Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Национально-эстетические особенности жанра романа в кабардинской прозе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Известно, что исследование национально-эстетических вопросов в романной прозе кабардинской литературы практически начинается с раннего периода ее становления: с 1950;1960;х годов. В связи с этим и возникают недостатки, отмечаемые многими исследователями (схематизм, -заданность, поляризация образов, «кочующие» сюжеты и герои). Но тем не менее большой интерес вызывает то обстоятельство, что уже… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Тенденции развития романного жанра к постановке вопроса)
    • 1. 1. Генезис жанра романа в западноевропейской литературе
    • 1. 2. Пути развития жанра романа в русской литературе
  • Его расцвет в XIX веке
    • 1. 3. Становление жанра романа в кабардинской литературе
  • ГЛАВА II. Кабардинская романная проза 50−70-х годов XX века
    • 2. 1. Художественное решение судьбы малого народа в романе
  • А. Шортанова «Горцы»
    • 2. 2. Функции художественного этнографизма в романной прозе
  • А. Кешокова
    • 2. 3. Аталычество — один из аспектов национально-этического, ¦ художественно-эстетического мышления в романе-дилогии
    • X. Теунова «Подари красоту души»
  • ГЛАВА III. Национально-художественное своеобразие кабардинского романа последней четверти XX века
    • 3. 1. Война — основной художественный конфликт романа Т. Адыгова «Щит Тибарда»
    • 3. 2. Женщина — «разрушительница» и «созидателънща» мира по роману М. Кармокова «А тополя все растут»)
    • 3. 3. О языковых особенностях романной прозы М. Элъберда
    • 3. 4. Полифункциональность антропонимов в романной прозе
  • С. Мафедзева

Национально-эстетические особенности жанра романа в кабардинской прозе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Исследование специфики романа — важная и актуальная проблема современного литературоведения. Особенно этот вопрос по-новому рассматривается в XXI веке, когда появляются различные жанровые формы романа. В западноевропейской литературе существует несколько концепции становления жанра романа: одни исследователи относят его начало к эллинизму (А. Кирпичников), другие — к XI — XIII векам (Е. Мелетинский), третьи считают, что история романа начинается с XVI — XVII веков (В. Кожинов). Но все точки зрения сводятся к одному: объектом изображения романа является сама действительность. Именно эту особенность подчеркивал исследователь М. М. Бахтин, называя жанр романа «единственно становящимся».

В отличие от западноевропейской литературы в русской прослеживаются все этапы становления (от конца XVIII до начала XIX века). Начиная свое развитие в XVIII веке (творчество Ф.А. Эмина), жанр романа в русской литературе решает проблему человека, его места в мире, материальных и духовных ценностей по-новому. В России расцвет жанра романа наступает в 60-х годах XIX века (Ф.М. Достоевский, JI.H. Толстой). В XX веке развиваются различные романные формы: «интеллектуальный», производственный, панорамный, роман-хроника, идеологический, социально-психологический и др. Возникновение новых жанровых форм романа еще раз подчеркивает неправомерность теории так называемой «смерти романа». Эту концепцию опровергают возникновение и развитие романа в национальных литературах.

О росте национальных литератур свидетельствует и эволюция в них различных жанровых форм. Именно в романе находят свое художественное отражение быт и нравы народа, вопросы, волнующие людей. Посредством художественного слова писатель раскрывает сложность, противоречивость человеческой жизни. Каждый художник слова для решения этих вопросов избирает индивидуальный стиль.

Северокавказская, а именно, адыгская литература развивается быстрыми темпами. Происходит «эволюция художественного мышления адыгов» (Ю.М. Тхагазитов). Развитие литературы зависит от многих факторов — использования в ней фольклорных особенностей, художественного этнографизма, методов историзма, психологизма, а таюке общности культур, что подтверждает необходимость исследования в данной области.

Кабардинский роман воссоздает целостную картину этнокультурного развития народа, отражает его богатое духовное наследие, что позволяет ему занять достойное место в литературном процессе XX века. Отражение национально-эстетических и этических особенностей в молодых литературах является объектом пристального интереса исследователей. Национально-эстетические черты присущи каждой литературе.

Северокавказские исследователи, обращаясь к творческому наследию многих писателей, изучали различные этапы становления жанра романа в «молодых» литературах Северного Кавказа, специфику воссоздания мифофольклорных и этнографических особенностей. Спорные вопросы художественного изображения целого этноса, отдельные стороны жизни общества, которые имеют место в творчестве отдельных художников слова, этнофольклорные, социальные, языковые, тендерные аспекты, создающие эстетическую целостность национальной картины мира, до сих пор не стали предметом специального исследования. В связи с этим в данной работе большое внимание уделяется разноаспектному изучению национально-художественных систем.

Вопросы судьбы малых народов, раскрытие сущности их быта и традиций получают более глубокое развитие в национальной прозе. Каждая из них несет в себе «генетическую информацию» о народе, об эволюции художественного мышления. Писатели сквозь призму собственного мировосприятия решают эти вопросы. Раскрыть эти аспекты, показать их многосторонность и масштабность лучше всего позволяет жанр романа, развивающийся быстрыми темпами уже с 1960;х годов. Обращение романистов к мифофольклорным традициям, ко многим сторонам «адыге хабза» получает в северокавказском литературоведении название «художественный этнографизм», который является главной составляющей национальной картины мира.

Художественная литература показывает саму действительность, воссоздает картину нравов представителей той или иной эпохи, раскрывает характеры, типы, выявляет специфику их становления — и все это посредством обращения к национально-эстетическим особенностям.

Актуальность темы

исследования также обусловлена тем, что рассмотренные вопросы способствуют воссозданию художественной картины мира, определению темпа развития романа в кабардинской литературе, изображению идеалов различных эпох.

Известно, что исследование национально-эстетических вопросов в романной прозе кабардинской литературы практически начинается с раннего периода ее становления: с 1950;1960;х годов. В связи с этим и возникают недостатки, отмечаемые многими исследователями (схематизм, -заданность, поляризация образов, «кочующие» сюжеты и герои). Но тем не менее большой интерес вызывает то обстоятельство, что уже с первых романов, художники слова обращаются к такому сложному методу, как историзм, создают романы-эпопеи. Первые «эксперименты» кабардинских писателей отличаются крупномасштабностью, скрупулезным рассмотрением многих вопросов. Эти черты отодвигают на второй план все те недостатки, которые были присущи кабардинской прозе на начальном этапе. Наблюдается интересный отбор и синтез традиции развитой русской литературы и этнических элементов. За короткий срок в кабардинской литературе появляются такие жанровые формы, в которых внимание писателей акцентируется на совершенно различных вопросах. Необходимость разноаспектного рассмотрения темы и научного исследования обозначенных выше вопросов определяют актуальность нашего исследования.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы — исследование национально-эстетических, мифофолыслорных и языковых особенностей жанра романа в кабардинской прозе, выявление их значимости в творчестве различных писателей, изучение специфики художественного решения судьбы, образной системы в романах А. Шортанова, А. Кешокова, X. Теунова, Т. Адыгова, М. Кармокова, М. Эльберда, С. Мафедзева.

Достижение основной цели диссертационного исследования предполагает необходимость решения следующих задач: выявить основные этапы развития жанра романа в западноевропейской и русской литературах;

— изучить генезис жанра романа в кабардинской литературе;

— раскрыть национально-эстетические особенности романа в кабардинской прозевыявить средства художественной изобразительности, посредством которых познается национальная картина мира;

— раскрыть типическое и индивидуальное в решении схожих вопросов различными художниками слова.

Научная новизна работы. В исследовании впервые предпринята попытка монографического изучения национально-эстетических особенностей жанра романа в кабардинской прозе последней четверти XX века.

В определенной степени новым является и сам подход к исследованию поставленной проблемы: разноаспектное изучение вопросов, основанное на индивидуальном стиле каждого писателя. Помимо этого предпринята попытка выделения нового этапа в развитии национальной литературы (современный: с 1980;х годов по сегодняшний день) и классификации жанровых форм романа с опорой на проблемно-тематический уровень произведений.

В работе дается анализ этико-эстетических, языковых, тендерных элементов, роли литературной антропонимики в поэтике произведения, определяется их значимость как в структуре отдельного произведения, так и в эволюции кабардинского романа как жанра.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выбраны кабардинские романы (с 1953 года по современный период). Отбор произведений обусловлен их хронологической принадлежностью к определенному периоду развития жанра романа. В работе проанализированы произведения А. Шортанова («Горцы»), А. Кешокова («Чудесное мгновение», «Зеленый полумесяц», «Долина белых ягнят», «Сломанная подкова», «Грушевый цвет»), X. Теунова («Подари красоту души», «Золотые крупинки»), Т. Адыгова («Щит Тибарда»), М. Кармокова («А тополя все растут»), М. Эльберда («Страшен путь на Ошхамахо», «Ищи, где не прятал»), С. Мафедзева («Медвежьи когти», «Достойны печальной песни»). Исследование обозначенных произведений позволяет проанализировать и специфику генезиса романа в северокавказской литературе.

Степень научной разработанности темы. Жанр романа в кабардинской литературе достаточно изучен. Но при всем многообразии научных мнений по проблемам эволюции жанра, его идейно-тематической направленности и поэтике, при достаточной изученности творчества отдельных писателей-романистов специального монографического исследования, посвященного национально-эстетическим особенностям жанра романа, в современном литературоведении нет.

Значительную помощь в решении нашей научной концепции оказали труды известных ученых: JI. Бекизовой «От богатырского эпоса к роману» (Черкесск, 1974), Р. Камбачоковой «Адыгский исторический роман» (Нальчик, 1999), JI. Кашежевой «Кабардинская советская проза» (Нальчик, 1962), Р. Мамий «Вровень с веком» (Майкоп, 2001), А. Мусукаевой «Северокавказский роман» (Нальчик, 1993), К. Султанова «Динамика жанра» (М., 1989), 3. Толгурова «В контексте духовной общности» (Нальчик, 1991), Ю. Тхагазитова «Адыгский роман» (Нальчик, 1987), «Эволюция художественного сознания адыгов» (Нальчик, 1996), А. Хакуашева «Адыгские просветители» (Нальчик, 1978), X. Хапсирокова «Пути развития адыгских литератур» (Черкесск, 1968), Р. Хашхожевой «Адыгские просветители второй половины XIX — начала XX веков» (Нальчик, 1983), Т. Чамокова «В ритме эпохи» (Нальчик, 1986), К. Шаззо «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» (Тбилиси, 1978).

Большую роль в выборе нами исходных координат литературоведческого анализа сыграли труды JI. Бекизовой. Особенно важной является точка зрения исследователя относительно генезиса жанра романа в адыгской литературе. Работы Ю. Тхагазитова дополняют и углубляют наши представления об эволюции художественного сознания адыгов, о национальных особенностях, присущих кабардинской литературе.

Раскрытие проблемных вопросов, имеющих важное значение для разработки темы: место и роль этноса в жизни всего человечества, его судьба, человек в потоке времени, мифофольклорные, этнохудожественные мотивы — рассматриваются в монографиях JI. Кашежевой, Р. Камбачоковой, А. Мусукаевой, Ф. Урусбиевой.

Труды К. Султанова, 3. Толгурова, X. Хапсирокова, К. Шаззо дают необходимое при рассмотрении произведений конкретной национальной литературы представление об общих типологических особенностях генезиса северокавказской прозы, позволяющее избежать субъективности в формулируемых выводах. Указанные труды исследователей содержат научные наблюдения и выводы по проблемам истории жанра, современного литературного процесса, конкретную оценку романа.

Теоретические проблемы становления и развития романа, его художественные особенности содержатся в трудах Н. Виноградовой, Г. Ломидзе, Г. Мерквиладзе, М. Пархоменко и других, послуживших важным подспорьем в наших собственных научных изысканиях.

Методологической основой диссертационного исследования стала ориентация на целостное восприятие художественной картины мира кабардинского романа, на его рассмотрение в контексте развития всей северокавказской и отечественной литератур.

Исследуя генезис жанра романа кабардинской прозы, мы опирались на принципы и методы, разработанные в трудах классиков отечественного литературоведения: М. Бахтина, А. Веселовского, Г. Гачева, JL Гинзбург, В. Кожинова, Д. Лихачева, Е. Мелетинского, Н. Надъярных, Н. Рымаря, В. Тимофеева и др. Труды и взгляды названных авторов сыграли важную роль в формировании научной теории нашей работы.

Значительную роль в решении научной концепции нашей работы сыграли труды северокавказских литературоведов: Х. И. Бакова, В. А. Гетегежева, A.M. Гутова, У. Б. Далгат, У. М. Панеш, Р. Я. Фидаровой, Х. Х. Хапсирокова, Т. Н. Чамокова и некоторых других.

Диссертационная работа построена по принципу историко-типологического изучения материала, продиктованного спецификой адыгской прозы в целом и жанра романа.

Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в разработке одной из актуальных проблем современного литературоведенияпоэтики и проблематики кабардинской романной прозы, а также в изучении национально-эстетической концепции жанра, его истоков и специфики формирования, выявлении общих закономерностей и индивидуальных черт. Полученные результаты могут способствовать дальнейшему комплексному изучению особенностей жанра романа в адыгской прозе и северокавказской литературе.

Практическая значимость. Основные положения и выводы исследования могут быть использованы при чтении курсов и проведении семинаров по проблематике и поэтике кабардинского романа, а также дополнить сведения при монографическом изучении художественных систем отдельных писателей.

Материал, собранный и систематизированный в ходе нашей работы, может быть использован при изучении дисциплины «Литература народов РФ», а также при чтении спецкурсов по кабардинской литературе.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были изложены в докладах и обсуждены на научно-практических конференциях: «Перспектива-2006. Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых» (Кабардино-Балкарский государственный университет, Нальчик, 2006), «Перспектива-2007. Всероссийский научный конгресс студентов, аспирантов и молодых ученых» (Кабардино-Балкарский государственный университет, Нальчик, 2007), «Наука и ее устойчивое развитие. I форум молодых ученых Юга России и I Всероссийская конференция молодых ученых (Нальчик, 2007), а также отражены в 7 публикациях.

Диссертационное исследование обсуждено на расширенном заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова (ноябрь 2007 г.), а также на научном семинаре «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (Институт филологии Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова, февраль 2008 г.).

Структура диссертации определена поставленными в ней целями й задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Во введении обоснована актуальность избранной темы, определены объект исследования, его основная цель и задачи, научная новизна, дана краткая характеристика изученности выдвигаемых проблем и вопросов, теоретическая и практическая значимость, изложены методологические принципы исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Предпринятое исследование позволяет прийти к некоторым обобщающим результатам по затронутой проблеме.

История жанра романа насчитывает много столетий. В своем развитии он претерпевает сложные изменения в поэтике, архитектонике, проблематике, художественном конфликте. Выдвигаются различные, порой даже антагонистические, концепции генезиса романа: некоторые исследователи относят его к античности, другие — к XIII веку, третьи — к XVII веку. Но несомненным остается одно: каждая эпоха сыграла огромную роль в его становлении, обогатила содержание, а самое главное, дала живой материал для развития. Если в западноевропейской литературе к XVIII веку жанр романа завоевал прочные позиции, то в русской — его расцветом принято считать XIX век, связанный с именами Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, которые акцентировали свое внимание на внутреннем состоянии человека, показали разные грани психологии и неразрывную связь индивида и социума.

Как отмечают некоторые исследователи, в 60-е годы XX века в русской литературе наступает так называемая «смерть романа». Вопрос о «кризисе» большой эпической формы остается дискуссионным. Но мы считаем, что он неправомерен, так как в этот период почти все национальные литературы обращаются к жанру романа. За достаточно короткий период молодые литературы сумели пройти сложный путь и создать собственное крупное эпическое повествование. Как и в западноевропейской и русской литературах возникали споры относительно генезиса романа, так и в национальной он вызвал к жизни множество концепций. Основные две точки зрения сводятся к следующему: 1) Жанр романа в «младописьменных» литературах неправомерно перешагнул этапы развития- 2) Генезис молодых литератур и наличие в них разных жанровых форм представляют своеобразную «модель» развития развитых литератур. Вторая точка зрения более правомерна, так как молодые литературы прошли свое становление от мифа, устного народного творчества, создания письменной культуры, и, наконец, литературы — от малых лирических и прозаических форм до больших. И если лишь в XX веке появляется возможность говорить о создании кабардинской письменной культуры и литературы, это не значит полного отсутствия художественного слова до этого столетия. Художественное слово было неотъемлемой частью жизни народов Северного Кавказа. Благодаря художественной культуре литература смогла добиться значительных успехов за короткий период.

Говоря о развитии жанра романа в кабардинской литературе, нельзя обойти вниманием много факторов, которые сыграли решающую роль в его генезисе: исторические и литературные труды первых просветителей, опыт русской литературы, художественный этнографизм, фольклоризм, историзм, психологизм, общность культур, меняющаяся действительность.

Адыгские просветители, обращаясь ко многим сторонам жизни и быта, пытались запечатлеть и художественно воссоздать реальность. Большое влияние на развитие романа в кабардинской литературе оказала и русская письменная культура. Национальная литература прежде всего восприняла тематику и проблематику русского художественного слова. Но этот ученический процесс не обошелся без ошибок, которые привели к заданности, «кочующим» героям и сюжетам. Эти недостатки, устраненные по мере развития романа, говорят о собственном пути становления. Генезис романа не обошелся без двух важных составляющих национальной картины мира — фольклора и этнографии. Они стали базой для национальных литератур, отличавшихся глубоким этико-эстетическим содержанием. Помимо этого произошли крупные сдвиги в общественной жизни страны и ее регионов, что отразилось и на литературе народов Северного Кавказа, которая находилась в постоянном поиске художественного конфликта, тематики, образной системы. Так, создавались все условия для развития крупной эпической формы. Свое влияние оказала общность культур и географические условия народов Северного Кавказа, которые развивались в едином литературном контексте.

Несомненным завоеванием кабардинской литературы стал метод историзма, основы которого были заложены Али Шогенцуковым. Обращение к истории было продиктовано сложными событиями современной действительности. Писатели воедино соединили три линии: прошлое, настоящее и будущее. В 1953 году в кабардинской литературе появляется первый исторический роман «Горцы» А. Шортанова. Писатель сквозь призму прошлого сумел художественно и реалистично осветить исторический, политический, социальный, религиозный, философский, нравственно-этический вопросы. Каждый из этих аспектов, как утверждает писатель, имеет огромное значение в жизни отдельного этноса и всего человечества.

В развитии кабардинского романа особую роль сыграло творчество А. Кешокова, перу которого принадлежит девять романов («Чудесное мгновение», «Зеленый полумесяц», Вершины не спят", «Долина белых ягнят», «Сломанная подкова», «Грушевый цвет», «Сабля для Эмира», «Восход луны», «Корни»). Его произведения представляют гармоничный синтез мифа, фольклора, истории, этнографии. В его творчестве художественный этнографизм достиг глубокого воплощения: обычай почитания старших и женщин, аталычество, кровная месть, обычай гостеприимства — эти и многие другие вопросы разрабатываются художественно. Но А. Кешоков, используя обычаи и традиции, не просто знакомит нас с бытом и жизнью горцев, а решает различные художественные задачи: конструктивную, информативную, сюжетно-образующую, сатирическую, гиперболическую, этико-эстетическую.

В романном творчестве X. Теунова следует отметить схожие с А. Кешоковым тенденции. Однако для романиста решающим становится оппозиция: прошлое и настоящее. Обращаясь к истории, используя этнографические и фольклорные особенности, писатель воссоздает реальную действительность, показывает путь, по которому может и должен идти современник. Важной составляющей романной прозы X. Теунова является притчевый характер, направленный на воспитание подрастающего поколения.

Последняя четверть XX века в кабардинской романистике отмечается бурным развитием жанра. Так, появляются новые имена Т. Адыгова, М. Кармокова, М. Эльберда, X. Хавпачева, X. Шекихачева, С. Мафедзева, С.

Жилетежева, В. Ворокова, Б. Журтова, А. Псигусова и др. Каждый из них пополняет кабардинскую прозу своеобразной тематикой и художественной проблематикой, обогащает роман и создает его новые разновидности: 1) исторический («Горцы» А. Шортанова) — 2) историко-революционный («Вершины не спят» А. Кешокова, «Род Шогемоковых» X. Теунова) — 3) роман о Великой Отечественной войне («Долина белых ягнят», «Сломанная подкова» А. Кешокова) — 4) роман о современности («Подари красоту души» X. Теунова, «Корни» А. Кешокова) — 5) авантюрно-приключенческий («Страшен путь на Ошхамахо» М. Эльберда) — 6) деревенский («Жестокость» X. Хавпачева) — 7) философско-психологический («Зов» М. Кармокова).

В конце XX столетия для художников слова важной остается оппозиция: прошлое — настоящее, добро — зло. Эти вопросы в романе Т. Адыгова «Щит Тибарда» раскрываются детально. Основной художественный конфликт произведения — война, которую автор «видит» глазами мужчины-война, женщины-матери, ребенка-сироты. В кабардинской романной прозе Т. Адыгов художественно воссоздал истинный, психологический лик войны.

По мере развития жанра романа, писатели все больше и больше обращаются к методу психологизма, посредством которого показывают сложный внутренний мир человека, разные грани его сознания, влияние менталитета на его мировоззрение. К таким романам можно отнести и произведение М. Кармокова «А тополя все растут» (2 книги — 1982 год, 3 книга — 2004 год). В кабардинской литературе М. Кармоков первым обратился к актуальному на сегодняшний день вопросу тендерных ролей. Если до М. Кармокова писатели в большей степени обращались к мужской образной системе, то он нарушает эту традицию. И главными героями его романа становится женщины. Для писателя важно показать адыгскую женщину, ее психологию, разрушительную и созидательную роль в судьбе этноса.

О зрелости жанра романа в кабардинской литературе свидетельствует языковое и стилистическое разнообразие. Так, язык романной прозы М. Эльберда — красочный, колоритный и функциональный. Автор использует языковые особенности (иносказания, тайные языки, аллегории, изречения, клятвы, тосты, проклятия, парафразы, повтор событий, двойные эпиграфы и т. д.) для правдивого, яркого воспроизведения эпохи, показа своеобразия национального мышления.

Новаторством в кабардинской романной прозе следует считать обращение художников слова к антропонимике народа. Романы С. Мафедзева являются ярким примером художественного использования национальной антропонимии. Они отличаются полифункциональностью и выполняют следующие функции: информационную, историческую, социальную, идентифицирующую, этическую, эстетическую, прогностическую, фольклорную, комическую. Имя в романной прозе С. Мафедзева несет в себе огромную смысловую нагрузку и является для писателя средством выражения авторской позиции к своему герою.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что жанр романа в кабардинской литературе проходит собственный путь становления. Если в начале своего зарождения роман в литературах народов Северного Кавказа, в частности, в кабардинской, «обвиняют» в неправомерном развитии, схематизме, чрезмерном использовании фольклоризма и этнографизма, то сегодня творчество романистов доказывает, что такой путь развития национальных литератур был неслучайным. Все эти составляющие были необходимой ступенью развития жанра. И сегодня творчество романистов, жанровое и стилевое разнообразие авторского письма, тематическое разнообразие, воссоздание национальной картины мира, использование художественного этнографизма, наличие романа-эпопеи — эти и многие другие достижения говорят о роли кабардинской романной прозы не только в северокавказской, но и в отечественной литературе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Ч. Кабардинские советские писатели. — Нальчик, Эльбрус, 1999.-488 с.
  2. Адыгская (черкесская) энциклопедия. М., Фонд им. Б. Х. Акбашева, 2006. — 1248 с.
  3. М.М. Эстетика словесного творчества. — М., Искусство, 1986. — 445 с.
  4. М.М. Эстетическое наследие и современность в 2 частях, Ч. 1. -Саранск, Издательство Мордовского университета, 1992. 368 с.
  5. Бахтин М.М. Pro et contra. Антология. Т. 1. С.-П., 2001. — 552 с.
  6. Р. Орбиты взаимодействия. — М., Советский писатель, 1983.-240 с.
  7. Биобиблиографический словарь. Писатели Кабардино-Балкарии XIX — конца 80-х гг. XX веков. Нальчик, Эль-фа, 2003. — 443 с.
  8. Большая советская энциклопедия. Т. 30. М., Советская энциклопедия, 1978.-632 с.
  9. Д., Пипинис В. Кабардинские советские писатели. Нальчик, Эльбрус, 1957. — 80 с.
  10. М. Роман как исследование. М., 2000. — 192 с.
  11. Н.В. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. Имя персонажа в художественном тексте: функционально-семантическая типология, Тверь, 2001. — 20 с.
  12. А.Н. Историческая поэтика. М., Высшая школа, 1989. -406 с.
  13. А. В мире приключений. Поэтика жанра. М., Советский писатель, 1986. — 384 с.
  14. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. — 367 с.
  15. Н. Эстетика. Киев, Ника-Центр, 2004. — 639 с.
  16. В.М. Устные эпические традиции во времени. Историческое исследование поэтики. -М., Наука, 1989. 256 с.
  17. Г. Д. Национальные образы мира. М., Академия, 1998. — 431 с.
  18. В.А. Грани новой жизни: социально-эстетические закономерности художественной культуры. — Нальчик, Эльбрус, 1983. -224 с.
  19. С.В. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. -Проблемы психологизма в кабардинской прозе 60−90-х гг. Нальчик, 2006.-18 с.
  20. A.M. Слово и культура. Нальчик, Эльбрус, 2003. — 160 с.
  21. В. Черты романа и XX век. M.-JL, Советский писатель, 1965. -548 с.
  22. Х.М. Культура адыгов (по свидетельствам европейских авторов). Нальчик, 1993. — 256 с.
  23. Р.Х. Адыгский исторический роман. Нальчик, Эль-фа, 1999.- 120 с.
  24. Л.Н. Кабардинская советская проза. Нальчик, КБКН, 1962. — 148 с.
  25. В. Происхождение романа (теоретико-исторический очерк). -М., Советский писатель, 1963. — 439 с.
  26. Дж.Н. Вопросы адыгской (черкесской) антропонимии. — Нальчик, Эльбрус, 1973. 202 с.
  27. M.JI. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. Роль заголовка и ключевых слов в понимании художественного текста. -1996.-20 с.
  28. В. Незаметные очевидности (зарисовки к онтологическому словарю). М., 2000. — 203 с.
  29. З.Т. Вопрос о выселении адыгов в Турцию в 50−60-х годах XIX века в историческом кавказоведении. — Нальчик, Эль-фа, 1998.79 с.
  30. Т.Х. Выселение адыгов в Турцию последствие Кавказской войны. Нальчик, Эль-фа, 1994. — 116 с.
  31. З.Х. Онтологический метакод как ядро этнопоэтики (карачаево-балкарская ментальность в зеркале поэзии). Нальчик, Издательство М. и В. Котляровых, 2005. — 312 с.
  32. Г. Чувство великой общности. М., Советский писатель, 1978. -272 с.
  33. Р.Г. Вровень с веком. Идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгейской прозы второй половины XX века. Майкоп, Качество, 2001. — 340 с.
  34. Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. -М., Наука, 1986.-320 с.
  35. Г. Роман и эпоха. Из опыта грузинского советского романа. Тбилиси, Мерани, 1985. — 284 с.
  36. Мифологический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990 — 672 с.
  37. Многонациональный советский роман. Закономерности развития современного романа. М., 1996. — 307 с.
  38. Т.Л. Роман свободная форма. — М., Советский писатель, 1982.-400 с.
  39. А.И. К истокам фамилии. Предания и легенды. Нальчик, 1992.-88 с.
  40. А.Х. Ответственность перед временем. Нальчик, 1987. -167 с.
  41. А.Х. Поиски и свершения. Нальчик, 1978. 140 с.
  42. А.Х. Северокавказский роман (художественная и этнокультурная типология). Нальчик, 1993. — 192 с.
  43. А.Х., Шетова Р. А. Художественный мир Хачима Теунова. -Нальчик, 2002. 92 с.
  44. Новая философская энциклопедия в 4 томах, Т. 3. М., Мысль, 2001. -696 с.
  45. Новая философская энциклопедия в 4 томах, Т. 4. М., Мысль, 2001. -608 с.
  46. В. Богатство романа. Многообразие и единство. Проблемы, наблюдения, полемика. М., советский писатель, 1976. — 368 с.
  47. М.Н. Рождение нового эпоса. — М., Современник, 1979. — 352 с.
  48. Г. Н. Искусство и эстетика. М., Искусство, 1984. — 325 с.
  49. Д.М. Образ мира в слове писателя. С.-П., 1997. — 262 с.
  50. Н.Т. Введение в теорию романа. Воронеж, Издательство Воронежского университета, 1989. — 272 с.
  51. Словарь кабардино-черкесского языка. М., Дигора, 1999. — 853 с.
  52. Советская историческая энциклопедия, Т. 5. М., Советская энциклопедия, 1964. — 959 с.
  53. К.К. Динамика жанра. Особенное и общее в опыте современного романа. -М., Наука, 1989. 153 с.
  54. Дж. Словарь символов. М., Фаир-Пресс, 2001. — 448 с.
  55. Ц.Х. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. -Этно-фольклорная основа адыгского романа. Нальчик, 2002. — 22 с.
  56. Ю.М. Адыгский роман (национально-эпические традиции и современность). Нальчик, Эльбрус, 1987. — 112 с.
  57. Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. — Нальчик, Эльбрус, 1996. -256 с.
  58. А.К. В зеркале социологии. Социологические истоки зарождения и формирования адыгейского новописьменного художественного слова. Майкоп, Зихи, 1995. — 273 с.
  59. О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., Лабиринт, 1997. -448 с.
  60. А.Х. Али Шогенцуков. Нальчик, КБКН, 1958. — 176 с.
  61. А.Х. Адыгские просветители. Нальчик, Эльбрус, 1978. -260 с.
  62. Р.Х. Адыгские просветители XIX-начала XX века. -Нальчик, Эльбрус, 1993. 183 с.
  63. Т.Н. В ритме эпохи. Нальчик, Эльбрус, 1986. — 184 с.
  64. Пб.Чамоков Т. Н. В созвездии сияющего братства. М., Современник, 1976.-253 с.
  65. А.И. Поэтика заглавии и жанровые пределы русского романа конца XIX — начала XX веков // Русский роман XX века. Духовный мир и поэтика жанра. — Саратов, 2001.
  66. B.JI. Эстетический идеал и молодой герой // Художественный образ как форма воплощения эстетического идеала. Межвузовский сборник научных трудов. М., 1987.
  67. А.И. О современных границах жанра романа // Русский роман XX века. Духовный мир и поэтика жанра. Саратов, 2001.
  68. Р.Г. Новые тенденции в развитии адыгейского романа // Советский многонациональный роман. М., 1985.
  69. А.Х. Некоторые вопросы формирования кабардинской прозы // Филологические труды. Нальчик, 1977, вып. 3.
  70. А. Происхождение романа (перевод Анцыферовой О. Ю.) // Вестник Московского университета. Серия. 9. Филология. 2001. — № 3.
  71. Художественный мир русского романа. Арзамас, 2001. — вып. 3.
  72. НЗ.Шакова М. Н. А. Т. Шортанов // Вопросы кавказской филологии иистории. — Нальчик, 2000. вып. 3. — № 1.
  73. В. Личность, Современность, история // Советский многонациональный роман. М., Наука, 1985.1.I.
  74. Т. Щит Тибарда. М., Современник, 1988. — 191 с.
  75. М. А тополя все растут. Нальчик, Эльбрус, 1994. — 384 с.
  76. А. Долина белых ягнят. М., Советская Россия, 1989. — 784 с.
  77. А. Зеленый полумесяц. — М., Советский писатель, 1976. — 420 с.
  78. А. Чудесное мгновение. М., Известия, 1964. — 512 с.
  79. С. Достойны печальной песни (на каб. яз.). Нальчик, Эльбрус, 1991.-448 с.
  80. С. Медвежьи когти (на каб. яз.). Нальчик, Эльбрус, 1998. -544 с.
  81. X. Подари красоту души. Нальчик, Эльбрус, 1976. — 368 с.
  82. А. Горцы. Кн. 1. Нальчик, Эльбрус, 1967. — 320 с.
  83. А. Горцы. Кн. 2. Нальчик, Эльбрус, 1979. — 320 с.
  84. А. Горцы. Кн. 3. Нальчик, Эльбрус, 2001. — 256 с.
  85. А. Горцы. Кн. 4. Нальчик, Эльбрус, 1988. — 304 с.
  86. М. Ищи, где не прятал. Нальчик, Эльбрус, 1990. — 344 с. 161. Эльберд М. Страшен путь на Ошхамахо. — Нальчик, Эльбрус, 1980.416 с.
Заполнить форму текущей работой