Феномен массовой литературы XX века: проблемы генезиса и поэтики
Сегодня, когда практически нет единых критериев оценки художественных произведений и согласованной иерархии литературных ценностей, становится очевидной необходимость взгляда на новейшую литературу как на своего рода мулътилитературу, то есть как на конгломерат равноправных, хотя и разноориентированных по своему характеру, а также разнокачественных по уровню исполнения литератур. Современным…
Диссертация«Давид Копперфилд» Ч. Диккенса и «Пенденнис» У. Теккерея — два варианта романа воспитания: Опыт типологического сопоставления
Степень изученности «Пенденниса» и «Копперфилда» в сравнительном аспекте явно недостаточна. Первым критиком, который откликнулся на почти одновременное появление романов, стал Д. Мэссон. В статье «Пенденнис» и «Копперфилд»: Теккерей и Диккенс" (1851) он выявляет черты сходства и различия не только между романами, но и между всем творчеством писателей. По сути, статья Мэссона является…
ДиссертацияФеномен праведничества в художественной картине мира Л. Н. Толстого
В-третьих, современное литературоведение продвинулось вперед в области герменевтики. Изучение литературных текстов как фактов духовной жизни человека позволяет ученым избегать односторонностей в теории и практике интерпретаций. Становится ясным, что не правы те ученые, которые отрицают возможность единственно верной интерпретации художественного произведения и отстаивают тезис о неизбежной…
ДиссертацияДревнерусская паломническая литература XVI-XVII вв.: история развития и жанровое своеобразие
Во-вторых, все главы диссертационной работы включают в себя рассмотрение текстолого-атрибуциопных вопросовбыли восстановлены биографические данные о предполагаемых писателях-путешественниках, прояснены проблемы, связанные с определением авторства древнерусских памятников, уточнены время и место их создания. В связи с этим сведен воедино рукописный материал-дошедшие да нашего времени списки…
ДиссертацияФормы выражения авторской адресации в рассказах В. Ю. Драгунского для детей
Цель диссертационного исследования — выявить художественные формы выражения авторской адресации, в которых реализуется диалог между писателем и читателем в произведении. Цель исследования определила его конкретные задачи: исследовать связь основных этапов литературоведческого осмысления категорий читателя и адресации с развитием теории детской литературыохарактеризовать принципы и приемы…
ДиссертацияИдейно-художественная концепция праведничества в поэзии Н.А. Некрасова
Некрасов признает абсолютную, вневременную значимость христианских идеалов и, несомненно, ориентируется на них. Но, помимо этого, он, во-первых, понимает, насколько уязвимыми они оказываются перед реалиями жизни, и, во-вторых, пытается ими же оправдать необходимость революционных действий, то есть насилия, протеста, борьбы. Здесь мы видим главную причину противоречивости, дисгармоничности…
ДиссертацияКатегория времени в русской поэзии конца XVIII — начала XIX веков
Таковы, к примеру, исследования: Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. — М., 1985, Рейхенбах Г.: Направление времени. — М., 1962, УитроуДж. Естественная философия времени. — М., 1964, Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. — М., 1969, Трубников H.H. Время человеческого бытия. — М., 1987. Семиотический аспект изучения времени представлен работами Успенский Б. А. История…
ДиссертацияИстория переводов произведений Н.В. Гоголя и опыт сравнительно-типологического исследования в таджикской литературе
Великие произведения Гоголя, исполненные светлого, озорного и смелого народного юмора, глубокой правды, общечеловеческого гуманизма, страстного искания социальной справедливости, согретые теплотой и участием к каждому простому, рядовому маленькому человеку, полные горячей любви к народу, беспощадной вражды ко всему тому, что мешает его счастью, способствовали умственному и нравственному развитию…
ДиссертацияХудожественное время и пространство в повествовательном произведении: На материале романа Ф. М. Достоевского «Бесы»
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи. рассмотреть основные концепции времени и пространства в истории культуры и их отражение в философских ученияхпроследить историю осознания времени и пространства как эстетических феноменов и элементов структуры произведенияна основе анализа наиболее значительных подходов отечественного литературоведения последних десятилетий…
ДиссертацияЛирическая книга И.Ф. Анненского «Тихие песни»
Иннокентий Федорович Анненский — фигура, получившая неоднозначную оценку в среде современников, что отчасти повлияло на изучение его творчества в паши дни. В предлагаемом диссертационном исследовании предпринята попытка доказать, что, держась особняком в поэтической культуре Серебряного века, Анненский довольно органично «вписал»" свое творчество в контекст литературы того времени. Прежде всего…
ДиссертацияМотив странствия в поэзии О. Э. Мандельштама, В. В. Хлебникова и И. А. Бродского
Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. — JL, 1940. — С.149. греческую эпоху. Эти идеи развивали также Гердер, Гегель (а в XX веке, по замечанию Е. М. Мелетинского, циклическая теория культуры Вико была возрождена и продолжена в модернистском истолковании Шпенглера и Тойнби1), немецкие и английские романтики, в частности, П. Б. Шелли. В «Защите поэзии» Шелли говорит о том, что…
ДиссертацияМифологические и фольклорные мотивы в романах Якуба Занкиева
История народа, региона находит отражение в исторических памятниках, достоверных документах, летописях, на основе которых восстанавливаются отдельные события, реалии, в конечном итоге, история народа. Тем не менее, не ослабевает у ученых интерес к мифологии народов, их устному народному творчеству, где находит отражение образное, поэтическое представление человека об окружающем его мире…
ДиссертацияПоэтика романов Алена Роб-Грийе: Строение и функционирование худож. текста
Французское литературоведение уделяет внимание и изменению отношений автор-читатель в новой литературе. А. Роб-Грийе, как и многие писатели, говорил об упразднении понятий «фабула», «герой», «повествование» для современной литературы. Ролан Барт завершил этот «перечень», возвестив о «смерти автора» (работа «Смерть автора», 1968 г.). Автор, до сих пор остававшийся гарантом целостности…
ДиссертацияСтановление и развитие чувашской повести
Средний эпический жанр, как правило, и количественно, и качественно (уже около полувека) занимает ведущее место в чувашской литературе, в своем развитии он значительно обновился сугубо национальными особенностями, характерными стилевыми поисками. Следует отметить, что есть определенные исследования чувашского романа (Г.Я. Хлебников), рассказа (В.П. Никитин), некоторых жанровых форм повести (Г.И…
ДиссертацияОсновные мифопоэтические концепты «Войны и мира» Л.Н. Толстого в свете мотивного анализа
Принято разграничивать мифологему и архетип как раз по «степени сознательности». «Мифологема обозначает сознательное заимствование автором мифологических мотивов, тогда как постулируемая К. Юнгом бессознательная их репродукция как правило обозначается понятием архетип» (35). Но архетип, тоже как правило, является структурным ядром мифологемы, что влечет за собой непростой вопрос о разграничении…
ДиссертацияТатарско-турецкие литературные связи конца XIX — начала XX вв.: На материале жизни и творчества турецкого писателя-просветителя Ахмета Мидхата
Период XIX — начала XX в.в. по праву можно считать эпохой Восточного Просвещения, которая: «выдвинула целую плеяду энциклопедически одаренных ученых, философов и писателей, сыгравших огромную роль в критике феодального застоя, схоластических форм идеологии ислама, в утверждении идей буржуазного прогресса, социального и естественного права личности и наций.». Проблемы воспитания, обучения…
ДиссертацияТема творчества, эстетическая позиция В. Набокова и ее художественная реализация в произведениях русскоязычного цикла
Однако при обращении к русскоязычному творчеству Набокова М. Медарич акцентирует внимание на том, что писатель был сформирован в атмосфере Серебряного века, то есть в эпоху модернизма. Исследовательница предполагает, что «у Набокова одновременно сосуществуют, иногда даже в рамках одного художественного текста. противоречивые стилевые особенности, которые его делают одновременно и символистом…
ДиссертацияЗаписные книжки Вен. Ерофеева 1960-х годов в составе авторского сверхтекста
Записные книжки 1960;х годов отражают процесс работы Вен. Ерофеева над структурированием разнородного материала. Естественно, что принципы ведения автором записей трансформировались с течением времени. Так, если сохранившиеся отрывки из записных книжек 1959;1960 годов представляют собой каталог дней и событий реальной жизни писателя, то тетрадь 1961 года Ерофеев организует иначе. Основу текста…
ДиссертацияЖанр романа-антимифа в шведской литературе 1940-1960-х гг. (на материале произведений П. Лагерквиста и Э. Юнсона)
Таким образом, мы пришли к выводу, что в процессе самоидептификации шведской национальной литературы, достигшем апогея в 1950;1960;е годы, жанр романа-антимифа стал «ответом» на «нобелевский формат», позволив шведской литературе выйти на мировой уровень и не потерять национального своеобразия. Влияние жанра было настолько велико, что в 1960;е годы он был актуален и для следующего поколения…
ДиссертацияТворчество Г. Цаголова, идейно-тематическое и художественное своеобразие
Заметный след в истории осетинской культуры оставил и Цаголовпублицист. На страницах журналов и газет Кавказа он поднимал самые животрепещущие проблемы По сути дела его публицистика и литературная деятельность представляют в плане содержания органическое единение, дополняют друг друга Публицистика Цаголова отличается удивительным тематическим и жанровым разнообразием. Так же, как и в своих…
ДиссертацияТворчество К. Бальмонта в контексте русской синкретической культуры конца XIX — начала XX века
Мы рассмотрели также многообразные творческие контакты Бальмонта-поэта, драматурга и переводчика с А. П. Чеховым, М. Врубелем, В. Борисовым-Мусатовым, А. Скрябиным, С. Прокофьевым, К. Станиславским, В. Мейерхольдом, А. Таировым. Эти выдающиеся художники представляли все основные виды искусства Серебряного века — литературу, музыку, живопись, театр, а также разные, в том числе и конфронтирующие…
ДиссертацияТворчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы второй половины XX века
Первый период (1951 — 1969) можно охарактеризовать как период становления жанрово-стилевой системы и кристаллизации проблематики В.Астафьева. Он связан с жизнью писателя в городах Чусовой (Пермская область) и Пермь, а потому условно может быть назван пермским, или уральским. Внутри этого периода можно выделить время первых опытов, ученических вещей. Сюда войдут произведения и книги, написанные…
ДиссертацияУ истоков тибетской поэзии: гимны стотра в тибетской литературе: VIII-XIV вв
Начиная со I1-I вв. до н.э. преобладающим литературным языком индийской культуры становится санскрит. Это же время отмечено оформлением принципиально нового типа литературы, получившею именование «кавья». Гимны этого периода, типологически отличные от ведийских и эпических гимнов, сохраняя культовую функцию, стремились соответствовать поэтическим требованиям своей эпохи. Так появились гимны…
ДиссертацияТворчество Муссы Батчаева: Проблема поэтики и стиля
С другой стороны заметно стремление взорвать строгие формы стиха верлибром, введением прозаических текстов, смещением на очень малой поэтической площадке компонентов различных жанровых форм. Можно сослаться на творчество тех же названных поэтов, но эта тенденция наиболее характерна для балкарцев А. Созаева, А. Байзуллаева, М. Беппаева, адыгейцев Нальби, Р. Нехай и др. Конечно, как первая, так…
ДиссертацияХудожественная проза Н. В. Гоголя в аспекте поэтики барокко
Обращает на себя внимание образ героя в романе самосознания. Герой отличается некоторой «стертостью», он как бы недовоплощен как «характер», как «личность» — мы не можем занять по отношению к нему как внешне-объективирующую его позицию, так и субъективирующую позицию сопереживания (изнутри). Он эстетически не завершается как образ внутри произведения, а получает эстетическое завершение лишь через…
ДиссертацияПовесть Н.В. Гоголя «Нос» в англоязычных переводах: Проблема интерпретации
XX век стал эпохой открытия творчества Гоголя в Великобритании и США. Немногие представители русской классической литературы Х1Х-го века могут соперничать с Гоголем по количеству переведенных и изданных на английском языке художественных произведений, критических исследований и биографических описаний. Спектр англоязычного литературно-критического наследия, связанного с творчеством Гоголя, широк…
ДиссертацияФ. М. Достоевский в творческом сознании Андрея Белого
Несмотря на то, что существовало множество истолкований наследия Достоевского, многие критики сходились в том, что его творчество является совершенно новым познанием действительности, приоткрывающим таинственную сферу подсознания личности. Многие критики обратили внимание на многоплановость романов Достоевского, на наличие в них более внешних и более внутренних пластов. Первый — внешний…
ДиссертацияАмериканский роман 1920-1930-х гг.: Литература и мир кино; мотивы, сюжеты, художественные ходы, изобразительный язык
Слову и речи в кино посвящены книги Н. В. Крючечникова «Слово в фильме» (1964) и «Роль надписи в драматургии» (1964). Н. Крючечников приводит две противоположные точки зрения на роль слова в фильме: первая — слово в кино является лишним (так считали В. Шкловский, Ю. Тынянов, Р. Арнхейм, М. Мартен и др.). Известно заявление одного из самых видных теоретиков кино 1920;х годов Б. Балаша о том, что…
ДиссертацияПространственно-временная символика раннего М.А. Булгакова в контексте прозы начала 1920-х годов
Если в исследованиях 60−80-х годов в основном преобладали идеологические оценки творческого наследия Булгакова, во главу угла, отвечая веяниям времени, ставилась социально-историческая проблематика, что оставляло за гранью изучения проблемы религиозно-философские и онтологические и приводило к искажению восприятия художественного мира писателя (см., например: П. В. Палиевский, В. Г…
ДиссертацияПроза А.П. Хейдока в контексте литературы дальневосточного зарубежья: виды и образы пространства
A.C. Пушкина. Во время Первой мировой войны ушёл на фронт добровольцем. После заключения Брестского мира вернулся в Тверскую губернию, а затем уехал на Дальний Восток. С 1917 по 1921 гг. жил в Благовещенске. В 1921 г. эмигрировал в Китай. Осел в Харбине. Преподавал русский язык в Харбинском медицинском колледже и Гиринском университете, был свидетелем судеб людей, оторванных от родного дома…
Диссертация