Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роман — «расследование» в послевоенной немецкой литературе: Поэтика жанра

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все рассматриваемые романы можно разделить на две большие группы: с одной стороны, те, главный герой которых посторонний наблюдатель, незнакомый с историей героев и самими героями, подчеркивающий свою изначальную незаинтересованность, с другой, — те, в которых рассказчик является одновременно участником событий. Но нужно подчеркнуть, что никогда повествователь не обладает всей информацией, его… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Роман-«расследование» в контексте истории и теории романа
    • 1. Спорные проблемы теории романа
    • 2. Традиции романа-«расследования». Место в системе жанров послевоенной немецкой литературы
    • 3. Литературная практика романа-«расследования». Вопросы места, значения и бытования
  • Глава II.
  • Проблемы сюжетосложения романа-«расследования»
    • 1. Система образов романа-«расследования»
    • 2. Структурное единство формы романа-«расследования»
    • 3. Проблема времени и пространства
  • Глава III.
  • Проблема автора в романе-«расследовании»
    • 1. Место автора в романе-«расследовании»
    • 2. Способы характеристики действующих лиц
    • 3. Формы выражения авторской позиции

Роман — «расследование» в послевоенной немецкой литературе: Поэтика жанра (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предметом данной работы является жанровая форма, которую можно обозначить термином роман-«расследование», поскольку сюжетообразующим событием в ней является знакомство главного героя — он же рассказчик — с обстоятельствами некоего события, имевшего место в прошлом. Эта повествовательная структура обладает рядом преимуществ (позволяет соединить несколько временных пластов повествования, одновременно дать психологическую характеристику центрального персонажа и исторической ситуации, дает дополнительные возможности выражения авторской позиции) и продуктивно используется в современной литературе. Такого рода организация текста часто встречается в немецком послевоенном романе, можно найти аналогичные образцы и в других национальных литературах.

Наиболее общими признаками, выделяемыми большинством исследователей и позволяющими говорить о типологии произведений, являются:

1. использование фигуры повествователя (хроникера), ведущего «расследование», опрашивающего свидетелей, собирающего сведения, дающего оценку происходящего;

2.

введение

в роман группы лиц — «свидетелей», — сюжетная функция которых — беседа с повествователем. Они являются воплощением вариантов оценки, различных точек зрения, возможных типов реакции на событие, выведенное за рамки современного пласта повествования;

3. «рассказывание» как центральное событие романа, с чем связана заведомая субъективность, постоянная смена объектов авторского наблюдения, фрагментарность повествования.

Вместе с тем, каждый из романов-«расследований», безусловно, самостоятельное художественное целое и в рамках сходной структуры выполняет индивидуальные задачи. Для нас важно, что подобная романная форма в использовании разных авторов оказывается явлением в достаточной степени универсальным, что связано с её условностью: во-первых, события здесь не происходят, они рассказываются, причем рассказываются героями заинтересованными, подчеркивающими свою необъективность, спустя какое-то время после того, как произошли, а следовательно, в восприятии их необходимо учитывать и избирательность памяти рассказчика, и его воображение. При таких условиях изложение не претендует не только на достоверность, но и на правдоподобие. Во-вторых, для общения с читателем автор выбирает своеобразную маску, играет роль следователя, готового выслушать и по возможности полно и безоценочно передать информацию. Сама фигура рассказчика при этом становится формой нравственно-этического эксперимента, задача которого выяснить, как поведет себя человек, обладающий неким набором моральных качеств в среде, этими качествами не обладающей, иногда прямо враждебной.

Как видим, эта жанровая форма двойственна, так как сочетает полифонизм (наличие и мнимое равноправие множества точек зрения) и единый структурный центр (герой, относительно которого рассматриваются события и характеры).

Обоснованием темы могут служить два момента: во-первых, при подвижности, неустойчивости и неопределённости современного романа как жанра любое исследование, посвященное типологии и поэтике одной из романных форм приобретает особую актуальность, во-вторых, роман-расследование" является формой, представленной достаточно большим количеством образцов и отражающей в своей истории определенные этапы эволюции общественного мировоззрения.

Формирование и становление подобного романа напрямую связано с историей второй половины XX века. Общность исторических процессов в разных странах подтверждается многими явлениями культурного порядка.

Что касается Германии, то её раздробленность — явление, скорее, политической истории, нежели культурный факт. Это, в частности, отразилось в единстве формы в пределах двух политических пространств (ГДР и ФРГ). Некоторые особенности наличествуют в том и другом варианте романа-«расследования» (например, восточный роман в центр рассмотрения ставит не общественно-историческое преступление, а индивидуальную, частную вину человека перед человеком, главная цель западного романа-«расследования» представить некую метафорическую картину социального мира), однако объективной реальностью является единство культур, порождающее сходство эстетических реакций на аналогичные исторические процессы. «Устойчивость национальной культуры» (35, 209), о которой говорит Г. де Бройн, проявилась, в частности, в возникновении единой романной структуры.

Идеологически роман-«расследование» оказывается тесно связанным с этапами становления общественного мировоззрения XX века, поскольку отражает процесс перевоспитания общества. Вопрос, который выносится в качестве главного для рассмотрения в романе-«расследовании»: «Как мы стали такими, каковы мы сегодня?» — эпохален. Он связан с послевоенной ситуацией переоценки ценностей, переосмысления принципов бытования социальных систем, догматов социального мышления. Значительный пласт материала для расследования содержит процесс становления самосознания народов, до тех пор ограниченных в проявлениях свободы мысли и слова. В этом контексте показательно, что проблемы, поднимаемые немецким романом, актуальны для российских реалий истории и культуры. Романы-«расследования», включающие довоенный и военный материал, фиксируют переход от единообразной модели социального мышления к множественности позиций героев, живущих в локальном микромире. В каждом отдельном случае это изменение оказывается связано с осознанием своей роли и своего места в глобальных исторических изменениях. Выстраивание героями своего мира есть порождение чувства собственной индивидуальной ответственности, отказ от общей вины ради понимания меры своего участия в историческом преступлении, каким стала Вторая мировая война.

Осознание личной вины — знаково для литературы и философии современности. Именно оно становится предпосылкой расследования в рассматриваемых нами романах (Канта «Актовый зал», Носсака «Дело д’Артеза», Бройна «Присуждение премии», Вольф «Образы детства»), речь при этом идет о том, что обозначается Ясперсом как общечеловеческая вина.

На протяжении трех десятилетий, отражающихся избранными для рассмотрения романами в эволюции, происходит переход от непосредственно эмоционального восприятия к философско-психологическим обобщениям исторических процессов второй половины XX века.

Первый из романов, включающий лишь некоторые признаки романа-«расследования», — «Собачьи годы» Г. Грасса (1963) — представляет некое универсальное единство мира в его глобально исторической и личностной части. Изначально обозначенный подход, отраженный уже в говорящем названии, иллюстрируется намеренно разноплановыми и разноуровневыми фактами, причем объединение человека и социума происходит здесь на всех уровнях, от композиции до построения фразы.

В конце шестидесятых годов роман-«расследование» включает широкую перспективу эпохальных событий (с обзором документов, привлечением научных исследований, максимальным количеством действующих лиц, персонифицирующих тот или иной подход к основным проблемам, социальный уровень, тип личности и т. д.) и противопоставляет социуму политически индифферентного героя. Главной нравственно-этической проблемой в связи с ним становится проблема неучастия в общественных преступлениях эпохи, нравственная отстраненность и чистота. Образцы такого подхода представлены в романах Носсака «Дело д’Артеза».

1968), Грюна «Два письма Поспишилу» (1968), Бёлля «Групповой портрет с дамой» (1971).

Семидесятые — восьмидесятые отмечены развиваемой в романе-«расследовании» проблемой личной ответственности каждого за общие преступления. Десятилетия связываются в романе идеей преемственности, герой трактуется как продукт предыдущей истории. Примером может служить роман К. Вольф «Образы детства».

Эволюция проблематики романа-«расследования» может восприниматься как отражение процесса видоизменения трактовок исторических событий в общественном сознании. * *.

В общетеоретическом плане мы опираемся на глобальные труды по теории романа, такие как работы М. М. Бахтина, В. В. Виноградова, В. В. Кожинова, Г. Лукача, Э. Штайгера, К. Гамбургер. Вместе с тем современная теория романа не исчерпывается только ими и представляет достаточно широкий спектр мнений, которые также должны быть учтены. Поэтому в первой главе мы даем общий обзор проблем, связанных с современным состоянием жанра, и способов их решения. Главной задачей здесь является определение исходной позиции для последующего анализа, а также определение места исследуемой нами формы в теории и истории романа. В плане теоретическом необходимо специально остановиться на таких продуктивно используемых нами трудах: монографии Н. Т. Рымаря «Введение в теорию романа» и «Поэтика романа», где обсуждаются наиболее актуальные для нас вопросы повествовательной структуры, места автора в романе, проблемы временистатья И. Таборской «Детективная литература», где даётся наиболее полное разграничение криминального и детективного романа, предлагается значительный обзор истории становления, традиций и истоков жанрастатья У. Айзеля «Не детективный роман», рассматривающая некоторые образцы современного немецкого романа с точки зрения наличия в них признаков детектива и новой функции этих традиционных элементов развлекательной литературыстатья Д. В. Затонского «Д'Артезовская форма в новейшем романе», полностью посвященная рассматриваемой нами форме. В рамках другой терминологии, на материале двух романов («Дело д’Артеза» и «Групповой портрет с дамой») Затонский рассматривает основные черты формы романа-«расследования». В этом смысле статья необыкновенно важна для нашего исследования.

В методологическом плане данная работа представляет собой опыт типологического анализа романов одной формы, порожденной объективными историко-культурными процессами. Подобный анализ предпринимается с учетом трудов В. Жирмунского, Г. Гуковского, В. Проппа, У. Айзеля, В. Ван дер Вилля и др.

С точки зрения сущности данной романной формы предметом специального рассмотрения должны стать проблемы построения образной системы, общности романов с точки зрения структуры, проблема времени и пространства в романе-«расследовании», которые составляют содержание второй главы данной работы. Её цель — дать наиболее общую характеристику определяющих особенностей изучаемой формы. Интересно, что на этом уровне возникает своего рода противоречие между универсальностью схемы романного построения и индивидуальностью эмоционального и смыслового наполнения романов данной формы.

Наша задача — представить картину взаимодействия героев разных уровней в романе-«расследовании», показать индивидуальность их функций в общем контексте романа, определить функции повествователя в контексте образной системы.

Во втором параграфе второй главы мы рассматриваем композиционные особенности данной романной формы. Специально останавливаемся на проблеме повествовательных планов, на материале десяти рассматриваемых романов выявляем набор повторяющихся от произведения к произведению сюжетных схем и структурных элементов.

В связи с проблемой времени и пространства в романе-«расследовании» нас особо интересуют вопросы хронологической организованности, соили противопоставленности различных повествовательных планов с точки зрения времени, функции хронотопа в романах. Интересным также является вопрос границы прошлого и настоящего в произведениях.

Содержанием третьей главы является стилистический анализ романов с точки зрения форм и способов выражения в них авторской позиции, введения характеристик повествователя и действующих лиц.

В работе рассматриваются следующие образцы романа-«расследования»: романы Г. Грасса «Hundejahre» («Собачьи годы», 1963), Г. Канта «Die Aula» («Актовый зал», 1965), Г. Э. Носсака «Der Fall D’Art-ez» («Дело д’Артеза», 1968), M. фон дер Грюна «Zwei Briefe an Pospischiel» («Два письма Поспишилу», 1968). Г. де Бройна «Buridans Esel» («Буриданов осёл», 1969), Г. Бёлля «Gruppenbild mit Dame» («Групповой портрет с дамой», 1971), Г. де Бройна «Preisverleihung» («Присуждение премии», 1972), JI. Ринзер «Der schwarze Esel» («Черный осёл», 1974), К. Вольф «Kindheitsmuster» («Образы детства», 1976), М. фон дер Грюна «Die Lawine» («Лавина», 1986).

Заключение

.

На основании поведенного анализа выбранных образцов романа-«расследования» можно сделать следующие выводы.

Во-первых, выделение жанровой формы романа-«расследования» логично и обоснованно, так как :

• романы-«расследования» представляют сходное соотношение человека и мира в художественной целостности повествования — это всегда история общности, поданная через призму истории личности;

• роман-«расследование» — детективная по форме история, из которой изъято собственно преступление, а также подчинение содержания изложению определённой логической задачи;

• форма представлена большим количеством образцов;

• имеет общее структурное построение, законы организации образной системы, хронотопа;

• опирается на логически прослеживаемую литературную традицию;

• связана с историческим фоном второй половины XX века, который определяет тип проблематики;

• эволюционирует вместе с изменением восприятия основных исторических событий, в частности Второй мировой войны и послевоенного пересмотра общественных принципов, идей и норм.

Во-вторых, рассматривая литературную традицию, формирующую роман-«расследование, нужно говорить о сочетании, с одной стороны, философской повести XVIII века, немецкого романтического романа о художнике и полифонического романа, с другой стороны, детективной традиции.

От первой роман-«расследование» заимствует набор способов объективации подачи материала: введение рассказчика, представляющего образец чужого сознания, поскольку он, как правило, не обладает информацией о расследуемом событии или обладает неполной информацией, которую необходимо подвергнуть пересмотру, стилизацию повествования в соответствии с образом «следователя», традицию предоставления слова в романе множеству героев наравне с автором с тем, чтобы создать эффект объемности повествования представить множественность вариантов реакции на одно и то же событие. От второй — традицию обнародования частной жизни человека, поскольку следствие и суд — универсальное, в данном случае, средство. К тому же детективная литература изначально оценочна и в этом смысле может продуктивно использоваться, поскольку оценка описываемых событий входит и в задачи повествователя в романе-«расследовании», кроме того, заимствуется структура традиционного детектива.

В-третьих, история бытования формы заключается в трех десятилетиях второй половины XX века (60-е, 70-е, 80-е годы). Образцовыми в смысле воплощения формы являются романы Носсака «Дело д’Артеза», Бёлля «Групповой портрет с дамой», Бройна «Присуждение премии», Ринзер «Черный осел», Вольф «Образы детства». Написанные ранее романы Канта «Актовый зал» и, в особенности, Грасса «Собачьи годы» вписываются в историю формы в силу рассказываемое&tradeсюжета и образа рассказчика, который ставит перед собой задачу объективного воспроизведения прошлого во всей его полноте. Что касается наиболее позднего образца — романа М. фон дер Грюна «Лавина», — то здесь явно усиливается детективно-криминальная сторона сюжета.

Все рассматриваемые романы можно разделить на две большие группы: с одной стороны, те, главный герой которых посторонний наблюдатель, незнакомый с историей героев и самими героями, подчеркивающий свою изначальную незаинтересованность, с другой, — те, в которых рассказчик является одновременно участником событий. Но нужно подчеркнуть, что никогда повествователь не обладает всей информацией, его функциональной задачей в романе-«расследовании» является восполнение пробелов в собственных знаниях, получение и изложение новых фактов, что объясняется либо возрастом героя (например, герои романов «Два письма Поспишилу» и «Черный осел» были слишком малы, чтобы все помнить), либо его субъективностью (герой «Актового зала» не мог своевременно реагировать на факты адекватно в силу собственных страстей), либо философско-этическими идеями автора (в романе «Образы детства» подробно обсуждается вопрос идентичности самому себе взрослого человека и ребенка).

В-четвертых, структура романа-«расследования» подчинена логике традиционного детектива. Можно выделить три уровня образов в системе взаимопроникающих, но четко очерченных «ценностных контекстов», через которые подаются события:

1. Уровень непосредственной реакции героя на событие реальности. Здесь действуют герои, сознательно удаленные от читателя при помощи временной дистанции, выведения из активного действия, фрагментарности изложения и т. д. Здесь действуют герои, не появляющиеся в романе непосредственно, события, связанные с ними, даны в косвенном изложении, целиком включены в «ценностный контекст» героев, рассказывающих о прошлом.

2. «Свидетели», которые представляют типы реакции на событие и героя первого уровня. Главная их функция — беседа с рассказчиком, не включенная в биографическое и историческое время. Событие «рассказывания» включается в некое абстрактное романное настоящее. Они создают некий «интеллектуальный фон», становятся характеристикой общественной среды, в которой происходит действие.

3. Рассказчик, ведущий расследование. Он выступает в двойной функции: двигатель сюжета и воплощение «образцовой» оценки каждого романного факта.

В каждом из романов эта схема представлена по-своему, однако является константой, объединяющей форму.

Далее, повествование романа-«расследования» составляют два повествовательных уровня. Внутренний план событиен, фрагментарен, поскольку восстанавливается из воспоминаний и рассказов, обширен в смысле событийной и временной наполненности, условен, олитературен. Он активно удаляется от читателя с тем, чтобы в качестве главного события представить внешнее. Внешнее действие романа-«расследования» составляет процесс сбора сведений: общение со свидетелями, изучение документов, установление истины в максимальном объеме. Его составляют «узловые моменты» расследования: побудительные мотивы, указания на источники информации, промежуточные и окончательные выводы. Традиционно этот план составляет несколько композиционных частей, объединенных кольцевым построением: роман этой формы начинают и заканчивают авторские рассуждения, тезисы и выводы, иногда кольцевое построение выражается и на уровне события, пространства и т. д. Важным элементом структуры романа-«расследования» является «чужая речь», вводимая с помощью ремарок, драматических диалогов, несобственно прямой речи, активно используемых полифонических сцен. В качестве источников информации в романы вводятся и материальные свидетельства: фотографии, газетные материалы, документы и статистические справки, учебники, энциклопедии, описания произведений других видов искусств.

Кроме того, роман-«расследование» совмещает в себе прошлое, происходящее в определённый, ограниченный промежуток времени в локальном пространстве, и настоящее, чаще всего неопределённое по продолжительности, время проведения расследования. Историческое время двух планов романа-«расследования» строится как параллельное, воспроизводится по сходной схеме, рассматривается в общем этическом контексте и выстраивается в некий событийный ряд. Что касается биографического времени, то романы представляют сочетание значимого отрезка прошлого и внебиографического событийного плана. Интересно, что прошлое и настоящее в романах дистанцируются не только по принципу временной удаленности друг от друга, но и по тому, принадлежностью жизни кого из героев являются, в чей ценностный контекст включены. Время оказывается поставлено в зависимость от образа, а не наоборот.

Пространственно-временные планы повествования связаны идейно, ассоциативно, функционально и могут служить для создания общей перспективы, характеристики персонажей, выступать в качестве формы оценки действительности, передачи психологического состояния и атмосферы, в которой происходит действие, выступают как способ отбора материала.

Романы-«расследования» содержат также условный вневременной и внепространственный планы, которые организуются по литературным законам, создаваемым повествователем.

Затем, особое место в романе-«расследовании» занимает автор (повествователь). Он не просто точка зрения, а конкретный герой со своим, иногда условным, характером, портретом и биографией. Он всегда незаинтересован, объективен, не обладает всей полнотой информации. Рассказчики обладают сходными характеристиками: средний возраст, определённая историческая и социальная (имущественная) позиция, в большинстве случаев они художники. Отсюда общность их этических норм.

В романе-«расследовании» рассказчик выполняет определённый набор обязательных функций: описание пути поиска материала, организация текста романа, иногда вмешательство в события внешнего повествовательного плана, он является в романе образцом реакции, поскольку обладает необходимой для этого вненаходимостью.

Важнейшей функцией автора в романе-«расследовании» является определение степени объективности свидетелей и в этом смысле большое значение имеют авторские характеристики, комментарии и замечания, относящиеся к его собеседникам. В этом смысле используются: открытая оценка (в основном когда речь идет о «врагах»), портретные характеристики, игра с именами (безымянность, псевдонимы и т. д.), интерьеры и пейзажи, предметы, детали, вещи героя, литературные параллели. Специально уделяется внимание соответствию состояния героя содержанию его рассказа.

В силу полифонической природы романа-«расследования» в нём возникает некая разговорная среда, позволяющая дать самохарактеристики героев через их речь. «Звучащее» слово многофункционально: оно отражает не только точку зрения героя, но и дает возможность читателю составить представление о нем как о свидетеле. Кроме того, оно всегда подаётся в «завершающем контексте» рассказчика и автора, поскольку характеристика персонажей в романе-«расследовании» важна не сама по себе, а как способ выражения позиции рассказчика, его подхода к обсуждаемой проблеме, как характеристика романного фона.

Помимо характеристики «свидетелей» рассказчики в романе-«расследовании» используют в качестве оценки событий и героев описание собственных чувств с последующим определением их как «правильных» или «неправильных».

Для характеристики фона служат и эпизоды, когда рассказчик намеренно устраняется из повествования для введения эпизодов, носящих характер вставных, напрямую не связанных с повествованием.

В завершение необходимо отметить, что хотя цель данного исследования составляет поэтика, необходимо учитывать, что «тематика. всё-таки реальна и для «художественной реальности» «(83, 195). В этом смысле показательна общность проблематики рассматриваемых романов: они объединены проблемой ответственности. Вне зависимости от степени удаленности персонажа от описываемого факта, в процессе изучения его герой осознаёт свою сопричастность. Трактовка всех участников повествования как людей, несущих свою часть ответственности за описываемые события, объединяет их.

На основании данных признаков могут быть выявлены и другие образцы подобной романной формы. Возможен поиск их не только в немецкой, но и в других национальных литературах. Таким образом, данное исследование может быть продолжено в этом направлении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. де. Буриданов осел / пер. Е. Кацевой.- М.: Прогресс, 1970. 231 с.
  2. Г. де Присуждение премии. / пер. Е. Кацевой .- М.: Прогресс, 1975.152 с.
  3. К. Образы детства./ пер. П. Грушко // Знамя.- 1989.-№ 6. С. 98 — 166, № 7.-С. 57- 108, № 8.-С. 51 — 106, № 9. — С. 85 — 142
  4. М. фон дер. Два письма Поспишилу./ пер. В. Стеженского и С. Фридлянд.- М.: Прогресс, 1972.- 220 с.
  5. М. фон дер. Лавина / пер. В. Стеженского.- М.: Радуга, 1989.- 126 с.
  6. Г. Актовый зал. / пер. И. Каринцевой и А. Исаевой // Кант Г. Романы.-М.: Радуга, 1987.- С. 25−355
  7. Г. Э. Дело д’Артеза. / пер. И Каринцевой // Носсак Г. Э. Избранное .М.: Радуга, 1982.- С.267−510
  8. Boll Н. Gruppenbild mit Dame.- Koln: Kiepenheuer und Witsch, 1971.- 400 s.
  9. Bruyn G. de. Buridans Esel.- Berlin: Mitteldeutscher Verlag Halle, 1968.- 248 s.
  10. Bruyn G. de. Die Preisverleihung.- Halle: Mitteldeutscher Verlag, 1972.- 270 s.
  11. Grass G. Hundejahre.- Darmstadt: by Hermann Luchterhand Verlag, 1974. -473s.
  12. Grun M. von der. Die Lawine. Darmstadt und Neuwied: by Hermann Luchterhand Verlag, 1986.- 364 s.
  13. Grun M. von der. Zwei Briefe an Pospischiel.- Berlin Neuwied: Hermann Luchterhand Verlag, 1968.- 308 s.
  14. Kant H. Die Aula.- Berlin: Rutten und Loening, 1965.- 466 s.
  15. Nossack H. E. Der Fall d’Artez.- Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1968.- 322 s.
  16. Rinser L. Der schwarze Esel.- Frankfurt am Main: Fischer, 1985.- 202 s.
  17. Wolf Ch. Kindheitsmuster.- Berlin Weimar: Aufbau — Verlag, 1976.- 534 s.* *
  18. Актуальные вопросы теории и истории зарубежного романа XVII XX веков: Сб. ст. — Днепропетровск: ДГУ. 1984. — 122 с.
  19. М.М. Проблемы творчества Ф.М. Достоевского .- 5-е изд. Киев: NEXT, 1994.-510 с.
  20. М.М. Эстетика словесного творчества./ Сост. С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1986. — 445 с.
  21. М. Текстовое строение рассказчика в произведениях, написанных от первого лица (на примере английского и американского «подросткового» романа) автореф. дис. на соиск. ученой степ, кандидата фил. наук. — Л.: ЛГУ, 1969. — 18 с.
  22. Г. Преследователь / пер. Н. Касаткиной и И. Татариновой.- М.: Изд-во иностр. лит., 1963. 168с.
  23. В.В. Исследования по поэтике и стилистике. Л.: Наука. Лен. отделение, 1972. — 277 с.
  24. B.B. О художественной прозе. M.-JL: Государственное издательство, 1930. — 190 с.
  25. И.И. Искусство. Истина. Реализм. М.:Искусство, 1975. — 175с.
  26. И.Г. Художник и действительность. Заметки о романах Кристы Вольф «Расколотое небо» и Эрвина Штриттматтера «Оле Бинкоп». -Ташкент: Изд-во Ташкентского ун-та. Научные труды. Вып. 444. — 1973. -С. 102−120
  27. Е. В. Эстетика М.М. Бахтина .- М.: Знание, 1990. 64 с.
  28. К. Расколотое небо. М.: Прогресс, 1964. — 231 с.
  29. .М. Полифония как принцип и полнота //Бахтин М.М.: Эстетическое наследие и современность: Межвузовский сборник научных трудов .- Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1992.- Ч.И. С. 241−252
  30. Г. Сочинения. М.: Изд-во АН СССР, 1958.- 440 с.
  31. X. Возможности романа // Судьбы романа: Сборник статей .М, Прогресс, 1975.- С.181−189
  32. П.А. История и современность в художественной и эссеистической прозе Кристы Вольф 70−80-х годов. дис. на соиск. ученой степ, кандидата фил. наук. — М.: Мгу, 1993. — 190 с.
  33. П.Г. Проблемы романа (Жанровые особенности романа).-автореф. на соискание уч. степ, кандидата фил наук. Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1969. — 20 с.
  34. Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1994, № 1,3
  35. В.Д. Идеи времени и формы времени. JL: Сов. писатель, 1980. -598 с.
  36. В.Д. Проблемы реализма .- Л.: Советский писатель, 1961. 370 с.
  37. В.Д. С единой точки зрения. Л.: Сов. писатель, 1989. — 372 с.
  38. В.Д. Черты романа XX века .- Л.: Советский писатель, 1965. 548 с.
  39. . Болезнь века // Судьбы романа: Сборник статей М.: Прогресс, 1975. С. 68−72
  40. Жанровое своеобразие современной прозы Запада./ Сост. Д. В. Затонский, Т. Н. Денисова, Ю. П. Уваров, В. И. Оленева. Киев: Наук. Думка, 1989. — 304 с.
  41. Д.Г. Английский роман XX века. М.: Наука, 1965. — 346 с.
  42. Д.В. «Д'Артезовская форма» в новейшем романе // Затонский Д. В. В наше время. М.: Сов. писатель, 1979. — 431 с.
  43. Д.В. Взаимодействие формы и содержания в реалистических художественных произведениях. Киев: Наук, думка, 1988. — 300 с.
  44. Д.В. Художественные ориентиры XX века. М.: Сов. писатель, 1988.-431 с.
  45. Д.В. Элитарное представление об искусстве и современный мир. Киев: Наук, думка, 1980. — 298 с.
  46. В.А. Способы выражения внутренней речи персонажей в художественном тексте (на материале современной прозы ФРГ, ГДР и Австрии). автореф. на соискание уч. степ, кандидата фил. наук. — Л.: ЛГУ, 1989.- 18 с.
  47. Э. А. Романы Г. Бёлля (Вопросы поэтики).- автореф. на соискание уч. степ, кандидата фил. наук. Нижний Новгород, 1994.- 16 с.
  48. З.И. Французский роман XX века. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1977. — 351 с.
  49. В.В. Происхождение романа: Теоретико-исторический очерк .М.: Советский писатель, 1963. 440 с.
  50. М.М. Советский роман: Очерки .- М.: Советский писатель, 1963. 302 с.
  51. Н.Л. Движение времени и законы жанра: жанровые закономерности развития сов. прозы в 60−70-е гг. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. — 254 с.
  52. Н.С. Зарубежный роман. Проблемы метода и жанра. Пермь: ПТУ, 1982.- 152 с.
  53. Н.С. Роман как художественная система: Учебное пособие по спецкурсу. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1985. — 80 с.
  54. Ю. М. Лекции по структуральной поэтике .- Вып. 1.- Тарту: Изд-во Тарт. гос. ун-та, 1964. 195 с.
  55. Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Труды по знаковым системам: Сборник статей в честь М. М. Бахтина (к 75-летию со дня рождения). Тарту: Изд-во Тарт. гос. ун-та, 1973. — С.228 — 240
  56. A.B. В границах времени // Лит. обозрение, 1984. -№ 3. С. 70−73
  57. И.В. Развитие романа ГДР в типологическом рассмотрении. -дис. на соиск. ученой степ, доктора фил. наук. М.: МГУ, 1986. — 356 с.
  58. Т. Л. Достояние современного реализма. М.: Сов. писатель, 1973.-471 с.
  59. Т. Л. Зарубежный роман сегодня. М.: Сов. Писатель, 1966. -472 с.
  60. Т.Л. Беспощадная память (заметки о романах Г. Бёлля) // Знамя. 1987.- № 6. — С. 221 — 225
  61. Т.Л. Роман свободная форма. — М.: Советский писатель, 1982. — 400 с.
  62. Ф.С. Французский роман наших дней. М.: Науак, 1980. -342с.
  63. C.B. Заметки об эпической временной системе // Труды по знаковым системам: Сборник статей в честь М. М. Бахтина (к 75-летию со дня рождения). Тарту: Изд-во Тарт. гос. ун-та, 1973. — С. 145−161
  64. Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе, 70-е годы // под ред. И. А. Тертеряна, Ю. И. Архипова и др. М.: Наука, 1982. -320 с.
  65. В. Комическое и сатирическое в романе Германа Канта «Актовый зал» // Верность правде жизни .- М.: Сов. Писатель, 1969. 145−161с.
  66. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Ортега-и-Гассет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы. М.: Радуга, 1991. — С. 500 -520
  67. Ортега-и-Гассет X. Человек и люди // Ортега-и-Гассет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы. М.: Радуга, 1991. — С. 230 — 298
  68. Ортега-и-Гассет X. Эссе на эстетические темы. // Ортега-и-Гассет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы. М.: Радуга, 1991. — С. 480 -500
  69. C.B. Принцип повтора у Генриха Белля и перевод. // В кн. Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. Омск: ОГУ, 1972. — С. 23−33
  70. C.B. Проблема рассказчика в романах Г. Белля 50−70-х годов. -автореф. на соиск. ученой степ, кандидата фил. наук. С.-Пб.: ЛГУ, 1992.19 с.
  71. Н.С. Типология немецкого романа. 1900−1946. М.: Наука, 1982. — 276 с.
  72. Э. Несколько тезисов о современном романе // Судьбы романа: Сборник статей .- М.: Прогресс, 1975. С. 81−86
  73. В.Ф. Проблемы теории романа. М.: Современник, 1982. -218с.
  74. Н. Диалог о диалоге: Бахтин Виноградов (1924 — 1965) // Бахтинология: Исследования, переводы, публикации // Сост. К. Г. Исупов. -СПб.: Алетейя, 1995. — С. 155 — 171
  75. К. Проблемы современного романа // Судьбы романа: Сборник статей М.: Прогресс, 1975. С. 200−242
  76. Н.Т. Введение в теорию романа. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1989. — 270 с.
  77. Н.Т. Поэтика романа. Куйбышев: Изд-во Самарского университета, Куйбышевский филиал, 1990. — 254 с.
  78. Н.Т. Современный западный роман. Проблемы эпической формы. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1978. 128 с.
  79. В.А. Полифонизм художественный // Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник / Сост. Г. К. Щенников Челябинск: Металл, 1997.-С. 107−108
  80. Т.И. Структура абзаца в прозе Г. Белля // Иностранный язык в школе. 1973.-№ 4.-С. 7−15
  81. Современный роман. Опыт исследования. -М.: Наука, 1990. 285 с.
  82. М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения (Проблемы типологии).- Киев-Одесса: Головное изд-во издательского объединения «Вища школа», 1983. 140 с.
  83. В.О. О поэтической природе романа //Звезда .- 1963. № 4. — С. 2855
  84. К.К. Динамика жанра (особенное и общее в опыте современного романа). М.: Наука, 1989. — 152 с.
  85. П.М. Овладение реальностью. -М.: Сов. Писатель, 1980. 482 с.
  86. В.А. Рассказчик в «Бесах» Ф.М. Достоевского // Исследования по поэтике и стилистике./ Под ред. Виноградова В.В.- Л.: Наука, 1972. С. 103- 160
  87. .А. Поэтика композиции . Структура художественного текста и типология композиционной формы- M.: Искусство, 1970. 225 с.
  88. С.Н. Современный английский роман. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1988. 182 с.
  89. Г. М. О некоторых проблемах поэтики сегодня // Исследования по поэтике и стилистике / Под ред. В. В. Виноградова .- Л.: Наука, 1972. С. 5−38
  90. П. Роман сегодня // Судьбы романа: Сборник статей .- М.: Прогресс, 1975. С. 72−79
  91. Н.И. Позиция писателя и развитие романных форм. Киев: Наук. Думка. 1990.-210 с.
  92. A.B. Ритм образа: Стилистические проблемы. М.: Сов. писатель, 1980. — 335 с.
  93. А.П. Люди с тихим голосом // Звезда. 1965.- № 6. — С. 203−223
  94. А.Я. Внутрижанровая типология и пути её изучения .- М.: Изд-воМГУ, 1984.- 184 с.
  95. К. Вопрос виновности // Знамя .- 1994 .- № 1. С. 146−149 Х* *
  96. Anderle Н.Р. Christa Wolf. Portrat. Literaturhinweise // Anderle H.P. Mitteldeutscher Erzahler.- Koln: Bohlau Verlag, 1965. S. 210−219
  97. Anz Th. Es geht nicht um Christa Wolf.- Frankfurt am Main: Fischer, 1994. -345 s.
  98. Anz Th. Gesund oder Krank?: Medizin, Moral und Asthetik in der deutschen Gegenwartslit.- Stuttgart: Metzler, 1989. 259 s.
  99. Arnold L. Die Rolle des deutschen Romans der sechziger Jahre.- Stuttgart: W. Rohlhammer GmbH, 1974. 130 s.
  100. Auer A. Eine einfache Sache. Zu dem Roman «Die Aula» von Kant (1965) // Auer A. Standorte Erkunden. — Halle: Lang, 1967. — S. 33−50
  101. Autorenlexikon deutschsprachiger Literatur des 20. Jahrhunderts // Herausgegeben von Manfred Brauneck.- Rowohlt Hamburg: Rowohlt Taschenbuch Verlag, 1994.- 624 s.
  102. Baumgart R. Deutsche Literatur der Gegenwart. Kritiken Essays -Kommentare.- Munchen — Wien: Carl Hanser Verlag, 1994. — 600 s.
  103. Benjamin W. Brechts Dreigroschenroman // Benjamin W. Gesammelte Schriften.- Stuttgart: W. Rohlhammer GmbH.- Bd. 3.- 1972.- S. 34−67
  104. Bernhard H.J. Die Romane Henrich Bolls. Gesellschaftskritik und Gemeinschaftsutopie.- Bern: Rutten und Loening, 1973. 423 s.
  105. Bienek H. Hanz Erich Nossack // Bienek H. Werkstattgesprache mit Schriftstellern.- Munchen: Felix Weineid, 1962. S. 71−84
  106. Boschenstein B. Jean Pauls Romankonzeption // Deutsche Romantheorien: Beitrage zu einer historischen Poetik des Romans in Deutschland // Herausgegeben von Reinhold Grimm.- Frankfurt am Main Bonn: Athenaum Verlag GmbH, 1968. — S. 111−127
  107. Brinkmann R. Die Ich-Form und ihre Funktion in T. Manns «Doktor Faustus» und in der deutschen Literatur der Gegenwart.- Tubingen: Gedruckt mit Genehmigung der Philosophischen Fakultat der Universitat Tubingen, 1966. -310 s.
  108. Buch H.Ch. Kritische Walder. Essays Kritiken Glossen. Hamburg: Veroffentlicht im Rowohlt Tachenbuch Verlag GmbH, 1972. — 159 s.
  109. Conrad R. Henrich Boll.- Frankfurt am Main Munchen: Lang, 1981. — 228 s.
  110. Der deutsche Roman nach 1945/ Themen, Texte, Interpretationen / Hrsg. Von H.G. Rotzer, M. Brauneck. Bamberg: C.C. Bucheners Verlag, 1993. — 280 s.
  111. Der Mensch wird an seiner Dummheit sterben: Gunter-Grass-Konf., Karpacz 17−23 Mai 1987 / Red. Norbert Honsza et al. Worclaw: Wud-wo Univ. Wroclawskiego, 1990. — 167 s.
  112. Deutsche Romane von Grimmelshausen bis Musil: Bucher des Wissens.-Hamburg: Fischer Bucherei KG, 1966. 340 s.
  113. Die Deutsche Literatur im 20. Jahrhundert. Strukturen und Gestalten // Herausgegeben von O. Mann und W. Rothe.- Bd.l.- Bern: A. Francke AG, 1967. 296 s.
  114. Die Ich-Form und Funktion in T. Manns «Doktor Faustus» und der deutschen Literatur der Gegenwart. Tubingen: Max Niemeyer Verlag, 1966. — 246 s.
  115. Die subversive Madonna. Ein Schlussel zum Werk Heinrich Boll / Hrsg. Und einem Vorw. Von Renate Matthaei Koln: Kiepenheuer und Witsch, 1975. — 158 s.
  116. Eisele U. Die Struktur des modernen deutschen Romans.- Tubingen-Niemeyer: Max Niemeyer Verlag, 1984. 380 s.
  117. Ermert K., Gast W. Der neue deutsche Kriminalroman: Beitrage zur Darstellung, Interpretation und Kritik eines popularen Genres.- Rehburg -Loccum: Konigshausen und Neumann, 1991. 224 s.
  118. Erzahlen, Erinnern: deutsche Prosa der Gegenwart- Interpretationen // Hrsg. Von Herbert Kaiser und Gernhard Kopf. 1. Aufl. — Frankfurt am Main: Diesterweg, 1992. -410 s.
  119. Erzahlforschung: ein Symposion // Herausgegeben von Eberhard Lammert.-Styttgart: Metzler, 1982. 730 s.
  120. Esselborn K.G. Gesellschaftskritische Literatur nach 1945: Politische Resignation und konservative Kulturkritik, besonders am Beispiel Hanz Erich Nossack.- Munchen: Fink, 1977. 221 s.
  121. Esselborn-Krumbiegel H. Der «Held» im Roman: Formen des deutschen Entwicklungsromans im fruhen 20. Jahrhundert Darmstadt: Wiss. Buchges., 1983.-211 s.
  122. L. «Die Blechtrommel» von Gunter Grass. Versuch einer Interpretation.- Bern Frankfurt am Main — Munchen: Lang, 1976. — 148 s.
  123. Gaevenitz G. Von Die Setzung des Subjekts.- Tubingen: Max Niemeyer Verlag, 1973.- 168 s.
  124. Geisthardt HJ. Das Thema der Nation und zwei Literaturen-Nachweis an Christa Wolf Uwe Johnson // Geschichte der deutschen Literatur aus Methoden.- Bd.2.- Frankfurt am Main: R.G.Fischer, 1973. — S. 223−239
  125. Geulen H. Hanz Erich Nossack // Deutsche Literatur seit 1945. Stuttgart: Metzler, 1968. — S. 197−220
  126. Gortz F.J. Gunter Grass Zur Pathogenese eines Markenbilds: Die Literaturkritik der Massenmedien, 1959 — 1969. Eine Untersuchung mit Hilfe datenverarbeitender Methoden.- Meisenheim a. Glan: Hain, 1978. — 383 s.
  127. Grawe Ch. Sprache im Prosawerk. Beispiele von Goete, Fontane, Th. Mann, Bergengruen, Kleist und Johnson. Bonn: Bouvier Verlag Herbert Grundmann, 1987.- Iiis.
  128. Grimm R. Deutsche Romantheorien: Beitrage zu einer historischen Poetik des Romans in Deutschland.- Frankfurt am Main Bonn: Athenaum Verlag GmbH, 1968. — 196 s.
  129. Gundolf F. Grimmelshausen und der Simplicissimus // Deutsche Romane von Grimmelshausen bis Musil: Bucher des Wissens .- Hamburg: Fischer Bucherei KG, 1966.-S. 35−57
  130. Hamburger K. Die Logik der Dichtung. Stuttgart: Klitt, 1957. — 256 s.
  131. Hamburger K. Zum Strukturproblem der epischen und dramatischen Dichtung. Stuttgart: Klitt, 1951. — 130 s.
  132. Hamburger M. Das Form-Problem in der neueren deutschen Asthetik und Kunsttheorie. Heidelberg: Carl Winters Universitatsbuchhandlung, 1915.-159 s.
  133. Hamburger M. Vernunft und Rebellion. Aufsatze zur Gesellschaftskritik in der deutschen Literatur. Munchen: Carl Hanser Verlag, 1969. — 236 s.
  134. Haubrichs W., Klesczewski R. Ertrage der Diskussion / Erzahlforschung: ein Symposion // Herausgegeben von Eberhard Lammert.- Styttgart: Metzler, 1982. -185−197 s.
  135. Hauscheidt M. Gunter Grass: Wort Zahl — Gott. Der «phantastische Realismus» in den «Hundejahren».- Bonn: Bouveier Verlag Grundmann, 1976. -758 s.
  136. Heissenbuttel H. Frankfurter Vorlesungen uber Poetik. 4 Theorien der Erzahlung // Romantheorie. Dokumentation ihrer Geschichte in Deutschland seit 1880 // Herausgegeben von Eberhard Lammert Konigstein / Ts.: Athenaum, 1984.-S. 112−128
  137. Hirdina K. Gunter de Bruyn: Leben und Werk. Berlin: Volk und Wissen, 1983. — 163 s.
  138. Hoffmann L. Henrich Boll. Einfuhrung in Leben und Werk.- Luxemburg: Verlag der St.-Paulus-Druckerei, 1965. 84 s.
  139. Holl O. Der Roman als Funktion und Uberwindung der Zeit.- Bonn: H. Bouvier u. Co. Verlag, 1968. 252 s.
  140. Honsza N. Gunter Grass: Werk und Wirklichkeit.- Wroclaw: Wyd-wo Uniw. Wroclawskiego, 1987. 145 s.
  141. Hornigk T. Christa Wolf.- 2 Aufl.- Gottingen: Steindl., 1989. 247 s.
  142. Horst K. A. Das Abenteuer der deutschen Literatur im 20. Jahrhundert.-Munchen: Nymphenburger Verlag, 1964. 160 s.
  143. Horst K. A. Das Spektrum des modernen Romans.- Munchen: Verlag C.H. Beck, i960. 154 s.
  144. Horst K. A. Kritischer Fuhrer durch die deutsche Literatur der Gegenwart (Roman. Lirik. Essay). Munchen: Nymphenburger Verlag, 1962. — 526 s.
  145. Hrabak J. Poetika.- Praha: Ceskoslovensk’i spisovatel, 1973. 336 s.
  146. Keit-Smith B. Hans Erich Nossak // Essays on contemporary German Literature. Stuttgart: Metzler, 1968. — S. 63−85
  147. Klasson V. Bewusstheit, Emanzipation und Frauenproblematik in «Der geteilte Himmel» und drei weiteren Texten von Christa Wolf. Goteborg: Fink, 1991.- 192 s.
  148. Klotz V. Erzahlen als Vollendung Vorlaufige Notizen zu zyklischem, instrumentalem und praktischem Erzahlen / Erzahlforschung: ein Symposion // Herausgegeben von Eberhard Lammert.- Stuttgart: Metzler, 1982. — 319−335 s.
  149. Kohler Th. Detektive im Dickicht. (Studien zur literarischen Tiefenhermeneutik von M. Bonaparte, A. Schmidt, A. Lorenzer und W. Benjamin) Bielefeld: Aisthesis Verlag, 1994. — 145 s.
  150. Koskella G.A. Die Kri se des deutschen Romans*1960 1970.- Franrfurt am Main: R.G.Fischer, 1986. — 432 s.
  151. Krenzlin L. Hermann Kant: Leben und Werk: Volk und Wissen. Bonn: Bouvier Verlag Grundmann, 1980. — 264 s.
  152. Krumbholz M. Ironie im zeitgenossischen Ich-Roman: Grass Walser — Boll.-Munhcen: Fink, 1980. — 126 s.
  153. L. Rinser: Materialien zu Leben und Werk / Hrsg. Von Hans-Rudiger Schwab. Frankfurt am Main: R.G.Fischer, 1986. — 307 s.
  154. Langenbruch T. Dialectical humor in Hermann Kant’s novel «Die Aula».-Bonn: Bouvier Verlag Grundmann, 1975. -216 s.
  155. Lehnardt E. Urchristentum und Wohlstandsgesellschaft: Das Romanwerk Henrich Boll von «Haus ohne Huter» bis «Gruppenbild mit Dame».- Bern etc.:Lang, 1984. 355 s.
  156. Lukacs G. Der historische Roman. Berlin: Aufbau Verlag, 1955. — 393 s.
  157. Lukacs G. Die Theorie des Romans. Ein geschichtsphilosophischer Versuch uber die Formen der grossen Epik.- Berlin: Cassirer, 1920. 200 s.
  158. Lukacs G. Skizze einer Geschichte der neueren deutschen Literatur.- Berlin: Aufbau Verlag, 1955. 163 s.
  159. M. Von der Grun. Auskunft fur Leser / Hrsg. Von Stephan Reinhardt. Orig. -Ausg. — Darmstadt — Neuwied: Luchterhad, 1986. — 281 s.
  160. Markwardt B. Geschichte der deutschen Poetik, Bd.III.- Bern.: A. Francke AG, 1958.-234 s.
  161. Mauser W., Mauser H. Christa Wolf: Nachdenken uber Christa T. / Wolfram und Helmtrud Mauser. Munchen: Fink, 1987. — 120 s.
  162. Mobius H. Arbeiterliteratur in der BRD. Eine Analyse von Industriereportagen und Reportagenroman.- Koln: Pahl-Rugenstein, 1970. 103 s.
  163. Mundt T. Kritische Walder. Blatter zur Beurteilung der Literatur, Kunst und Wissenschaft unserer Zeit.- Leipzig: Rowohlt Taschenbuch Verlag, 1933. 220 s.
  164. Neuhaus V. Gunter Grass.- Stuttgart: Metzler, 1979. 182 s.
  165. Ortmann D. Christa Wolf «Kindheitsmuster»: Als Beitz. Zur undividuellen Faschismusauseinandersetzung fur christlicheLeser.- Essen: Die blau Eule, 1987. 170 s. ii
  166. Pak S. Probleme der Utopie bei Christa Wolf: Uberlegungen zu «Kein Ort. Nirgends» und «Kassandra».- Frankfurt a. Main etc.: Lang, 1989. 253 s.
  167. Probleme der Moderne: Studien zur deutschen Literatur von Nietzsche bis• t
  168. Brecht- Gestschrift fur Walter Sokel // Hrsg. Von Benjamin Bennet, Anton Kaes, William J. Lillyman. Tubingen: Max Niemeyer Verlag, 1983. — 498 s.
  169. Prodaniuk I. The Imageri in Heinrich BOll’s Novels. Bonn: Bouvier Verlag Herbert Grundmann, 1979. — 146s.
  170. Rang B. Die deutsche Epik des 20. Jahrhunderts // Die deutsche Literatur im 20. Jahrhundert. Strukturen und Gestalten // Herausgegeben von O. Mann und W. Rothe.- Bd. 1.- Bern: A. Francke AG, 1967. S. 125−148
  171. Richter F.R. Gunter Grass: Die Vergangenheitsbewaltigung in der Danzig-Trilogie.- Bonn: Bouvier, 1979. -169 s.
  172. Romantheorie. Dokumentation ihrer Geschichte in Deutschland seit 1880 / Hrsg. Eberhard Lammert. Konigstein. — Ts.: Athenaum, 1984. — 446 s.
  173. Scheunemann D. Romankrise. Die Entstehungsgeschichte der modernen Romanpoetik.- Heidelberg: Carl Winters Universitatsbuchhandlung, 1978. 146 s.
  174. Schmid Ch. Monologische Kunst. Untersuchu ngen zum Werk von Hans Erich Nossak. Stuttgart: Kohlhammer, 1968. — 120 s.
  175. Schuler B. Phantastische Authentizitat: Wirklichkeit im Werk Christa Wolf .-Franrfurt a. Main etc.: Lang, 1988. 230 s.
  176. Schwarz W.J. Der Erzahler Heinrich Boll. Seine Werke und Gestalten.- BernMunchen: Francke, 1967. 129 s.
  177. Staiger E. Geist und Zeitgeist. Zurich: Atlantis — Verlag, 1964. — 64s.
  178. Staiger E. Grundbegriffe der Poetik.- Bern: Atlantik Verlag, 1968. 256 s.
  179. Stanzel F. K. Die Opposition Erzahler Reflektor im erzahlerischen Diskurs // Erzahlforschung: ein Symposion // Herausgegeben von Eberhard Lammert.-StMttgart: Metzler, 1982. — S. 35−47
  180. Stanzel F. Narrative Situations in the Novel.- Bonn: Verlag Herbert Grundmann, 1971. 160 s.
  181. Stephan A. Christa Wolf.- Munchen: Beck, 1987. 198 s.
  182. Stuhler F. Totale Welten: der moderne deutsche Grosstadtroman.- Regensburg: Roderer, 1989. 156 s.
  183. Taborska J. Detektivn’i literatura // Slovn’ik Liter" arni teorie // Vlas’in a kol.- Praha: Ceskoslovensk’y spisovatel, 1977. S. 146
  184. Van der Will W. Pikaro heute. Metamorphosen des Schelms bei Thomas Mann, Doblin, Brecht, Grass.- Stuttgart: W. Kohlhammer GmbH, 1967. 79 s.
  185. Weidle W. Der Schwund der Phantasiewelten // Pladoyer fur eine neue Literature.- Marz: Deutscher Taschenbuch Verlag GmbH & Co. KG, 1969. S. 7−43
  186. Wittstock U. Leselust. Wie unterhaltsam ist die neue deutsche Literatur?-Munchen, Felix Weineid, 1995. 186 s.
  187. Wolf Ch. Die Dimension des Autors: Aufsatze, Essays, Gesprache, Reden, 1959 1985 / Ausw.: Angela Drescher. — Berlin — Weimar: Aufbau, 1986. — 248 s.
  188. Wolf Ch. Ein Arbeitsbuch: Studien Dokumente — Bibliogr. / Hrsg. Von Angela Drescher. — Berlin — Weimar: Aufbau, 1989. — 598 s.
  189. Ch. «Kindheitsmuster»: Schreiben an der Grenze des Bewusstseins // W. Mauser. Erinnerte Zukunft. 11 Studien zum Werk Christa Wolf.- Wurzburg: Konigshausen und Neumann, 1985. S. 43−78
  190. Zenke J. Die Deutsche Monologerzahlung im 20. Jahrhundert.- Koln-Wien: Bohlau Verlag, 1976. 174 s.
Заполнить форму текущей работой