Управление художественно-творческой деятельностью школьников в образовательном процессе
Диссертация
В художественной педагогике под полноценной творческой деятельностью понимается такая деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных образов. В то же время известно, что результат — не единственная характеристика творчества, наряду с объективным результатом (в изобразительной деятельности это рисунок) не менее важна субъективная сторона — степень осознанности… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЬНИКОВ
- 1. 1. Соотношение цели и задач в системе художественного воспитания школьников и место художественно-творческой деятельности в этой системе
- 1. 2. Единство обучения и воспитания как основа художественно-творческой деятельности детей
- 1. 3. Методологические основы управления художественно-творческой деятельностью школьников
- ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
- 2. 1. Возрастная эволюция изобразительной деятельности детей и подростков
- 2. 2. Единство обучения и творчества как основа формирования художественно-творческой деятельности школьников
- 2. 3. Структура художественно-творческой деятельности школьников
- 2. 4. Принципы организации художественно-творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного ф. искусства
- 2. 5. Единство практической художественно-творческой деятельности и восприятия искусства в процессе художественного воспитания школьников
- ГЛАВА 3. ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ШКОЛЕ
- 3. 1. Сущностная характеристика педагогического процесса в художественном воспитании
- 3. 2. Содержание художественного образования, закономерности и принципы его отбора
- 3. 3. Соотношение федерального и национально-регионального компонентов в содержании художественного образования школьников
- 3. 4. Методы и приемы педагогического воздействия, направленные на развитие личности школьника в художественно-творческой деятельности
- ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
- 4. 1. Управление художественно-творческой деятельностью школьников как ведущий фактор художественно-творческого развития
- 4. 2. Управление качеством результата — важнейший аспект управления художественно-творческой деятельностью учащихся на уроках изобразительного искусства
- 4. 3. Принципы составления региональных программ по изобразительному искусству для общеобразовательных учебных заведений
- 4. 4. Учебник по изобразительному искусству как средство управления художественно-творческой деятельностью школьников
Список литературы
- Абдульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
- Аверин В.А. Психология личности: Учеб. пособие. 2-е изд.- СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. — 191 с.
- Автономова Н.С. Современная западная философия: Словарь. М., 1991.
- Акопян К. Урок по искусству в школе? //Искусство в школе. 1993.- № 5 — С. 61−63.
- Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Сов. художник, 1968.-286 с.
- Алексеева В.В. Что такое искусство? М.: Сов. художник, 1991. — 236 с.
- Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. Л.: Наука, 1967. — С. 235−249.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.:Изд-во АПН СССР, 1980.-486 с.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392 с.
- Ю.Афанасьев В. Г. Научное управление обществом (Опыт системного исследования). М.: Политиздат, 1973. — 392 с.
- П.Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
- Ахаян Т.К. Формирование убеждений в общественно-трудовой деятельности школьников-подростков. Л., 1982. — 17 с.
- Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Уфа: Изд-во БГПИ, 1996. — 242 с,
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
- Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. — М.: Культура и просвещение, 1922. 68 с.
- Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств- М.: Новая Москва, 1925.-240 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание М.: Прогресс, 1986 — 420 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.:Педагогика, 1989.- 192с.
- Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. — 480 с.
- Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. СПб., 1910. — 55 с.
- Библер B.C. От наукоучения к логике науки: два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1990 — 412 с.
- Блауберг И.В., Юдин ЭТ. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т./ Под ред. A.B. Петровского. М., 1979. — Т. 1. — 304 с.
- Богоявленская Д.Б., Гинзбург М. Р. К вопросу о личностных аспектах творческого мышления: Экспериментальное исследование // Сов. педагогика. -1977.-№ 1.-С. 68−78.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981. — 182 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Под ред. Я. А. Пономарева. М., 1983. — С. 182 195.
- Богоявленская Д.Б., Богоявленская М. Е. Творческая работа просто устойчивое словосочетание // Педагогика. -1998. -№ 3. — С.36−42.
- Бодалев A.A. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988 — 190 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формулирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Бонди Ю.М. Изобразительное искусство // О художественном воспитании в дошкольных учреждениях и школах I и II ступени / Под ред. В. А. Диканской. М., 1924. — С. 16−22.
- Борев Ю.Б. Эстетика: Учеб. пособие. 5-е изд. — Смоленск: Русич, 1997. -Т.1 -575 е.- Т.2−628 с.
- Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1956. -292 с.
- Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры: Методологические основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1975. — 175 с.
- Васадзе А.Г. Проблема художественного чувства. Тбилиси: Мецниереба, 1978.- 172 с.
- Венгер Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе // Подготовка детей в детском саду. М., 1977. — С. 10−48.
- Венгер Л.А. Умственное воспитание и психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. H.H. Поддъякова, А. Ф. Говорковой. -М., 1985. -С. 151−190.
- Ветлугина H.A. Художественный образ и детское творчество // Художественное творчество и ребенок. М., 1972. — С. 22−37.
- Ветлугина H.A. Развитие художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок. М., 1972. — С. 37−48.
- Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.-505 с.
- Волков H.H. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. — 263 с.
- Волков H.H. Восприятие произведений живописи и скульптуры // Художественное восприятие / Под ред. Б. С. Мейлаха. Л.: Наука, 1971. — С.281−297.
- Волков H.H. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. — 320 с.
- Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. -М.: Изд-во МГУ, 1976.-288 с.
- Воронов В.К. К психологии детского рисунка // Вестник воспитания. -1910. № 5. — С. 95−112.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997.-96 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
- Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. -1972. № 2. — С. 114−123.
- Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. — Т.4. -415 с.
- Галкина О.И. Обучение рисованию в начальной школе. М., 1953. -100 с.
- Гальперин П.Я. К вопросам внимания // Доклады АПН РСФСР. М., 1958. — № 3. — С.34.
- Гаязов A.C. Образование как механизм обновления современного общества // Образование нового столетия: проблемы, технологии и подходы к модернизации: Коллективная монография/ Под ред. Э. Ш. Хамитова. Уфа: Изд.-во БГГТУ, 2001. — С. 17−25.
- Гаязов A.C. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1995.-238 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Изд-во «Современник», 1998. — 608 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Москов. Психол.-социал. ин-т, «Флинта», 1998. — 432 с.
- Глинская И.П. Формирование способов владения пространственной информацией на плоскости у младших школьников (На основе исследования приемов передачи пространства в изодеятельности): Автореф. дис. д-ра пед. наук. Л., 1973. — 41 с.
- Голуб Б.А. Основы общей дидактики: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2001.-96 с. 61 .Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. -М: Изд. центр «Академия», 1999. 344 с.
- Громов Е.С. Природа художественного творчества: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 239 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
- Давыдов В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности //Вопросы психологии. 1992. — № 3−4. — С. 14−19.
- Денисова З.В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. Л: Наука, 1978.- 199 с.
- Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. Л.: Наука, 1978.- 144 с.
- Дмитриева H.A. Вопросы эстетического воспитания. -М.: Искусство, 1956. 208 с.
- Дмитриева H.A. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. — 314 с.
- Дмитриева A.A. Формирование художественно-образного мышления у школьников IV-VIII классов // Вопросы художественного развития школьников / Под ред. Б. П. Юсова. М., 1981. — С. 76−94.
- Донцова Т.Б. Развитие реалистического отражения действительности при передаче пространства в рисунках учащихся I-VI классов // Вопросы художественного развития школьников / Под ред. Б. П. Юсова. М., 1981. -С. 49−75.
- Закон Республики Башкортостан «Об образовании»: Принят Законодательной палатой ГС РБ 11февраля 1997 г. Уфа, 1997. — 68 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» // Сб. закон, актов Российской Федерации. 18 июня -10 июля 1992 Вып. ХУ- М.: Известия, 1992. -С. 74−124.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1997. -477 с. 78.3инченко В.П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа. М.: Изд-во МГУ, 1969.- 108 с.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. -Изд. 2-е. доп. -М.: Учпедгиз, 1961. -223 с.
- Изобразительное искусство и художественный труд. 1−4 кл. /Б.М. Немен-ский, H.H. Фомина, Н. В. Гросул и др. М.: Просвещение, 1991. — 115 с.
- Изобразительное искусство: Программа для 1−8 кл. средних общеобразовательный учреждений /Сост. Пурик Э. Э., Ахадуллина Н. Э.: Под ред. Пурик Э.Э.-Уфа, 1999. -56 с.
- Ильенков Э.В. Философия и культура (Мыслители XX века). М.: Политиздат, 1991. -462 с.
- Искусство и ты: Учебник для 1 кл. /Под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 1997. — 130 с.
- Искусство вокруг нас: Учебник для 2 кл. /Под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 1998. — 142 с.
- Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом /Под ред. В. Шес-такова. М.:Искусство, 1969. — 272 с.
- Кабаченко Т.С. Психология управления: Учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 384 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). -М., 1974. -328 с.
- Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 544 с.
- Каган М.С. О месте искусства в жизни школы // Искусство в школе. 1992. № 1. — С. 11−19.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.:Педагогика, 1983. — 111 с.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1979.- 190 с.
- Карлсон A.B. Дидактика и методика на уроках рисования: Пособие для учителей рисования. J1.: Учпедгиз, 1959. — 156 с.
- Кершенштейнер Георг. Развитие художественного творчества ребенка. -М., 1914.-214 с.
- Кирьякова A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург, 1996. — 120 с.
- Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 303 с.
- Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности // Проблемы способностей. М., 1962. — С. 146−169.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений М.:Академия, 2001.- 176 с.
- Колесов В. Кружок по изучению русской живописи в школе // Искусство в школе.-1928.-№ 11. -С. 23−27.
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. М., 1988. — 190 с.
- Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду.-М., 1984.- 120 с.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе. М.: Искусство, 1951. — 176 с.
- Концепция художественного образования: Проект. М.: СХ СССР, 1990.- 15 с.
- Концепция государственного образовательного стандарта по ИЗО РБ. -Уфа: Изд-во БГПИ, 1995. 5с.
- Копцева Т.А. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для начальной школы 1−4 кл. (с краткими методическими рекомендациями). -М., 1999. 96 с.
- Копытин А.И. Системная арт-терапия. СПб.: Питер, 1997. — 224с.
- Коссов Б.Б. Личность: Теория, диагностика и развитие: Учеб.-метод, пособие для высш. Учеб. заведений. М.: Академический проект, 2000. -240 с.
- Краевский B.B. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). -М., 1977. 264 с.
- Краевский В.В. Метод обучения как категория дидактики // Вопросы методов и организации процесса обучения. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. -96 с.
- Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. М.: Институт практической психологии, 1988. — 136 с.
- Ксенофонтова А.Н. Речевая деятельность в образовании //Образование нового столетия: проблемы, технологии и подходы к модернизации: Коллективная монография / Под. ред. Э. Ш. Хамитова. Уфа: Изд-во БГПУ, 2001. — С.39−44.
- Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1972.-270 с.
- Кузин B.C. Психология: Учебник. 3-е изд. — М.: АГАР, 1997. — 304 с.
- Кузин B.C., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1−2 кл.: Учебник. В 2 ч. -М.: Дрофа, 1995. -4.1 -96 с.-Ч.2- 128 с.
- Кузин B.C., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3−4 кл.: Учебник. В 2 ч. — М.: Дрофа, 1997. — 4.1 — 112с.- 4.2 — 128 с.
- Кузнецов В.В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Оренбург, 1999. -37 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. -Д.: Просвещение, 1967. 183 с.
- Куревина O.A., Петерсон Л. Г. Концепция образования: Современный взгляд. М.: Изд-во АПК и ПРО, 1999. — 20 с.
- Лабунская Г. В. Детское изобразительное творчество. М., 1945. — 20 с.
- Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. М., 1965. — 265 с.
- Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. -48 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Политиздат, 1972. -574 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
- Лернер И.Я., Скаткин М. Н. Современный урок. М.-.МИРОС, 1992. -38 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
- Лийметс Х.И. Как воспитывает процесс обучения. М.:3нание, 1982. -96 с.
- Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
- Маклаган Д. Образ в арт-терапии: от символа к эстетическим качествам //Исцеляющее искусство. 2001. -Т. 4. — № 1. — С. 11−21.
- Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности Дубна:Изд. центр «Феникс», 1999. — 256 с.
- Малюков А.Н. Формирование художественной культуры подростка в процессе воспитания ценностного отношения к искусству: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1996. — 39 с.
- Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. М.: Педагогика, 1987.- 144 с.
- Мелик-Пашаев A.A. Приобщение к художественной культуре как метод преподавания эстетических дисциплин // Эстетическое воспитание и экология культуры. -М.: СХ СССР, 1988. -С.7−23.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М., 1986. -254 с.
- Методика обучения рисованию в восьмилетней школе / Под ред. А. П. Фомичева. М.: Изд-во АПН СССР, 1963.- 189 с.
- Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя. — М.: Флинта: Москов психол.-социал ин-т, 1998. 200 с.
- Митина JI.M. Формирование профессионального самосознания учителей //Вопросы психологии. 1990. —№ 3. — С.58−64.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. — 239 с.
- Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества: Пер. с англ. — Львов: Инициатива- Москва: Ин-т общегуманит. исследований, 2001. 128 с.
- Назаров Н.В. Вопросы периодизации в деятельности исследователя истории педагогики (методологический аспект). Орск, 1995. — 94 с.
- Некрасова М.А. Народное искусство России. М.: Сов. Россия, 1983. — 218 с.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. -255 с.
- Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже ХХ1века. М.: МИРОС, 1997.- 144 с.
- Орловский Г. И. Учись смотреть и видеть М.:Просвещение, 1968. -119 с.
- Павлинов П.Я. Графическая грамота. М: Учпедгиз, 1933. — 56 с.
- Педагогика / Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. М.:Педагогика, 1984.-368 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей /Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 640 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /С.А. Смирнов, И. Б. Котова, Шиянов и др. /Под ред. С. А. Смирнова. М: Академия, 2001.-512с.
- Пестель В.Е. Рисование в младших группах I ступени //Искусство в школе. -1928. N 2. — С. 7−11.
- Пестель В.Е. Давать ли срисовывать с картинок и исправлять ли рисунки // Искусство в школе. 1929. — N 2−3. — С. 19−24.
- Пестель В.Е. Методические вопросы преподавания ИЗО в школе II ступени // Искусство в школе. 1929. -N 8. — С. 18−19.
- Пищулин Н.П., Огородников Ю. А. Философия образования. М.: Центр инноваций в педагогике, 1999. — 231 с.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. -М.: Наука, 1972. 312 с.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник В 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 1999.-Кн.1.-576 е.- Кн.2.-256с.
- Полунина В.И. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
- Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Педагогика, 1982. -180 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
- Пономарев Я.А. Основные звенья психологического механизма творчества // Интуиция, логика, творчество / Под ред. М. И. Панова. М., 1987. — С.5−35.
- Постоногова Л.П. Влияние цветовых и графических элементов образа на характер творческой активности младших школьников в процессе изобразительной деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук М., 1980. — 19 с.
- Практикум по арт-терапии / Под. ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2000. — 448 с.
- Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1978.-368 с.
- Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии /Под ред. В. В. Давыдова. М., 1978. — 238 с.
- Программы восьмилетней школы. Начальные классы (1−3 кл.). М.: Просвещение, 1982.-С. 129−162.
- Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1−9 кл. /Науч. рук. B.C. Кузин. М.: АГАР, 1996. -160 с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1−9 кл. /Науч. рук. Б. М. Неменский. М.: Просвещение, 1994. — 152 с.
- Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1−1У кл. /Науч. рук. Т. Я. Шпикалова.- М.: Просвещение, 1992. 112 с.
- Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д. В. Ушакова.- М.: ПЕР СЭ, 2000.-80 с.
- Пурик Э.Э. Взаимосвязь и взаимозависимость оценки и самооценки рисунков младших школьников как фактор художественно-творческого раз-вития:Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. — 16 с.
- Пурик Э.Э. Теория и практика художественного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства. М.: Изд-во ин-та общего образования МО РФ, 2000 — 184 с.
- Пурик Э.Э. Региональные особенности в преподавании изобразительного искусства в школе //Современные проблемы образования и воспитания: Сб. науч. тр. /Под ред. Солдатенкова А. Д. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2000.-С. 80−89.
- Пурик Э.Э. Новые технологии в системе художественного воспитания школьников //Образование нового столетия: проблемы, технологии и подходы к модернизации: Коллективная монография /Под ред. Э.Ш. Хамито-ва. Уфа, 2001.-С. 83−89.
- Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. -М.: Мысль, 1969.- 190 с.
- Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М.:Наука, 1980.-287 с.
- Революция искусство — дети: Материалы и документы. Из истории эстетического воспитания в советской школе: Кн. для учителя, — В 2 ч. /Сост. Н. П. Старосельцева. — М.: Просвещение, 1987. — Ч.1.- 240 е.- М.: Просвещение, 1988. Ч.2−367с.
- Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в школе: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1979. -119 с.
- Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. -СПб.: Речь, 2001.-416 с.
- Ростовцев H.H. История зарубежных методов обучения рисованию. -М.:Просвещение, 1981.- 192 с.
- Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию: Русская и советская школы рисунка. М.: Просвещение, 1982. — 240 с.
- Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студ. худож.-граф. фак.-тов пед. ин-тов. 3-е изд. -М.: АГАР, 1998.-256 с.
- Ротенберг B.C. Две стороны одного мозга и творчество // Интуиция, логика, творчество / Под ред. М. И. Панова. М., 1987. — С. 36−54.
- Ротенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии В 2 т.- М.: Педагогика, 1989. Т. 1. — 488 с.-- М.: Педагогика, 1989. Т.2. — 328 с.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957. — 328 с.
- Рубинштейн C.JI. Человек и мир. М.: Наука. — 191 с.
- Рубинштейн С.Jl. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. -1969. -N 3. С. 78−94.
- Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
- Рунин Б.М. Информация и художественность // Художественное восприятие / Под ред. Б. С. Мейлаха. Л., 1971. — С. 113−132.
- Рыбников И.А. Детские рисунки и их изучение. М., — Л., 1926. — 47 с.
- Рылова Л.Б. Типы и особенности проблемных задач по изобразительному искусству в общеобразовательной школе // Новые исследования в педагогических науках. М., 1988.- С.35−38.
- Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учеб. пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. — 310 с.
- Рындак В.Г., Мещерякова Л. В. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций). М.: Педагогический вестник, 1998. — 116 с.
- Сакулина Н.П. Развитие художественных способностей //Изв. АПН РСФСР.- М., 1959. Вып. 100. 368 с.
- Сакулина Н.П., Комарова Т. С. Рисование в дошкольном возрасте. М.: Просвещение, 1982. — 208 с.
- Семенова М.Н. Развитие художественного восприятия школьников // Вопросы художественного развития школьников: Сб. науч. тр. /Под ред. Б. П. Юсова. М, 1982. — С.29−49.
- Сеченов И.М. Элементы мысли // Избр. философские и психологические произведения. М., 1947. — С. 165−198.
- Скаткин М.Н. О проблемном обучении //Среднее специальное образование. -1974. N 3. — С. 49−51.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995.-383 с.
- Слободчиков В.И. Новое образование как путь к новому сообществу // Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1996. — С. 24−28.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Изд. центр «Академия», 1999. -368 с.
- Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания :Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1997. — 43 с.
- Степанов В.М., Лапина O.A., Макаровская А. П. Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе. — М.: Москов. Психол.-социал. ин-т- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 144 с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.:Академия, 1999. — 288 с.
- Теория личности в западноевропейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1996.-480 с.
- Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Советская педагогика. -1946. N 6. — С. 96−112.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-536 с.
- Торшилова Е.М. Роль установки в формировании типов и уровней эстетического и художественного восприятия младших школьников // Эстетическое воспитание в современной школе / Под ред. Н. А. Кушаева, В. И. Лейбсона. М., 1978. — С.44−55.
- Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. — 416 с.
- Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения /Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 264 с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 31−41.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
- Флерина Е.А. Детский рисунок. М.: Новая Москва, 1924. — 80 с.
- Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.- М.: Учпедгиз, 1956. 160 с.
- Флерина Е.А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях.- М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1934. 96 с.
- Фомина H.H. Урок искусства в начальной школе и художественная культура. М.: АПН СССР, НИИ ХВ, 1991. — 96 с.
- Фохт-Бабушкин Ю. У. Научное управление художественной культурой как объект эстетического исследования: Автореф. дис. .д-ра. филос. наук. -М., 1984.-44 с.
- Фридман Л.М. Передовой педагогический опыт глазами психолога. — М., 1987.-224 с.
- Фромм Эрих. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 415 с.
- Хакен Г. Синергетика: Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах: Пер. с англ. М.: Мир, 1985. — 419 с.
- Хамитов Э.Ш. Теория и практика формирования контингента гуманитарного вуза: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Оренбург, 1999. — 41 с.
- Шамова Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами /Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-320 с.
- Шиянов E.H., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студ.пед. вузов. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 288 с.
- Школяр Jl.В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе: В системе развивающего обучения: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1999.-43 с.
- Шмит Ф.И. Искусство как предмет обучения. Харьков: Союз, 1923. — 63 с.
- Шмит Ф.И. Почему и зачем дети рисуют. М., 1924. — 196 с.
- Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1977. — 156 с.
- Шорохов Е.В. Композиция: Учебник для студ. худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1986. — 324 с.
- Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках ДПИ: Пособие для учителей.-М., 1979.- 192 с.
- Щербаков A.B. Проблемы руководства изобразительным творчеством подростков // Вопросы художественного развития школьников/ Под ред. Б. П. Юсова. М, 1981. — С.95−122.
- Щербаков A.B. Искусство и художественное творчество детей: Книга для учителя.-М.: НИИ ХВ АПН СССР, 1991. 139 с.
- Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. — М.: Просвещение, 1969. 271 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
- Юнг К. Конфликты детской души. -М., 1995. 334 с.
- Юсов Б.П. Выразительность и грамотность детского рисунка: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1963 .-20 с.
- Юсов Б.П. Вопросы художественного развития школьников в процессе изобразительной деятельности // Эстетическое воспитание школьной молодежи / Под ред. Б. Т. Лихачева, Г. Зальмона. -М., 1981.-С. 199−116.
- Юсов Б.П. О взаимодействии искусств и развитии детей на интегрированных занятиях //Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп: Пособие для учителя /Под ред. Б. П. Юсова. М.: ИЦЭВ РАО, 1995.- 107 с.
- Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. М., 1984. — 46 с.
- Юсов Б.П. Интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников // Педагогика искусства: В творческом поиске: Материалы Всерос. совещания-семинара Москва-Самара: ИЦЭВ РАО, Самар. ИПКРО. — 1996. — С. 52−55.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностноориентированного обучения //Вопросы психологии. 1995. — №. С. 31−42.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. -№ 2. — С. 64−77.
- Якобсон П.М. Психология творчества. М., 1971.-41 с.
- Якобсон П.М. Некоторые особенности развития оценки у ребенка-первоклассника // Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — С.259−286.
- Ярошевский М.Г. На путях к общей теории творчества // Художественное и научное творчество. JI.: Наука, 1972. — С. 19−36.
- Arnheim R. Victor Lowenfeld and Tactility // Journal of Aesthetic Education. 1987.-Vol.21, N3.-P.19−29.
- Barnett D.E. The three stages of adolescence //The high school journal. — 1996. Vol. 79, N4. P.333−339.
- Brigham D. Dewey’s Qualitative Thought as Exemplary Art Education // Art Education. Vol. 42, N2. — P. 14−22.
- Brownhill R. Objectivity and Aesthetic Education in Its Social Context // Journal of Aesthetic Education. 1987. — Vol.21, N3. — P. 29−43.
- Diblasio M. The Troublesome Concept of Child Art: A Threefold Analysis // Journal of Aesthetic Education. 1983. — Vol. 17, N3. — P.71−83.
- Dyson A. Style, Technique, Context: Art and Design History in the General Certificate of Secondary Education //Art Education. 1987. — Vol. 42, N1. — P. 12−19.
- Duncum P. What Elementary General Teachers Need to Know to Teach Art Well // Art Education. November. — 1999. — P. 33−38.
- Feldman D. Developmental Psychology and Art Education: Two Fields and Crossroads // Journal of Aesthetic Education. 1987 — Vol.21, N2.
- Fowler N. Principles for the key stage 4 curriculum // Forum for promoting 3−19 comprehensive education. 1997. — Vol. 39, N3. — P. 81−83.
- Gardner H. Towards More Effective Arts Education // Journal of Aesthetic Education. 1988. — V.22, N1. — P. 157−167.
- Higgs Ph. Education for self empowerment // Education and society. 1997. Vol.15, N2.-P. 3−11.
- Hollands H. Curriculum and The Arts: 2. The child. The Teacher and Art // Education for tomorrow. Spring 1988, N.l. -P. 11−15.
- Hope S. An Overview of the Strategic Issues in American Arts Education // Journal of Aesthetic Education. 1987. Vol. 21. N4. — P. 25−40.
- Quicke J. Self, modernity and a direction for curriculum reform // British journal of educational studies. 1996. — Vol.44, N4. — P. 364−376.
- Karpati A. and Abonyi V. Interdisciplinarity in Aesthetic Education: Ideas, Results, Prospects // Journal of Aesthetic Education. Vol.21, N3, 1987. — P. 97−107.
- Macey J. Art & activities // The Teacher’s arts and crafts guide. 1971. -Vol. 69, N4. — P.37.
- Perkins D.N. Art as Understanding // Journal of Aesthetic Education. -1988. — Vol. 22, N1.-P. 11−131.
- Perry L. Creativity and Routine // Aesthetic Education. Vol.22, N4. — P. 45−57.
- Youngblood M. The Phylogeny and Ontogeny of Art // Art Education. -1987. Vol.40, N6. — P. 16−24.
- Rosenblatt E. And Winner E. The Art of Children’s Drawing // Journal of Aesthetic Education. 1988. — Vol. 22, N1.-P. 3−15.
- Swanger D. The Future of Aesthetic Education // Journal of Aesthetic Education. 1983. -V.17, N1. — P. 15−29.