Лирика коми 1920-30-х годов: Поэтика ритма
Среди наиболее значимых индивидуальных ритмообразующих средств в поэтике В. Лыткина следует отметить приёмы синтаксического и фонетического сгущения и переноса, нередко усиленные инверсией, антитезой и аллитерацией. Подобные ритмические перебои настолько характерны его поэзии, что образуют основное течение ритма. Лирический герой Лыткина видит и чувствует мир экспрессивно, порой гротесково. Его… Читать ещё >
Содержание
В диссертационной работе исследуется своеобразие поэтики ритма в творчестве пяти виднейших лириков коми 1920−30-х годов — В. Савина, В. Чисталёва, В. Лыткина, А. Размыслова, Н. Фролова. В центре внимания -лирическое отражение мироощущения человека в эпоху освоения новых культурных ценностей, его переживания, воплощённые в образе лирического героя и выраженные взаимодействием различных ритмообразующих средств в произведении. Ритм в искусстве «обладает способностью опредмечивать в себе определённые настроения, эмоциональные состояния и с необходимостью вызывать их в читателе» (Есин, 1999: 218). Ритм признаётся могучим важнейшим средством создания образа, в нём отражены дух и энергия литературного произведения.
По мнению художников, писателей, поэтов явственна первенствующая роль ритма в начале любой эстетической деятельности -грядущее творение даёт о себе знать прежде всего особой пульсацией всех творческих сил. В этом обнаруживается связь ритма с магией. «Поэт — это носитель ритма. В бесконечной глубине человеческого духа, в глубине, недоступной для слишком человеческого, куда не достигает ни мораль, ни право, ни общество, ни государство — катятся звуковые волны, родные волнам, объемлющим вселенную, происходят ритмические колебания, подобные колебаниям небесных светил, морей, вулканов» (Блок, 1965: 404 405). Аристотель видел в ритмах и мелодиях слепки различных человеческих страстей, гнева и смирения, мужества и сдержанности, а также их противоположности. Именно поэтому, по мнению основоположника поэтики искусства, они близко соприкасаются с этическими характеристиками и чувствами. (Аристотель, 1984: 635−638).
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью наиболее полного раскрытия индивидуальной манеры поэтов, чьи поиски в художественном самовыражении во многом определили способы ритмизации, а значит, организации литературного стиха коми.
Исследование образования и взаимодействия всех видов ритма произведения и всего творчества поэта даёт наиболее полное представление о его стиле, помогает воссоздать отражённое лирическое переживание и раскрыть мироощущение человека в определённую эпоху.
Актуальность исследования поэтики ритма определяется и возможностью выявления тех приёмов, устойчивых синтаксических, звуковых и метрических образований, которые могут служить «передаточным материалом», содержащим и несущим в себе отражение случаев поэтических влияний в становлении традиции.
К вопросу о теории и истории изучения ритма.
Существование ритма во всех сферах жизнедеятельности человека общепризнано. В исследовательской литературе установились две основные противоборствующие позиции в понимании генезиса ритма. Условно их можно назвать «социологической» теорией и «физиологической». Суть «социологического» подхода — признание возникновения ритма в трудовой деятельности человека. Основателем этой теории считается немецкий исследователь Бюхер. Снискав широкую популярность в работах советских искусствоведов, эта идея долго была опорой и для исследователей литературы. Сторонники «физиологической» теории признают врождённый характер ритма человека. Именно с такой позиции подходят к исследованию фольклора и художественной литературы учёные О. М. Фрейденберг, A.M. Веселовский, В. Н. Топоров. «Ритм. принадлежит к органическим условиям и требованиям нашего физиологического и психического строя- на этом фоне развились его позднейшие эстетические цели» (Веселовский, 1989: 277). Венгерский учёный Д. Лукач критически отнесся к абсолютизации обоих подходов в объяснении возникновения ритма и пытался в своих трудах дать динамическую картину возникновения и дальнейшей трансформации этого явления: «Ритм, возникающий в процессе труда, является результатом взаимодействия физиологических возможностей человека. На более поздних стадиях влияние физиологических обусловленных ритмов (дыхание в поэзии, пение и т. д.) является немаловажным фактором дальнейшего развития различных видов искусства, их совершенствования» (Лукач, 1985:218−219).
Д. Лукач предположил, что в качестве исходного фактора в разрыве с исходным ритмом выступил интеллектуальный и эмоциональный мир магического периода, обогащаясь различными оттенками, непрерывно углубляясь в содержательном отношении (Лукач, 1985: 225). По мнению О. Фрейденберг, «базой первобытной культуры служит ритм. В вещном мире это полярность симметрии и обратной симметрии. В словесном действенном мифе ритм играет ещё большую роль. Он обращает поступок в мистическое действо- язык и словесные процессы он делает ритмической речью, будущей прозой и поэзией, на его основе возникает песня и первичная музыка» (Фрейденберг, 1978: 56). В трудах исследователей раскрывается параллельность ритмического и мифологического уровней общей эстетической ситуации, так как они погружают художественное общение «в слои самого глубинного чувственного мышления» (Эйзенштейн, 1964: 120). Ритм однороден с мифом в том отношении, что с «субъектной точки зрения он „бессубъектен“, хотя заложенная в нём эвокативность всегда ориентирована на субъект» (Лукач, 1985: 232).
В литературоведении пока нет установившегося определения ритма. Касаясь русской стиховедческой традиции, исследователи говорят о разных типах ритмов. Б. Томашевский выделяет ритм словесно-ударный, интонационно-фразовый, гармонический- С. Балухатый — ритм ударности, звучности и образности вместе с ритмом строфичности- С. Бонди вводит понятия комплекса ритмов, полиритмии и семантического ритма.
Термином «темпоритм» оперируют в своих работах М. Гиршман и А. Есин. А. Чичерин и М. Гаспаров исследуют ритм образов. Наконец, ещё в 1920-ые годы И. Розановым было обосновано понятие ритма поэтических эпох, к сожалению, не нашедшее продолжения в литературоведении.
Наиболее многочисленны работы, посвящённые вопросам ритма или ритмичности стиха. Стиховедение начала века рассматривало стиховую форму как самостоятельный эстетический фактор. В советский период такой взгляд был подвергнут осуждению, и строение стиха чаще рассматривалось в системе общего строения поэтического произведения, «форма» в единстве с «содержанием». Здесь наметились два основных подхода. Первый был сформулирован Л. И. Тимофеевым в 1930-ые годы: «Стихотворную речь необходимо определить как систему словосочетаний, образующих содержательное эстетическое значимое единство- выразительность его основана на повторности звуко-ритмических компонентов языка, усиливающих индивидуально-эмоциональную окраску речи — как функциональную системно-экспрессивную систему речи» (Тимофеев, 1987: 145). Создаётся цепочка раскрытия неповторимости конкретного содержания произведения: мировоззрение поэта выражается в создаваемом им лирическом характере, характер — в переживании, переживания — в интонации, интонация — в ритме и в других элементах стиховой формы.
Другая точка зрения была высказана Ю. М. Лотманом в 1960-ые годы. Стих — это исторически сложившийся культурный код (тезис современной семиотики культуры) — стиховая форма несёт в знаковых ассоциациях содержательную информацию, накопленную всей культурной традицией- в каждом поэтическом произведении стих взаимодействует с другими такими же культурными кодами (например, стилистическими), и в этом взаимодействии актуализируется неповторимо конкретное содержание данного произведения (Лотман, 1994: 71−90).
Эти два подхода, взаимодействуя, часто полемически, определяют состояние и развитие современного стиховедения.
В лирическом произведении ритм обуславливает существование стиха как единицы поэтической речи. Необходимо расставить акценты во взглядах стиховедов на взаимодействия таких стиховых явлений как «ритм-метр», «ритм-рифма», «ритм-интонация», так как нередко происходит подмена этих понятий.
Поворотным этапом в изучении русского стиха стали исследования Андрея Белого, поэта-символиста и автора работ по теории литературы. Он настаивал на том, что «первая настоятельная задача заключается в точном разграничении ритма и метра. — в то время как ритм является выражением естественной напевности души поэта (духом музыки), метр является уже совершенно точно кристализованной, искусственной формой ритмического выражения (Белый, 1994: 198).
На данное очень важное наблюдение опираются в своих трудах названные выше литературоведы. В то же время с 1980-х годов активизируются статистические методы изучения нормативной метрики в работах А. Холмогорова и его последователей А. Кондратова, А. Прохорова. Такой материал ценен для выяснения общих тенденций ритмической эволюции стиха в национальных
литературах. М. Гаспаров уточняет в своих исследованиях понятие метра, внеся в него два оттенка: «семантическая окраска» (вариации сходных мотивов и образов) и «семантический ореол», то есть совокупность всех семантических окрасок данного размера (Гаспаров, 1982: 175). Поиск значений метра, нашедший многих противников, видимо, всё же обоснован. «Размеры и ритмы стиха соответствовали когда-то семантике самого стиха. Хотя в литературный период первоначальная значимость формальных элементов стёрта или переосмыслена» (Фрейденберг, 1978: 538).
В соотношении «ритм-рифма» рифма является важным семантическим рычагом ритма (Тынянов, 1993: 100). В. М. Жирмунский и Б. В. Томашевский определяли рифму как фонетический повтор, играющий ритмическую роль (Томашевский, 1959: 406). «Рифма есть звуковое совпадение слов или их частей в конце ритмической единицы при смысловом несовпадении» (Лотман, 1994: 98). Таким образом, рифма имеет ритмообразующую и смыслоразличительную функции. Весьма важна и организующая функция, на которую вслед за французскими исследователями Фукурье и Бойо обращают внимание В. Жирмунский и Б. Гончаров. «Образуя законченную стиховую единицу, рифма сопутствует и помогает ритму, у неё вспомогательная (после ритма) организующая функция, но окончательная, завершающая» (Гончаров, 1973: 137).
В проблеме первичности ритма и интонации ясно выделяются три подхода. Л. Тимофеев и Б. Гончаров выделяют в системе иерархических отношений наиболее существенным понятие интонации, как комплекса речевых средств (пауз, ударений), воссоздающих переживания лирического героя (Тимофеев, 1976: 133, 159- Гончаров, 1973: 50).
Б. Томашевский и В. Кожинов рассматривают ритм и интонацию как равноправные явления, значащие, выражающие целый ряд оттенков мысли, чувства, настроения (Томашевский, 1959: 220 — Кожинов, 1970: 171).
B.C. Баевский утверждает автономность ритма, которая «делает его эффективным средством смысловой и суггестивной выразительности, поскольку он независим от других аспектов стихотворной речи, он в каждом конкретном случае может выполнять роль смыслового курсива» (Баевский, 1982 :255). Ю. Тынянов и Ю. Лотман разрабатывают вопрос о ритме как о «структурной основе стиха» (Лотман, 1994: 92), как о «конструктивном факторе стиха» (Тынянов, 1993: 24−54), что выводит понятие интонации в производную от многих факторов сферу.
Итак, метр и рифма являются основными условиями стихового ритма, а интонация — производным явлением.
На основе исследований отечественных литературоведов можно выделить следующие главные положения в понимании ритма литературного произведения. «Ритм — это текст, увиденный в качестве эстетического явления» (Тюпа, 1987: 86). «Он — средство создания образа» (Зивельчинская, 1963:174). Стиховой ритм — «это принцип внутреннего строения стиха» (Жирмунский, 1964: 8), основанный «на закономерной периодической повторяемости подобных явлений, сменяющих друг друга во времени» (Гиршман, 1981: 30), либо «циклическом повторении разных элементов в одинаковых позициях» (Лотман, 1994: 92), либо «периодической смене прерывностей» (Тимофеев, 1987: 184). «Прежде всего мы будем подразумевать под ритмом определённую звуковую организацию речи» (Томашевский, 1959: 293). «Ритм окказионален так же, как и звук, приобретает содержательную окраску в контексте, системе» (Тимофеев, 1987: 193). Ритм необходим для того, чтобы «слово стало стиховым, то есть обрело ту мускулатуру выразительности и экспрессивности, которая придаёт ему действенность» (Тимофеев, 1987: 193), «чтобы приравнять неравное и раскрыть сходство в различном» (Лотман, 1994: 92). «Конструктивная роль ритма сказывается не столько в затемнении семантического момента, сколько в резкой деформации его» (Тынянов, 1993: 107).
Ритм образуется взаимодействием трёх моментов: языковой основы, метрической формы и структурной поэтической организации стихоряда. Таким образом, ритм национален на уровне языка и исторически изменчив на уровне композиционных средств. Но он сугубо индивидуален у каждого творца, так как выражает эмоциональный строй его внутреннего мира, его души.
Важнейшим вопросом является вопрос о факторах, определяющих ритм. Исследователи приходят к выводу, что ритм каждого стихотворного произведения определяется не каким-то одним фактором, а совокупностью всех периодичностей стиха, включая акцентно-силлабический (характер чередования слабых и сильных слогов, длина стиха и их сочетание, наличие или отсутствие цезуры, характер клаузул и их колебаний, расположение пиррихиев, внеметрических ударений, словоразделов) — грамматический (повторение и взаимодействие однородных синтаксических конструкций) — звуковой (рифма, аллитерации, ассонансы).
Однако следует различать признаки системного стиха и свободного, получившего распространение в начале 20-го века. В свободном стихе задействованы минимальные условия ритма, где его факторы «могут быть даны не в виде системы, а в виде знаков системы. Ритм может быть дан в виде знака ритма, который одновременно является и знаком метра, необходимого фактора ритма как динамической группировки материала» (Тынянов, 1993: 41).
Методика исследования образного ритма или ритма образа в литературоведении почти не освещена. Поэтому опорой для подобного анализа произведений поэтов коми в настоящем диссертационном сочинении стали практические исследования А. Чичерина и М. Гаспарова.
В область изучения ритма образа А. Чичерин включает внутреннее строение идеи, образа, художественного строя. «Именно ритм образует строгое единство формы и содержания», «он в основе образа и системы оказывается одним из наиболее тонких и точных двигателей смысловой энергии» (Чичерин, 1973: 5- 208). М. Гаспаров, рассматривая безглагольные стихотворения А. Фета, говорит о «ритмически расширяющихся и сужающихся границах стихотворного пространства» (Гаспаров, 1995: 145).
Ритм поэтических эпох от Ломоносова до Маяковского обосновывается И. Розановым тремя явлениями: притяжением -отталкиванием — инерцией (Розанов, 1990: 22).
В исследованиях по финно-угорским
литературам России вопросы ритма не выделяются в отдельное направление, хотя П. Домокош, П. Черапкин, В. Горбунов, К. Васин не раз обращаются к анализу идейно-эстетического содержания произведений, включая наблюдения над стихом. Большой интерес представляет исследование удмуртского стихосложения Л. Д. Айтугановой. Работа посвящена становлению национальной системы организации стиха во взаимосвязи с народным опытом стихосложения и русской силлабо-тонической системой. Понятие ритма осмысливается автором неразрывно с понятием метрической организации, но, пожалуй, сводится к отождествлению ритма и метра. Исследованию формирования стихосложения в марийской, мордовской, коми, удмуртской
литературах посвящена работа Н. И. Куторова. Автор отмечает, что в народнопесенной поэзии финно-угорских народов Поволжья и Урала первичными стиховыми признаками являются напевный и синтаксический виды ритмичности, а такие стиховые явления как стопность и рифма -производны, вторичны. «Утверждение в литературной поэзии силлабо-тонической системы в качестве основной произошло как продолжение превращения вторичных ритмических признаков в первичные, начавшееся в частушках, и как усвоение силлабо-тоники из русской поэзии» (Куторов, 1979: 145).
Коми литературоведы также не раз обращались к проблеме ритмико-интонационного строя стиха. В начале 1920-х годов среди пишущей интеллигенции велась полемика о форме стиха, особенно острой она была между поэтами, ныне признанными классиками, В. Савиным и В. Чисталёвым. Наблюдения над строением стиха первого поэта коми И. Куратова изложили в своих статьях В. И. Лыткин, А. Е. Ванеев, В. Н. Дёмин.
Отдельным предметом исследования в работах А. Ванеева 1960-х годов стали особенности коми стихосложения и её ритмико-интонационной структуры. В современном литературоведении коми, к сожалению, дальнейшие подобные разработки не ведутся, а языкознание пока не даёт полного представления о просодии языка коми. Тем не менее, в трудах А. К. Микушева, В. А. Латышевой, В. И. Мартынова, В. Н. Дёмина, В. А. Лимеровой, посвящённых поэтике В. Чисталёва, В. Савина, С. Попова, Г. Юшкова, В. Попова, затрагиваются вопросы ритма стихотворений. Следует остановиться на отдельных принципиально важных для нашего исследования моментах этих работ.
Рассматривая особенности становления и развития стиха от И. Куратова до середины 1970-х годов, В. Лыткин и А. Ванеев приходят к возможной характеристике стихосложения коми как силлабо-тонической. Доказательства этого весьма важны, так как дают основу для дальнейших практических и теоретических исследований. В. И. Лыткин под ритмом понимает «повторяемость каких-либо однородных элементов и отрезков разговорной речи, отдельных слов, слогов, предложений и т. д. через одинаковый промежуток времени» (Лыткин, 1994: 151−152). А. Ванеев включает ритм в число многих «выразительных средств языка» наряду с рифмой и интонацией (Ванеев, 1962: 151). В. А. Латышева даёт такое определение: «Ритм — стройность. Он одинаков в музыке, танце, стихотворении» (Латышева, 1995: 131). В. А. Лимерова пишет о впечатлении «особой ритмичности авторского мировосприятия и мироотражения» в произведениях В. Чисталёва и использует термин «семантический ритм» (Лимерова, 1995: 9). В. Н. Дёмин неоднократно использует выражение «интонационная симметрия», «синтаксическая симметрия», подразумевая под этим «тяготение к равным интонационным периодам, разделение стиха на строфы с равным числом стихов, постоянное чередование рифм» (Дёмин, 1973: 70).
Как видно из сказанного, коми литературоведами под ритмом в основном подразумевается либо упорядоченное внешнее строение произведения, либо синтаксическая и метрическая повторяемость в стихе. Как шаг вперёд в исследовании ритма в национальном литературоведении можно оценить статью В. А. Лимеровой «Гармония космоса в стихотворениях В. Чисталёва», где в поле зрения автора — рассмотрение семантического ритма произведения, позволяющее раскрыть образ человека в поэтике коми классика.
На основе вышеизложенного, можно прийти к следующему пониманию ритма. Ритм — это основной двигатель смысловой энергии произведения, выражающийся в периодической повторяемости подобных явлений, сменяющих друг друга во времени и пространстве. Его главная функция — эстетическая, которая реализуется в придании произведению эмоциональной выразительности и способствует наиболее полному восприятию всех уровней художественного текста. Конструктивная роль ритма — в подчёркивании, выдвижении семантического момента в создании образа.
Объектом исследования являются лирические произведения 1920−30-х годов поэтов коми В. Савина, В. Чисталёва, В. Лыткина, А. Размыслова, Н. Фролова.
Предмет исследования — ритмическая организация стихотворений поэтов коми рассматриваемой эпохи, опубликованных в сборниках «БбрйОм гижОдъяс» В. Савина, «Менам гора тулыс» В. Чисталёва, «Дзордзав жО, коми му» В. Лыткина, «Медводдза любовь» А. Размыслова, «Эжва дорын» Н. Фролова.
Цель диссертации заключается в наиболее полном представлении всей совокупности ритмообразующих средств произведений и их конкретной роли в образовании лирических систем поэтов.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
— проанализировать ритм лирических произведений коми 1920−30-х годов- раскрыть взаимодействие акцентно-силлабических, грамматических и звуковых особенностей стиха как совокупности факторов ритма-
— раскрыть роль ритма в создании образа- выявить ритм переживаний лирического героя, образов времени и природы-
— систематизировать наблюдения над стихотворным ритмом и через своеобразие стиха раскрыть индивидуальность творчества рассматриваемых поэтов-
— уточнить метро-рифменный репертуар поэтов- обозначить контуры «семантической окраски» метра-
Методологической основой диссертационного исследования послужили труды виднейших отечественных литературоведов, придерживающихся принципов целостного анализа художественного произведения, — Л. Тимофеева, Б. Томашевского, А. Гончарова, А. Чичерина, а также известных представителей различных школ Ю. Тынянова, Ю. Лотмана, М. Гаспарова. Вопросы поэтики ритма рассматриваются во всей совокупности художественных приёмов и средств, в единстве с композиционной организацией и образностью лирических произведений.
Предмет и цель исследования определяют методы: описательно-сопоставительный, сравнительно-типологический.
Научная новизна работы заключается в том, что это первый опыт системного анализа ритмических уровней лирических произведений коми. Впервые:
— исследован ритм образов стихотворений коми-
— обозначены контуры «семантической окраски» метро-рифменного репертуара лириков коми.
— введены в научный оборот многие стихотворные тексты поэтов рассматриваемой эпохи-
Практическая значимость исследования состоит прежде всего в возможности более активного привлечения анализируемого материала в учебные программы школ, вузов, других учебных заведений- в использовании наблюдений и выводов в дальнейших исследованиях лирики коми, в составлении учебного пособия, в обобщающей монографической работе по литературе коми.
Апробация работы.
Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях. Кроме того, были изложены в докладах автора на международных конференциях «Этнология пермских народов» (Сыктывкар, 1996), «Перспективные направления развития в современном финноугроведении» (Москва, 1997), «Общие проблемы преподавания языков. Преподавание русского языка в финно-угорской аудитории» (Сыктывкар,
1998), «XYI IFUSCO» (Сыктывкар, 1999), Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов «Проблемы материальной и духовной культуры народов России и зарубежных стран» (Сыктывкар,
1999), на «Республиканской научной конференции, посвященной 105-летию A.C. Сидорова (Сыктывкар, 1995), на Февральских чтениях СыктГУ (Сыктывкар, 1996, 1997, 1998, 1999), на пленарном заседании конференции, посвященной Н. Фролову, на научно-методических семинарах кафедры коми фольклора и литературы.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, основной части и заключения. Во введении даётся обзор основных трудов отечественных литературоведов по данной теме, определяется теоретическая установка рассматриваемой проблемы, обосновывается тема диссертации. Основная часть представляет собой одну главу, разделённую на пять параграфов, в