Тема любви в творчестве «громких» поэтов
Тему любви Рождественский разрабатывает в русле находок В. В. Маяковского. Для Маяковского любовь связана с определением жизненной позиции. Особенно наглядно слияние темы общего и личного прослеживается в стихах о любви: «красный цвет моих республик тоже должен пламенеть» в любви — так говорит о своем чувстве поэт. Бескорыстие, самоотверженность, творческая окрыленность — вот составляющие любви…
КурсоваяЧастотный словарь как основа реконструкции художественного мира: На примере «Романтических цветов» и «Огненного столпа» Н. С. Гумилева
Как показано в диссертации, такой тип словаря позволяет реконструировать отдельные стороны художественного мира, значительно уточняя те интерпретации, которые были предложены исследователями. Так например, анализ тематической группы «Природа» позволил реконструировать эту сторону художественного мира и определить ее функции. Оказалось, что, с одной стороны, природа выступает в качестве субъекта…
ДиссертацияЭволюция жанра очерка в мордовской литературе
C. В. Аникина, В. В. Бажанова, А. Я. Дорогойченко, А. И. Завалишина и др. Так, С. В. Аникин — представитель литературной интеллигенции из мордвы — написал немало работ, содержащих элементы очерка. Манера его повествования характеризуется проникновением во внутренний мир героя, описанием событий сквозь призму мировосприятия образа. Немало сделал для духовного развития этноса В. В. Бажанов — первый…
ДиссертацияИдейно-художественное своеобразие прозы Кияса Меджидова
Идейно-эстетическая ценность этого сборника в том, что писатель ставит своей целью постижение тайн человеческих взаимоотношений с природой и достигает ее путем проникновения в «природу» самой природы и человека. Писатель проводит не просто аналогию между человеком и природой, а показывает их как необходимые и неделимые части целого. «Разве умирают горные орлы?!» — это вопрос, восклицание…
ДиссертацияИстоки становления и формирования каракалпакской литературы (XIV — XVIII вв.)
Климович Л. И. Из истории литератур Советского востока. М.: ГШ, 1959.ПО. Кляшторный С. Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М., 1964. Беляев И. А. Сказание об Едегее и Тохтамыше Протоколы заседаний и сообщений членов Закаспийского кружка любителей археологии и истории востока, вып. 3. Ашхабад, 1917. Курышханов А. К. Некоторые особенности в языке казахов…
ДиссертацияПублицистика Франсуа Мориака 1950-1970-х гг.: на материале «Bloc-notes»
Писать «Bloc-notes» каждую неделю было для Мориака новым опытом, открытием другого измерения деятельности писателя-журналиста, чье возрастающее значение он ощущал по мере работы над произведением. Мориак размышляет о возможностях, принесенных новой трибуной: «я чувствую, что еще я мог бы делать, если бы не стал писателем, или если бы меня на этом пути преследовали неудачи"1. Чтобы лучше выразить…
ДиссертацияРоман И.А. Гончарова «Обломов»: Система персонажей и ее авторская интерпретация в критических статьях
См: Ehre М. Oblomov and His Creator. P. 30. характерный вариант во «Фрегате «Паллада» «— артистическое/научное). Эстетические, моральные, бытийные оппозиции не создают феномена романтического «двоемирия» (хотя к нему восходят). В разных авторских контекстах и «регистрах» — патетических, элегических, идиллических, иронических, комических, а они у Гончарова постоянно перенастраиваются…
Диссертация«Сентиментальный натурализм» в русской литературе 40-х годов XIX века (проблема метода)
Несмотря на многообразные зарубежные влияния (эстетика и Философия Шеллинга, Гегеля, «неистовый» французский романтизм 1^ссо, Жорж Санд, социалисты-утописты и т. д.), «сентиментальный натурализм» был чисто русским явлением. Не случайно уже современники подчеркивали самобытность русской литературы 40-х годов, ее удивительную оригинальность. Так, Тургенев в одной из рецензий 1846 года писал…
ДиссертацияТема Великой Отечественной войны в поэзии Г. Плиева
В диссертации на защиту выносятся следующие положения: категория героического — одно из важнейших слагаемых в художественно-эстетической, философско-этической концепции Г. Плиевав лирике поэта четко отражается связь категории героического с категориями возвышенного и трагическогов лирике поэта дается глубинно-психологический анализ подвига как концентрированного воплощения героического началав…
ДиссертацияТретий период творчества Уилки Коллинза
Падших ангелах" Треси Шевальер (2001). От Коллинза тянется нить преемственности к Айрис Мердок с ее демонами зла, неотвратимостью судьбы и романтически эффектными ситуациями («Бегство от волшебника», «Единорог», «Дикая роза»), к Грэму Грину с его сложными социально-психологическими «entertainment novels», наполненными необычными ситуациями и изложенными в детективной манере, к Уильяму Фолкнеру…
ДиссертацияТворчество Сергея Есенина в контексте русской литературы 20-х гг. ХХ в
Стихи сборника «Радуница», сделавшие имя Есенина известным в Петербурге, показали, что для поэта «нет ничего дороже родины» (П. Сакулин). В советском литературоведении сборник подвергся критике. Были высказаны сомнения по поводу дат написания произведений, в частности поэмы «Микола». В Полном собрании сочинений (1995 — 2001) дата «Миколы» исправлена с 1913 на 1915 год, с чем нельзя согласиться…
ДиссертацияТворчество Тауфика Юсуфа Аввада 1930-1940 гг. (к проблеме становления реалистического направления в современной ливанской прозе)
Приступая к систематическому исследованию творчества Т. Ю. Аввада, мы исходили из ленинской теории о двух культурах в каждой национальной культуре. Как известно, в своей статье «Критические заметки по национальному вопросу» В. И. Ленин писал: «В каждой национальной культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демократической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса…
ДиссертацияХудожественная концепция личности в русской и русскоязычной литературе XX века
Печальное, если не трагическое изнасилование русской истории и творчества А. Блока сопровождалось комическими ситуациями. Так, настолько, видимо, был велик порыв Б. Соловьёва «воспеть» «униженных и оскорблённых», что он и в облике Катьки из «Двенадцати» узрел ожившие черты героинь древних преданий и мифов, «высокую ценность. бедовой удали», «прелесть красоты». А В. Орлов, «улучшая» нравственный…
ДиссертацияФилософско-эстетическая концепция и ее интертекстуальная реализация в прозе Н. Гумилёва: сборник рассказов «Тень от пальмы»
Зара", «Путешествие в страну эфира», каждый из которых дополняет общую концепцию. Основополагающей становится мысль об утверждении земной любви и её созидающей силе, предупреждение об опасности соприкосновения с миром «ненознаваемого». «Непознаваемое» — особая эстетико-философская категория, которая «прорастает» в прозе Н. Гумилёва и о которой он после заявит в своём программной статье…
ДиссертацияХристианские мотивы в прозе А.П. Чехова
И. А. Ильин в книге «Основы художества. О совершенном в искусстве» высказал мысль о том, что корни подлинного искусства имеют духовно-религиозный характер. Говоря о русской классике, Ильин не без основания утверждал: «XIX век дал России расцвет духовной культуры. И расцвет этот был создан людьми, «окрыленными» духом Православия. И если мы пройдем мыслью от Пушкина к Лермонтову, Гоголю, Тютчеву…
ДиссертацияУсадебная поэзия в русской литературе XIX — начала XX вв
Известно, что расцвет русской усадьбы приходится на вторую половину XVIII — начало XIX веков. Отправной точкой для начала усадебного строительства стали правительственные документы: Манифест Петра III от 18 февраля 1762 года, так называемый «Закон о вольности дворянской» 1763 года и Жалованная дворянству грамота 1785 года, которые предоставили знатным россиянам право не служить. Каждый из этих…
ДиссертацияИз литературной коллекции А.И. Солженицына как явление писательской критики
Комментируя манеру А. Солженицына допрашивать с пристрастием поэта, Н. Иванова сравнивает «диалог» критика с поэтом со школьной ситуацией: «Учитель — ученику: садись, два. Ответ неудовлетворительный. И нет дела учителю, что ученик и даже тень его давно уже вышли из класса, а скорее всего, вообще в нём никогда и не были. <. .> Но это — метод полемики распространённый, часто избираемый…
ДиссертацияЛитературное обозрение: современная жизнь и культурная функция жанра: На материале «New York Review of Books»
Литературная периодика по праву может считаться одной из центральных областей культурной рефлексии. Исторически в число функций, закрепленных за периодическими изданиями литературно-критического профиля, входили установление и теоретизация культурных иерархий, разделение читательской массы на отдельные аудитории, поддержка определенных видов письма и выработка соответствующих практик чтения. Все…
ДиссертацияСудьба поэтического наследия Анны Ахматовой
Текстология произведений Анны Ахматовой является едва ли не самой сложной (сложнее с этой точки зрения, вероятно, только творчество А. Платонова) в литературе XX века, но до настоящего времени практически не разработанной по сравнению с текстологией других авторов этого периода (например, А. Блока, А. Сологуба, А. Белого, М. Цветаевой и др.). Трудности текстологического изучения произведений…
ДиссертацияКонфликт и характер в драматургии Н. Везирова
Н. Везиров на протяжении всего своего творчества пользовался всеми тремя жанрами драматургии. Поэтому, анализируя драму, комедию и трагедию, необходимо было анализировать каждую пьесу, согласно требованиям соответствующего жанра, и мы, определяя конфликт и характер в произведениях, основывались именно на этом критерии. Анализ и изучение драматургии Н. Везирова с новой научно-теоретической позиции…
ДиссертацияК.Д. Бальмонт — переводчик армянской поэзии
В России возникают издания, посвященные вопросам жизни армянского народа. Так, в 1916 г. Московским армянским комитетом был основан «Армянский вестник» — еженедельный общественно-политический журнал, посвященный вопросам армянской жизни, он просуществовал до весны 1918 г. Его целью было доводить до русской читающей публики страницы прошлого армянского народа, публиковать современные материалы…
ДиссертацияЖанровое своеобразие прозы В. Войновича
В качестве одного из первоисточников утопического инварианта выступает диалог Платона «Государство». На интертекстуальпом уровне В. Войнович использует реминисценции, генетически связанные с классической литературой XIX (Н. Чернышевский, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин) и XX века (Е. Замятин, М. Булгаков, А. Платонов), а также с современной зарубежной литературой (О. Хаксли, Д. Оруэлл). В романе…
ДиссертацияАфанасий Фет и Аполлон Григорьев. Личностное и творческое взаимодействие
Что касается исследования творчества А. Фета в последнее время, начало выходить в свет полное собрание сочинений и писем в 20 томах под редакцией А. В. Ачкасова, В. В. Гвоздева, Н. П. Генераловой, В. А. Кошелева, Ю. М. Прозорова, М. В. Строганова, Л. И. Черемисиновой. Из них выпущены уже 4 тома. Это первая попытка издания с возможной полнотой многообразного наследия поэта. Цель данного проекта…
ДиссертацияДжулиан Барнс под маской Дэна Каваны
Иронии посвящена, наверное, большая часть публичных высказываний Джулиана Барнса. В одном интервью он признается, что имеет репутацию «холодного ирониста» (a chilly ironist), а в другом уточняет: «.распространенная ошибка считать, что ирония исключает сострадание. Это не так: смотрите Флобера». На вопрос журналиста: «Вы видите себя как ирониста и вы видите Флобера как ирониста. В «Нечего бояться…
ДиссертацияЖанр поэмы в литературах тюркских народов Северного Кавказа
Практика развития северокавказских литератур обнажила разные стороны теоретических проблем, связанных с эволюцией художественного мышления человечества. До сих пор остается много нерешенных вопросов, касающихся изучения характера и направления развития национальных литератур. В современном литературоведении накоплен значительный опыт сравнительно-типологического изучения родственных национальных…
ДиссертацияТеатральная и литературная критика С. Т. Аксакова
В диссертации мы подробно рассмотрели взгляды С. Т. Аксакова на драму как наиважнейший род литературы и неотъемлемый компонент театра. Трагедию как сложнейший вид драмы он ценил за «страстность», за «предельность» заключенных в ней чувств. Она, по его мнению, определяла лицо русского театра 1820−1830-х гг. В перспективе развитие русской драмы, полагал Аксаков, должно пойти по пути драмы Шекспира…
ДиссертацияФеномен пограничности в русской литературе XIX — начала ХХ вв.: Опыт реконструкции онтологического уровня текстов В. В. Розанова
Следует отметить, что проблему такого рода представляют не только тексты В. В. Розанова, но и некоторые тексты П. Я. Чаадаева, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. С нашей точки зрения, даже «внешнее» описание «Философических писем» П. Я. Чаадаева, «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя, «Исповеди» Л. Н. Толстого, «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского и в этом…
ДиссертацияПроблемы искусства и образ художника в творчестве Джона Фаулза
Парадоксальным образом в одном из поздних романов Фаулза «Мантисса», где художественные принципы постмодернизма получили наиболее полное и последовательное воплощение, постмодернизм как художественное направление пародируется в полном согласии с постмодернистским же принципом пародийного модуса повествования. Желая подшутить над сложными интеллектуальными построениями постмодернизма, Фаулз…
ДиссертацияХудожественная концепция судьбы в «Донских рассказах» М.А. Шолохова
С самого появления в свет «Донские рассказы» привлекали внимание критиков. Однако в центре внимания долгое время оказывался событийный ряд рассказов, стремительно, динамично развивающееся действие. Так, М. Сойфер указЕлвал: «Остро конфликтный сюжет, драматизм эпизодов, собранность действия и диалогов, лаконичность фразы — вот что необходимо было Шолохову для отражения жизни казачества тех лет…
ДиссертацияПоэзия Ивана Арбиты: Творческий путь и поэтика
Творчество Ивана Арбиты неразрывно связано с его биографией. Вся короткая жизнь поэта четко отразилась в его стихотворениях. Ведь поэзия — это лирическое зеркало истории, а литературное произведение — «документ эпохи» (127). Творчество художника слова нельзя рассматривать в отрыве от литературного процесса той эпохи, в которой он жил. Иван Арбита относится к числу поэтов, появившихся…
Диссертация