Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности и отличительные признаки новеллы от других жанров

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Элементарной единицей прозаического произведения принято, считать сообщение, которое практически соответствует одному не сложноподчиненному предложению. Однако, изменение таких существенных для композиции параметров, как место, время, действующие лица, происходит в пределах перехода от одной единицы к другой. Ограничение времени или временной переход, разделяющий временную последовательность так… Читать ещё >

Особенности и отличительные признаки новеллы от других жанров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Элементарной единицей прозаического произведения принято, считать сообщение, которое практически соответствует одному не сложноподчиненному предложению. Однако, изменение таких существенных для композиции параметров, как место, время, действующие лица, происходит в пределах перехода от одной единицы к другой.

Данный переход от одной единицы к другой может быть или непосредственным или открытым. Последний тип перехода может означать наличие границы между единицами более сложного уровня.

Для описания всех прочих переходов, как непосредственных, так и открытых, достаточно рассмотреть пять следующих параметров: место, время, тип речи, действующие лица, позиция.

Параметр времени. Момент появления временных характеристик текста должен отмечаться при операции стыка. Эти характеристики включают в себя:

— то время, в котором сообщаемое размещается в определенной временной последовательности без значимых перерывов, то есть включенное время. Под значимым переходом во времени понимается обозначенный разрыв во времени, либо необозначенный временной переход, при котором соответствующий временной интервал многократно превышает интервалы предшествующих временных переходов.

Непрерывность нарушается:

  • — незначимым переходом к другому времени;
  • — отступлением ко времени рассказывания (при наличии у повествователя формального рассказчика);
  • — любыми временными переходами, содержащимися в речи героев;
  • — отступлениями в общее время. 4]

Ограничение времени или временной переход, разделяющий временную последовательность так, что все в дальнейшем излагаемое фиксируется как предшествующее ему или следующее за ним. В данном контексте любое включенное время является также и ограничением времени.

Незначительный переход к другому времени в случаях, когда сообщаемое в другом времени, как правило, в прошлом, находясь в логической связи с предшествующим или последующим текстами, не включает в себе никаких открытых стыков. В данный контекст не вводится никаких действующих лиц, включенных времен, определенных мест. За таким переходом следует возвращение ко времени предшествующего текста.

Включающее время это по своей сути то время, в котором нет никаких значимых временных разрывов, кроме тех, которые определяются переходами, отмечающими включенные в него времена, и переходами ограничения времени.

Общее время определяется как время, которое неопределенно включает в себя все остальные времена данного произведения, будучи временем описания внешних по отношению к повествованию внутренних обстоятельств. Следует также учитывать временные переходы рассказывания, в которых, располагаются ремарки рассказчика и его обращения к слушателю или читателю.

Параметр места. Характеризуется появлением следующих пространственных компонентов:

  • — включенное место — то место, в котором сообщаемое размещается в пространственном отношении без значимых изменений;
  • — включающее место — то место, в котором сообщаемое размещается без значимых изменений, кроме связанных со сменой включенных мест.

Данные единицы повествования могут быть лишены соотнесения с местом, либо полностью соотноситься с ним, что особенно характерно при прямой речи и при переходе в общее время. [1].

Параметры действующих лиц.

Введение

в повествование действующих лиц, и особенно главных героев, должно отмечаться как особая категория стыка. Помимо конкретных героев произведения и действующих лиц, следует рассматривать общее действующее лицо, под которым имеем в виду множество лиц, выступающих как единая совокупность, но не выступающих индивидуально.

Параметры типа речи. Данный стык может характеризоваться переходом от одного типа речи к другому. Естественно рассматриваются авторская речь и прямая речь, несобственно-прямая и косвенная речь героев и действующих лиц. Как особый тип речи следует, очевидно, рассматривать внешнюю по отношению к повествованию речь рассказчика, такую как, обращение к слушателю, читателю.

Параметры позиции. Различаются две позиции: позиция автора и позиция героев. Переход от авторской позиции к позиции героя автоматически соединяется с переходом от авторской речи к речи героя. Данное соединение отсутствует в случае чужого слова.

Параметры производных понятий. Установление типов и стыков в произведении позволяет определить единицы высших уровней. Эпизод — это та часть текста, которая включает в себе открытые стыки введения и выведения, по крайней мере одного включенного времени, и, после стыка, не содержит ни одного перехода от включающего времени к включенному. Первичная граница эпизода совпадает с первым введением включенного времени или включенного места, содержащихся в данном эпизоде, включая оговорки относительно предшествующих событий в контексте данного времени. Заключительная граница совпадает с концом последнего содержащегося в эпизоде включенного обстоятельства времени или места.

Ядром эпизода является та часть эпизода, которая заключена в одно из включенных времен эпизода, и в которую введены все существующие действующие персонажи эпизода, и которая превышает по числу те единицы и части, ограниченные другими включенными временами эпизода. Часть эпизода, предшествующая ядру, определяется как экспозиция эпизода, а часть, следующая за ядром, является заключением эпизода. [4].

Развернутым эпизодом можно назвать такую часть произведения, в которой заключен только один элемент, и содержатся ссылки введения и выведения включающего времени.

Вспомогательным эпизодом принято называть эпизод, содержащий лишь одно включенное время, но не обладающий никакими стыками введения места.

Глава — это такая часть текста, в которой содержится более одного эпизода. Все эпизоды заключены в одном включающем времени, за исключением тех, которые содержатся в речи персонажей. Границей между главами может служить переход от одного включающего времени к другому. Часть главы, предшествующая первому эпизоду, определяется как экспозиция главы, часть, следующая за последним эпизодом, является заключением главы. Часть между двумя эпизодами определяется как интерлюдия. [10].

Все вышеперечисленные понятия позволяют установить значимое деление новеллы на главы, эпизоды и соответственно части эпизодов. Стыки, не совпадающие с границами значимых частей, определяются, как характеристики значимых элементов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой