Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сказка как литературный и фольклорный жанр

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

XIV—XV вв.ека в Западной Европе ознаменованы расцветом культуры и искусства, наступившим после мрачной эпохи средневековья с его преследованиями любой свободной от жестких догм мысли. Этот период назван Ренессансом (Возрождением), связан он был с зарождением буржуазного общества и развитием городской культуры. В основе этого процесса, его идейным стержнем стал гуманизм — новое, невиданное… Читать ещё >

Сказка как литературный и фольклорный жанр (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассматривая сказку литературного и фольклорного жанров, необходимо дать ей определение. Так, сказка — один из основных жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел [(46), с.383].

Сказка — повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил [49].

По определению принятому в Европе и принадлежащему Й. Больте и И. Поливке, под сказкой понимают рассказ, основанный на поэтической фантазии, особенно о волшебном мире, не связанный с описанием действительности, который во всех слоях общества слушают с удовольствием, хотя и считают его невероятным и нереальным. [(45), с. 439].

Сказки различаются на народные (фольклорные) сказки и литературные сказки отдельных авторов.

Сказка фольклорная — эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов [(44), 283с.].

Народные сказки — это самая древняя из распространенных форм устного народного творчества отдельного региона, присутствующая у всех народов, такая сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт. [42].

Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов [(44), 178с.].

Сказки литературные — сказки, рожденные благодаря отдельному автору, а не народу. Литературные сказки писали многие русские, английские, немецкие, французские и другие иностранные писатели. В основном писатели используют доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные оригинальные авторские сказки, заселяя новыми вымышленными персонажами, героями [42].

Еще на ранних этапах истории люди не только заботились о поддержании своего существования, но и стремились сохранить свое племя, свой род. И все, что способствовало воспитанию человека смышленого, сильного, ловкого, становилось содержанием колыбельных песенок, потешек, загадок, сказок… Жизненный опыт, накопленные знания об окружающем мире, мудрые выводы из всего этого взрослых в виде своеобразных поучений преподносились детям в простых и доступных их пониманию формах. Об этом свидетельствует фольклор любой страны. Поэтому в устном народном творчестве самых разных, даже весьма отдаленных друг от друга, стран много общего.

Самые древние сказки обнаруживают сюжетную связь с первобытными мифами, ритуалами, обрядами, племенными обычаями.

XIV-XV века в Западной Европе ознаменованы расцветом культуры и искусства, наступившим после мрачной эпохи средневековья с его преследованиями любой свободной от жестких догм мысли. Этот период назван Ренессансом (Возрождением), связан он был с зарождением буржуазного общества и развитием городской культуры. [(12), c. 4] В основе этого процесса, его идейным стержнем стал гуманизм — новое, невиданное во времена средневековья представление о человеческой личности как о существе, способном самостоятельно развиваться, быть свободным в мыслях и чувствах. Само название этого периода — «Возрождение» — возникло от пробуждения после многовековой ночи, когда отрицалось все светлое, что накопило человечество в древние времена, — возвратился интерес к античному наследию сначала как к искусству, исполненному поклонения перед физическим совершенством человека; потом эти устремления приобрели иное качество — возрождение после средневекового застоя творческой активности человека.

Деятели Просвещения имели предшественников в лице мыслителей Ренессанса, но перед ними стояла трудная задача: перестроить общество на разумной основе, установить «царство разума», подвергнуть критике существующие социальные отношения, освободив для этой цели от опеки религии философию, науку, литературу, искусство.

Детская литература, собственно, возникла в XVII—XVIII вв.еках, первоначально как литература дидактическая. Однако постепенно в лучших своих образцах она вышла за рамки назидательности. Авторы произведений, предназначавшихся детям, обращались, прежде всего, к устному народному творчеству своих стран. Так, например, Шарль Перро впервые сделал достоянием маленьких читателей литературно обработанную фольклорную сказку. Признаком литературной сказки становится осознанное авторство, даже когда произведение опирается на фольклорную основу.

Деятельность романтиков в XIX веке открыла широкой читательской публике устное народное творчество, национальные истоки литературы каждого народа, что также способствовало развитию детской литературы, а именно сказок. Появляются сборники народных и литературных сказок братьев Гримм, Х. К. Андерсена и многих других писателей.

Романтизму принадлежит и открытие детства в качестве самоценной стадии духовного развития человека. Детство в произведениях романтиков осмысливалось, как драгоценный мир в себе, глубина и прелесть которого притягивает взрослых. А взрослость трактовалась как пора, утратившая непосредственность и чистоту детства. Следует отметить, что романтизм не только открыл детство, но и оставил в наследство его идеализацию, умиление перед ним. Романтическое восприятие детства позже приобретало гипертрофированные формы, так называемой адвокатуры детства, которая снимала с ребенка ответственность за его поступки и чувства, отказывая ему тем самым в главном — в уважении, признании ребенка как личности, как человека со всей мерой его обязанностей перед обществом. А в литературе наших дней вновь возник однозначный образ детства, но теперь, в отличие от романтиков, со знаком минус. Это так называемая демонизация детства, открытие в нем античеловеческой сущности, например в некоторых повестях У. Голдинга и С.Кинга.

С развитием реалистических тенденций, углублением психологизма в литературе для детей утверждается объемный, многообразный образ детства. В нем писатели открывают истоки развития человечества, проникает во внутренний мир ребенка, постигая сложность и глубину характера юного человека, показывают, как формируется личность в противоборстве светлых и темных начал, как она воспринимает радость и горечь мира, его гармонию и противоречия.

Сегодня детская литература необычайно разнообразна жанрово и тематически. Ей посвящают свой талант лучшие писатели во всем мире, так как понимают: будущее человечества в руках подрастающего поколения. Ведь секрет воздействия таких художественных произведений — в представлениях, которые они вызывают у маленького слушателя-читателя, заставляя его мыслить, сопоставлять, делать выводы, познавать красоту, мудрость и силу вымысла, в порождаемых ими эмоциях [(12), c.3−6].

Учитывая то, что «сказочный текст является эталоном любого текста, потому что по форме сказки, как правило, являются простыми, они доступны для понимания, так как направлены на маленького слушателя» [(12), c.3−6], можно предположить, что любые лексико-грамматические явления, несущие в себе определенные значения, достаточно ярко проявляются, и КОН не исключение.

Проанализировав теоретический аспект грамматической КОН, хотелось бы отметить, что она основана на оппозиции общего и частного, данного и нового, (в чем проявляется связь данной проблемы с вопросами актуального членения предложения) родового и индивидуального.

В английском языке КОН имеет морфологическое оформление в виде артикля. Однако в лингвистической литературе нередко отмечается, что артикль является основным, но не единственным средством выражения данной категории: указательные и притяжательные местоимения с одной стороны, а также неопределенные местоимения с другой стороны, также представляют собой пример оппозиции определенности — неопределенности.

При попытке объяснить какой-либо конкретный пример употребления того или иного артикля или обосновать правомерность выбора определенного соответствия при переводе, необходимо учитывать множество различных факторов. Примером может служить, в частности, нейтрализация оппозиции определенности — неопределенности, транспозиционное использование грамматических средств в стилистических целях, отсутствие артикля в эллиптических конструкциях, в некоторых устойчивых словосочетаниях и т. д. В целом же, говоря об употреблении артикля, следует отметить, что оно является грамматически, семантически, традиционно и ситуативно обусловленным.

До сих пор в современной лингвистике вопрос о существовании КОН в русском языке остается спорным ввиду отсутствия формального грамматического показателя. Однако, рассмотрев теоретическое обоснование КОН и выявив, что артикль не является единственным средством выражения данной категории и в английском языке, то наличие подобной оппозиции и в русском языке представляется очевидным. Так, отсутствие артикля восполняется иными средствами выражения того же смысла (лексическими, морфологическими, синтаксическими).

В этой связи следует отметить, что в традиции актуального членения предложения в русском и английском языках, наблюдается несоответствие, связанное с различием их грамматического строя (фиксированный порядок слов, наличие артикля в английском языке и свободный порядок слов, отсутствие артикля в русском языке).

Рассмотрев сказки, как литературный и фольклорный жанры, следует отметить, что по своей форме, они несут в себе значение неопределенности, так как в них не указываются даты, место действия, реальные имена и т. д. Так как сказочный текст является эталоном текста вообще, то его следует рассматривать, анализировать и сопоставлять на предмет наличия разнообразных средств выражения КОН.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой