые исследования в педагогических науках. М., 1971, вып.1, с. 85.
  72. М.М. О сущности методов обучения. Сов. педагогика, 1970, № 2, с. 106.
  73. А.Н. Проблемы развития психики.-М.: Изд-во МГУ, 1981. 584 с.
  74. И.Я. Дидактическая система методов обучения.-М.: Знание, 1976. 64 с.
  75. И.Я. Дидактические основы методов обучения.-М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  76. И.Я. Отражение содержания образования в заданиях учебника. В кн.: Теоретические основы содержания общего среднего образования. М.: Педагогика, 1983, — с. 328.
  77. И.Я. Процесс обучения как фактор конструирования содержания образования. В кн.: Теоретические основы содержания общего среднего образования. — М.: Педагогика, 1983, — с. 118.
  78. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
  79. И.Я., Скаткин М. Н. О методах обучения. -Сов.педагогика, 1965, Ik 3, с.115−118.
  80. И.Я. Познавательные задачи и задания по истории СССР. М.: Педагогика, 1970. — 29 с.
  81. И.Я. Познавательные задачи в обучении истории.-М.: Просвещение, 1968. 94 с.
  82. Х.И. Как воспитывает процесс обучения. М.: Знание, 1982. — 96 с.
  83. Лук А. Н. Память и кибернетика. М.: Наука, 1966,-с.80−83.
  84. А.С., Жильцов П. А., Щербов Н. П. Педагогика. -М.: Высш. школа, 1973. 392 с.
  85. М.И. Вопросы теории методов проблемно-развивающего обучения. В кн.: Вопросы совершенствования общеобразовательной подготовки в средних ПТУ./Под ред. Махмуто-ва М.И. М., 1980, — с. 45.
  86. М.И. Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах./Метод.рекомендации. М.: Изд-во АПН СССР, 1983. — 63 с.
  87. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  88. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1981. — 191 с.
  89. А.Н. Лабораторно-практические работы по специальной технологии для маляров. М.: Высш. школа, 1964.92 с.
  90. А.Н. Некоторые пути активизации учащихся/.Метод. рекомендации для преподавателей специальной технологии отделочных работ. М., 1969. 36 с.
  91. А.Н., Рябинина Г. Н. Преподавание специальной технологий малярных и штукатурных работ. М.: Высш. школа, 1970. — 181 с.
  92. А.Н. Преподавание спецтехнологии малярных работ. М.: Высш. школа, 1976. — 128 с.
  93. Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. М.: Знание, 1970. — 63 с.
  94. Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении. М., 1972. II с.
  95. Методика преподавания математики в средней школе./ Под ред. Оганесьяна В. А., Колягина Ю. М., Луканкина Г. Л., Сан-нинского В.Я. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1980. — 368 с.
  96. Методика производственного обучения профессии маляра-штукатура в средних профтехучилищах./Под ред. Емельянен-ко Л.Д. М.: Высш. школа, 1980. — 80 с.
  97. Методика систематизации знаний, умений и навыков в содержаний профессионально-технического образования./ Под ред. Беляевой АЛ. М.: Высш. школа, 1979. — 224 с.
  98. Методика трудового обучения и общетехнических дисциплин./Под ред. Тхоржевского Д. А. М.: Просвещение, 1982. -286 с.
  99. Методические указания к практическим занятиям по медицинской статистике./Под ред. Фрейндлина С. Я., Миняева В. А., Полякова И. В. Л., 1977. 61 с.
  100. Механизация строительства, 1982, № II, с.26−27.
  101. Е.А. Вопросы психологии производственного обучения старшеклассников. В кн.: Тезисы докладов на совещании московского отделения Общества психологов по вопросам психологии трудового воспитания и обучения. М., 1961, с.58−60.
  102. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умерши. М.: Педагогика, 1973. — 358 с.
  103. .А., Титов А. И. Штукатурные, малярные и плиточные работы. Минск: Вышэйш. школа, 1966. — 404 с.
  104. Ф.Ф. Преподавание темы: «Оклеивание стен обоями» при обучении в ПТУ маляров-альюрейщиков. М.: Высш. школа, 1972, — с. 20.
  105. Ф.Ф. Штукатурно-маляряо-отделочные работы.-М.: Трудрезервиздат, 1959. 126 с.
  106. Н.М. Методика анализа содержания учебного материала с целью выбора метода обучения. Казань, 1981. -75 с.
  107. Л.Б. Пути и средства совершенствования преподавания материаловедения в средних ПТУ (на примере подготовки рабочих по црофессиям металлообработки). Автореф.дис.на соискание учен.степ.канд.пед.наук. М., 1980. 20 с.
  108. Научно-технический прогресс и эффективность производства./ Под ред. Ешаргаряна Г. А. М.: Экономика, 1982. -256 с.
  109. С.Г. Совершенствование профессионально-технической подготовки учащихся средних ПТУ. Кишинев: ШТИИ НЦА, 1984. — 81 с.'
  110. М.И. Технический прогресс и труд строителя.-М.: Стройиздат, 1973. 97 с.
  111. Новая система начального обучения. М.: Просвещение, 1967. — 260 с.
  112. A.M. Динамика формирования трудовых умений и навыков. М.: Педагогика, 1973. — с.64.
  113. Нормальная физиология./Под ред. Коробкова Д. В. М.: Медицина, 1980. — 640 с.
  114. Обучение и развитие./Под ред. Занкова Л. В. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
  115. Общая психология./Под ред. Петровского А. В. М.: Просвещение, 1970. — с.432.
  116. В. Основы проблемного обучения. М., 1968.
  117. В.А. Психолого-педагогические требования к заданиям и упражнениям в учебнике. В кн.: Проблемы школьного учебника. — М.: Просвещение, 1975. — 230 с.
  118. Организация комплексных научных исследований в системе профессионально-технического образования./Под ред. Беляевой А. П. М.: Высш. школа, 1983. — 248 с.
  119. Основы профессиональной педагогики./Под ред. Батыше-ва С.Я., Шапоринского С. А. М.: Высш. школа, 1977. — 504 с.
  120. Е.Г. Развитие теории профтехобразования в СССР (I9I7-I940).- М.: Высш. школа, 1979. 287 с.
  121. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР./Под ред. Батышева С. Я. М.: Педагогика, 1981.352 с.
  122. Очерки теории школы и педагогической мысли народов СССР (ОТ в.- 1пол. Х1Х в). М.: Педагогика, 1973. — 238 с.
  123. И.П. Полн.собр.соч.(изд.2-е), т. Ш, 1951.-М.: Изд-во АМН СССР. 439 с.
  124. Павлоцкий 10.А. Индустриальное производство отделочных работ. М.: Стройиздат, 1983. — 264 с.
  125. В.З. Преподавание спецтехнологии малярных работ. М.: Высш. школа, 1982. — 159 с.
  126. Педагогика./Под ред. Бабанского Ю. К. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  127. В.Ф. Типы вопросов и заданий в учебниках истории и обществоведения. В кн.: Проблемы школьного учебника. Вып.З.-М.: Просвещение, 1975, — с. 138.
  128. Педагогическая энциклопедия, т.2./Под ред. Каиро-ва И. А, и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1965. 911 с.
  129. Педагогическая энциклопедия, т.4./Под ред. Каиро-ва И.А. и др. М.:Сов.энциклопедия, 1965. — 911 с.
  130. Я.А. Психология творческого мышления. М., I960, с. 109.
  131. Я.А. Психология творчества и педагогика.
  132. М.: Педагогика, 1976. 280 с.
  133. А. А. Методика как наука. Сов. педагогика, 1978, гё 12, с. II5−120.
  134. Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в средних заведениях профессионально-технического образования./Под ред. Беляевой А. П. М.: Высш. школа, 1983. — 264 с.•
  135. Проблемы дидактики теоретического обучения./Под ред. Маркеловой В. А. М.: Высш. школа, 1978. — 300 с.
  136. Программа по подготовке новых рабочих по специальности «маляр». М.: Трудрезервиздат, 1948, — 18 с. 145.' Рево А. Я. Малярные и стекольные работы. М.-Л.: ГОНТИ, 1935. — 262 с.
  137. А.Я. Материалы и художественно-декоративные работы. М.: Трудрезервиздат, 1947. — 409 с.
  138. А.Я. Маляр-строитель.гМ.-Л.: ГОНТИ, 1936. -252 с.
  139. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  140. Ю.В. Оценка профессиональной подготовленное-&trade- выпускников профессионально-технических училищ. М.: Высш. школа, 1983. — 63 с.
  141. В.А. Роль упражнений в усвоении, закреплении знаний по синтаксису и в развитии речи учащихся УП классов армянской школы. Автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.пед. • наук, Ереван, 1983. 26 с.
  142. С.М. Система упражнений как средство обучения алгебре и началу анализа в вечерней (сменной) школе. Авторе®-, ди с. на соиск. у'чен. степ.канд.пед.наук. М., 1972. -26 с.
  143. В.Н. Основы общей теории систем. М.: Наука, 1974. — 297 с.
  144. В.Д., Демидчук В. Г. Профессии промышленного производства. Профессиограммы. Киев: Радянська школа, 1983. — 175 с.
  145. В.А. Преподавание специальных и общетехнических предметов в училищах профтехобразования. М.: Высш. школа, 1976. — 280 с.
  146. М.Н. Вопросы профессиональной педагогики.-М.: Высш. школа, 1968. 608 с.
  147. Скаткин М. Н, Материалы к научной конференции по дидактике. М., 1965.
  148. М.Н. Требования социалистического производства к содержанию образования. В кн.: Теоретические основы общего среднего образования. — М.: Педагогика, 1983, — с. 100.
  149. Ю.Е. Решение мыслительных задач слесарями-ремонтниками и некоторые требования к профессиональному обучению. Новые исследования в педагогических науках. Вып. ГУ, 1965f — с.142−149.
  150. П.И. Политехнические компоненты содержания общего образования и их структура. В кн.: Теоретические основы содержания общего среднего образования. — М.: Педагогика, 1983, — с. 172.
  151. А.Е. Изучение спецтехнологии при подготовке маляров со средним образованием. М.: Высш. школа, 1975.- 28 с.
  152. А.Е. Малярные и альфрейные работы. М.: Трудрезервиздат, 1956. — 352 с.
  153. А.Е. Малярные и обойные работы. М.: Высш. школа, 1974. — 334 с.
  154. А.Е. Малярные, обойные и стекольные работы. М.: Трудрезервиздат, 1959. — 351 с.
  155. А.Е. Малярные, обойные и стекольные работы. М.: Высш. школа, 1964. — 367 с.
  156. А.Е. Малярные, обойные и стекольные работы. М.: Трудрезервиздат, 1965. — 263 с.
  157. А.Е. Преподавание цветоведения и специальной технологии для маляров в Германской Демократической республике. М.: Высш. школа, 1971. — 21 с.
  158. А.Е. Производственное обучение. М.: Высш. школа, 1971. — 176 с.
  159. А.Е., Шепелев A.M. Малярные и штукатурные работы. М.: Высш. школа, 1968. — 235 с.
  160. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. Знание, 1983, № 3, с. 96.
  161. Теоретические основы содержания общего среднего образования./Под ред. Краевского В. В., Лернера И. Я. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  162. М.Н. Связь теории и практики в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 128 с.
  163. Ю.С. О политехнической взаимосвязи общего и профессионального образования. В сб.: Взаимосвязь общего и профессионального образования учащихся средних ПТУ./ Под ред. Махмутова М. И. — М.: Изд^во АПН СССР, 1983. — с.21.
  164. Указания по технологии ремонтно-строительного производства и технологические карты на работы при капитальном ремонте жилых домов./Под ред. Химушша С. Л. Л.: Стройиздат, 1978. — 320 с.
  165. А.В., Завьялов В. В. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения физики. Метод.пособие. М.: Высш. школа, 1984. — 96 с.
  166. Учебная документация по подготовке маляра. М., 1940. 16 с.
  167. Учебная документация по подготовке маляра. М., 1941. 15 с.
  168. Учебная документация по подготовке штукатура. М., 1940. 16 с.
  169. Учебная документация по подготовке штукатура. М., 1941. 16 с.
  170. Учебный план и программа для подготовки в школах фабрично-заводского обучения маляров-стеколыдиков. М.: Трудрезервиздат, 1948. — 31 с.
  171. Учебный план и программы для подготовки в школах фабрично-заводского обучения маляров-стеколыдиков. М.: Трудрезервиздат, 1947. — 31 с.
  172. Учебный план и программы для подготовки в школах фабрично-заводского обучения штукатуров. М.: Трудрезервиздат, 1947. — 20 с.
  173. Учебный план и программы для подготовки в школах фабрично-заводского обучения штукатуров. М.: Трудрезервиздат, 1948. — 20 с.
  174. Учебный план и программа для подготовки в школахфабрично-заводского обучения штукатуров. М.: Трудрезервиз-дат, 1949. — 24 с.
  175. Учебный план и программы для подготовки в школах фабрично-заводского обучения штукатуров. М.: Трудрезервиз-дат, 1952. — 26 с.
  176. Учебный план и программы для подготовки в строительных школах штукатуров. М.: Трудрезервиздат, 1956. — 35 с.
  177. Учебный план и программы для подготовки в строительных и ремесленных училищах маляров-отделочников. М.: Трудрезервиздат, 1957. — 40 с.
  178. Учебный план и программы для подготовки в строительных и ремесленных училищах штукатуров. М.: Профтехиздат, 1957. — 40 с.
  179. Учебный план и программы для подготовки в строительных и ремесленных училищах маляров-отделочников. М.: Трудрезервиздат, 1959. — 37 с.
  180. Учебный план и программы для подготовки в строительных и ремесленных училищах штукатуров. М.: Профтехиздат, I960. — 40 с.
  181. Учебный план и программы для подготовки в городских профессионально-технических училищах штукатуров. М.: Профтехиздат, 1961. — 55 с.
  182. Учебный план и программы для подготовки в городских профессионально-технических училищах штукатуров. М.: Профтехиздат, 1963. — 50 с.
  183. Учебный план и программы для подготовки в сельских профессионально-технических училищах штукатуров-маляров. -М.: Профтехиздат, 1963. 60 с.
  184. Учебный план и программы для подготовки квалифицированных рабочих в средних профессионально-технических училищах. Профессия маляр (строительный). М., 1981. — 61 с.
  185. Г. Н. Химия и цвет. М.: Просвещение, 1983.164 с.
  186. О.Ф. Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения. -М.: Высш. школа, 1970. 280 с.
  187. Л.М. Логико-психологический анализ учебных задач. М., 1977, с. 15.
  188. Л.М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1984. -175 с.
  189. B.C. Доступность и трудность в обучении. -Знание, 1984, В I, — 79 с.
  190. В.Е., Мартынова Е. И. Современные требования к уроку производственного обучения.-М.: Высш. школа, 1979.31 с.
  191. В.Е. Формирование профессионального мастерства у учащихся профтехучилищ. М.: Высш. школа, 1977. — 96 с.
  192. В.В. Психология трудового обучения. М.: Просвещение, 1969. — 304 с.
  193. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
  194. С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
  195. A.M. Малярные и стекольные работы в строительстве. М.: Стройиздат, 1956. — 64 с.
  196. A.M. Штукатурные и малярные работы. М.: Изд-во коммунального хозяйства РСФСР, 1956. — 206 с.
  197. А.А. Значение классификации вопросов и заданий для совершенствования учебника географии. В кн.: Проблемы школьного учебника,-М7,Т975,>-с. 149−160.
  198. А.Е. Методика производственного обучения аппаратчиков и операторов широкого профиля химического производства. 2-е изд. М.: Высш. школа, 1981. — 272 с.
  199. Г. И. Педагогика школы. М.: Просвещение, 1977. — 384 с.•210. Экспериментальные задания к теме «Методическая система начального обучения». М., 1977. 252 с.
  200. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  201. Schmidt U. Ausgewahlte Positionen zum Stand und zu Entwicklungsprobleraen der Lehrplantheorie der Berufsausbildung.
  202. Forscliung der sozialistiechen Berufsbildung, 1983, N 3, S. I2I-I25.
Заполнить форму текущей работой