Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Человек и природа в произведении В.П. Астафьева "Царь-рыба"

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Перечитав всё, что на сегодня написано о повествовании в рассказах «Царь-рыба», можно выделить как общепризнанное, что основные «герои» произведения — Человек и Природа, взаимодействие которых осмыслено в их гармонии и противоречии, в их общности и обособленности, в их взаимовлиянии и отталкивании, как представляется оно писателю сегодня — едва ли не в самый сложный период их «сосуществования… Читать ещё >

Введение. Человек и природа в произведении В.П. Астафьева "Царь-рыба" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Книга… Простое, незатейливое слово. Казалось бы, ничего особенного, обыкновенная вещь, которая есть в каждом доме. Книги стоят в шкафах в ярких или скромных обложках. Подчас не знаешь, какое чудо несут они в себе, открывая перед нами яркий мир фантазии и воображения, часто делая людей добрыми и умными, помогая понимать жизнь, формируя мировоззрение.

Предмет любви Виктора Петровича Астафьева определён и строг: Родина, Россия, её природа и люди, их предназначение на земле.

Настоящим событием в жизни и в литературе стало повествование в рассказах «Царь-рыба». Это удивительное произведение проникнуто страстной любовью к родной природе и негодованием по отношению к тем, кто своим равнодушием, жадностью, безумностью губит её. На вопрос о теме «Царь — рыбы» Астафьев ответил: «Наверное, это тема духовного общения человека с миром… Духовное существование в мире — так бы я определил тему „Царь — рыбы“. Не впервые возникает она в нашей литературе, но, может быть, впервые зазвучала столь громко и широко».

Перечитав всё, что на сегодня написано о повествовании в рассказах «Царь-рыба», можно выделить как общепризнанное, что основные «герои» произведения — Человек и Природа, взаимодействие которых осмыслено в их гармонии и противоречии, в их общности и обособленности, в их взаимовлиянии и отталкивании, как представляется оно писателю сегодня — едва ли не в самый сложный период их «сосуществования» за всю человеческую историю. Иначе сказать, мы имеем дело с произведением откровенно и подчеркнуто социально-философским, в котором мысли и чувства воплощены в образы масштабные, имеющие общечеловеческое значение.

Астафьев не идеализирует природу и ее законы, а художественно исследует их противоречивое содержание. Природа не только врачует душу человека (глава «Капля»), но может быть слепа и жестока, как мы видим это, например, в главе «Поминки». Разум и духовный опыт позволяют человеку установить гармонические взаимоотношения между ним и природой, активно используя и пополняя ее богатства. Гармония взаимоотношений человека и природы, предполагающая и борьбу, исключает уничтожение. В человеческой душе заложено чувство бережного отношения ко всему живому на земле, к красоте лесов, рек, морей. Бессмысленное уничтожение природы разрушающе сказывается на самом человеке. Природные и социальные законы не дают ему права переступить ту «черту, за которой кончается человек, и из дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляет и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря».

В «Царь-рыбе» жизненный материал разных послевоенных десятилетий спрессован, подчиняясь философскому смыслу идейного содержания. Постоянное сравнение прошедшего с настоящим, стремление автора полнее воплотить характер, поступки; духовные черты персонажей обуславливают временные сдвиги в произведении.

В. Семин с огромной откровенностью и искренностью говорил о своем восприятии произведения: «„Царь-рыба“ — праздник жизни. Великая Сибирская река и река времени текут не по книжным страницам — их движение проходит через наше сердце, по нашим сосудам».

В последние годы в нашем обществе недостаточно внимания уделяется бережному отношению к природе. В средствах массовой информации встречаются сообщения о том, что люди не всегда уважительно, бережно относятся к нашим природным богатствам. Это исходит, прежде всего, из семьи. Не всякая семья может воспитать в ребёнке бережное отношение к природе. Поэтому нам очень важно на примере художественных произведений авторов выработать у учащихся бережное отношение к ней.

Одной из целей, которую я ставлю перед собой, — формирование нравственных и духовных ценностей. Уроки литературы, на мой взгляд, помогают в решении этих задач, ведь художественная литература — прекрасный источник материалов для воспитания полноценной личности. Именно поэтому я выбрала данную тему. Так же целями моей работы было изучение возможности формирования бережного отношения к природе через изучение художественных произведений русских писателей и рассмотрение вопроса об отношении человека к окружающему миру и проявлении его нравственных качеств.

Для достижения поставленных целей необходимо было решить комплекс задач:

  • 1) проанализировать художественное произведение В. П. Астафьева, в котором поднимается вопрос о бережном отношении к природе;
  • 2) на основе материала произведения «Царь — рыба» выработать стойкое убеждение в необходимости бережного отношения к природе;
  • 3) понять позицию автора в произведении;
  • 4) обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит формирование человека и гражданина.

Практическая значимость исследования состоит в возможности привития бережного отношения к природе через изучение художественных произведений русских писателей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой