Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Жанр поэмы в литературах тюркских народов Северного Кавказа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практика развития северокавказских литератур обнажила разные стороны теоретических проблем, связанных с эволюцией художественного мышления человечества. До сих пор остается много нерешенных вопросов, касающихся изучения характера и направления развития национальных литератур. В современном литературоведении накоплен значительный опыт сравнительно-типологического изучения родственных национальных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Формирование концепции поэмы. Понятие поэмы в критике В.Белинского. Дискуссии о состоянии жанра поэмы в современном литературоведении
    • 1. 1. Место жанра в системе эстетических понятий
  • А) Жанр как понятие конкретно-историческое и типологическое
  • ГЛАВА II. Истоки северокавказской поэмы
    • 2. 1. Роль фольклора в становлении жанра поэмы в северокавказской литературе
    • 2. 2. Просветительские тенденции в творчестве северокавказских поэтов конца XIX — начала XX века
    • 2. 3. Предпосылки возникновения поэмы в северокавказской дореволюционной литературе
    • 2. 4. Закономерности развития поэмы в
  • литературах народов Северного Кавказа в 20−30-е годы XX века
  • ГЛАВА III. Жанровые и внутрижанровые разновидности северокавказской поэмы (на материале карачаевской, балкарской, ногайской, кумыкской литератур)
    • 3. 1. Эпическая поэма
  • А) Проблематика и формы сюжетной организации
    • 3. 2. Лиро-эпическая поэма
  • А) Эпические формы и лиризация поэтического эпоса
    • 3. 3. Лирическая поэма
    • 3. 4. Драматическая поэма
  • А) Субъективное и объективное в драматической поэме

Жанр поэмы в литературах тюркских народов Северного Кавказа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Северокавказская поэма прошла сложный путь развития и накопила немалый эстетический опыт. Начиная со второй половины 50-х и особенно в 80-е годы велось планомерное изучение путей движения северокавказской поэзии в целом, системы ее жанров, творчества отдельных поэтов. Заметными явлениями стали исследования А. Хакуашева в кабардинской литературе, Х. Хапсирокова и Л. Бекизовой — в черкесской, К. Шаззо — в адыгейской, З. Толгурова — в балкарской, С. Алиева — в кумыкской и др. Написаны монографии, статьи, в которых на богатом художественном материале раскрывается специфика национальной поэзии. В очерках истории карачаевской, балкарской, кумыкской, черкесской, кабардинской литератур освещены вопросы эволюции жанров, значительное внимание уделяется проблемам взаимосвязи и взаимодействия фольклора и литературы. Вопросы своеобразия национальных художественных традиций, творческого наследия писателей-просветителей и писателей-реалистов нашли отражение в литературоведческих трудах З. Налоева, М. Сокурова, А. Схаляхо, Т. Чамокова, Т. Эфендиевой, А. Мусукаевой, С. Абитовой, Х. Бакова, К. Султанова, Ф. Урусбиевой, А. Караевой, Р. Ортабаевой, Т. Гуртуевой, Р. Мамий и др. По глубине, целенаправленности и воздействию на современный художественный процесс следует выделить специальные исследования в области изучения жанра поэмы: в ногайской литературе — Ш. А. Курмангулова «Национальная эпическая традиция и современная ногайская поэма» (1988) — в кабардинской — «Эволюция кабардинской поэмы» в книге З. М. Налоева «Послевоенная кабардинская поэзия» (1970) — конкретный анализ поэм К. Кулиева дается в методических разработках Т. Е. Эфендиевой «Поэмы Кайсына Кулиева» (1979) — жанр поэмы как выражение эволюции эпического мышления рассматривает З. Х. Толгуров в работе «В контексте духовной общности» (1991).

Но не смотря на большой объем исследовательского материала, работ узкой направленности, в частности, по определению жанрового своеобразия северокавказской поэмы мало, по выявлению основных тенденций ее художественного развития с точки зрения жанровой соотнесенности практически нет. Недостаточное количество критических статей и рецензий, в которых проводился бы конкретный эстетический анализ произведений, обзоров, где просматривалось бы движение жанра поэмы в национальных литературах, порождает поверхностное восприятие читателем, особенно молодым, глубинных вопросов национальных, психологических и бытийно-философских проблем, поставленных тем или иным автором.

В настоящей диссертации впервые предпринята попытка рассмотрения жанра поэмы в национальных литературах тюркских народов Северного Кавказа (в контексте многонационального литературного процесса) с позиции внутри-жанровой классификации поэмы. В современном литературоведении означенная проблема мало изучена, чем объясняется выбор темы диссертации.

Ввиду обширности и многоаспектности данной проблемы решать ее на материале всей литературы Северного Кавказа весьма сложно: зачастую это приводит к расплывчатости и нечеткости. Потому в ходе дальнейшей работы наше внимание концентрируется, главным образом, на родственных тюркоязычных литературах народов Северного Кавказа, и в первую очередь, генетически близких — карачаевской и балкарской.

Сегодня, когда налицо «укрупнение» жанра и «обогащение разновидностей и структурных ее компонентов выходит на характер связи и понимания писателем актуальных проблем эпохи» (Толгуров, 1991: 203) особенно остро встает проблема художественного совершенства. Время требует от литературы, и в первую очередь от поэмы, жанра с широким и многогранным охватом жизни, большей идейной глубины. Ждет своего разрешения и проблема традиций и новаторства. Становится необходимостью глубинное изучение взаимодействия национальных литератур в пределах одного жанра.

Современная северокавказская поэма — это сложный творческий мир, и, естественно, невозможно претендовать на полноту охвата всех явлений, произведений, имен. В силу этого мы определим первостепенную задачу, которая заключается в том, чтобы через призму эстетической оценки более полно развернуть панораму современной поэмы, постичь главные закономерности ее возникновения и развития, исследовать на конкретном художественном материале внутрижанровые разновидности поэмы.

Литература

народов Северного Кавказа, как и любая другая национальная литература, не стояла в стороне от общелитературного процесса. Более того, в первые десятилетия XX века она оказалась непосредственно под ее воздействием. Это имело свои плюсы (как возможность накопления опыта) и минусы — издержки развития литературы, оцениваемой с позиций сегодняшнего дняих однобокость, схематизм были связаны с излишней, чрезмерной политизацией и идеологизацией всей духовной жизни общества, жестким контролем и регламентацией со стороны государства. Это и определило во многом заданность и шаблонность художественного развития новописьменных или, как говорили в недавнем прошлом, младописьменных литератур, вело к нивелировке личности, подражательности, заимствованию образов, оборотов речи, словом, к тому, что было присуще русской литературе периода 30-х годов (в то время ориентация поэтов Северного Кавказа на опыт В. Маяковского, М. Горького, Д. Бедного, С. Есенина была самой широкой).

Несмотря на все это, литературы развивались. Одновременно с тем, как в обществе развивались гуманистические, демократические начала, в литературах крепло внимание к внутреннему миру человека, к условиям его существования, к проблемам личности, литературы обретали художественность.

На этом пути заняли достойное место талантливые писатели, поэты, публицисты: в 20−30-е годы — К. Мечиев, Б. Пачев, Г. Цадаса, Али Шогенцуков, И. Семенов, А. Салаватов, Ф. Абдулжалилов, А. Уртенов, Д. Байкулов, Т. Табулов, М. Дышеков и др.- в послевоенные годы — К. Кулиев, К. Отаров, Дж. Яндиев, М. Батчаев, М. Мамакаев, Х.-Б.Муталиев, А. Кешоков, Х. Байрамукова, Б. Гуртуев, Адам Шогенцуков и др.

Практика развития северокавказских литератур обнажила разные стороны теоретических проблем, связанных с эволюцией художественного мышления человечества. До сих пор остается много нерешенных вопросов, касающихся изучения характера и направления развития национальных литератур. В современном литературоведении накоплен значительный опыт сравнительно-типологического изучения родственных национальных литературных проблем. Это работы известных ученых-литературоведов: Г. Гамзатова, Н. Музаева, Г. Ломидзе, Н. Надъярных, М. Пархоменко, Гадагатля и других. Ценным научным исследованием является монография Х. Бакова- «Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии» (1994), где на обширнейшем материале поэзии, созданной адыгами как на исторической родине — в Адыгее, Кабарде, Черкесии, так и в диаспорах Турции, Сирии, Иордании, Египта, США и Германии, автор рассмотрел диалектически взаимосвязанные теоретические проблемы национального своеобразия и творческой индивидуальности.

В решении вопроса целостного изучения культурного наследия адыгов Х. Баков берет на вооружение принцип ученого-слависта из Братиславы Д. Дюришина, основанный на изучении межлитературной общности не только на национальной основе. «Наряду с такими образованиями, каковыми являются, например, объединение славянских, романских и среднеевропейских литератур, — пишет Д. Дюришин, — существуют также специальные межлитературные общности, которые характеризуют более непосредственные, более узкие формы исторического взаимодействия. Это межлитературные общности, отличающиеся обычно совместной литературной традицией, объединяющим этническим, географическим или государственно-сопредельным фактором, или также схожестью путей развития в прошлом и настоящем времени» (цит.по книге Х. Бакова, 1994:201).

В полной мере это можно отнести и к этническим образованиям Северного Кавказа — адыгам, карачаевцам, балкарцам. Понятно, что такие образования были бы невозможны без тесного взаимодействия народов в разных сферах жизни.

Господство на дореволюционном Северном Кавказе патриархально-феодальных форм общества, наличие одинаковых или очень близких социально-экономических и общественных условий породили творческую близость литератур всех равноправных народностей. Общность исторических судеб, литературно-художественных традиций, накопленных национальной литературой классиков, народно-поэтическим творчеством, определила главное направление развития каждой из литератур в многонациональном потоке общелитературного процесса.

Таким образом, взаимодействие и взаимовлияние литератур — одна из важнейших закономерностей жизненного процесса. Прогрессивное, национальное одного народа в результате экономических и культурных связей и взаимного сотрудничества с другими народами становится интернациональным, способствует обогащению культуры другого народа. Роль ведущих национальных поэтов, таких как Р. Гамзатов, К. Кулиев, А. Кешоков, М. Карим, Д. Кугультинов, Дж. Яндиев и др. не раз отмечалась в развитии многонациональной литературы.

Идейно-художественные параллели, проводимые в дальнейшем при анализе отдельных произведений северокавказских поэтов, служат не только для определения национальной специфики характера, мышления той или другой литературы, но и общих типологических закономерностей, диалектики традиций и новаторства, национального и интернационального.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Процесс развития поэмы не завершен, он протекает на наших глазах. Современная поэма, как пишет А. Жаков, усложняется, стремится от однопланово-сти к полифонизму и полиритмичности (Жаков, 1981: 168). Благодаря гибкому использованию различных форм структурной организации стиха (монологи, сонеты, верлибр) внимание поэтов все более обращается не к внешней «технологии стиха», (Ф.Урусбиева), а к внутренним его отношениям — образно-композиционным, непосредственно выражающим отношение поэтов к миру.

Северокавказские писатели, глубоко постигая жанр поэмы, стремятся к объемлющему познанию жизни, характеров современников (лирико-философские поэмы), изображают окружающий мир, опираясь на исторический материал — эпически, тем самым возрождая и по-новому открывая жанр эпической поэмы.

Многообразие нравственных и эстетических поисков раскрывает широту стилевого и нравственного диапазона поэм. Создаются крупные поэмы на документальном материале и маленькие поэмы, отражающие большие эпохальные события («Рассказы о Кизляре» А. Аджаматова, «Дороги» К. Отарова, «Горская поэма о Ленине» К. Кулиева).

Возвышенно-героическое остается главным, наиболее устойчивым элементом поэмы. Героика революционной действительности, гражданской и Великой Отечественной войн, борьба народных героев за независимость становится предметом изображения.

Воспевание величия подвига людей в первые десятилетия XX века больше связывалось со стремлением поэтов выразить свое отношение к революции, оценить прошлое и настоящее с точки зрения «социалистической идеологии», выразить свои чувства, эмоции. Возникает историко-революционная поэма о роли личности в истории, о связях личности и общества.

По мере формирования новых общественных отношений и нового человека поэма обогащается новым жизненным содержанием. Это получает свое выражение в постановке проблемы личности в социально-философском и нравственно-психологическом аспектах преимущественно в жанре лирической поэмы.

В северокавказской литературе довоенного периода, в условиях недостаточного развития прозы, в эпической и лиро-эпической поэме, как ведущим жанрам литературного творчества, наряду с возрастающим усилением повествовательного начала наблюдается потребность в широком охвате исторических событий, о чем свидетельствуют поэмы А. Баширова «Мансур», А. Сулейманова «Победившая любовь», А. Шогенцукова «Камбот и Ляца», А. Будаева «Из истории борьбы дагестанцев за свободу», «Темир-Болат» И. Мирзаева, «Многови-девшая Кубань» Ф.Абдулжалилова.

Пути дальнейшего развития литературы ведут северокавказских поэтов к драматической поэме (лиро-драматическая), которая может быть одновременно «глубокомысленной», «изобразительной», «философской» и «живописной» (Гюго). Таковы поэмы «Сафият» А. Уртенова, «Сотау и Рашия» А.Аджаматова.

В годы Великой Отечественной войны поэма сближается с героической песней балладного типа. Построенная на нравственной проблематике, она раскрывает судьбу героической личности, глубину его характера. При этом сюжет-но-повествовательное начало отходит на второй план. С годами утрачивается возможность конкретного изображения военной действительности, и в оборот повествования начинают вовлекаться условные формы обобщения (символ, аллегория, метафора), способствующие более глубокому философскому осмыслению. Такого рода новизна образного мышления заметнее проявилась в лиро-эпических и лирических поэмах А. Аджиева («Муртаза»), А.-В.Сулейманова «Умар Паша».

В послевоенной поэзии до середины 50-х годов преобладают поэмы повествовательного характера, активно развивается стихотворная повесть и роман обр. внимание: именно на этот период приходится определение поэмы как рассказа, повести или романа в стихах (Тимофеев, Венгеров, Кожинов).

С середины 50-х годов заметно возрастает роль субъективного началапоявляется много поэм философского и этологического направления. Лирические монологи, поэмы-воспоминания, поэмы-посвящения, одические поэмы, лирико-драматические поэмы — те немногие разновидности, все увереннее завоевывающие просторы «большой» поэмы.

60−70-е годы отмечены углублением принципа историзма, предопределившим дальнейший подъем всей северокавказской литературы. Углубление диа-лектичности восприятия мира обусловило «целостное, концептуальное осмысление связи личности и обстоятельств, общего и отдельного» (Очерки истории балкарской литературы, 1981: 304). В эти годы особенно популярен жанр лирической поэмы («Родная земля» К. Отарова, «Чегемская поэма» и «Радостьзолотая птица» К. Кулиева, «Мое детство» А. Хавпачева, «Четыре яблони» С. Гуртуева).

С годами расширяется и тематический диапазон поэмы. Поэты обращаются к самым острым и злободневным темам (лирико-публицистические поэмы). Одной из таких тем стала тема «выселения». Это целая область чрезвычайно важного и нужного исследования трагической судьбы горских народов, насильственно выселенных в Среднюю Азию. Стремление переосмыслить прошлое своего народа с позиций современности привело к созданию в этом смысле ярких поэтических картин: «Аджаны журтуна, журтуну адамгъа термилиу» («Чужбина») Т. Зумакуловой, «Он вырвался из ада» А. Турклиева, «Расстрелянные зори» А. Акбаева, «Къарачай» («Карачай») Д. Мамчуевой, «Къара сабан» («Черная пашня»).

Обращение к исторической тематике становится характерной чертой творчества почти каждого из поэтов Северного Кавказа. Мотив преемственности нравственно-эстетических традиций приобретает в поэме философскую насыщенность, являясь свидетельством исторической глубины осмысления действительности. «История и современность в сегодняшней поэме склонны к взаимопроникновению, — пишет М.Числов. — Эта их встреча в границах одного произведения характеризует не только авторскую философско-мировоззренческую мысль, но и находит выражение в образной структуре поэмы, в ее внутренней организации» (Числов, 1986: 46). Внутренней свободе, напрямую связанной с возрастанием роли субъективного начала, таланта и мировоззрения писателя, с возможностью самостоятельно открыть истину, быть более объективным и правдивым в показе исторического своего народа. «Самое значительное завоевание художественной литературы связано с полнотой охвата социально-общественной действительности, с глубиной общественно-психологического постижения человека, созданием его характера, подвластными поэтическому эпосу» (Толгуров, 1991: 205). Эту задачу успешно решает современная поэма, свободная от политического диктата, установок. В эпоху духовной активности народов, демократизации и гуманизации общественной жизни она берет ориентир, главным образом, на «гармоническое единство идеологического и художественного уровней» (Там же: 260), с использованием в «полной мере» духовных ценностей, накопленных в предшествующие годы. Углубившееся национальное самосознание заставляет более ответственно отнестись к передаче художественных национальных традиций, национального характера. Народно-поэтическая словесность остается неиссякаемым источником северокавказской поэмы. Фольклор привлекает своей неповторимостью и выразительностью художественных приемов и образов.

В последние годы обращение к фольклору становится более творческим: поэтов больше волнует эстетическая природа народной художественной традиции, философская направленность содержания народного эпоса. «В процессе поступательного исторического развития национального художественного сознания народа национально-неповторимое все больше уходит в идейно-художественную структуру произведения, т. е. в область проблематики и содержания» (Баков, 1994: 98).

Исследование национально-особенных черт той или иной литературы имеет не только локальное значение — оно, главным образом, способствует определению многообразия многонациональной литературы при единстве идейно-тематического содержания. Характерный быт, типическая обстановка, этнографизм, религиозные и философские воззрения — те значительные или малозначительные детали, которые дополняют и «шлифуют» (Х.Баков) национальный характер, динамично развивающийся в постоянно изменяющихся жизненных условиях. Развить национальную традицию, обобщить духовно-исторический и нравственный опыт народа, с точностью воспроизвести картину народной жизни и особенно национального характера, выпадает на долю художника, причем не просто художника-поэта или художника-прозаика, а творческой индивидуальности, глубоко знающей психологию народа и национальную действительность. «Только подлинно творческая личность, — считает Х. Баков, — обладает энергией самовыражения и достигает необходимой гармонии в сочетании национальных идейно-художественных традиций и опыта мировой литературы» (Там же: 194), тем самым вырабатывая художественную закономерность, переходящую в национальный стиль.

Таким образом, современная северокавказская поэма — это явление прежде всего интернациональное по своей сути, глубоко-самобытное и оригинальное по форме, что позволяет рассматривать ее в динамике развития поэтической мысли, выявляя историко-функциональное бытие части взаимодействия различных жанрово-стилевых исканий в рамках национальной формы.

Мы живем в такое время, когда многие сложившиеся и долго считавшиеся истинами представления приходится преодолевать, многие психологические стереотипы перестраивать. В литературе «перекрой» жанровых границ подчиняется этой же цели, предоставляя большие возможности для высокохудожественного воспроизведения действительности и героя современности. «Художественное произведение — не рифмованные прописи, а органическое создание творческого гения их автора, — отмечает Юрий Лотман. — Его надо не только понять — им надо насладиться, пережить, перечувствовать (Лотман, 1988: 4). А для этого «нам нет нужды отказываться от наших хороших традиций, объявлять отжившими свой век проверенные художественные формы, — подытоживает А.Кешоков. — Пусть будут любые поэмы: эпические, лирические, лиро-эпические, лишь бы полнее воссоздавали социальный и исторический опыт современности. Лишь бы были они «живым поэтическим организмом», а не «продукцией», составленной по стандартам» (Кешоков, 1965, № 105).

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.Ю. Поэтическое творчество Темирбулата Бейбулатова: Дис. канд. филол. наук. Махачкала, 1969.
  2. Ю.А. Чечено-ингушская советская драматургия. Грозный: Чечено-ингушское книжное издательство, 1975. — 173 с.
  3. Ч. Пространство поэта. /7 Кулиев К. Ш. Собрание сочинений в 2-х томах. Стихотворения и поэмы. М., 1987. T.I. — 382 с.
  4. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., Гослитиздат, 1957. — 183 с.
  5. Л. Ешше Чаренц и опыт Маяковского // Маяковский и проблемы творчества. -М: Наука, 1967. 323 с.
  6. Н. Собрание сочинений в 5-ти томах. М., 1964. Т.5. — 362 с.
  7. С.Х. На путях развития дагестанской советской прозы. -Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1978. 185 с.
  8. Н. Кайсын Кулиев. Очерк творчества. М.: Советский писатель, 1975. — 270 с.
  9. X. Дым очага. Черкесск: Ставропольское книжное издательтво, 1968. — 79 с.
  10. Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп: Меоты, 1994. 251 с.
  11. П.И. Из истории карачаевской поэзии. Черкесск: Книжное издательство, 1961. — 84 с.
  12. А.М. Лирика в эпосе. // Обогащение метода социалистического реализма и проблема многообразия советского искусства. М.: Мысль, 1967.
  13. В. Глазами поэзии: об открытиях искусства и современных поэтах. -М.: Советский писатель, 1986. 286 с.
  14. А.Н. Русская романтическая поэма и проблема эволюции жанра. Саратов, 1976. — 97 с.
  15. В. Русская советская проза двадцатых годов. Л.: Наука, 1976. — 266 с.
  16. Л. Жанровое разнообразие русской советской поэмы (1929−1936 гг.) -М.: Советский писатель, 1986. 342 с.
  17. Д., Пипинис В. Кабардинские советские писатели. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1957. — 79 с.
  18. Д., Пипинис В. У истоков балкарской поэзии (о творчестве К. Мечиева). // Кабардино-Балкарская правда, 1958. № 18.
  19. А.Г. Проблема Художественного чувства (в поэзии) Тбилиси: Мецниереда, 1978. — 174 с. -
  20. В.П. Русская историческая поэма 20−30-х годов XIX // Автореферат д.ф.н. Пенза, 1988.
  21. Т.С. Споры о жанре поэмы в современной советской критике. М.: Научные доклады высшей школы, 1974. — № 1.
  22. JI. Поговорим об истинных ценностях. М.: Просвещение, 1992. -190 с.
  23. Р. Мой Дагестан. М.: Молодая гвардия, 1972. — 209 с.
  24. Г. Н. Психологизм в современной башкирской прозе. // Автореферат к.ф.н.-Уфа, 1990.
  25. Гегель. Сочинения. Т. 14. М.: Соцэкгиз, 1958. — 440 с.
  26. JI. О лирике. М: Советский писатель, 1964. — 138 с.
  27. М. Полное собрание сочинений в 30-ти томах, Т.30. М.: Наука, 1969.-643 с.
  28. Т. Маленький человек с большой буквы: поэзия Северного Кавказа в контексте постмодернизма. Нальчик: Эльбрус, 1994. — 207 с.
  29. В. В середине века. М.: Советский писатель, 1967. — 260 с.
  30. A.B. Жанровая систематика Белинского как проблема исторической поэтики. Петрозаводск, 1993. 158 с.
  31. В. Кайсын кулиев. Размышления о жизни и творчестве. -Нальчик: Эльбрус, 1988. -261 с.
  32. В. Спор о природе романа. // Звезда, 1969, № 7.
  33. А.Г. Современная советская поэма. Минск: Издательство БГУ, 1981. ¦ 1981.-296 с.
  34. Е.Д. Методика изучения поэмы с учетом ее жанровой специфики в школе. Тула, 1986. — 296 с.
  35. М.Н. Русская поэма середины XIX века. -М.: Советский писатель, 1967.-336 с.
  36. Х.Х. Традиции и новаторство в кабардинской советской поэзии. // Автореферат диссертации к.ф.н. Нальчик: 1967.
  37. Р. Адыгский исторический роман. Нальчик: Эль-Фа, 1990. -117с.
  38. А.И. Карачаево-балкарский фольклор. Черкесск, 1990. — 47 с.
  39. М. Из традиционной обрядо-культовой жизни карачаевцев. М., 1993.-420 с.
  40. В. Современная советская поэма. Рига, 1982. — 320 с.
  41. С.А. Лирический эпос в советской поэзии. // Автореферат диссертации д.ф.н. М., 1989.
  42. С.А. Художественный мир советской поэмы. М.: Наука, 1989. -272 с.
  43. К. Иллюзия и действительность. М.: Прогресс, 1969. — 365 с.
  44. В. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк. М.: Советский писатель, 1963. — 376 с.
  45. И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Советский писатель, 1978. — 436 с.
  46. В.Б., Тугов В. Общественная мысль и просветительство у абазин в XIX в. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1990. — 289 с.
  47. Н.З. Эстетическое и художественное освоение действительности. -Пермь, 1981.-240 с.
  48. А.Л. Жанровое своеобразие современной русской советской поэмы. Дис. к.ф.н. — М., 1990. 180 с.
  49. К. Так растет и дерево. М.: Современник, 1975. — 147 с.
  50. ., Костинский Ю. Великий поэт Карачая // Юйге игилик, 1993. -JV^.
  51. Д. Прошлое будущему. Статьи и очерки. — М.: Наука, 1985. — 217 с.
  52. А.Ф. Диалектика мифа. М.: Искусство, 1971. — 470 с.
  53. А.Ф. История античной эстетики. М.: Искусство, 1963. — 593 с.
  54. Ю.М. В школе поэтического слова. М.: Просвещение, 1988. — 349 с.
  55. А. Поэтический эпос революции. Л.: Наука, 1975. — 205 с.
  56. Л. Философская лирика (1946−1990 гг). Ростов-на-Дону, 1989. -486 с.
  57. О. Конец романа. // Мандельштам О. Слово и культура. М.: Советский писатель, 1987. — 264 с.
  58. Л., Турбин В. Поэмы Лермонтова. -М.: Советский писатель, 1969. -286 с.
  59. Ю.А. Жанры современной поэмы. // Автореферат к.ф.н. М.: 1967.
  60. A.B. Проблемы исторической поэтики в истории немецкой культуры. М.: Наука, 1989. — 230 с.
  61. H.A. Русские поэмы Великой Отечественной войны. // Автореферат диссертации д.ф.н. Киров: 1985.
  62. А.Х. Северокавказский роман. Нальчик: Элбрус, 1993. — 192 с.
  63. Народно-поэтическое творчество балкарцев и карачаевцев. Нальчик: Эльбрус, 1988.-302 с.
  64. H.A. Сочинения в 3-х томах. М: Гослитиздат, 1953. — т.З. — 412 с.
  65. И. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века. Опыт типологии жанра. М.: Наука, 1971. — 520 с.
  66. Ортабаева Р.А.-К. Азрет Уртенов. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1971. — 119 с.
  67. .И. Голос поэтов: этюды о русской лирике. М.: Советский писатель, 1990. — 334 с.
  68. А. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. Л.: Наука, 1967. — 216 с.
  69. А. Советская философская поэзия: очерки. Л.: Наука, 1984. -180 с.
  70. Пал И. С. Вопросы теории жанра. М.: Всероссийское театральное общество, 1962. — 96 с. =
  71. Пал И. С. Вопросы теории жанра. // Автореферат диссертации д.ф.н. М.: 1966.
  72. H.A. Внутрижанровая типология лиро-эпической нефабульной поэмы. // Автореферат диссертации д.ф.н. Донецк: 1982.
  73. Сикалиев А.И.-М. Ногайское устное народное творчество. К характеристике жанров. Черкесск, 1990. — 47 с.
  74. В.Д. Реализм лирической поэзии: Становление реализма в русской лирике. М.: 1975.
  75. А.Н. Очерки по истории русской поэмы XVIII и первой половины XIX в.в. М.: Издательство МГУ, 1956. — 223 с.
  76. Ю. О поэтах и поэзии. Тбилиси: 1962. — 230 с.
  77. . Исторические судьбы реализма. М.: Наука, 1967. — 255 с.
  78. А. Пророк балкарского народа. К 135-летию К.Мечиева. // Голос Чегема, 1994. № 28.
  79. A.A. Ступени развития. Майкоп: Краснодарское книжное издательство, 1974. -267 с.
  80. Л.И. Очерки теории и истории русского стиха. М.: Гослитиздат, 1958. -415 с.
  81. З.Х. В контексте духовной общности. Нальчик: Эльбрус, 1991. — 286 с.
  82. З.Х. Движение балкарской поэзии. Нальчик: Эльбрус, 1984. -250 с.
  83. Ф.А. Портреты и проблемы. Нальчик: Эльбрус, 1990. — 164 с.
  84. Ф.А. Путь к жанру. Нальчик: Эльбрус, 1972. — 172 с.
  85. A.M. Воспоминания о современниках. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1975. — 162 с.
  86. Хабичева-Бетанова 3. Озарение души. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1985. — 196 с.
  87. Т.М. Тема выселения в поэзии Кайсына Кулиева. Сб. материалов научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения Кайсына Кулиева. Нальчик: Эль-фа, 1998. — 114 с.
  88. Х.Х. Черкесский фольклор. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1964. — 276 с.
  89. Н. Великий поэт маленького народа. // Заря Карачая, 1987. № 36.
  90. Т. В ритме эпохи. Нальчик, Эльбрус, 1986. — 184 с.
  91. Т. Традиции и новаторство в адыгской поэзии и русско-адыгские поэтические связи. Майкоп: Краснодарское книжное издательство, 1962. — 256 с.
  92. М. Время зрелости пора поэмы. — М.: Советский писатель, 1982. -396 с.
  93. Я. Вопросы теории сатиры. М.: Советский писатель, 1987. -428 с.
  94. Т.Е. Лирика К.Кулиева и Р.Гамзатова. Нальчик: КБГУ, 1981.-131 с.
  95. Т.Е. Поэзия жизни. Нальчик: Эльбрус, 1977. — 255 с.
  96. Т.Е. Поэмы Кайсына Кулиева. Нальчик: КБГУ, 1979. — 165 с.
  97. Т.Е. Страницы жизни и творчества Керима Отарова. -Нальчик: Эльбрус, 1997. 120 с.
  98. А. Рабият / Аткай. Горячий камень. Стихотворения и поэмы. -М.: Современник, 1981.
  99. А. Рассказы о Кизляре. / Аткай. Постоянство: стихи и поэмы. -М., Современник, 1977.
  100. А. Муртаза. Поэма. / Избранные стихи. Махачкала, 1953.
  101. А. Расстрелянные зори. / Ленинское знамя, 1987. — № 247.
  102. М. Похищенная смерть: стихи и поэма. М.: Сов. писатель, 1968.
  103. Аткай. Сотай и Рашия: поэмы. / Пер. Тарковского. М., Сов. писатель, 1971.
  104. А. Залихат. Черкесск, 1961.
  105. Д. Шамай алгъын бла энди («Шамай прежде и теперь»): поэма. -Нарсана (Кисловодск), Къарачай облнациздат, 1935.
  106. О. Мариям бла афенди («Мариям и эфенди»): поэма. Черкесск, 1932.
  107. X. Залихат. Черкесск, Ставр. книгиздат, 1973.
  108. А. Пртизан Клыч. / Сб.стихотворений. На кумык.яз. Махачкала, 1928.
  109. А. Мансур: поэма. На кумыкс.яз. Махачкала, Даг.кн.издат, 1934.
  110. И. Таулада атлы («Всадник в горах»): поэма. Черкесск, 1982.
  111. А. Алгъын («Раньше»). Нальчик, 1941.
  112. А. Мараучуну хапары. / Назмула бла жырла. Нальчик, 1957.
  113. Р. Горянка / В горах сердце мое: стихи и поэмы. М., Гослитиздат, 1959.
  114. .И. Жулдузхъан / Моя песня: стихи и поэмы. Москва, Сов. Россия, 1987.
  115. .И. Ленин и горцы. Нальчик: Эльбрус, 1965.
  116. С. Алим. / У Белой речки на виду: стихи и поэмы. Нальчик, Эльбрус, 1983.
  117. С. Хранитель леса. / У Белой речки на виду: стихи и поэмы. -Нальчик, Эльбрус, 1983.
  118. С. Четыре яблони. / У Белой речки на виду: стихи и поэмы. -Нальчик, Эльбрус, 1983.
  119. С. О солдате: поэма. / Первый дождь. Черкесск, 1957.
  120. Т. Атамны журтуна, журтуну адамгъа термилу-(«Чужбина»): поэма / Кёчгюнчюле эсгертмеси («Словесные памятники выселения»). -Нальчик, Эль-фа, 1997.
  121. С. Кой кова («Овечье озеро»). / Юрек сырларым. Черкесск, 1969.
  122. И. Бий бла къул («Бай и батрак»). Черкесск, 1932.
  123. А. Отец: стихи и поэмы. М., 1982.
  124. А. Тисовое дерево. Избранное в 2-х кн. Кн.2. Нальчик, Каб.-Балк. книгиздат, 1964.
  125. . Нох («Свет»). / Молодые журавли: стихи и поэма. Нальчик, Эльбрус, 1971.
  126. К. Байракъ («Знамя»). / Собр.соч.в 3-х т. Т.2: стихотворения и поэмы. М., Худ. лит-ра, 1987.
  127. К. Говорю с родной землей: поэма. / Избранные произведения в 2 т. Т. 1: стихотворения и поэмы. М., Худ. лит-ра, 1970.
  128. К. Горская поэма о Ленине. Избранные произведения в 2-х т., Т.1: стихотворения и поэмы. М., Худ-я лит-ра, 1970.
  129. К. Завещание. / Собр.соч.в 3-х т. Т. З: стихотворения и поэмы. М., Худ. лит-ра, 1987.34
Заполнить форму текущей работой