Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Художественное осмысление темы Великой Отечественной войны в современной мордовской прозе: 80-90-е гг. XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная мордовская проза о войне представлена тремя одновременно работающими в литературе поколениями писателей: старшим — непосредственными участниками войны, главным образом фронтовикамисредним, для которых военное лихолетье пришлось на детствоболее молодым, выросшим, сформировавшимся в мирных условиях. Художнические преимущества писателей-фронтовиков очевидны. Это наиболее крупные мастера… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Великая Отечественная война сквозь призму современности и ее художественное воплощение в малых и средних жанровых формах мордовской литературы
    • 1. 1. Нравственно-психологические аспекты современного мордовского рассказа о Великой Отечественной войне
    • 1. 2. Проблема «человек и война» в художественном осмыслении авторов современной мордовской повести
    • 1. 3. Локальные военные конфликты современности и их воплощение в художественной прозе Мордовии
  • Глава 2. Проблематика и идейно-художественное своеобразие современного мордовского романа о Великой Отечественной войне
    • 2. 1. Природа художественного отражения действительности в эпико-героическом романе П. В. Прохорова «Трудные победы»
    • 2. 2. Изображение характеров людей фронта и тыла в романе-дилогии И. П. Кишнякова «Ищу свою звезду» и «Моя звезда — небо»
    • 2. 3. Идейно-художественное своеобразие и жанровая специфика историко-политического романа-трилогии М. Т. Петрова «Красный колосс»

Художественное осмысление темы Великой Отечественной войны в современной мордовской прозе: 80-90-е гг. XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кардинальные изменения, произошедшие на рубеже XX — XXI веков в разных сферах общественно-политической, экономической и социокультурной жизни российского общества, ознаменовали новый этап исторического бытия. В связи с заменой общественной формации и идеологической парадигмы, сопровождающейся переоценкой ценностей и идеалов, поисками новых жизненных ориентиров, несомненный научный интерес представляет анализ интерпретации в литературе темы Великой Отечественной войны, так как она, являясь ярким отражением закономерностей литературного процесса данного периода, созвучна сложным и напряженным социально-философским, нравственным и эстетическим исканиям современной эпохи.

Процессы переустройства нашего общества, формирования новой идеологии, новых духовных ориентиров, связанных с национальными духовными традициями, патриотизмом, представляют собой весьма сложные трансформации, которые диктуют настоятельную необходимость их художественного и научного осмысления, что позволит углубить представление о развитии современных художественно-эстетических принципов отображения действительности в той или иной литературе, в том числе мордовской.

Без всестороннего анализа этих проблем нельзя определить дальнейшие перспективы развития всех видов художественного творчества, в том числе и литературного. И этот анализ невозможен без пристального внимания к прошлому, к героическим, трудным временам, к проблеме «человек и война». Именно данный фактор стал импульсом обращения к исследованию военной тематики в современной мордовской прозе. При этом наш научный интерес касался именно тех произведений, в которых названная тема актуализировалась наиболее полно и ярко, стала показательной для целой плеяды мордовских писателей 80−90-х годов XX века.

Главная тональность современных книг о войне — раздумье, стремление осмыслить не только события, но и психологию человека в экстремальных обстоятельствах. В связи с этим писатели Мордовии основной своей задачей считают более полное и глубокое раскрытие внутренних побуждений, идейных и нравственных истоков поведения человека на войне. В то же время, пытаясь разобраться в коренных вопросах философии военных действий, они не только воссоздают в емких художественных деталях всю правду тех лет, но и воспроизводят эпохальный смысл этого исторического события, что способствует восприятию художественного материала новым поколением читателей как системы не только событий, но и взаимоотношений.

В связи с изменившимися аксиологическими ориентирами писатели Мордовии в своих произведениях пытаются по-новому взглянуть на недавние трагические события, через несколько десятилетий увидеть то, что ранее находилось вне художественного изображения. Опыт, уроки минувшей войны, их политическое и философское осмысление открывают перед художниками слова богатые возможности в решении многих острых проблем нашего времени. г Известный русский литературовед А. Г. Бочаров отмечает: «Фиксируя поступательное движение военной прозы, мы не мыслим его как беспрестанный подъем вверх, при котором любое произведение, написанное позже, уже в силу преимуществ исторической перспективы превосходит ранее написанное. Развитие литературы — это художественное освоение новых форм жизни, овладение новыми приемами изображения, преодоление противоречий, беспрестанно возникающих в процессе исторического движения общественной мысли и самого искусства слова» [18.С.10].

Литература

созданная по горячим следам великих событий, в годы войны, оставила богатейшее наследие, прежде всего фактологическое, документальное и публицистическое. Поэтому достижения сегодняшней литературы о войне, по нашему мнению, необходимо соотносить в определенной мере с произведениями военной поры.

Характерные черты мордовской литературы и прозы военной поры наиболее полно были отмечены известным литературоведом и критиком Мордовии А. И. Брыжинским в монографической работе «В едином строю» (1984), в которой прослежена художественная эволюция мордовской военно-патриотической прозы от очерка до крупных жанров, выявлены общие тенденции развития военной тематики в национальных литературах Поволжья.

Обращаясь к современному художественному осмыслению военных событий, необходимо отметить идейно-тематические, жанровые особенности воплощения темы войны, а также принципы отражения действительности в последние десятилетия XX века.

Хронологические рамки настоящего исследования охватывают современную мордовскую прозу о войне, относящуюся к 1980;90-м годам. Этот рубеж показателен именно тем, что является отрезком времени, который стал началом переломного этапа во всестороннем отражении сложных и противоречивых коллизий современности, глубокого показа духовных исканий героев на фоне бурных общественно-политических изменений, суровой и героической правды войны.

Современная мордовская проза о войне представлена тремя одновременно работающими в литературе поколениями писателей: старшим — непосредственными участниками войны, главным образом фронтовикамисредним, для которых военное лихолетье пришлось на детствоболее молодым, выросшим, сформировавшимся в мирных условиях. Художнические преимущества писателей-фронтовиков очевидны. Это наиболее крупные мастера военной прозы (К.Г.Абрамов, Ф. К. Андрианов, И. П. Кишняков, М. Т. Петров, В. Н. Радин, М. Л. Сайгин и другие). Свои тематические и жанрово-стилевые пристрастия у писателей второго поколения, которые также опираются на непосредственно пережитое в годы войны (В.Л.Алтышкин, П. А. Ключагин, А. А. Соболевский и другие). Третье поколение личным опытом, прямо связанным с войной, не располагает, и освоение военного материала ими, как правило, опосредовано (В.Д.Еремкин, А. Ф. Косенков, В. И. Мишанина, Г. Н. Петелин, Г. И. Пинясов и другие).

Если в годы войны основной задачей литературы была мобилизация народных сил на борьбу с врагом, а в послевоенные годы — воспевание подвига солдата, то в настоящее время перед литературой встали новые задачи: осмыслить в полной мере уроки тяжких испытаний, показать правду войны, дать непредвзятый анализ причин и следствий произошедших событий.

Осмысляя действительность минувших военных лет, литература напряженно ищет ответы на самые сложные вопросы бытия и злободневные проблемы времени. По мнению русского писателя Г. Бакланова, «когда говорят о жизни серьезно, когда ищут и рассматривают пружины событийнравственные, социальные, — это всегда современно. Но, кроме того, у писателя,-рассказывающего ныне о прошлом, например о войне, происходит незримое наложение сегодняшних тревог, сегодняшнего желания понять жизнь, сказать людям нужное слово с тем, что он знает о прошлом. Я рассказываю о войне, о людях той поры, а мой сегодняшний взгляд и сегодняшнее знание помогают лучше понять ушедшее время. И наоборот, понимание закономерностей прошлого помогает увидеть закономерности нынешнего бытия» [12.С.119−120]. Данное высказывание уместно и по отношению к мордовской литературе настоящего периода, так как в значительной степени вскрывает механизм творческих поисков прозаиков, работающих над военной тематикой.

Несомненно, произведения, созданные в послевоенные годы, и литература 1980;90-х годов разнятся по своим художественным особенностям, что в конечном итоге определило задачи нашего исследования. Глубине постижения закономерностей войны и человеческих судеб содействовали как вновь открытые исторические документы, беспристрастные исторические исследования, свидетельства очевидцев, изменившиеся приоритеты в изложении и трактовке фактов и событий, так и те кардинальные изменения, которые произошли во всех сферах нашей жизни.

В произведениях 1980;90-х годов определяющей тенденцией в осмыслении психологии человека на войне становится движение от известной односторонности его изображения, по преимуществу героического, к более полному постижению мотивов поступков героев, к философской глубине проникновения в сущность жизненных явлений, истинность социальных и духовных преобразований общества. В развитии мордовской военной прозы в настоящее время определились и такие тенденции, как изображение войны через призму реалий мирной жизни, взаимосвязь истории и современности, осознанность или рефлекторность поступков в тех или иных обстоятельствах.

Научное исследование военной темы в литературе Мордовии нашло отражение в работах ведущих литературоведов и критиков. Отдельные вопросы зарождения, становления и развития мордовской прозы о Великой Отечественной войне представлены в монографических работах, статьях и рецензиях критиков. Известен ряд значительных исследований, в которых рассматриваются проблемы исторической достоверности, художественной правды и вымысла, особенностей воссоздания героического характера («История мордовской советской литературы» / Под ред. В. В. Горбунова, Б. Е. Кирюшкина и др. (1968;1974), «История мордовской литературы» / Под общ. ред. Н. И. Черапкина (1981), А. В. Алешкин — «Арьсемат» («Размышления», 1989), В. В. Горбунов — «Признание» (1984), «Современная мордовская литература (60−80-е годы)» / Под общ. ред. А. В. Алешкина (1991, 1993)).

Большой интерес представляют исследования аналитического и теоретического характера, внимание которых сосредоточено на жанрово-стилевых особенностях литературных произведений, раскрытии художественной индивидуальности писателей (В.М.Макушкин — «Обретение зрелости» (1984), А. И. Брыжинский — «В едином строю» (1984), Г. С. Девяткин — «Мордовский рассказ» (1987), Е. И. Чернов — «История мордовской литературы» (1993) и другие).

Данная проблема в мордовской литературе явилась объектом исследования в диссертации «Мордовская художественная проза о Великой Отечественной войне» (1978) известного литературоведа профессора А. И. Брыжинского, в которой рассматриваются идейно-художественное богатство и жанровое разнообразие мордовской прозы о войне.

Исследованию прозы о войне последних двух десятилетий XX века посвящены отдельные суждения в критических статьях и рецензиях А. И. Брыжинского, Г. И. Горбунова, В. М. Макушкина, М. И. Малькиной, а также молодых исследователей Т. В. Гераськина, Д. С. Добрынкиной, С. Н. Маскаевой и других. Однако не все вопросы аксиологического характера получили глубокое, всестороннее осмысление. До настоящего времени нет специальных исследований обобщающего характера, раскрывающих нравственно-философские искания военной прозы с 1980;х годов до настоящего времени. Представленное исследование в некоторой степени восполняет существующий пробел.

В данной диссертации впервые представлен проблемно-аналитичекий материал, касающийся разработки в современной мордовской художественной прозе темы Великой Отечественной войны и специфики воссоздания национальных характеров и обстоятельств исторической действительности, связанных с изображением в прозе Мордовии локальных конфликтов XX века.

Актуальность работы диктуется реальностью, когда в силу изменений, происходящих в жизни нашей страны, назрела потребность в переосмыслении темы Великой Отечественной войны в творчестве художников слова, нового прочтения их наследия в свете аксиологического переориентирования современного литературоведения в соответствии с новыми социокультурными реалиями. К тому же в общественном сознании накопилось много устаревших, догматических выводов, не адекватных практике разработки темы Великой Отечественной войны мордовскими авторами, при этом занижались оценка, художественная и общественно-историческая значимость их произведений. В диссертации расширено исследовательское поле за счет включения новых, наиболее репрезентативных с точки зрения поставленной исследовательской цели произведений, посвященных военной тематике.

Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена тем, что за последние годы бурных перемен и острейших социальных противоречий перед обществом встала необходимость защиты от разрушения человеческого потенциала в человеке. В этом смысле современная мордовская проза может послужить серьезной опорой для воспроизводства духовно-нравственных ценностей нашего современника, усиления гуманистической направленности и патриотической настроенности молодого поколения.

Необходимость и своевременность данной работы связана также с недостаточной разработанностью представленной проблемы в литературоведческой науке Мордовии. Данная тема в предыдущих исследованиях освещалась преимущественно в контексте творчества отдельного писателя. Между тем назрела необходимость обобщенного анализа преемственного художественного осмысления с учетом вновь появившихся произведений, раскрывающих суть современных конфликтов и причин, их порождающих, рассмотрения тенденций художественного воплощения темы «человек и война» в еще не изученных с литературоведческой точки зрения произведениях мордовских авторов. Все эти факторы аргументируют актуальность данного исследования.

Научная новизна определяется прежде всего сбором, систематизацией и анализом имеющегося материала, который позволил многосторонне подойти к историческим фактам и событиям, исключить искажения и умолчания в процессе анализа литературно-художественных источников, углубить традиционный гуманистический взгляд на проблему «человек на войне», спроецировать художественно осмысленные факты на современность с учетом принципа историзма.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые осуществлена попытка рассмотреть мордовскую прозу последних двух десятилетий XX века о войне в жанрово-тематическом аспекте с позиций изменившихся аксиологических ориентироввыявляются взаимосвязи и параллели с художественными традициями предшествующей литературыосмысливается новаторство художников слова 1980;90-х годов, проявившееся в их жанрово-стилевых исканиях. Предпринята попытка рассмотрения специфики воссоздания характеров и обстоятельств, связанных с изображением в прозе Мордовии локальных конфликтов XX века. Инновационной составляющей диссертации, на наш взгляд, послужит анализ ранее не исследованных произведений, являющихся художественным откликом на трагические события последних лет.

Цель и задачи исследования

Основная цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы выявить основные тенденции художественного осмысления и воплощения темы Великой Отечественной войны в современной мордовской прозе. В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:

— рассмотреть нравственно-психологические аспекты современного мордовского рассказа о войнеохарактеризовать проблему «человек и война» в художественном осмыслении авторов современной мордовской повестипроанализировать особенности воплощения локальных военных конфликтов современности в художественной прозе Мордовии;

— обозначить принципы художественного отражения действительности в романе П. В. Прохорова «Трудные победы»;

— показать художественное своеобразие воссоздаваемых характеров в дилогии И. П. Кишнякова «Ищу свою звезду», «Моя звезда — небо" — определить особенности жанровой специфики и идейно-художественного содержания трилогии М. Т. Петрова «Красный колосс».

Предметом исследования являются художественные тексты Ф. К. Андрианова, И. М. Девина, М. Т. Петрова, Г. И. Пинясова, П. В. Прохорова,.

B.Н.Радина, А. А. Соболевского и других мордовских прозаиков, которые вышли отдельными изданиями в Мордовском книжном издательстве и опубликованы в периодической республиканской печати в 80−90-е годы XX века.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составили научно-теоретические положения, выдвинутые в трудах отечественных литературоведов, критиков, ученых: М. М. Бахтина, Г. А. Белой, А. Г. Бочарова, Л .Я. Гинзбург, А. Б. Есина, Л. П. Кременцова, Д. С. Лихачева, Г. Л. Нефагиной, А. В. Огнева, П. Топера, В. Е. Хачизева, Т. Ю. Хмельницкой, М. Б. Храпченко, Э. А. Шубина и другихмордовских литературатуроведов и критиков: А. В. Алешкина, А. И. Брыжинского, В. В. Горбунова, Г. И. Горбунова, Г. С. Девяткина, В. И. Демина, Н. В. Зиновьева, М. Г. Имярекова, Б. Е. Кирюшкина, В. М. Макушкина, М. И. Малькиной, Н. И. Черапкина, Е. И. Чернова, а также молодых мордовских исследователей: Т. В. Гераськина,.

C.В.Добрынкиной, Е. А. Кулебякиной, О. И. Снитко, Е. А. Федосеевой и других. В работе использован историко-художественный подход, основанный на воспроизведении достоверной исторической перспективы при анализе художественных произведений, который позволяет рассмотреть некоторые теоретические аспекты в сочетании с конкретным анализом текста, исследовать художественную структуру произведения в русле исследуемой проблематики. В диссертации применялись сравнительно-типологический, структурно-аналитический методы исследования, также использовался аксиологический подход.

Научно-практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов, теоретических положений и конкретного материала учителями-словесниками при изучении истории мордовской литературы в национальных общеобразовательных школах, преподавателями вузов на лекциях и семинарах по мордовской литературе, при разработке курсов по выбору, создании учебных пособий и методических указаний по мордовской литературе, при написании студентами курсовых и дипломных работ.

Гражданско-патриотический компонент работы позволяет диссертанту надеяться на то, что результаты исследования могут выйти за рамки сугубо научных и будут иметь воспитательное значение для тех, кто обратится к данной работе.

Апробация результатов. Материалы диссертации были обсуждены на кафедре литературы Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева. Основные положения исследования излагались в докладах и сообщениях на научных конференциях МГПИ имени М. Е. Евсевьева, на заседаниях кафедры литературы, в тезисах и статьях научных изданий, а также в периодической печати Мордовии.

Структура и объем диссертации

продиктованы логикой раскрытия темы и решения поставленных задач. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 176 наименований.

Заключение

.

Проза о Великой Отечественной войне представляет собой сложное и многогранное явление, стержневой идеей которого является утверждение и сохранение самих основ человеческого существования. Поэтому вполне оправданно обращение современных писателей Мордовии к трагическим событиям минувших лет.

В связи с изменившимися аксиологическими ориентирами писатели в своих произведениях пытаются по-новому взглянуть на уходящие в прошлое трагические события, через несколько десятилетий воссоздать то, что ранее находилось вне художественного отображения. Опыт, уроки минувшей войны, сама жизнь, их политическое и философское осмысление предоставили художникам слова богатые возможности в художественном исследовании многих острых проблем современности.

Проза Мордовии 1980;90-х годов о войне представлена преимущественно произведениями непосредственных ее участников, благодаря которым мы имеем возможность увидеть войну глазами людей, прошедших через страшные испытания. Их обращение к творчеству можно отчасти объяснить самой войной, которая дала мощный эмоциональный заряд. Для писателей-фронтовиков в настоящее время появилась возможность взглянуть на прошлое через призму времени, посмотреть как бы со стороны на свою судьбу и судьбы товарищей в годы великого лихолетья. Писатели судят себя и своих современников по высоким этическим меркам, выработанным на войне.

В отличие от писателей старшего поколения художники слова, родившиеся после войны, но обратившиеся к этой теме, привносят в литературу свойственное их поколению видение событий минувшей войны. В их творчестве явно преобладают нравственно-этические аспекты, стремление разобраться в сложных взаимоотношениях прошлого и настоящего. Не видевшие войны, они редко касаются непосредственного изображения военного подвига, более углубляясь в художественный анализ последствий военных потрясений, стремясь через искусство слова выразить правду о войне и мире.

Всестороннее осмысление проблемы «человек и война» находит многогранное отражение в произведениях, разных по проблематике, жанру и стилевой направленности. В освоении этой темы в 1980;90-е годы преимущественное развитие получили малые и средние жанровые формы.

Своеобразие идейно-художественного содержания повестей и рассказов о войне заключается не столько в показе военных событий и боевых подвигов, сколько в анализе духовных исканий и философских раздумий героев. Определяющей чертой произведений малых и средних жанровых форм являются углубление психологизма, исследование главным образом внутреннего мира человека. Основной пафос рассказам и повестям придает патриотическая воплощенная идея при объективности изображения событий войны в сочетании с глубоким воспроизведением всей совокупности человеческих переживаний, внутренней борьбы личности с самой собой, неотвратимостью и жестокостью обстоятельств. Вскрывая причины ситуативного поведения человека в сложных жизненных коллизиях, анализируя психологическое состояние солдата, авторы пытаются воссоздать своеобразие национального характера героев в соответствии с основной идеей каждого конкретного произведения.

Для рассказа характерны композиционная замкнутость повествования вокруг завершенного эпизода, концентрация мысли, лаконичность изложения, изображение отдельных этапных моментов внутренней жизни героев, оказавшихся в экстремальных условиях военной действительности.

В повести военной тематики наблюдается изображение «диалектики души», процесса развития внутренней жизни литературного героя. Конфликт чаще всего строится на столкновении персонажа с обстоятельствами, которые требуют однозначных и порой жестких решений, высокой нравственности и крепости духа.

Каждому писателю свойственно индивидуальное использование форм психологического анализа, определенных приемов и художественно-выразительных средств, раскрывающих характеры героев. Для Ф. К. Андрианова («Мера вины твоей», «Память», «На безымянной высоте»), Г. И. Пинясова («Последний из Каргужей», «Уходим, брат, уходим.», «Через три ада», «Неизвестные могилы»), И. М. Девина («Где родилась березонька.», «Белый хлеб»), В. Д. Еремкина («Оставь в наследство доброту»), Г. Н. Петелина («Сотый») характерны авторское проникновение во внутренний мир героев, самораскрытие персонажей при помощи психологически насыщенного внутреннего монолога, обращение к ассоциациям и образам памяти. Важным средством психологического анализа являются пейзаж и художественная деталь. А. А. Соболевский («Материнская слеза», «Прощание навсегда») для раскрытия характера героя широко использует форму исповеди, включает в повествование пейзажные зарисовки. Произведениям М. А. Кяшкина («Возвращенное счастье», «Партизанка Тоня»), А. Ф. Косенкова («Недоумок из Рябиновки») присуща обрисовка психологической мотивировки поступков персонажей. С этой целью они вводят в контекст сновидения, развернутые портретные характеристики.

При художественном осмыслении событий Великой Отечественной войны в произведениях малых и средних жанровых форм мастерство писателей проявляется в умении отбирать яркий материал, изображать главное в характерах персонажей, динамично строить сюжет и сочетать в повествовании различные языковые средства, передающие подлинную правду жизни и национальный колорит.

В крупных жанровых формах писатели стремятся с возможной полнотой углубиться в реальность военного времени во всей его суровости и противоречивости. Поэтому современный мордовский роман о войне характеризуется тщательным поиском путей наиболее глубокого, исторически достоверного художественного показа военного времени и осмысления проблемы «человек и войне». Жанр романа дает возможность широкого охвата военной действительности, следовательно, позволяет художественно воссоздать большие пласты жизни в военных обстоятельствах. Мордовские романисты, многосторонне исследуя жизненный материал, все более глубоко овладевают данной темой, проявляя свое национальное видение событий мировой значимости.

Для эпико-героического романа П. В. Прохорова «Выстояли» и «Трудные победы» характерно отражение военных событий с высоты современного исторического и эстетического опыта народа. В произведении дается широкое панорамное изображение событий войны, большое внимание уделяется созданию образов представителей советского командования, командиров высшего и среднего командного состава гитлеровской армии, предпринимается попытка понять и отразить причины неудач нашей армии в начальный период войны, повествуется о защитниках Сталинграда и партизанской борьбе с гитлеровскими захватчиками, достоверно отображается жизнь тружеников тыла, значительное место отводится художественному изображению величия человеческого духа.

Объектом художественного анализа в романе-дилогии И. П. Кишнякова «Ищу свою звезду» и «Моя звезда — небо», во многом автобиографическом, наряду с героическими событиями на фронтах Великой Отечественной, является объективный показ жизни тыла. В произведении прослеживается преемственность трудовых и ратных традиций людей, их развитие в новых условиях, прославляется патриотизм солдат нашей многонациональной страны.

В романе-трилогии М. Т. Петрова «Красный колосс» акцентируется внимание не столько на событийной стороне, сколько на художественном воспроизведении политической атмосферы в канун и во время войны. В произведении четко очерчены поднимаемые проблемы с точки зрения нового мышления, дается современная оценка событиям предвоенного и военного периода, показываются противоречия социальной жизни, человеческие судьбы и национальные характеры в контексте событий и конфликтов того времени.

Следует отметить, что уроки правды, исповедуемые прозой о войне, сегодня вызывают серьезные раздумья, дают основание сделать вывод, что произведения мордовских авторов, как и книги русских писателей, рассказывая о подвигах народа в войне, о трудностях, допущенных ошибках и поражениях, переносят читателя в эпицентр мировых потрясений, связанных в военной трагедией, позволяют глубже познать духовно-нравственный потенциал нашего народа, проявившего несгибаемую волю и мужество в борьбе с врагом.

Особой страницей в литературном процессе Мордовии является литература о войне на афганской земле и о современных военных конфликтах, происходящих в мире. Эта проза отмечена беспощадной откровенностью в воссоздании не столь давно минувших событий. В произведениях Г. Н. Петелина («Ему же холодно», «Белый снег»), Г. И. Пинясова («Соленый мед»), М. С. Моисеева («Больше меня не увидите») основными становятся проблемы философского осознания и нравственной переоценки событий современной истории молодым поколением, что было бы невозможно без глубокого проникновения в думы и чаяния тех, кто в мирное время был вынужден взять в руки оружие. Писатели показывают подлинное лицо войны, без налета псевдогероики и мнимой романтики. Тем не менее, и эти авторы, подобно их предшественникам, зовут к подвигу во имя спасения жизни. В век ядерных технологий и мирового терроризма перед человечеством встают новые угрозы, поэтому писать о войне сегодня еще более ответственно, чем прежде, ибо единственной формулой выживания человечества в современных условиях становится партнерство ради мира.

Для мордовских писателей, отображающих военные события как прошлого, так и настоящего времени, традиционной остается самая высокая и благородная задача — антивоенная направленность их произведений.

Литература

о Великой Отечественной войне, на наш взгляд, всегда будет актуальной и необходимой современнику, так как поднимает и рассматривает посредством художественного слова глобальные проблемы человечества. Она препятствует повторению кровавых событий прошлого, способствует предотвращению новых катаклизмов в настоящем и будущем, приобщает личность к таким аксиологическим ориентирам, следуя которым, можно считать себя настоящим Человеком.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.К. С точки зрения историка / В. К. Абрамов // Советская Мордовия. — 1987. 23 июня. — С. 3.
  2. , К.Г. Тоначистэ / К. Г. Абрамов // Сятко. 1985. — № 2. — С. 22−29.
  3. , В.Л. Кить-янт / В. Л. Алтышкин // Сятко. — 1989. № 5. — С. 44−57.
  4. , В.Л. Кстыйть: Евтнемат / В. Л. Алтышкин. Ожо цецят: Евтнемат / П. А. Ключагин. — Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1995. 72 с.
  5. , В.Л. Кши-сал / В. Л. Алтышкин // Сятко. 1978. — № 3. -С. 43−50.
  6. , Ф.К. Мера вины твоей: Повесть и рассказы / Ф. К. Андрианов. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1994. — 176 с.
  7. , А.Е. Своеобразие психологического анализа в прозе 70-х годов (творчество В. Астафьева и В. Распутина): дисс. .канд. филол. наук: 10.01.01 / Ануфриев Александр Евгеньевич. -М., 1983. — 190 с.
  8. , В.П. Этих дней не смолкнет слава / В. П. Астафьев // Пересекая рубеж. 1974. — № 11. — С. 222.
  9. , Г .Я. Время собирать камни: Статьи, портреты, беседы / Г. Я. Бакланов. М.: Изд-во Агентства печати «Новости», 1989. — 364 с.
  10. , В.С. Народ и война / В. С. Бахтин // Нева. СПб., 1995. — № 5. -С. 186−193.
  11. , М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. тр. / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. — 423 с.
  12. , Г. А. Художественный мир современный прозы / Г. А. Белая. — М.: Наука, 1983.- 191 с.
  13. , В.Г. Собрание сочинений: в 9 т. / В. Г. Белинский. М.: Худож. лит., 1976. — Т.1. — С.130- Т.З. — С.472- Т.5. — С.38.
  14. , И.А. Мужество века. Актуальность современной советской прозы о войне / И. А. Богатко. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1986. -112 с.
  15. , Ю.В. Писатели-солдаты / Ю. В. Бондарев // Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне: в 12 т. -М.: Современник, 1983.-Т. 1.-С. 13−17.
  16. , Ю.В. Взгляд в биографию / Ю. В. Бондарев. — М.: Сов. Россия, 1971.-С. 172−204.
  17. , А.Г. Человек и война. Идеи социалистического гуманизма в послевоенной прозе о войне / А. Г. Бочаров. — М.: Сов. писатель, 1973. — 394 с.
  18. , А.И. В братском содружестве / А. И. Брыжинский // Родные напевы: Лит.-худ. сб. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1986. — С. 222−225.
  19. , А.И. В едином строю / А. И. Брыжинский. Саранск: Морд, кн. изд-во., 1984. — 120 с.
  20. , А.И. Военно-патриотическая тема в мордовской прозе / А. И. Брыжинский // В братской семье. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1981. -С. 355−357.
  21. , А.И. Мордовская художественная проза о Великой Отечественной войне: дисс. .канд. филол. наук: 10.01.02 / Брыжинский Андрей Иванович. Саранск, 1978. — 204 с.
  22. , А.И. «Оставь в наследство доброту» / А. И. Брыжинский // Советская Мордовия. — 1985. 19 сент. — С. 3.
  23. , А.И. Писатели Мордовии: Биобиблиографический указатель / А. И. Брыжинский, О. В. Пашутина, Е. И. Чернов. Саранск: Морд, кн. изд-во, 2001. — 592 с.
  24. , А.И. Процессы жанрового развития мордовской прозы (5090-е годы) / А. И. Брыжинский. Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 1995. — 192 с.
  25. , А.И. Современная мордовская проза: (Движение жанра) / А. И. Брыжинский. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1995. — 232 с.
  26. , И.С. Идема / И. С. Брыжинский // Сятко. — 1993. — № 5. -С.40−43.
  27. Великая Отечественная война 1941−1945: Словарь-справочник / Н. Г. Андроников, А. С. Галицан, М. М. Кирьян и др.- Под общ. ред. М. М. Кирьяна. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988. — 559 с.
  28. Великая Отечественная война в оценке молодых: Сб.ст. студентов, аспирантов, молодых ученых / Отв. ред. H.A. Кирсанов. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1997. — 163 с.
  29. , П. А войнась коса-бди ряцок О повести В.Н.Радина «Моронь ваймот». / П. Вельматов // Мокшень правда. 1983. — 30 июня. — С. 3.
  30. Война в судьбах и творчестве русских писателей: Материалы межвуз. науч.-метод. конф., посвящ. 55-летию Победы в Великой Отечественной войне / Редкол.: Гавриленко Т. А. и др. Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2000. -158 с.
  31. , В. Горизонты военной прозы / В. Воронов // Октябрь. — М., 1986.-№ 5.с. 186−193.
  32. , И.В. Избранные сочинения по естествознанию / И. В. Гете. М.: Искусство, 1957.-237 с.
  33. , В.В. Поэзия душа народа / В. В. Горбунов. — Саранск: Морд, кн. изд-во, 1973. — 296 с.
  34. , Б. Великая Отечественная война в современной прозе / Б. Давыдов // Нева. СПб., 1995. — № 5. — С. 201−204.
  35. , И.М. Коса келунь шачеманяц: Расскаст и очеркт / И. М. Девин. -Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1985. — 168 с.
  36. , Г. С. Мордовский рассказ / Г. С. Девяткин. — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1987.-216 с. I
  37. , В.И. Свет души: К 60-летию П. А. Ключагина / В. И. Демин // Известия Мордовии. 1996. — 18 июня. — С. 2.
  38. , C.B. Творчество Михаила Сайгина (Основная проблематика и ее художественное воплощение): автореф. дисс. .канд. филол. наук: 10.01.02 / Добрынкина Светлана Васильевна. Саранск, 2002. — 18 с.
  39. , Я.С. Трагедия и подвиг: (Великая Отечественная война в прозе 60−90-х гг.) / Я. С. Духан. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, 1998.-206 с.
  40. , А. Подарок от писателя: О творчестве писателя. / А. Дюков // Известия Мордовии. 1998. — 12 нояб. — С. 4.
  41. , В. «У каждого была своя война.»: О телепередаче, посвященной Ф. К. Андрианову / В. Епишин // Саранские вести. 1994. -30 сент. — С. 4.
  42. , В.Д. Оставь в наследство доброту: Повесть / В. Д. Еремкин. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985. — 152 с.
  43. , А. Мать вспоминает о сыне: Рассказ / АЕфремов // Зори мокшанские: Лит.-худ. сб. Саранск, 1980. — С. 216−219.
  44. , С.Н. Гордиться славою предков.// Пикуль B.C. Слово и дело. -Кн. 1.-М.: Современник, 1991.-С. 5−30.
  45. , Н.В. Человек и время / Н. В. Зиновьев. — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1995.-265 с.
  46. , В.В. Психологические причины непонимания «афганцев» в межличностном общении / В. В. Знаков // Психологический журнал. — 1990. -Т.П. -№ 2. — С. 99−108.
  47. Зюзин, Е. И Малоизвестные страницы войны / Е. И. Зюзин. М.: Знание, 1990.-62 с.
  48. , Л.В. Эстетика справедливости: (Роман о войне) / Л. В. Иванова // Способность к диалогу. -М., 1993. С. 180−200.
  49. , Р. Сталин дал приказ. Рассказываем о малоизвестных документах военного времени, среди которых и приказ № 227 / Р. Игнатьев // Известия. 1988. — 15 авг. — С. 4.
  50. , М.Г. Васенцесь: Валентина Мишанинать творчестванц колга. / М. Г. Имяреков // Мокшень правда. 1993. — 23 март. — С. 3.
  51. , М.Г. Геройнза эряйхть етксонк: Г. Пинясовонди — 50 киза / М. Г. Имяреков // Мокшень правда. 1994. — 10 сент. — С. 3.
  52. , М.Г. Писательсь и эряфсь: Мокшэрзянь писательхнень творческяй портретсна / М. Г. Имяреков. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1992. -384 с.
  53. , М.Г. «Пря муцян. Но куцян панда пряти.» Михаил Степанович Моисеевонь 60 кизонцты. / М. Г. Имяреков // Мокша. 1999. -№ 10.-С. 79−86.
  54. B.В.Горбунова, Б. Е. Кирюшкина и др. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1968−1974.
  55. , Т. «Война прошла через меня.»: Презентация книги Ф. Андрианова «Мера вины твоей» / Т. Кириченко // Известия Мордовии. -1994. 12 ноябр. — С. 5.
  56. , Т. Правда для всех одна: творчество Г. Пинясова. Его новая книга «Старые раны» / Т. Кириченко // Известия Мордовии. 1995. — 20 дек.1. C. 5.
  57. , Б.Е. Формирование нового жанра / Б. Е. Кирюшкин // Советская Мордовия. 1979. — 19 янв. — С. 4.
  58. , И.П. Ищу свою звезду: Роман / И. П. Кишняков. — М.: Современник, 1985. 239 с.
  59. , И.П. Монь тяштезе менельсь: Роман «Вешендьса эсь тяштезень» книгать полатксоц / И. П. Кишняков. — Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1982.-304 с.
  60. , П.А. Цеканька: Евтнемат / П. А. Ключагин. Саранск: Морд, кн. изд-вась, 1997. — 112 с.
  61. Когда роман сражается (Беседа с А. Чаковским) // Правда. 1982. -3 янв. — С. 4.
  62. , В.В. Великое творчество. Великая победа: Кн. посвящена 200-летию со дня рожд. A.C. Пушкина и 55-летию Великой Победы. / В. В. Кожинов. М.: Воениздат, 1999. — 328 с.
  63. , А.Ф. Под парусом: Повести и рассказы / А. Ф. Косенков. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990. 320 с.
  64. , Е.А. Творчество А.Соболевского в контексте развития русскоязычной прозы Мордовии 1960−90-х годов: дисс. .канд. филол. наук: 10.01.02 / Кулебякина Елена Анатольевна. Саранск, 2001. — 177 с.
  65. , М.А. Возвращенное счастье: Рассказы / М. А. Кяшкин. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1988. 128 с.
  66. , H.H. Современная мордовская повесть: традиции и новаторство (1970−1990): автореф. дисс. .канд. филол. наук: 10.01.02 / Левина Наталья Николаевна. Саранск, 2001. — 17 с.
  67. , Н. От мифов о войне к правде о человеке / Н. Лейдерман // Урал. Екатеринбург. — 1995. — № 10. — С. 225−238.
  68. , Д.С. Очерки по философии художественного творчества / Д. С. Лихачев. 2-е изд., доп. — СПб.: БЛИЦ, 1999. — 192 с.
  69. , В. «Война окопалась во мне.»: Размышления о повестях военного детства, и не только о них / В. Лободов // Подъем. Воронеж, 1991. — № 8. — С. 222−230.
  70. , В.М. В тебе мое счастье О рассказах М.Мишаниной «Кить ушетксоц». / В. М. Макушкин // Молодой ленинец. — 1973. 28 янв. — С. 3.
  71. , В.М. Исследование о военной прозе / В. М. Макушкин // Советская Мордовия. — 1984. 15 июня. — С.4.
  72. , В.М. Обретение зрелости / В. М. Макушкин. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1984. — 244 с.
  73. , М.И. Ворота времени: 50 лет М. И. Мишаниной. / М. И. Малькина // Известия Мордовии. 2000. — 30 ноябр. — С. 7.
  74. , М.И. Григорий Пинясовонь толмарнянц вакса / М. И. Малькина // Мокша. 1999. -№ 6. — С. 94−104.
  75. , М.И. Мирнеряйхнень стакшисна / М. И. Малькина, Т. И. Кубанцев // Мокша. 1987. — № 3. — С. 57−61.
  76. , М.И. Мес сярядихть сире ранатне: О книге Г. Пинясова «Эштерь туцят» и «Старые раны». / М. И. Малькина // Мокшень правда. -2000.-19 дек.-С. 4.
  77. , М.И. Мзярда шта солайхть войнать цильфонза?. Великай Отечественнай войнась Г. Пинясовонь произведениянзон эса. / М. И. Малькина // Мокшень правда. 1995. — 22 июль. — С. 4.
  78. ИЗ. Малькина, М. И. Романонзон эса Россиять историяц / М. И. Малькина //Мокша. 1999.-№ И.-С, 100−110.
  79. , С.Н. Эволюция творчества И.Д.Пиняева: автореф. дисс. .канд. филол. наук: 10.01.02 / Маскаева Светлана Николаевна. — Саранск, 2003.-22 с.
  80. , В.И. Кить ушетксоц / В. И. Мишанина. Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1972. — С. 33−39.
  81. , М.С. Оду аф няйсамасть: Повесть / М. С. Моисеев. — Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1997.-240 с.
  82. , Н. Эряй Ковылкинаса писатель / Н. Морозкин // Мокшень правда. 1983. -2 авг. — С. 3.
  83. , Г. Л. Русская проза конца XX века: Учебное пособие / Г. Л. Нефагина. М.: Флинта: Наука, 2003. — 320 с.
  84. , A.B. Русский советский рассказ 50−70-х годов / А. В. Огнев. М.: Просвещение, 1978. -208 с.
  85. , Г. Н. Знакомство: Повесть и рассказы / Г. Н. Петелин. — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1989. — 176 с.
  86. , Г. Н. На отшибе: Повести и рассказы / Г. Н. Петелин. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1996. 400 с.
  87. , М.Т. Красный колосс: Полит, роман в трех книгах. Кн. 1. / М. Т. Петров. — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1988. 448 с.
  88. , М.Т. Красный колосс: Полит, роман в трех книгах. Кн. 2. Звезда правды / М. Т. Петров. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1989. — 384 с.
  89. , М.Т. Красный колосс: Полит, роман в трех книгах. Кн. 3. Победители и побежденные / М. Т. Петров. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1983. -432 с.
  90. , Г. И. Старые раны: Повести и рассказы / Г. И. Пинясов. — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1995. 384 с.
  91. , Г. И. Эштерь туцят: Азкст, пеетькст / Г. И. Пинясов. — Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1998. 240 с.
  92. , М. Пароль няемс одувок / М. Полина // Мокша. 1998. — № 5−6. -С. 99−102.
  93. , П.В. Цидярдома: Роман. Васенце книга / П. В. Прохоров. -Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1975. — 222 с.
  94. , П.В. Цидярдома: Роман. Омбоце книга / П. В. Прохоров. -Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1978. — 295 с.
  95. , П.В. Стака изнямот: Роман. Васенце книга / П. В. Прохоров. — Саранск: Морд. кн. изд-вась, 1985. — 212 с.
  96. Пути и дороги // Известия Мордовии. 1994.-28 сент. — С. 4.
  97. , В.Н. Войнань кефнень еткса: Лувиень мяльхть О книге Г. И. Пинясова «Мекольцесь Каргужеста». /В.Н.Радин//Мокшень правда.-1986.- 11 янв.-С.З.
  98. , В.Н. Долго летящая пуля: Повесть и рассказы / В. Н. Радин. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1989. 160 с.
  99. , В.Н. Фронтовой мастеровой: Повесть и рассказы / В. Н. Радин. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1979. 96 с.
  100. , В.Н. Явление апостола: Повести / В. Н. Радин. Саранск: Морд, кн. изд-во, 1992.-416 с.
  101. , A.A. Любовь великая: Повести и рассказы / А. А. Соболевский. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1973. — 304 с.
  102. , A.A. Прощание навсегда: Повести и рассказы / А. А. Соболевский. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985. — 232 с.
  103. , Б.В. Правда о войне: Сб. ст. / Б. В. Соколов — СПб.: «Алетейя», 1998.-348 с.
  104. , A.A. Жанровые особенности современной повести о Великой Отечественной войне: дис.канд. филол. наук: 10.01.01 / Торшин Александр Александрович. М., 1985. — 202 с.
  105. , М.А. Проза русскоязычных писателей Мордовии 60−90-х годов XX века: (Идейно-эстетические аспекты и вопросы поэтики): автореф. дисс. .канд. филол. наук: 10.01.02 / Тростина Марина Александровна. -Саранск, 2000.- 16 с.
  106. , А.П. Иссась стаки шуди: Мокшень писательть И. П. Кишняковонь 70 кизонцты / А. П. Тяпаев // Мокшень правда. 1992. -21 июль. — С. 3.
  107. Упоенные войной: Писатель-фронтовик В. Радин открывает неизвестные страницы Великой Отечественной войны // Столица С. — 1997. -8 мая. — С. 5.
  108. , Н.П. Жанры эпической прозы / Н. П. Утехин. — Л.: Наука, 1982. -185 с.
  109. , Е.А. Исторический роман Мордовии: Учебн. пособие / Е. А. Федосеева. Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 2000. — 48 с.
  110. , А.И. Грани рассказа / А. И. Хайлов // Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. М.: Наука, 1971. — С. 200−231.
  111. , Т.Ю. В глубь характера. О психологизме в современной советской прозе / Т. Ю. Хмельницкая. Л.: Сов. писатель, 1988. — 256 с.
  112. , В.А. На войне остаться человеком: Фронтовые страницы русской прозы 60−90-х гг.: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / В. А. Чалмаев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. — 123 с.
  113. , Н.И. Притоки / Н. И. Черапкин. М.: Современник, 1973. -197 с.
  114. , Н.В. Конфликты и характеры в русскоязычной прозе Мордовии 1980−90-х гг. (Жанровый аспект): дисс. .канд. филол. наук: 10.01.02 / Чушникова Наталья Викторовна. Саранск, 2003. — 185 с.
  115. , A.C. Бровцев / А. С. Щеглов // Сятко. 1986. — № 6. — С. 62−66.
  116. , A.C. Герой Андреевкасто / А. С. Щеглов // Сятко. 1983. — № 5. -С 38−44.
  117. , Е. Правда и ложь военной «романтики» / Е. Щеглова // Урал. -Свердловск, 1990. -№ 2. -С. 162−170.
Заполнить форму текущей работой