Татарско-турецкие литературные связи конца XIX — начала XX вв.: На материале жизни и творчества турецкого писателя-просветителя Ахмета Мидхата
В наши дни исследования и поиски в этом направлении продолжаются. «Деловые, дружеские отношения сложились у архивистов Татарстана и Турции с момента подписания в 1995 году в Казани первого международного договора о сотрудничестве. По пункту взаимообмена договора наши специалисты в 1996 году в течение пятнадцати дней работали с фондами старейшего архивохранилища Турции-Османского архива… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- I. Жизненный путь и научно-литературное наследие А. Мидхата
- 1. Биография
- — Учеба, воспитание, образование
- — Заслуги писателя как журналиста
- — Годы жизни и творческая деятельность в ссылке
- — Взгляд А. Мидхата на воспитание и его педагогическая деятельность
- — Литературное наследие писателя
- — А. Мидхат глазами критиков
- 2. А.Мидхат и российские мусульмане
- II. Просветительские идеи в творчестве татарских и турецких прозаиков и драматургов
Татарско-турецкие литературные связи конца XIX — начала XX вв.: На материале жизни и творчества турецкого писателя-просветителя Ахмета Мидхата (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Заключение
.
Зарождение просветительской идеологии было вызвано потребностью мусульманского общества. Феодальные пережитки негативно сказывались не только на экономических и политических сторонах жизни народов Востока, но и становились причиной застоя в их духовном развитии.
Путь к обновлению общества лежал, прежде всего, через реформы, которые позволяли ускорить процесс проникновения буржуазной идеологии и тем самым вносили значительное оживление в общественную жизнь народов.
Период XIX — начала XX в.в. по праву можно считать эпохой Восточного Просвещения, которая: «выдвинула целую плеяду энциклопедически одаренных ученых, философов и писателей, сыгравших огромную роль в критике феодального застоя, схоластических форм идеологии ислама, в утверждении идей буржуазного прогресса, социального и естественного права личности и наций.» [35, 243].
Литература
оказалась наиболее ярким выразителем общественного мнения и позволила не только воспитывать и просвещать народ, но и вести активную борьбу с уродливыми явлениями общества.
Деятельность писателей-просветителей, возлагавших на воспитание и образование большие надежды, стала своеобразным отражением духовной жизни народа, его культурных, национальных традиций, ведущих к прогрессивному развитию общества.
Заслуга татарских и турецких общественных деятелей, писателей-просветителей, публицистов и драматургов, стоявших у истоков обновления и обогащения национальной литературы новыми жанрами и формами, их борьба в деле сохранения родного языка, заслуживает благодарности и признательности потомков. «Во имя этого они жизнь приняли как борьбу, ссылку — как святость, тюрьму — как цветник роз и не изменили своим убеждениям.» [73, 127].
Возрождение татарско-турецких взаимосвязей, которые активизировались в начале XX века, еще раз доказали, что духовная связь двух родственных народов имеющих богатое литературное наследие, продолжает находиться в тесном взаимодействии и взаимообогащаться. Кроме генетического родства и общности древней культуры, эти связи были обусловлены экономическими, торговыми связями, единством религии (ислам), близостью языка, многовековой ориентацией на арабо-персидскую духовную культуру использованием единой арабской графики, существованием тюркского, арабского и персидского трехязычия в ученом и литературном мире. Произведения Ал — Маари, Фирдоуси, Аттара, Хайяма, Саади, Навои, Физули и других классиков Востока были популярны и в Турции и среди татар Поволжья." [89, 138].
Эти связи были полезны, как для татарского, так и турецкого народов. Общение друг с другом в первую очередь удовлетворяло внутренние потребности людей и служило сохранению давних традиций.
В наши дни исследования и поиски в этом направлении продолжаются. «Деловые, дружеские отношения сложились у архивистов Татарстана и Турции с момента подписания в 1995 году в Казани первого международного договора о сотрудничестве. По пункту взаимообмена договора наши специалисты в 1996 году в течение пятнадцати дней работали с фондами старейшего архивохранилища Турции-Османского архива г. Стамбула, а турецкие специалисты осенью 1997 года получили возможность изучить фонды Национального архива Республики Татарстан.
Такой обмен позволил татарским специалистам поделиться накопленным опытом, дал возможность выявить в фондах турецкого и татарского архивов много ценных документов по истории наших народов.
Одним из самых богатейших хранилищ Турции является библиотека «Сулеймания», в фондах которой хранится свыше 80 тысяч рукописей VIII—XIX вв.еков на разных языках. Здесь есть и материалы, относящиеся к истории и культуре Татарстана.
Например, хранится шесть списков трактата в форме тафсира булгаро-татарского ученого шейха Сулеймана бин Дауда-Саксини (ум. после 1115 года) «Цветок сада» («Зухретур — Риаз»), полное название «Цветок сада в утешение заблудших душ». Трактат объемом 6500 листов написан в XII веке. По структуре произведение представляет собой соединенные между собой 67 бесед по нравственноэстетическим проблемам, волновавшим мусульманский мир того времени.
В библиотеке «Сулеймания» хранится также сочинения Мухаммеда бин Махмуда ал-Ханефи ал-Булгари (ум. в 1418 году), среди которых несколько списков произведения «Сокровище ученых и украшение мусульманского права», объемом в 96 листов.
Удалось также обнаружить и другие работы средневековых тюрко-татарских ученых Урало-Поволжья. Так, есть предположение, что 23 листа рукописного текста принадлежат перу татарского ученого, философа Абдуннасыра Курсави (1776−1812 г. г.), проведшего свои последние годы в Стамбуле." [145, 3−6].
То, что исследования татарских литературных связей начиная со времен средневековья уже начаты, вселяют надежду и оптимизм на то, что работа в этом направлении будет продолжена.
К сожалению, долгое время культурные и литературные связи этих народов, а также произведения писателей-просветителей были преданы забвению.
На сегодняшний день ученые и общественность придают огромное значение делу возрождения культурных и литературных ценностей многих народов. Для современной эпохи идеи гуманизма, нравственности, а также бережного сохранения духовных традиций своего народа, являются примером.
135 для подражания.
В XXI веке — веке компьютеризации, когда поиск информации более оперативен и доступен, важна ее достоверность. Иначе лжеинформация приведет: «к духовной серости, псевдокультуре, антинародным традициям. Данному явлению может противостоять изучение и анализ достижений мировой и, прежде всего, национальной литературы.» [75, 5].
Проблемы воспитания, обучения, нравственности и морали, волновавшие общество с древнейших времен, находят отражение в творчестве современных писателей и общественных деятелей. Возрождая духовные традиции и межлитературные связи, мы сохраняем ту невидимую нить, которая связывает нас с культурным миром других регионов.
1. Абилов Ш. Ш.
Литература
булгарского периода. Из кн.: Средневековая татарская литература V1. I—XVIII вв. — Фэн, 1999. — 240 с.
2. Абилов Ш. Ш. Татарская литература XV—XVI вв. (Эпоха Казанского ханства). Из кн.: Средневекова татарская литература VIII—XVIII вв. Фэн, 1999.-240 с.
3. Айзенштейн Н. А. Идеи гуманизма в литературах Востока. М.: Наука, 1967.-215 с.
4. Айзенштейн Н. А. Из истории турецкого реализма. М.: Наука, 1968.284 с.
5. Айзенштейн Н. А. Проблемы периодизации истории литератур народов Востока. М.: Наука, 1968. — 386 с.
6. Айзенштейн Н. А. Проблемы Восточных литератур. Материалы II международного симпозиума. Варшава — Краков, 1971. — С.41−47.
7. Айзенштейн Н. А. Проблемы становления реализма в литературах Востока. -М.: Наука, 1964. С.206−214.
8. Алисов Г. Мусульманский вопрос в России// Русская мысль, М., 1909.
9. Алькаева Л. О. Сюжеты и герои в турецком романе (конец XIX начало XX в.в.). — М.: Наука, 1966. — 186 с.
10. Ю. Алькаева Л. О. Творчество Зии Ушаклыгиля. М.: АН СССР, 1956. — 144 с.
11. Алькаева Л. О. Эволюция образа главного героя турецкой литературы конца XIX начала XX в.в. — М.: Восточная литература, I960. С.1−7.
12. Алькаева Л. О. Очерк по истории турецкой литературы (1908 1936 г. г.). -М.: АН СССР, 1959.-200 с.
13. Алькаева Л. О., Бабаев А. А. Турецкая литература. М.: Восточная литература, 1967. — 189 с.
14. Амирханов Р. У. На путях переосмысления истории народного образования. Из сборника статей: Народное просвещение у татар в дооктябрьский период. — Казань: АН КНЦ ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 1992. — 148 с.
15. Ахмадуллин А. Г. Татарская драматургия. М.: Наука, 1983. — 263 с.
16. Ахмадуллин А. Г. Горизонты татарской драмы. Казань: Тат. кн. изд-во, 1983.-216 с.
17. Ахмедов Р. С. Особенности драматургии Н. Кемаля: Дис. на соискание уч. ст. к.ф.н., Баку, 1991. С.3−100.
18. Ахметзянов М. И. Татарские версии сюжета «Тахир Зухра». Из кн.: Средневековая татарская литература VIII—XVIII вв. — Фэн, 1999. — 240 с.
19. Ахундов М. Ф. Комедии. Баку: АН Азерб. ССР, 1973. — 212 с.
20. Ашмарин Н. И. Очерк литературной деятельности казанских татармагометан за 1880 1895 г. г. — М. 1901. — 58 с.
21. Ашмарин Н. И. Несколько слов о современной литературе казанских татар. С-Пб., 1905. — 32 с.
22. Бабаев А. А. Очерк современной турецкой литературы. М.: Восточная литература, 1959. -241 с.
23. Бабаев А. А. Социальные мотивы в современной турецкой драматургии. -Баку: Элм, 1982.
24. Бартольд В. В. Мусульманский мир. Петербург: Наука и школа, вып. 22, 1922. — С.36−43.
25. Баскаков А. Н. Большой турецко-русский словарь. М.: Рус. яз., 1998. -966 с.
26. Баширов Ф. К. Формирование нового татарского романа конец 19 начало 20 в.в.: Автореф. дис. на соискание уч. ст. к.ф.н., — Казань, 1989. — 19 с.
27. Бородина И. В. К вопросу о национальных корнях литературы просвещения. (На материале Турции, Ирана и Индии) // Вестник МГУ. 1975, № 2 С.51−56.
28. Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар до революции 1917 г. Гос. изд. Москва 1923 Петроград. — 107 с.
29. Вестник научного общества татароведения. 1928. № 8.
30. Видман В. Театр и революция. Москва — Петербург, 1923 — 103 с.
31. Вильданов А. Х., Кунафин Г. С. Башкирские просветители демократы. -М.: Наука, 1981.-256 с.
32. В поисках литературных источников. ред. Н. Г. Юзиев, Казань: АН РТ ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 1994. — 103 с.
33. Гайнуллин М. Х. Татарская литература и публицистика. Казань: Тат. кн. изд-во, 1983. — 352 с.
34. Гайнуллин М. Х. Татарская литература XIX века. Казань: Тат. кн. изд-во, 1975.-307 с.
35. Гайнуллин М.Х. К. Насыри. Очерк жизни и творчества. К 150-летию со дня рождения. Казань: Тат. кн. изд-во, 1975. — 75 с.
36. Гайнуллин М. Х. Каюм Насыри. Казань: Тат. кн. изд-во, 1945.-84 с.
37. Гайнуллин М. Х. К вопросу о взаимосвязях и взаимоотношениях литератур народов СССР // Дружба народов. 1972, № 2. — С. 192−194.
38. Гайнуллин М. Х. Богатое наследие истории. //Дружба народов № 9, 1958. -329 с.
39. Ганиева Р. К. Восточный Ренессанс и его традиции в тюркских литературах: Дис. на соискание уч. ст. доктора филол. наук, Казань, 1992. 325 с.
40. Гаспринский И. Россия и Восток. Казань: Тат. кн. изд-во, 1993. — 132 с.
41. Гастратян М. А., Орешкова С. Ф., Петросян Ю. А. Очерки истории Турции. -М.: Наука, 1983.-294 с.
42. Гордлевский В. А. Избранные сочинения. М.: Восточная литература, т. 2, 1961.-558 с.
43. Гордлевский В. А. Избранные сочинения. М.: Восточная литература, т. 4, 1968.-611 с.
44. Губайдуллин Г. С. Из прошлого татар. Казань, 1925.-С. 71−113.
45. Губайдуллин Х. Х. Татарский театр дооктябрьского периода истории: Дис. на соискание уч.ст. канд. Искусствоведения, Казань, 1964. 337 с.
46. Джадидизм и национальная идеология // Идель. 1996. № 1−2, Казань — 80 с.
47. Джафаров Дж. Драматургия М. Ф. Ахундова. Баку: Аз. изд-во дет. и юнош. литературы, 1950. — 187 с.
48. Джафаров А. Ближний и средний Восток. М.: Наука, 1967. — С.30−36.
49. Думави Н. Пробуждение русских татар и их литература // Современник, СПб. кн. 4, 1911.-396 с.
50. Желтяков А. Д. Печать в общественно-политической и культурной жизни Турции. М.: Наука, 1972. — 320 с.
51. Желтяков А. Д., Петросян Ю. А. История просвещения в Турции (конец 19-начало 20 в.в.). М.: Наука, 1965. — 176 с.
52. Ибрагимов Г. Избранное. М.: Худ.
литература
1976.-395 с.
53. Илялова И. И. Межнациональные связи татарского театра. Казань: Тат. кн. изд-во, 1985.-240 с.
54. Исмагилов Н. Ф. Сборник «Маджмуг ал хикаят» как проявление литературных связей с Востоком. Из кн.: Средневековая татарская литература (VIII — XVIII в.в.). — Казань: Фэн, 1999. — 240 с.
55. Исхакый Г. Загородное гуляние шакирдов.- М.:, 1914.-17 с.
56. Камал Г. Сочинения в трех томах.- т.1, Казань: Тат. кн. изд-во, 1978.-407 с.
57. Камал Г. Сочинения в трех томах.- т.2, Казань: Тат. кн. изд-во, 1979. 543 с.
58. Камал Г. Сочинения в трех томах.- т. З, Казань: Тат. кн. изд-во, 1982. 415 с.
59. Камал Ш. Избранные произведения.- Казань: Тат.кн. изд-во т. 1, 1983. -384 с.
60. Камалов Т. Зия Камали. Казань: Иман, 1997. — 53 с.
61. Каримуллин А. Г. Книги и люди. Казань: Тат. кн. изд-во, 1985.-303 с.
62. Каримуллин А. Г. Татарская книга начала XX века. Казань: Тат. кн. изд-во, 1974.-319 с.
63. Каримуллин А. Г. Книга. Материалы и исследования. Вып. 18. М.: Наука, 1969.-154 с.
64. Каримуллин А. Г. О. С. Лебедева Гульнар-ханум // Народы Азии и Африки № 3, М.: АН СССР.- 1977. — С. 146−152.
65. Каримуллин А. Г. Татарская сцена. (Указатель литературы 1917;1967 г. г.), Казань: АН СССР, 1979. 332 с.
66. Карцев С. Академический театр в Татарии // Рабис. 1934 — № 1 — М.: Профиздат. — С.34−35.
67. Конрад Н. И. Избранные труды.
Литература
и театр. М.: Наука, 1978. -462 с.
68. Конрад Н. И. Запад и Восток. М.: Наука, 1972. — 496 с.
69. Коблов Я. Д. Мечты татар магометан о национально-общественной школе. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1908. — 20 с.
70. Крымский А. Мусульманство и его будущность. М., 1899. — 120 с.
71. Крымский А. Е., Миллер Б. В. Всемусульманский университет при мечети Азхар в Каире. М., 1903. — 31 с.
72. Кумысников X. Истоки сценического реализма. Казань: Тат. кн. изд-во, 1982. 135 с.
73. Кямилев X. У истоков современной турецкой литературы. М.: Наука, 1967. -132 с.
74. Кямилев X. Исследования в турецкой литературе XIX века // Вопросы литературы. 1958, № 5.
75. Кямилев X. Развитие общественных мотивов в турецкой поэзии (вторая половина XIX в., первая половина XX в.): Автореф. дис. на соискание уч. ст. доктора филол. наук, М., 1970. 55 с.
76. Магазаник Д. А. Турецко-русский словарь. М.: ОГИЗ, 1945. — 704 с.
77. Мамытов С. А. Татарско-кыргызские литературные связи второй половины XIX начала XX в.в.: Автореф. на соискание уч. ст. к.ф.н., Казань, 1992. — 20 с.
78. Мамытов С. А. Татарско-кыргызские литературные связи второй половины XIX начала XX в.в.: Дис. на соискание уч. ст. к.ф.н., Казань, 1992. — 222 с.
79. Махмутов А. Г. Торжество прекрасного. Казань: Мастер Лайн, 1999. -176 с.
80. Махмутов А. Г. Формирование и развитие литературно-эстетической мысли татарского народа в конце XIX начале XX в.в.: Автореф. на соискание уч. ст. доктора филол. наук, Казань, 1999. — 51 с.
81. Махмутов М. И. Арабско-татарско-русский словарь заимствований. -Казань: Иман, т. 1, 1993.-448 с.
82. Махмутов М. И. Арабско-татарско-русский словарь заимствований. -Казань: Иман, т. 2, 1993. С.449−853.
83. Махмутова А. Х. Борьба за женское образование у татар (90-е г. г. XIX в,-1917 г.).: Дис. на соискание уч. ст. канд. исторических наук, Казань, 1971. -271с.
84. Маштакова Е. И. Турецкая литература конца XVII начала XIX в.в. — М.: Наука, 1984.-205 с.
85. Маштакова Е. И. Из истории сатиры и юмора в турецкой литературе (XIV-XVII в.в.). М.: Наука, 1972. — 280 с.
86. Мустафаев Э. М-Э., Щарбинин В. Г. Русско-турецкий словарь. М.: изд-во Советская энциклопедия, 1972. — 1028 с.
87. Миннегулов Х. Ю. Татарская литература и восточная классика: Автореф. дис. на соискание уч. ст. доктора филол. наук, Казань, 1991. 54 с.
88. Миннегулов Х. Ю. Татарская литература и восточная классика (вопросы взаимосвязей и поэтики). Казань: КГУ, 1993. — 382 с.
89. Миннегулов Х. Ю. Штрихи к вопросу о турецко-татарских литературных взаимосвязях. Материалы итоговой научной конференции КГУ за 1887 год. -Казань: КГУ, 1988. 159 с.
90. Михайлова С. М. Казанский университет в духовной культуре народов России. Казань: КГУ, 1991.-260 с.
91. Михайлова С. В. Формирование и развитие просветительства среди татар. -Казань: КГУ, 1972.-227 с.
92. Мухамадеев Р. С. Проблемы формирования татарской литературной критики (1905;1917 г. г.). Казань: Тат. кн. изд-во, 1982. — 144 с.
93. Мухамметдинов Р. Ф. Сборник статей: Связи татарской культуры с культурой народов мусульманского Востока по VI тому «Вафиййат» Ш. Марджани. Казань: Тат. кн. изд-во, 1990. — 191 с.
94. Мухамметдинов Р. Ф. Юсуф Акчура и Зия Гекалп: формирование идеологии тюркизма (70-е г. г. XIX в. 30-е г. г. XX в.): Дис. на соискание уч. ст. к.ф.н., Казань, 1996. — 150 с.
95. Насыри К. Избранные произведения. Казань: Тат. кн. изд-во, 1977. — 256 с.
96. Неупокоева И. Г. Из истории литературных связей 19 в. М.: Наука, 1962.
97. Неупокоева И. Г. Проблемы взаимодействия современных литератур. М.: АН СССР, 1963.-227 с.
98. Нигматуллина Ю. Г. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской литератур. Казань: Фэн, 1997. — 191 с.
99. Нигматуллин А. Шариф Камал. Казань: Тат. кн. изд-во, 1964. — 172 с.
100. Нуруллин И. З. Прометей из новотатарской слободы. Казань: Тат. кн. изд-во, 1991.-269 с.
101. Нуруллин И. З. Путь к зрелости. Казань: Тат. кн. изд-во, 1971. — 349 с.
102. Нуруллин И.Г. Г. Исхакый о себе // Советская Татария, 21.02.1991. 4 с.
103. Нуруллин И. З. Творчество Ш. Камала. Казань: КГУ, 1963. — 70 с.
104. Общественная и философская мысль в Татарии начала XX в. Отв. ред. доктор филол. наук В. Ф. Пустарнаков, М.: Наука, 1990. — 198 с.
105. Павленко П. Турецкая художественная литература после двух революций // Печать и революция. 1928, № 4.
106. Петросян Ю. А. Турецкая публицистика эпохи реформ в Османской империи конец XVIII начало XX в.в. — М.: Наука, 1985.-144 с.
107. Просветительство в литературах Востока. М.: Наука, 1973.-317 с.
108. Прыгунов М. Татарский театр // Советская страна. 1927 — № 1 — 63 с.
109. Пьесы татарских драматургов классиков.- Казань: Тат. кн. изд-во, 1958.328 с.
110. Рахимкулова М. Просветитель. (К 130 летию Р. Фахретдинова) // Южный Урал, Оренбург, 4.01. 1989. 4 с.
111. Рахимкулова М. У истоков дружбы // Южный Урал, Оренбург, 22.11.1989.-4 с.
112. Рахимкулова М. Ученый просветитель, ученый — энциклопедист. Из сборника статей: Творчество Р. Фахретдинова. — Уфа: БНЦ УРО АН СССР, 1988. 136 с.
113. Саади А. Педагогические мысли Востока. Казань: издво Тат. научно-педагогического общества при АН Академическом центре Татнаркомпроса, 1927.-31 с.
114. Сайганов А. Д. У истоков эстетики реализма. Казань: Тат. кн. изд-во, 1982. 168 с.
115. Салихов Р. Г. Концепция героя в татарском литературоведении: Автореф. дис. на соискание уч. ст. доктора филол. наук, Казань, 1999.
116. Салихова А. Р. Литературно критическое наследие Г. Карама: Автореф. дис. на соискание уч. ст. к.ф.н., Казань, 1998. — 20 с.
117. Сахапов М. Ж. Творчество Г. Исхаки и татарская литература XX в.: Автореф. на соискание уч. ст. доктора филол. наук, Казань, 1998. 60 с.
118. Сборник статей о Г. Ибрагимове. Казань: изд-во Дома Татарской культуры, 1928. — 50 с.
119. Сборник статей: Творчество Р. Фахретдинова. Уфа: БНЦ УРО АН СССР, 1988. 136 с.
120. Сборник статей посвященный 100 летию со дня рождения Г. Камала. -Казань: Тат. кн. изд-во, 1981. — 224 с.
121. Сборник статей: Народное просвещение у татар в дооктябрьский период. Казань: АН КНЦ ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 1992. — 148 с.
122. Сборник статей: Ближний и средний Восток. М.: Наука, 1968.
123. Смирнов В. Д. Очерк истории турецкой литературы. С Пб., 1891. -С. 104−107.
124. Смирнов В. Д. Мусульманские печатные издания в России за 1885−1887 г. г. Записки Восточного отделения Императорского Русского Археологического общества т. 3,1888. — 18 с.
125. Сорокоумовская Г. В. Турецкая новелла первой четверти XX в.(после 1908 г.): Автореф. дис. на соискание уч. ст. к.ф. н., Л., 1960. 19 с.
126. Софронова Л. В. Турецкий исторический роман (этапы развития): Дис. на соискание уч. ст. к. ф. н., М., 1986.
127. СтамбуловВ. Намык Кемаль. М., 1935.
128. Стопцева Л. А. Краткая история литератур Ирана, Афганистана и Турции. -Л.: ЛГУ, 1971. 119 с.
129. Татарские пьесы. Антология кн. 1. Казань: Тат. кн. изд-во, 1987. — 734 с.
130. Турецкий сборник. М.: Восточная литература, 1958. — 206 с.
131. Фадеева И. Е. Первый турецкий профессиональный театр // Народы Азии и Африки.- 1972, № 3. 139 с.
132. Фахретдинов Р. Ахмет Мидхат эфенди. Оренбург, 1913.-144 с. 0.
133. Хабутдинов А. Богословие нового времени // Идель. 2000, № 7, Казань,-С.80.
134. Халит Г. Портреты и проблемы. Казань, Тат. кн. изд-во, 1985.
135. Ханзафаров Н. Г. Татарская комедия. Казань: Фэн, 1996. — 267 с.
136. Хасанов М. Х. Писатель, ученый, революционер. (Страницы жизни и творчества Г. Ибрагимова). М.: Наука, 1987. — 318 с.
137. Хасанов М. Х. Творчество Г. Ибрагимова (дооктябрьский период): Автореф. дис. на соискание уч.ст. к. ф. н., Казань, КГУ, 1961. 20 с.
138. Хисамов Н. Ш. Поэма «Кыссаи Йусуф» Кул’Али. Из кн.: Средневековая татарская литература (VIII XVIII в.в.). — Казань: Фэн, 1999. — 240 с.
139. Хисамов Н. Ш. Поэты XIV века Кутб, Хорезми, Хусам Кятиб, Сейф Сараи и социально-философская проблематика их творчества. Из кн.: Средневековая татарская литература (VIII XVIII в.в.). — Казань: Фэн, 1999. 240 с.
140. Хисамов Н. Ш. Роль взаимосвязей в средневековой литературе. Из кн.: Средневековая татарская литература (VIII XVIII в.в.). — Казань: Фэн, 1999. 240 с.
141. Шагбанова Х. С. Становление творчества Г. Исхакый (1897−1910 г. г.): Автореф. дис. на соискание уч. ст. к. ф. н., Казань 1998. 18 с.
142. Шайдуллина JI. И. Коран и шариат о положении женщины в семье и обществе: Автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. исторических наук, М., 1963.-21 с.
143. Шайдуллина Л. И. Арабская женщина и современность. М.: Наука, 1978. 200 с.
144. Шакуров Р. З. Выдающийся башкирский ученый и писатель. Из сборника статей: Творчество Р. Фахретдинова. — Уфа: БНЦ УРО АН СССР, 1988. 136 с.
145. Эхо веков. Историко документальный журнал. — Казань, 1999, № 1−2 -320 с.
146. Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды международной конференции в трех томах. Июнь. 9−13. 1992. т. 2, М.: Инсан, 1997.-240 с.
147. Яковлева Н. С. Литературные предпосылки возникновения новой турецкой прозы. Вестник ЛГУ.- 1976., № 20. — С. 107−114.
148. Яковлева Н.С. А. Мидхат один из зачинателей турецкого рассказа // Ученые записки ЛГУ. — 1990, № 426, серия Востоковедческих наук, Вып. 32. С.132−140.
149. Яковлева Н. С. Турецкий рассказ. Новое время (70-е г. Х1Хв. 10-е г. XX в.). Хрестоматия. — Л., 1982. — 92 с.
150.
Литература
на татарском языке.
151. Исхакый Г. Зиндан. Сайланма проза Ьэм сэхнэ эсэрлэре. Казан, Тат. кит. нэшр., 1991.-672 б.
152. Исхакый Г. 0ч хатын берлэн тормыш // Мирас.- 1996. № 7−8. -304 б.
153. Кэрими Ф. Морза кызы Фатыйма. Казан, Тат. кит. нэшр., 1996. — 414 б.
154. Мидхэт Э. Кыйссадан хыйсса. Казан: Каримовлар, 1902. — 30 б.
155. Мидхэт Э. Яшь егетлэр ©-чен гаять файдалы бер хикэят. Оренбург, 1902. 40 б.
156. Мидхэт Э. «Бозу» дан дару Ьэм мэшЬур терек философы Э. Мэхмутнец «Хыял вэ хакыйкать» нам эсэренец тэрж, емэсе. Казан, 1908. — 51 б.
157. Мидхэт Э. Яшьлек жулэрлек. Казан, 1897. — 30 б.
158.
Литература
на турецком языке.
159. Mustafa Baydar Ahmet Mithat efendi. Hayati, sanati, eserleri. Istanbul, 1954. -112 s.
160. Miinir Suleyman Qapanoglu Ideal gazeteci, efendi babamiz Ahmet Mithat. -Istanbul, 1964. 246 s.
161. Inci Enginun Ahmet Midhat efendinin tiyatrolan. Istanbul, 1990. — 302 s.147.
162. Sevuk Ismail Habib Edebiyat bilgileri. Istanbul, 1942.
163. Ismail Hikmet Ahmet Mithat. Kanaat kiitiiphanesi, 1932. -48 s.
164. Islam Ansiklopedisi islam alemi gografya, etnografya ve biografya lugati. 1 cilt, Istanbul, Maarif Matbaasi, s. 184−187.
165. Solok Cevdet Kudret Ahmet Mithat. Ankara, 1962. — s. 7−18.
166. Mustafa Miyasoglu Ahmet Mithat efendi. Ankara, Kultur Bakanligi, 1997. -205 s.
167. Midhat A. A? ikba§. Istanbul, 1990. -302 s.
168. Midhat A. Eyvah. Istanbul, 1990. -302 s.
169. Mustafa Nihat Tiirkgede roman. Istanbul, 1936.
170. Osmanli tarihi ansiklopedisi. cilt 1, s. 102−104.
171. Yener Onder Deyimler sozliigii. Ttirk diinyasi ara§ tirmalan vakfi, Istanbul, 1999. -246 s.170. § evket Rado Ahmet Mithat effendi. Ankara, 1986. -220 s.
172. Ahmet Hamdi Tanpinar Turk edebiyati tarihi 19 uncu asir. Qaglayan kitabevi, Beyoglu — Istanbul, 1988. -639 s.