Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Символизм и импрессионизм: австрийские варианты

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как и Шницлер, Гофмансталь создаст стихотворные пьесы. Герой одной из них, лирической драмы «Глупец и Смерть» (1893), Клаудио влюблен в искусство, в творения классики с такой беззаветностью, что это становится для него заменителем жизненных реалий «телесного бытия». Подобное мироощущение отличает многих эстетствующих «младовеновцев». Для Гофмансталя характерен присущий декадансу мотив расставания… Читать ещё >

Символизм и импрессионизм: австрийские варианты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В XIX в. в разных странах Европы сформировались литературные объединения, ориентированные на обновление словесного искусства и укрепление национальной самобытности. В Австрии возникла группа «Новая Вена» (иногда название переводят как «Молодая Вена»). Расцвет этого литературного объединения европейского масштаба надает на 1890—1900;е гг.; вокруг него группировался влиятельный круг литераторов, успешно работавших в разных жанрах, но преимуществу в драматургии, поэзии, критике (Г. Бар, А. Шницлер, г. фон Гофмансталь).

Художественный стиль младовенцев в целом близок к импрессионизму. Объект внимания писателей — душа человека, его внутренний мир, впечатления, настроения. Теоретик «Новой Вены» Герман Бар (1863—1934), литературный критик, музыковед и искусствовед, в программной статье «Преодоление натурализма» (1891) выразил свое неприятие «фотографирования», тщательного описания среды, настаивая прежде всего на воспроизведении «нервного душевного состояния» литературного героя.

Оригинален вклад в драматургию и новеллистику Артура Шницлера (1862—1931), художника психологического рисунка, близкого по манере к импрессионистам, что сделало его одним из популярных в Европе мастеров драматического жанра. В России трижды выходили его собрания сочинений. В его художественной методологии сказывались теории Фрейда: изображение героев, поставленных в «пограничные» ситуации, исследование их подсознания.

Шницлер — писатель малой формы как в прозе, так и в драматургии, где он, в частности, активно практиковал жанр одноактной пьесы. Такова его известная драма «Зеленый какаду» (1899), действие которой происходит в театре в канун штурма Бастилии: жизнь за стенами театра приобретает откровенный характер игры. Мотив «жизнь — игра» был очень популярен у литераторов на рубеже веков. Герои Шницлера, как правило, люди мятущиеся, слабые, раздвоенные, утратившие цельность. В его поэтике главенствуют размытые краски, полутона, намеки, подтекст.

Среди тех, кто по-своему олицетворял нововенский стиль, Гуго фон Гофмансталь (1874—1929) — поэт, драматург, эссеист, автор оперных либретто, новеллист. Сторонник «австрицизма», он ратовал за национальную самобытность литературы, стремился запечатлеть «нерв эпохи». Свое кредо он определил так: «Сегодня представляются модными две вещи: анализ жизни и бегство от жизни». Под анализом жизни он разумел «пейзаж души художника». Бегство от жизни — это погружение в мир утонченного, рафинированного искусства.

Как и Шницлер, Гофмансталь создаст стихотворные пьесы. Герой одной из них, лирической драмы «Глупец и Смерть» (1893), Клаудио влюблен в искусство, в творения классики с такой беззаветностью, что это становится для него заменителем жизненных реалий «телесного бытия». Подобное мироощущение отличает многих эстетствующих «младовеновцев». Для Гофмансталя характерен присущий декадансу мотив расставания с жизнью: его драма «Имярек» (1911) имеет подзаголовок «Представление о смерти богатого человека». Начало XX в. — пора очередного взлета интереса к античности. Гофмансталь создает несколько трагедий, в основе которых обработка мифологических сюжетов, демонстрирующих беззащитность и обреченность человека перед лицом неотвратимого Рока («Электра»), Совместно с прославленным немецким режиссером Максом Рейнгардтом Гофмансталь осуществляет постановку софокловской «Электры», интерпретируя ее в духе психоаналитической теории.

Гофмансталь оставил скромное по объему стихотворное наследие. Но и в нем он — оригинальный лирик философского звучания. Полагая поэзию первоосновой искусства, он уподобляет ее бездонному колодцу, который хранит невыразимую словами тайну всего сущего. Для Гофмансталя форма — душа произведения. Форма содержательна, может обладать музыкальностью, а это позволит уловить «вещественность» мира и высказать «неопределенное».

Взлет австрийской литературы на переломе столетий подготовил ее последующие художественные достижения, в частности в период между мировыми войнами, когда творили такие выдающиеся писатели европейского масштаба, как Франц Кафка, Роберт Музиль, Герман Брох и Йозеф Рот.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой