В этом разделе мы поговорим о некоторых наиболее известных жанрах академической речи. В научной деятельности приходится писать тексты самых разных жанров.
Начинающий исследователь, овладевая навыками исследования, пишет квалификационные работы: курсовую или дипломную работу, магистерскую или кандидатскую диссертацию.
В то же время преподаватель может задать ему учебные работы: самостоятельное рассуждение о проблеме (эссе) или анализ истории изучения той или иной проблемы, анализ определенной концепции (реферат).
Защищая квалификационную работу или выступая на конференции, мы готовим устный доклад, как правило, с презентацией.
Подавая работу на конференцию, мы пишем аннотацию ее содержания или тезисы (в зависимости от требований конференции).
Но, вероятно, ваша курсовая будет настолько интересна, что по ней можно подготовить статью и опубликовать ее в научном журнале?
А став магистром или аспирантом, вы будете помогать преподавателю вести занятия и, возможно, прочтете лекцию? Напишете раздел в учебнике, составленном вашими преподавателями?
Это лишь неполный обзор разнообразных научных жанров. Среди них выделяются:
• собственно научные (исследовательские: статья, эссе, курсовая, дипломная работа, диссертация); научные с публицистическим компонентом (лекция, учебник); научные с официальным компонентом.
- (годовой отчет о научной работе, заключение эксперта на научную работу);
- • устные (доклад, лекция) и письменные (статья, реферат);
- • индивидуальные (курсовая, диссертация, монография) и коллективные (статья, доклад на конференции, коллективная монография) могут представлять результаты коллективного исследования. Обычно в таких текстах выделяются части, сделанные разными авторами);
- • квалификационные (курсовая или дипломная работа, диссертация), в которых необходимо соблюдение специальных формальных требований, и другие исследовательские, педагогические и прочие жанры (статья, учебное пособие, глава в энциклопедии, отчет и др.);
- • первичные (самостоятельные, написанные впервые) и вторичные (написанные на основе уже существующих текстов, предназначенные для передачи содержания уже созданных научных текстов).