Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Публицистика Франсуа Мориака 1950-1970-х гг.: на материале «Bloc-notes»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На родине Франсуа Мориака его творчеству посвящены работы многих литературоведов. Среди них прежде всего необходимо назвать Андре Сеайя, который отдал исследованию произведений Мориака большую часть своей жизни. А. Сеайю принадлежит значительное количество работ как о Мориаке — романисте, так и о публицистическом наследии писателя: «L'art de la polemique dans quelques lettres ouvertes de Francois… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Формирование политического мировоззрения Мориака
  • ГЛАВА 2. Этапы журналистской карьеры Мориака
  • Путь «католического» журналиста: Cahiers de l’Amitie de la France
  • 1910−1914), Vigile (1930−1932)
  • Послевоенная публицистика Мориака. Работа в Le Figaro (и Figaro
  • Litteraire), La Table Ronde и L’Express. Создание «Bloc-notes»
  • ГЛАВА 3. Мастерство Мориака-публициста. Проблемы поэтики «Blocnotes»
  • Мориак — ангажированный христианин и публицист
  • Жанровые и сюжетно-композиционные особенности «Bloc-notes»
  • Идея великой Франции" и образ генерала де Голля в публицистике Мориака
  • Мориак-полемист и участник диалога

Публицистика Франсуа Мориака 1950-1970-х гг.: на материале «Bloc-notes» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В художественном наследии Нобелевского лауреата Франсуа Мориака (Francois Mauriac, 1885−1970) одно из главных мест занимает публицистика. По объему она составляет более половины всего, созданного писателем, считающимся одним из лучших публицистов Франции наряду с Шатобрианом, Гюго, Камю, Мальро. Мориак является автором многочисленных статей на политические и общественные темы, статей о литературе и искусстве. Публицистика Мориака, наряду с его романами, признается важнейшей областью творчества писателя.1.

Практически всю свою жизнь Мориак сотрудничал с ведущими французскими периодическими изданиями: Le Gaulois, Temps Present, l’Express, Figaro и др., открыто выражая свои общественные, политические и христианские позиции и считаясь ангажированным писателем. В период IV Республики Мориак избрал для себя роль морального гида нации. Эта роль сохранялась за ним до конца дней. Вместе с тем, журналистская деятельность не привела к разрыву с романом, а явилась другой формой творчества Мориака, возникшей под влиянием обстоятельств.

Идейные и художественные аспекты публицистики Мориака неоднократно привлекали даже более пристальное внимание западных исследователей и читателей, чем его романы, позволяя глубже понять не только историю IV и V Республики, но и особенности современного культурного мира Франции.

От дебютных статей для Journal de Clichy (1912;1914) до крупных редакционных материалов в Le Figaro, журналистское мастерство писателя постоянно совершенствовалось, достигая зрелости на глазах у аудитории, следившей за его публикациями. «Bloc-notes» (1952;1970) стали.

1 См. Андреев Л. Г. Чистилище Франсуа Мориака //Мориак Ф. Романы /М.: Прогресс, 1972 кульминацией этой многоплановой работы, гармоничным слиянием устремленного к вечным проблемам романного творчества Мориака и труда писателя-журналиста, подчиняющегося требованиям актуальности.

Bloc-notes" малоизвестны нашему читателю и не были переведены на русский язык. Между тем, это — сложное и многомерное произведение, охватывающее восемнадцать последних лет жизни Мориака, т. е. более трети его литературной карьеры.

Bloc-notes" представляют собой одновременно политические мемуары, скрытые исповеди, вдохновенные и иногда гневные выступления, рассказ о событиях настоящего и целостный взгляд на совершающуюся Историю, автобиографию без самовосхваления и самоуничижения, в которой писатель не старается произвести впечатление и не идет на компромисс с совестью, одновременно Дневник и Мемуары1.

Bloc-notes" трудно соотнести с общепринятыми канонами и жанрамимасштаб и смелость идеи ставят их в особую нишу. Однако некоторые исследователи, в частности Жан Тузо (Jean Touzot), предлагают причислить это произведение к определенной линии и выделить его аналоги. В «Bloc-notes» сочетаются исповедальное настроение и политический размах с таким же успехом, как и в знаменитых «Замогильных записках». Нельзя забывать и об огромном влиянии Паскаля — когда он борется с теми, кто искажает слово Божье, и пытается обратить вольнодумцев. Но в любом случае полемический и апологетический дискурс писателя-журналиста вынужден подчиняться требованиям актуальности. «Немедленный и личностный отклик на совершающуюся историю» (Ж. Тузо), «Bloc-notes» выходят из этих рамок всякий раз, когда писатель, раскрывающий свои личные переживания и по складу своего характера обращенный в прошлое, встает на излюбленный.

1 См. Blandin С. «Ne quittez pas l’Expressi’VLe Temps des medias # 3 -2004/2. P. 60−73 путь. Все произведение проникнуто этим постоянно присутствующим напряжением и, в частности, благодаря этому, обретает своеобразие и уникальность. В нем, пользуясь высказыванием Л. Я. Гинзбург, «порой особенно обнаженно выступают принципы понимания человека и связь этих принципов с современными политическими, историческими, психологическими, этическими воззрениями"1.

В «Bloc-notes» Мориак реализует эстетические возможности многих публицистических жанров: хроник, очерка, литературно-критической статьи, обозрения и особенно часто работает над «блокнотными записями» и передовицами.

В. Е. Балахонов характеризует Мориака как превосходного полемиста, умеющего находить самые уязвимые места противника. «Мориак обладает способностью заставить читателей до конца прочитать все им написанное. Журналист», — говорит он, — «это тот, кто может удержать читателей даже против их воли. Хорошая журналистика — умение вести диалог"2.

Французский исследователь творчества писателя, почетный председатель «Общества друзей Франсуа Мориака», Андре Сеай (Andre Seailles) в одной из своих статей говорил о том, что сегодня именно публицистику Мориака читают и комментируют многие современные журналисты независимо от своих политических пристрастий. Ж-П. Сартр, А. Камю, Ж. Лакутюр, А. Мальро и другие неоднократно признавали политическую проницательность Мориака.

Не принадлежа ни к одной политической партии и не представляя какую-либо определенную политическую доктрину, в своих статьях Мориак выступал в поддержку идей и личностей, кажущихся абсолютно несовместимыми, и это часто вызывало упреки его читателей в.

1 Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л.: Советский писатель, 1971, с. 8.

2 См. Мориак Ф. Воспоминания. Новые страницы моей внутренней жизни (пер. О. Э. Гринберг, В.

А. Мильчиной). Не покоряться ночи: Худож. публицистика. Пер. с фр. / Предисл. В. Е.

Балахонова. — М.: Прогресс, 1986 непостоянстве политических взглядов писателя-журналиста. Мориак писал для газет, представляющих диаметрально противоположные точки зрения {Temps present, Le Figaro, La Table ronde, L’Express, Temoignage chretien, Le Figaro litteraire). Он был автором статей для L 'Express, где защищал то, что критиковалось редакцией газеты, поклонником таких оппозиционных политических деятелей, как Пьер Мендес-Франс и Шарль де Голль, и мог, поэтому, показаться ненадежным. Будучи свидетелем своей эпохи, писатель хотел сохранить независимость, чтобы иметь право изменить мнение, говорить то, что он думает в любой момент жизни, остаться верным прежде всего себе, а не политическим идеологиям и установкам.

На родине Франсуа Мориака его творчеству посвящены работы многих литературоведов. Среди них прежде всего необходимо назвать Андре Сеайя, который отдал исследованию произведений Мориака большую часть своей жизни. А. Сеайю принадлежит значительное количество работ как о Мориаке — романисте, так и о публицистическом наследии писателя: «L'art de la polemique dans quelques lettres ouvertes de Francois Mauriac» («Cahiers Francois Mauriac 8», Grasset, 1981), «Mauriac et de Gaulle: l’homme de lettres et l’homme d’action» («Mauriac entre la gauche et la droite. Actes du colloque de la Sorbonne, 1994»), «L'actualite de Francois Mauriac» («Mauriac et la polemique. Hommages a Francois Mauriac», L’Harmattan, 2001) и др.- помимо этого, писателю посвящена книга «Мориак» (Seailles A. Mauriac. Paris — Montreal, 1972), в которой изложены основные биографические факты и аспекты творчества писателя, от поэзии до публицистики. Несмотря на небольшой объем, книга дает ключевые ориентиры для дальнейшего исследования художественного мира Мориака. Книга была переведена на русский язык специалистами НГЛУ им. Н. А. Добролюбова (Мориак / Андре СеайПер. с фр. С. М. Фомина — Предисл. З. И. Кирнозе. — Н. Новгород, 2001).

Также, А. Сеай организовал и до конца своей жизни возглавлял «Общество друзей Франсуа Мориака» (Association des amis de Francois Mauriac), целью которого является изучение и популяризация творчества писателя. Парижское «Общество» было основано в 1973 г., а в 1993 г. оно было преобразовано в «Association internationale des amis de Francois Mauriac». «Общество» на регулярной основе проводит конференции и семинары, выпускает тематические сборники («Cahiers Francois Mauriac», Paris, Grasset, 1974;1991; «Mauriac et son temps», Klincksieck, L’Harmattan). Публицистике Мориака, в частности «Bloc-notes», посвящено множество исследований членов «Общества», среди которых можно выделить Ж-Ф. Дюрана (Jean-Francois Durand), П. де Буадэфра (Pierre de Boisdeffre), Г. Фурнье (Guy Fournier), Б. Томпсона (Brian Thompson), M. Брессолетта (Michel Bressollette), Ж. Монферье (Jacques Monferier), П-А. Симона (PierreHenry Simon), Ж. Шалайе (Gerard Chalaye). Результаты этих исследований были опубликованы в виде статей в вышеуказанных сборниках и посвящены, в основном, политической ангажированности Мориака и его полемике с представителями партии христиан-демократов, находящихся у власти в эпоху IV Республики.

В Аквитании, родной провинции писателя, также существует культурно-исследовательский центр по изучению наследия Мориака — Le Centre Francois Mauriac de Malagar. Центром проводятся встречи, семинары, коллоквиумы, посвященные творчеству писателя. Вице-председателем Центра является биограф Мориака, Ж. Лакутюр.

В числе основных общих работ о публицистике Мориака следует назвать книги К. Гралля «Журналист Франсуа Мориак» (Grall X. Francois i.

Mauriac journaliste, Paris, ed. du Cerf, 1960), С. Кюшнир «Мориак-' журналист» (Kushnir S. Mauriac-journaliste, Paris, Minard, 1979) и Б. Кокюла «Мориак: писатель и журналист» (Cocula В. Mauriac: ecrivain et journaliste. i.

Editions Sud Ouest, 2006). В книге «Мориак — журналист» С. Кюшнир описывает различные аспекты публицистического творчества Мориака, особо рассматривая его политическую журналистику и поддержку генерала де Го л ля. Несмотря на частую критику, которой подвергалось «полумистическое преклонение» Мориака перед генералом, С. Кюшнир обосновывает позицию писателя. Мориак всегда уделяет больше внимания людям и их душе, чем идеям и обстоятельствам. По его мнению, государственная деятельность является отражением характера людей, которые находятся у власти. Ее успех зависит не только от их решений и компетенции, но и от моральных качеств политиков. Поэтому для Мориака естественно высоко оценивать личные качества генерала де Голля — героя войны, спасителя нации, и видеть в нем воплощение веры в человека и страну.

Б. Коюола в нескольких разделах своей книги опирается на критические статьи из «Bloc-notes», воссоздающие образ IV Республики. При этом он отмечает талант писателя при создании галереи иронических портретов главных политических деятелей этого периода.

В отдельных главах из книг «Мориак» П-А. Симона (Simon Р-Н. Mauriac. Paris, 1974), Ж. Лакутюра «Франсуа Мориак» (Lacouture J. Francois Mauriac, Paris, Le Seuil, 1980) и «Мориак» Ж. Тузо (Touzot J. Francois Mauriac, L’Herne, 2000) Мориаку-журналисту уделяется большое внимание. Ж. Лакутюр подробно освещает гражданские и политические позиции Мориака — журналиста в разные периоды его творчества.

Следует отметить и исследование Ф. Дюрана (Francois Durand), открывающее сборник автобиографических произведений Мориака (Mauriac. Oeuvres autobiographiques — Edition etablie, presentee et annotee par Francois Durand. Gallimard, 1990). В нем дается общая характеристика творческого метода Франсуа Мориака на примере его эссе, литературнокритических работ и мемуаров. Так как и в «Bloc-notes» очень сильно личностное, самосозерцательное и мемуарное начало, закономерности автобиографического творчества Мориака, выявленные Ж. Тузо, представляется возможным отнести и к его публицистическому наследию.

В объемной работе польского исследователя А. Милецки «Франсуа Мориак, или свобода духа» (Milecki A. Francois Mauriac ou la liberte de l’esprit, L’Harmattan, 1999) не так много страниц посвящено Мориаку-журналисту, однако книга предоставляет обширный биографический материал и отсылает к основе — христианским истокам всего творчества Мориака.

В России корпус исследований публицистического наследия писателя пока не слишком велик.

Обзорные статьи о Франсуа Мориаке помещены в антологии зарубежной литературы (Андреев Л.Г. «Современная литература Франции, 60-е годы», М., 1977, Ваксмахер М. «Французская литература наших дней», М., 1967, Наркирьер Ф. «Французский роман наших дней», М., 1980) и научно-литературные журналы (Ландор М. Тревожные вопросы Франсуа Мориака. Вопросы литературы. — М., 1996, № 3. — С. 206−218). Для сборника избранной прозы биографический очерк творчества Мориака был составлен М. Ваксмахером, а автором вступительной статьи стал Л. Г. Андреев. Л. Г. Андреев подчеркивает необычность, уникальность публицистической деятельности Мориака: «Удивительное дело: очень старый и очень знаменитый Франсуа Мориак до последних своих дней не бросал перо политического публициста, печатал свои еженедельные «блокноты» в «Фигаро литерер». Он явно не мог существовать вне этого еженедельного общения с читателем, вне этой хроники"1.

1 Ваксмахер М. Франсуа Мориак. Биографический очерк творчества, Андреев Л. Г. Чистилище Франсуа Мориака //Мориак Ф. Романы /М.: Прогресс, 1972.

Творчеству и жизни писателя посвящены книги Ф. Наркирьера (Наркирьер Ф. «Франсуа Мориак», М. Худож. лит. 1983), З. И. Кирнозе (Кирнозе З.И., «Франсуа Мориак», М., 1970). В статье «Человек перед тайной Зла» З. И. Кирнозе выделяет заслуги Мориака-публициста как в довоенный период, так и в эпоху IV Республики (Избранные произведения: Пер. с фр. / Франсуа Мориак- [Сост. О. ЖданкоПослесл. 3. Кирнозе]. — М.: Панорама, 1997. — Лауреаты Нобелевской премии).

Литературные произведения и типологические черты творчества Мориака рассматривались в диссертациях Андрусенко A.B., Стрепетовой М. А., Кашлявик К. Ю. (Андрусенко Андрей Владимирович. Творчество Франсуа Мориака и французская католическая литература XIX—XX вв.: Дис. .канд. филол. наук: 10.01.05 М., 1995; Стрепетова Маргарита Анатольевна Роль автобиографических элементов в художественном творчестве Франсуа Мориака Дис.. канд. филол. наук: 10.01.05 СПб., 1995; Кашлявик, Кира Юрьевна. Идейно-художественное своеобразие цикла о Терезе Дескейру Франсуа Мориака: диссертация. кандидата филологических наук: 10.01.05. — Нижний Новгород, 2000).

Изучению некоторых аспектов публицистики Мориака посвящены работы исследователей Санкт-Петербургского государственного университета. В 1986 г. на русском языке выходит в свет сборник художественной публицистики Мориака «Не покоряться ночи», включающий автобиографические произведения, эссе, дневники, литературно-критические статьи. В предисловии к сборнику В. Е. Балахонов дает биографическую справку и характеристику основных произведений Мориака. Он уделяет внимание особенностям внутреннего мира писателя, наложившим отпечаток на его творчество, прослеживает становление общественного и политического сознания Мориака. Упоминая «Bloc-notes», В. Е. Балахонов отводит ему исключительное место во французской журналистике, указывает на «удивительные по точности мысли, нисколько не потерявшие актуальности и сегодня». В целом, он отмечает несомненные литературные достоинства «Bloc-notes», уникальность произведения, открывающую широкое поле для исследования1.

Перечисленные работы в той или иной степени касаются публицистики Франсуа Мориака. Однако в них «Bloc-notes» не является собственно предметом исследования, а, главным образом, служит иллюстрацией взглядов и позиций Мориака в 50−70-е годы XX века по отношению к политическим и культурным событиям во Франции и за ее пределами, а также источником автобиографической и исторической информации. Попытка всестороннего анализа крупнейшего публицистического произведения Мориака была предпринята Бернаром Кокюла. В книге «Мориак — «Блокноты» «(Cocula В. Mauriac — le Bloc-notes. L’Esprit du Temps, 1995) автор рассматривает предпосылки и причины создания произведения, при этом отмечая необычность, нестандартность настолько полного и самоотверженного погружения в журналистику писателя, чьи заслуги перед читателями и страной уже обеспечили ему всеобщее признание и известность (Ф. Мориак стал членом Академии в 1933 г., лауреатом Нобелевской премии в 1952 г., был награжден орденом Почетного легиона в 1958 г.). Б. Кокюла обращает внимание на то, что почтенный возраст не только не оторвал Мориака от участия в жизни Франции, но, напротив, усилил его внимательность к миру, дал ему возможность больше наблюдать и размышлять. Б. Кокюла посвящает отдельную главу «голосу христианина», постоянно звучащему на страницах «Bloc-notes», называя их «одной долгой молитвой, обращенной к Христу». Характеризуя настрой произведения как миссионерский, исследователь делает вывод о «христианской ангажированности» Мориака. Большое Не покоряться ночи: Худож. публицистика. Пер. с фр. / П редис л. В. Е. Балахонова. — М.: Прогресс, 1986 внимание в исследовании Б. Кокюла уделено анализу соотношения между актуальностью и Историей в статьях Мориака. Он обращает внимание на1 уникальность творческого метода Мориака и особый способ восприятия актуальной действительности, позволяющий писателю уловить сиюминутное событие и перенести его из мгновения в вечность. При этом принципам «функционирования», стилистическому анализу, полемичности «Bloc-notes» исследователем уделяется не так много внимания. На страницах своей книги Б. Кокюла замечает, что «изучающим Мориака предоставляется обширное поле деятельности, чтобы более глубоко постичь «Bloc-notes». Необходимо исследование, в котором были бы обобщены первые работы, вышедшие в свет"1.

В свете решения этой глобальной задачи данная работа представляет собой всего лишь попытку конкретного анализа специфических особенностей «Bloc-notes» как крупнейшего публицистического произведения Франсуа Мориака.

Может показаться противоречивым, что такое произведение как «Bloc-notes», в самой своей сути связанное с настоящим, с актуальностью, рассматривается как литературный памятник, по определению подразумевающий связь со временем в широком смысле слова, если не с вечностью.

Когда писатель становится журналистом, ему приходится-подстраиваться под окружающую действительность, подвергаться резкому обсуждению и критике, чувствовать взлет и падение интереса со стороны публики, и забвение, которое неизменно приходит, когда в центре внимания появляется новое событие. Однако Мориак всегда и прежде всего остается писателем, даже в своих занятиях публицистикой. Он сам много раз повторял, что стоит всего лишь перечитать «Блокнот»,.

1 Cocula В. Mauriac — le Bloc-notes. L’Esprit du Temps, 1995. — P. 147 не отвлекаясь на некоторые повторения, неизбежные в собрании отдельных статей более чем за двадцать лет, чтобы насладиться стилем v произведения и осознать его литературную ценность.

Таким образом, основные цели исследования — осуществить комплексный анализ «Bloc-notes» как центрального публицистического произведения Франсуа Мориака и выявить как их специфические особенности, так и реализацию типичных признаков, характерных для публицистики писателя.

Цели исследования предполагают:

1. Проследить становление Мориака-журналиста в основные периоды формирования его общественных, политических и религиозных позиций, предшествующие работе над «Bloc-notes». Показать динамику работы писателя в различных изданиях, поиски новых опор для веры в современной политике.

2. Проанализировать жанровые особенности «Bloc-notes» — обосновать жанровое своеобразие произведения. Проследить эволюцию публицистики Мориака от «полу-личного дневника» до «личного дневника для широкой публики».

3. Осветить типичные признаки публицистики Мориака на материале «Bloc-notes» и вычленить главные идеи «Bloc-notes», находящие выражение в ключевых словах — концептах.

Положения, выносимые на защиту:

1. «Bloc-notes» — целостное и самостоятельное публицистическое произведение, пространственно-временная система сложной жанровой природы.

2. Целостность «Bloc-notes» обеспечивается соединением христианского мировоззрения и политической ангажированности писателя-публициста.

3. Целостность «Bloc-notes» не исключает жанрового многообразия произведения и открытости художественной системы. Два литературных рода — лирика и публицистика — предстают в них во взаимодополняющем единстве и определяют специфику художественного слова. Актуальность работы обусловлена особым местом публицистики в творчестве писателя, знаменитого, прежде всего, как автор выдающихся романов. Исследование публицистики Мориака, которая практически не изучалась в России, дает новый угол зрения на творчество писателя. Вместе с тем, обращение к публицистике позволяет выделить и обобщить идеи и концепты, характерные для всей мориаковской прозы.

Научная новизна работы состоит в обращении к малоисследованным текстам Франсуа Мориака, их переводческой интерпретации, а также в представлении «Bloc-notes» как целостной художественной системы.

Методологической основой диссертации является системный подход в сочетании с биографическим и историко-культурным методами.

Исследование опирается на работы М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева, Л. Я. Гинзбург, Ю. М. Лотмана, А. Н. Веселовского, Е. М. Мелетинского (Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975; Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979; Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995; Лосев А. Ф. Диалектика мифа.- М.: «Правда», 1990; Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л.: Советский писатель, 1971; Михальская А. К. Основы риторики. Мысль и слово. — М., 1996; Мелетинский Е. М. Поэтика мифа.- М., 1976), а также Л. Г. Андреева, В. Е. Балахонова, З. И. Кирнозе, Ф. С. Наркирьера. Особую роль в исследовании «Bloc-notes» Мориака сыграли труды В. П. Трыкова по истории и теории журналистики. Важным ориентиром послужили работы французских литературоведов — Ф. Дюрана, Б. Коюола, Ж. Тузо, А. Сеайя, С. Кюшнир, Ж. Лакутюра.

Практическая ценность работы определяется возможностью использования ее материалов и выводов в рамках общих курсов по литературе и журналистике, истории новейшей зарубежной литературы, в спецкурсах по французской литературе, а также в исследованиях, посвященных проблемам современной французской и русской литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Писать «Bloc-notes» каждую неделю было для Мориака новым опытом, открытием другого измерения деятельности писателя-журналиста, чье возрастающее значение он ощущал по мере работы над произведением. Мориак размышляет о возможностях, принесенных новой трибуной: «я чувствую, что еще я мог бы делать, если бы не стал писателем, или если бы меня на этом пути преследовали неудачи"1. Чтобы лучше выразить свою идею, показать, что для него значит слава журналиста и новое вдохновение, которое ему дает работа над • «Bloc-notes», он использует метафору: «Странная весна Святого Мартина, когда пробиваются почки, у которых не будет времени раскрыться». Появление «Bloc-notes» изначально содержало в себе парадокс: с одной стороны, возраст писателя, казалось не благоприятствовал погружению в новую деятельность, с другой стороны, тот же возраст предоставлял больше времени для вслушивания и наблюдения. Мориак осознает, что «внимание к миру», неотделимое от труда писателя-журналиста, соответствует в то же время некоторому «отдалению от мира». Приход «весны Святого Мартина» удивляет писателя, как и «готовность к работе, He3aMTOCTb"/disponibilite (Б. Кокюла), которую приносит пожилой возраст. «На самом деле, возраст ухода на покой — это возраст готовности к работе"4.

Отстраненность и незанятость являются созидающими для Мориака. Отстраненность благоприятствует размышлениямдля Мориака мысль есть действие, она становится основанием для его ангажированности. В первых.

1 «Bloc-notes tome I. 1952;1957», P. 154.

2 Франц. «l'ete de la Saint-Martin» — бабье летов переносном смысле «ощущение молодости, испытываемое иногда пожилыми людьми» (Tresor de la langue francaise). Формулировка Мориака предлагает дальнейшее развитие смысла, подразумевая не только нарушение привычного течения жизни и смену времен года, но и гораздо больший временной разрыв между сезонами, усиливающий идею идею обновления. «Весна Святого Мартина» сближает обычно противопоставляемые времена года. На весну приходится расцвет природы: «Bloc-notes» только зарождается, 69-летний писатель боится, что его почки не успеют раскрыться.

3 «Bloc-notes tome I. 1952;1957», P. 154.

4 «Bloc-notes tome I. 1952;1957″, P. 154 блокнотах» для La Table ronde писатель подчеркивает причины, толкающие человека к изоляции: «Причины человеческого порядка позволяют легко понять, почему старик предпочитает уединение: он теряет способность нравиться, а если он писатель, у него больше шансов вызвать симпатию, когда его лицо не маячит между читателем и книгой. Осознание, что его читают, обсуждают, ненавидят, любят, проклинают, благословляют, передаваемое через почту или прессу, скрашивает старому писателю одиночество в своей комнате"1.

Мориак не воспринимает в старости ее бездействие, бегство в прошлое. Жить только в мире воспоминаний означает покинуть «мир живых», о окаменеть", стать «своей собственной статуей». «Bloc-notes» является для Мориака средством сопротивляться этому оцепенению. Он не замыкается единственно на своей истории, а открывается бурной и захватывающей действительности: «Моя история окончена, но история мира продолжается и становится моей». «Bloc-notes» — взгляд Мориака на мир и на себя, наблюдающего за этим миром. Его успех в обществе и в мире литературы поставлен на службу новой «авантюре» (Б. Кокюла): «В моем возрасте не может быть других приключений, кроме тех, что связаны со страной"4. Если трагедия старости заключается в жизни одним прошлым, средством от этого становится замена личной истории на всеобщую. Такая замена ставит личные воспоминания на их настоящее место и вписывает их в глобальную картину событий. Мориак охотно признает, что «настоящее, повседневное, и особенно политика спасла [его] от грозящей затопить [его] лавины воспоминаний"5. «Политика удерживает старого человека на поверхности, а кроме нее нет ничего, только воспоминания, которыми он не может ни с кем.

1 «Bloc-notes tome I. 1952;1957», P. 68.

2 «Bloc-notes tome I. 1952;1957», P. 180.

3 «Bloc-notes tome I. 1952;1957», P. 113.

4 «Bloc-notes tome II. 1958;1960», P. 41.

5 «Bloc-notes tome III. 1961;1964», P. 517 поделиться, ведь они — ничто"1. Даже в годы относительного спокойствия после образования Пятой Республики во главе с де Голлем, «Bloc-notes» всегда преследует «демон политики». «В старости», — пишет Мориак. — «нам остается только включиться в Историю в ее повседневном аспекте: политике». «Политика проникает в человеческую жизнь, пытаться игнорировать ее, особенно для романиста, означало бы обречь себя на небытие» — утверждает Мориак в «Bloc-notes» .

Мориак становится ангажированным наблюдателем и свидетелем, ведет диалог с миром и другими. Обновление, пришедшее вместе с «летом Святого Мартина», сделало возможным для писателя занять активную и ангажированную позицию. Вместе с тем, вся жизнь Мориака была отмечена Евангелиемкорни его ангажированности нужно искать прежде всего в верности Христу. Во имя Христа он «занимает позицию», чтобы быть «с этим миром» и бороться.

Подобно Шатобриану, Ламартину, Виктору Гюго и Эмилю Золя, которых он призывает в свидетели перед судом истории литературы, Мориак в свою «весну Святого Мартина» добился успеха в старости. Это произошло благодаря «Bloc-notes». В новом жанре писатель смог в полной мере реализовать свой потенциал. Журналист помог писателю раскрыться, показать взаимосвязи в своем творчестве, так как и его «Bloc-notes» питаются из воспоминаний детства, Евангелия и Истории: «Могу представить себе, что однажды молодой журналист сочтет меня замороженным стариком и сравнит мои «Блокноты» с Северным полюсом. Не нам судить, если то, что мы написали, дает другим ощущение тепла или холода. Но источник, который насыщает наши произведения и который есть мы сами, — мы знаем, что он еще не иссяк, что, быть может, он никогда не был таким мощным, ибо сейчас он не изливается на частности, и огненная река возвращается к.

1 «Bloc-notes tome 111. 1961;1964», 514.

2 «Bloc-notes tome II. 1958;1960», pp. 387−388.

3 «Bloc-notes tome II, 1958;1960», 138 (27 sept 1958) истоку"1. В «Bloc-notes» этот источник по-прежнему полноводен: вся жизнь, карьера писателя, личностное развитие на фоне событий, составляющих Историю человечества и историю человека. Благодаря ему отдельные статьи складываются в единое и целостное произведение. «Bloc-notes» существует на стыке двух целостностей: личной вселенной писателя и окружающего его мира.

Форма мышления Мориака, человека молитвы и рассуждения, диалогична по своей природе. Это обусловливает сложную жанровую природу произведения: слияние «человеческого документа» и публицистики, и, кроме того, воплощается в доминирующем стиле «Bloc-notes» — полемике.

Плодотворная «весна Святого Мартина» и успех, пришедший к писателю в старости, не были просто счастливой случайностью. Они явились результатом проявления здравой и сознательной воли. «Необязательно быть христианином, чтобы поверить старцу, который живет внутри нас», пишет Мориак. Он воспроизводит в «блокноте» слова знаменитой статьи Мориса Барреса о сборнике «Mains jointes»: «Нужно решительно распрощаться с юностью и двигаться вперед. Нет большой заслуги в том, чтобы быть блестящим в двадцать лет. Гораздо труднее соответствовать изменениям в жизни и развиваться благодаря получаемым. от нее дарам».3.

Ангажированность Мориака имеет христианский характер, для него «настоящее христианство есть любовь, способность отдать себя другим людям"4. Поэтому главный враг Мориака-журналиста, как и Мориака-романиста — фарисейство. В этом «Bloc-notes» является преемником романов Мориака и «Черной тетради», где писатель уже высказывался «против Макиавелли». В «Bloc-notes» он снова оспаривает возможность принести.

1 «Bloc-notes tome II, 1958;1960», 238 (4 avr 1959).

2 «Bloc-notes tome III, 1961;1964», 262 (11 nov 1962).

3 Cite dans La Rencontre avec Barreschapitre II, in Oeuvres autobiographiques op cit., P. 197 et repris dans «Bloc-notes tome III, 1961;1964», P.261 (11 nov 1962).

4 «Bloc-notes tome II, 1958;1960», 194 (5 jan) мораль в жертву политике: цель никогда не оправдывает средства. Возможно, избранный им прямолинейный и естественный курс объясняет необычайную политическую прозорливость Мориака. Писатель практически никогда не ошибается в этих вопросах, о чем свидетельствуют многочисленные отрывки из «Bloc-notes», удивительно предугадывающие политические ситуации. Как некогда «Эссе» Монтеня и «Мысли» Паскаля, само название «Bloc-notes» становится философским и литературным термином, связываясь при этом с именем писателя и журналиста Мориака.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Mauriac F. Bloc-notes. — Seuil, 1993. — T. 1.V.
  2. Mauriac F. Dieu et Mammon. /Oeuvres romanesques et theatrales completes. Bibl. De la Pleiade, Gallimard, 1979 — Т.Н.
  3. Mauriac F. Journalisme et journalistes.// Paroles perdues et retrouvees. -Grasset, 1986.
  4. Mauriac F. Oeuvres autobiographiques. Bibl. De la Pleiade, Gallimard, 1990.
  5. Mauriac F. La Foi de Francois Mauriac// Cahiers Francois Mauriac. Grasset, 1987.
  6. De memoire en Memoires: Textes reunis par Jacques Monferier La Revue des Lettres modernes, serie Francois Mauriac. Paris, Lettres modernes, 5, 1994. — 178 стр.
  7. Ф. Дневник I. Перевод Ю. Б. Корнееваhttp://noblit.ni/content/view/169/3 3/)
  8. Ф. Избранные произведения, пер. с французского/ Сост. О. Жданко- Послесл. 3. Кирнозе- М.: «Панорама», 1997 — (Библиотека «Лауреаты Нобелевской премии»).
  9. Ф. Не покоряться ночи: Худож. публицистика. Пер. с фр. / Предисл. В. Е. Балахонова. — М.: Прогресс, 1986.
  10. Мориак, Франсуа. Во что я верю /Франсуа Мориак.- Киев: Д.Л., 1996.139 е.- Доп. тит. л. на фр. яз.: Francois Mauriac. Ce que je crois.
  11. . Сохранять достоинство: Худож. публицистика: Пер. с. фр. / Сост., авт. предисл. и коммент. В. А. Никитин. — М.: Прогресс, 1988. — 440 с: ил. — (Зарубеж. худож. публицистика и докум. проза.)
  12. Л.Я. О психологической прозе., Л.: Советский писатель, 1971.
  13. Документы II Ватиканского собора. М.: «Паолине», 1998 г. — Пер. Андрея Коваля.
  14. Л. П. Католичество. Откровения блаженной Анджелы. -Томск: Издательство «Водолей», 1997.
  15. З.И. Франсуа Мориак. М.: «Высшая школа», 1970 .
  16. А.Ф. Диалектика мифа.- М.: «Правда», 1990.
  17. А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995.
  18. Н. Государь: Сочинения. М.: ЗАО «Изд-во ЭКСМО-Пресс" — Харьков: Изд-во «Фолио», 2001.
  19. . Творческая интуиция в искусстве и поэзии. / Пер. с франц. -М.: «РоссПЭН», 2004.
  20. Е.М. Поэтика мифа.- М., 1976.
  21. А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.
  22. М. Опыты. М., 1979. — тт. 1−2.
  23. Э. Надежда отчаявшихся./Пер.с. франц. М.: «Искусство», 1995.
  24. Ф. Французский роман наших дней. М., 1980
  25. Ф. Жорж Бернанос, певец отчаяния и надежды.// Бернанос Жорж. Под солнцем Сатаны. Дневник сельского священника. Новая история Мушетты. Пер. с франц. Предисл. Ф. Наркирьера. — М.: «Худож. лит.», 1978.
  26. Ф. Франсуа Мориак. M.: «Худож. лит.», 1983.
  27. А. Мориак./ Пер. с фр. С. М. Фомина. Н. Новгород, 2001.
  28. В.П. Введение в мировую журналистику: Учеб. пособие. М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2007.
  29. Alyn, Marc. Francois Mauriac, Une etude et un choix de textes. Paris, Seghers («Poetes d’aujourd’hui «), 1960. — C. 77.
  30. Aury, Dominique. Soixante-dix ans Memoires interieurs. //La Nouvelle Revue francaise, 1» juillet, 1959. C. 121−124.3 5. Barres M. Les Deracines. Edition LE LIVRE DE POCHE DOUBLE, 1967.
  31. G. Bernanos. Correspondance, T. II. P., Pion, 1971.
  32. Blanchet A. Francois Mauriac polemiste.// Etudes, # 299, decembre, 1958. -C. 340−354.
  33. Blanchet, Andre, S.J., Le Pretre dans le roman d’aujourd’hui. Paris, Desclee de Brouwer, 1955. — C. 79−97.
  34. Blondel Maurice, L’Action. Paris, 1953.
  35. Blot, Jean. Francois Mauriac et la foret magique //La Nouvelle Revue francaise, juillet 1969. C. 80−84.
  36. Bon anniversaire Francois Mauriac IILe Figaro litteraire, 14−20 octobre, 1965.- C. 1,6,7
  37. Bourdet, Denise. Francois Mauriac, janvier 1953.//Pris sur le vif. Paris, Pion, — C. 137−141.
  38. Bressolette, Michel. Mauriac et la Table ronde.// Cahiers Francois Mauriac #7. Grasset, 1980. — C. 67−79.
  39. Brisson, Pierre. Francois Mauriac, l’indivisible .//Propos de theatre, Paris, Gallimard, 1957.-C. 55−61.
  40. Cabanis, Jose. Mauriac, le roman et Dieu. Paris, Gallimard, 1991. — 125 c.
  41. Cahiers de l’Association internationale des etudes francaises, n° 45, mai, 1993, C.85−104, C. l 19−133, C.149−162
  42. Cahiers des Amis de Robert Brasillach, n° 13, 1968. C.46−54
  43. Cahiers du CERF (Universite de Bretagne occidentale, Brest), n° 2, 1986. -C.7−30.
  44. Canerot, Marie-Francoise. «Le premier Bloc-notes ou une tragedie toujours palpitante «//Cahiers Francois Mauriac, Grasset, 1982. С. 114−126.
  45. Canerot, Marie-Francoise. Mauriac apres 1930: le roman denoue. Paris, SEDES, 1985. — 192 стр.
  46. Centenaire de la naissance de Francois Mauriac, 11 octobre 1985//Tresors mauriaciens de la Bibliotheque municipal de Bordeaux, Bordeaux. -BORDEAUX, Bibliotheque municipale, 1985. 76 c.
  47. Chapsal, Madeleine. Francois Mauriac .//Les Ecrivains en personne, Paris, Julliard, i960. C. l 19−142.
  48. Chochon, Bernard. Francois Mauriac ou la passion de la terre. Paris, Lettres modems, 1972. — 104 стр.
  49. Chochon, Bernard. Structures du «N?ud de viperes «de Mauriac: une haine a entendre. Paris, Lettres modernes, 1984. — 92 стр.
  50. Chochon, Bernard. Mauriac, sourcier tragique de l’enfance dans le Bloc-notes.// Revue d’histoire litteraire de la France, 85» annee, n° 6, novembre-decembre, 1985.-C. 1011−1026.
  51. Cocteau, Jean. Francois Mauriac.// Journal d’un inconnu. Paris, Grasset, 1953. — C.91−96.
  52. Cocula B. Mauriac ecrivain et journaliste. Editions Sud Ouest, 2006.
  53. Cocula B. Mauriac et l’affaire Dreyfus.// Cahiers Francois Mauriac, #7. -Klinckieck, 1988.
  54. Cocula B. Mauriac, «Le Bloc-notes «. Bordeaux-Le Bouscat, L’Esprit du temps, 1994. — 191 стр.
  55. Cormeau, Nelly. L’Art de Francois Mauriac preface de Francois Mauriac. Paris, Grasset, 1951.-458 стр.
  56. Cowley, Malcolm. Francois Mauriac interview by Jean Le Marchand for the Paris Review, n° 2, Summer 1953. //Writers at work: the Paris Review interviews, London, Secker & Warburg. 1958. — С. 37−46.
  57. Croc P. Francois Mauriac et Maurice Barres.//Cahiers Francois Mauriac, N 4. Paris, Grasset, 1989.
  58. . P. «Destins» de Francois Mauriac. Paris, Hachette, 1972. — 94 стр.
  59. Curtis, Jean-Louis. Therese au tabou.// Haute ecole: essai. Paris, Julliard, 1950.- C. 153−161
  60. Daniel J. Francois Mauriac et le journalisme, in Mauriac, Collection genies et realites. Paris: Hachette, 1977
  61. Debu-Bridel, Jacques. Utilite de la Resistance intellectuelle- Francois Mauriac conclut. //La Resistance intellectuelle: textes et temoignages. Paris, Julliard, 1970. — C. 95−100
  62. Dictionnaire des Litteratures. Paris, Larousse, 1985.
  63. Dictionnaire historique de la langue francaise/ Dictionnaires de Robert. -Paris, 1992.
  64. Dictionnaire historique thematique et technique des litteratures. Paris, Larousse, 1985.
  65. Discours. pour la reception de M. Julien Green, le 16 novembre 1972. Institut de France, Academie francaise. Paris, Institut de France, 1972. — 41 стр.
  66. Donnard, Jean-Herve. Trois ecrivains devant Dieu: Claudel, Mauriac, Bernanos. Paris, S.E.D.E.S., 1966. — 99 стр.
  67. Dossier Francois Mauriac.// Magazine litteraire, n° 215, fevrier, 1985. C. 14−52.
  68. Du Bos, Charles. Mauriac et Gide.//Les Nouvelles litteraires, 18 mai. -1950. C.5
  69. Ducaud -Bourget, Francois. Les Precurseurs: Claudel, Mauriac et Cie, catholiques de litterature. Chire-en-Montreuil, Vouille, Ed. de Chire, 1978. — 118 стр.
  70. Dumur, Guy. Francois Mauriac nous parle de theatre .//Le Theatre populaire, n° 17, mars 1956. C. 1−4.
  71. Durand, Francois. Francois Mauriac, independance et fidelite. Lille, L’Atelier de reproduction des theses, 1980. — 750 стр.
  72. Escallier, Claude. Mauriac et l’Evangile Preface de Jean Touzot. Paris, Beauchesne, 1983 — 363 стр.
  73. Fabregues, Jean de. Mauriac. Paris, Pion, 1971. — 313 стр.
  74. Francois Mauriac devant le probleme du mal: Actes du Colloque du College de France, 28 septembre-ler octobre 1992, reunis et publies par Andre Seailles. Paris, Klincksieck, 1992. — 282 стр.
  75. Francois Mauriac devant le probleme du mal: Actes du Colloque du College de France, 28 septembre-ler octobre 1992, reunis et publies par Andre Seailles, Mauriac et son temps, 2. Paris, Klincksieck, 1994. — 282 стр.
  76. Francois Mauriac entre la gauche et la droite: Actes du Colloque de la Sorbonne, 24−26 mai 1994, reunis et publies par Andre Seailles, Mauriac et son temps, 3. Paris, Klincksieck, 1994. — 290 стр.
  77. Francois Mauriac et l’observation des passions: Actes du Colloque de la Sorbonne, 2−4 octobre 1995, reunis et publies par Andre Seailles, (Association Internationale des Amis de Francois Mauriac), Mauriac et son temps, 4.. Paris, 1996. — 292 стр.
  78. Francois Mauriac Cahier dirige par Jean Touzot. Paris, Editions de l’Herne, 1985. — 525 стр.
  79. Francois Mauriac, temoin de son temps: Actes du colloque. Grasset, 1980.
  80. Fumet, Stanislas. Les quatre-vingts ans de Francois Mauriac //La Table ronde, n° 214, novembre, 1965. C. 132−135.
  81. Garnier, Christine. Francois Mauriac.// L’Homme et son personnage: confidences d’ecrivains. Paris, Grasset, 1955. — C. l 19−131.
  82. Gil, Marie. Vues de droite: Francois Mauriac et La Table ronde (19 481 953). Atelier de theorie litteraire, 2007.
  83. Giroud F. Lecons particulieres. Paris, 1990
  84. Giroud, Francoise. Francois Mauriac. //L'Express, 7−13 septembre 1970. -C. 36−39.
  85. Giroud, Francoise. Mauriac chez soi. //L'Express, 18−24 mars, 1968. C. 63.
  86. Goesch, Keith. Francois Mauriac: essai de bibliographie chronologique, 1908−1960 Preface de Francois Mauriac. Paris, Nizet, 1965. — 317 CTp. r
  87. Grall, Xavier. Francois Mauriac journaliste. Paris, Ed. du Cerf, 1960. -109 CTp.
  88. Greene, Graham. Francois Mauriac .//The lost Childhood and other Essays. London, Eyre & Spottis-woode, 1951. — C.69−73.
  89. Guth, Paul. Francois Mauriac: le rossignol du Greco.// Quarante contre un, 2e serie. Paris, Denoel, 1951. — C. 267−272.
  90. Hamelet Michel P. «Quarante ans d’amitie insolite"// Francois Mauriac. Textes reunis par Jean Touzot. Cahiers de l’Heine, 2000.
  91. Hebblethwaite P. Jean XXIII, le pape du Concile. Paris, le Centurion, 1988.
  92. Herve Serry. Naissance de l’intellectuel catholique. Paris, Editions La Decouverte, 2004.
  93. Hommage a Francois Mauriac//Connaissance des hommes, n° 38, 1970. -C.4−14.
  94. Hommage a Francois Mauriac //Le Figaro litteraire, 15 novembre, 1952.
  95. Hommage a Mauriac.// Le Figaro litteraire, 7−13 septembre, 1970. C. 4−19.
  96. Hueber J-J. Le croyant et l’humaniste inquiet: Correspondance, Francois Mauriac-Georges Duhamel (1919−1966). Klincksieck (Bibliotheque contemporaine), 1997.
  97. Jeune, Simon. Deux voix, une ombre. Du Bos, Mauriac et Gide. //Cahiers Charles Du Bos, n° 22, juin 1978. C. 45−58.
  98. Jarret-Kerr, Martin. Francois Mauriac. New Haven, Yale U.P. — Cambridge, Bowes & Bowes — Toronto, British Book Service, 1954. — 61cip.
  99. Kanters, Robert. Francois Mauriac au desert et parmi nous.// Des ecrivains et des hommes. Paris, 1952. — C.137−155.
  100. Kanters, Robert. La Vocation de l’agneau L’Agneau. .//La Table ronde, n° 80, aout, 1954. C. 142−148.
  101. Kushner, Eva. Mauriac. Paris, Desclee de Brouwer, 1972. — 167cTp.
  102. Kushnir, Slava M. Mauriac journaliste. Paris, Minard, 1979. — 315 cTp.
  103. Lacouture J. Francois Mauriac. Un citoyen du siecle. Seuil, 1990.
  104. Lacouture, J. Francois Mauriac. Paris, Ed. du Seuil, 1980. — 648 CTp.
  105. Lahillonne A. Bordeaux sur les routes du monde. Bordeaux, Delmas, 1953.- C. 34−37.
  106. La Parisienne, t. IV, mai n° special consacre a Francois Mauriac., 1956.
  107. La Table ronde, n° 61, janvier, n° special: «Francois Mauriac, prix Nobel «, 1953.
  108. Laurent J., Histoire egoiste. La Table ronde, 1956.
  109. Laurent J. Jacques-Laurent CELY. Mauriac sous De Gaulle. Paris, La Table ronde, 1964. — 225cTp.
  110. Le Chretien Mauriac .//Centre catholique des intellectuels francais. Paris, Bruges, Desclee de Brouwer, 1971. — 191 CTp.
  111. Leroux, Yves. Francois Mauriac: temoin vigilant de «l'Humaine Condition».// Connaissance des hommes, 2e annee, n° 5, 1962. -P.6−7.
  112. Leroux, Yves. Francois Mauriac et Pierre Mendes France.//Cahiers Francois Mauriac 8. Grasset, 1981.
  113. Les Mal-aimes dans l'?uvre de Francois Mauriac: Actes du Colloque du Senat et de la Sorbonne, 6−8 octobre 1997, reunis et publies par Andre Seailles et
  114. Elisabeth Couteau. Paris, Association Internationale des Amis de Francois Mauriac. — 272 стр.
  115. Lobet, Marcel. Mauriac, memorialiste de son ame.// La Ceinture de feuillage: essai sur la confession deguisee. Paris, Nizet — Bruxelles, La Renaissance du livre, 1966.-C. 185−204
  116. Magny, Claude-Edmonde. Un romancier quietiste, Francois Mauriac.// Histoire du roman francais depuis 1918. Paris, Le Seuil, 1950. — C. 128−145.
  117. Massenet, Violaine. Francois Mauriac. Flammarion, 2000.
  118. Mauriac J., Mauriac F. Lettres d’une vie (1904−1969). Grasset, 1981.
  119. Mauriac P. Francois Mauriac, mon frere. L’Esprit du Temps (Malagar), 1997.
  120. Mauriac. Hachette Realites, 1977 «Genies et Realites «. 246 стр.
  121. Mauriac, Claude. Malagar.// Conversations avec Andre Gide (extraits d’un journal). Paris, Albin Michel, 1980. — C. 103−180.
  122. Mauriac, Claude. Francois Mauriac, sa vie, son? uvre. Paris, Frederic В irr, 1985 — 128 стр.
  123. Mauriac, Claude. Le Temps immobile 1. Paris, Grasset, 1974. — 551 стр.
  124. Mauriac, Claude. Le Temps immobile II .: Les Espaces imaginaires. -Paris, Grasset, 1975. 536 стр.
  125. Mauriac, Claude. Le Temps immobile III.: Et comme l’esperance est violente. Paris, Grasset, 1976. -594 стр.
  126. Mauriac, Claude. Le Temps immobile IV.: La Terrasse de Malagar. -Paris, Grasset, 1977. 573 стр.
  127. Mauriac, Claude, Le Temps immobile V.: Aimer De Gaulle. Paris, Grasset, 1978. — 539 стр.
  128. Mauriac, Claude. Le Temps immobile VI.: Le Rire des peres dans les yeux des enfants. Paris, Grasset, 1981.-538 стр.
  129. Mauriac, Claude. Le Temps immobile VII.: Signes, rencontres et rendezvous. Paris, Grasset, 1983. — 541 стр.
  130. Mauriac, Claude. Une Amitie contrariee. Paris, Grasset, 1970. — 280 стр.
  131. Mauriac, Pierre. Francois Mauriac mon frere (Introduction et notes de Jacques Monferier). Bordeaux-Le Bouscat, L’Esprit du Temps (Coll. «Malagar «), 1977. — 112 стр.
  132. Mauriac and French politics. The Commenweal (New York), Anon, 1956. -C. 368−369.
  133. Milecki A. Francois Mauriac ou la liberte de l’esprit. L’Harmattan, 1999.
  134. Mitterrand F. Francois Mauriac par Mitterrand. Editions de l’Heine (Confidences), 1996.
  135. Moloney, Michael F. Francois Mauriac: a critical study. Denver, Alan Swallow, 1958.-208 стр.
  136. Monferier, Jacques. Les «billets» de Francois Mauriac dans Sept et Temps Present (1934−1940).// Revue des Lettres Modernes, serie Francois Mauriac #3. -Paris, Minard, 1980.
  137. Montaigne. Essays, livre III. Ed. Paris Gamier Flammarion, 1969.
  138. Mounier, Emmanuel. Y a-t-il une politique chretienne?// Carnets de route 1934.-Paris, Le Seuil, 1951.
  139. Muller Henry. Francois Mauriac. souvenirs de jeunesse.// Hommes et Mondes, n° 77, decembre, 1952. C. 583−584.
  140. North, Robert J. Le Catholicisme dans l'?uvre de Francois Mauriac (precede de Reflexions sur l’etat present de la litterature catholique, par GaetanF
  141. Bernoville). Paris. Ed. du Conquistador, XLVI, 1950, — 186 стр.
  142. Nouveaux cahiers: Francois Mauriac, numero 7. Grasset (Grasset Fasq.), 1999.
  143. Nouveaux cahiers Francois Mauriac, numero 6. Grasset (Grasset Fasq.), 1998.
  144. Nouveaux cahiers Francois Mauriac, numero 1. -Grasset, 1993.
  145. Nouveaux cahiers Francois Mauriac, numero 2. -Grasset, 1994.
  146. Nouveaux cahiers Francois Mauriac, numero 3. Grasset, 1995.
  147. Nouveaux cahiers Francois Mauriac, numero 5. Grasset, 1997.
  148. O’Donnell, Donat Conor Cruise O’BRIEN. Francois Mauriac: the secret door. Imaginative Patterns in a Group of modem Catholic Writers. New York, Oxford U.P. — London, Chatto & Windus, 1953. — C. 223−259.
  149. Paul VI. Discours au Concile. Paris, le Centurion, 1966.
  150. Paulhan J. De la paille et du grain./ Oeuvres completes. T.V. Cercle du livre precieux, 1970.
  151. Parry M. The Theme of Silence in the Writings of Francois Mauriac.// The Modem Language Review (London), vol. 71, n° 4, October, 1976. C. 788−800.
  152. Pons, Roger. Le Mystere Frontenac, ou le rayonnement d’une mere.// Proces de l’amour: etudes litteraires. Paris, Casterman, 1955. — C. 183−193.
  153. Poulet, Robert. Francois Mauriac.// La Lanterne magique. Paris, Debresse, 1956.-C. 44−51.
  154. Presence de Francois Mauriac. Actes du Colloque organise a Bordeaux pour le centenaire de Mauriac (10−12 octobre 1985). Bordeaux, Presses universitaires de Bordeaux, 1986. — 301 стр.
  155. Prevost, Jean-Laurent. Mauriac, romancier anticonformiste.// Le Roman catholique a cent ans («Bibliotheque Ecclesia»), Paris, Fayard, 1958. C. 106 124.
  156. Remond, Rene (avec la collaboration d’Aline Coutrot). Les Catholiques dans la France des annees 30. («L'Histoire a la une «) Paris, Cana, 1979. — стр. 276.
  157. Robichon, Jacques. Mauriac et le travail du romancier.// Mercure de France, janvier, 1958.-C.21−42.
  158. RoIIin, Andre. Conversation avec. Mauriac.// Panorama chretien, n° 134, mai 1968. C. 10−15.
  159. Robichon, Jacques. Francois Mauriac. (Classiques du XXe siecle). Paris-Bruxelles, Ed. Universitaires, 1953. — 151 стр.
  160. Roussel, Bernard. Mauriac, le peche et la grace («Humanisme et religion», 4). Paris, Ed. du Centurion, 1964. — 167 CTp.
  161. Saint Vincent, Bertrand de, Chapuzet, Jean-Charles. Le regne de Francois 1er// Le Figaro, 19 aout, 2006.
  162. Seailles Andre. Le Temps immobile ou le mystere Mauriac. //Connaissance des hommes, n° 89, 1981. C. 18−20.
  163. Seailles A. Francois Mauriac et Charles de Gaulle conference prononcee le 27 avril 1976.// Espoir: revue de l’Institut Charles de Gaulle, n° 18, mars, 1977.
  164. Seailles, Andre. Mauriac. (Univers des lettres Bordas: Presence litteraire).-Paris-Montreal, Bordas, 1972. 256 CTp.
  165. Schumann, Maurice. La pensee politique de Francois Mauriac. //La Nouvelle Revue des deux mondes, novembre 1980. C. 257−270.
  166. Schumann, Maurice. De Gaulle et Mauriac.// Le Figaro litteraire, 5−11 novembre, 1964. C. l-26.
  167. Scott, Malcolm. Francois Mauriac and the politics of the Sermon on the Mount .//Renaissance and Modern Studies. Nottingham, 1983. — C. 52−69
  168. Scott, Malcolm. Mauriac: the Politics of a Novelist. Edinburgh, Scottish Academie Press, 1980. — 158 CTp.
  169. Scott, Malcolm. Mauriac et de Gaulle, avec une preface de Jean Mauriac. -Bordeaux-Le Bouscat, L’Esprit du Temps, 1999. 265 CTp.
  170. Scott, Malcolm. Belief and narrative form in the novels of Francois Mauriac.// The Struggle for the soul of the French novel: French catholic andrealist novelists 1850−1970.- London, Macmillan, 1989. -C. 179−207.
  171. Senart, Philippe. Les Lectures, M. Mauriac et le «degagement» //La Table ronde, n° 166, novembre, 1961. C. 95−99.
  172. Servan-Schreiber, Jean-Jacques. Adieu a Francois Mauriac.// L’Express, 20 avril, 1961.-C. 40.
  173. Simon P-H. Le Nouveau Bloc-notes (1958−1960). Le Monde, 28 juin 1961
  174. Simon Р-Н. Mauriac par lui-meme (Ecrivains de toujours). Paris, Le Seuil, 1953. — 191 стр.
  175. Simon, Pierre-Henri. Mauriac (Ecrivains de toujours). Paris, Le Seuil, 1974. — 192 стр.
  176. Souriau E. Vocabulaire d’esthetique. Ed. PUF, 1990.
  177. Suffran, Michel. Francois Mauriac (Ecrivains d’hier et d’aujourd’hui). -Paris, Seghers, 1973. 191 стр.
  178. Suffran, Michel. L’Aquitaine de Francois Mauriac (Les Chemins derl'?uvre), Aix-en-Provence, Edisud, 1983. 136 стр.
  179. The Novels of Francois Mauriac./ The Times Literary Supplement (London), March 1954.-С. XVII.
  180. Touzot J. Mauriac, ou le dissident de l’Academie.// La Litterature francaise sous l’Occupation. Actes d’un colloque a Reims en octobre 1981. Reims, Presses universitaires de Reims, 1989. — C. 83−91.
  181. Touzot J. Les Supremes arguments de M. Moite, 25 avril 1914.// Mauriac avant Mauriac. Grasset, 1977.
  182. Touzot, Jean. Quand Mauriac etait scandaleux. //?uvres et critiques, t. II, n° 1, printemps, 1977. C. 133−144.
  183. J. «Le dieu-Terme et le dieu fleuve» (Bloc-notes tome I, 19 521 957). — Seuil, 1993.
  184. Touzot J. Francois Mauriac./Cahiers de l’Heme. Fayard. 2000.
  185. Touzot J. Mauriac avant Mauriac. Flammarion/ Vieux Fonds, 2001.
  186. Touzot, J. Francois Mauriac, une configuration romanesque: profil rhetorique et stylistique (Archives des Lettres modems). Paris, Lettres modernes, 1985. — 158 стр.
  187. Touzot J. La Planete Mauriac: Figure d’analogie et roman (Bibliotheque du XXe siecle). Paris, Klincksieck, 1985. — 340 стр.
  188. Toynbee, Philip. Mauriac: Impossible to Keep Silent! interview./ Literature and life //The Observer (London), 27th October, 1957. C. 14.
  189. Vandromme, Pol. La Politique litteraire de Francois Mauriac. Paris, Collections Etheel, 1957. — 192 cip.
  190. Vial F. Francois Mauriac criticism: a bibliographical study.// Thought (Fordham University, New York), vol. XXVII, n° 105, Summer 1952. C. 235 260.
  191. Winock, Michel. La Republique se meurt: chronique 1956−1958.// MauriacFle magnifique. Paris, Ed. du Seuil, 1978. — C. 37−42.
Заполнить форму текущей работой