Творчество К. Бальмонта в контексте русской синкретической культуры конца XIX — начала XX века
Интересную психологическую версию сложных отношений Брюсова и Бальмонта выдвигает В. Дмитриев. По его мнению, «типичный небожитель», «свободный», «стихийный» Бальмонт был «альтер эго» Брюсова, но таким, которого он в себе боялся, ибо это «эго» грозило разрушить рациональный мир брюсовской души". традиций. Отвергая популярное в критике представление о романтической оторванности поэта от реальной… Читать ещё >
Содержание
- Глава I.
- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР К. БАЛЬМОНТА. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ РОДОСЛОВНАЯ (синтез традиций русской и зарубежной литературы)
- 1. 1. Критика и литературоведение о месте Бальмонта в истории отечественной литературы
- 1. 2. Поэтическое миросозерцание Бальмонта
- Художественный мир
- 1. 3. Автобиографический миф как интегратор художественного мира Бальмонта
- 1. 4. Литературное становление Бальмонта: традиции и новации в поэзии 90-х годов
- 1. 4. 1. Фет как феномен русской поэтической культуры в оценке символистов и рецепции Бальмонта
1.4.2. «Под Северным небом», «В Безбрежности», «Тишина»: синтез литературных традиций (А. Фет, Э. По, П. Б. Шелли, Ф. Достоевский, Ф. Тютчев, Ш. Бодлер, М. Лермонтов и др.). Рождение нового поэтического стиля.
Глава II. К. БАЛЬМОНТ И МУЗЫКА
2.1. Мифопоэтическая концепция музыки.
2.2. «Мировая» музыка и её воплощение в творчестве.
Светозвук".
2.3. Звуковая палитра. Музыка природы.
2.4. «Мировая» музыка и музыка-искусство.
2.5. Поэзия Бальмонта в русской музыке.
2.6. Бальмонт и А. Скрябин.
2.7. Бальмонт и С. Прокофьев.
Глава III
К. БАЛЬМОНТ И ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА (живопись, графика, скульптура)
3.1. Изобразительное искусство в жизни Бальмонта. Рецепция русской и западноевропейской живописи и графики.
3.1.1. «Художник чудовищных грез»: Ф. Гойя в эстетическом сознании Бальмонта.
3.1.2. Леонардо да Винчи и русские символисты.
3.1.3. Экфрасис в поэзии Бальмонта.
3.2. Бальмонт и М. Врубель.
3.3. Бальмонт и В. Борисов-Мусатов.
Глава IV. К. БАЛЬМОНТ И РУССКИЙ ТЕАТР СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
4.1. Проблемы драматургии и театра в эстетических исканиях символистов 1890—1910-х годов.
4.2. Бальмонт и А. Чехов.
4.3. М. Метерлинк, Бальмонт и Художественный театр.
4.4. Лирическая драма «Три расцвета» в художественном мире Бальмонта и в контексте театрально-драматургических исканий символистов.
4.5. Бальмонт и В. Мейерхольд. Кальдерон в переводах поэта и постановках режиссера на русской сцене.
4.6. Бальмонт и Камерный театр А. Таирова.
Список литературы
- Сочинения, переводы, письма К.Д. Бальмонта
- Бальмонт К. Сборник стихотворений. Ярославль, 1890. 140 с.
- Бальмонт К.Д. Под Северным небом. В Безбрежности. Тишина // Бальмонт К. Д. Полн. собр. стихов: в 10 т. Изд. 3-е. М.: Скорпион, 1909−1914. Т. I. 260 с.
- Бальмонт К.Д. Горящие здания // Там же. Т. II. 170 с.
- Бальмонт К.Д. Будем как Солнце // Там же. Т. III. 234 с.
- Бальмонт К.Д. Только Любовь // Там же. ТIV. 144 с.
- Бальмонт К.Д. Литургия Красоты // Бальмонт К. Д. Полн. собр. стих. Изд. 2-е. М.: Скорпион, 1911. T.V. 148 с.
- Бальмонт К.Д. Фейные сказки. Злые чары // Там же. Т.VI. 132 с.
- Бальмонт К.Д. Зелёный Вертоград // Там же. Т.VIII. 147 с.
- Бальмонт К.Д. Птицы в воздухе // Там же. Т. IX. 148 с.
- Бальмонт К. От страстей к созерцанию (Поэзия Кальдерона) // Сочинения Кальдерона / пер. с исп. К. Д. Бальмонта. Вып 1. М.: М. и С. Сабашниковы, 1900. С. VII -XI.
- Бальмонт К. Предисловие. // Гауптман Г. Драматические сочинения / пер. под ред. и с предисл. К. Бальмонта. М.: Труд, 1900. С. V- XIII.
- Бальмонт К. Некрасов // Новый путь, 1903. № 3. С. 41−47.
- Бальмонт К. Горные вершины. М.: Гриф. 1904. 210 с.
- Бальмонт К. О любви: Этюд о страсти // Уайльд О. Саломея: Драма / пер. с фр. оригинала К. Д. Бальмонта и Е. А. Бальмонт. СПб.: Сириус, 1908. С. 3−30.
- Бальмонт К. Три расцвета. Драма. Театр юности и красоты. Пб.: М. В. Пирожков, 1907. 39 с.
- Бальмонт К. Белые зарницы. Мысли и впечатления. Пб.: М. В. Пирожков, 1908.217 с.
- Бальмонт К.Д. Зовы древности. Гимны, песни и замыслы древних. СПб.: Пантеон, 1908.222 с.
- Бальмонт К.Д. Из чужеземных поэтов. СПб.: Просвещение, 1909. 118 с.
- Бальмонт К. Шарль Ван Лерберг. Письмо из Брюсселя // Шарль Ван Лер-берг. Ищейки / пер. с фр. оригинала К. Бальмонта и Елены Ц. СПб., 1909. С. 7−18.
- Бальмонт К.Д. Автобиография. // Книга о русских поэтах последнего десятилетия / под ред. М. Гофмана. СПб.- М.: М. О. Вольф, 1909. С. 35- 36.
- Бальмонт К. Д. Морское свечение. Пб.- М.: М. О. Вольф, 1910. 259 с.
- Бальмонт К. Змеиные Цветы. М.: Скорпион, 1910. 248 с.
- Бальмонт К.Д. Зарево Зорь. М.: Гриф, 1912. 166 с.
- Бальмонт К.Д. О ревности // Сочинения Кальдерона / пер. с исп. К. Д. Бальмонта. М.: Ми С. Сабашниковы, 1912. Вып. III. С. V-XXVIII.
- Бальмонт К.Д. Испанские народные песни. Любовь и ненависть. М.: И. Д. Сытин, 1911. 107 с.
- Бальмонт К. Очерк жизни Э. По // Собр. соч. Э. По / пер. с англ. К. Д. Бальмонта. М: Скорпион, 1912. T.V. С. 1−107.
- Бальмонт К.Д. Белый Зодчий. Таинство четырёх светильников. Пб: Сирин, 1914.324 с.
- Бальмонт К.Д. Край Озириса. Египетские очерки. М., 1914. 324 с.
- Бальмонт К. Ясень. Видение древа. М.: Изд. К. Ф. Некрасова, 1916.238 с.
- Бальмонт К.Д. Светозвук в природе и Световая симфония Скрябина. М.: Российское, муз. изд-во, 1917.24 с.
- Бальмонт К. Сонеты Солнца, Меда и Луны. Песня миров. М.: Изд. В.В. Па-шуканиса, 1917. 263 с.
- Бальмонт К. Поэзия как волшебство. М.: Задруга, 1922. 112 с.
- Бальмонт К.Д. Дар Земле. Париж: Русская Земля, 1921. 159 с.
- Бальмонт К. Создай мне звуки. С. С. Прокофьеву // Последние новости. Париж, 1921, № 395, 31 июля.
- Бальмонт К. Марево. Париж: Франко-русская печать, 1922. 132 с.
- Бальмонт К. Моё Ей. Россия. Прага: Пламя, 1924. 125 с.
- Бальмонт К. В раздвинутой Дали. Поэма о России. Белград: Русская библиотека, 1929. 199 с.
- Бальмонт К. Северное сияние. Стихи о Литве и Руси. Париж: Родник, 1931. 199 с.
- Бальмонт К.Д. Стихотворения / вст. ст., сост., подготовка текста и примеч. Вл. Орлова. Л.: Сов. писатель, 1969. 711 с.
- Бальмонт К. Избранное / сост. В. Бальмонт- вст. ст. Л. Озерова- примеч. Р. Помирчего. М.: Худож. лит. 1983. 752 с.
- Бальмонт К. Стозвучные песни: Сочинения (избранные стихи и проза) / сост, вступ. ст. и примеч. П. В Куприяновского и H.A. Молчановой. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1990. 336 с.
- Бальмонт К.Д. Светлый час. Стихотворения / сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. М.: Республика, 1992. 569 с.
- Бальмонт К.Д. Где мой дом. Стихотворения, художественная проза, статьи, очерки, письма / сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. М.: Республика, 1992. 448 с.
- Бальмонт К.Д. Золотая россыпь: Избр. переводы / сост. и вступ. ст. А. Ро-маненко. М.: Сов. Россия, 1990. 320 с.
- Бальмонт К. Автобиографическая проза / сост., подгот. текстов, вступ. ст., примеч. А. Д. Романенко. М: Алгоритм, 2001. 608 с.
- Бальмонт К.Д. Марево. Стихи / авт. предисл. Н. Молчанова. Воронеж: изд-во ФГУП «Воронеж», 2004. 96 с.
- Бальмонт К.Д. Светослужение.1936 г. Август. 1937 г. Январь. Стихи / авт. предисл. Н. Молчанова. Воронеж: Воронежск. гос. ун-т, 2005. 85 с.
- Бальмонт К. Имени Скрябина // РГАЛИ. Ф. 57.0п.1, Ед. хр. 37. Л. 8.
- Бальмонт К.Д. Льву Рабиновичу. Поэзия и музыка две светлые сестры. Двустишье // РГАЛИ. Ф. 2430, Оп.1. Ед.хр. 597. Л.1.
- Бальмонт К.Д. Америка. Полет. По ступеням. Скрипач. Третий концерт. Сонеты, посвященные С. С. Прокофьеву // РГАЛИ. Ф. 1929. Оп. 3. Ед. хр. 259. Л. 2−3 Газетные вырезки.
- Бальмонт К.Д. С.А. Кусевицкому, создавшему праздник русской музыки в Париже // РГАЛИ. Ф. 1929. Оп.З. Ед. хр. 259. Л. 1.
- Бальмонт К. Письма к матери //РГАЛИ. Ф. 57. Оп.1. Ед.хр.91. Л.21.
- Бальмонт К. Письма к матери // РГАЛИ. Ф. 57. Оп. 1.Ед.хр. 127. Л. 54.
- Бальмонт К. Письмо к С.А. Полякову (26 января 1902 г.) // ОР ИР ЛИ. Ф. 240. Оп. 1. Ед. хр. 15−21. Л. 3.
- Бальмонт К. Д. Письмо З.А. Венгеровой (21 июля 1902 г.) // ОР ИРЛИ. Ф. 39. Ед. хр. 492. Л. 11.
- Американские письма К. Д. Бальмонта /публ. Ж. Шерона // Минувшее. Исторический альманах. 13. М.- СПб., 1993. С. 293−315.
- Гофман Э.-Т.-А. Житейские воззрения кота Мура / пер. с нем. К. Д. Бальмонта. СПБ.: A.C. Суворин, 1893.
- Кальдерон Д.Л. Б. Драмы: в 2 кн. / пер. К. Бальмонта- изд. подгот. Н. И. Балашов, Д. Г. Макогоненко. М.: Наука, 1989.
- Собрание сочинений Эдгара По в пер. с англ. К. Д. Бальмонта. Изд. 3-е. М.: Скорпион, 1911−1913. Т. 1.337 е.- Т. 2. 342 с.
- Сочинения Кальдерона. Философские и героические драмы с пояснительными статьями / пер. с исп. К. Бальмонта. М: М. и С. Сабашниковы, 1902. Вып. 2. 773 с.
- Мстислав Бальмонт. Константин Бальмонт и Сергей Прокофьев (Письмо из Франции) // Сегодня (Рига). 1927. № 35.13 февр.
- Мутер Р. История живописи: в 3 ч. / пер. с нем. под ред. К. Д. Бальмонта. СПб.: Знание, 1901−1904.
- Письма К.Д. Бальмонта к Дагмар Шаховской / публ. Ж. Шерона // Звезда, 1997. № 8. С. 154−172- № 9. С. 151−177.
- Письма К.Д. Бальмонта к JI.H. Вилькиной // Там же. С. 162−173.
- Шелли. Полн. собр. соч. в пер. К. Д Бальмонта. Т. I—III. СПб.: Знание, 19 031 907.
- И. Сочинения других писателей
- Анненский И. Стихотворения и трагедии / вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. A.B. Федорова. JL: Сов. писатель., 1990. 640 с.
- Балтрушайтис Ю. Лилия и серп. Стихотворения / вступ. ст. А. Туркова. М.: Худож. лит. 1989. 399 с.
- Баратынский Е. А. Стихотворения. Поэмы / изд. подгот. Л. Г. Фризман. М.: Наука, 1982. 720 с.
- Белый А. Стихотворения и поэмы / вступ. ст. Т. Хмельницкой. Л.: Сов. писатель, 1966. 656 с.
- Блок А. Собр. соч.: в 8 т. / вступ. ст. В. Орлова. М.- Л.: ГИХЛ, 1960−1963.
- Блок А. Записные книжки 1901−1920. М.: Худож. лит., 1965. С. 21−511.
- Бодлер Ш. Цветы Зла. Стихотворения в прозе / сост., вступ. ст. Т.К. Косико-ва. М.: Высш. шк., 1993. 511 с.
- Брюсов В.Я. Соч.: в 2 т. / вступ. ст., сост. Д. Е. Максимова. М.: Худож. лит., 1987.
- Волошин М. Автобиографическая проза. Дневники / сост. З. Д. Давыдов, В. П. Купченко. М.: Книга, 1991. 416 с.
- Гюисманс Ж.-Ш. Наоборот // Гюисманс Ж.-Ш. Наоборот. Монтерлан А. Девушки / пер с фр. Н. Карабутенко. М.: ВКМЦ. 1990. С. 14−155.
- Достоевский Ф.М. Собр. соч.: в 10 т. М.: ГИХЛ., 1958. Т. 9. 635 с.
- Жуковский В.А. Собр. соч.: в 4 т. / вступ. ст. И.М. Семенко- подгот. текста и примеч. В. П. Петушкова. Т. 1.
- Иванов Вяч. Стихотворения и поэмы / вступ. ст. С.С. Аверинцева- сост., подгот. текста и примеч. P.E. Помирчего. Л.: Сов. писатель, 1976. 518 с.
- Лохвицкая М. Путь к неведомой отчизне / сост. Т. Л. Александрова. М.: Вече, 2003.400 с.
- Мандельштам О. «Сохрани мою речь». Лирика разных лет. Избранная проза. М., 1994.
- Мережковский Д.С. Стихотворения и поэмы / вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. К. А. Кумпан. СПб.: Академ, проект, 2000. 928 с.
- Метерлинк М. Разум цветов. М.: Московск. рабочий, 1995. 493 с.
- Островский А.Н. Поли. собр. соч. М.: ГИХЛ, 1950. Т.VII. 340 с.
- По Э. Собр. соч.: в 4 т. / сост., общ. ред. С. И. Бэлзы. М: Пресса, 1993. Т.1. 383 с.
- Пушкин A.C. Поли. собр. соч.: в 10 т. / Изд. 4-е. Л.: Наука, 1977−1979.
- Тютчев Ф.И. Соч.: в 2 т./ сост., коммент. К. В. Пигарева. М.: Худож. лит. 1984.
- Фет А. А. Соч.: в 2 т. / сост., вступ. ст., коммент. А. Е. Тархова. М.: Худ. литра, 1982.
- Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. / гл. ред. Н. Ф. Бельчиков. М.: Наука, 1974−1985.
- Шелли П.Б. Избранные произведения. Стихотворения. Поэмы. Драмы. Философские этюды. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. 800 с.
- Авраменко А.П. А. Блок и русские поэты XIX века. М.: Изд-во МГУ, 1990. 248 с.
- Авраменко А.П. От XIX века к XX. Новое искусство. (Русский символизм как объект научного изучения) // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 2002, № 2. С. 20−35.
- Агапов O.A. Лирика К.Бальмонта в свете его религиозных исканий. Авто-реф. дис. канд. филол. наук. Самара, 2004.
- Азадовский К. «Глаза Юдифи»: Бальмонт и еврейство // Новое лит. обозрение. 2005, № 73. С. 82−98.
- Азизян И.А. Диалог искусств Серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001.400 с.
- Айхенвальд Ю. Островский //Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М.: Научное слово, 1908. Вып. II. С. 148−152.
- Александрова Т.Л. Жизнь и поэзия Мирры Лохвицкой // Лохвицкая Мирра. Путь к неведомой отчизне. М.: Вече, 2003. С. 5−87.
- Алексеев А.Д. Русская инструментальная музыка // Русская художественная культура конца XIX-начал, а XX века (1895−1907). Кн.1. М.: Наука, 1968.
- Алексеева О .Я. Рецепция лирики A.A. Фета в творчестве русских символистов (В.Я. Брюсов, A.A. Блок, А. Белый). Автореф. дисс.. канд. филол. наук. М., 2004.
- Алексеева Э.М. Поэтические сборники А.Фета и К. Бальмонта // К. Бальмонт, М. Цветаева и художественные искания XX века: межвуз. сб. науч. тр. Вып.1. Иваново: Ивановск. гос. ун-т, 1993. С. 43−52.
- Алленов М.М. Этюды цветов Врубеля // Советское искусствознание, 1977. Вып. 2. М. 1978. С. 192−208.
- Альтман М.С. Разговоры с Вяч. Ивановым / вст. и коммент. К.Ю. Лаппо-Данилевского. СПб.: ИНАпресс, 1995. 366 с.
- Альфонсов В.Н. Слова и краски. М.: Сов. писатель, 1966. 244 с.
- Альшванг А. Жизнь и творчество Скрябина // А. Н. Скрябин: сб. ст. к 100-летию со дня рождения (1872−1972). М.: Сов. композитор, 1973. С. 80−153.
- Амфитеатров М. К.Д. Бальмонт//Современники. М., 1908. С. 199−232.
- Андреев Л.Г. Импрессионизм. М.: Изд-во МГУ, 1980. 250 с.
- Андреева-Бальмонт Е. А. Воспоминания. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996.559 с.
- Анненский И. Книги отражений. М.: Наука, 1979. 680 с.
- Асафьев Б. Скрябин. Опыт характеристики // А.Н. Скрябин: сб. стат. к 100-летию со дня рождения (1872−1972). С. 41−54.
- Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи / подгот. текста и коммент. Ю. М. Медведева. М.: Современник, 1992.464 с.
- Бабичева Ю.В. Эволюция жанров русской драмы XIX начала XX века: учебное пособие по спецкурсу. Вологда, 1982. 127 с.
- Баевский B.C., Романова И. В., Самойлова Т. А. Тематические парадигмы русской лирики XIX XX вв. // Известия АН. Сер. лит. и яз. Т. 59. № 6. С. 23−30.
- Базелика Дж. Стихи К. Бальмонта об Италии // К. Бальмонт, М. Цветаева и художественные искания XX века. 2002. Вып. 5. С. 75−81.
- Балухатый С. Библиотека Чехова // Чехов и его среда. Л.: Academia, 1930. С. 201−418.
- Бальмонт К. и мировая культура: сб. научн. ст. I Международной конференции (2−4 октября 1994). Шуя, 1994. 252 с.
- Бальмонт К., Цветаева М. и художественные искания XX века. Иваново: Изд-во Ивановск. гос. ун-та, 1993−2006. Вып. 1−7.
- Батюшков Ф. Поэзия К. Д. Бальмонта. К 25-летию деятельности // Записки Неофилологического общества при СПб. ун-те. СПб, 1914 Вып.VII. С. 6−20.
- Белый А. Арабески: Книга статей. М.: Мусагет, 1911. 504 с.
- Белый А. Символизм как миропонимание / сост., вст. ст. и примеч. Л. А. Сугай. M.: Республика, 1994. 528 с.
- Белый А. Начало века. М.: В/О «Союзтеатр», 1990. 526 с.
- Белый А. Розовые гирлянды. По поводу смерти Борисова-Мусатова // Золотое руно, 1906, № 2. С. 63−65.
- Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. М.: Искусство, 1994.
- Бердяев H.A. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991. 398 с.
- Бердяев H.A. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. Интеллигенция в России. М.: Молодая гвардия. 1991. С. 24−42.
- Беренштейн Е.П. ".Поэт божьей милостью": Судьба и стихи К. Бальмонта. Тверь, 1994.
- Беренштейн Е.П. «Поэзия как волшебство» в системе эстетических представлений К. Бальмонта // К. Бальмонт, М. Цветаева и художественные искания XX века. 1996. Вып. 2. С. 37−43.
- Бонгард-Левин Г. Бальмонт переводчик Калидасы // Асвагоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы / пер. К. Бальмонта. М.: Худож. лит., 1990. С. 551−571.
- Борисова М.Л. Драматургия русского символизма (Художественные особенности). Киев: УМК ВО, 1991. 76 с.
- Борисова И. Zeno is here: в защиту интермедиальности // Новое лит. обозрение, 2004, № 1(65). С. 384−391.
- Боровкова И.В. Проза К.Д.Бальмонта (автобиографический аспект). Авто-реф. дис. канд. филол. наук. Иваново, 2002.
- Брюсов В. Вехи. 1. Страсть //"Весы", 1904. № 8. С. 23−28
- Брюсов В. Далекие и близкие. Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней. М.: Скорпион, 1912. 214 с.
- Брюсов В. Ник. Вашкевич. Дионисово действо и современность // Весы, 1905, № 9−10.
- Брюсов В. Искания новой сцены //Весы, 1905. № 12. С. 74−75.
- Брюсов В. Дневники. Автобиографическая проза. Письма / сост. Е. В. Ивановой. М.: ОЛМА-ПРЕСС «Звездный мир», 2002. 415 с.
- Брюсов В. Что же такое Бальмонт? // Брюсов В. Я. Собр. соч.: в 7 т. / под общ. ред. П. Г. Антокольского. М: Худож. лит., 1975. Т. 6. С. 482−492.
- Бугров Б.С. Двойное бытие: Драматургия в теории и художественной критике русского символизма //Дар мудрых пчел: Пьесы русских символистов: в 2 кн. М., 1996. Кн. 1. С. 5−56.
- Бугров Б.С. Драматургия русского символизма. М.: Скифы, 1993. 54 с.
- Бурдин В.В. Мифсшогема сна в поэзии Бальмонта // К. Бальмонт, М. Цветаева и художественные искания XX века. 1999. Вып. 4. С. 58−69.
- Бурдин В.В. Мифологическое начало в поэзии К.Д. Бальмонта 1890−1900-х гг. Автореф. дис. канд. филол. наук. Иваново, 1998.
- Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. Л.: Наука, 1974. 136 с.
- Бэлза И. А.Н. Скрябин. М.: Музыка, 1983.176 с.
- Валентин Серов в переписке, документах и интервью /сост., вступ. ст и примеч. И. С. Зильберштейн, В. А. Симков. Л: Художник РСФСР, 1985. Т. 1.487 с.
- Вагнер Р. Музыка будущего // Вагнер Р. Избранные работы. М.: Искусство, 1978. С. 494−539.
- Ванечкина И. «Luce» луч, освещающий проблему гармонии позднего Скрябина // Скрябин. Человек. Художник. Мыслитель. М.: Гос. мемор. музей А. Н. Скрябина, 1994. С. 137−146.
- Василенко С.Н. Воспоминания // РГАЛИ. Ф. 2579. Оп.1. Ед.хр. 412. Л. 3−6.
- Василенко С. Страницы воспоминаний. М.- Л.: Музгиз, 1948. 188 с.
- Вашкевич Ник. Дионисово действо современности. Эскиз о слиянии искусств. М.: Общ-во распр. полезных книг, 1905. 27 с.
- Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и учёных. СПб.: М. М. Стасюлевич, 1904. T. IV. С. 374−377.
- Венцлова Т. Тень и статуя. К сопоставительному анализу Ф. Сологуба и И. Анненского // Ин. Анненский и русская культура XX века. СПб.: АО Арсис, 1996. С. 55−66.
- Веригина В.П. Воспоминания. Л.: Искусство, 1974.247 с.
- Веселовский А.Н. Из истории романа и повести: Материалы и исследования. Вып. 1. Греко-византийский период. СПб., 1886. 511 с.
- Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. 404 с.
- Викторова С.А. Игорь Северянин и поэзия Серебряного века (творческие связи и взаимовлияния). Автореф. дис. канд. филол. наук. Ярославль, 2002.
- Волков Н. Мейерхольд: в 2 т. М.- Л.: Academia, 1929.
- Волошин M. Лики творчества. Л.: Наука, 1988. 848 с.
- Волынский А. Л. Борьба за идеализм. Критические статьи. СПб.: Н. Г. Молостов, 1900. С. 383−396.
- Волынский А. Леонардо да Винчи. Киев, 1909. 498 с.
- Вольтер Н. Символика «Прометея» // А. Н. Скрябин. 1915−1940: сб. к 25-летию со дня смерти. М.- Л.: Гос. муз. изд-во, 1940. С. 116−144.
- Воскресенская М.А. Символизм как мировидение Серебряного века. Социокультурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX—XX вв.еков. М.: Логос, 2005. 236 с.
- Врангель H.H. Борисов-Мусатов. Биографический очерк. СПб.: Н.И. Бут-ковская, 1910. 44 с.
- Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. Л.- М.: Искусство, 1963. 352 с.
- Галактионова H.A. Национальная картина мира в поэзии К. Бальмонта. Автореф. дис. канд. филол. наук. Тюмень, 1998.
- Галеев Б. Человек, искусство, техника. Казань: Изд-во КГУ, 1987. 262 с.
- Герасимов Ю.К. Драматургия символизма // История русской драматургии: Вторая половина XIX начало XX века. Л.: Наука, 1987. С. 552 — 605.
- Герасимов Ю.К. Жанровые особенности ранней драматургии Блока // А. Блок. Исследования и материалы. Л.: Наука, 1987. С. 21−36.
- Гервер Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века). М.: Индрик, 2001.248 с.
- Герман М.Ю. Врубель // Врубель М.Ю. Альбом. Л.: Аврора, 1989. С. 7−51.
- Геронский Г. И. А. Коонен. Очерк-характеристика. М.- Л: Кино-изд-во РСФСР «Кинопечать», 1927. 32 с.
- Гинзбург JI.Я. О лирике. Л.: Сов. писатель, 1974. 408 с.
- Глебов И. (Б.Асафьев). Русская поэзия в русской музыке. Изд. 2-е. Пг.: Петрогр. гос академ. филармония, 1922. 152 с.
- Гнесин М.Ф. Статьи, воспоминания / сост., предисл. и общ. ред. Р. В. Глезер. М.: Сов. композитор, 1961. 324 с.
- Головачева А.Г. «Декадент» Треплев и бледная луна // Чеховиана: Чехов и «серебряный век». М.: Наука, 1996. С. 186−194-
- Головачёва А.Г. «Сюжет для небольшого рассказа.» // Чеховиана. Полет «Чайки». М.: Наука, 2001. С. 19−35.
- Головашенко Ю. О художественных взглядах Таиров // Таиров А. Я. Записки режиссера. Беседы. Речи. Письма. М.: ВТО, 1970. С. 42−62.
- Гордин A.M., Гордин М.А. А. Блок и русские художники. Л., 1986. 368 с.
- Гофман М. Романтизм, символизм и декадентство // Книга о русских поэтах последнего десятилетия / под ред. М. Гофмана. СПб.- M.: М. О. Вольф, 1909. С. 1−34.
- Григорьева А.Д., Иванова H.H. Язык поэзии XIX—XX вв.. Фет. Современная лирика. М.: Наука, 1985. 232 с.
- Громов П. Блок, его предшественники и современники. Л.: Сов. писатель, 1986. 600 с.
- Гудзий Н.К. Тютчев в поэтической культуре русского символизма // АН СССР. Известия по русскому языку и словесности. 1930. Т. III. Кн. 2. С. 465−549.
- Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии / сост. Г. М. Фридлендер (при участии Р.Д. Тименчика). М.: Современник, 1990. 383 с.
- Гуревич Л. Немецкий романтизм и символизм нашего времени // Русская мысль. 1914. Кн. IV. С. 102−108.
- Гурьев П. Итоги русской символической поэзии // Начало. Саратов, 1914. С. 29−62.
- Давлетбаева Т.Н. Художественная теургия К.Д. Бальмонта. Автореф. дис. канд. филол. наук. Магнитогорск, 2002.
- Дельсон В. Скрябин. Очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1971. 430 с.
- Денисов A.B. Концепция музыкального языка и семиотическая теория // Вестник молодых ученых. Гуманитарные науки. 1999. № 1 (3). С. 81−85.
- Денисова Е.Ю. «Безбрежность» как тема и смысл второй книги К. Бальмонта // К. Бальмонт, М. Цветаева и художественные искания XX века. 2002. Вып. 5. С. 45−50.
- Дмитриев В. Поэтика: (Этюды о символизме). СПб.: СПб. филиал журнала «Юность», 1993. 183 с.
- Дмитриев В. Серебряный гость. О лирическом герое Бальмонта. Tenafly, N.J.: Эрмитаж, 1992.187 с.
- Долгополов JI.K. А. Белый и его роман «Петербург». JL: Сов. писатель, 1988.416с.
- Долгополов JI.K. Поэзия русского символизма 1890−1900-х годов // История русской поэзии: в 2 т. JL: Наука, 1969. Т. 2. С. 253−329.
- Долгополов JI.K. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX начала XX века. М.- Л.: Наука, 1964. 189 с.
- Долинский М.З. Искусство и А. Блок: Книжная и журнальная графика. Театр. Портреты. М.: Сов. художник, 1985. 325 с.
- Дунаев М. В.Э. Борисов-Мусатов. М.: Искусство, 1993. 191 с.
- Дягилев С. и русское искусство: в 2 т. / сост., авт. вступ. ст. и коммент. И. С. Зильберштейн и В. А. Симков М.: Изобр. искусство, 1982. Т. 1.494 с.
- Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М.: Наука, 1989. 176 с.
- Епишева О.В. О некоторых музыкальных приемах в поэзии К.Бальмонта // К. Бальмонт, М. Цветаева и художественные искания XX века. 2002. Вып. 5. С. 51−59.
- Епишева О.В. Музыка в лирике К.Д. Бальмонта. Автореф. дис.. канд. фи-лол. наук. Иваново, 2006.
- Жемчужный И.С. К.Д. Бальмонт и Фет // К. Бальмонт, М. Цветаева и художественные искания XX века. 1998. Вып. 3. С. 57−64.
- Жирмунский В. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.:1. A.С.Суворин, 1914. 207с.
- Жирмунский В. Теория стиха. Л.: Сов. писатель, 1975. 664 с.
- Жирмунский В.М. О поэзии классической и романтической // Жирмунский
- Жирмунский В.М. Валерий Брюсов и наследие Пушкина. Опыт сравнительно-стилистического исследования // Там же. С. 142−203, 381−389.
- Журавлев А.П. Фонетическое значение. Л.: Ленингр. гос. ун-т, 1974.160 с.
- Записки Неофилологического общества при СПб. ун-те. СПб., 1914. Вып.УП.
- Захарова В.Т. Импрессионизм в русской культуре Серебряного века (живопись и проза) // Синтез в русской и мировой художественной культуре: материалы Второй научн.-практ. конф., посвященной памяти А. Ф. Лосева. Ярославль: Ремдер, 2002. С. 204−208.
- Злобин Г. Э. По романтик и рационалист // По Э. Стихотворения. Проза / пер. с англ. М.: Худож. лит, 1976. С. 5−29.
- Зноско-Боровский Евг. А. Русский театр начала XX века. Прага: Пламя, 1925.443 с.
- Иванов Вяч. О лиризме Бальмонта // Записки Неофилологического общества при СПб. ун-те. СПб., 1914. Вып.VII. С. 45−54.
- Иванов Вяч. Родное и вселенское / сост., вст. ст. и прим. В. М. Толмачёва. М.: Республика, 1994.428 с.
- Иванов Вяч. Скрябин (Речь на скрябинском концерте проф. А. Б. Гольденвейзера в студии-мастерской «Красный петух» 25 февраля 1919 г.)// Скрябин. Человек. Художник. Мыслитель. С. 114−116.
- Иванова И.Н. Миф Бальмонта и символистская концепция жизнетворчест-ва // Вестник Ставропольск. гос. пед. ун-та. Социально-гуманитарные науки. 1995. Вып. 1.С. 108−114.
- Ильин И.А. Одинокий художник. Статьи. Речи. Лекции / сост., предисл., примеч. В. И. Белова. М.: Искусство, 1993. 350 с.
- Иоффе И.И. Синтетическая история искусств. Введение в историю художественного мышления. Л. 1933. 568 с.
- Искржицкая И.Ю. «Солнечное постижение» Платона в творчестве К. Бальмонта// К. Бальмонт и мировая культура. Шуя: ШГПИ, 1994. С. 171−178.
- Камерный театр. Статьи, заметки, воспоминания. М.: ГИХЛ, 1934. 104 с.
- Каратыгин В. Новая музыка // Жизнь искусства, 1924. № 23. С. 10−11.
- Каратыгин В.Г. Скрябин. Очерк. Пг.: Н. И. Бутковская, 1915. 68 с.
- Кац Б. Музыкальные ключи к русской поэзии. Исследовательские очерки и комментарии. СПб.: Композитор, 1997. 272 с.
- Клюс Э. Ницше в России. Революция морального сознания / пер. с англ. Л. В. Харченко. СПб.: Академ, проект, 1999.240 с.
- Ковалева О.В. О.Уайльд и модерн. М.: Едиториал УРСС, 2002. 168 с.
- Коган Г. А. Материалы по библиографии русских переводов Кальдерона // Кальдерон Д.Л. Б. Драмы / пер. К. Бальмонта. М.: Наука, 1989. Кн. 2. С. 713−731.
- Кожевникова Н. А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. М.: Наука, 1986. 254 с.
- Козицкая Е.А. Смыслообразующая функция цитаты в поэтическом тексте: пособие к спецкурсу. Тверь: Тверской гос. ун-т, 1999. 140 с.
- Козубовская Г. П. Поэзия А. Фета и мифология: учеб. пособие к спецкурсу. Барнаул- М.: Барнаульск. гос. пед. ин-т. 1991.218 с.
- Колобаева JI.A. Русский символизм. М.: Изд-во МГУ, 2000.296 с.
- Коонен А. Страницы жизни. М.: Искусство, 1975. 455 с.
- Корецкая И. Импрессионизм в символистской поэзии и эстетике // Корец-кая И. Над страницами русской поэзии и прозы начала века. М.: Радикс, 1995. С.199−252.
- Корецкая И.В. Константин Бальмонт// Там же. С. 933 958.
- Корецкая И.В. Метафорика «юности» // Корецкая И. Над страницами русской поэзии и прозы начала XX века. С. 253- 269.
- Кормилов С.И. Цикл «Паутинки» в контексте книги К.Бальмонта «Перстень» // К. Бальмонт и мировая культура. Шуя, 1994. С. 4−13.
- Косиков Г. К. Ш. Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни» // Бодлер Ш. Цветы Зла. Стихотворения в прозе. Дневники. М.: Высш. шк, 1993. 511 с.
- Кочик О.Я. Живописная система В.Э. Борисова-Мусатова. М.: Искусство, 1980.150 с.
- Краснов П. Неоромантическая и мистическая поэзия // Книжки «Недели», 1897. Кн. XI. С. 140−150.
- Крейд В. Поэт серебряного века // Бальмонт К. Д. Светлый час. С. 5−28.
- Кржимовская Е. Скрябин и русский символизм // Советская музыка, 1985, № 2. С. 82−86.
- Крохина Н.П. К вопросу о космическом начале в творчестве К. Бальмонта //К. Бальмонт, М. Цветаева и художественные искания XX века. Вып. 2. С. 31−37.
- Крохина Н.П. О стилевом своеобразии космизма поэзии К. Бальмонта (Черты стиля модерн в поэзии К. Бальмонта) // Там же. 2004. Вып. 6. С. 64 -72.
- Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. Франция и Бельгия. 1870−1900. М.: Изобр. искусство, 1994. 272 с.
- Кузмин М. Бальмонт//Жизнь искусства. 1920, № 399. С.1−2.
- Куприяновский П.В. Поэтический космос К. Бальмонта // К. Бальмонт, М. Цветаева и художественные искания XX века. 1998. Вып. 3. С. 5 -17.
- Куприяновский П.В. Становление Бальмонта-поэта // Там же. 1996. Вып. 2. С. 3−11.
- Куприяновский П.В. Некоторые вопросы изучения биографии и творчества К.Д. Бальмонта//Там же. Вып. 1. С. 14−23.
- Куприяновский П.В., Молчанова Н.А «Поэт с утренней душой»: Жизнь, творчество, судьба К. Бальмонта. М.: Индрик, 2003. 464 с.
- Куприяновский П.В., Молчанова H.A. Поэт К. Бальмонт. Биография. Творчество. Судьба. Иваново: Изд-во «Иваново», 2001. 472 с.
- Лапшина И. «Мир искусства». Очерки истории и творческой практики. М: Искусство, 1977. 343 с.
- Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. М.: Музыка, 1991.166 с.
- Леняшин В.А. Н. П. Ульянов. Л.: Художник РСФСР, 1976.46 с.
- Литовский О. Камерный театр. Заметки о творческом пути // Камерный театр. Статьи, заметки, воспоминания. М.: ГИХЛ, 1934. С. 3−30.
- Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. С. 21−186.
- Любимова H.A., Пинежанинова Н. П., Сомова Е. Г. Звуковая метафора в поэтическом тексте. СПб: Изд-во СПб. ун-та, 1996. 125 с.
- Ляпина Л.Е. Сверхдлинные размеры в поэзии Бальмонта // Исследования по теории стиха. Л.: Наука, 1978. С. 118−125.
- Ляпина Л.Е. Лирические циклы К.Д. Бальмонта и циклические формы в искусстве серебряного века // Время Дягилева. Универсалии серебряного века. Пермь, 1993. С. 94−95.
- Ляпина Л.Е. Метрический и строфический репертуар К.Д. Бальмонта // Проблемы теории стиха. Л.: Наука, 1984. С. 179 -192.
- Ляпина Л. Е. Сонеты К.Д. Бальмонта // К. Бальмонт и мировая культура. Шуя, 1994. С. 37−45.
- Магомедова Д. М. Автобиографический миф в творчестве А. Блока. Дисс.. докт. филол. наук в форме научного доклада. М., 1998. 50 с.
- Мазаев А.И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. М.: Наука, 1992.324 с.
- Мазель Л. А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки // Интонация и музыкальный образ / под общ. ред. Б. М. Ярустовского. М.: Музыка, 1965. С. 225−263.
- Максимов Д. Брюсов. Поэзия и позиция. Л.: Сов. писатель, 1969.240 с.
- Максимов Д. Поэзия и проза Ал. Блока. Л.: Сов. писатель, 1981. 552 с.
- Марков В.Ф. О свободе в поэзии. Статьи. Эссе. Разное. СПб.: Изд. Чернышева, 1994. 360 с.
- Марков П. Театральные портреты: сб. ст. М.- Л.: Искусство, 1939. 232 с.
- Мартынов И. С. Прокофьев. Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1974. 560 с.
- Марьева М. В. Книга К. Бальмонта «Будем как солнце». Вопросы поэтики. Автореф. дис. канд. филол. наук. Иваново, 2003.
- Махов А.Е. Musica literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике. М.: Intrada, 2005. 224 с.
- Мейерхольд в русской театральной критике. 1892 -1918. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997. 528 с.
- Мейерхольд В.Э. Наследие. Автобиографические материалы. Документы. 1891- 1903 / сост. и коммент. О. М. Фельдман при участии H.H. Панфиловой. М.: О.Г.И. 1998. 742 с.
- Мейерхольд В.Э. Переписка. 1896−1936. М.: Искусство, 1976. 464 с.
- Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы / общ. ред. и вступ. ст. Б. И. Ростоцкого. Ч. 1. 1891−1917. М.: Искусство 1968. 350 с.
- Мейерхольд. В.Э. Лекции. 1918−1919. М.: О.Г.И, 2000. 278 с.
- Мейерхольдовский сборник. Мейерхольд и другие. Документы и материалы / ред.-сост. О. М. Фельдман. М.: О.Г.И., 2000. 767 с.
- Мелыиин Л. (Якубович П.Ф.). Очерки русской поэзии. СПб.: Изд-во журн. «Русское богатство», 1904. С. 326−332.
- Мережковский Д.С. Лев Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995. 624 с.
- Минский H. Морис Метерлинк. Биографический очерк // Метерлинк М. Разум цветов. М.: Московск. рабочий, 1995. С. 3−29.
- Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. Т. 2. М.: Сов. энциклопедия, 1988. 719 с.
- Михайленко JI.A. Стиль модерн и творчество русских композиторов начала XX века. Автореф. дис.. канд. искусствовед. М., 1999.
- Михайлов A.B. Языки культуры: учеб. пособие по культурологии. М.: Языки русской культуры, 1997. 909 с.
- Михайлова С.Б. Из творческой истории пьесы А.П. Чехова «Чайка» // Пьеса и спектакль. Л.: ЛГИТМ и К, 1978. С. 114−124.
- Молчанова H.A. Поэтический мир книги К.Д. Бальмонта «Светослужение // К. Бальмонт, М. Цветаева и художественные искания XX века. 1998. Вып. 3. С. 47−54.
- Молчанова H.A. Поэзия К. Д. Бальмонта 1890-х -1910-х годов: Проблемы творческой эволюции. М.: МПГУ, 2002. 146 с.
- Молчанова H.A. Поэзия К.Д.Бальмонта: проблемы творческой эволюции. Аатореф. дис. докт. филол. наук. Иваново, 2002.
- Морис Метерлинк в России Серебряного века / сост. М.В. Линдстрем- вступ. ст. Н. В. Мару сяк. М.: ВТБИЛ, 2001. 286 с.
- Муратов П. Н.П. Ульянов. М.- Л.: Гос. изд-во, 1925. 102 с.
- Мясковский Н.Я. Собр. материалов: в 2 т. / ред., сост., примеч. С. Шлиф-штейна. М.: Музыка, 1964. Т.2. 383 с.
- Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.383 с.
- Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX -начала XX века. М.: Искусство, 1991. 396 с.
- Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева / Изд. 2-е. М.: Сов. композитор, 1973. 662 с.
- Николаева А. Фортепианный стиль ранних произведений Скрябина // А. Н. Скрябин: сб. ст. к 100-летию со дня рождения (1872−1972). С. 186−220.
- Николай Энгельгардт из Батищева. Эпизоды из моей жизни (Воспоминания) / публ. C.B. Шумихина // Минувшее. 1998. Вып. 24. С. 7−260.
- Николеску Т. А. Белый и театр. М.: Радикс, 1995. 204 с.
- Никольская Л.И. Шелли в России. Лирика Шелли в русских переводах XIX—XX вв. Смоленск, 1972. 152 с.
- Ницше Ф. Ессе Homo // По ту сторону добра и зла- Казус Вагнер- Антихрист- Ессе Homo: Сб. / пер. с нем. Минск: Попурри, 1997. 544 с.
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб.: Азбука, 2000. 230 с.
- Ницше Ф. Соч.: в 2 т. / сост., ред., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1990. Т. 1. 831с.
- Новикова Т. «Прекрасная Дама» в культуре серебряного века // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология, 1998, № 1. С. 90 -100.
- Новикова Т.А. Изобразительное искусство в раннем творчестве А. Блока. М.: Изд-во МГУ, 1993. 69 с.
- Озеров Л. Будем как солнце // Озеров Л. Необходимость прекрасного: кн. ст. М.: Сов. писатель, 1983. 328 с.
- Орлов Вл. Бальмонт: Жизнь и поэзия // Бальмонт К. Д. Стихотворения. Л.: Сов. писатель, 1969. С. 5−74.
- Пайман А. История русского символизма. М.: Республика, 1998. 415 с.
- Петрова Н.Г. Лексические средства регулятивности в поэтических текстах К.Д. Бальмонта. Автореф. дис. канд. филол. наук. Томск, 2000.
- Петрова Т.С. Мотив тишины в лирике К. Бальмонта // Русский язык в школе, 1995. № 5. С. 68−72.
- Петрова Т.С. Музыкальный образ мира в творчестве К.Д. Бальмонта // К. Бальмонт, М. Цветаева и художественные искания XX века. Вып. 3. С. 18−24.
- Петрова Т. А. Фет и Бальмонт (сопоставительный анализ стихотворений) // Шестое чувство. Памяти П. В. Куприяновского. Иваново: Ивановск. гос. ун-т. 2003. С. 31−37.
- Петровская Н. Московская театральная жизнь // Золотое руно, 1906, № 1. С.117−122.
- Петрушанская Е. Музыкальный мир И. Бродского. СПб.: Изд-во журн. «Звезда», 2004. 352 с.
- Подольская И.Н. И. Анненский-критик // Анненский И. Книги отражений. М.: Наука, 1979. С. 501−542.
- Поспелова Н.И. Скрябин и символизм. Автореф. дис.. канд. искусствовед. М. 1989.
- Приходько И.С. А. Блок и русский символизм: мифопоэтический аспект. Владимир: Изд-во ВГПУ, 1999. 80 с.
- Прокофьев С. 1891−1991. Дневники. Письма. Беседы. Воспоминания. М.: Сов. композитор, 1991. 316 с.
- Прокофьев С.С. Автобиография / Изд. 2-е, доп. М.: Сов. композитор, 1982. 600 с.
- Прокофьев С.С. Материалы. Документы. Воспоминания / сост., ред., примеч., вступ. ст. С. И. Шлифштейна. Изд. 2-е, доп. М.: Гос. муз. изд-во, 1961. 707 с.
- Прокофьева Л.П. Цветовая символика звука как компонент идиостиля поэта (на материале произведений А. Блока, К. Бальмонта, А. Белого, В. Набокова). Автореф. дис. канд. филол. наук. Саратов, 1995.
- Пяст Вл. Встречи. М.: Новое лит. обозрение, 1997. 413 с.
- Радищева O.A. Станиславский и Немирович-Данченко. История театральных отношений. 1897−1908. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997. 460 с
- Рицци Д. Рихард Вагнер в русском символизме // Серебряный век в России. Избранные страницы. М.: Радикс, 1993. С. 117−136.
- Рубине М. «Пластическая радость красоты»: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. СПб.: Академ, проект, 2003. 354 с.
- Родина Т. А. Блок и русский театр начала XX века. М.: Наука, 1972. 312 с.
- Розанов В.В. О Достоевском//Там же. С. 192−203.
- Розанов В.В. Мысли зрителя // Розанов В. В. Среди художников: сб. ст. СПб.: A.C. Суворин, 1914. 499 с.
- Романов А.Ю. «Бесприютная чайка из дальней страны.» (К вопросу об истоках замысла и прототипах образа Треплева) // Чеховиана. Полет «Чайки». М.: Наука, 2001. С. 154−170.
- Романов А.Ю. «Ты благородней и выше других.»: А. Чехов и К. Бальмонт (К истории взаимоотношений) // К. Бальмонт, М. Цветаева и художественные искания XX века. 2004. Вып. 6. С. 76−86
- Ронен О. Поэтика О. Мандельштама. СПб.: Гиперион, 2002. 240 с.
- Ростоцкий Б.И. Модернизм в театре // Русская художественная культура концаXIX-начала XX века (1895−1907). М.: Наука, 1968. Кн.1.
- Рубцова B.B. А.Н. Скрябин. М.: Музыка, 1989. 447 с.
- Рудницкий K.JI. Творческий путь Таирова // Режиссерское искусство А. Я. Таирова (к столетию со дня рождения) / ред. K.JI. Рудницкий. М: ВТО, 1987. С. 7−41.
- Русакова А. В.Борисов-Мусатов // Borisov-Musatov / авт. вступ. ст. и сост. альбома A.A. Русакова. Изд. 2-е, перераб. JI.: Аврора, 1975. С. 49−62.
- Русская художественная культура конца XIX начала XX века (1895 -1907). Кн.1 Зрелищные искусства. Музыка. М.: Наука, 1968. 441 с.
- Рыльская И.Г. Изучение лирики К.Д. Бальмонта в школе на основе выявления индивидуально-психологических особенностей ее восприятия учащимися. Автореф. дис. канд. пед. наук. Самара: Самарск. гос. пед. ун-т, 2002.
- Сабанеев JI. Музыка речи. М.: Работник просвещения, 1923. 190 с.
- Сабанеев JI. Воспоминания о Скрябине. М.: Муз. сектор гос. изд-ва, 1925. 318с.
- Сабанеев JI. Мои встречи. «Декаденты» // Воспоминания о серебряном веке. М.: Республика, 1993. С. 343−353.
- Сабанеев Л. О музыке к «Сакунтале» //Голос Москвы, 1914, 13 декабря.
- Савкина Н.П. С.С. Прокофьев. М.: Музыка, 1981. 343 с.
- Сарабьянов Д. Русская живопись конца 1900 начала 1910-х годов. Очерки. М.: Искусство, 1971. 144 с.
- Сарабьянов Д. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М.: Искусство, 1989.294 с.
- Саришвили В. К. Сонеты К.Д. Бальмонта. Автореф. дис.. канд. филол. наук. Краснодар, 1999.
- Серебренникова Н.Г. Механизм эпитета (на материале поэтических текстов К. Бальмонта). Автореф. дис. канд. филол. наук. Тамбов, 2002.
- Смирнов И. Художественный смысл и эволюция поэтических систем // Смирнов И. Смысл как таковой. СПб.: Академ, проект, 2001. С. 15 222.
- XX века: На материале «Слова о полку Игореве» // Блоковский сб. Тарту, 1980. Вып. IV.
- Смирнов И.П. Порождение интертекста (Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака). СПб., 1995. 189 с.
- Соловьев B.C. Соч.: в 2 т. / общ. ред. и сост. A.B. Гулыги, А. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1988. Т. 2. 822 с.
- Станиславский К.С. А.П. Чехов в Художественном театре (Воспоминания) // А.П. Чехов в воспоминаниях современников / вступ. ст. А. Туркова- сост., под-гот. текста и коммент. Н. Гитович. М.: Худож. лит., 1986. С. 373—416.
- Станиславский К.С. Из записных книжек: в 2 т. / сост. и авт. вступ. ст.
- B.Н. Прокофьев. М: ВТО., 1986. Т.1. 1888−1911. 608 с.
- Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1983. 424 с.
- Станиславский К.С. Собр. соч.: в 8 т./ гл. ред. М. Н. Кедров. Письма. 1886−1917. М.: Искусство, 1960. Т. 7. 811 с.
- Станюкович Вл. В.Э. Борисов-Мусатов. СПб: Труд, 1906. 50 с.
- Стебляк В.В. Провидческий дар русской художественной культуры конца XIX начала XX века (Д.С. Мережковский, М.А. Врубель). Омск: Омский гос. пед. ин-т, 1998. 115 с.
- Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России 1900−1910-х годов. М.: Искусство, 1988.285 с.
- Стравинский И. Хроника моей жизни. Л.: Музгиз, 1963. 273 с.
- Строева М.Н. Режиссёрские искания Станиславского. 1898−1917. М., 1973. 375 с.
- Суздалев П.К. Врубель. Музыка. Театр. М.: Изобр. искусство, 1983. 368 с.
- Таганов А.Н. Бальмонт и Бодлер // К. Бальмонт, М. Цветаева и художественные искания XX века. 2004. Вып. 6. С. 93−102.
- Таганов Л.Н. Родной край в поэзии К. Бальмонта // Там же. 1996. Вып. 2.1. C. 25−31.
- Таиров А. Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М.: ВТО, 1970.603 с.
- Тарановский К. Очерки о поэзии О. Мандельштама // Тарановский К. О поэзии и поэтике /сост. М. Л. Гаспаров. М.: 2000. С. 13−208.
- Тахо-Годи Е. К. Случевский. Портрет на пушкинском фоне. СПб., 2000. С. 325−355.
- Творческое наследие В. Э. Мейерхольда: сб. / ред.-сост. Л. Д. Вендровская, A.B. Февральский. М.: ВТО, 1978. 488 с.
- Театр. Книга о новом театре: сб. ст. СПб.: Шиповник, 1908. 289 с.
- Терапиано Ю. Встречи. Нью-Йорк: Изд. им. Чехова, 1953. 204 с.
- Тиандер К. Бальмонт-викинг // Записки Неофилологического общества при СПб. ун-те. СПб., 1914. ВыпЛШ. С. 21−28.
- Тишунина Н.В. Западноевропейский символизм и проблема взаимодействия искусств: опыт интермедиального анализа. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 160 с.
- Толмачёв В.М. Декаданс: опыт культурологической характеристики // Вестник МГУ. Филология. 1991. № 5. С. 18−28.
- Толмачёв В.М. От романтизма к романтизму. Американский роман 1920-х годов и проблема романтической культуры. М.: Изд-во МГУ, 1997. 363 с.
- Толстая Е. Поэтика раздражения. Чехов в конце 1880 начале 1890-х годов. М., 2002. 363 с.
- Томпакова О.М. Скрябин и поэты Серебряного века. К. Бальмонт. М: Гос.мемор. музей А. Н. Скрябина, 1995.
- Томпакова О. «Музыка и молодость в расцвете.» // Советская музыка, 1986, № 4. С. 92−94.
- Топоров В.Н. О «поэтическом» комплексе моря и его психофизиологических основах // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Образ. Исследования в области мифо-поэтического. Избранное. М.: Прогресс Культура, 1995. 624 с.
- Тугендхольд Я. Об опере Штрауса на сцене французского театра Opera // Аполлон, 1910. № 8. С. 20−21.
- Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М.: Наука, 1969. 424 с.
- Тяпков С.Н. Некоторые особенности поэтической философии К. Бальмонта (Предварительные замечания) // Там же. 2002. Вып. 5. С. 33−45.
- Фатеева H.A. Интертекстуальность и её функции в художественном дискурсе //Известия АН. Сер. лит. и яз. 1997. Т. 56. № 5. С. 12−21.
- Фёдоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига: Зинатне, 1988.456 с.
- Формы духовного и эстетического синтеза в культуре: учебн. пособ. / под общей ред. Н. В. Гашевой. Пермь: Изд-во ПГУ, 1999. 298 с.
- Фрейдкина Л. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данчеко. Летопись жизни и творчества. М.: Всерос. театр, общ-во, 1962. 643 с.
- Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ми-фопоэтический символизм начала века. Космическая символика / пер. с нем. М. Ю. Некрасова. СПБ.: Академ, проект, 2003. Т. 1. 816 с.
- Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм / пер. с нем. С. Бромерло, А. Ц. Масевича и А. Е. Барзаха. СПб.: Академ, проект, 1999. 512 с.
- Ходасевич В. Колеблемый треножник. М.: Сов. писатель, 1991. 688 с.
- Ходасевич В. Конец Ренаты // Серебряный век. Мемуары. (Сборник) / сост. Т. Дубинская-Джалилова. М.: Известия, 1990. С. 179−188.
- Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской философии. СПб.: СПИКС, 1994. 792 с.
- Хренов H.A. Опыт культурологической интерпретации переходных процессов // Искусство в ситуации смены циклов. Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах. М.: Наука, 2002. С. 12−35-
- Цимборска-Лебода М. Театральные утопии русского символизма // Slavia. Praha, 1984. Roc. 53, sesit 3−4.
- Цыкунова Г. В. Религиозные и философские идеи, мотивы, образы в художественном мире К.Д. Бальмонта. Автореф. .дисс. канд. филол. наук. М., 2005.
- Чехов и театр. Письма. Фельетоны. Современники о Чехове-драматурге / сост., авт. вст. ст. и коммент. Е. Д. Сурков М.: Искусство, 1961. 504 с.
- Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь // Русский космизм. Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 318−330.
- Чулков Г. Годы странствий / вст. ст., сост., подгот. текста, коммент. М. В. Михайловой. М.: Эллис Лак, 1999. 864 с.
- Чулков Г. Театр-студия // Вопросы жизни, 1905, № 9. С. 245−248.
- Шаборкина Т. Заметки о Скрябине-исполнителе // А. Н. Скрябин. 19 151 940: сб. к 25-летию со дня смерти. М.- Л.: Гос. муз. изд-во, 1940. С. 203−218.
- Шах-Азизова Т. К. Чехов и западноевропейская драма его времени. М., 1966.
- Шах-Азизова Т. Реальность и фантазия («Снегурочка» А. Н. Островского и её судьба в русском искусстве последней трети XIX и начале XX в.) // Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. М.: Наука, 1982. С. 219−263.
- Шевякова Э.Н. Долгое эхо романтических идей //Романтизм: вечное странствие /отв. ред. H.A. Вишневская, Е. Ю. Сапрыкина. М.: Наука, 2005. С. 344−356.
- Шелли П.Б. В защиту поэзии // Шелли. Полн. собр. соч. в пер. с англ. К. Д. Бальмонта. СПб.: Знание, 1907. Т. 3. С. 382−419.
- Шилов К. Борисов-Мусатов. М.: Молодая гвардия, 1985. 336 с.
- Шитова Т. П Женщина в лирике К. Д. Бальмонта: Поэтика, образ, миф: Автореф. дис. канд. филол. наук. Иваново. 2003.
- Шлецер Б. А.Скрябин. Монография о личности и творчестве. Берлин: Грани, 1923. Т. 1.356 с.
- Шлецер Б.Ф. О Предварительном Действии // Русские пропилеи. М., 1919. Т. 6. С. 99−119.
- Щеглова JI.B. Проблема синтеза в романтической мысли // Синтез в русской и мировой художественной культуре: материалы Третьей науч.-практ. конф., поев, памяти А. Ф. Лосева. М.: МПГУ, 2003. С. 35−38.
- Эйхенбаум Б. О поэзии. Л.: Сов. писатель, 1969. 552 с.
- Эллис. Русские символисты. Томск: Водолей, 1998. 288 с.
- Эллис. Vigilemus! Трактат. М., 1914.
- Эпштейн М. «Природа, мир, тайник вселенной.». М.: Высш. шк., 1990. 303 с.
- Эренбург И. Бальмонт // Эренбург И. Портреты современных поэтов. М., 1923. С. 15−18.
- Эткинд Е. Материя стиха. СПб.: Гуманит. союз, 1998. 507 с.
- Юрьева О.Ю. Синтез как мирообразующий принцип в творческом сознании Ф.М. Достоевского // Филологические науки, 2003, № 1. С. 10−18.
- Яремич С.М. Врубель. Жизнь и творчество. М.: Изд. Кнебель, 1911. 187 с.
- Althaus-Shonbucher S. K.D. Bal’mont. Parallelen zu A.A. Fet. Simbolismus und Impressionismus. Bern, Frankfurten / M., 1975. 211 s.
- Bird R. «Кукушка и соловей»: Вяч. Иванов и К. Д. Бальмонт // Europa Orientalis. 19(2000): l.C. 69−85.
- Bird R. «Преображение музыкой». Цикл сонетов КД. Бальмонта об А. Н. Скрябине //Europa Orientalis. 1999. Vol. XVIII. N.l. P. 17−28.
- Cheron G. K. Bal’mont a champion of Slavic culture // American contributions to the tenth international congress of slavists. Sofia, 1988.
- Edgekomb R.S. A Typology of Ecphrases // Classical and Modern Literature. 1993. Vol. 13,2. P. 103−116.
- Hansen-Love A. Intermedialitat und Intertextualitat // Wiener Slawistischer Almanach. 1983. Bd. 11 (Dialog der Texte). S. 291−360.
- Markov V. Kommentar zu den Dichtungen von K.D. Bal’mont. 1890−1909. Koln, Wien, 1988. 463 s.
- Markov V. Kommentar zu den Dichtungen von K.D. Bal’mont. 1910−1917. Teil 2. Koln, Weimar, Wien., 1992. 320 s.
- Patterson R.L. The Early Poetry of К. D. Bal’mont. Los Angeles, 1969.
- Scher St. P. Verbal Music in German Literature. New Haven /London, 1968.
- Schneider H. Der Fruhe Bal’mont: Untersuchungen zu seiner Metaforik. Munchen, 1970.