§ 111. Как уже отмечалось выше, фонетические единицы связаны между собой иерархическими отношениями. Так, сегменты объединяются в более крупные фонетические единицы — слоги, слоги при помощи ударения — в фонетические слова (такты), фонетические слова, в свою очередь, при помощи интонации объединяются в синтагмы, а синтагмы — во фразы.
Синтагмой называется речевой фрагмент, на границах которого происходит смена просодического оформления. С фонетической точки зрения членение речевого потока на синтагмы осуществляется путем оформления границ между ними и объединения слов внутри синтагмы при помощи интонации. Например, фраза Вчера мы с Васей были в кино может представлять собой одну, две или три синтагмы:
Вчера мы с Васей были в кино;
Вчера / мы с Васей были в кино;
Вчера / мы с Васей / были в кино.
Интонация
§ 112. В силу значительной сложности самого объекта (интонация сильно автоматизирована — интонационные различия носителями языка легко воспринимаются и воспроизводятся, но часто не осознаются) существует много различных определений того, что такое интонация (и даже довольно распространенное мнение, согласно которому «дать всеобъемлющее определение интонации очень сложно и едва ли нужно»[1]).
Наиболее общим можно считать следующее определение: интонация — это комплекс просодических средств, осуществляющих в естественном языке выполнение ряда функций[2].
Функции интонации можно разделить:
- 1) на основные:
- • оформление, то есть превращение слов (назывных единиц) в высказывания (коммуникативные единицы);
- • членение потока речи на линейные единицы разных уровней сложности и автономности;
- • выделение той или иной единицы из числа однородных;
- 2) вторичные:
- • модальная (противопоставление высказываний по их цели, например утверждение/вопрос);
- • эмоциональная (выражение отношения говорящего к высказыванию)[3].
- [1] Николаева, Т. М. Ответы на анкету «Об основах теории интонации» // Проблемы фонетики. Вып. II. М., 1995. С. 190.
- [2] См.: Светозарова Н. Д. Интонационная система русского языка. М., 1982.С. 193.
- [3] См.: Данеш Ф. Фразовая интонация с функциональной точки зрения. М., 1960.