Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Модель мира в философской лирике А.А. Тарковского

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Более четко системные отношения в модели мира позволяет проследить оппозиция небо — земля. Эти образы осознаются поэтом традиционно как элементы вселенной. Образы неба и земли определяют качественную структуру мира. Небо заключает идею бесконечного мира, его одухотворенное пространство. Оно соотносится с идеей жизни после смерти и образом души. Земля, сочетая в себе грешность и невинность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Мироощущение в модели мира A.A. Тарковского
    • 1. Уровни мироощущения
      • 1. 1. «Соприродное» и космическое начала мироощущения A.A. 16 Тарковского
      • 1. 2. Пантеистическое начало мироощущения поэта
    • 2. Восприятие мира посредством зрительного ощущения
      • 2. 1. Роль зрительного ощущения в модели мира A.A. Тарковского
      • 2. 2. Объем, детализация и цветовой эффект зрительного восприятия 39 мира поэтом
    • 3. Восприятие мира посредством слухового ощущения
      • 3. 1. Роль слухового ощущения в модели мира A.A. Тарковского
      • 3. 2. Звуковое восприятие в поэтическом мире природы
  • Глава II. Миропонимание в модели мира A.A. Тарковского
    • 1. Пространственно-временная взаимосвязь образов природы и 69 лирического героя в модели мира поэта
      • 1. 1. «Психо-космическое» пространство модели мира A.A. 69 Тарковского
      • 1. 2. Особенности пространства и времени в модели мира автора
    • 2. Количественно-качественная характеристика модели мира A.A. 89 Тарковского
      • 2. 1. Роль чисел 3, 4 и 6 в модели мира поэта
      • 2. 2. Дуалистический принцип построения модели мира A.A. 96 Тарковского
    • 3. Причинно-следственная обусловленность процессов бытия в 108 модели мира поэта
      • 3. 1. Роль макрообразов «души» и «тела» в модели мира A.A. 108 Тарковского
      • 3. 2. Знание как основа модели мира автора
  • Заключение
  • Список источников и литературы

Модель мира в философской лирике А.А. Тарковского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поэтический мир A.A. Тарковского глубоко философичен. Философская доминанта творчества поэта была отмечена С. Н. Руссовой (1990), Л. П. Кременцовым (2002), В. А. Зайцевым (2004). В поэтический круг проблем, затронутых автором, входят вопросы жизни и смерти, конечного и бесконечного мира, хаоса и космоса, поэта и поэзии. Тарковским осмысливаются соотношение мира человека и мира природы, роль судьбы в жизни человека, его двойственное самоощущение души и тела. Таким образом, поэзия A.A. Тарковского является логическим проявлением русской философской мысли в литературе, продолжая традиции философской поэзии XIX — XX веков.

Наиболее полное обоснование «философской поэзии» A.A. Тарковского дает С. Н. Руссова. Она пишет: «Философская поэзия в основе своей является способом познания мира. Художественное мышление не популяризирует философские умозаключения, а создает свою картину мира. Особые приемы художественного обобщения, вопросы общефилософского характера, преодоление утилитарности обыденного сознания — позволяют назвать поэта философом» (Руссова, 1990. С. 1). В данном определении философской поэзии существует нюанс. Он исполняет роль объединяющего начала всех поставленных философских проблем. Таким абсорбентом является «картина мира», выражающая систему различных представлений о действительности.

Это понятие, суть которого — одна из ведущих проблем современного литературоведения и лингвистики. Осмысление данного понятия представлено в работах В. Н. Топорова (1965; 1983), Г. Д. Гачева (1995), Д. М. Поцепни (1997), Т. Д. Рыбальченко (1997), Н. В. Ковтун (1998), И. В. Башкова (1998), М. М. Маковского (1996; 1999), А. К. Гуляницкой (1999),.

В.П. Белянина (2000), А. Д. Шмелева (2002), С. А. Питиной (2002), И. И. Шутова (2003).

По словам М. М. Маковского: «Картина мира есть субъективный образ-гештальт объективного мира, и является идеальным образованием, которое может опредмечиваться в знаковых формах различного вида, не запечатлеваясь полностью не в одной из них» (Маковский, 1996. С. 15). Следовательно, она может быть выделена из общей действительности, объяснена и смоделирована практически «у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или отдельной личности» (Руднев, 1999. С. 127). В связи с этим, терминологическим эквивалентом картины мира как лингвистического ее отражателя будет являться понятие «модель мира», под которым понимается «сокращенное и упрощенное отображение всей суммы представлений о мире внутри данной традиции, взятых в их системном и операционном аспектах» (Топоров, 2000. Т.2, С.161).

Модель мира — немаловажный элемент сознания человека. Адаптируя свою личность в мире, он руководствуется импульсами и впечатлениями, идущими «от внешнего мира, и преображает их в данные своего внутреннего опыта, своего мышления» (Гуляницкая, 1999. С. 6). Приспосабливаясь к реальности, человек идентифицирует свое «я» среди множества предметов окружающего мира, пытается объяснить ту действительность, в которой он существует. В результате познания этой действительности человек вырабатывает вспомогательные механизмы, позволяющие ему определить собственное бытие.

Таким механизмом в художественном произведении литературы является слово. Оно выступает в качестве кодирующего символа, то есть знака «с живым представлением. вместе со своим значением» как «эмбриональная форма поэзии» (Потебня, 1989. С. 256). Вместе с этим, анализ поэтического текста подчинен определенной литературоведческой задаче: «рассмотреть художественное целое как единый, динамически развивающийся и вместе с тем внутренне завершенный мир» (Тюпа, 2001. С. 3). Такой мир согласуется с различными факторами его логического и языкового выражения в реальности. По мнению Ю. М. Лотмана, поэтический мир уже «модель реального мира» (Лотман, 1972. С. 131), а по своей сути, модель поэтического мира, как и любая другая модель, — «мысленный образ, окружающего нас» (Форрестер, 2003. С. 45).

Таким образом, актуальность работы определяется необходимостью системного описания модели мира в философской лирике A.A. Тарковского с учетом аспектов особой поэтики восприятий, основанной на чувственном осмыслении мира (оптическая и звуковая поэтика), а так же традиций натурфилософского аспекта философской поэзии. Вместе с этим исследование находится в русле активно разрабатываемых проблем, связанных с понятиями «картина мира» и «модель мира» в литературе. В частности, имеется в виду область «семантической поэтики» (Сегал, Тименчик, Цивьян, 1974; Ханзен-Леве, 2003), определяющей необходимость рассмотрения модели мира как особой категории системных представлений о реальности у ряда авторов акмеистического и символического течений русской литературы начала XX века.

Подобные тенденции в литературе конца XX века подмечены Н. Л. Лейдерманом и М. Н. Липовецким. Литературоведы осмысливают данное понятие по отношению к поэзии неоакмеистов 60 — 70-х годов XX века, в число которых, по их мнению, входит и A.A. Тарковский. Н. Л. Лейдерман и М. Н. Липовецкий определяют пафос его творчества как сложную диалектику «преходящего и вечного, невозможность существовать в измерении вечности „поверх барьеров“ докучного исторического времени, необходимость научиться „читать“ свое время по словарю культуры, а значит, и „большого времени“ (Бахтин)*, реальной неконъюнктурной истории» (Лейдерман, Липовецкий, 2003. С. 299). Выделено Н. Л. Лейдерманом и М. Н. Липовецким.

Особое место в литературоведческих работах о поэзии A.A. Тарковского занимает вопрос о лирическом герое поэта (Скоропанова, 1983; Климанова, 1987; 1989; Яновская, 1996; Мансков, 1999). Так, в исследованиях Е. Ю. Климановой осмысливаются формы связи лирического героя A.A. Тарковского с миром. Определяя лирическое «я» поэта, исследователь указывает на взаимодействие в его художественном мире следующих форм связи: «я — я», «я — мы», «я — ты», «я — вы». По мнению Е. Ю. Климановой, этим обусловлен многомерный мир лирического героя A.A. Тарковского и ощущение того, что «„я“ разорвано на душу и тело» (Климанова, 1987. С. 7).

И.С. Скоропанова отмечает другой аспект данной проблемы. Она пишет о том, что лирический герой A.A. Тарковского, стремящийся «нравственному и творческому самоусовершенствованию, становится основным „сюжетом“» (Скоропанова, 1983. С. 7) всей лирики автора.

Проблеме нравственного и творческого совершенствования лирического героя поэта посвящено исследование С. А. Манскова. В своей работе «Поэтический мир Ар. Тарковского: (Лирический субъект. Категориальность. Диалог сознаний.)» он дает классификацию двойников лирического героя поэта, запечатленных автором в образах великих культурно-исторических личностей и литературных героев. С. А. Мансков определяет поэтический мир A.A. Тарковского посредством «нулевого уровня» произведений, осмысленный исследователем как состояние художественного мира в начальной точке его появления.

Творчество A.A. Тарковского активно рассматривается с позиции натурфилософских аспектов в рамках проблемы «человек и природа» (Руссова, 1990; Бройтман, 2001). В работе С. Н. Руссовой «Философская поэзия H.A. Заболоцкого и A.A. Тарковского (к проблеме традиций и новаторства)» проблема «человек и природа» в поэтическом мире Тарковского представлена в соотношении пространства и времени. Осознаются аллюзии поэта среди образов природы, связанных с древнегреческой, мусульманской и иудаистской мифологией. Поднимаются вопросы традиции и новаторства в творчестве A.A. Тарковского.

Вместе с этим, делается попытка обобщенного осмысления художественного мира поэта как «диалога культур и времен» (Чупринин, 1983; Карабчиевский, 1988; Ковальджи, 1991; Кублановский, 1992; Черненко, 1992; Учамбрина, 1997; Филиппова, 2001). Так, М. М. Черненко исследует взаимосвязи A.A. Тарковского с культурной средой и временем. В данной работе поднимается проблема «философского, эстетического и этического влияния на лирику Арсения Тарковского произведений мастеров античной, библейской, русской и украинской литератур, живописи и музыки» (Черненко, 1992. С. 2). Ю. Кублановский рассматривает поэзию A.A. Тарковского как слияние материализма эпохи и творческой метафизики автора (Кублановский, 1992. С. 235). Ю. Карабчиевский отмечает «символистическое» (Карабчиевский, 1988. С. 267) откровение стихотворений поэта.

Так же анализируется язык и стиль A.A. Тарковского (Джанджакова, 1974; Воронова, 2007). Рассматриваются отдельные проблемы творчества поэта: тему войны в поэзии A.A. Тарковского затрагивает T.JI. Бессонова (1991) — влияние на поэзию автора его переводческой деятельности осмысливает А. Лаврин (1991).

В связи с этим, научная новизна исследования заключается в системном подходе к проблеме уровней философского мировоззрения A.A. Тарковского: от первичных ощущений до обобщающих категорий.

Предметом исследования в настоящей диссертации является модель мира A.A. Тарковского. В качестве объекта исследования рассматривается его философская лирика. Материалом исследования стало наиболее полное трехтомное собрание сочинений A.A. Тарковского (1991). В него вошли сборники стихотворений поэта «Гостья-звезда» (1929 — 1940), «Перед снегом» (1941 — 1962), «Земле — земное» (1941 — 1966), «Вестник» (1966.

1971), «Зимний день» (1971 — 1979), «От юности до старости» (1933 -1983), стихотворения разных лет, эссе и очерки о поэзии A.A. Тарковского.

Цель данной работы: осмыслить модель мира в философской лирике A.A. Тарковского как систему, имеющую индивидуальный авторский характер.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи исследования:

— обосновать структурные элементы модели мира в философской лирике A.A. Тарковского на разных уровнях ее организации;

— выявить мотивы и образы, позволяющие раскрыть взаимосвязи структурных элементов модели мира A.A. Тарковского;

— восстановить схематическое выражение модели мира A.A. Тарковского по текстовым материалам поэтических произведений автора.

В соответствии с поставленной целью и задачами были использованы следующие методы: ведущим является структурно-семантический метод. Кроме того, для достижения цели диссертации были использованы методы наблюдения, обобщения и сопоставления.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы. В первой главе «Мироощущение в модели мира A.A. Тарковского» рассматриваются следующие вопросы. Во-первых, выделяется первая ступень формирования модели мира A.A. Тарковского — мироощущение. Во-вторых, представлены уровни мироощущения поэта, определяющие взаимоотношения лирического героя и окружающей действительности. В-третьих, описываются и обосновываются виды ощущений, участвующие в первичном эмпирическом познании мира. Вторая глава «Миропонимание в модели мира A.A. Тарковского» посвящена второму уровню.

Заключение

.

Любая модель должна отвечать двум основным признакам: структурность и системность. Это те признаки, которые дают право сумме мировоззренческих элементов, называться моделью. Модель мира так же должна отвечать этим характеристикам, поскольку является отражением знаний о мире. Учитывая данный тезис и представленное диссертационное исследование, мы можем сделать следующие выводы.

Модель мира A.A. Тарковского имеет свое структурное выражение, и все структурные элементы данной модели представляют систему.

Итак, в модели мира Тарковского можно выделить следующие структурные элементы:

• миропонимание.

• мироощущение.

• лирический герой.

Все представленные элементы модели имеют внутреннее деление. Их взаимозависимость определяется сложными отношениями как внутри каждого элемента модели, так и между собой.

Первый структурный элемент модели мира A.A. Тарковского — лирический герой — характеризуется тем, что он является центром системы. Его отношение к миру раскрывается поэтом посредством выражения в лирических произведениях сильного авторского «я» и антропоцентрической концепции. В центре мира, по Тарковскому, находится поэт-пророк, спроецированный на образы мирового древа и книги бытия. Такое взаимоотношение лирического героя с миром является суммой трех равенств: Я = ПРИРОДА, Я = КОСМОС, Я = МИР. Их значение раскрывается в ходе анализа мироощущения автора, являющегося вторым структурным элементом модели мира.

Мироощущение составляет первую ступень формирования модели мира Тарковского. В нем представленные выше равенства имеют свое идейное выражение. Формула «я = природа» соотносится с идеей о «соприродном» происхождении человека и мира. Данную идею определяют образы двойников лирического героя A.A. Тарковского, запечатленные поэтом в образах природы: дождя, дерева, травы, зверя. Формула «я = космос» раскрывает идею о том, что человек «центроположен» по отношению к микрои макромиру, поэтому он может более полно ощутить и изучить их. Формула «я = мир» несет в себе идею всеобщего пантеизма. Мир одухотворен и обожествлен в силу находящегося в его основе творческого начала. Это начало мира выражено Тарковским в образе поэта-пророка, наделенного способностями демиурга.

На этом первоначальном этапе формирования модели заложена информация об эмпирическом опыте поэта, его чувственном восприятии мира через ощущения. Главными чувствами, участвующими в познании окружающей действительности, являются зрение и слух. Эти органы чувств содействуют восприятию основного потока информации, содержащегося в мире.

Зрение неразрывно связано с восприятием мира как многомерного образования. В нем переплетаются реальность и ирреальность, правда и ее искаженное понимание. Глаза, способные воспринимать действительность, воспринимают мир как результат дуалистического единства неба и земли. С помощью образа глаз передается жизненная сила мира и ее отсутствие. Умение видеть для A.A. Тарковского соприкасается с проблемой осмысления жизненного пути. Заглядывая внутрь собственного «я», лирический герой определяет свое предназначение и место в мире.

Вместе с этим зрительное ощущение способно воспринимать мир в его объеме и цвете. Детальная характеристика мира приводит к тому, что бытие преобразовывается в сознании лирического героя в уровневую структуру. В ее основе лежит «двухмерная плоскость» неба и земли, жизни и смерти. Она приобретает объем через четырехмерное и трехмерное осмысление пространства мира.

Цветовая характеристика мира создает его оппозиционное построение. В данной оппозиции так же просматриваются категории жизни (сиреневый, розовый цвета) и смерти (фиолетовый, лиловый цвета) — небесной, духовной сферы (голубой, белый цвета) и земной, телесной оболочки мира (черный цвет).

Слух в модели Тарковского способен воспринимать звуки всего пространства мира. Диапазон звуков достаточно разнообразен. В него входят звуки природы, звуки социального мира человека, музыкальные звуки, звуки жизни и смерти. Воспроизведение звуков мира в поэтике A.A. Тарковского прослеживается на различных уровнях организации текста. В его лирике существенную роль играют фоносемантика и рефрен.

Наличие слуха у Тарковского связано с понятием «речь». Данная взаимосвязь характеризуется такой особенностью лирики поэта, как «филологизм». Она включает в себя ряд компонентов, настраивающих на специфическое восприятие мира. В их ряду выделяются следующие компоненты: частое использование в стихотворениях понятий «слово», «речь», «язык», «словарь" — употребление графических написаний отдельных буквиспользование слов, обозначающих элементы грамматического строя языкапредставление диалогической и прямой речи.

Речь в модели мира A.A. Тарковского является переходным моментом. Она создает предпосылки для перехода данной модели в новое качество. С помощью нее в сознании лирического героя чувственное восприятие окружающей действительности преобразовывается в осознанное отражение мира. Это новое качество модели мира основывается теперь не на понятии «мироощущение», а на понятии «миропонимание».

Миропонимание — вторая и заключительная ступень формирования модели мира в философской лирике A.A. Тарковского. Оно включает в себя гносеологический опыт поэта, опирающийся на диалектический взгляд на мир. Диалектическое единство модели мира выражается посредством трех основных условий ее формирования, по которым происходит реконструкция данной модели. К ним относятся: пространственно-временная взаимосвязь в природе, количественно-качественная характеристика мира, причинно-следственная обусловленность всех процессов бытия.

Пространственно-временная взаимосвязь природы в модели мира структурирует поэтическое пространство в лирике Тарковского. Оно представляет собой сочетание психологического и космического оттенков сознания лирического героя. Психологическая особенность пространства в модели мира поэта связана с сильной позицией автора в лирических произведениях. Космическая особенность соотносится с тремя равенствами «я = природа», «я = космос», «я = мир». В связи с этим, модель пространства определяется как «психо-космическая».

В данной модели пространства наблюдаются вертикальная и горизонтальная проекции космоса. Реконструкция вертикальной проекции происходит посредством валентных образов мирового древа, горы и лестницы. Горизонталь мира выражена поэтом в образе степи. Создавая ось координат, вертикальная и горизонтальная проекции космоса образуют точку пересечения. Эта точка — своеобразное начало отсчета мира, мыслимое поэтом как настоящее. Из данной точки лирический герой начинает свое движение в пространстве и во времени. Такое движение имеет разные характеристики. В нем наблюдается осмысленная поэтом взаимозависимость изменения пространства и времени.

Психо-космическая" модель пространства взаимодействует со временем, в связи с чем, время в лирике A.A. Тарковского троится. Оно может быть линейным, развиваясь от начала и к концу. Оно может быть циклическим, воссоздавая круговорот процесса жизни и смерти. Оно может быть «совмещенным», объединяя прошлое, настоящее и будущее в одной точке пространства.

Количественно-качественная характеристика мира основывается на символическом значении числа и его смысла. Особую роль в реконструкции модели мира A.A. Тарковского играют числовые символы единицы, двойки, тройки, четверки и шестерки. Основополагающим числовым символом в модели мира Тарковского является двойка. Двойственное проявление вселенной выражается с помощью бинарных оппозиций: белое — черноенебо — земляжизнь — смертьдуша — тело. Все эти пары образов выступают в единстве с образом мира и друг с другом.

Более четко системные отношения в модели мира позволяет проследить оппозиция небо — земля. Эти образы осознаются поэтом традиционно как элементы вселенной. Образы неба и земли определяют качественную структуру мира. Небо заключает идею бесконечного мира, его одухотворенное пространство. Оно соотносится с идеей жизни после смерти и образом души. Земля, сочетая в себе грешность и невинность, выступает в роли мерила жизненного пути человека. Ее основные качества — это судьбоносность, конечность, телесность. Постоянное взаимодействие неба и земли воплощают элементарные посредники, запечатленные поэтом в образах воздуха, воды и птиц. Их основные качества — обладание информацией о мире и его одухотворение.

Причинно-следственная обусловленность бытия в модели мира Тарковского предопределяет роль информационного пространства вселенной и является попыткой автора решить онтологический вопрос. Информация о мире хранится в каждом его элементе. Лирический герой так же становится компонентом знания мира. Передача информации происходит после смерти телесной оболочки, поскольку истинным знанием обладает только душа.

В поэтике A.A. Тарковского логос мира сосредоточен в образе книги бытия. По своей сути словарь вселенной является ее фундаментом. Это тот элемент мира, из которого рождается все остальное. В связи с этим, поэт убежден, что в начале было слово — высшая творящая энергия, а потом демиург — божество, сотворившее мир.

Из всего изложенного выше можно заключить, что модель мира в философской лирике A.A. Тарковского является особой категорией. Данная категория отражает наиболее существенные связи и отношения в творчестве поэта. Она создает предпосылки к осмыслению и познанию действительности поэтического мира Тарковского.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , A.A. Собрание сочинений Текст. В 2 т. Т. 2 Стихотворения разных лет / Анна Ахматова. М.: Правда- Огонек, 1990. — 432 с.
  2. Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового завета Текст. — 5-е изд., — Чикаго: Славянское евангельское общество, 1990. 1499 с.
  3. Данте Алигьери, Божественная комедия Текст. / Алигьери Данте- пер. с ит. M.JI. Лозинского- [статьи и коммент. И. Е. Бабанова, М.Л. Лозинского]. СПб.: Терра- Азбука. — 1995. — 543 с.
  4. , А.Н. Живая вода и вещее слово Текст. / А. Н. Афанасьев. — М.: Сов. Россия, 1988. 510 с.
  5. , Л.Г., Казарин, Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика Текст. / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. М.: Флинта- Наука. — 2003. — 504 с.
  6. , М.М. Эпос и роман Текст. / М. М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000.-304 с.
  7. Ю.Башкова, И. В. Портрет субъекта восприятия в русской языковой картине мира Текст. / И. В. Башкова // Славянский мир на рубеже веков: материалы международного симпозиума / Красноярский государственный университет. Красноярск, 1998. — С. 95 — 97.
  8. , С.М. Организация внутреннего мира человека и общества. Теория и метод композиций Текст. / С. М. Белозеров. — М.: Алетейя, 2002. 768 с.
  9. , Л. Знаки, символы и мифы Текст. / Люк Бенуас- перевод с фр. А. Калантарова. М.: ООО «Издательство Астрель" — ООО «Издательство ACT», 2004. — 160 с.
  10. З.Бергер, Л. Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля Текст. / Л. Г. Бергер // Вопр. философии. 1994. — № 4. — С. 114 — 128.
  11. , Г. И. Иконичность Добра и Зла Текст. / Г. И. Берестнев // Вопр. языкознания. 1999. — № 4. — С. 99 — 113.
  12. , Т.П. Война в творческой биографии Ар. Тарковского Текст. / Т.JI. Бессонова- Ивановский государственный ун-т. — Иваново, 1991. — 9 с. — Деп. в ИНИОН АН СССР 09.04.91, № 44 312.
  13. , С.П. Мифологическое сознание: методологические проблемы исследования семиотического компонента Текст.: автореф. дисс. канд. филос. наук: 09.00.01 / С.П. Боброва- Ивановский государственный университет. Иваново, 1997. — 16 с.
  14. , Ю.Б. Эстетика Текст. / Юрий Бореев: 2-е изд., знач. доп. — М.: Политиздат, 1988. -319 с.
  15. , E.H. Поэзия Арсения Тарковского в контексте традиций Серебряного века Текст.: автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.01.01 / E.H. Верещагина- Вологодский государственный педагогический университет. Вологда, 2005. — 22 с.
  16. , В. Эмбриология поэзии: Статьи по поэтике и теории искусства Текст. / Владимир Вейдле- [сост., коммент. и послесл. И.А. Доронченкова]. М.: Языки славянской культуры, 2002. — 456 с.
  17. , JI.H. Мифология и культура Текст.: учеб. пособие / J1.H. Воеводина. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. -384 с.
  18. , Т.А. Принципы словаря лирики Арсения Тарковского Текст.: автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.02.01 / Т.А. Воронова- Воронежский государственный университет. — Воронеж, 2007. 22 с.
  19. , M.JI. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики Текст. / M. J1. Гаспаров. СПб.: Азбука, 2001. — 480 с.
  20. , С.К., Князян, А.Т. К вопросу об изучении индивидуального стиля автора Текст. / С. К. Гаспарян, А. Т. Князян // Филологич. науки. -2004.-№ 4.-С. 50−57.
  21. , Г. Д. Национальные образы мира Текст. / Г. Д. Гачев. М.: Прогресс-Культура, 1995. — 479 с.
  22. Гинзбург, JL О лирике Текст. / JI. Гинзбург. изд. 2-е, доп. — Л.: Советский писатель, 1974. — 407с.
  23. , Б.П. Анализ поэтического произведения Текст. / Б. П. Гончаров. — М.: Знание, 1987. 28 с.
  24. , А.Я. Категории средневековой культуры Текст. / А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1972. — 318 с.
  25. , В.В. О «субъективном» компоненте языковой семантики Текст. / В. В. Гуревич // Вопр. Языкознания. 1998. — № 1. — С. 27−35.
  26. , С.А. Символы культур Текст. / С.А. Гудимова- Центр гуманит. науч. информ. исслед. -М.: РАН ИНИОН., 2002. -220 с.
  27. , А.К. Художественное мышление в контексте картины мира Текст.: автореф. дисс. канд. филос. наук: 09.00.01 / А.К. Гуляницкая- Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. — М., 1999.- 18 с.
  28. , Е.В. Семантика слова в поэтической речи: (Анализ словоупотребления А. Тарковского и А. Вознесенского) Текст.: автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.02.01 / Е.В. Джанджакова- Институт русского языка АН СССР. М., 1974. — 22 с.
  29. , В.М. Поэтика русской поэзии Текст. / В. М. Жирмунский. СПб.: Азбука-классика, 2001. — 496 с.
  30. , М.В. Об индивидуальной в языковой картине мира Текст. / М. В. Зубец // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Сер. 5, Языкознание. 2003. -С. 116−121.
  31. , В.В., Топоров, В.Н. Славянские языковые моделирующие системы Текст. / В. В. Иванов, В. Н. Топоров. М.: Наука, 1965. — 267 с.
  32. , А. Бунтующий человек Текст. / Альбер Камю- пер. с фр.- общ. ред., сост., предисл., и примеч. А. Руткевича. — М.: ТЕРРА Книжный клуб- Республика, 1999. -416 с.
  33. , Ю. От юности до старости Текст. / Юрий Карабчиевский // Новый мир. 1988. — № 5. — С. 267 — 268.
  34. , Е.Ю. О некоторых формах связи человека с миром в лирике Ар. Тарковского Текст. / Е.Ю. Климанова- Кемеровский государственный университет. Кемерово, 1987. — 21 с. — Деп. в ИНИОН АН СССР 26.05.87, № 29 563.
  35. , Е.Ю. Смысловой объем слова-образа: (Лирика А. Тарковского) Текст. / Е.Ю. Климанова- Кемеровский государственный университет. Кемерово, 1989. — 29 с. — Деп. в ИНИОН АН СССР 20.04.89, № 37 654.
  36. Кун, H.A. Мифы Древней Греции Текст. / H.A. Кун. М.: РИК Русанова- ООО «Издательство Астрель" — ООО «Издательство ACT», 2000. — 624 с.
  37. , М., Мэтьюз, А. Язык цвета Текст. / М. Купер, А. Мэтьюз. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. — 144 с.
  38. , А. «Побратим побратиму.» Текст. / А. Лаврин // Дружба народов. 1983. — № 7. — С. 267 — 269.
  39. , А., Педиконе П. Отец и сын Текст. / А. Лаврин, П. Педиконе // Юность. 1993. — № 6. — С. 26 — 29.
  40. , В.Г. Космос в советской поэзии Текст. / В. Г. Ларцев. М.: Знание, 1977.-64 с.
  41. Леви-Стросс, К. Структурная антропология Текст. / К. Леви-Стросс- пер с фр. В. В. Иванова. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 512 с.
  42. , Ю.И., Сегал, Д.М., Тименчик, Р.Д., Цивьян, Т. В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма
  43. Текст. / Ю. И. Левин, Д. М. Сегал, Р. Д. Тименчик, Т. В. Цивьян // Russian Literature (Hague). 1974. — N 7/8. — P. 49 — 60.
  44. , О.Т. Социальная память как предмет философско-социального анализа Текст. / О.Т. Лойко- Томский государственный университет. -Томск, 2000. 28 с.
  45. , А.Ф. Из ранних произведений Текст.: диалектика мифа / А. Ф. Лосев. М.: Правда, 1990. — С. 395 — 600.
  46. , А.Ф. Самое само: сочинения Текст. / А. Ф. Лосев. М.: ЗАО «ЭКСМО-ПРЕСС», 1999. — 1024 с.
  47. , Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха Текст. / Ю. М. Лотман. Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1972. -271 с.
  48. , Ю.М. Внутри мыслящих миров Текст. / Ю. М. Лотман. М.: Языки русской культуры, 1996. — 464 с.
  49. , Ю.М. История и типология русской культуры Текст. / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство-СПБ, 2002. — 768 с.
  50. , Т.А., Татевосов, С.Г. Пространство говорящего в категориях грамматики, или Что нельзя сказать о себе самом Текст. / Т. А. Майсак, С. Г. Татевосов //Вопр. языкознания. — 2000. — № 5. —С. 68−79.
  51. , М.М. Язык Миф — Культура. Символы жизни и жизнь символов Текст. / М. М. Маковский. — М.: Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 1996.-329 с.
  52. , М.М. Мифопоэтика письма в индоевропейских языках Текст. / М. М. Маковский // Вопр. языкознания. 1999. — № 5. — С. 7386.
  53. , Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока Текст. / Д. Е. Максимов. Л.: Сов. писатель, Ленинградское отделение, 1981. — 552 с.
  54. , С. А. Поэтический мир Ар. Тарковского: (Лирический субъект. Категориальность. Диалог сознаний.) Текст.: дисс. канд. филол. наук: 10.01.01 / С. А. Мансков. Барнаул, 1999. — 201 с. -Библиогр.: с. 186−201.
  55. , А. Поэтический мир Есенина Текст. / А. Марченко. — М.: Сов. писатель, 1989. 302 с.
  56. , Е.М. Поэтика мифа Текст. / Е. М. Мелетинский. М.: Наука, 2000.-407 с.
  57. , Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность) Текст. / Ю. И. Минералов. М.: ВЛАДОС, 1999. -360 с.
  58. , Ю.В. Амбивалентные функции ритуала в эволюции языковых систем Текст. / Ю. В. Монич // Вопр. языкознания. 2000. — № 6. — С. 69 — 97.
  59. , С.Н. Образ природы как компонент поэтической модели мира Текст.: дисс. канд. филол. наук: 10.02.01 / С. Н. Нефедова. -Свердловск, 2001.- 171 с. Библиогр.: с. 155- 170.
  60. , E.H. Душа как ключевой образ поэзии A.A. Тарковского Текст. / E.H. Павловская // сб. науч. работ студентов и аспирантов ВГПУ- ВГПУ. Вологда, 1999. — Вып. 7. — С. 51 — 56.
  61. Papla, Е. Kosmologia Arseniusza Tarkowskiego о zwiazkach liryki poety z mysla filozoficzna pierrea Teilharda de Chardin Текст. / E. Papla // Sacrum w literaturach slowianskich. Lublin, 1997. — S. 269 — 287.
  62. С.А. Концепты мифологического мышления как составляющая концептосферы национальной картины мира Текст.: дисс. д-ра. филол. наук: 10.02.19 / С. А. Питана. Челябинск, 2002. — 364 с. — Библиогр.: с. 301 -343.
  63. , A.A. Слово и миф Текст. / A.A. Потебня. М.: Правда, 1989. — 622 с.
  64. Поцепня, Д. М: Образ мира в слове писателя Текст. / Д. М. Поцепня. -СПб.: Санкт-Петербургский университет, 1997. 262 с.
  65. , В.Я. Исторические корни волшебной сказки Текст. / В. Я. Пропп. — JL: Ленинградский государственный университет ордена Ленина, 1946.-340 с.
  66. , В.Я. Морфология сказки Текст. / В. Я. Пропп. М.: Наука, 1969.- 168 с.
  67. , П.Г. Слово. Стиль. Образ Текст. / П. Г. Пустовойт. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
  68. , A.A. Введение в языкознание Текст.: учеб. для филологич. спец. / A.A. Реформатский. — М.: Аспект Пресс, 2003. 536 с. 91 .Рубинштейн, С.JI. Бытие и сознание. Человек и мир Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. — 512 с.
  69. , С.Н. Философская поэзия H.A. Заболоцкого и A.A. Тарковского Текст.: автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.01.01 / С.Н. Руссова- МОПИ им. Н. К. Крупской. М., 1990. — 16 с.
  70. Русские поэты XX века Текст.: учеб. пособ. для филологич. спец. / Сост. Л. П. Кременцов, В. В. Лосев. -М.: Флинта: Наука, 2002. 320 с.
  71. , М. Мы славяне! Текст. / М. Семенова. — М.: Азбука-Терра, 1999.-560 с.
  72. , И.С. Лирический герой А. Тарковского Текст. / И.С. Скоропанова- Минский государственный университет. — Минск, 1983. 12 с. — Деп. в ИНИОН АН СССР 19.08.83, № 13 886.
  73. , С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского Текст. / С. М. Соловьев. -М.: Высшая школа, 1979. — 177 с.
  74. , JI.A. Три мира Григория Сковороды Текст. / JI.A. Софронова. М.: Индрик, 2002. — 464 с.
  75. , P.C. Русская философская лирика. 1910-е годы. И. Бунин, А. Блок, В. Маяковский Текст.: учеб. пособ. / P.C. Спивак. — М.: Флинта: Наука, 2005. 408 с.
  76. , Ю.С. Константы. Словарь русской культуры: Опыт исследований Текст. / Ю. С. Степанов. — М.: Высшая школа, 1997. — 824 с.
  77. , О.О. Библейская символика в творчестве Б. Пастернака, А. Ахматовой, А. Тарковского Текст.: автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.01.01 / О.О. Столяров- Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького РАН. М., 2006. — 15 с.
  78. , И.А. Фреймовый анализ в исследовании идиостилей Текст. / И. А. Тарасова // Филологич. науки. 2004. — № 4. — С. 42−49.
  79. , О.В. Семиотический аспект моделирования природы и социума в художественном мире В.М. Шукшина Текст.: автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.01.01 / О.В. Тевс- Барнаульский государственный университет. Барнаул, 1999. — 16 с.
  80. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека. Вселенская месса Текст. / Пьер Тейяр де Шарден- пер. с фр. H.A. Садовского. М.: Айрис-пресс, 2002. — 352 с.
  81. Тейяр де Шарден П. Божественная среда Текст. / Пьер Тейяр де Шарден- пер. с фр. О. С. Вайнер. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. — 314 с.
  82. Тибетская книга мертвых Текст. / Пер. с англ. О. Т. Тумановой. 2-е изд., испр. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 384 с.
  83. , М. Восточная философия Текст. / Мел Томпсон- пер. с англ. Ю. Бондарева. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.-384 с.
  84. , В.Н. Пространство и текст Текст. / В. Н. Топоров // Текст: семантика и структура. — М.: Наука, 1983. — С. 227−284.
  85. , В.Н. Модель мира Текст. / В. Н. Топоров // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. Т. 2. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 2000. — С. 161 — 163.
  86. , Т.В. О типах познания в древнегерманской мифологической модели мира Текст. / Т. В. Топорова // Вопр. языкознания. 2000. — № 2. — С. 35−47.
  87. , Е.В. Языковая картина мира VS. обиходные представления (модель восприятия в русском языке) Текст. / Е. В. Урысов // Вопр. языкознания. 1998. — № 2. — С. 3 — 21.
  88. , Б.А. Поэтика композиции Текст. / Б. А. Успенский. СПб.: Азбука, 2000. — 352 с.
  89. Философия Текст.: уч. для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. М.: Юрист, 2002. — 520 с.
  90. , О.Л. Образы времени в поэзии А. Тарковского Текст. / О. Л. Филлипова // Филологические этюды: сб. науч. тр. / Саратовский университет. Саратов, 2001. — Вып. 4. — С. 126 — 128.
  91. , Д. Мировая динамика Текст. / Джей Форрестер- пер. с англ. А. Ворощук, С. Пегова. М.: ООО «Издательство ACT" — СПб.: Terra Fantastica, 2003. — 379 с.
  92. Фрейд, 3. Тотем и табу: Психология первобытной культуры и религии Текст. / Зигмунд Фрейд- пер. с нем. И. А. Савкина. СПб.: Алетейя, 2000. — 223 с.
  93. , Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии Текст. / Дж. Дж. Фрезер- пер. с англ. М. К. Рыклина. М.: ООО «Издательство ACT" — ЗАО НПП «Ермак», 2003. — 781, [3] с.
  94. Ханзен-Леве, А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика Текст. / А. Ханзен-Леве- пер. с нем. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Академический проект, 2003. 816 с.
  95. Цветущая сложность: Разнообразие картин митра и художественных предпочтений субкультур и этносов Текст. / Науч. ред. К. Б. Соколов. СПб.: Алетейя, 2004. — 544 с.
  96. , Т.Л. Лирика Арсения Тарковского в контексте поэзии Серебряного века Текст.: автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.01.01 / Т.Л. Чаплыгина- Ивановский государственный университет. -Иваново, 2007.- 16 с.
  97. , JI.П. Слово трава в поэтической речи А. Тарковского Текст. / Л. П. Черкасова // Вопр. стилистики: сб. науч. тр. / Саратовский университет. Саратов, 1993. — Вып. 24. — С. 58 — 63.
  98. , М.М. Поэзия Арсения Тарковского: диалог культур и времен Текст.: автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.01.01 / М.М. Черненко- Киевский университет им. Тараса Шевченко. Киев, 1992. -18 с.
  99. , С. Крупным планом: Поэзия наших дней (проблемы и характеристики) Текст. / С. Чупринин. М.: Сов. писатель, 1983. -287 с.
  100. , И.О. Мыслящая муза: «Открытие природы» в поэзии XVIII века Текст. / И. О. Шайтанов. М.: Высшая школа, 1989. -382 с.
  101. , М.И. Первобытная мифология и философия Текст. /М.И. Шахнович. -М.: Наука, 1971.-239 с.
  102. , Ф. Система трансцендентального идеализма Текст. / Ф. Шеллинг- пер. с нем. Л.: Соцэкгиз, 1936. — 420 с.
  103. Я. Модель числа как фрагмент русской языковой картины мира Текст.: автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.02.01 / Я. Шичжан- МГУ. -М., 2001. 22 с.
  104. , А.Д. Русская языковая модель мира: материалы к словарю Текст. / А. Д. Шмелев. — М.: Языки славянской культуры, 2002. 224 с.
  105. , И.И. Реконструкция фрагментов авторской картины мира Текст. / И. И. Шутова. Пермь: ПТУ, 2003. — 48 с.
  106. , М. Аспекты мифа Текст. / Мирча Элиаде- пер. с франц. В.П. Большакова- [вст. статья Е. Строгановой]. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический проект, 2001. — 240 с.
  107. , М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной»: система пейзажных образов в русской поэзии Текст. / М. Н. Эпштейн. М.: Высш. школа, 1990. — 303 с.
  108. Юм, Д. О человеческой природе Текст. / Давид Юм- пер. с англ. С. И. Церетели. СПб.: Азбука. — 2001. — 320 с.
  109. Юнг, К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов Текст. / Карл Густав Юнг- пер с нем. A.A. Спектор. Мн.: Харвест, 2004. — 400 с. 145. «Я жил и пел когда-то .»: воспоминания о поэте Арсении Тарковском Текст. / Сост. М. А. Тарковская. Томск: Водолей, 1999. — 352 с.
  110. , Е.С. О понятии «культурная память» в применении к семантике слова Текст. / Е. С. Яковлева // Вопр. языкознания. 1998. — № 3. — С. 43−73.
  111. I. Справочные издания и словари
  112. , В., Дюмотц, И., Головин, С. Энциклопедия символов Текст. / В. Бауэр, И. Дюмотц, С. Головин- пер. с нем. Г. И. Гаева. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. — 512 с.
  113. , Х.Э. Словарь символов Текст. / Х.Э. Керлот- пер с исп.- отв. ред. C.B. Пролеев. M.: REFL-book, 1994. — 608 с.
  114. Лермонтовская энциклопедия Текст. / Гл. ред. В. А. Мануйлов. -М.: Советская энциклопедия, 1981. 784 с.
  115. , М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: образ мира и миры образов Текст. / М. М. Маковский. М.: Владос, 1996. — 416 с.
  116. , JI.T. Словарь славянской мифологии: происхождение славянской мифологии и этноса Текст. / JI.T. Мирончиков. Мн.: Харвест, 2004. — 304 с.
  117. Мифы народов мира. Энциклопедия Текст. В 2 т. Т. 1 / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 2000.- 672 с.
  118. Мифы народов мира. Энциклопедия Текст. В 2 т. Т. 2 / Гл. ред. С. А. Токарев. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 2000.- 720 с.
  119. , С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений Текст. / С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова- РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е. изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  120. Полная энциклопедия символов Текст. / Сост. В. М. Рошаль. -М.: Эксмо- СПб.: Сова, 2003. 528 с.
  121. , В.П. Словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты Текст. / В. П. Руднев. М.: Аграф, 1999. — 384 с.
  122. , Б.В. Булгаковская энциклопедия Текст. / Б. В. Соколов. М.: Локид- Миф, 1996. — 592 с.
  123. Философский энциклопедический словарь Текст. / Редкол. С. С. Аверенцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
  124. Эмблемы и символы Текст. / В ступ. ст. и коммент. А. Е. Махова. 2-е. изд., испр. и доп. с оригин. гравюрами 1811 г. — М.: Интрада, 2000.-368 с.
Заполнить форму текущей работой