Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Своеобразие и тенденции развития татарской детской литературы ХХ века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Одной из задач современного литературоведения является определение новых подходов к феномену детской литературы. Так, на рубеже ХХ-ХХ1 вв. получает распространение рецептивный подход к детской литературе, в котором на первое место выходит изучение особенностей восприятия литературных произведений читателем-ребенком. «Специфика детской литературы, — пишет по этому поводу… Читать ещё >

Содержание

  • Первая глава. Особенности формирования татарской письменной детской литературы
    • 1. 1. Детская
  • литература: определение понятия и сущности
    • 1. 2. Значение детского фольклора в формировании татарской детской письменной литературы
    • 1. 3. Начальный этап формирования татарской детской письменной литературы
  • Вторая глава. Тенденции развития детской литературы в первой половине XX века
    • 2. 1. Татарская детская
  • литература начала XX в.: жанры и тематическое многообразие
    • 2. 2. Эволюция татарской детской поэзии 1920−1960-х годов
    • 2. 3. Тематика и тенденции жанрового развития татарской детской прозы 1920−1960-х гг
  • Третья глава. Новаторские искания в татарской детской литературе 1960−2000-х годов
    • 3. 1. Формы выражения лирического сознания в детской поэзии 1960−2000 гг
    • 3. 2. Приемы раскрытия характера героя в прозе 1960−2000-х годов

Своеобразие и тенденции развития татарской детской литературы ХХ века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В формировании духовного мира человека, его представлений о жизни, в умении давать оценку событиям и явлениям велика роль художественной литературы. А в литературе, посвященной детям, формированию личности в этом отношении требуется особое внимание, так как детская литература представляет собой подсистему литературы, характеризующуюся особыми формально-содержательными и функциональными признаками. Главной проблемой общественно-политического и культурного развития татарского общества XX века было воспитание нового человека, и на протяжении всего века проблема воспитания ребенка, соответствующего обществу, находилась в центре внимания. Например, если в начале XX века главное внимание уделялось развитию национального самосознания, то в последующие семь с половиной десятков лет доминировало воспитание в каждой личности классово-политических взглядов. А в последние два десятилетия вновь на передний план вышла проблема формирования национальной идентичности.

Как известно, наряду с общей литературой детская литература со времени формирования и до сего дня также прошла сложный и длинный путь. При этом она опиралась на лучшие традиции человечества, пережила изменения, вызванные требованиями времени, и во все времена освещала самые важные проблемы в области воспитания. Являясь важной областью культуры и педагогики татарской нации, на каждом этапе развития она развивалась на фоне противоборства взглядов, в целях доведения до детей своих мыслей и стремлений пыталась искать новые пути и возможности. Детская литература, будучи средством познания мира, занимает особое место в деле воспитания и образования, помогает передать детям опыт, накопленный взрослыми. Как пишет Р. Рахмани: «Детский писатель — это первоклассный художник, большой педагог, ученый с поэтической душой, глубоко усвоивший специфику общечеловеческой и детской психологии"1. Это определение известного литературоведа может служить основой для исследования данной проблемы.

Известно, что история татарской детской литературы, этапы ее развития, деятельность исследователей в этой области на сегодня в должной мере еще не изучены. С одной стороны, отсутствие досконально изученной истории сдерживает научно-практическую деятельность в этой области, с другой стороны, исследование образцов детской литературы на протяжении десятков лет только в морально-педагогическом аспекте не давали возможности в должной мере оценить ее. Разумеется, односторонняя оценка труда детского писателя себя не оправдывает, т.к. детская литература — это искусство слова, полностью соответствующая критериям художественности, оказывающая воздействие на воспитание интеллектуальных и духовных качеств, исходя из возрастных особенностей ребенка. Следовательно, исследование ее, исходя из возможностей достижения всего перечисленного — самый верный путь. То, что данный аспект взят в качестве одного из пунктов реализации главной цели этого исследования, себя вполне оправдывает.

Понятие «ребенок» очень важно для определения границ между взрослой и детской литературами, поскольку обладающая специфическими особенностями детская литература хранит в себе и общие закономерности и черты особенности. Для исследования специфики, характерной для детской литературы, и определения путей ее развития, разумеется, необходимо изучить происхождение, корни этой области литературы.

Начало формирования в середине XIX века литературы для детей было новым явлением времени. В своем развитии она опиралась на устное народное творчество, детский фольклор, а также на традиции.

1 Кукушкин Р. Балалар деньясы тылсымчысы // Соц. Татарстан. — 1983. — 21 авг. 4 просветительства и классической литературы, на достижения русской литературы. Отметим, что в первых, возникших в рамках идей просветительства, произведениях ставились цели овладения знаниями и профессией, нравственные задачи, воспитания истинного мусульманина. Это наследие, основанное на дидактике, к детской литературе относится лишь только в плане того, что во главе угла ставится воспитательный аспект.

Актуальность исследования. Одной из задач современного литературоведения является определение новых подходов к феномену детской литературы. Так, на рубеже ХХ-ХХ1 вв. получает распространение рецептивный подход к детской литературе, в котором на первое место выходит изучение особенностей восприятия литературных произведений читателем-ребенком. «Специфика детской литературы, — пишет по этому поводу И. Н. Арзамасцева — обусловлена в первую очередь возрастом читателя"1. Схожими оказываются суждения Л. Н. Колесовой: «Для детского писателя очень важно понять, как мыслит и как воспринимает мир, литературное произведение его читатель». Исследователь обращает внимание и на особенности образного восприятия у читателей-детей: «С образным мышлением, на мой взгляд, теснейшими узами связан так называемый детский схематизм. Именно благодаря этому самому схематизму дети легко воспринимают условность искусства"3.

Широко представлен в современных работах междисциплинарный подход, когда детская литература рассматривается как объект литературоведения, психологии, педагогики, социологии. Так, в диссертации С. М. Лойтер детская литература «прочитывается» в широких взаимосвязях и с антропологией, социологией, психологией, теорией.

Арзамасцева И.Н., Николаева С. А. Детская литература. 2-е изд., стереотипное / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. — М.: АСАОЕМА, 2002. — С. 12.

2Колесова Л. Н. Проза для детей (1917;1987). Семинарий / Л. Н. Колесова. Петрозаводск: Изд. Петрозаводского университета, 1999.-С. 12.

3Указ. тр. — С. 14. детской речи, культурологией"1. Автор диссертации пишет о детях как со своего рода субэтносе, создающем и транслирующем свою субкультуру. Детская литература в этой связи рассматривается как один из языков этой субкультуры.

Современные подходы к изучению детской литературы во многом обусловлены влиянием методов, сформировавшихся в западном литературоведении XX века: рецептивной эстетики, герменевтики, теории дискурса. Вместе с тем отечественное литературоведение имеет свои традиции изучения детской литературы. К их числу относится понимание детской литературы в единстве воспитательной и эстетической функций. Такое понимание детской литературы обосновывается в работах К. Чуковского, С. Лойтер, Е. Путиловой и др3. Основополагающим для них становится понимание особенностей психо-эмоциональных реакций ребенка, отличных от реакций взрослого: ребенок есть «совершенно особый организм, особая организация, особого рода восприятие и мышление"4.

В ситуации методологического плюрализма наиболее перспективным представляется интегративный подход к феномену детской литературы, основывающийся на соединении отечественной и западной методологий. Исследование татарской детской литературы XX века с таких методологических позиций представляется актуальным.

Степень разработанности проблемы. В татарском литературоведении теоретико-методологическим проблемам изучения татарской детской литературы уделялось недостаточное внимание. Об этом, в частности, свидетельствует и незначительное число.

Лойтер С. М. Русская детская литература XX века и детский фольклор: проблемы взаимодействия. Автореферат дисс. доктора филол. наук / С. М. Лойтер. — Петрозаводск, 2002. — С. 12.

2Указ. тр. — С. 14.

3Чуковский К. От двух до пяти / К. Чуковский. — М.: Педагогика, 1990. — 384 е.- Лойтер С. М. Указ.тр. — 44 е.- Путилова Е. О. Очерки по истории критики советской детской литературы (1917;1941) / Е. О. Путилова. — М.: Дет. лит., 1982. — 174 с.

Путилова Е. О. Очерки по истории критики советской детской литературы (1917;1941) / Е. О. Путилова. -М.: Дет. лит., 1982.-С. 169. диссертационных исследований. Отдельные проблемы развития татарской детской литературы и детского книгоиздания XX века изучались в исследованиях Ф. Ибрагимовой, Р. Рахмани, М. Валиева, А. Галиахметовой, А. Абдулхаковой. Так, в исследовании Ф. Ибрагимовой изучается детская литература периода Великой Отечественной войны1, в работе Р. Рахмани — детская поэзия XX в.2, в исследовании М. Валиевататарская детская литература и детская книга конца XX века (1980;2000), в диссертации А. Галиахметовой — литературно-художественный материал в татарских детских журналах начала XX в.4, в докторской диссертации по библиотековедению, библиографоведению и книговедению А. Абдулхаковой — эволюция и тенденции развития татарской детской книги 1917;1991 гг.5 Значительный вклад в изучение истории татарской детской литературы внесла Ф. Ибрагимова. Она является автором ряда крупных работ, которые открыли нам и новые имена, и новые произведения6.

Несмотря на все достижения в данной области, в настоящее время не существует системных исследований по истории детской литературы XX века. В изданных до сих пор трудах рассматривается, как правило, лишь один из периодов развития татарской детской литературы, либо одна из форм её существования (например, детская поэзия).

Помимо научных работ, большое значение для изучения татарской детской литературы имеют статьи критиков и писателей: Ф. Карима,.

ИбраЬимова Ф. И. Сугыштан соцгы елларда татар балалар прозасы: (1945;1966 еллар). Филол. ф. кандидаты исемен алу ечен язылган диссертация / Ф.И. ИбраЬимова. — Казан, 1969. — 260 б.

2Кукушкин Р. Ф. Татарская советская детская поэзия: тенденции развития и вопросы поэтической индивидуальности. Диссертация кан. филол. наук/ Р. Ф. Кукушкин. -Казань, 1985. -214 с.

3Вэлиев М. XX гасыр ахыры татар балалар эдэбияты Ьэм балалар китабы (1980;2000 еллар). Филол. ф. кандидаты исемен алу ечен фэнни доклад итеп язылган диссертация. — Казан, 2002. -48 б.

4Галияхмэтова А. XX гасыр башы татар балалар журналларында эдэби-нэфис материал. Филол. ф. кандидаты исемен алу ечен язылган диссертация / А. Галияхмэтова. — Казан, 2004. — 211 б.

5Абдулхакова А. Р. Татарская детская книга 1917;1991 гг. Диссертация доктора ист. наук / А. Р. Абдулхакова. — Казань, 2010. -445 с.

6ИбраЬимова Ф. Сабыйларны уз итеп. Татар балалар эдэбияты / Ф. ИбраИимова. — Казан: Иман мэркэзе нэшр., 1998. — 224 б.- Мирасыбызны туплау юлында. XX йез башы татар балалар эдэбиятыннан / тез. Ф. ИбраЬимова. — Казан: Иман нэшр., 2010. — 200 б.- Балалар эдэбияты. Хрестоматия / тез. Ф. ИбраЬимова. — Казан: Мэгариф, 2003. — 544 б.

М. Джалиля, А. Исхака, 3. Нури, К. Фасеева, Н. Юзиева, Р. Миннуллина и др.'.

Предмет настоящего исследования — татарская детская литература XX века, рассматриваемая в контексте общих тенденций развития татарской литературы прошлого столетия.

Объект исследования — рассматриваемые как процесс смены диахронных систем тенденции развития татарской детской литературы в тематическом, жанровом, стилистическом проявлениях.

Цель исследования состоит в системно-комплексном изучении татарской детской литературы XX века в различных диахронных системах.

При этом ставятся и решаются следующие задачи:

— определить объем понятия «детская литература», ее специфику в соответствии с современными научными концепциями;

— установить характер связи детской литературы с детским фольклором;

— выявить влияние культурно-исторического контекста на развитие татарской детской литературы XX века;

— изучить развитие поэтических и прозаических жанров в разные периоды истории татарской детской литературы;

— на основе анализа произведений детской литературы выявить особенности ее содержания, формы, функционирования в разных диахронных системах;

— определить национальные особенности татарской детской литературы.

Научная новизна работы состоит в установлении диахронических трансформаций татарской детской литературы на разных уровнях.

Исхак в. Балалар поэзиясе // Совет эдэбияты. — 1958'. -№ 1. — Б. 100- Нури 3. Нэнилэр китабына берничэ зур талэп // Совет эдэбияты. — 1958. — № 3. — Б. 105- Фасеев К. Балалар эдэбиятыньщ тагын да усуе очен // Совет эдэбияты. — 1958. — № 2. — Б. 112- Миннуллин Р. Сеендерде дэ, кеендерде дэ / Миннуллин Р. Шагыйрь генэ булып калалмадым. — Казан: Матбугат йорты, 1998. — Б. 105−106. содержательном, формальном, функциональном), что, в конечном итоге, позволяет сделать выводы об основных тенденциях ее развития.

Татарская детская литература рассматривается как подсистема татарской литературы, в целом, в контексте общих тенденций ее развития. Всестороннее изучение этой подсистемы делает необходимым обращение не только к вершинным произведениям, но и к творчеству малоизвестных авторов, произведения которых до настоящего момента оставались вне поля зрения исследователей.

Изучение тенденций развития детской литературы как особой подсистемы позволяет выявить специфику ее развития в соотнесении с татарской литературой (как системой) в целом.

Теоретическую основу диссертации составляют работы, посвященные выявлению специфических черт и особенностей детской литературы с разных позиций, И. Н. Арзамасцевой, JI.H. Колесовой, Е. О. Путиловой, исследования по жанровой теории Ю. Н. Тынянова, В. Е. Хализева, JI.B. Чернец, труды по теоретической и исторической поэтике Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпы, С. Н. Бройтмана, Б. А. Бегак, труды по педагогике В. А. Ситарова, В. Волынкина, по детской психологии A.A. Реана, Е. О. Смирновой, И. В. Шаповаленко и др.

Мы также опирались в своих научных изысканиях на труды исследователей истории татарской литературы и фольклора: Н. Ш. Хисамова, K.M. Миннуллина, Ф. М. Мусина, Ф. И. Урманчеева, И. Х. Бакирова, Ф. Г. Галимуллина, Т. Н. Галиуллина, 3.3. Рамиева, Х. Ш. Махмутова, Д. Ф. Загидуллиной, Р. Ф. Исламова, Х. Ю. Миннегулова, Ф. М. Хатипова, А. Т. Сибгатуллиной, Л. Ш. Замалетдинова, также работы по детской литературе Д. Вазеевой, A.M. Шарипова, Ф. И. Ибрагимовой, Р. Ф. Рахмани, по детскому фольклору Р. Ф. Ягъфарова и др.

Методологическая основа исследования. Мы ориентируемся на системный метод, согласно которому «. литературное произведение является системою, и системою является литература"1. Система представляет собой явление сложное, «поскольку каждый элемент соотносится сразу: с одной стороны, по ряду подобных элементов других произведений-систем и даже других рядов, с другой стороны, с другими элементами данной системы"2.

Поэтика отдельных произведений татарской детской литературы рассматривается в исследовании в контексте других произведений и литературного процесса в целом, что соответствует принципу историзма, предполагающему «рассмотрение явлений во взаимосвязи и развитии и просвечивании прошлого опытом современности"3.

В работе применены структурный, сравнительный, рецептивный, герменевтический методы.

Материалом исследования послужили поэтические и прозаические тексты татарской детской литературы XX века, тексты детского фольклора и классической литературы. Тенденции развития татарской детской литературы исследуются в диссертации на примере прозы и поэзии. Драматические произведения не стали объектом анализа в связи с тем, что драматургия в татарской детской литературе была менее развита, чем проза и поэзия (эстетический потенциал драматических произведений для детей в полной мере раскрывается лишь во второй половине XX векапредназначенные для сцены произведения, созданные в первой половине XX века, преследовали пропагандистски-воспитательные цели, и их художественная ценность представляется незначительной), значит, она менее репрезентативна с точки зрения отражения в ней процессов литературного развития XX века.

Тексты отобраны по признакам художественной ценности и отражения наиболее характерных тенденций развития как литературного.

Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. — М.: Наука, 1977.

С. 272.

2Указ. тр. — С. 272.

3Борев Ю.Б.

Введение

/ Ю. Б. Борев. Методология современного литературоведения. Проблемы историзма. — М.: Наука, 1978. — С. 57. процесса рассматриваемого периода, так и основных общих черт творчества писателей, творивших в ту эпоху.

Теоретическая значимость. Полученные в работе выводы представляются значимыми с точки зрения современных теорий национальной идентичности.

Изучение татарской детской литературы XX века позволило выделить в инвариантных для детской литературы содержании и формах национально-специфичные компоненты. Их систематизация в процессе диахронического изучения татарской детской литературы дает, в конечном итоге, основание для теоретических обобщений о характере проявления национальной идентичности в детской литературе.

Практическая значимость. Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при написании учебников по истории татарской литературы XX века, разработке учебно-методических пособий по детской литературе.

Предложенная в работе методика анализа произведений детской литературы может быть использована в средних учебных заведениях на занятиях по татарскому языку и литературе.

Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в разработке и чтении курсов по детской литературе, а также курсов по истории татарской литературы на филологических факультетах и национальных отделениях ВУЗов.

Апробация работы. Основное содержание диссертации нашло отражение в двух монографиях, 13-ти учебных пособиях и хрестоматиях для школ, средних и высших педагогических учебных заведений, более 10-ти программах и учебно-методических комплексах, более 60-ти научных статьях соискателя, опубликованных в России, Татарстане, Турции.

Основные положения диссертационной работы отражены также в научных докладах, прочитанных на международных («Университетское образование в мире: современные инновационные подходы к его.

11 развитию" (Казань, 2006), «Творчество Гаяза Исхаки: современный взгляд» (Казань, 2008), «Тумашевские чтения: актуальные проблемы развития языка, фольклора, литературы, искусства сибирских татар» (Тюмень, 2008), «Актуальные проблемы современной фольклористики» (Казань, 2009), «Uluslararasi Turk Edebiyatmda Istanbul Sempozyumu» (Турция, Стамбул, 2008), «Uluslararasi Turk Edebiyati» (Турция, Стамбул, 2010), «Филология и образование: современные концепции и технологии» (Казань, 2010), «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (Уфа, 2010), «Наследие Г. Тукая в контексте национальных культур» (Казань, 2011), всероссийских («Филологическая наука конца XX — начала XXI вв. Проблемы, опыт исследования, перспективы» (Елабуга, 2007), «Актуальные проблемы филологии и методики ее преподавания в вузе и в школе» (Елабуга, 2008), «Текст. Произведение. Читатель» (Казань, 2008), «Маджит Гафури: поэт и судьба народа» (Казань, 2010), межрегиональных («Современная татарская литература и Роберт Миннуллин» (Казань, 2008) и др. научно-практических конференциях.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой